Управляемые социально-экономические процессы. Контрольные вопросы

Страница
8

Институты представляют собой форму существования и концентрации социального опыта, обеспечивающую структуризацию соци­альных общностей, регламентацию поведения социальных групп, индивидов в экономических, политических и социальных средах. Именно институты являются одним из внешних регуляторов среды, участвующих в формировании моделей социального поведения, являющихся условием научной типизации социальных событий и процессов.

Институты определяют взаимодействие индивидов посредством контрактов (договоров), которые устанавливают правила, регулирующие гражданские отношения двух и более лиц в конкретной ситуации.

Основные социальные институты - это брак и семья; экономическая система; система права; религия; политическая структура об­щества; банки; образование; здравоохранение; культура и прочее.

Методология институционализма позволила придать социальным процессам предсказуемый характер, поскольку заключила социальные действия в рамки институциональных норм, формирующих допусти­мые альтернативы поведения индивидов, упорядочивающих условия рационального выбора.

Таким образом, эволюционизм, функционализм и институционализм образуют три различных подхода к объяснению социально-эко­номических и политических процессов, различающихся по способу обусловленности составляющих эти процессы социальных фактов.

Управляемые социально-экономические и политические процессы

При всех различиях в подходах и формах конкретных управленческих воздействий на экономику и социальную сферу в целом все они основываются на представлениях общей теории управления. В соответствии с ней любая управленческая деятельность реализуется как циклический процесс, в основе которого - единый, универсальный инвариантный алгоритм, который в зависимости от степени детализации может насчитывать от четырех до шестнадцати этапов.

Опыт управления крупными социально-экономическими системами опирается на два подхода. Первый подход ― программно-целевой, предполагающий довольно жёсткое, директивное взаимодействие между субъектом (государственными структурами) и объектом управления (экономика и социальная сфера в целом). Он предполагает постановку задачи, поиск решений, оценку альтернативных вариантов, выбор оптимальной стратегии, формирование программы и обеспечение её инфраструктуры (руководящих органов и подчинённых структур, системы директивных связей, сбора и анализа информации обратной связи, контроля и так далее). Этот подход построен на подчинении тех подсистем объекта управления, которые по каким-то характеристикам выбиваются из общего движения к цели.

Второй подход ― «органический», рассчитанный на учёт внутренних возможностей и особенностей объекта управления. В своём макроварианте он известен как «концепция модернизации». Он основан на предпосылке, что имеются «пределы управления», то есть пределы силового воздействия на поведение подсистем управляемого объекта. В рамках этого подхода предполагается, что изменение нежелательного, «неправильного» поведения элементов управляемой подсистемы или объекта управления в целом должно происходить «мягко», не по внешнему принуждению, а по внутренней логике собственного развития.

Оба подхода имеют в своих арсеналах достаточно средств для эффективной реализации, но в определённых границах. Сильными сторонами программно-целевого подхода являются хорошо разработанные и постоянно совершенствующиеся методы и средства, в том числе экономико-математические методы, моделирование, искусственный интеллект и другие. Формируемые программы обладают свойством концентрации усилий и средств, контролируемости и конкретности, что очень выгодно не только с технологической, но и с социальной точки зрения. Этот подход наиболее эффективен в стабильных или хорошо предсказуемых условиях, в достаточно жёстко централизованных системах. Слабость этого подхода, как часто это бывает, заложена в его достоинствах. Он создаёт у управленцев иллюзию, что власть всесильна, что и ограничивает его возможности, особенно в периоды нестабильности, при смене стратегии и тому подобное.

Сильная сторона «органического» подхода - опора на механизмы саморазвития, гомеостазиса, самоуправления. Решающим фактором развития становится способность объекта управления к собственному развитию, а управление сводится к воздействию на этот процесс саморазвития в желательном направлении (форма, скорость, масштабы). Несмотря на «мягкость», органичность, и этот подход сталкивается с ограничениями. Их природа та же, что и у первого подхода, а именно: конечное, будущее состояние управляемого объекта привносится извне, то есть как модель принятого за образец прецедента.

Реальные управленческие практики в большей или меньшей степени опираются на совместное использование этих подходов. Наиболее адекватной формой управленческих воздействий государства на экономику и социальную сферу является управление экономическими и социальными процессами не как отдельными, самодостаточными, а на основе комплексного их видения, когда они рассматриваются совместно, как единое целое. Концепция управления социально-экономическими процессами призвана служить теоретической основой создания эффективных средств институционального регулирования экономики.

Управление социально-экономическими процессами означает систематическое воздействие на естественные и общественные процессы с целью обеспечения желательных изменений в состоянии экономики и социальной сферы. Результативность данной управленческой деятельности находит, в частности, отражение в динамике изменения таких показателей, как объем реализованной продукции (в том числе на экспорт) и темпы ее обновления, уровень прибыли и платежеспособности, использования производственных мощностей и других ресурсов, валовой внутренний продукт (ВВП) с выделением в нем доли трудовых (и инвестиционных) доходов населения, ВВП на душу населения и на одного работающего, фонд заработной платы, индекс потребительских цен (инфляция), прожиточный минимум (в среднем на душу населения), численность населения с доходами ниже прожиточного минимума, уровень безработицы и другое. На основе анализа и оценки показателей фактического состояния экономики и социально-трудовой сферы прогнозируются их возможные изменения с учетом всех сопряжённых с ними научно-технологических и социальных факторов. Такой прогноз разрабатывается как с точки зрения реализации стратегических целей управления, так и в тактическом плане. В зависимости от складывающихся тенденций, обусловленных реально происходящими социально-экономическими процессами, принимается то или иное управленческое решение.

По критерию функционального и целевого назначения можно выделить три основных направления управления социально-экономическими процессами. Первое нацелено на процессы, обусловленные фазами экономического цикла или необходимостью проведения достаточно масштабных экономических преобразований, а также их социальных последствий. В рамках этого направления государство, будучи главным субъектом управления в обществе, должно воздействовать на социально-экономические процессы посредством осуществления мер антикризисного регулирования - предотвращения и ликвидации неплатежеспособности и банкротства, преодоления спада производства и достижения стабилизации с последующим наращиванием объема конкурентоспособной продукции и услуг, снижения безработицы и роста доходов трудящихся и тому подобное. Второе направление - управление общеэкономическими процессами в целом. Оно обусловлено необходимостью оптимального использования таких эффективных регуляторов экономики, как ценообразование, налогообложение, кредитование и инвестиции в развитие предпринимательства и технологической базы товаропроизводителей. Третье направление управления носит обеспечивающий характер и охватывает процессы, связанные с улучшением использования имеющихся природных, материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

В социальноэкономических и политических процессах особый интерес представляют управляемые процессы т. Социальные управляемые процессы включают в себя: деятельность направленную на сохранение жизни и здоровья человека его физическое развитие организацию дошкольного и специального трудового воспитания на создание жилищных коммунальных торговых и бытовых условий обеспечение коммуникациями и поддержание других важных составляющих в которых выражаются эти процессы воспроизводства и общения человека. Экономические управляемые процессы...

УПРАВЛЯЕМЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ, ИХ СВЯЗИ И ОСОБЕННОСТИ, КЛАССИФИКАЦИЯ.

В социально-экономических и политических процессах особый интерес представляют управляемые процессы, т.е. те, которые поддаются управляющему воздействию со стороны государства, государственных и муниципальных органов власти.

  1. Социальные управляемые процессы включают в себя: деятельность, направленную на сохранение жизни и здоровья человека, его физическое развитие, организацию дошкольного и специального трудового воспитания, на создание жилищных, коммунальных, торговых и бытовых условий, обеспечение коммуникациями и поддержание других важных составляющих, в которых выражаются эти процессы воспроизводства и общения человека.
  2. Экономические управляемые процессы осуществляются через непосредственное соединение рабочей силы (человека) и средств производства. Эти процессы включают в себя: природные ресурсы, средства производства, рабочую силу; одновременно создаются новые продукты производственного и непроизводственного назначения. На эти процессы влияют: природная среда, состав и качество природных ресурсов, уровень развития производительных сил, научно-технический прогресс, тип общественных отношений и их уровень, степень трудовой, социальной и интеллектуальной развитости человека и многое другое. Состояние и продуктивность экономических управляемых процессов характеризуют уровень развития общества и возможности государственного управления в нем.

3) Политические управляемые процессы характеризуются следующими особенностями. Во-первых, сфера политики и сфера государственного управления не совпадают друг с другом (политические интересы реализуются не только через государственное управление, так же как и государственное управление занято решением не только политических проблем). Во-вторых, политическая деятельность имеет более широкий смысл (кроме управления государственными и общественными делами), включает в себя теоретическую деятельность в сфере политики, деятельность по формированию политического сознания людей, политическую пропаганду и агитацию, политическую организацию.

Все представленные управляемые процессы тесно взаимосвязаны друг с другом и обладают рядом свойств:

  1. Самоактивность управляемых процессов, т.е. их способность к самодвижению на основе внутренних побудительных причин. Это естественное состояние жизнедеятельности человека, общества в целом, процессов в которых участвует человек и т.д.
  2. целеполагание управляемых процессов – самоактивность людей в управляемых объектах всегда отличается целенаправленным характером, ориентацией на конкретные явления, предметы, отношения, результаты;
  3. адаптивность управляемых процессов – приспособляемость к условиям и факторам природного и социального бытия;
  4. Способность к самоуправлению своей жизнедеятельностью и своим развитием как реакция на потребности, вытекающие из общественной ситуации.
  5. Зависимость от объективных условий и факторов общественной жизнедеятельности.
  6. Многомерность – сложность процессов, многослойный характер общественной жизни.
  7. Динамизм – процесс находится в постоянном развитии, на него оказывают действие множество факторов.
  8. Неравномерность – процессы развиваются неравномерно .
  9. Многовекторность – изменения, происходящие в основе процесса, могут иметь разные направления .

Комплекс свойств управляемых процессов определяет меру управляющего воздействия со стороны государства. Чем развитее управляемые процессы, тем сильнее проявляются их свойства и тем меньше они нуждаются в государственном управлении, которое может сводиться к координирующим действиям. Необходимо не вмешиваться в процесс, а создавать условия для его развития. Если управление социально-экономическими процессами осуществляется с помощью административных и экономических методов, то управление политическими процессами реализуется с помощью психологических методов (моральная мотивация, убеждение), т.е. создание оптимального социально-психологического климата как проявление группового сознания.

В центре социально-экономических и политических процессов находится человек.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16605. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УСТРОЙСТВ, ПОСТРОЕННЫХ НА ОСНОВЕ ОПЕРАЦИОННОГО УСИЛИТЕЛЯ К140УД1408 336.61 KB
Отчет по лабораторной работе № 1 макет № 18 по дисциплине Электротехника электроника и схемотехника на тему: ИССЛЕДОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УСТРОЙСТВ ПОСТРОЕННЫХ НА ОСНОВЕ ОПЕРАЦИОННОГО УСИЛИТЕЛЯ К140УД1408 Цель работы Изучение возможностей практическог...
16606. Исследование усилителя, построенного на основе микросхемы К118УН1 235.75 KB
Отчет по лабораторной работе №3 по дисциплине Электротехника электроника и схемотехника на тему: Исследование усилителя построенного на основе микросхемы К118УН1 Цель работы Изучение принципов построения транзисторных усилителей устройств с резис...
16607. ИССЛЕДОВАНИЕ КОМПЕНСАЦИОННОГО СТАБИЛИЗАТОРА НАПРЯЖЕНИЯ 112.73 KB
ОТЧЕТ о лабораторной работе №6 по курсу Электроника ИССЛЕДОВАНИЕ КОМПЕНСАЦИОННОГО СТАБИЛИЗАТОРА НАПРЯЖЕНИЯ Цель работы Исследование принципа построения и основных характеристик компенсационного стабилизатора напряжения Схемы Принципи...
16608. Изучение Программы Libedit пакета Orcad 11.99 KB
Лабораторная работа 1. Изучение Программы Libedit пакета Orcad. Цель работы: изучить назначение возможности и основные команды программы Libedit. Порядок выполнения работы: 1. Открыть подкаталог exe каталога Orcad и запустить на выполнение программу libedit.exe. 2. Внимател
16609. Создание библиотеки элементов пакета Orcad 13.93 KB
Лабораторная работа 2. Создание библиотеки элементов. Цель работы: научиться создавать библиотеку собственных схемных элементов с помощью программы LIBEDIT на примере создания резистора конденсатора диода транзистора. Порядок выполнения работы: 1. Запустить на
16610. Редактирование стандартных библиотечных элементов пакета Orcad 12.39 KB
Лабораторная работа 3. Редактирование стандартных библиотечных элементов. Цель работы: получение навыков редактирования готовых элементов библиотек импортирование элемента из библиотеки изменение элементов библиотеки экспортирование элементов в собственн
16611. Работа с макрокомандами пакета Orcad 12.96 KB
Лабораторная работа 4. Работа с макрокомандами. Цель работы: получение навыков работы с макросами макрокомандами. Использование встроенных макросов создание вызов сохранение собственных макрокоманд. Порядок выполнения работы: 1. Запустить на выполнение прогр
16612. Изучение команды LIBRARY программы PCB пакета Orcad 14.36 KB
Лабораторная работа 5. Изучение команды LIBRARY программы PCB. Цель работы: изучить назначение возможности и основные команды пункта меню Library программы PCB пакета ORCAD. Порядок выполнения работы: 1. Запустить на выполнение программу pcb.exe находящуюся в подкаталоге EXE катал...
16613. Разработка корпусов схемных элементов пакета Orcad 12.88 KB
Лабораторная работа 6. Разработка корпусов схемных элементов. Цель работы: получение навыков создания корпусов элементов принципиальных схем средствами программы PCB разработанных ранее с помощью программы LIBEDIT. Порядок выполнения работы: 1. Запустить на выполнени

Социально-экономические и политические процессы – это общественные изменения, затрагивающие политические и экономические основы; совокупность процессов формирования и функционирования социально-экономической и политической систем, характеризующие динамику изменений ее параметров на том или ином уровне общественных и хозяйственных отношений.

Политические субъектынаходятся в постоянном движении, в действии и противодействии. Политические события наполняют ежедневную жизнь стран и затрагивают интересы миллионов людей.

За всем многообразием политической жизни, кажется, невозможно выявить закономерности ее протекания, но политические действия имеют объективную причину, последовательный характер и последствия.

Выяснению закономерностей политической жизни и политического процесса посвящается наша лекция.

Политический процесс - это совокупность действий субъектов политики, их взаимодействие по использованию политической власти для реализации своих политических концепций, идей и интересов.

Политический процесс - динамическая характеристика политической жизни, он раскрывает глубинные изменения политической системы, ее эволюцию во времени и пространстве.

Другими словами, политический процесс - это совокупность отношений между субъектами политики.

Политические отношения - взаимодействие субъектов политики друг с другом и с властью.

Политические отношения играют в обществе такую же важную роль, как и отношения экономические, социальные, духовные.

Выделяют следующие типы политических отношений : отношения сотрудничества, взаимодействия и политического единства (консенсус); отношения подчинения господства и эксплуатации. При таком типе отношений возможны разногласия, противоречия, конфликтыи даже войны. Конфронтация обусловлена непримиримостью между субъектами политического процесса, особенно в области политической идеологии.

Политические отношения бывают также горизонтальными и вертикальными. Горизонтально организованные и вертикально организованные политические отношения М. Вебер считал "идеальными типами" отношений.

Характер политического процесса зависит от преобладающего в нем характера политических отношений.

Обычно выделяют следующие виды политических процессов : 1. Базовые и периферийные. Базовые это процессы политического участия и государственного управления (принятие решений, законотворчество, контроль за исполнением законов и решений и т. п.). Базовые политические процессы характеризуют разнообразные способы включения широких социальных слоев в отношения с государством(поддержка, требования), приемы формирования и рекрутирования элит (электоральный процесс).

Периферийные политические процессы характеризуют динамику формирования партий, групп давления, политических ассоциаций, клубов, развитие местного самоуправления, деятельность объединений избирателей. 2. По времени. 3. Явные или скрытые. 4. С различным циклом протекания.

Стадии политического процесса или режимы его протекания: Первая стадия - конституирование, становление политической системы. Становление политической системы происходит, как правило, в переломные моменты развития общества. К власти приходит элита с противоположной политической идеологиейи эта победившая элита создает качественно новые органы политическойвластии политические институты; происходит процесслегитимациивласти. Конституирование не обязательно предполагает полное изменение политической системы. Это может быть политическаямодернизация, обновление на существующей правовой базе без радикальных перемен.Вторая стадия - функционирование. Это, как правило, стабильный период развития общества и политической системы без острых политических конфликтов и кризисов. Конституированная и легитимная политическая элита уверенно удерживает в своих руках политическую власть. Конституция государства одобряется и поддерживается большинством населения. Третья стадия - развитие. Эта стадия характеризуется частичными изменениями в государственных органах, что позволяет повысить уровень влияния правящей элиты, ее авторитет и роль в решении вопросов общественной жизни. На этой стадии активизируется деятельность элиты оппозиции, которая создает "теневой кабинет" и борется за влияние на народные массы, на электорат.

Четвертая стадия - разложение, упадок. На определенном уровне политической системы происходит ее застой, стагнация. Элита оппозиции настолько набирает политический вес и влияние, что в состоянии сформировать иные, новые формы организации политической жизни. Эта иная по направленности динамики политического процесса имеет негативный характер по отношению к существующему институту власти. В результате правящая элита и связанные с нею политические институты теряют свою легитимность. Этим завершается один цикл политического процесса.

Однако политическая системав своем развитии не обязательно проходит стадию разложения и упадка вплоть до делегитимации существующей политической власти. В некоторых случаях осуществляется процесс политической модернизации.

Политическая модернизация - совокупность приемов и средств совершенствования политической системы государства, повышения ее эффективности. История политических модернизаций знает два основных пути ее осуществления : либеральный; консервативный.

Основным условием успешного осуществления политической модернизации является рост экономики страны .

Американский политолог Р. Даль в качестве основных условий политической модернизации выделил следующее: последовательность правящей элиты в осуществлении политических реформ; установление сильной исполнительной власти, способной провести социально-экономические преобразования в стране; достижение достаточно высокого уровня социально-экономического развития для проведения структурных изменений в политической системе и государстве; установление определенных отношений равенства-неравенства; субкультурное разнообразие; наличие интенсивной иностранной помощи или международного контроля; демократические убеждения правящей политической элиты и политических лидеров.

Во всяком политическом процессе существенное значение имеет то, какими приемами и средствами достигается политический результат, какова политическая технология.

Политическая технология - это совокупность используемых средств и приемов достижения результата политического процесса. Технология каждого политического процесса зависит от многих факторов: политической среды, объекта и субъектов, политических ресурсов, характера и масштабов политического процесса.

Важным условием успешной реализации политических технологий является процесс принятия государственных политических решений, политическое управление.

Политическое управление - это процесс принятия и приведения в жизнь политических решений.

Политическое решение - это сознательный выбор одного из не менее двух возможных вариантов политических действий.

Управляемые процессы – имеют целенаправленное управление.

Управление соц-эконом-ми процессами – это систематическое воздействие на естественные общественные процессы с целью обеспечения желательных изменений в состоянии эконом-й и соц.сферы.

Эконом.-е регулирование предполагает не силовое воздействие, а эконом.рычаги: налоги, инвестирование…

Алгоритм управленческого процесса:

А)Сбор информации, о системе управления в целом, об имеющихся механизмах управ-х воздействий..

Б)Всесторонний анализ инф-ции

В)обоснование и принятие целей развития на отдалённую перспективу и ряд промежуточных этапов. Разработка критериев оценки развития, оптимальности, эфф-ти принимаемых решений.

Г)Орг-я текущего и выборочного контроля выполнения управл-х решений.

Подходы к управлению соу-эконом-ми процессами:

1програмно-целевой (жёсткая иерархия)

2органический (гибкий)

Показатели результативности управления соц-эконом-ми процессами:

Объём реализованной продукции

Ур-нь платежеспособности населения

Ур-нь использования произв-х мощностей, ресурсов

Ур-нь инфляции, безработицы…

Основные направления в рамках которых гос-во воздействует на соц-эконом-е процессы:

А процессы, связанные с фазами эконом-го цикла или необходимостью крупномасштабных экомон-х преобразований

Б управление общеэконом-ми процессами в целом: кредитование, налогообложение..

В обеспечивающий хар-р, охватывает процессы наиболее эфф-го использования ресурсов.

45 Методы исследования социально-экономических и политических процессов.

Исследование – процесс научного изучения какого-либо объекта (предмета, явления) в целях выявления закономерностей его возникновения, развития и преобразования в интересах общества.

Государственное управлении будет эффективным, если принимаемое вправленческте решение будет опираться на достоверную оперативную информацию, на ту часть социальной информации об объекте управления, которая позволит принимать эффективное управленческое решение. Информация приобрела значимость и свойства стратегического ресурса, решающим фактором современного политического и экономического развития.

Важно подчеркнуть ряд требований, предъявляемых к управленческой информации: надежность, достоверность, своевременность, адресность и возможность многократного использования. Действительно ценной информация является только та информация, которая уменьшает неопределенность в конкретной управленческой ситуации. Именно, исследование позволяют получить объективную и достоверную информацию об объекте.

Мыслительно-логические методы исследования: дедукции, индукции, анализ, методы классификации, доказательства, полемики и др. Специфические методы исследования. Деловая и инновационная игра. Методы экспертных оценок, тестирования. Анализ документов.


Процесс исследования - это последовательность этапов его осуществления, комбинация и последовательность различных операций и процедур, выбор и сочетание приоритетов.

Всю совокупность методов исследования можно разделить на две группы: эмпирические и мыслительно-логические методы исследований. В эмпирических методах существуют две группы - методы наблюдений и методы эксперимента. Первая группа характеризует исследования с минимальным вмешательством в исследуемые события и ситуации, вторая предполагает создание ситуаций, для изучения особенностей поведения системы - особенности в обычных условиях могут быть незаметны, но в экспериментальных условиях, а иногда и экстремальных, они проявляются в полной мере.

Мыслительно-логические методы представляют собой использование интеллектуальных операций дедукции или индукции для разрешения исследуемой проблемы или ситуации.

Дедукция – выведение производных знаний из основных законов и гипотез. Дедуктивный метод – позволяет путем логических и математических преобразований получать множество следствий из небольшого числа основных законов данной теории.

Индуктивный метод представляет собой совокупность правил, позволяющих переходить от чувственных наблюдений к теоретическим знаниям о законах, лежащих в основе фактов и образующих их сущность.

Метод анализа и синтеза : процесс последовательного разложения системы на подсистемы и элементы и поэтапного изучения этих подсистем называется анализом. В ходе анализа накапливаются сведения об отдельных свойствах и характеристиках, элементах изучаемого объекта. При этом возникает опасность потерять первоначальное представление об объекте как о целом. Необходимо осуществлять синтез. Все знания накопленные в ходе анализа объединяются по определенным правилам так, чтобы они отражали свойства, характеристики, связи между подсистемами.

Метод классификации и типологии : классификация – разделение явлений, понятий на определенные классы, позволяющие увидеть специфику явления, их разнообразие, свойства, связи, общее и специфическое, и вникнуть посредством этого в их сущность. Классификация осуществляется двумя способами:

  • деление общего (деление некоторой совокупности явлений, имеющих некоторые общие черты и в тоже время различия);
  • разделение целого (критерием классификации является часть целого, т.е. как бы детально не проводилась классификация, она всегда отражает содержание некоторых явлений, представляющих целое).

Принципы классификации:

  1. Единство критерия для выделения одного порядка;
  2. Соразмерность деления явлений и понятий;
  3. Взаимосключение выделяемых групп;
  4. Многоступенчатость классификации;
  5. Полнота классификации для каждой части объекта;

Полемика – это аргументированное обсуждение в группе исследователей проблем и способов их решений. Полемика позволяет находить дополнительные аргументы, оттачивать формулировки, усиливать доказательства. Основой полемики должны служить результаты или методологические подходы формируемые на профессиональной основе.

Специфические методы исследования : отражают специфику объекта исследования, его предмет и залачи.

Методы экспертного оценивания.

Для получения необходимой информации при проведении экспертного оценивания применяют различные виды опроса экспертов - интервьюирование, дискуссии, анкетирование.

Интервьюирование - это устный опрос эксперта. Тема обсуждения сообщается заранее, но вопросы ставятся непосредственно в процессе беседы. Интервьюирование применяют для выявления спектра мнений экспертов по сложным проблемам неструктурированного характера.

Дискуссии , чаще всего, используются в качестве способов (или методов) согласования оценок экспертов (в процессе проведения экспертизы).

"мозговая атака". Первый этап - "принудительный" опрос группы экспертов, второй этап - свободное высказывание мнений или идей (по методу генерации идей). Проводится одно или ряд заседаний. Организатор должен исключить критику предложений экспертов. Разрешаются высказывания новых идей и выступления только в развитие предыдущего предложения,

Метод "ситуационного анализа". Для метода характерна поэтапная организация процесса активного сбора, оценки и переработки имеющейся первичной информации и производство новой -вторичной информации аналитического и прогнозного характера. Объектом исследования является новая ситуация. Наиболее успешное применение метода тогда, когда проблема носит ярко выраженный ситуационный характер.

Анкетирование предполагает опрос в письменной форме с помощью анкет ("вопросников").

Наиболее известны: анкетные методы экспертного оценивания и методы групповой экспертизы.

К анкетным методам относятся: метод ранжирования, метод нормирования, метод парных сравнений. Достоинства анкетных методов:

Простота проведения,

Относительно малая стоимость,

Возможность одновременного охвата больших групп конечных пользователей,

Возможность” получения количественных результатов на основе статистического анализа экспертных данных. Недостатки:

Незнание отношения опрашиваемого к вопросам в анкете: серьезное или нет, есть ли заинтересованность в результатах и т.д.,

Неуверенность в том, правильно ли были поняты вопросы, поставленные в анкете,

Субъективность интерпретации вопросов экспертом,

Неполнота и невозможность частичных ответов на вопросы.

Метод ранжирования. Состоит в том, что эксперт предлагается присвоить числовые ранги каждому из приведенных анкете факторов. Например, ранг, равный единице, присваиваете наиболее важному, по мнению эксперта, фактору, а ранг, равный двум присваивается следующему по важности фактору и т.д.

При всех различиях в подходах и формах конкретных управленческих воздействий на экономику и социальную сферу в целом все они основываются на представлениях общей теории управления. В соответствии с ней любая управленческая деятельность реализуется как циклический процесс, в основе которого - единый, универсальный инвариантный алгоритм, который в зависимости от степени детализации может насчитывать от четырех до шестнадцати этапов.

Опыт управления крупными социально-экономическими системами опирается на два подхода:

Первый подход - программно-целевой, предполагающий довольно жёсткое, директивное взаимодействие между субъектом и объектом управления. Он предполагает постановку задачи, поиск решений, оценку альтернативных вариантов, выбор оптимальной стратегии, формирование программы и обеспечение её инфраструктуры руководящих органов и подчинённых структур, системы директивных связей, сбора и анализа информации обратной связи, контроля и так далее. Этот подход построен на подчинении тех подсистем объекта управления, которые по каким-то характеристикам выбиваются из общего движения к цели.

Второй подход - «органический», рассчитанный на учёт внутренних возможностей и особенностей объекта управления. В своём макроварианте он известен как «концепция модернизации». Он основан на предпосылке, что имеются «пределы управления», то есть пределы силового воздействия на поведение подсистем управляемого объекта. В рамках этого подхода предполагается, что изменение нежелательного, «неправильного» поведения элементов управляемой подсистемы или объекта управления в целом должно происходить «мягко», не по внешнему принуждению, а по внутренней логике собственного развития.

Управление социально-экономическими процессами означает систематическое воздействие на естественные и общественные процессы с целью обеспечения желательных изменений в состоянии экономики и социальной сферы. Результативность данной управленческой деятельности находит, в частности, отражение в динамике изменения таких показателей, как объем реализованной продукции и темпы ее обновления, уровень прибыли и платежеспособности, использования производственных мощностей и других ресурсов, валовой внутренний продукт с выделением в нем доли трудовых доходов населения, ВВП на душу населения и на одного работающего, фонд заработной платы, индекс потребительских цен, прожиточный минимум, численность населения с доходами ниже прожиточного минимума, уровень безработицы и другое. На основе анализа и оценки показателей фактического состояния экономики и социально-трудовой сферы прогнозируются их возможные изменения с учетом всех сопряжённых с ними научно-технологических и социальных факторов. Такой прогноз разрабатывается как с точки зрения реализации стратегических целей управления, так и в тактическом плане. В зависимости от складывающихся тенденций, обусловленных реально происходящими социально-экономическими процессами, принимается то или иное управленческое решение.

6. Классификация социально – экономических и политических процессов

Под типами подразумевается не только реальное существование, но и степень осознанности их действующими субъектами. Типы социально-экономических процессов: сознательные и стихийные, управляемые и неуправляемые.

Сознательным является процесс, если его субъекты правильно осознают его содержание и социальную направленность, объективные условия его существования, понимают насколько эффективно можно воздействовать на условия существования; предвидеть результаты последствий процесса для субъектов и общества. Если субъекты социально-экономических и политических процессов не осознают их содержание и социальную направленность, эти процессы носят по отношению к ним стихийный характер.

Неуправляемыми называются социально-экономические и политические процессы, в целом не осознанные, совершающиеся спонтанно. Управляемыми можно назвать такие процессы, сущность и содержание которых понятны субъектам, направляющими его в соответствии со своими интересами.

Социальные процессы складываются из действий людей, поэтому управлять социальными процессами значит управлять действиями социальных групп и личностей, направлять их активность в определенное русло, организовывать их деятельность в заданном направлении.

Важными этапами проведения социально-экономических и политических процессов являются обработка полученных данных, их систематизация и научное толкование, которое включает в себя анализ и синтез, поиски эмпирических доказательств и формулировку понятий, другие логические операции. В любом случае надо показать обоснованность обнаруженных в сравнительном анализе явлений и процессов их сходств и различий, вскрыть их социальную природу, непосредственные причины их появления, а также их социальное значение. В этом случае на основе сравнительного анализа могут быть сформулированы полезные практические выводы. Сравнительный анализ может играть существенную роль в про­гнозировании общественных процессов. Наиболее простой способ прогнозирования - прямое сопоставление данных о развитии изучаемых процессов в разных странах. Другой способ прогнозирования на основе сравнительного анализа - экстраполяция (распространение) полученных данных на будущее на основе ряда гипотез.

В широком смысле понятие «социальный» означает «общественный», т.е. принадлежащий обществу, а не природе. В таком значении понятия «социальный», «социальная» употребляются в социологии и других общественных науках, а также в публицистике и в художественной литературе.

В узком смысле понятие «социальный» употребляется для характеристики только тех общественных процессов, которые происходят в социальной сфере жизни общества, а не в других ее сферах - экономической, политической, правовой и духовной.

Loading...Loading...