Техники консультирования при различных теоретических подходах. Основные подходы в психологическом консультировании. Ограничения и практическое применение

Направлений и подходов в психологическом консультировании - море. Бихевиоральное, когнитивное, психоаналитическое направление, гештальт-подход, клиент-центированный подход, синтон-подход, подход транзактного анализа...

Многое зависит и просто от личностных особенностей консультанта.

Цели психологического консультирования

Цели психологического консультирования зависят от конкретной психологической школы.

Бихевиорально-ориентированное направление в консультировании ставит своей целью изменение поведения человека.

Для экзистенциального направления, цель психологического консультирования «состоит в том, чтобы прояснить, оттенить и понять жизнь» (Э. Ван Дорцен). Оказываемая консультантом клиенту помощь нацелена на поиск последним собственного направления в жизни с использованием инсайтов. Данный процесс подразумевает осмысление целей и намерений человека, а также его общего отношения к жизни (Э. Ван Дорцен).

Обобщённо говоря, цель психологического консультирования - помочь клиенту в решении его проблемы. Осознать и изменить малоэффективные модели поведения, для того, чтобы принимать важные решения, разрешать возникающие проблемы, достигать поставленные цели, жить в гармонии с собой и окружающим миром.

Методика психологического консультирования

Психологическое консультирование может проводиться как угодно творчески, но обычно включает в себя такие моменты, как уяснение запроса клиента, формиролирование общей цели разговора, разработка пути решения вопроса, проверка экологичности рекомендаций. См.

1. Особенности психологического консультирования

2. Глубинная психология или психодинамические теории

3. Приемы психологического консультирования при использовании в работе различных теорий личности

3.1. Приемы психодинамической теории

3.2. Бихевиоральное направление в психологическом консультировании

3.3. Гуманистическое направление в психологическом консультировании

Ключевые понятия: цели и задачи психологического консультирования, профессионально-важные качества, инсайд, личностные конфликты, защитные механизмы личности, приемы консультирования.


1. Особенности психологического консультирования

Цель психологического консультирования - культурно-продуктивная личность, обладающая чувством перспективы, действующая осознанно, способная разрабатывать различные стратегии поведения и способная анализировать ситуацию с различных точек зрения.

Главная задача психолога-консультанта - создать для психически здорового клиента условия формирования нешаблонных способов действия. Психологу-консультанту надо вступить в такое взаимодействие с клиентом, чтобы он смог найти новые способы действия, новые переживания, новые мысли, новые цели для дальнейшей жизни

Теория, которой пользуется психолог, задает организующие принципы для консультирования, так же как и для любого другого вида психологической помощи. Подходами к практике психологического консультирования являются:

  • глубинная психология —психоанализ (З. Фрейд),
  • индивидуальная психология (А. Адлер),
  • аналитическая психология (К. Юнг),
  • транзактный анализ (Э.Берн) и др.,
  • бихевиоральное направление — социальное научение, тренинг социальной компетентности; самообучение; когнитивная терапия; рационально-эмоциональная терапия (А. Эллис) и др.,
  • гуманистическое направление — гештальттерапия (Р. Перлз),
  • групповая терапия (К. Роджерс),
  • логотерапия (В. Франкл),
  • психодрама (Морено).

Важно отметить, что независимо от теоретической ориентации психолога, существуют общие черты в разнообразных подходах к консультированию (профессионально-важные качества ПВК)

  • индивидуальная и культурная эмпатия,
  • наблюдательность психолога,
  • оценивание личности клиента и социальной среды,
  • использование понятий жизнь, смысл жизни, место человека в жизни, ценности, индивидуальность

Описание каждого направления будет представлять собой краткую аннотацию, позволяющую, на наш взгляд, выделить основные понятия, используемые в каждом направлении, и основные методы воздействия на клиента.

Кратко остановимся на характеристике возможных подходов к практике психологического консультирования, сложившихся в настоящее время.

2. Глубинная психология, или Психодинамические теории

Психоаналитическая консультация ставит в центр осознание истоков проблем клиента. Инсайда как момента осознания часто бывает достаточно для начала личностного изменения.

Сегодня психодинамическая теория, созданная З. Фрейдом, существует во множестве модификаций и представлена работами А. Адлера, Э. Эриксона, Э. Фромма, К. Хорни, К. Юнга, В. Рейха и др. Популярные сегодня транзактный анализ Э. Берна, гештальт-терапия Р. Перлза, биоэнергетика А. Лоувена родились на основе классической теории Фрейда.

Согласно психодинамической теории жизнь человека определяется его прошлым, т.е. устойчивые личностные характеристики (стереотипы), сформировавшиеся в детстве потом в разных вариантах воспроизводятся во взрослом поведении. Психолог, работающий с клиентом, выделяет эти стереотипы, устанавливает их связь друг с другом и с детским опытом человека.

Как известно, концепция бессознательного — основной пункт теории З. Фрейда. Понятие бессознательного позволяет описать сложность и неоднозначность жизни человека. Главной задачей психоанализа является выявление и изучение подсознательной сферы, которая управляет человеком. Психолог, работая с клиентом с позиции психодинамической теории, стремится к тому, чтобы клиент осознал свои подсознательные процессы и научился воздействовать на них. В этом случае считается, что цель взаимодействия психолога и клиента достигнута.

Личностные конфликты 3. Фрейд описывал в терминах «Оно», «Я» и «Сверх-Я». «Оно» — это область подсознательного. «Сверх-Я» — то, что личность приобрела в процессе социализации, «Я» — это проводник между «Сверх-Я» и «Оно». Сильное «Я», регулирующее отношения между «Оно» и «Сверх-Я», — важнейшее условие достижения интенциональности. В современных модификациях теории задачей психолога является нахождение с помощью «Я» человека определенного непротиворечивого отношения между «Оно» и «Сверх-Я».

Так как основной задачей «Я» является сохранение баланса между внешними (социальными) силами, действующими на человека, и внутренними (бессознательными), то психолог постоянно работает с самозащитными механизмами личности. В психодинамических теориях считается, что большинство защитных механизмов применяется для подавления сексуальности.

Распознавание эмоциональных и поведенческих стереотипов можно осуществить через изучение защитных механизмов личности.

Остановимся кратко на характеристике основных защитных механизмов личности, преимущества и недостатки которых в сохранении баланса между «Оно» и «Сверх-Я» проанализированы П. Лейстером.

Психологическая защита

преимущества

недостатки

Идентификация

Благодаря интроекции — формированию «Сверх-Я» — перенимаются нормы, приносящие освобождение от конфликтов

Контролер («Сверх-Я») становится внутренним тираном. Человек становится рабом интроецированных норм и поэтому несвободен. Через идентификацию с агрессором и авторитетом дальше распространяется принцип: что мне делают, то я делаю другим

Вытеснение

Неисполнимые желания и неприемлемые представления вытесняются из сознания ради спокойствия, это приносит моментальное освобождение

Вытеснение требует энергии для его поддержания. Проблема не решается, она остается, и это — угроза психическому здоровью

Проекция

Можно не видеть бревна и в собственном глазу и критиковать его в глазу другого. Можно бороться с собственными ошибками, ничего не делая с самим собой

Затрудняются самопознание и созревание личности. Невозможно объективное восприятие внешнего мира. Проекция с трудом различима л ичностью, это лишает ее реалистичности.

Образование симптомов

Агрессия против самого себя — самоагрессия, которая ведет к ущемлению собственной жизни и поиску сочувствия

Симптомы становятся хроническими, это — медленная деградация

Замещение

Замещение — более «здоровый» защитный механизм, чем образование симптомов, так как осуществляется не на собственном теле, а переносится на замещаемый объект

Отреагировавший чувствует освобождение, а замещающий объект часто страдает. Замещение может иметь социально-негативные последствия, отреагировавший получает новую фрустрацию — круг замыкается, и бумеранг возвращается к нему.

Сублимация

Энергия напряжения полностью отреагируется в социально полезной деятельности: творчестве, спорте и т. д.

Упускаются причины напряжения. Сублимированное напряжение не исчезает, поэтому возникает более или менее осознанное состояние фрустрации.

Образование реакций

Маскировка уже имеющихся чувств, уменьшение напряжения за счет новых видов взаимодействия.

Образование реакций приводит ко лжи, которая затягивает самого человека и окружающих его людей.

Человек избегает критики и благодаря этому— фрустрации

Позиция наблюдателя уменьшает продуктивность человека, в будущем возникают проблемы с саморегуляцией

Рационализация

Подыскиваются обоснования своих действий, скрывающие истинные мотивы. Она служит сохранению самоуважения и самоутверждения против внешней критики

Деловое и конструктивное обсуждение проблемы устраняется, человек сам создает себе препятствие, чтобы с точки зрения других людей выглядеть лучше.

Оглушение

Благодаря алкоголю или нар котикам устраняются конфликты, фрустрации, страхи, вина, достигается ощущение силы. Это спасение от пугающей действительности

Зависимость от алкоголя и наркотика. Изменение органических структур организма, болезнь

Экранирование

Отгораживание от психических нагрузок, депрессивных настроений, страхов, беспокойства происходит в короткий срок. Возникает преходящее чувство покоя, стабильности, расслабления, уравновешенности и как следствие — удовлетворительное временное освобождение

Симптомы исчезают без устранения причин. Это приводит к накоплению отрицательных переживаний

Толкование бессилием

«Я ничего не могу сделать — таковы обстоятельства» — таким образом, человек избегает решения проблем

Психологические проблемы не устраняются, а распространяются дальше. Появляется опасность манипуляций.

Игра ролей

Маска роли приносит безопасность. Потребность в безопасности сильнее, чем блокированная свобода самовыражения индивидуальности

Неспособность выйти за пределы, запрограммированные ролью

Окаменение, притупление чувств

Деловая маска, картина полной безэмоциональности и психической невозмутимости. Панцирь на чувствах не позволяет им проявляться вовне и попасть вовнутрь. Человек ориентируется на поведение автомата

Межличностныё контакты обедняются, подавленные чувства ложатся грузом на органы и мускулы. Кто не позволяет себе быть эмоциональным, тот становится больным телесно и психически

Важными механизмами самозащиты являются также

  • фиксация (задержка на одной стороне развития),
  • регрессия (возврат при угрозе стресса на более раннюю стадию развития),
  • перенос бессознательных переживаний в физическую сферу (например, в головную боль),
  • провокационное поведение (вести себя таким образом, чтобы человек был вынужден обнаружить чувства, на которые неспособен сам провоцирующий, например, высказать гнев или любовь).

3. Приемы психологического консультирования при использовании в работе различных теорий личности

3.1. Приемы психодинамической теории

В процессе интервью психолог, работающий на основе психодинамической теории, использует следующие приемы

  1. Анализ символов повседневности, например, на­правленная ассоциация клиента на заданное слово
  2. «Фрейдовская ошибка» — это ошибки, описки, обмолвки клиента, которые рассказывают подсознательные чувства клиента. Свободное ассоциирование является лучшим способом понять смысл этих ошибок.
  3. Анализ сновидений через поток свободных ассоциаций по поводу содержания сна.
  4. Анализ сопротивления как проявление более широкого механизма вытеснения.
  5. Анализ содержания переноса клиента. Перенос относится к чувствам клиента и по отношению к психологу. Обратный перенос — это содержание чувств психолога по отношению к клиенту. Психолог обязан идентифицировать, понять и проработать свои чувства к клиенту
  6. Осознание своих чувств по отношению к клиенту и умение обращаться со своими чувствами — составная часть работы практического психолога любого направления

Итак, свободное ассоциирование — основа всех техник, применяемых психологами, использующими психодинамическую теорию.

Работа в русле психодинамических теорий требует от психолога интеллектуальной дисциплины, виртуозного владения техниками, что достигается путем дли­тельного систематического обучения, при бессистемном использовании психоаналитических методик и приемов интерпретации результатов порождает «дикий» психоанализ, который не приносит клиенту облегчения.

3.2. Бихевиоральное направление в психологическом консультировании

Исходная методологическая позиция психологов этого направления состоит в том, чтобы дать клиенту контроль над своими действиями, вызвать конкретные перемены в его поведении

Исторически это направление идет от работ Д. Уотсона и Б. Скиндера. Это весьма оптимистическое направ­ление, основанное на научном прагматизме его при­верженцев. Психолог вместе с клиентом пытается вмешаться в жизненные условия клиента с целью их изменения. Это строится на следующих основных со­ставляющих бихевиоральной психологии.

1. Отношение психолога и клиента. Психолог-бихевиорист делится своими планами с клиентом, на­деясь на активность клиента во взаимодействии с собой.

2. Определение проблемы через операционализацию поведения. Психолог-бихевиорист основывается на ясных и четких данных о поведении и поступках клиентов Анализ предполагает ясное знание психологом того, что клиент делает и как он себя ведет.

Цель операционализации поведения — перевести неясные слова в объективные, наблюдаемые действия. Психолог-бихевиорист задает себе и решает вопрос «Могу ли я видеть, чувствовать, осязать понятия, которые употребляет мой клиент? »

3. Понимание контекста проблемы через функциональный анализ. Функциональный анализ предполагает исследование событий, предшествующих поступку, сам поступок и его последствия, то есть результат. Так выясняются причинно-следственные связи в последовательности событий, определяющих внешнее поведение клиента.

4. Установление социально важных целей для клиента. Установление социально важных целей для клиента обязательно предполагает участие клиента. Психолог выбирает и вырабатывает с клиентом для него цели, предполагающие конкретный план действий на будущее

Бихевиоральный анализ — это акцент на конкретных действиях и поступках человека. Психолог-бихевиорист делает упор на действия человека, а не на его размышления по поводу действий. Точно определив проблему, психолог готов предлагать клиенту ответы на решения.

Психолог-бихевиорист пользуется многими техниками. Среди них наиболее популярной является тренировка настойчивости Тренировка настойчивости позво­ляет большинству клиентов преодолеть беспомощность и неадекватность, а это наиболее часто встречающиеся у клиентов типы проблем.

При тренировке настойчивости в ходе интервью кроме открытых и закрытых вопросов психолог ис­пользует ролевые игры, в ходе которых с помощью директив задает направление интервью.

Вопросы, ролевые игры и перечисление альтернатив для принятия решения — это арсенал психолога-бихевиориста, способствующий изменению поведения клиента

Среди процедур изменения поведения психолог-бихевиорист использует кроме тренировки настойчивости, тренировку релаксации, целенаправленное уменьшение тревожности (фобии), основанное на обу­чении глубокой релаксации, построении иерархии страхов и увязывании объекта тревоги с иерархией страхов на фоне упражнений на релаксацию.

Моделирование поведения и поощрение за желаемое поведение — это тоже бихевиористские методы обучения клиентов новому поведению.

Психологи-бихевиористы широко используют дневниковые и иные записи клиентов, которые они ведут во время работы с психологом.

В бихевиоральном консультировании широко ис­пользуются психологические стратегии, направленные на поддержание у клиента нужного поведения в повседневной жизни; это стратегии предотвращения рецидивов.

Рецидивы, срывы случаются у большинства клиентов. Задача психолога состоит в том, чтобы на обобщающей стадии интервью построить программу, которая помогла бы справиться с рецидивом.

Эта стратегия дает возможность клиенту контролировать себя в трудных ситуациях. Стратегии предотвращения рецидивов разделяются по следующим категориям предвидение трудных ситуаций, регулирование мыслей и чувств, выявление нужных дополнительных навыков, выстраивание благоприятных последовательностей.

Исследования показывают эффективность про­грамм предотвращения рецидивов. Основные пункты программы предотвращения рецидивов выглядят следующим образом:

1. Выбор подходящего поведения. Описание его в деталях, решение клиентом вопроса о том, насколько часто еще ему будет нужно это поведение и как он поймет, что произошел срыв.

2. Стратегия предупреждения рецидивов: стратегия поведения состоит в том, что клиент фиксирует происшедший рецидив и описывает, в чем он состоит. Затем анализирует, в чем разница между обучением трудному поведению и его использованием в трудных ситуациях. Затем анализируется, кто из известных клиенту людей может помочь ему придерживаться желаемого поведения. Затем обсуждаются ситуации с высоким уровнем риска, люди, события, места, которые провоцируют срыв.

3. Стратегия рационального мышления предлагает анализ эмоционального отклика клиента на временный срыв или рецидив, а также анализ того, что поможет ему мыслить более эффективно в трудных ситуациях или после срыва.

4. С клиентом обсуждается практика, направленная на поддержку выработанных навыков. Обсуждается вопрос о том, какие дополнительные навыки ему нужны, чтобы удержаться в рамках выработанного поведения.

5. При стратегии определения желаемых выводов психолог и клиент обсуждают будущие выгоды его нового поведения, способы вознаграждения им себя за выполненное действие.

6. Стратегия предсказания последствий первого ре­цидива направлена на описание в деталях первого рецидива— людей, мест, времени, возможного эмоционального состояния.

Техника предотвращения рецидива важна не толь­ко для психологии бихевиоризма. Проблема рецидивов существует в работе психологов всех направлений, решение ее психологами-бихевиористами заслуживает огромного внимания всех практических психологов.

3.3. Гуманистическое направление в психологическом консультировании

Оно ставит в центр своей методологии личность клиента, которая является контролирующим центром в принятии психологом решений, что отличает это направление от психодинамической теории, делающей акцент на том, как прошлое воздействует на настоящее, и от бихевиористской теории, использующей воздействие окружения на личность.

Гуманистическое, или экзистенционально-гуманистическое направление в психологии развивалось К. Роджерсом, Ф. Перлзом, В. Франклом.

Их основная методологическая позиция состоит в том, что предназначение человека — жить и действовать, определяя свою судьбу, сосредоточение контроля и решений находится внутри самого человека, а не в его окружении.

Основные понятия, в которых это направление психологии анализирует жизнь человека, это понятие человеческого существования, принятие решения или выбор и соответствующее ему действие, облегчающее тревож­ность; понятие интенциональности — благоприятной возможности, утверждающей, что человек, действуя в мире, должен ясно осознавать воздействие мира на него.

Задача клиента и психолога состоит в том, чтобы как можно полнее понять мир клиента и поддержать его во время принятия ответственного решения.

Революция, которая в практической психологии связана с работами К. Роджерса, состоит в том, что он стал подчеркивать ответственность самого человека за свои действия и решения. В основе этого — вера в наличие у каждого человека изначального стремления к максимальной социальной самоактуализации.

Психолог поддерживает у клиента состояние психического здоровья, давая человеку возможность со­прикасаться со своим внутренним миром. Основное понятие, с которым работают психологи этого направления, — мироощущение конкретного клиента. Работа с миром клиента требует от психолога навыков внимания и выслушивания, качественной эмпатии. Психолог должен уметь работать с противоречием реально­го и идеального образа «Я» клиента, устанавливая с клиентом взаимоотношение. В этом процессе во время интервью психолог должен добиваться конгруэнтности с клиентом. Психолог для этого должен обладать аутентичностью во время интервью, относиться к клиенту заведомо положительно и безоценочно.

В ходе интервью психолог пользуется открытыми и закрытыми вопросами, отражением чувств, пересказом, самораскрытием и другими приемами, позволяю­щими клиенту проявить свое мироощущение.

Используя в общении с клиентом методы взаимодействия, позволяющие клиенту снять тревожность и напряжение, психолог показывает клиенту, как надо общаться с людьми. Клиент, услышанный и понятый психологом, может измениться.

В гуманистическом направлении психологии особое место занимает гештальттерапия (Ф. Перлз), отличающаяся разнообразием воздействующих на клиента приемов и микротехник. Перечислим некоторые из техник гештальттерапии: восприятие «здесь и теперь», директивность; речевые изменения; метод пустого кресла: беседа с частью своего «Я»; диалог «верхней собаки» — авторитарной, директивной, и «нижней собаки» — пассивной, с чувством вины, ищущей прощения; фиксированное ощущение; работа со снами.

Кроме того, благодаря работам В. Франкла, в гума­нистической психологии используются техники перемены отношения; парадоксальные намерения; переключение; метод убеждений (призыва). Осуществление этих техник требует от психолога красноречия, точности словесных формулировок, ориентации на мироощущение клиента.

Гуманистическое направление практической психологии постоянно ориентируется на индивидуальный рост клиента.

Практический психолог, работающий с клиентом, вносит в интервью с ним собственное мировоззрение. Если психолог склонен навязывать свою точку зрения клиенту, то это может привести к неспособности слышать клиента, что разрушит ситуацию взаимодействия. Психолог, чтобы работать эффективно, не должен начи­нать работу с предвзятыми идеями о том, как должен быть устроен мир его клиента. Практическая работа психолога — это работа с конкретной индивидуальностью человека. В том числе и с собственной индивидуальностью — составной частью его профессиональной позиции.

Психологу необходимо постоянно изучать свои личностные и профессиональные возможности, чтобы избежать ригидности или излишней свободы в развитии личных понятий.

Психолог и клиент — два разных человека — встречаются во время интервью. Независимо от его успеш­ности оба участника интервью в результате взаимодействия изменяются.

Важность теории в психологическом консультировании, как и в других областях психологической практики, трудно переоценить. Можно сказать, что попытка квалифицированно помочь другому человеку в разрешении его проблем без опоры на систему теоретических воззрений, подобна полету без ориентиров. В психологическом консультировании роль карты выполняет теория личности, открывающая широкую перспективу понимания проблем клиента и указывающая эффективные методы их разрешения. Теория помогает консультанту формулировать динамичные гипотезы, разъясняющие клиенту проблемы, и позволяет чувствовать себя в безопасности при столкновении с хаотичным, дезорганизованным внутренним миром некоторых клиентов. Bramer, Shostrom (1982) подчеркивают, что консультант, не усвоивший теоретические основы своей профессии, не ознакомившийся с исследованиями, выполненными в данной области, не сможет ничего сделать для клиента, кроме применения частной техники.

Каждая теория выполняет четыре основные функции: обобщает накопленную информацию; делает более понятными сложные явления; предсказывает последствия разных обстоятельств; способствует поиску новых фактов (George, Cristiani, 1990).

Эти функции вполне подходят к любой теории, лежащей в основе консультативной практики. Теория помогает консультанту обобщить опыт работы с самыми разными клиентами, понять природу большинства их проблем и формы проявления конфликтов, способствует эффективному применению конкретных методов. Благодаря теоретической подготовке консультант может выдвигать гипотезы в своей практической работе и предвидеть результаты консультирования.

Каждый консультант на основе практики "конструирует" свою теорию, которая чаще всего опирается на уже известные теоретические парадигмы, или ориентации (психоаналитическую, поведенческо-когнитивную, экзистенциально-гуманистическую). С накоплением опыта постоянно происходит корректировка, расширение, укрепление теоретической базы. От чего зависит выбор той или иной теоретической ориентации? Прежде всего его определяет точка зрения консультанта на природу человека. Каждый консультант волен выбрать ту или иную концепцию как основу практики в зависимости от особенностей своей личности, мировоззрения, теоретико-психологических симпатий. Одновременно подчеркнем неправильность утверждений об истинности постулатов какой-либо единственной психотерапевтической школы вопреки другим школам. Результаты многочисленных исследований показывают, что в практике при ориентации на любое направление можно добиться сходной эффективности консультирования, Решающее значение имеет не столько сама теория, сколько зрелость личности консультанта и его профессиональная подготовка, подразумевающая высокую интеграцию теоретических познаний и практических навыков.

В настоящее время в мире распространяется эклектичное консультирование, представляющее собой попытку интеграции лучших сторон различных школ. Конечно, имеется в виду не набор разных теоретических принципов, воззрений или накопление методов и методик, доказавших практическую эффективность независимо от контекста возможного применения. Эклектичное консультирование опирается на системную интеграцию нескольких теоретических подходов в стремлении найти единое начало и проверить, как новая система "работает" на практике. Можно сказать, что создание эклектического подхода в консультировании -- это итог всей профессиональной деятельности. Большинство специалистов, продолжительное время работающих в области психологического консультирования и психотерапии, создают собственную теоретическую систему, обычно эклектичную, наиболее соответствующую личности и мировоззрению каждого из них.

Большинство теорий консультирования разрабатывалось исключительно практиками, на базе собственного опыта и наблюдений. До сих пор большинство теорий носят, до некоторой степени, незаконченный характер, и ни одна из теорий не является достаточной для применения ко всем ситуациям. Даже одна и та же теория для одного и того же клиента в какой-то период может оказаться неадекватной. Консультанты должны тщательно выбирать свои теоретические позиции и регулярно пересматривать их.

Некоторые теоретические модели являются более полными, другие -- менее, и успешно работающие консультанты знают, какие теории более совершенны и по каким причинам. Хансен, Стевик и Уорнер (Hansen, Stevic & Warner, 1986) приводят пять признаков хорошей теории.

  • 1. Ясность, легкость понимания и информативность. Теория является последовательной и непротиворечивой.
  • 2. Всесторонность. Она дает объяснение для широкого ряда различных явлений.
  • 3. Определенность и эвристичностъ. Она, в силу своей логики, генерирует план исследования.
  • 4. Конкретность в выборе средств достижения желаемого результата. Теория содержит способ достижения желаемого результата.
  • 5. Полезность для своих приверженцев. Она обеспечивает ориентиры для исследований и практической работы.

В дополнение к этим пяти качествам, хорошая теория -- это та, которая не противоречит личному мировоззрению консультанта. Шертцер и Стоун (Shertzer & Stone, 1974) полагают, что теория консультирования должна подходить консультанту подобно хорошему костюму. Некоторые теории, так же как и костюмы, нуждаются в подгонке. Поэтому хорошие консультанты осознают важность чередования теоретических подходов. Консультанты, которые хотят быть многосторонними и эффективными, должны изучить множество теорий консультирования и знать, как применить каждую из них без нарушения ее внутренней целостности (Auvenshine & Noffsinger, 1984).

Значение теории. Теория является фундаментом успешного консультирования. Она требует от консультанта аккуратности и творческого подхода в условиях глубоко личностных отношений, устанавливаемых с целью роста и понимания сути происходящего (Gladding, 1990). Теория оказывает влияние на то, как концептуализируется информация, полученная от клиента, как развиваются межличностные отношения, как соблюдаются нормы профессиональной этики и как консультанты видят себя в качестве профессионалов (Carey, Neukrug, McAuliffe, Pratt & Lowell, 1990). Без теоретического обоснования консультанты действуют бессистемно, методом проб и ошибок, и рискуют сделать неверный шаг и не достичь результата. Браммер, Абрего и Шостром (Branner, Abrego & Shostrom, 1993) подчеркивают прагматическое значение для консультантов тщательно разработанной теории. Теория помогает объяснить, что происходит в процессе консультирования, а также позволяет консультанту предсказывать, оценивать и улучшать результаты собственных действий. Теория обеспечивает структуру научного наблюдения в процессе консультирования. Теоретизирование стимулирует продуцирование новых идей и установление единства взглядов на консультирование. Следовательно, теория консультирования может быть очень практичной, помогая осмысливать наблюдения консультантов.

Бой и Пайн (Boy & Pine, 1983) конкретизируют практическую ценность теории, полагая, что в деятельности консультантов теория прежде всего отвечает на вопрос «как?», а не «почему?», обеспечивая структуру, внутри которой могут действовать консультанты. Консультанты, опирающиеся на теорию, могут лучше отвечать требованиям своей профессии, потому что у них есть основания делать то, что они делают. Бой и Пайн указали на шесть функций теории, которые помогают консультантам на практике.

  • 1. Теория помогает консультантам обнаружить внутреннее единство и взаимосвязь разнообразных явлений жизни.
  • 2. Теория заставляет консультантов исследовать отношения, которые в противном случае оказались бы вне поля зрения.
  • 3. Теория предоставляет консультантам ориентиры в их работе и помогает ш оценить себя как профессионалов.
  • 4. Теория помогает консультантам сконцентрироваться на нужной информг ции и указывает им, что они должны искать.
  • 5. Теория помогает консультантам содействовать клиентам в эффективно изменении их поведения.
  • 6. Теория помогает консультантам оценивать как старые, так и новые подходы к процессу консультирования. Она является исходной базой, на которс строятся новые подходы консультирования.

«Основным критерием оценки любой теории консультирования является то, насколько хорошо она обеспечивает объяснение того, что происходит в процессе консультирования» (Kelly, 1988, р. 212-213). Значение теорий в качестве способов организации информации «зависит от степени, в которой они соответствуют реальности человеческой жизни» (Young, 1988, р. 336).

Чистота теории и эклектизм. В начале своей истории консультирование было профессией, в которой чистота теории (приверженность к одной теории) была условием и актуальной необходимостью для консультантов, ищущих работу. Было важно, чтобы консультанты могли идентифицировать свою деятельность в русле одной из менее чем полудюжины возможных теорий (психоанализ, бихевиоризм, клиент-центрированный подход и т. д.). Однако с потоком новых теорий -- когнитивных, бихевиоральных и аффективных, сформулированных в 1960-х годах, -- идея приверженности одной специфической теории начала терять популярность и значимость. Развитие обучения микронавыкам (обучение навыкам работы с людьми, являющимся общими для всех теорий оказания помощи) ускорило отход от узких теоретических позиций. Их место заняло эклектическое консультирование.

Многие профессиональные консультанты (примерно 60-70\%) считают себя эклектиками в использовании теории и методов (Lazarus & Beutler, 1993). Это означает, что для удовлетворения потребностей своих клиентов они используют различные теории и методы. По мере изменения потребностей консультанты должны отойти от одной теории и перейти к другой (такой феномен называют консультированием со сменой стиля). Смена стиля зависит от уровня развития клиента (Ivey & Goncalves, 1988). Чтобы действовать эффективно, консультанты должны учитывать, насколько продвинулись клиенты в своем структурном развитии (согласно терминологии Жана Пиаже). Например, клиент, не ориентирующийся в окружающей обстановке, может нуждаться в терапевтическом подходе, который сосредоточен на «эмоциях, телесных ощущениях и опыте, основанном на сиюминутных переживаниях («здесь и сейчас»)», тогда как для клиента с более высоким уровнем развития лучше подойдет «формально-операционный» подход, где делается упор на обдумывании своих действий (Ivey & Goncalves, 1988, p. 410). Главное, чтобы и консультанты и теории соответствовали тому уровню, на котором находятся клиенты, помогая им развиваться как личности в целом.

Эклектический подход может оказаться рискованным, если консультант недостаточно знаком со всеми задействованными процессами. Иногда невразумительный подход слабо подготовленных консультантов саркастически называют «электрическим» подходом; такие консультанты пытаются применять любой и каждый из доступных методов без разбора. Проблема «электрической» ориентации состоит в том, что консультанты часто приносят больше вреда, чем пользы, если они мало или совсем не понимают, что значит «помочь» клиенту.

Для преодоления этой проблемы Мак-Брайд и Мартин (McBride & Martin, 1990) предлагают иерархию эклектических приемов и указывают на важность прочной теоретической базы в качестве руководства. Нижний, или первый, уровень эклектизма является на самом деле синкретизмом. Он представляет собой аморфный, несистемный процесс объединения вместе несвязанных клинических концептов. Этот подход встречается в условиях, когда начинающие консультанты вынуждены формулировать свои собственные теории консультирования без предварительной проверки их эмпирических моделей на практике. Второй уровень эклектицизма является традиционным. Он объединяет «упорядоченную комбинацию сравнимых черт из различных источников в гармоничное целое» (English & English, 1956, p. 168). Он более продуман, чем синкретизм, и теоретически более проработан.

На третьем уровне эклектизм описывается как профессиональный или теоретический, или как теоретический интеграционализм (Lazaurus & Beutler, 1993; Simon, 1989). Такой тип эклектизма требует, чтобы консультанты овладели по меньшей мере двумя теориями, чтобы попытаться произвести какую-либо комбинацию. Проблемы, связанные с этим подходом, заключаются в том, что он предполагает определенную степень равенства теорий (чего может и не быть) и существование критерия, «позволяющего определить, какие порции или части каждой из теорий оставить или вычеркнуть» (Lazaurus & Beutler, 1Q93, p. 382). Он отличается от традиционных моделей тем, что при традиционно-эклектическом подходе не требуется владения какой-либо теорией.

Последний уровень эклектизма, называемый техническим эклектизмом, представлен в работе Арнольда Лазаруса (Lazarus, 1967). Согласно данному подходу, процедуры из различных теорий отбираются и применяются на практике «без обязательного приписывания их к теориям, которыми они порождены» (Lazaurus & Beutler, 1993, p. 384). Идея заключается в том, что в работе с клиентами на самом деле используются методики, а не теории. Следовательно, если позволяет ситуация, после должной оценки состояния клиентов консультанты могут применять бихевиоральные методы (такие, как выработка уверенности) в сочетании с экзистенциальными методиками (такими, как конфронтация в споре о смысле жизни).

Этот последний подход стоит в одном ряду с подходом Каванах (Cavanagh, 1990), предлагающим в качестве здравого эклектический подход к консультированию. Этот подход требует от консультантов наличия (1) прочных знаний и понимания применяемых теорий консультирования; (2) базисной обобщающей философии человеческого поведения, которая объединяет разрозненные части различных теорий в осмысленный коллаж; и (3) гибких средств приспособления, подхода к клиенту, а не наоборот. Консультанты, следующие этой модели, могут прагматично и эффективно работать в эклектической схеме. Для настоящего здравого консультанта-эклектика критическими переменными являются владение теорией и обостренное чутье, позволяющее определить, какой подход использовать, когда, где и как (Harman, 1977).

Основатель РЭТ А. Эллис сформулировал ряд положений, которые активно используются в практической коррекционной психологии. А. Эллис стремится освободить клиента от уз и шор стереотипов и клише, обеспечить более свободный и непредубежденный взгляд на мир. В концепции А. Эллиса человек трактуется как самооценивающий, самоподдерживающий и самоговорящий.

Работа строится в несколько этапов.

Первый этап - кларификация, прояснение параметров события, в том числе параметров, наиболее эмоционально затронувших клиента, вызвавших у него неадекватные реакции.

Второй этап - идентификация эмоциональных и поведенческих последствий воспринятого события . Цель этого этапа - выявление всего диапазона эмоциональных реакций на событие (иррациональных и рациональных)

Третий этап - реконструкция иррациональных установок. К реконструкции следует приступать, когда клиент легко идентифицирует иррациональные установки в проблемной ситуации. Реконструкция на когнитивном уровне включает доказательство клиентом истинности установки, необходимости ее сохранения в данной ситуации.

Четвертый этап - закрепление адаптивного поведения с помощью домашних заданий, выполняемых клиентом самостоятельно. Они также могут проводиться на когнитивном уровне, в воображении или на уровне прямых действий.

РЭТ прежде всего показана клиентам , способным к интроспекции, рефлексии, анализу своих мыслей.

Цели коррекции. Главная цель - оказание помощи в пересмотре системы убеждений, норм и представлений. Частная цель - освобождение от идеи самообвинения.

Позиция психолога. Он разъясняет, убеждает. Он авторитет, который опровергает ошибочные суждения, указывая на их неточность, произвольность и т.д.

Требования и ожидания от клиента. Клиенту отводится роль ученика, и соответственно его успех трактуется в зависимости от мотивации и идентификации с ролью учащегося.

РЭТ характеризуется широким набором психотехник , в том числе заимствованных из других направлений.

1. Обсуждение и опровержение иррациональных взглядов. Психолог активно дискутирует с клиентом, опровергает его иррациональные взгляды, требует доказательств, уточняет логические основания и т.д. Большое внимание уделяется смягчению категоричности клиента: вместо "Я должен" - "Мне бы хотелось"; вместо "Будет ужасно, если..." - "Наверно, не совсем удобно будет, если..."; вместо "Я обязан выполнить эту работу" - "Я хотел бы выполнить эту работу на высоком уровне".

2. Когнитивное домашнее задание связано с самоанализом и переструктурированием привычных вербальных реакций и интерпретаций.


3. Рационально-эмотивное воображение. Клиента просят вообразить трудную для него ситуацию и свои чувства в ней. Затем предлагается изменить самоощущения в ситуации и посмотреть, какие изменения в поведении это вызовет.

4. Ролевая игра. Проигрываются беспокоящие ситуации, прорабатываются неадекватные интерпретации, особенно несущие в себе самообвинение и самоуничижение.

5. "Атака на страх". Техника состоит в домашнем задании, смысл которого в том, чтобы выполнить действие, которое обычно вызывает страх или психологические затруднения у

Цели терапии

Одной из задач терапии является помощь клиентам в устранении или ослаблении иррациональных последствий (иС), или эмоциональных нарушений. Другой задачей является уменьшение тревоги (самообвинения), враждебности и гнева (обвинения других или обстоятельств). Другая задача - снабдить клиентов методом разумного анализа их собственных нарушений, с помощью которого они смогут поддерживать состояние минимальной тревожности и враждебности (Ellis & Harper, 1975).

Другие задачи, касающиеся психического здоровья, в рационально-эмотивной психотерапии подразумеваются, если и не выражаются явно. Они включают, хотя и не ограничиваются этим, пробуждение интереса к себе (с признанием прав других); социальный интерес, стремление к независимости, самостоятельности и ответственности; терпимое отношение к несовершенству человеческой природы; принятие неопределенности; гибкость и открытость изменениям; научное мышление; приверженность чему-либо вне себя; готовность рисковать или желание попробовать что-то новое; принятие себя; реализм (осознание нереальности утопий) (Ellis, 1979c). Эти цели разделяют многие философы и психотерапевты (Ellis, 1967, 1979с).

Шаги терапии РЭТ

В свете вышеупомянутых философии и концепций о природе эмоциональных нарушений можно утверждать, что психотерапия, согласно Эллису, представляет собой лечение неразумности здравым смыслом. Несмотря на существование других способов контролирования эмоций - за счет электрических и химических процессов, использования сенсомоторных техник или каких-либо действий, продиктованных любовью и уважением к другому человеку,- психотерапия делает все это за счет использования церебральных процессов. Люди, как существа мыслящие, способны избегать большинства эмоциональных нарушения или несчастий, научившись мыслить разумно.

Задача психотерапевта - помочь клиентам избавиться от алогичных, иррациональных идей и установок, заменить их логичными, рациональными идеями и установками (Ellis, 1989). Первый шаг в этом процессе - показать клиентам, что эти идеи и установки алогичны, разъяснить, почему это так, продемонстрировать (с помощью модели A-B-C) взаимосвязь между иррациональными идеями, с одной стороны, и несчастьями и эмоциональными нарушениями, с другой. Эллис полагает, что это делается в большинстве психотерапевтических подходов; однако это делается пассивно, косвенно и дальше этого не идет.

Вторым шагом в рационально-эмотивной терапии является помощь клиентам в осознании того, что их эмоциональное нарушение поддерживается за счет алогического мышления; иначе говоря, их собственное иррациональное мышление в настоящем, а вовсе не сохраняющееся влияние ранних событий обусловливает их состояние.

Третий шаг терапевтического процесса - помочь клиентам изменить их мышление и отказаться от иррациональных идей. Если при некоторых подходах предполагается, что клиенты сделают все это самостоятельно, сторонники рационально-эмотивной терапии сознают, что алогическое мышление может быть настолько сильно, что клиенты не могут достичь изменений без помощи извне. Таким образом, терапия преимущественно состоит из оспаривания иррациональных убеждений (disputing , D ). Предполагается, что в процессе оспаривания возникают желаемые когнитивные эффекты (cognitive effects , cE ), эмоциональные эффекты (emotional effects , eE ) и поведенческие эффекты (behavioral effects , bE ).

Четвертый и заключительный шаг предполагает выход за обсуждение конкретных алогичных идей клиентов; рассматриваются иррациональные идеи в целом (такие как упомянутые выше одиннадцать) наряду с более рациональной философией жизни. В результате этого процесса клиенты усваивают рациональную философию жизни; иррациональные установки и убеждения заменяются рациональными. Таким образом, удается избавиться от негативных эмоций, а также саморазрушающего поведения (Ellis, 1962).

Кроме того, рационально-эмотивная терапия занимается проблемой самообесценивания, или низкой самооценки и ощущения собственной никчемности. Проблема человеческого достоинства возникает, когда люди оценивают себя на основании своих поступков, поведения или функционирования, которые обнаруживают их неадекватность, ошибки и неудачи. Обычный подход к этой проблеме заключается в том, чтобы помочь клиентам поверить в то, что они достойные люди просто в силу своего существования, независимо от своего поведения или мнения окружающих. Если клиенты усваивают это убеждение, имеет смысл убедить их также в отсутствии необходимости давать себе какую бы то ни было оценку (Ellis, 1988а). Не занимаясь самооценкой, клиенты осознают себя живущими и могут по своему выбору продолжать жить и наслаждаться жизнью. Клиенты прекращают задаваться вопросами типа "кто я такой?", "достойный ли я человек?". Отныне их больше интересуют другие вопросы: "какие у меня особенности характера?", "что мне нравится и не нравится делать?", "могу ли я улучшить какие-то свои черты, приобрести новый опыт, чтобы получать от жизни максимальное удовлетворение?" Они могут оценивать свои особенности, при этом не требуется оценивать себя как хороших или плохих (Ellis, 1973, 1993).

В психологическом консультировании наиболее устойчиво выделяемыми (в отечественной и зарубежной психологии) подходами к его осуществлению называют следующие (критерий выделения - на чём концентрируется подход):

  • поведенческое (бихевиоральное) направление, в том числе:

· рационально-эмоциональная поведенческая терапия А. Эллиса (некоторые авторы, например, Р. Нельсон-Джоунс , относят его к когнитивному направлению)

· клиническая поведенческая терапия (Марвина Р. Голдфрида и Герольда Дэвисона). А. Эллис относит его к когнитивному направлению.

  • психодинамическое (психоаналитическое) направление, в том числе:

· психоанализ З. Фрейда и др.

· индивидуальная психология А. Адлера

· аналитическая психология К. Г. Юнга

· самоанализ К. Хорни

  • гештальттерапевтическое направление Ф. Перлза (некоторые авторы, например, Р. Нельсон-Джоунс , относят его к гуманистическому направлению)
  • психодраматическое направление Я. Л. Морено
  • когнитивное направление, в том числе:

· социально-когнитивное консультирование А. Бандуры

· когнитивное консультирование А. Бека

· краткосрочная терапия Ирвинга Джайниса

  • экзистенциальное (экзистенциально-гуманистическое) направление, в том числе:

· экзистенциальное консультирование И. Д. Ялома и Р. Мэя

· личностно-центрированное консультирование К. Роджерса

· транзактный анализ Э. Берна

· логотерапия В. Франкла

· консультирование реальностью У. Глассера

  • конструктивистские направления, в том числе:

· нарративное направление

· диалогическое направление, в том числе:

· теория диалогического я Г. Херманса

· феминистское направление;

  • эклектическое и интегративное направление, в том числе:

· мультимодальное консультирование А. А. Лазаруса

· консультирование по жизненным умениям Р. Нельсона-Джоунса

Под психотерапией понимают широкую область научной и практической деятельности специалистов, внутри которой существует большое количество разнообразных теоретико-методологических подходов. Можно говорить о существовании медицинской, психологической, социологической и философской моделей психотерапии.

В узком смысле слова психотерапия понимается как комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях.

Условно различают клинически ориентированную психотерапию, направленную преимущественно на смягчение или ликвидацию имеющейся симптоматики, и личностно-ориентированную психотерапию, которая стремится помочь человеку изменить свое отношение к социальному окружению и собственной личности.



Бесспорно идея, объединяющая почти все имеющиеся в психотерапии подходы, - стремление помочь развитию личности путем снятия ограничений, запретов, комплексов, освобождения ее потенциала, это идея изменения, трансформации человеческого Я.

Согласно современным взглядам в немедицинской психотерапии можно выделить следующие общие задачи, объединяющие различные по направленности и содержанию психотерапевтические методы:

Исследование психологических проблем клиента и оказание помощи в их решении,

Улучшение субъективного самочувствия и укрепления психического здоровья,

Изучение психологических закономерностей, механизмов и эффективных способов межличностного взаимодействия для создания основы более эффективного и гармоничного общения с людьми,

Развитие самосознания и самоисследование клиентов для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений,

Содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха.

Психодинамический подход подчеркивает важность для понимания генеза и лечения эмоциональных расстройств интрапсихических конфликтов, которые являются результатом динамической и бессознательной борьбы противоречивых мотивов внутри личности.

Разновидности психодинамического подхода:

· классический психоанализ З.Фрейда,

· индивидуальная психология А.Адлера,

· аналитическая психология К.Г.Юнга,

· эго-психология (А.Фрейд, Г.Хартман и др.),

· неофрейдизм (К.Хорни, Э.Фромм, Г.Салливен),

· теоретики объектных отношений (М.Клейн, Г.Кохут, О.Кернберг).

Экзистенциально-гуманистический подход опирается на философские идеи экзистенциализма и феноменологии.

Гуманистическая психотерапия основывается на следующих положениях:

Лечение есть встреча равных людей,

Улучшение у клиентов наступает само, если терапевт создает правильные условия – помогает осознанности, самопринятию и выражению клиентов своих чувств;

Наилучший способ – создание отношений безусловной поддержки и принятия,

Клиенты полностью ответственны за выбор своего образа мыслей и поведения.

Представители экзистенциально-гуманистического направления: Г.Олпорт, А.Маслоу, К.Роджерс, В.Франкл, И.Ялом и др. В психотерапии к экзистенциально-гуманистическому направлению относят: клиент-центрированную психотерапию, гештальттерапию, логотерапию, психодраму, первичную терапию А.Янова, трансцендентальную медитацию, экзистенциальную психотерапию, дзэн-психотерапию и др.

Поведенческие терапевты рассматривали неврозы человека и аномалии личности как выражение выработанного в онтогенезе неадаптивного поведения. Психотерапия связана с необходимостью формирования у обратившегося за помощью человека оптимальных поведенческих навыков, что реализуется с помощью следующих методов:

Позитивного и негативного подкрепления,

Наказания,

Систематической десенсибилизации,

Викарного научения (термин «викарный» означает «замещающий»).

В настоящее время популярен психотерапевтический подход, получивший название нейролингвистического программирования, который имеет корни в поведенческом направлении. Под НЛП его авторы (Р.Бэндлер и Д.Гриндер) понимают процесс моделирования внутреннего человеческого опыта и межличностной коммуникации путем выделения структуры процесса. НЛП является синтезом успешных стратегий обучения и использует методы, применяемые лучшими психотерапевтами всех направлений.

Не существует четких и однозначных критериев, по которым можно было бы судить об эффективности всех направлений деятельности практического психолога.

Эффективность психокоррекционной работы связана со следующими моментами:

1. динамическое содержание периода возрастного развития может быть разнообразным, т.е. успешность, результативность одного и того же воздействия неодинакова в разные моменты жизни;

2. эффективность психокоррекции определяется не ее интенсивностью и количеством произведенных воздействий, а качеством содержания, своевременностью и адекватностью;

3. эффективность зависит от степени соответствия психокоррекционной работы индивидуальным особенностям психического развития человека.

При оценке эффективности психологического консультирования и психотерапии выделяют следующие показатели:

1. субъективно переживаемые клиентом изменения во внутреннем мире,

2. объективно регистрируемые параметры, характеризующие изменения в различных модальностях,

3. устойчивость изменений в последующей после получения психологической помощи жизни человека.

Консультативный контакт – уникальный динамический процесс, во время которого один человек помогает другому использовать свои внутренние ресурсы для развития в позитивном направлении и актуализировать потенциал осмысленной жизни.

На консультативный контакт влияют чувства и установки, которые участники процесса испытывают друг к другу. Особенностью контакта является преобладание эмоциональности над когнитивностью. Качество контакта зависит от двух факторов: терапевтического климата и навыков консультанта в поддержании общения. Терапевтический климат включает следующие компоненты: создание атмосферы обоюдного доверия, искренность консультанта, способность к эмпатии и безусловному уважению клиента. К навыкам консультанта относят вербальные навыки, которые направлены на установление доверительных отношений, и невербальные (мимика, жесты, поза, громкость голоса и темп речи, контакт глаз). Главным критерием в определении качества терапевтического климата является степень доверия клиента. Умение создавать терапевтический климат определяется личностными качествами психолога и уровнем его профессионального мастерства.

Все внимание во время консультирования следует уделять клиенту, не отвлекаясь на посторонние дела,

Предоставлять клиенту возможность высказаться, сохраняя интерес к его жизни, но не проявляя при этом излишнего любопытства,

Проявлять тактичность при соприкосновении с внутренним миром клиента, уважительно относиться к личным границам,

Соблюдать этический кодекс психолога (конфиденциальность, ответственность и др.),

Не осуждать и не оценивать клиента (это должно быть внутренней позицией),

Не давать советов, а создавать условия для самостоятельного принятия клиентом важных жизненных решений,

Поддерживать в себе искренний интерес к личности клиента и желание помогать ему,

Проявлять дружелюбие, естественность, искренность, непринужденность,

Разграничивать личные и профессиональные отношения.

На создание терапевтического климата влияют такие внешние факторы, как оборудование места консультирования, расположение консультанта и клиента в пространстве, структурирование времени работы.

Суть профессиональных действий психолога может быть сведена к способности трансформировать свою человеческую реакцию в терапевтическое послание (то обращение к клиенту, которое стимулирует гео личностные ресурсы в осознании своей проблемы и поиск новых способов поведения).

Существует групповая и индивидуальная формы психологической работы. Одним из главным преимуществ психологической работы в группе является то, что групповой опыт противодействует отчуждению. Отчуждение может возникнуть при индивидуальной работе с психологом, часто не может избавиться от ощущения, что его проблема единственная в своем роде. Оказавшись в тренинговой или психотерапевтической группе, человек обнаруживает, что его проблемы не уникальны, что другие переживают сходные чувства.

Важное отличие группового взаимодействия от диадического состоит в том, группа способна отразить общество в миниатюре, делает очевидными такие скрытые факторы, как давление партнеров, социальное влияние и конформизм. В группе моделируется система взаимоотношений и взаимосвязей, характерная для реальной жизни участников, а это дает возможность увидеть и проанализировать в условиях психологической безопасности психологические закономерности общения и поведения других людей и самих себя.

В группе участники тренинга имеют возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами. При получении психологической помощи через группу человек может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди партнеров.

В группе участники могут идентифицировать себя с другими. В результате этого возникают эмоциональная связь, сопереживание, эмпатия. Группа в большей степени, чем индивидуальное консультирование облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания.

Большинство психотерапевтов и психологов сходится во мнении, что участниками тренингов могут становиться практически все люди, не страдающие тяжелыми психическими расстройствами.

Согласно мнению специалистов, не подходят для участия в групповой работе люди с очень высокой тревожностью, излишне эмоциональные, способные к сильным проявлениям агрессии, люди с низкой самооценкой, конфликтные личности. Не следует включать в тренинги людей, для которых предпочтительной оказывается индивидуальная психологическая помощь.

Под тренинговыми группами понимают все специально возданные малые группы, участники которых при содействии ведущего-психолога включаются в своеобразный опыт интенсивного общения, ориентированный на оказание помощи каждому в решении разнообразных психологических проблем и в самосовершенствовании.

Специфические черты тренингов:

Соблюдение ряда принципов групповой работы;

Нацеленность на психологическую помощь участникам группы в саморазвитии,

Наличие более или менее постоянной группы (7-15 человек);

Определенная пространственная организация;

Акцент на взаимоотношениях между участниками группы,

Применение активных методов групповой работы;

Объективация субъективных чувств и эмоций участников группы относительно друг друга и происходящего в группе, вербализованная рефлексия;

Атмосфера раскованности и свободы общения между участниками, климат психологической безопасности.

Тренинг своим содержанием отражает определенную парадигму направления, которого придерживается психолог:

1. Тренинг как своеобразная форма дрессуры, при которой жесткими манипулятивными приемами при помощи положительного подкрепления формируются нужные паттерны поведения, а при помощи отрицательного подкрепления убираются вредные и ненужные.

2. Тренинг как тренировка, в результате которого происходит формирование и отработка умений и навыков эффективного поведения.

3. Тренинг как форма активного обучения, целью которого является передача психологических знаний, развитие некоторых умений и навыков.

Тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.

Психологическая коррекция определяется как направленное психологическое воздействие психолога на те или иные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования личности. Коррекционная работа строится на основании существующих представлений об определённой «норме развития» (например, о том насколько должны быть развиты познавательные, эмоциональные и волевые процессы). Термин «коррекция» подразумевает целенаправленное воздействие, целью которого является приведение психического состояния человека в соответствии с заранее известной «нормой».

Психокоррекционная работа может проводится в двух основных формах – групповой и индивидуальной. В индивидуальной психолог работает с клиентом один на один при отсутствии посторонних лиц. В групповой - работа происходит сразу с группой клиентов со схожими проблемами, и эффект достигается за счёт взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга. Также, групповая психокоррекция может быть направлена на развитие коммуникативных способностей, на формирование умения анализировать поведение и состояние других людей, умение адекватно воспринимать себя и окружающих.

Целью психокоррекционной работы может быть – преодоление дефицита внимания, помощь в преодолении трудностей умственного развития, коррекция неадекватных эмоциональных реакций, укрепление самооценки и самообладания, коррекция личностных качеств, норм поведения и социального взаимодействия человека. Отклонения от психологической нормы может быть связано с серьёзными отклонениями психического развития, поэтому при осуществлении психокоррекции психолог тесно сотрудничает с психиатром, психоневрологом и социальным педагогом. Поводом к проведению психокоррекционной работы являются трудности в учебной деятельности, нарушения поведения и дезадаптация школьников, проблемы в профессиональной или повседневной деятельности, в эмоционально-волевых переживаниях человека.

Как правило, при проведении психокоррекции составляется определённая программа на основе результатов психодиагностического обследования. Она разрабатывается в соответствии с теми методологическими принципами, которых придерживается практический психолог.

Г.С.Абрамова указывает, что осуществление психокоррекционной работы может происходить на трех позициях:

1. «Делай как я!» (психолог берет ответственность на себя и предлагает довольно жесткую схему работы);

2. «Давай сделаем вместе!» (психолог делится ответственностью с клиентом);

3. «Выбирай их этих способов сам!» (клиенту предлагается самому взять ответственность за себя).

Выделяют два подхода в осуществлении психокоррекционной работы:

1. Реализация коррекции как приведения к усредненной норме, определяемой статистически, на основе выработанной единой для всех «универсальной» психотехнологии.

2. Оказание психологической помощи, ориентированной на индивидуальные особенности человека, его специфические возможности и на уникальность его психического и личностного развития.

Разнообразные методы психокоррекции формировались в рамках существующих психологических направлений, основными из которых считается бихевиористское и экзистенциально-гуманистическое.

В бихевиористском направлении отклонения от нормы рассматриваются как результат «вредного» научения. Упор делается на изменении тех форм поведения, которые не соответствуют обстоятельствам жизни клиента; коррекционная работа осуществляется как обучение нужным формам поведения.

В экзистенциально-гуманистическом направлении коррекционная работа – создание условий для позитивных личностных изменений (личностного роста, самоактуализации, расширении пространств бытия). Т.е. ориентация личности на уникальные возможности, потенциалы и ресурсы.

Также, ряд теоретиков относят к психокоррекции и психоаналитическое направление, что является результатом ошибочного представления о существующей теории психоанализа в принципе.

Методы и приемы психокоррекции рассматриваются не только с позиций теоретических направлений психологии, но и с точки зрения целей психокоррекции.

Выделяют следующие методы:

1. Методы усиления регуляции функций психики, развития эмоционального самоконтроля и самоуправления; осуществляется коррекция познавательных и эмоциональных компонентов саморегуляции через убеждение, развитие контролирующих эмоций и формирование адекватных реакций на различные внешние воздействия со стороны.

2. Методы нормативно-ценностной коррекции, объектами которых выступают нормативные комплексы, обуславливающие отказ от подчинения совместным принципам, целям, задачам, протест против регламентации, ощущение необоснованного лишения свободы часто приводит к вредным привычкам, нездоровым пристрастиям.

Loading...Loading...