«Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Герои повести. Мифические образы и их роль в произведении». Сказка «Ночь перед Рождеством»: главные герои

«Ночь перед Рождеством» Гоголь Н. В. включил в цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки». События в произведении происходят во времена как раз в тот период, когда после работы Комиссии, занимающейся упразднением к ней явились казаки.

«Ночь перед Рождеством». Гоголь Н. В. Обещание Вакулы

Подошел к концу последний предрождественский день. Наступила ясная морозная ночь. Никто не видит, как в небе летает парочка: ведьма собирает звезды в рукав, а черт ворует месяц. Казаки Свербыгуз, Чуб, Голова и еще кое-кто собираются пойти в гости к дьяку. У него будут праздновать Рождество. Оксана, 17-летняя дочь Чуба, о красоте которой говорили во всей Диканьке, осталась дома одна. Она как раз принаряжалась, когда в хату вошел влюбленный в девушку кузнец Вакула. Оксана обращалась с ним сурово. В это время в хату ввалились веселые, шумные девушки. Оксана стала им жаловаться, что ей некому даже черевички подарить. Вакула пообещал достать их ей, причем такие, какие не у каждой панночки имеются. Оксана при всех дала слово выйти замуж за Вакулу, если он принесет ей такие черевички, как у самой царицы. Упавший духом кузнец ушел домой.

«Ночь перед Рождеством», Гоголь Н. В. Гости у Солохи

В это время к его матери пришел Голова. Он сказал, что не отправился к дьяку из-за метели. В дверь постучали. Голова не хотел, чтобы его застали у Солохи и спрятался в мешок из-под угля. Стучал дьяк. Оказывается, к нему вообще никто не пришел, и он тоже решил провести время в доме Солохи. В дверь еще раз раздался стук. На этот раз пришел казак Чуб. Солоха спрятала дьяка в мешок. Но не успел Чуб рассказать о цели своего прихода, как снова кто-то постучал. Это вернулся домой Вакула. Не желая с ним столкнуться, Чуб залез в тот же мешок, в который до него забрался дьяк. Не успела Солоха закрыть дверь за сыном, как к дому подошел Свербыгуз. Так как прятать его уже было некуда, она вышла с ним поговорить в огород. У кузнеца из головы не выходила Оксана. Но тем не менее он заметил мешки в хате и решил их убрать перед праздником. На улице в это время полным ходом шло веселье: слышались песни, колядки. Среди смеха и разговора девушек кузнец услышал и голос своей любимой. Он выбежал на улицу, решительно подошел к Оксане, попрощался с ней и сказал, что на этом свете она его больше не увидит.

«Ночь перед Рождеством», Гоголь Н. В. Помощь черта

Пробежав несколько домов, Вакула остыл и надумал обратиться за помощью к Пацюку, бывшему запорожцу, слывшему странным и ленивым. В его хате кузнец увидел, что хозяин сидит с открытым ртом, а вареники сами окунаются в сметану и отправляются ему в рот. Вакула поведал Пацюку о своей беде, сказал, что в таком отчаянии готов обратиться даже к черту. На этих словах в хате появился нечистый и пообещал помочь. Они выскочили на улицу. Вакула поймал черта за хвост и приказал нести его к царице в Петербург. В это время Оксана, опечаленная словами кузнеца, жалела о том, что была с парнем слишком сурова. Наконец-то все заметили мешки, которые Вакула давно уже вынес на улицу. Девушки решили, что там много добра. Но когда развязали их, обнаружили казака Чуба, Голову и дьяка. Смеялись и шутили над этим происшествием целый вечер.

Н. В. Гоголь, «Ночь перед Рождеством». Содержание: на приеме у царицы

Вакула летит в звездном небе на черте. Сначала он боялся, но потом расхрабрился настолько, что даже подшучивал над бесом. Скоро они прибыли в Петербург, а потом и во дворец. Там на приеме у царицы как раз были казаки. Вакула присоединился к ним. Кузнец высказал царице свою просьбу, и она велела ему вынести самые дорогие вышитые золотом башмачки.

Пересказ. Гоголь, «Ночь перед Рождеством»: возвращение Вакулы

В Диканьке стали говорить, что кузнец то ли утопился, то ли случайно утонул. Оксана не поверила этим слухам, но все же огорчилась и ругала себя. Она поняла, что влюбилась в этого парня. На следующее утро отслужили заутреню, потом обедню и только после нее появился Вакула с обещанными черевичками. Он спросил у отца Оксаны разрешения засылать сватов, а потом показал девушке черевички. Но она сказала, что они ей не нужны, ведь она и без них… Дальше Оксана не договорила и покраснела.

Канун Рождества, ночь. Выглянули звезды и месяц. Пришло время славить Христа и колядовать. Но вдруг в Диканьке из трубы одной хаты вместе с клубами дыма выскочила ведьма. Сидя на метле, поднимаясь всё выше, хватала она с неба в рукав звёзды. Откуда ни возьмись появилось чёрное пятнышко и стало превращаться в нечто странное. Спереди была мордочка, похожая на лицо немца в пенсне, но с пятачком, как у свиньи, и козлиной бородкой. На голове были рожки. А одето это существо было в мундир, как губернский стряпчий. Завершал странную картину торчавший из-под мундира хвост. Это был чёрт, который явился для того, чтобы погрешить и пошалить перед таким важным для людей событием, как Рождество. Чёрт взвился ввысь и украл месяц. Но зачем?

Он знал, что в эту ночь дочь Чуба, красавица Оксана, останется дома одна, потому что её батя уйдёт в дьяку на кутью. И к ней придёт кузнец, который известен в околотке как живописец, искусно расписывающий иконы. Он был человек богобоязливый, и за это чёрт его не любил. Особенно обозлился он на кузнеца после того, как тот нарисовал картину Страшного суда и поверженного чёрта. Нечистый после этого поклялся отомстить кузнецу.

А между тем Чуб и Панас собрались в гости к дьякону в его новую хату. Но лишь вышли за порог, погрузились в полную темноту. В чём дело - поняли быстро: месяца-то нет! Кум предложил остаться дома, но Чуб, который и сам этого хотел, был всё-таки упрямым и наперекор словам Панаса сказал, что идти надо.

В это время Оксана любовалась собой перед зеркалом и сама с собой вела диалог. Хороша ли она на самом деле, как люди говорят. Нет, не хороша. Глаза чёрные, прожигающие, косы, как змеи. Но нет - хороша! Счастлив будет тот, кому она в жёны достанется. За этим самолюбованием и застал её кузнец Вакула. Девушка рассердилась и в то же время смутилась. Но и насмешка была в её взгляде.

Оксана пытает Вакулу, верно ли люди говорят, что мать его ведьма. В ответ она слышит, что кузнецу всё это безразлично. А важна для него только она.

На самом деле Солоха, мать Вакулы, ведьма. Это она летала по небу. Домой она вернулась вместе с чёртом. И это не единственный её гость. К ней захаживают многие из хуторских мужиков. При этом никто не подозревает, что есть у ловкой Солохи ещё обожатели. Больше всего она мечтала породниться с богатым вдовцом Чубом. Она боялась, что влюбленный в Оксану Вакула женится на девушке и получит всё её добро, а сама Солоха уже не сможет зажить одной семьёй с казаком. Не положено, согласно христианским правилам.

В доме Солохи нечаянно столкнулись черт и заплутавшие Чуб с кумом. Разозлённый чёрт устроил сильную метель, чтобы вернуть обратно Чуба, а заодно спугнуть кузнеца. Чуб действительно возвращается, но кузнец, не узнав его, гонит прочь.

Чуб снова идёт к Солохе, с которой уже вовсю кокетничает чёрт. Месяц вылетает из кармана нечистого и возвращается на небо. Погода устанавливается хорошая, начинается массовое колядование.
Оксана хвалит подружкины черевички, и кузнец обещает, что достанет ей такие же, и даже лучше - какие мало у какой панночки есть. Оксана в ответ горделиво требует царских черевичек и обещает в случае успеха пойти за Вакулу замуж. Парубок и сердится на возлюбленную, и не может противиться её чарам.

Между тем у Солохи в доме происходит целая комедия с мешком. Сначала туда попадает чёрт из-за опасности попасться на глаза сельскому голове, который зашёл к женщине из-за метели. Потом слышится стук в дверь дьяка. Вдова велит прятаться голове в мешок.

Дьяк рассыпается в любезностях перед Солохой, но вскоре является казак Чуб. Испуганный служитель церкви прыгает в другой мешок. Дьяка сразу отправили в мешок из-под угля, но уже в другой. Служитель церкви оказался таким худым и так съежился от страха, что сверху неплохо было насыпать дополнительных полмешка угля.

Чуб уверен в том, что он здесь один, шутит, но вот раздаётся стук в дверь, и появляется кузнец. Чуб оказывается в одном мешке с дьяконом.

Вакула сокрушается о том, что совсем потерял волю из-за Оксаны. Он уносит мешки, оставленные посреди хаты. Охваченный грустными мыслями, он не замечает их подозрительной тяжести. И, когда снова видит Оксану, прогуливающуюся за окном с молодёжью, волнуется с новой силой. Девушка напоминает ему о своём капризе - черевичках. Вакула бежит прочь, а жители Диканьки распространяют слухи, что кузнец или сошёл с ума, или повесился.

Вакула идёт к запорожцу Пузатому Пацюку: тот «немного сродни черту», робко просит показать ему дорогу к черту. Хозяин ест галушки и вареники, не прилагая никаких усилий: еда сама запрыгивает ему в рот. Пацюк говорит, что черт у кузнеца за плечами. И правда, на улице черт выпрыгивает из мешка и обещает Вакуле Оксану. Но кузнец хитёр: он хватает черта за хвост, осеняет крестом и приказывает везти себя к царице в Петербург.

Содержимое мешков «оживает», ухажёры Солохи понимают, что она их одурачивала, и доверие к ней сходит на нет.

Кузнец оказывается в Петербурге, находит запорожцев, которые по осени были проездом в Диканьке, и просит взять его на приём к царице. Роскошь дворца потрясает молодого парубка. Он вместе с запорожцами предстаёт перед императрицей и просит у неё царских черевичек. Екатерина тронута искренностью и простодушием кузнеца и исполняет его желание.

На хуторе в это время бабы собрались на улице и спорят о судьбе Вакулы. Оксана волнуется, плохо спит ночь, утром бежит в церковь искать кузнеца. Не найдя его там, расстраивается до слёз. А кузнец уже вернулся, выспался и стал собираться к Чубу свататься. Чуб, злой на легкомысленную и лукавую Солоху, отвечает согласием. По душе ему подарки Вакулы. Видит он и то, что сама Оксана счастлива. Обретя вновь любимого, она готова идти за него замуж « и без черевиков» . Вакула женился, как и хотел и ярко расписал свою хату. А в церкви он намалевал до того страшного черта, что все «плевали, когда проходили мимо».

  • «Ночь перед Рождеством», анализ повести Гоголя

Повесть «Ночь перед Рождеством» также принадлежит к цик-лу «Вечера на хуторе близ Диканьки». События в повести необыч-ны, фантастичны, похожи на сказку. Повествование насквозь пропитано духом фольклора, сказочных преданий и легенд. Ос-новное действие сосредоточено вокруг жителя Диканьки — куз-неца Вакулы, «силача и детины хоть куда», и героя всех русских поверий — беса. Завязкой повести можно считать разговор Окса-ны, первой красавицы села, с Вакулой, влюбленным в нее до беспамятства. Оксана дает кузнецу обещание выйти за него за-муж, если он принесет ей черевички — такие, какие носит сама императрица. Кульминационным моментом повести, бесспорно, является чудесный полет Вакулы на черте до Петербурга и об-ратно. В результате он добывает своей возлюбленной башмачки. В развязке Вакула мирится с отцом Оксаны, с которым был не в ладах, и берет замуж красавицу.

Практически все читатели, когда-либо окунавшиеся в сказоч-ный мир «Вечеров на хуторе», отмечали необыкновенную поэтич-ность, обаяние текстов Н. В. Гоголя. Откуда берет писатель такой колорит, такое мастерство? Отличительной особенностью повес-ти, как, впрочем, и всех повестей цикла, является широкое ис-пользование фольклора. Это проявляется, прежде всего, в самих событиях и образах произведения. Из народных представлений черпает Гоголь образы черта, задумавшего украсть месяц, ведь-мы, вылетающей через трубу, изображает их полет, баловство ведьмы со звездами. Исследователи творчества Гоголя проводят параллели и между волшебным полетом Вакулы и народными ле-гендами. В повести Гоголь воспроизводит дух украинской глубин-ки, дает, по словам А. С. Пушкина, «живое описание племени поющего и танцующего, свежую картину малороссийской приро-ды, этой веселости, простодушной и вместе лукавой».

Н. В. Гоголь обладает удивительным свойством сочетать реаль-ное со сказочным, вымышленным. Перед нами возникает особый мир со своими правилами и законами, со своими традициями: парни и девушки по старинному веселому обычаю в ночь перед Рождеством идут колядовать, они поют песни-колядки, желают хозяину и хозяйке здоровья и богатства, уважаемые и почита-емые казаки ходят друг к другу в гости. И в этот вполне реаль-ный мир настолько органично вливается мир сказочный, что ка-жется, будто так и должно быть. Эти два мира в повести сливают-ся в единое нерасторжимое целое. И вот уже кажется, что нет ничего обыкновеннее ведьмы, вылетающей в трубу, месяца, пля-шущего в руках черта, да и самого черта… Образ беса в повести наделен вполне конкретными чертами, как внешними, так и внут-ренними. Автор объясняет нам его поступки, рассказывает о его мыслях, кроме того, он наделяет его особым обаянием, которое, вопреки народным традициям, не вызывает у нас чувства отвра-щения или страха.

Созданию сказочной атмосферы помогают природные зарисовки. Многие явления природы оживают в этом зачарованном мире. «Гля-нули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру».

Герои повести — самые обыкновенные люди, которых вы, казалось бы, можете встретить, лишь только завернете за угол. Это свойство В. Г. Белинский считал «первым признаком истинно художественного произведения». Со всеми героями «Ночи перед Рождеством» вы как будто давно знакомы. Но эти люди с такой теплотой и любовью описаны автором, что невольно залюбуешься ими. Однако это вовсе не значит, что перед нами проходит гале-рея идеальных людей. Нет. Гоголь наделяет своих героев качества-ми обыкновенными. Вот красавица Оксана. Ну чем не идеал? А между тем она спесива, своенравна, капризна, самолюбива. Ува-жаемый всеми голова, почитаемый Чуб — похаживают к Солохе.

Да и сам Вакула часто несдержан. Так, например, он готов «отло-мать с досады бока первому попавшемуся человеку» после разго-вора с капризной Оксаной.

Все дело в том поэтичном слоге, которым повествуется о жи-телях Диканьки.

Язык произведений Гоголя требует особого внимания. Именно с помощью колоритного, насыщенного лиризмом языка писатель рисует в своих произведениях картины украинской жизни. А сколь-ко восторга, сколько упоения в его рассказе, сколько любви и нежности! Материал с сайта

Отличительной особенностью повести является присутствие живительного и бодрого смеха. И действительно, как много ко-мичных по своей природе сцен в «Ночи…»! Разве не смешон по-чтенный житель села, всеми почитаемый богатый купец Чуб, в ночь перед Рождеством при всем честном народе вылезающий из мешка! Достоин улыбки и голова, также попавший в мешок. Ну как не рассмеяться от души над тем странным диалогом между ними: «А позволь спросить тебя, чем ты смазываешь свои сапоги, смальцем или дегтем? — Дегтем лучше! — сказал голова». Юмо-ром пропитано, казалось бы, все повествование: описание чуда-честв ведьмы, черта, перебранка баб, не на жизнь, а на смерть спорящих о том, как умер кузнец, утонул или повесился. Здесь смех Гоголя еще далек от той неизменной формулы, которой при-выкли называть его художественный метод — «смех сквозь сле-зы». Это придет к нему позднее. А пока мы смеемся до слез над простодушными героями его «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

В повести «Ночь перед Рождеством» есть одна особенность, которая отличает ее от других повестей цикла. Здесь присутству-ет вполне определенный исторический фон. В тексте встречают-ся реальные исторические лица: князь Потемкин, Екатерина II, Фонвизин, он угадывается, но не называется прямо. Все это по-зволяет говорить о примерных временных рамках произведения. Это вторая половина XVIII века.

План

  1. Экспозиция. Появление черта и ведьмы. Черт крадет месяц.
  2. Разговор кузнеца Вакулы с красавицей Оксаной. Оксана про-сит черевички, какие сама царица носит. За это обещает выйти замуж за Вакулу.
  3. Вакула идет за советом к Пацюку, запорожцу.
  4. Вакула подчиняет себе черта и летит в Петербург.
  5. Вакула у императрицы.
  6. Возвращение кузнеца и счастливое объяснение с Оксаной.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • подробный план к повести гоголя ночь перед рождеством
  • краткий план сочинения ночь перед рождеством
  • "ночь перед рождеством" анализ
  • главная идея ночь перед рождеством
  • гоголь описание оксаны

На смену последнему дню перед Рождеством приходит ясная морозная ночь. Дивчины и парубки ещё не вышли колядовать, и никто не видел, как из трубы одной хаты пошёл дым и поднялась ведьма на метле. Она черным пятнышком мелькает в небе, набирая звезды в рукав, а навстречу ей летит черт, которому «последняя ночь осталась шататься по белому свету». Укравши месяц, черт прячет его в карман, предполагая, что наступившая тьма удержит дома богатого козака Чуба, приглашённого к дьяку на кутю, и ненавистный черту кузнец Вакула (нарисовавший на церковной стене картину Страшного суда и посрамляемого черта) не осмелится прийти к Чубовой дочери Оксане. Покуда черт строит ведьме куры, вышедший из хаты Чуб с кумом не решаются, пойти ль к дьячку, где за варенухой соберётся приятное общество, или ввиду такой темноты вернуться домой, - и уходят, оставив в доме красавицу Оксану, принаряжавшуюся перед зеркалом, за чем и застаёт ее Вакула. Суровая красавица насмехается над ним, ничуть не тронутая его нежными речами. Раздосадованный кузнец идёт отпирать дверь, в которую стучит сбившийся с дороги и утративший кума Чуб, решив по случаю поднятой чёртом метели вернуться домой. Однако голос кузнеца наводит его на мысль, что он попал не в свою хату (а в похожую, хромого Левченка, к молодой жене коего, вероятно, и пришёл кузнец), Чуб меняет голос, и сердитый Вакула, надавав тычков, выгоняет его. Побитый Чуб, разочтя, что из собственного дома кузнец, стало быть, ушёл, отправляется к его матери, Солохе. Солоха же, бывшая ведьмою, вернулась из своего путешествия, а с нею прилетел и черт, обронив в трубе месяц.

Стало светло, метель утихла, и толпы колядующих высыпали на улицы. Девушки прибегают к Оксане, и, заметив на одной из них новые расшитые золотом черевички, Оксана заявляет, что выйдет замуж за Вакулу, если тот принесёт ей черевички, «которые носит царица». Меж тем черта, разнежившегося у Солохи, спугивает голова, не пошедший к дьяку на кутю. Черт проворно залезает в один из мешков, оставленных среди хаты кузнецом, но в другой приходится вскоре полезть и голове, поскольку к Солохе стучится дьяк. Нахваливая достоинства несравненной Солохи, дьяк вынужден залезть в третий мешок, поскольку является Чуб. Впрочем, и Чуб полезает туда же, избегая встречи с вернувшимся Вакулой. Покуда Солоха объясняется на огороде с пришедшим вослед козаком Свербыгузом, Вакула уносит мешки, брошенные посреди хаты, и, опечаленный размолвкой с Оксаною, не замечает их тяжести. На улице его окружает толпа колядующих, и здесь Оксана повторяет своё издевательское условие. Бросив все, кроме самого малого, мешки посреди дороги, Вакула бежит, и за ним уж ползут слухи, что он то ли повредился в уме, то ли повесился.

Вакула приходит к запорожцу Пузатому Пацюку, который, как поговаривают, «немного сродни черту». Застав хозяина за поеданием галушек, а затем и вареников, кои сами лезли Пацюку в рот, Вакула робко спрашивает дороги к черту, полагаясь на его помощь в своём несчастье. Получив туманный ответ, что черт у него за плечами, Вакула бежит от лезущего ему в рот скоромного вареника. Предвкушая лёгкую добычу, черт выскакивает из мешка и, сев на шею кузнеца, сулит ему этой же ночью Оксану. Хитрый кузнец, ухватив черта за хвост и перекрестив его, становится хозяином положения и велит черту везти себя «в Петембург, прямо к царице».

Найдя о ту пору Кузнецовы мешки, девушки хотят отнести их к Оксане, чтоб посмотреть, что же наколядовал Вакула. Они идут за санками, а Чубов кум, призвав в подмогу ткача, волочит один из мешков в свою хату. Там за неясное, но соблазнительное содержимое мешка происходит драка с кумовой женой. В мешке же оказываются Чуб и дьяк. Когда же Чуб, вернувшись домой, во втором мешке находит голову, его расположенность к Солохе сильно уменьшается.

Кузнец, прискакав в Петербург, является к запорожцам, проезжавшим осенью через Диканьку, и, прижав в кармане черта, добивается, чтоб его взяли на приём к царице. Дивясь роскоши дворца и чудной живописи по стенам, кузнец оказывается перед царицею, и, когда спрашивает она запорожцев, приехавших просить за свою Сечь, «чего же хотите вы?», кузнец просит у ней царских ее башмачков. Тронутая таковым простодушием, Екатерина обращает внимание на этот пассаж стоящего поодаль Фонвизина, а Вакуле дарит башмачки, получив кои он почитает за благо отправиться восвояси.

В селе в это время диканьские бабы посередь улицы спорят, каким именно образом наложил на себя руки Вакула, и дошедшие об том слухи смущают Оксану, она плохо спит ночь, а не найдя поутру в церкви набожного кузнеца, готова плакать. Кузнец же попросту проспал заутреню и обедню, а пробудившись, вынимает из сундука новые шапку и пояс и отправляется к Чубу свататься. Чуб, уязвлённый вероломством Солохи, но прельщённый подарками, отвечает согласием. Ему вторит и вошедшая Оксана, готовая выйти за кузнеца «и без черевиков». Обзаведшись семьёй, Вакула расписал свою хату красками, а в церкви намалевал черта, да «такого гадкого, что все плевали, когда проходили мимо».

Надеемся, что вам понравилось краткое содержание повести Ночь перед рождеством. Будем рады, если вы найдете время прочитать эту повесть целиком.

Представляем Вам краткое содержание повести Н.В. Гоголя из цикла «Вчера на хуторе близ Диканьки». Как обычно, мы подготовили для Вас целых 2 варианты краткого содержания (переказа) повести "Ночь пред рождеством".

Краткое содержание повести Ночь перед Рождеством

Повесть начинается с описания картины ночного украинского хутора. Завершился последний перед Рождеством день, а за ним наступила ясная звездная ночь. Из трубы одной хаты на метле взлетает ведьма. Она летает по ночному небу и собирает звезды. А в это время черт крадёт месяц. Он это сделал потому, что знал, сегодня Чуб приглашен дьяком на кутью, а дочь его красавица останется дома, к ней в это время придет кузнец. Вот этому кузнецу и мстил черт. Кузнец этот, довольно добротный художник, написал однажды картину, где святой Петр в день страшного суда изгоняет из ада злого духа. Черт всячески мешал кузнецу, но работа была доделана, доска внесена в церковь и вделана в стену. С тех пор и поклялся черт мстить кузнецу. Украв месяц, черт надеялся, что в такую темноту Чуб никуда не пойдет, а кузнец при отце не решится приходить к дочке Чуба.

Чуб же, выходя вместе с Панасом в это время из своей хаты, раздумывал, на что ему решиться: идти к дьяку или нет. Чуб всё-таки решился идти и оба кума отправились к дьяку.

Оксана, дочь Чуба, слыла первой красавицей на хуторе. Однако по характеру она была капризна и избалована. Следствием чего стал стабильный интерес к ней со стороны местных кавалеров, но интерес этот был обычно непродолжительным. Со временем, ребята предпочитали более простых и столь избалованных девушек. И лишь кузнец Вакула не оставлял ее в покое, хоть она и обращалась с ним не лучше, чем с прочими.

Как только Чуб ушёл, Вакула поспешил к своей пассии. Кузнец признается Оксане в любви. Однако Оксана, по наитию лишь флиртует с юношей и даже откровенно измывается над ним. В этом время раздался стук в дверь и Вакула, опережая Оксану, спешит открыть дверь.

Вместе с этим в небе заскучала ведьма. Ей надоело летать, и она отправилась домой. Следом за ней летит черт. Тут стоит сказать, что ведьма является матерью Вакулы. Зовут её Солоха, ей около 40 лет, внешностью она была ни дурна и ни хороша. Однако Солоха так умела очаровывать козаков, что к ней ходили многие, при этом даже и не подозревая, что у них есть соперники. При этом, наибольшее почтение она оказывала зажиточному Чубу, так как хотела женить его на себе и прибрать его богатство к рукам. Коварная Солоха опасалась, что сын Вакула опередит её, женившись на Оксане раньше, чем она сможет окольцевать Чуба. Да бы опередить своего же собственного сына на пути к богатствам Чуба, она постоянно ссорит их между собой.

Следуя за Солохой, чёрт заметил, что Чуб все-таки ушел из дома. Черт начал разрывать снег, чтобы поднялась метель. Так он хотел заставить Чуба воротиться домой. Но из-за того, что метель была слишком сильна, Чуб с кумом долго не могли найти хату. Наконец Чубу вроде бы удалось найти свой дом. Он постучал в окно, но в ответ услышал голос Вакулы. Чуб подумал, что забрел не туда, но и уходить не спешил. Чубу стало крайне интересно - чья же это хата и к кому ходит кузнец, Чуб прикинулся колядующим, сказал, что пришел поколядовать, но Вакула выгнал его сильным ударом по спине. Побитый, Чуб отправился к Солохе.

Когда черт летал из трубы хаты Солохи и обратно, у него выпал месяц и поднялся на небо, что осветило все вокруг. Парубки и девчата вышли колядовать. Зашли друзья и к Оксане. На одной из девушек она увидела славные черевички, и ей захотелось такие же. Вакула пообещал Оксане, что достанет для нее самые лучшие. Оксана поклялась, что если Вакула привезет ей черевики, которые носит сама царица, она выйдет за него замуж.

В это время черт разнежился у Солохи, целовал ей руки, но тут послышался стук и голос Головы. Черту оставалось только спрятаться в один из мешков с углем, которые оставил Вакула около входа. Голова рассказал, что шел к дьяку, а когда началась метель, решил свернуть к Солохе. Опять раздался стук. Это пришел дьяк. Голова просит его спрятать, Солоха прячет его в самый большой мешок с углем. Дьяк вошел и сказал, что, так как из-за метели к нему никто не пришел, он решил праздновать у Солохи. Опять раздался стук. На сей раз пришел Чуб. Солоха прячет дьяка в другой мешок из-под угля. Чуб пришел к Солохе выпить водки, так как совсем замерз. Опять стук в дверь и голос: «Отвори». Пришел домой Вакула. Солоха, испуганная появлением сына, указала Чубу на мешок, в котором уже сидел дьяк. Чуб залез в него, дьяк не мог даже кашлем выдать свое присутствие, а потому терпел сильную боль. Вакула, войдя в хату, сначала завалился на лавку, но потом заметил, что так и не убрал мешки с углем. Он решил их вынести. Думая об Оксане, кузнец вышел на улицу. Там во всю шло празднование. Кузнец, услышав среди голосов гуляющих голос Оксаны, бросил тяжелые мешки и, оставив в руках только небольшой мешок, пошел в толпу. Оксана опять посмеялась над бедным Вакулой. Больше терпеть не было сил, и Вакула решил утопиться. Он побежал что есть сил на край деревни. Но на полпути одумался и решил ᴎдти к пузатому Пацюку просить совета. Пацюк тот был знахарем, стоило ему пошептать несколько слов, недуг как рукой снимало. Вакула просит Пацюка указать ему дорогу к черту, так как другого средства помочь в его деле с Оксаной не вᴎдит. Но Пацюк отвечает, что «тому не нужно далеко ходить, у кого черт за плечами». Вакула, испуганный, вышел из хаты. А черт тут как тут: начал нашептывать кузнецу, что поможет ему с Оксаной, только контракт надо подписать. Вакула схватил черта за хвост, сел на него и поднял руку для крестного знамения. Черт взмолился, что все сделает, только не надо класть на него знамения. Вакула приказал доставить его прямо к царице в Петербург.

Оксана долго раздумывала над тем, как поступила с кузнецом. А вдруг он влюбится в другую? Но потом страхи прошли, и она уже смеялась с подругами. Подруги Оксаны обнаружили мешки, которые оставил Вакула, и решили, что это он наколядовал так много. Но так как поднять их не было сил, все побежали за санками. В это время худощавый кум выходил из шᴎʜка и увᴎдел мешки, тоже решив, что кто-то наколядовал. На помощь он позвал ткач, т.к. самому дотащить мешок до дома ему было не по силам. Дома из-за мешка началась драка между ними и женой кума. Драка была остановлена внезапным появлением из мешка Чуба. Следом за ним вылез и дьяк. Чуб дивится хитрости Солохи, которая прячет своих ухажеров по мешкам.

Девушки, вернувшись, обнаружили только один мешок, но решили, что хватит с них того, что есть. Они повалили мешок на санки и повезли его в хату Оксаны. Девушки стали развязывать мешок и обнаружил, что там кто-то сидит. В это время входил в дом Чуб. Он сразу понял, что мешок этот тоже из дома Солохи. Из мешка вылез Голова. Все пришли в замешательство. Голова, нахлобучив капелюх, ушел. А Чуб еще долго изливал свою досаду на Солоху.

Между тем Вакула добрался на чёрте до Петербурга. Он приказал черту вести его к запорожцам, которые осенью проезжали через Диканьку и теперь были в городе. Запорожцы сразу узнали кузнеца. Он просит их взять с собой к царице. Запорожцы долго отказывались, но потом, не без вмешательства черта, согласились. Вакула надел такое же платье, что и у них, и все поехали во дворец. Там кузнец, обратившись к царице, попросил такие же черевички, как на ней. Царица приказала принести самые дорогие, шитые золотом. Вакула подивился красоте черевичек, сделав попутно комплимент царице о стройности ее ног. После этого кузнец приказал черту выносить его из дворца, и вдруг очутился за шлагбаумом.

Тем временем на хуторе разошёлся слух, что кузнец не то утопился, не то повесился. Оксана, узнав такую новость, всю ночь не могла уснуть, все думала о Вакуле, «и к утру влюбилась по уши в кузнеца».

На утром черт вернул Вакулу к его хате. Вместо благодарности Вакула три раза огрел чёрта хворостиной по спине. Черт бросился бежать. Вакула зашел домой, повалился на лавку и проспал до обеда. Затем он надел праздничный наряд, взял черевички и отправился к Чубу. Чуб был удивлен появлением кузнеца, которого все считали мертвым. Вакула просит руки Оксаны, показывает, какие привез черевички, Чуб соглашается. Но теперь Оксане уже не нужны были черевички. Сам кузнец стал для неё основным объектом интереса.

Повесть завершается тем, что Вакула и Оксана женятся по церковным обычаям.

Краткое содержание (пересказ) повести Ночь перед Рождеством - вариант № 2

Ясная морозная ночь накрывает хутор после предрождественского дня. Дивчины и парубки пока еще не вышли колядовать. Это позволяет местной ведьме Солохе незаметно взлететь в небо за звёздами. Навстречу Солохе летит черт, которому «последняя ночь осталась шататься по белому свету». Укравши месяц, черт прячет его в карман.

Чёрт надеется, что тьма не пустит из дому зажиточного козака Чуба, приглашенного к дьяку на кутю, и ненавистный черту кузнец Вакула (нарисовавший на церковной стене картину Страшного суда и посрамляемого черта) не осмелится прийти к Чубовой дочери Оксане.

Пока строит ведьме куры, вышедший из хаты Чуб с кумом не решаются, пойти ли к дьячку, где за варенухой соберется приятное общество, или ввиду такой темноты вернуться домой, — и уходят. Дома Чуб оставляет красавицу-дочку Оксану, принаряжавшуюся перед зеркалом, за чем и застает ее кузнец - Вакула.

Тут нужно кратко сказать, что Вакула - сын ведьмы Солохи и он влюблён к Оксану. Избалованная красавица весьма скверна характером. Её краса притягивает парубков, но серьёзных отношений с ней никто не строит. Очень быстро парни, насытившись ненасытной и меркантильной девицей, предпочитают ей более скромных девушек. И лишь Вакула беззаветно и слепо любит дерзкую бестию. Вредная и коварная красавица насмехается над ним, ничуть не тронутая его нежными чувствами. Обиженный кузнец идет отпирать дверь, в которую стучит сбившийся с дороги Чуб, решив по случаю поднятой чертом метели вернуться домой. Но голос кузнеца наводит его на мысль, что он попал не в свою хату (а в похожую, хромого Левченка, к молодой жене коего, вероятно, и пришел кузнец), Чуб меняет голос, и сердитый Вакула, надавав ему тычков, выгоняет переодетого козака. Побитый Чуб, поняв, что из собственного дома кузнец явно ушел, отправляется к его матери, Солохе. Солоха же, бывшая ведьмою, вернулась из своего путешествия, а с нею прилетел и черт, обронив в трубе месяц.

Стало светло, метель утихла, и толпы колядующих высыпали на улицы. Девушки прибегают к Оксане, и, заметив на одной из них новые расшитые золотом черевички, Оксана заявляет, что выйдет замуж за Вакулу, если только он достанет ей черевички, «которые носит царица». Меж тем черта, разнежившегося у Солохи, спугивает голова, не пошедший к дьяку на кутю. Черт проворно залезает в один из мешков, оставленных среди хаты кузнецом, но в другой приходится вскоре полезть и голове, поскольку к Солохе стучится дьяк. Нахваливая достоинства несравненной Солохи, дьяк вынужден залезть в третий мешок, поскольку является Чуб. Впрочем, и Чуб полезает туда же, избегая встречи с вернувшимся Вакулой. Покуда Солоха объясняется на огороде с пришедшим вослед козаком Свербыгузом, Вакула уноϲᴎт мешки, брошенные посреди хаты, и, опечаленный размолвкой с Оксаною, не замечает их тяжести. На улице его окружает толпа колядующих, и здесь Оксана повторяет свое издевательское условие. Броϲᴎв все, кроме самого малого, мешки посреди дороги, Вакула бежит, и за ним уж ползут слухи, что он то ли повредился в уме, то ли повеϲᴎлся.

Вакула приходит к запорожцу Пузатому Пацюку, который, как поговаривают, «немного сродни черту». Застав хозяина за поеданием галушек, а затем и вареников, кои сами лезли Пацюку в рот, Вакула робко спрашивает дороги к черту, полагаясь на его помощь в своем несчастье. Получив туманный ответ, что черт у него за плечаᴍᴎ, Вакула бежит от лезущего ему в рот скоромного вареника. Предвкушая легкую добычу, черт выскакивает из мешка и, сев на шею кузнеца, сулит ему этой же ночью Оксану. Вакула, схитрив, хватает черта за хвост и велит ему везти себя «в Петербург, прямо к царице».

Найдя о ту пору Кузнецовы мешки, девушки хотят отнести их к Оксане, чтоб посмотреть, что же наколядовал Вакула. Они идут за санкаᴍᴎ, а Чубов кум, призвав в подмогу ткача, волочит один из мешков в свою хату. Там за неясное, но ϲоблазнительное ϲодержимое мешка происходит драка с кумовой женой. В мешке же оказываются Чуб и дьяк. Когда же Чуб, вернувшись домой, во втором мешке находит голову, его расположенность к Солохе сильно уменьшается.

Кузнец, прискакав в Петербург, является к запорожцам, проезжавшим осенью через Диканьку, и, прижав в кармане черта, добивается, чтоб его взяли на прием к царице. Дивясь роскоши дворца и чудной живописи по стенам, кузнец оказывается перед царицею, и, когда спрашивает она запорожцев, приехавших просить за свою Сечь, «чего же хотите вы?», кузнец просит у ней царских ее башмачков. Тронутая таковым простодушием, Екатерина обращает внимание на этот пассаж стоящего поодаль Фонвизина, а Вакуле дарит башмачки, получив кои он кракто почитает за благо отправиться восвояси.

Тем временем диканьские бабы посередь улицы спорят, как именно покончил с собой Вакула. Слухи об этом тревожат душу Оксаны, она плохо спит ночь, а не найдя поутру в церкви набожного кузнеца, готова плакать. Кузнец же попросту проспал заутреню и обедню, а пробудившись, вынимает из сундука новые шапку и пояс и отправляется к Чубу на сватовство. Чуб, хоть и обиженный вероломством Солохи, но всё-таки «умасленный» шикарными подарками, отвечает согласием. Ему вторит и вошедшая Оксана, готовая выйти за кузнеца «и без черевиков». Теперь уже семейный Вакула расписал свою хату красками, а в церкви намалевал черта, да «такого гадкого, что все плевали, когда проходили мимо».

Loading...Loading...