Международный онлайн информационно-аналитический центр лезгины считают азербайджан своей родиной. К вопросу об истории лезгинско-азербайджанских взаимоотношений

В России уже несколько лет на самых разных уровнях готовятся к празднованию 2000-летнего юбилея Дербента. Город интересен не только своей долгой и насыщенной историей, но и небывалой полиэтничностью. Он не раз переходил из рук в руки завоевателей, и каждый эмир Дербента приводил с собой соплеменников - будь то русские, персы, арабы, тюрки, которые возводили здесь синагоги, церкви и мечети. Менялся этнический состав населения Дербента, на его базарах и улицах зазвучала многоязычная речь, рождалась своеобразная синтетическая культура. Сейчас Дербенте и вокруг него живут лезгины, табасаранцы, агульцы, рутульцы, цахуры даргинцы, лакцы, таты, русские и азербайджанцы, причем последних здесь по меньшей мере половина.

Вот Сабнова - большое азербайджанское селение, почти слившееся с Дербентом. Во время Великой Отечественной войны более пятидесяти мужчин были призваны отсюда в ряды Красной армии, многие остались на полях сражений. Многих из них страна наградила за боевые заслуги орденами и медалями. Из этого села вышло немало ученых и спортсменов. Например, самый титулованный тяжелоатлет Дагестана мастер спорта международного класса, заслуженный тренер России и Азербайджана, многократный чемпион Советского Союза, рекордсмен мира Авсет Авсетов. Первая женщина - руководитель большого хозяйства и глава администрации села Сабнова Ханум Гюльмагомедова, доктор медицинских наук, профессор, полковник медицинской службы Назим Шихвердиев, доктор психологических наук Сулейман Шихвердиев.

Село Падар известно благодаря роднику на трассе «Кавказ». Дальнобойщики всегда останавливаются здесь, чтобы набрать воды. Тюркское племя падаров жило еще задолго до Кавказской Албании. Разрозненные племена падаров осели не только в Дагестане - говорят, в Азербайджане есть аж три села с названием Падар. Падарцы строго хранят свои обычаи и традиции. Например, женщина носит поднос с выпеченным хлебом на голове, и хотя выпечка в тандыре уже уходит в прошлое, многие в селе пекут хлеб именно в нем.

Вот станция Араблинская . Таких сел и в Дагестане, и в Азербайджане довольно много. В Араблинке живут 2300 человек и почти все семьи интернациональные. На этих землях межнациональные браки практически традиция - когда азербайджанка выходила замуж за лезгина, а лезгинка за азербайджанца, ни у кого не возникало вопросов - это веками было в порядке вещей. Возможно, отсюда и родилось понятие единая отчизна.

Вот Мамедкала . Название села связано с легендарными личностями в истории Кавказа - Фэтэли-хан и Тути бике. Именем Мамеда (по-дагестански - Магомеда) назвали это место в честь сына Кубинского хана. Поэтому в исторических хрониках поселение именуется «Хан Мамед кала» (Крепость хана Магомеда). 250 лет назад обосновались здесь люди, и живут дружной семьей азербайджанцы, табасаранцы, даргинцы, лезгины и лакцы. Они говорят, что здесь на перекрестке четырех дорог воплотились мечты местных жителей, исполнились их желания и чаяния. Тут тоже немало интернациональных семей. Как и в других селах Дагестана, смешанные браки здесь - дело обычное.

А вот село Джемикент . Здесь несколько лет назад в средней школе имени Гейдара Алиева открыли борцовский зал. В село приехала делегация - вице-президент Федерации борьбы Азербайджана (ФБА) Бабек Бабаев, вице-президент ФБА по вольной борьбе Магомед Алиомаров, вице-президент по греко-римской борьбе Эльчин Джафаров, главные тренеры сборных команд Сайпулла Абсаидов, Фарид Мансуров, борцы Виталий Рагимов, Махмуд Магомедов.

Это лишь несколько мест и эпизодов, свидетельствующих о том, что между лезгинами, талышами и азербайджанцами на самом деле нет никакой вражды, хотя такая версия активно подвигается в СМИ. Похожая ситуация и в Азербайджане, где живут северокавказские народы. После развала СССР азербайджанские власти предлагали ускоренное получение гражданства без отказа от гражданства России, и живущие в селе Урьян-Уба российские граждане воспользовались этим предложением. Точка в споре была поставлена в сентябре 2010 года, когда был подписан договор между Россией и Азербайджаном о государственной границе.

Но лезгины считали Азербайджан своей родиной и до этого. Ходят слухи, что азербайджанские лезгины отказывались идти служить в армию, поскольку их насильно отправляли воевать в Карабах. Однако в командном составе Минобороны Азербайджана немало лезгин. Сахиб Ширинов - доброволец азербайджанской армии - был одним из бойцов разведывательного отряда. Он окончил Институт иностранных языков и работал сельским учителем, но после начала войны в Карабахе присоединился к силам самообороны Ходжавендского района. «Во время боевых действий отличается и оценивается не национальная принадлежность, а мужской характер, храбрость, - говорит лезгин Ширинов. - Это война всех народов Азербайджана. Со мной воевали и талыши, и грузины, и русские. Причем, все были добровольцами. Ведь так не бывает, когда идет война, а воюют только граждане, представляющие одну нацию… Не знаю ни одного лезгина, который не приносил славу своей стране - Азербайджану... В Азербайджане уважение к лезгинам настолько сильно, что может позавидовать любой человек. Каждый сантиметр этой страны дорог нам. Карабахская война еще раз доказала мужество лезгин. Мужество - это не только отвага, но и верность, любовь к отчизне, непримиримость к предательству».

По словам Ширинова, командиром его войсковой части был майор Аскеров, офицер бывшей Советской Армии, тоже лезгин. В Азербайджане помнят о подвигах двух Героев Азербайджана, лезгин по национальности, Фахраддина Мусаева и Сергея Муртазалиева, которые, по сути, основали в стране боевую авиацию. До недавнего времени оборонное ведомство Азербайджана также возглавлял лезгин - Сафар Абиев.

После распада СССР в Азербайджане было восстановлено обучение на лезгинском языке. К 2010 году школ с лезгинским языком обучения было уже 126. Чтобы подготовить учителей для этих школ в Гусарском районе был открыт филиал Бакинского педагогического училища. Работу по развитию лезгинского языка и культуры в середины 1990-х координирует лезгинский национальный центр «Самур». Лезгинский ансамбль «Сувар» носит звание «Народного коллектива Азербайджана». С 1998 года в Кусары работает Государственный лезгинский драматический театр. Газеты "Самур", «Кусар», «Ени Самух» и журнал Чирагъ» печатаются на лезгинском языке. Лезгинскую культуру продвигают в массы композитор Эльза Ибрагимова, доктор искусствоведения Нуреддин Габибов, писательница и поэтесса Садагат Керимова, поэтесса Гульбес Аслаханова. Долгое время пост министра образования занимала Лидия Худат кызы Расулова.

Культурные связи Азербайджана и северокавказских республик РФ поддерживаются экономическими. Сейчас товарооборот межу Дагестаном и Азербайджаном составляет 231 млн долларов, причем доля Дагестана не превышает 21 млн, так что перспективы большие. Делегации азербайджанских предпринимателей частые гости на Северном Кавказе. Причем между Грозным и Баку осуществляются прямые авиарейсы самолетами компании "Вайнах-авиа". И Дагестан, и Чечня, и Ингушетия используют азербайджанский опыт в сферах сельского хозяйства и туризма. «В старой части Баку сохранилось много памятников древней архитектуры, к которым там относятся трепетно, - говорит глава Ингушетии Юнус-бек Евкуров. - У нас есть задумка найти возможность отреставрировать старую крепость в селе Гамурзиево, обсудить с проектировщиками вопросы реконструкции старых и строительстве новых улочек, памятников, парков в каждом городе Ингушетии. Они могут стать со временем исторической достопримечательностью и характерной особенностью этих населенных пунктов».

Главы северокавказских республик поддерживают тесные личные отношения с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, а Рамазан Абдулатипов как-то в интервью «Вестнику Кавказа» назвал Гейдара Алиева своим политическим учителем, но очевидно, что самые прочные взаимовыгодные межнациональные отношения складываются тогда, когда они строятся «сверху» и «снизу» одновременно, когда в них задействованы общественные, гуманитарные, миротворческие организации и движения России и Азербайджана. Общество «Дагестан-Азербайджан» еще в декабре 2000 года призвало объявить российско-азербайджанскую государственную границу - зоной мира, политической и социальной стабильности и экономического процветания, в надежде, что пояс мира и спокойствия станет мостом для содействия геополитическим процессам на Кавказе.

лезгины в азербайджане горят, лезгины в азербайджане народ
(лезг. Лезгияр Хlезербажанди, азерб. Ləzgilər Azərbaycanda) - южная часть лезгинского этноса. Являются второй по численности этнической группой в Азербайджане.

  • 1 Численность и расселение
    • 1.1 Общая информация
    • 1.2 Данные переписей и иных статистических материалов
    • 1.3 Альтернативные мнения о численности лезгин в Азербайджане
  • 2 История
  • 3 Общие сведения
    • 3.1 Язык и образование
  • 4 Культура
    • 4.1 Литература
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
  • 7 Литература

Численность и расселение

Общая информация

Лезгины в Азербайджане традиционно проживают в Кусарском, Кубинском, Хачмасском, Габалинском, Исмаиллинском, Огузском, Шекинском,Кахском и Геокчайском районах.

Согласно официальной статистике лезгины составляют 2 % населения Азербайджана, являясь после азербайджанцев вторым по численности народом страны. Значительная часть из них проживает в сельской местности. По переписи 1999 года доля сельских жителей среди лезгин составляла 63,3 %. Основная масса всех лезгин Азербайджана (41 %) сосредоточена в Кусарском районе, где они являются преобладающим населением. Лезгины проживают в 56 из 63 селений Кусарского района. По данным переписи 1979 года лезгины составляли 80 % населения города Кусары.

В Кубинском районе лезгинскими селениями являются Кымыль (англ.)русск., Куснет (англ.)русск., Кашреш (смешанно с азербайджанцами) и Диrax; в Хачмазском районе они населяют селения Кух-оба, Ка-лоптар-оба, Карат-оба, Узден-оба, Торпах-керпи, Тагир-оба, Керим-оба, Орта-оба (англ.)русск., Хан-оба, Укур-оба (англ.)русск., Леджет (англ.)русск., Дустаир-оба (англ.)русск., Зухул-оба (англ.)русск., Селим-оба (англ.)русск., Якуб-оба (англ.)русск., Ясаб-оба, Мурух-оба (англ.)русск., Бала-кусар (англ.)русск., а также смешанно с азербайджанцами проживают в населённых пунктах Кулар, Ширвановка, Тел (англ.)русск. и Махмудкент.

Район/город
республиканского
подчинения
перепись 1999 года перепись 2009 года
численность доля численность доля
Кусарский район 73 278 90,67 % 79 629 90,63 %
город Баку 26 145 1,46 % 24 868 1,22 %
Хачмасский 26 248 18,19 % 24 688 15,50 %
Габалинский район 13 840 16,71 % 16 020 17,11 %
Кубинский 9 312 6,80 % 8 952 5,87 %
Исмаиллинский 7 722 10,70 % 8 076 10,18 %
Шекинский 7 469 4,75 % 7 152 4,19 %
Огузский 5 167 14,16 % 4 831 11,99 %
город Сумгаит 4 402 1,55 % 3 478 1,13 %
Апшеронский район 681 0,83 % 648 0,34 %
Ахсуйский район 484 0,78 % 536 0,76 %
Геокчайский район 1 054 1,05 % 396 0,36 %
Кахский район 609 1,19 % 253 0,48 %
Сиазаньский район 180 0,54 % 150 0,40 %
Агдашский район 106 0,12 % 105 0,11 %
Белаканский район 219 0,26 % 91 0,10 %
Шемахинский район 159 0,20 % 87 0,09 %
Шабранский (Девичинский) район 105 0,23 % 65 0,13 %
город Мингечевир 155 0,16 % 52 0,05 %
Закатальский район 312 0,29 % 50 0,04 %

Данные переписей и иных статистических материалов

Согласно Первой всероссийской переписи населения 1897 года число носителей кюринского наречия (которых принято отождествлять с лезгинами) составляло:

  • В Бакинской губернии:
    • Кубинский уезд - 44,756 (24,42 %), в том числе г. Куба - 221 (1,44 %)
    • Геокчайский уезд - 2045 (1,74 %)
    • Бакинский уезд - 1235 (0,68 %), в том числе г. Баку - 310 (0,28 %)
    • Шемахинский уезд - 73 (0,06 %)
  • В Елисаветпольской губернии:
    • Нухинский уезд - 8506 (7,06 %), в том числе г. Нуха - 114 (0,46 %)
    • Арешский уезд - 5869 (8,72 %), в том числе мест. Агдаш 84 (15,91 %)
    • Джеванширский уезд - 79 (0,11 %)
  • В Тифлисской губернии:
    • Закатальский округ - 975 (1,16 %), в том числе г. Закаталы - 1 (0,03 %)

Материалами учёта национального состава Азербайджана за 1931 год в республике было зафиксировано 79,306 лезгин.

Альтернативные мнения о численности лезгин в Азербайджане

По данным проведённого в 1994-1998 годах исследования численности лезгин в северо-восточных районах Азербайджана, по словам известного азербайджанского политолога Арифа Юнусова, численность лезгин в северо-восточных районах Азербайджана находилась в пределах 250-260 тысяч человек, тогда как лидерами лезгинских движений «Садвал» (в России) и «Самур» (в Азербайджане) приводились цифры в 600-800 тысяч человек. Дагестанские эксперты, чьи оценки опубликованы в региональных СМИ, определяли общую численность лезгин в Азербайджане примерно в 450 тысяч человек. По мнению экспертов Института этнологии и антропологии РАН и Института истории, археологии и антропологии Дагестанского Научного Центра РАН «в Азербайджане число лезгин значительно выше (около 350 тыс. человек). Объясняется это расхождение тем обстоятельством, что многие лезгины, живущие в Азербайджане, фиксируются как азербайджанцы (часто вынужденно)». Согласно энциклопедическому справочнику Этнолог число носителей лезгинского языка в Азербайджане составляло 364 тысячи на 2007 год.

История

Основная статья: История лезгин

В античности на территории нынешних южного Дагестана и северного Азербайджана проживали племена, говорившие на языках нахско-дагестанской группы. древности и в средние века они участвовали в этногенезе ряда народов, в том числе и лезгин. Советский этнограф М. Ихилов рассматривал лезгин как древних обитателей края, численность которых стала уменьшаться во времена распада Кавказской Албании, а затем прихода тюркского и монгольского населения.

"Кубинские Лезгины". Худ. Сейфедин Сейфединов

В середине XVIII века в связи с распадом державы Надир-шаха в Восточном Закавказье возникли десятки полунезависимых ханств и султанств, в том числе Кубинское ханство, в состав которого вошли азербайджанские лезгины. Они проживали в горной части ханства. Позже кубинские лезгины вошли в состав Кубинского уезда Бакинской губернии. Как отмечал российский натуралист, статистик и этнограф второй половины XIX века Н. К. Зейдлиц, давший одну из первых характеристик азербайджанских лезгин, они «занимают по правому берегу р. Самура полосу от 20-30 верст ширины, простирающуюся на 80 верст с вершин главного Кавказского хребта до большой проселочной дороги, проходящей верстах в 10-ти от берега Каспийского моря». Он насчитал в Кубинском уезде 50 аулов и 21 выселок, жители которых целиком или частью говорили по-кюрински (то есть по-лезгински).

Появление многих лезгинских селений Азербайджана связано с переселением части дагестанских лезгин на его территорию. По преданию селение Хазра (англ.)русск. возникло на месте, которое раньше являлось местом отдыха для завоевателей, нападавших на горные сёла. Прослышав об этом, жители высокогорных селений неожиданно напали на противника. Для того, чтобы в воспрепятствовать завоевателям путь в горы, воины селений Кара-Кюре и Микрах решили обосноваться на этом месте и основали здесь селение Яргун. Постепенно сюда стали стекаться жители других горных сёл Шахдагской долины. Предание гласит, что сюда прибыли также шииты из Мискинджи, ставших впоследствии суннитами, отчего в Хазре по сей день существует тухум «шигъяр» («шиитский»). Иную версию приводит Бакиханов: «Жители же села Хазра (прежнего Хазрата - „священный“) Тахмаспом переселены из Персии и размещены близ гробницы его прадеда шейха Джунейда», потому один квартал Хазры именуется шиитским.

Предки жителей с. Гиль Кусарского района, по преданию, вышли из высокогорных селений Ахтынского и Курахского районов. Образование же с. Юхари-Тахирджал (англ.)русск. связано с рассказом о неком Тахире, который спустился с Микрахских гор (Шалбуздага) и основал здесь поселение. Этнографические материалы показывают, что среди азербайджанских лезгин сохраняется немало тухумов, переселившиеся из аулов дагестанских лезгин. Например, один из тухумов с. Кинджан Кусарского района - «к1елетар», переселился из с. Каладжух Ахтынского района. другом селении Судур (англ.)русск. того же района, есть тухум «халифаяр», который, как полагают, происходит из с. Испиг Касумкентского района. таких селения Кусарского района как Ечехур, Дустаир (англ.)русск., Юхари-Тахирджал представлены тухумы «югулар» или «крар», переселившиеся из с. Кара-Кюре Ахтынского района и.т.д.

Лезгины из села Лаза Кубинского уезда (ныне Кусарский район), 1880 год.

Не меньшую роль в переселению дагестанских лезгин на территорию предгорной и плоскостной части Северного Азербайджана сыграло передвижение безземельных горцев с северных склонов Большого Кавказа на южные. Территория расселения азербайджанских лезгин представляет собой плодородный край, где можно разводить сады, огороды и.т.п., в то время как поселения дагестанские лезгины находятся в труднодоступных горных местах, зачастую на крутых скалах, где резко ощущалась нехватка земли. Как пишет Х. Х. Рамазанов «В 1850 г. в Докузпаринском магале было 10 селений, причем жители 8 селений отправлялись на отхожий промысел в Нухинский уезд. Одна треть жителей Балуджа, половина населения Ялтуга, 24 двора Джин Джига и 74 двора Ихири из-за недостатка земли переселились в Азербайджан и основали там новые селения». 1860-1870-х гг. в Северном Азербайджане наблюдалось интенсивное переселение горцев на равнину в область Мюшкюр. частности, часть жителей из 47 лезгинских селений образовали в этих местах 35 выселков (7,3 тыс. человек). Эти выселки не составляли самостоятельных населённых пунктов, а продолжали считаться частью старых горных поселений лезгин, составляя с ними одно целое в отношении землепользования.

Значительную роль в истории лезгин играло отходничество, получившее среди них широкое распространение. конце XIX века малоземельные крестьяне-лезгины уходили на заработки в Баку и в другие города России. связи с этим говорили: «Бакудин рехъ регъуьн рехъ хьиз хьанва» («Дорога в Баку стала подобно дороге на мельницу»), «Баку - авай са кални гана аку» («Посмотри Баку, продав даже свою единственную корову»). Порой юноши уходили на заработки в надежде накопить деньги на свадьбу, поскольку нужно было расплатиться с долгами и содержать семью, что нашло отражение в лезгинских четверостишиях - манияр.

Лезгин из селения Кузун, 1880 год.

На заработки в города Азербайджана уходили и работали многие известные лезгинские поэты: ашуг Саид из Кочхюра, Етим Эмин, являющийся основоположником лезгинской национальной литературы, и Тагир Хрюкский. пролетарском Баку формировалось творчество поэта Гаджи Ахтынского, ставшим первым поэтом-пролетарием не только в лезгинской, но и во всей дагестанской литературе. Военный губернатор Дагестанской области в донесении наместнику царя на Кавказе от 1905 года свидетельствовал о большом влиянии революционного Баку на Южный Дагестан: «Жители чутко прислушиваются и интересуются всем тем, что происходит в России и на Кавказе, и в особенности в Баку. С этим последним население округа (то есть Самурского округа - прим.), и в особенности селения Ахты, тесно связано как с пунктом, где оно всегда находит заработок… Несомненно, что жизнь в Баку и все тамошние события растлевающим образом действуют на пребывающих там лезгин». Как писал Л. И. Лавров: «В конце XIX века рост числа лезгин, уходивших на заработки в Баку и другие центры, привёл к зарождению лезгинского пролетариата». Уже в 1905 года рабочий-большевик Кази-Магомед Агасиев создал при Бакинском комитете РСДРП лезгинскую большевистскую группу «Фарук».

Представители лезгинского народа активно участвовали в общественно-политических и революционных событиях в Азербайджане конца XIX - начала XX вв. Баку работал и вёл революционную работу среди рабочих-нефтяников Нажмудин Самурский. Другой большевик-лезгин, Мухтадир Айдинбеков, организовывал в лезгинских районах Азербайджана красные партизанские отряды, подготовляя восстание против иностранных интервентов и мусаватистов, но в 1919 году он был арестован последними в Тагар-Обе (англ.)русск. (Кубинский уезд) и убит в кубинской тюрьме. Именем ещё одного большевика-революционера, Кази Магомеда Агасиева, в Азербайджане даже был назван город Аджигабул и одноимённый район (ныне им возвращены старые названия). Вместе с тем, были и те, кто состоял на государственной службе Азербайджанской Демократической Республики (АДР). Так, например, первым министром государственного контроля АДР стал лезгин Ибрагим-бек Гайдаров.

В 1938 году в Верховный Совет Азербайджанской ССР I-ого созыва было избрано 7 лезгин. Среди депутатов Верховного Совета Азербайджанской ССР 7-го созыва (1967-1970) также было 7 лезгин. По данным на 1 января 1979 года 8,085 лезгин являлись членами Коммунистической партии Азербайджанской ССР (англ.)русск., составляя 2,6 % от общего числа.

В начале 1990-х гг. в местах компактного проживания лезгинского населения активно действовали активисты движения «Садвал», ставившего своей кардинальной целью создать на территории Дагестана и Азербайджана государство Лезгистан. Организовывались нападение со стороны Дагестана на азербайджанскую погранзаставу в Кусарском районе (1993 г.) и теракт в бакинском метро (1994 г.), по обвинения в которых было осуждено десяток «садвалистов». После этого активность движения пошло на спад. Примечательно, что председатель функционирующего в Азербайджане лезгинского национального центра «Самур» Мурад-ага Мурадагаев во время празднования десятилетия этого общества в 2002 году, заявил что вклад в победу над Садвалом также внёс лезгинский центр «Самур»: «Нам удалось сломать хребет сепаратистов, которые представляли нам карту Лезгистана. Сейчас „Садвал“ потерял своё влияние в Азербайджане».

В тот период кроме Садвала в стране действовали другие общественно-политические организации лезгин. августе 1992 года в Азербайджане была учреждена Лезгинская демократическая партия Азербайджана (Партия национального равенства Азербайджана), просуществовавшая до 1995 года, пока её регистрация не была отменена.

Общие сведения

Большинство лезгин в Азербайджане исповедуют суннитский ислам (шафиитский мазхаб). Выборочное обследование Госкомстата Азербайджана в 1991 году показало, что почти пятая часть (19,2 %) лезгин состоят в смешанных браках, прежде всего с азербайджанцами, что является наиболее высоким показателем в стране.

Язык и образование

Азербайджанские лезгины разговаривают на кубинском наречии лезгинского языка, которое включает в себя кубинский и кутунский диалекты, а также ряд других диалектов и говоров. По предварительным сведениям (А. Н. Генко, М. М. Гаджиев, У. А. Мейланова, А. Г. Гюльмагомедов, М. Саадиев) оно занимает промежуточное положение между кюринским и самурским наречиями лезгинского языка. Вместе с тем, издаваемая в Азербайджане литература на лезгинском языке образует на лексико-фонетическом, морфолого-синтаксическом уровнях новый, отличный от дагестанского варианта литературный язык. Помимо родного они также свободно владеют азербайджанским языком. По данным переписи 1989 года 47,5 % азербайджанских лезгин назвали азербайджанский язык в качестве второго языка, которым они свободно владеют.

В 1932-1933 гг. удельный вес лезгин, учащихся в общеобразовательных школах Азербайджана, составлял 2,9 %, что превышало по показателям местных курдов, аварцев и татов. 1934 году 0,3 % всех студентов вузов, 0,4 % студентов рабфаков и 2,4 % студентов техникумов Азербайджанской ССР были лезгины. По утверждению писателя Забита Ризванова и Р. Ризванова в 1936 году лезгины были лишены их конституционных прав: для того, чтобы получить высшее образование, они должны были платить единовременную сумму, называемую "лезги пулу" - лезгинские деньги. 1963 году ЦК КП Азербайджана приняло специальное Постановление об обучении лезгин на родном языке, издании районной газеты и решении других культурных задач.

До 1939 года школьное обучение у азербайджанских лезгин велось на лезгинском языке, пока в 1940 году оно не было переведено на азербайджанский по причине их владения азербайджанским языком и сложности создания учебникова. Предметное обучение лезгинского языка было вновь введено в 1963 году в школах Кубинского и Кусарского районов с контингентов лезгинских учащимихся. 1966 году в Баку был издан учебник «Лезги чIал» для 1-2-го классов, а также несколько сборников художественной литературы на лезгинском языке. Однако вскоре преподавание лезгинского языка прекратилось.

Школьное обучение на лезгинском языке было восстановлено лишь после распада СССР. 1996/97 учебном году в 94 школах Азербайджана лезгинскому языку обучались 14,818 учеников. С 1998-1999 учебного года в Бакинском филиале Дагестанского государственного университета началась подготовка специалистов по аварскому и лезгинскому языкам и литературе, а в 2003 году приказом Министерства образования Азербайджана были утверждены учебные программы для 1-4-го классов средней школы по нескольким языкам народов Азербайджана, в том числе и по лезгинскому. Для подготовки преподавательских кадров для лезгинских школ был открыт Кусарский филиал Бакинского педагогического училища им. М. А. Сабира. самом Кусарском районе в настоящее время лезгинский язык в качестве предмета изучается все 11 классов. 2004 году в Бакинском филиале ДГУ специальность «преподавателя лезгинского языка» (факультет дагестанской филологии) получили 12 студентов, в 2005 году - 8. Позже 2008 году Бакинский филиал ДГУ был закрыт.

Культура

С целью координации работ по развитию лезгинского языка и культуры в Азербайджане был создан лезгинский национальный центр «Самур». На лезгинском языке в стране издаются газеты Самур, «Кусар», «Ени самух» и «Алпан», а также литературный журнал Чирагъ.

В 1996 году в Баку сформировался лезгинский ансамбль песни и танца «Сувар», получивший звание «Народный коллектив Азербайджана», а в 1998 году в Кусары был открыт Государственный лезгинский драматический театр.

Литература

Основная статья: Лезгинская литература

У лезгин Азербайджана активно развивалось местное художественно творчество. Из их среды вышло немало поэтов и писателей, произведения которых периодических издавались в Баку. советское время здесь вышли книги Неймата Лезгина «В горах» (1964), «Улитка» (1966), «Песни о труде» (1975). Был напечатан сборник произведений лезгинских писателей Азербайджана «Свет счастья» (1970), изданы книги «Тропа» Н. Пашаева (1972), «Моя муза» 3. Ризванова (1972) и др.. активе поэты и писателя Музаффар Меликмамедов (лезг.)русск. поэтический сборник «КIанидакай кьве виш мани» («Двести песен о любимой») (Баку, 1998), книга «Къубадин гъулгъула» об исторических событиях XIX века и.т.д. 2000 году в Баку была издана антология лезгинской литературы «Акъата шегьредиз», а в 2004 году - сборник стихов Гульбес Асланхановой «Вун рикIеваз» («С тобой в сердце») (Баку, 2004) и др.

Примечания

  1. Михаил Алексеев, Казенин К. И., Мамед Сулейманов. Дагестанские народы Азербайджана: политика, история, культур. - М.: Европа, 2006. - С. 6. - ISBN 5-9739-0070-3.
  2. Юнусов А. С. Этнические и миграционные процессы в постсоветском Азербайджане.
  3. 1 2 3 Агаширинова С. С. Материальная культура лезгин XIX-начало XX в.. - Наука, 1978. - С. 3-4.
  4. Этносостав населения Кусарского района. 1979
  5. Ethnic composition of Azerbaijan 1999
  6. Ethnic composition of Azerbaijan 2009
  7. Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. Распределение населения по родному языку и уездам Российской Империи кроме губерний Европейской России/ Бакинская губерния/ Кубинский уезд - весь. «Демоскоп». Архивировано из первоисточника 5 августа 2012.
  8. Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. Распределение населения по родному языку и уездам Российской Империи кроме губерний Европейской России/ Бакинская губерния/ Кубинский уезд - г. Куба. «Демоскоп». Архивировано из первоисточника 5 августа 2012.
  9. Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. Распределение населения по родному языку и уездам Российской Империи кроме губерний Европейской России/ Бакинская губерния/ Геокчайский уезд - весь. «Демоскоп». Архивировано из первоисточника 5 августа 2012.
  10. Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. Распределение населения по родному языку и уездам Российской Империи кроме губерний Европейской России/ Бакинская губерния/ Бакинский уезд - весь. «Демоскоп». Архивировано из первоисточника 5 августа 2012.
  11. Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. Распределение населения по родному языку и уездам Российской Империи кроме губерний Европейской России/ Бакинская губерния/ Бакинский уезд - г. Баку. «Демоскоп». Архивировано из первоисточника 5 августа 2012.
  12. Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. Распределение населения по родному языку и уездам Российской Империи кроме губерний Европейской России/ Бакинская губерния/ Шемахинский уезд - весь. «Демоскоп». Архивировано из первоисточника 5 августа 2012.
  13. Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. Распределение населения по родному языку и уездам Российской Империи кроме губерний Европейской России/ Елизаветпольская губерния/ Нухинский уезд - весь. «Демоскоп». Архивировано из первоисточника 5 августа 2012.
  14. Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. Распределение населения по родному языку и уездам Российской Империи кроме губерний Европейской России/ Елизаветпольская губерния/ Нухинский уезд - г. Нуха. «Демоскоп». Архивировано из первоисточника 5 августа 2012.
  15. Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. Распределение населения по родному языку и уездам Российской Империи кроме губерний Европейской России/ Елизаветпольская губерния/ Арешский уезд - весь. «Демоскоп». Архивировано из первоисточника 5 августа 2012.
  16. Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. Распределение населения по родному языку и уездам Российской Империи кроме губерний Европейской России/ Елизаветпольская губерния/ Арешский уезд - мест. Агдаш. «Демоскоп». Архивировано из первоисточника 5 августа 2012.
  17. Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. Распределение населения по родному языку и уездам Российской Империи кроме губерний Европейской России/ Елизаветпольская губерния/ Джеванширский уезд - весь. «Демоскоп». Архивировано из первоисточника 5 августа 2012.
  18. Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. Распределение населения по родному языку и уездам Российской Империи кроме губерний Европейской России/ Тифлисская губерния/ Закатальский округ - весь. «Демоскоп». Архивировано из первоисточника 5 августа 2012.
  19. Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. Распределение населения по родному языку и уездам Российской Империи кроме губерний Европейской России/ Тифлисская губерния/ Закатальский округ - г. Закаталы. «Демоскоп». Архивировано из первоисточника 5 августа 2012.
  20. так как административные границы губерний российской империи не совпадали с современными границами государств, в качестве численности лезгин Азербайджана указана сумма по Бакинской (48 192 носителя кюринского наречия) и Елисаветпольской (14 503 носителя кюринского наречия) губерниям, а также Закатальский округ Тифлисской губернии (975 носителей кюринского наречия): 63 670 носителя кюринского наречия.
  21. Всесоюзная перепись населения 1926 года. Национальный состав населения по регионам республик СССР/Закавказская ЗСФСР/Азербайджанская ССР. «Демоскоп». Архивировано из первоисточника 3 февраля 2012.
  22. Всесоюзная перепись населения 1937 года: общие итоги. Сборник документов и материалов. Институт российской истории РАН, «Российская политическая энциклопедия». 2007 ISBN 5-8243-0337-1
  23. Всесоюзная перепись населения 1939 года. Национальный состав населения по республикам СССР/Азербайджанская ССР. «Демоскоп». Архивировано из первоисточника 3 февраля 2012.
  24. Всесоюзная перепись населения 1959 года. Национальный состав населения по республикам СССР/Азербайджанская ССР. «Демоскоп». Архивировано из первоисточника 3 февраля 2012.
  25. Всесоюзная перепись населения 1970 года. Национальный состав населения по республикам СССР/Азербайджанская ССР. «Демоскоп». Архивировано из первоисточника 3 февраля 2012.
  26. Всесоюзная перепись населения 1979 года. Национальный состав населения по республикам СССР/Азербайджанская ССР. «Демоскоп». Архивировано из первоисточника 26 августа 2011.
  27. Всесоюзная перепись населения 1989 года. Национальный состав населения по республикам СССР/Азербайджанская ССР. «Демоскоп». Архивировано из первоисточника 26 августа 2011.
  28. 1 2 Переписи населения Азербайджана 1926, 1939, 1959, 1970, 1979, 1989, 1999, 2009 годов
  29. 1 2 А. Юнусов. Этнический состав Азербайджана (по переписи 1999 года)
  30. Константин Казенин: О чем Медведева не спросят в Азербайджане?// ИА REGNUM
  31. Гаджиев Г. А., Ризаханова М. Ш. Лезгины. кн. Народы Дагестана / Отв. ред. С. А. Арутюнов, А. И. Османов, Г. А. Сергеева. - М.: Наука, 2002. ISBN 5-02-008808-0 стр. 377
  32. Ethnologue: Languages of the World
  33. James Stuart. An Ethnohistorical Dictionary of the Russian and Soviet Empires. - Greenwood Publishing Group, 1994. - P. 27, 28. - 840 p. - ISBN 0313274975, ISBN 978-0-313-27497-8. Оригинальный текст (англ.)

    While this claim may be somewhat tenuous, it cannot be denied that the Caucasian Albanians of ancient and medieval times played a role in the ethnogenesis of the Armenians of Nagomo-Karabagh, the Azerbaijanis*, the Georgians of Kakhetia, and of the Daghestanis*, notably the Laks*, the Lezgins*, and the Tsakhurs*.

  34. Ихилов, 1967, с. 50-51
  35. 1 2 Агеева Р. А. Какого мы роду-племени? Народы России: имена и судьбы. Словарь-справочник. - Academia, 2000. - С. 197-199. - ISBN 5-87444-033-Х.
  36. Ихилов М. М. Народности лезгинской группы: этнографическое исследование прошлого и настоящего лезгин, табасаранцев, рутулов, цахуров, агулов. - Махачкала: Дагестанский филиал Академии наук СССР, 1967. - С. 74.
  37. 1 2 3 4 5 6 Айдын Балаев. Лезгины Азербайджана (рус.), Международный Азербайджанский Журнал IRS-Наследие (2010).
  38. Михаил Алексеев, Казенин К. И., Мамед Сулейманов. Дагестанские народы Азербайджана: политика, история, культур. - М.: Европа, 2006. - С. 68. - ISBN 5-9739-0070-3.
  39. 1 2 3 4 Агаширинова С. С. Материальная культура лезгин XIX-начало XX в.. - Наука, 1978. - С. 110-111.
  40. Бакиханов А. К. Гюлистан-и Ирам. - Баку: Элм, 1991. - С. 22. - ISBN 5-8066-0236-2.
  41. Агаширинова С. С. Материальная культура лезгин XIX-начало XX в.. - Наука, 1978. - С. 111-112.
  42. Агаширинова С. С. Материальная культура лезгин XIX-начало XX в.. - Наука, 1978. - С. 44.
  43. Волкова Н. Г. Миграции и этнокультурная адаптация горцев в условиях равнинного Кавказа (XIX - XX вв.) // Расы и народы. - Наука, 1988. - Т. 18. - С. 127.
  44. Ганиева А. М. Очерки устно-поэтического творчества лезгин. - Наука, 2004. - С. 227. - ISBN 502032714X, 9785020327146.
  45. А.М. Ганиева. Лезгинские манияр об отходничестве // Учение записк. - 1968. - Т. 18. - С. 13.
  46. 1 2 Рамазанов Х. Х., Шихсаидов А. Р. Очерки истории Южного Дагестана. - Махачкала: Дагестанский филиал Академии наук СССР, 1964. - С. 265-266.
  47. Ихилов, 1967, с. 308
  48. Рамазанов Х. Х., Шихсаидов А. Р. Очерки истории Южного Дагестана. - Махачкала: Дагестанский филиал Академии наук СССР, 1964. - С. 249.
  49. Лавров Л. И. Лезгины // Народы Дагестана: сборник статей / ред. М.О. Косвен, Х.-М.О. Хашаев. - Изд-во Академии наук СССР, 1955. - С. 104.
  50. 1 2 Большая советская энциклопедия. - Государственное научное издательство, 1949. - Т. 1. - С. 289. Оригинальный текст (рус.)

    АГАСИЕВ, Кази Магомед (1882-1918) - один из активных подпольщиков, передовых рабочих-большевиков, работавших в Закавказье под руководством И. В. Сталина. Родился в Дагестане в селении Ахты. Работая на бакинских нефтепромыслах, А: участвовал в подпольной деятельности Бакинского комитета РСДРП, организованного в 1901 Л. Кецховели (см.) по указанию И. В. Сталина. 1905 А. создал лезгинскую большевистскую группу «Фарук» при Бакинском комитете РСДРП. Активно участвовал в работе Союза нефтепромышленных рабочих. Был организатором нескольких с.-д. кружков в Юж. Дагестане. А. неоднократно арестовывался и высылался из Баку царским правительством. 1918 А. был комиссаром Дербентского района и Юж. Дагестана. Во время захвата Дербента контрреволюционными бандами Бичерахова и занятия горной части Дагестана германо-турецкими интервентами А. вол подпольную работу и организовал отряды красных партизан. октябре 1918 был арестован и, по приказанию турецкого бея - начальника Кюринского округа, расстрелян. память А. Аджикабульский район Азерб. ССР переименован в Кази-Магомедский (районный центр - г. Кази-Магомод).

  51. Деятели Союза Советских Социалистических Республик и Октярьской революции // Энциклопедический словарь Гранат. - М., 1925. - Т. 41, Ч.III. - С. 6.
  52. 1 2 Большая советская энциклопедия. - Государственное научное издательство, 1949. - Т. 1. - С. 553. Оригинальный текст (рус.)

    АЙДИНБЕКОВ, Мухтадир (Маленький Мамед) (1878-1919) - один из передовых рабочих-революционеров, большевиков, работавших в Азербайджане под руководством П. В. Сталина. Родился в Дагестане, в сел. Ахты; в 1903-06 организовал ряд большевистских групп и организаций рабочих на нефтепромыслах Баку. Активный участник Союза нефтепромышленных рабочих, созданного по инициативе И. В. Сталина бакинскими большевиками в октябре 1906. 1908 был арестован царскими властями и на 3 года сослан в Архангельскую губ. После Февральской буржуазно-демократии, революции А. принимал активное участие в работе с.-д. организации «Гуммет», проводившей большевистскую агитационную работу среди трудящихся масс Азербайджапа. Был одним из большевистских руководителей в борьбе трудящихся за установление Советской власти в Дербенте. Во время господства в Азербайджане контрреволюционного мусаватистского правительства (1918-20) А. работал в подполье среди крестьян, организовывая в лезгинских районах Азербайджана красные партизанские отряды и подготовляя восстание против власти интервентов и мусаватистов. Летом 1919 А. был арестован мусаватистами в Кубинском районе и после жестоких истязаний убит в кубинской тюрьме.

  53. Борцы за власть Советов в Дагестане. - Дагестанское книжное изд-во, 1987. - Т. 1. - С. 24.
  54. Государственная дума Российской империи: 1906-1917: Энциклопедия. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008. - С. 119.
  55. История Азербайджана. - Баку: Изд-во АН Азербайджанской ССР, 1963. - Т. 3, часть 2. - С. 8.
  56. Итоги выборов и состав депутатов Верховных Советов Азербайджанской ССР, Нахичеванской АССР и местных Советов депутатов трудящихся Азербайджанской ССР, избранных в марте 1967 года (статистический сборник). - Баку: Азернешр, 1969. - С. 12.
  57. Коммунистическая партия Азербайджана - боевой отряд КПСС. цифрах, схемах и диаграммах.. - Баку: Азернешр, 1979. - С. 61.
  58. АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА (рус.), Правозащитный центр «Мемориал».
  59. Михаил Алексеев, Казенин К. И., Мамед Сулейманов. Дагестанские народы Азербайджана: политика, история, культур. - М.: Европа, 2006. - С. 18. - ISBN 5-9739-0070-3.
  60. Михаил Алексеев, Казенин К. И., Мамед Сулейманов. Дагестанские народы Азербайджана: политика, история, культур. - М.: Европа, 2006. - С. 20-21. - ISBN 5-9739-0070-3.
  61. Михаил Алексеев, Казенин К. И., Мамед Сулейманов. Дагестанские народы Азербайджана: политика, история, культур. - М.: Европа, 2006. - С. 72. - ISBN 5-9739-0070-3.
  62. Мейланова У. А. Лезгинский язык // Языки Российской Федерации и соседних государств. Энциклопедия в 3-х томах. - М: Наука, 2001. - Т. 2. - С. 228. - ISBN 5-02-011267-4, 5-02-011268-2 (Т.2).
  63. Михаил Алексеев, Казенин К. И., Мамед Сулейманов. Дагестанские народы Азербайджана: политика, история, культур. - М.: Европа, 2006. - С. 71. - ISBN 5-9739-0070-3.
  64. 1 2 Расим МУСАБЕКОВ. Становление независимого азербайджанского государства и этнические меньшинства. sakharov-center.ru. Архивировано из первоисточника 3 февраля 2012.
  65. 1 2 Асланов А. М. Азербайджанский язык в орбите языкового взаимодействия (Социально-лингвистическое исследование). - Баку: Элм, 1989. - С. 71-72. - ISBN 5-8066-0213-3.
  66. Забит Ризванов, Ризван Ризванов. История Лезгин: кратикий научно-популярный очерк. - Об-во книголюбов Дагестана, 1990. - С. 57.
  67. Забит Ризванов, Ризван Ризванов. История Лезгин: кратикий научно-популярный очерк. - Об-во книголюбов Дагестана, 1990. - С. 30.
  68. Ихилов М. М. . Народности лезгинской группы: этнографическое исследование прошлого и настоящего лезгин, табасаранцев, рутулов, цахуров, агулов. - Махачкала: Дагестанский филиал Академии наук СССР, 1967. - С. 340.
  69. Ихилов М. М. . Народности лезгинской группы: этнографическое исследование прошлого и настоящего лезгин, табасаранцев, рутулов, цахуров, агулов. - Махачкала: Дагестанский филиал Академии наук СССР, 1967. - С. 24.
  70. 1 2 Мамед Сулейманов, Константин Казенин, Михаил Алексеев. Дагестанские народы Азербайджана. Политика, история, культура. Архивировано из первоисточника 7 сентября 2012.
  71. Михаил Алексеев, Казенин К. И., Мамед Сулейманов. Дагестанские народы Азербайджана: политика, история, культур. - М.: Европа, 2006. - С. 60. - ISBN 5-9739-0070-3.
  72. Бакинский филиал Дагестанского госуниверситета закрыт за нарушения
  73. Этнические и национальные группы. Azeri.ru. Архивировано из первоисточника 7 сентября 2012.
  74. Михаил Алексеев, Казенин К. И., Мамед Сулейманов. Дагестанские народы Азербайджана: политика, история, культур. - М.: Европа, 2006. - С. 75. - ISBN 5-9739-0070-3.
  75. Лезгинскому ансамблю песни и танца "Сувар" присвоено звание "Народный коллектив Азербайджана". Агентство Международной информации TREND (7 июля 2011). Архивировано из первоисточника 7 сентября 2012.
  76. 1 2 Михаил Алексеев, Казенин К. И., Мамед Сулейманов. Дагестанские народы Азербайджана: политика, история, культур. - М.: Европа, 2006. - С. 77-78. - ISBN 5-9739-0070-3.
  77. Государственные языки в Российской Федерации: Энциклопедический словарь-справочник. - М.: Academia, 1995. - С. 143. - ISBN 5-87444-029-1.

Ссылки

  • Газета Самур, вып. № 1(248). 27.01.2012 г.

Литература

  • Меликмамедов М. Н. Лезги чӀалар (илимдин макъалаяр ва очеркар). - Баку, 2008.

лезгины в азербайджане горят, лезгины в азербайджане народ

Лезгины в Азербайджане Информацию О

БАКУ / Новости-Азербайджан. Лезгины являются второй по численности этнической группой в Азербайджане после самих азербайджанцев.

Лезгины в Азербайджане традиционно проживают в Гусарском, Губинском, Хачмазском, Габалинском, Исмаиллинском, Огузском, Шекинском, Гахском и Гёйчайском районах.

По данным проведенного в 1994-1998 годах исследования численность лезгин в северо-восточных районах Азербайджана составляла 260 тысяч, а по неофициальным цифрам - 800 тыс человек.

По мнению экспертов Института этнологии и антропологии РАН и Института истории, археологии и антропологии Дагестанского Научного Центра РАН , в Азербайджане число лезгин значительно выше, чем на то указывают данные исследования - около 350 тысяч человек. Объясняется это расхождение тем обстоятельством, что многие лезгины, живущие в Азербайджане, фиксируются как азербайджанцы.

История лезгин Азербайджана

В античности на территории нынешних южного Дагестана и северного Азербайджана проживали племена, говорившие на языках нахско-дагестанской группы. В древности и в средние века они участвовали в этногенезе ряда народов, в том числе и лезгин. Советский этнограф Михаил Ихилов рассматривал лезгин как древних обитателей края, численность которых стала уменьшаться во времена распада Кавказской Албании, а затем прихода тюркского и монгольского населения.

В середине XVIII века в связи с распадом державы Надир шаха в Восточном Закавказье возникли десятки полунезависимых ханств и султанств, в том числе Губинское ханство, в состав которого вошли азербайджанские лезгины. Они проживали в горной части ханства. Позже губинские лезгины вошли в состав Губинского уезда Бакинской губернии.

Как отмечал российский натуралист, статистик и этнограф второй половины XIX века Н. К. Зейдлиц, давший одну из первых характеристик азербайджанских лезгин, они "занимают по правому берегу реки Самур полосу в 20-30 верст ширины, простирающуюся на 80 верст с вершин главного Кавказского хребта до большой проселочной дороги, проходящей в 10-и верстах от берега Каспийского моря". Он насчитал в Губинском уезде 50 аулов и 21 выселок, жители которых целиком или частью говорили по-кюрински (по-лезгински - ред.) .

Не меньшую роль в переселению дагестанских лезгин на территорию предгорной и плоскостной части Северного Азербайджана сыграло передвижение безземельных горцев с северных склонов Большого Кавказа на южные.

Лезгины в Баку

В конце XIX века малоземельные крестьяне-лезгины уходили на заработки в Баку и в другие города России. В связи с этим говорили: "Бакудин рехъ регъуьн рехъ хьиз хьанва " ("Дорога в Баку стала подобно дороге на мельницу"), "Баку - авай са кални гана аку " ("Посмотри Баку, продав даже свою единственную корову").

На заработки в города Азербайджана уходили и работали многие известные лезгинские поэты: ашуг Саид из Кочхюра, Етим Эмин, являющийся основоположником лезгинской национальной литературы, и Тагир Хрюкский. В пролетарском Баку формировалось творчество поэта Гаджи Ахтынского, ставшим первым поэтом-пролетарием не только в лезгинской, но и во всей дагестанской литературе.

Представители лезгинского народа активно участвовали в общественно-политических и революционных событиях в Азербайджане конца XIX - начала XX вв. Так, например, первым министром государственного контроля АДР стал лезгин Ибрагим-бек Гайдаров. В 1938 году в Верховный Совет Азербайджанской ССР I-ого созыва было избрано 7 лезгин.

Лезгины считают Азербайджан своей родиной


Сахиб Ширинов - доброволец азербайджанской армии - был одним из бойцов разведывательного отряда в период первой Карабахской войны. Он окончил Институт иностранных языков и работал сельским учителем, но после начала войны в Карабахе присоединился к силам самообороны Ходжавендского района.

Вот цитата из его интервью:

"Во время боевых действий отличается и оценивается не национальная принадлежность, а мужской характер, храбрость, - говорит лезгин Ширинов. - Это война всех народов Азербайджана. В Азербайджане уважение к лезгинам настолько сильно, что может позавидовать любой человек. Каждый сантиметр этой страны дорог нам. Карабахская война еще раз доказала мужество лезгин. Мужество - это не только отвага, но и верность, любовь к отчизне, непримиримость к предательству".

В Азербайджане помнят о подвигах двух Героев Азербайджана, лезгин по национальности - Фахраддина Мусаева и Сергея Муртазалиева , которые, по сути, основали в стране боевую авиацию.

После распада СССР в Азербайджане было восстановлено обучение на лезгинском языке. К 2010 году школ с лезгинским языком обучения было уже 126. Чтобы подготовить учителей для этих школ в Гусарском районе был открыт филиал Бакинского педагогического училища.

Подготовил Али МАМЕДОВ

Лезгины — самобытный и исторический этнос c собственным языком, письменностью, жизненным укладом и традициями. Они живут компактно в 20 административных районах, с двух сторон склонов кавказского хребта вдоль Российско-азербайджанской границы. Численность лезгин составляет свыше 1,2 миллиона человек. Имеют этнические, религиозные, языковые, нравственные, поведенческие и другие традиционные особенности, отличающиеся от остальной части населения, и идентифицируют себя исключительно как “лезгины”.

В силу своей оторванности от возможности повлиять на политические решения, принимаемые Кремлем в национальной политике, лезгины как этнически цельный компонент в геополитических проектах России, скорее всего, не фигурируют. Сам лезгинский вопрос, судя по всему, в некоторых московских кругах рассматривается как дестабилизирующий фактор на границе с Азербайджаном и угрожающий изоляции Азербайджана от России.

Есть мнение, что конфликт, который может разгореться в будущем между азербайджанскими тюрками и лезгинским населением по обе стороне границы России, может втянуть в это противостояние все народы Северного Кавказа. Руководство России же в этом регионе, видимо, больше беспокоит безопасность транзита энергоресурсов с Апшеронского полуострова в Новороссийск. Поэтому интересам некоторых олигархических кругов в Москве, которые имеют большое влияние на формирование политики Кремля, сегодня полностью отвечает замороженное состояние лезгинского вопроса. Если так продолжится, то не исключено, что в перспективе лезгинский вопрос вовсе может быть торпедирован Москвой в исключительных геополитических форс-мажорных ситуациях, вероятность возникновения которых сегодня вполне прогнозируема. Тем не менее, следует иметь в виду, что стремительно меняющаяся геополитика региона может получить в лице лезгин немало сюрпризов.

Важно отметить, что азербайджанская пропаганда успешно стимулирует антирусские настроения в Южном Дагестане, и она вовсе не проводится бесцельно. Так, в ходе недавно проведенного опроса среди молодежи в Южном Дагестане выяснилось, что половина опрошенных предпочитает жить в составе Азербайджана, нежели России. Они мотивируют это отсутствием всяких перспектив для собственного развития и федеральной целевой политики для развития социально-экономической жизни региона. Перешагнув границу на Самуре, молодые люди попадают совсем в разные реальности, и проводят параллели между наглядными результатами проводимой политики Кремля и Баку.

Ведь лезгины — де-факто разделенный народ государственной границей между Россией и Азербайджаном. В настоящее время, в силу агрессивной пропаганды из Баку с помощью средств массовой информации и, что немаловажно, чиновников разного уровня, родственные связи на обеих сторонах границы явно работают в пользу бакинских идеологов. Плюс ко всему этому, пятая колонна Баку в Южном Дагестане сидит очень крепко и получает всемерную поддержку от Азербайджана. Благодаря такой мощной поддержке, официальные лица АР регулярно, причем, недвусмысленно, заявляют о своих притязаниях к российскому городу Дербенту, который имеет 5000-летнюю историю. Недавнее переименование улицы Советской в г. Дербенте в честь Гейдара Алиева под одобрительные возгласы руководства Республики Дагестан подтверждает твердость намерения Баку в этом вопросе. Кроме того, Баку настойчиво предлагает инвестиции в инфраструктуру Южного Дагестана –Лезгистана.

Однако ни Москва, ни Махачкала в этом не видят выгоды для себя, чему существует очевидные причины. И в предоставленной свободе выбора лезгинские самостийные настроения с очевидными темпами растут вовсе не в пользу России.

По фактам исторического пребывания в составе Российской империи мы везде замечаем, что Россия к лезгинам относилась, скажем, не очень жестоко, как к другим народам края, но в то же время очень равнодушно и осторожно. В итоге лезгины, занимая стратегически самый важный регион на Южном Кавказе, так и не стали форпостом России и не смогли создать свою республику. Этого не допустило руководство России. Такая «профилактическая работа» по предотвращению возможных нежелательных последствий для РФ среди лезгинского населения продолжается по сей день. Она проводится в форме одобрения политики, проводимой из Баку и Махачкалы против самой лезгинской идеи, целью которой является недопущение поднятия лезгин на политическую борьбу за свое будущее.

Хотя лезгин относят к дагестанским группам языковой принадлежности, на самом деле по своим особенностям лезгины относятся не к дагестанским народам. Они представляют культурный мир ранней Кавказской Албании и позднего иранского Ширвана. Лезгины, по существу, мало участвовали в кавказских войнах против России. Они, в основном, были заняты борьбой против завоевателей с Юга. Ареал исторического расселения лезгин ныне принадлежит им и заканчивается Дербентской крепостью – северной границей государства Кавказской Албании.

Получается, что волею судьбы народ, имеющий свою обособленную культуру, язык, территорию и историю, оказался между наковальней и молотом. Свое спасение лезгины справедливо видят в создании Лезгинского административного субъекта в составе России, по аналогии с ранним Дербентским округом Российской Империи, а ныне — Южного Дагестана, куда входит Самурский округ с 10 административными лезгинскими районами, начиная от города Дагестанские огни до реки Самур. Это и есть южные границы России с Азербайджанкой Республикой, Грузией, а через Каспийское море — с Казахстаном и Туркменистаном.

Факт остается фактом: лезгинский вопрос тушить не удастся, и он найдет свое решение в ином варианте расклада сил. Лезгинам, интегрированным в русскую и российскую культуру, хотелось бы, чтобы их вопрос был решен в Москве. Это мотивировано тем, что русская культура несет меньшую угрозу их будущему, чем тюркская или азербайджанская экспансия со их махровыми религиозными и националистическими составляющими. В части этнического будущего они не без основания считают, что их безопасность связана с Россией.

При распаде СССР лезгинам открывалась перспектива для создания своего государства на территориях их исторического проживания. Национально-освободительное движение лезгин в Южном Дагестане находило себе много тысяч сторонников и представляло реальную угрозу для государственности Азербайджана. Однако Москва, занятая решением Карабахской проблемы, пожертвовала лезгинским народом.

Молодое и голодное государство, в то время управляемое Гейдаром Алиевым, в свою очередь расправилась с активистами лезгинского национального движения, что оставило неизгладимый след в памяти народа. Тогдашнее руководство РФ, судя по всему, в то время опасалось (видимо, и сейчас опасается) возникновения фронта вооруженного противоборства лезгин с Азербайджанской республикой, в отношении которой у нее имеются свои отложенные планы. В течение многих лет Кремль продолжал посмотреть на АР как на свою метрополию. Но все его последующие шаги по включению Азербайджана в свою орбиту влияния фактически потерпели фиаско. В итоге, Москва потеряла и Лезгинское национальное движение, и покорный Азербайджан.

Сегодня даже крымские татары за помощью против русской «экспансии» уже обращаются к президенту Ильхаму Алиеву, а русские в решении Крымского вопроса нуждаются в помощи экс-президента Татарстана М. Шаймиева и премьер-министра Турции Р.Т. Эрдогана.

Таким образом, у нас не осталось никаких сомнений, что Москва не в состоянии что-нибудь изменить в своей политике в отношении Азербайджана. Вместе с тем, многолетнее подавление воли лезгин на Юге даром не прошло.

Только масштабные геополитические катаклизмы могут толкнуть руководство России к пересмотру своего отношения к лезгинскому вопросу. И факты говорят о превращении Дагестана в обозримом будущем в антироссийский идеологический плацдарм.

Вагиф Керимов

БАКУ / Новости-Азербайджан. Лезгины являются второй по численности этнической группой в Азербайджане после самих азербайджанцев.

Лезгины в Азербайджане традиционно проживают в Гусарском, Губинском, Хачмазском, Габалинском, Исмаиллинском, Огузском, Шекинском, Гахском и Гёйчайском районах.

По данным проведенного в 1994-1998 годах исследования численность лезгин в северо-восточных районах Азербайджана составляла 260 тысяч, а по неофициальным цифрам - 800 тыс человек.

По мнению экспертов Института этнологии и антропологии РАН и Института истории, археологии и антропологии Дагестанского Научного Центра РАН , в Азербайджане число лезгин значительно выше, чем на то указывают данные исследования - около 350 тысяч человек. Объясняется это расхождение тем обстоятельством, что многие лезгины, живущие в Азербайджане, фиксируются как азербайджанцы.

История лезгин Азербайджана

В античности на территории нынешних южного Дагестана и северного Азербайджана проживали племена, говорившие на языках нахско-дагестанской группы. В древности и в средние века они участвовали в этногенезе ряда народов, в том числе и лезгин. Советский этнограф Михаил Ихилов рассматривал лезгин как древних обитателей края, численность которых стала уменьшаться во времена распада Кавказской Албании, а затем прихода тюркского и монгольского населения.

В середине XVIII века в связи с распадом державы Надир шаха в Восточном Закавказье возникли десятки полунезависимых ханств и султанств, в том числе Губинское ханство, в состав которого вошли азербайджанские лезгины. Они проживали в горной части ханства. Позже губинские лезгины вошли в состав Губинского уезда Бакинской губернии.

Как отмечал российский натуралист, статистик и этнограф второй половины XIX века Н. К. Зейдлиц, давший одну из первых характеристик азербайджанских лезгин, они "занимают по правому берегу реки Самур полосу в 20-30 верст ширины, простирающуюся на 80 верст с вершин главного Кавказского хребта до большой проселочной дороги, проходящей в 10-и верстах от берега Каспийского моря". Он насчитал в Губинском уезде 50 аулов и 21 выселок, жители которых целиком или частью говорили по-кюрински (по-лезгински - ред.) .

Не меньшую роль в переселению дагестанских лезгин на территорию предгорной и плоскостной части Северного Азербайджана сыграло передвижение безземельных горцев с северных склонов Большого Кавказа на южные.

Лезгины в Баку

В конце XIX века малоземельные крестьяне-лезгины уходили на заработки в Баку и в другие города России. В связи с этим говорили: "Бакудин рехъ регъуьн рехъ хьиз хьанва " ("Дорога в Баку стала подобно дороге на мельницу"), "Баку - авай са кални гана аку " ("Посмотри Баку, продав даже свою единственную корову").

На заработки в города Азербайджана уходили и работали многие известные лезгинские поэты: ашуг Саид из Кочхюра, Етим Эмин, являющийся основоположником лезгинской национальной литературы, и Тагир Хрюкский. В пролетарском Баку формировалось творчество поэта Гаджи Ахтынского, ставшим первым поэтом-пролетарием не только в лезгинской, но и во всей дагестанской литературе.

Представители лезгинского народа активно участвовали в общественно-политических и революционных событиях в Азербайджане конца XIX - начала XX вв. Так, например, первым министром государственного контроля АДР стал лезгин Ибрагим-бек Гайдаров. В 1938 году в Верховный Совет Азербайджанской ССР I-ого созыва было избрано 7 лезгин.

Лезгины считают Азербайджан своей родиной


Сахиб Ширинов - доброволец азербайджанской армии - был одним из бойцов разведывательного отряда в период первой Карабахской войны. Он окончил Институт иностранных языков и работал сельским учителем, но после начала войны в Карабахе присоединился к силам самообороны Ходжавендского района.

Вот цитата из его интервью:

"Во время боевых действий отличается и оценивается не национальная принадлежность, а мужской характер, храбрость, - говорит лезгин Ширинов. - Это война всех народов Азербайджана. В Азербайджане уважение к лезгинам настолько сильно, что может позавидовать любой человек. Каждый сантиметр этой страны дорог нам. Карабахская война еще раз доказала мужество лезгин. Мужество - это не только отвага, но и верность, любовь к отчизне, непримиримость к предательству".

В Азербайджане помнят о подвигах двух Героев Азербайджана, лезгин по национальности -Фахраддина Мусаева и Сергея Муртазалиева , которые, по сути, основали в стране боевую авиацию.

После распада СССР в Азербайджане было восстановлено обучение на лезгинском языке. К 2010 году школ с лезгинским языком обучения было уже 126. Чтобы подготовить учителей для этих школ в Гусарском районе был открыт филиал Бакинского педагогического училища.

Подготовил Али МАМЕДОВ

Loading...Loading...