Преподобный корнилий александровский. Преподобный корнилий комельский Полное житие преподобного Корнилия Комельского

Прп. Корнилий был родом из знатной ростовской семьи бояр Крюковых, бывших великокняжеских придворных. Когда ему было 12 лет, его взял к себе его дядя, боярин Лукиан Крюков, служивший при дворе вел. княгини Марии Ярославны, супруги вел. князя Василия II Темного. Дядя и племянник очень сблизились духовно и, вместе оставив мир, поступили в Кирилло-Белозерский монастырь. Здесь новоначальный инок трудился в хлебной, охотно исполняя при этом обязанности других братии, и, невзирая на юность свою, возложил на себя тяжелые вериги. В свободное время он занимался списыванием книг и много обогатил монастырскую библиотеку. Так подвизался он немало времени, но пришел и его час оставить обитель.

Сначала он пошел на родину в Ростов, чтобы уговорить своего младшего брата стать монахом. Потом он поселился в одной пустыни в окрестностях Новгорода. Здесь его узнал архиепископ Новгородский Геннадий и возымел к нему глубокое доверие, часто вызывал его к себе, советовался с ним и раз сам посетил его, уговаривая его принять священный сан. Это весьма тяготило смиренного послушника; он оставил Новгородскую пустынь, провел краткое время в Тверской обители прп. Савватия, а потом ушел на безмолвие в Вологодскую страну, в дикий и непроходимый Комельский лес. Ему был тогда 41 год. Священный же сан, которого он так избегал, ему все-таки пришлось принять впоследствии от митрополита Московского Симона.
Труден был пустыннический подвиг Корнилия. Бесы преследовали его и наводили на него злых людей. Раз разбойники вооружились на него, но смотрением Божиим преподобный был спасен, а погиб начальник шайки. В другой раз воры унесли его книги; всю ночь проблуждали они в лесу, а к утру очутились опять у кельи преподобного и с покаянием возвратили ему книги. Святой же возблагодарил Бога и вознес за них молитву.

Наконец через 20 лет стала собираться к нему братия, быстро умножалась, и была сооружена обитель с двумя церквами - в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и в честь прп. Антония Великого, которого особенно чтил святой старец. Братские кельи окружили церкви. Престарелый настоятель, не щадя своих сил, трудился наравне с братией над созданием новой обители. Раз огромное тяжелое дерево придавило его; в другой раз он упал с обрыва в пропасть, и все отчаялись уже было в его жизни.
Однажды, когда он собирал дрова в лесу, хворост вокруг него загорелся, но поднялся сильный ветер и расчистил ему дорогу - и старец вышел из огня невредимым. Господь видимо хранил своего избранника.

Когда же обитель была создана, прп. Корнилий ввел в ней строгий общежительный устав, столь совершенный, что много обителей возникло из его монастыря, а опытные его ученики стали в свою очередь наставниками собранной ими братии. Устав преподобного был составлен на основе уставов пре­по­доб­ных Иоси­фа Во­лоц­ко­го и Ни­ла Сор­ско­го. Это был тре­тий устав, на­пи­сан­ный рус­ским свя­тым для мо­на­шест­ву­ю­щих.
Для церковного порядка он учредил эклезиарха, а для хозяйства - келаря, распределил порядок утренних и вечерних служб, - сам наблюдал за братией, прерывая несвоевременные беседы стуком в окно.

Правила святых отцов соблюдались строго: все должны были трудиться с молитвой Иисусовой на устах, трезвясь сердцем, в строгом безмолвии. Был введен строгий устав церковного благочиния, молитвы, трапезы, пищи, одежды. Было заповедано строгое воздержание - так чтобы никто не смел вкушать пищу, кроме как в трапезной, кроме больных, - также совершенное послушание, отчуждение от всего мирского и братолюбие. Сам строгий нестяжатель, прп. Корнилий запретил называть что бы то ни было своим; себе он избирал только самое худшее; раз пришел к нему брат в мантии, сшитой из лыка, и просил у него другую, лучшую. Преподобный отдал ему свою, а сам взял его лыковую и долго носил ее. А когда вел. князь Василий III Иоаннович хотел одарить монастырь его лесом и угодьями, святой старец согласился лишь, чтобы ему приписали немного леса и земли, которую братия уже обрабатывала ради своего пропитания.

Как твердо прп. Корнилий приучил братию к хранению святоотеческих уставов, показывает тот случай, когда старший хлебопекарь испек хлеб, не взяв благословения: преподобный велел эти хлеба выбросить, чтобы дать братии уразуметь важность благословения. Свои же нанесенные ему обиды преподобный прощал легко и никогда о них не вспоминал: так, например, двое из братий по вражьему наваждению хотели убить его. Они знали, что он выходит на работу один, и поджидали его у моста через реку Нурму. Но когда он вышел, им показалось, что он окружен толпой народа. От страха они скрылись, но все-таки решили остаться ждать его возвращения. Повторилось то же самое. Тогда согрешившие уразумели перст Божий и свое падение от чистого сердца, он же не только простил их, но никогда ни в чем не отличал их от прочих братий. По данному ему от Бога дару прозорливости он знал состояние души каждого, но открыто никогда не обличал никого, а говорил как бы о себе самом.

Лишь на добровольно кающихся налагал епитимьи с кротостью - для облегчения их совести. Был дарован ему от Господа и дар чудотворения: только взглянув на больную руку инока Иова, только коснувшись раны израненного разбойниками инока Корнилия, он исцелял их.

За версту до монастыря преподобный поставил крест: здесь прохожие полагали милостыню, а болящие, не заходя в обитель, заочно получали исцеление по молитвам прозорливого старца. Но раз находящийся здесь на послушании брат стал злоупотреблять милостыней. Обличен он был неожиданно: невидимая сила не допускала его при братии в церкви приложиться к иконе Пресвятой Богородицы, и он должен был принести покаяние.

Прп. Корнилий был великий раздаятель милостыни: когда страну Вологодскую постиг страшный голод, он раздал даром все монастырские запасы, не обращая внимания на то, что многие приходили за милостыней по нескольку раз. Детей же, брошенных родителями, он брал в монастырскую богадельню. И вот в ночь перед празднованием своей памяти (17 января) ему явился прп. Антоний Великий и, указывая на горы просфор и калачей, покрывавших большое поле, сказал ему: «Вот твое подаяние нищим, собери его к себе в полы» - и сам стал помогать ему. Прп. Корнилий проснулся со слезами радости. После этого видения он заповедал и по смерти своей всегда подавать нищим.

Устроив свою обитель, прп. Корнилий взял с собой нескольких учеников и удалился в Костромскую страну, на Сурское озеро, ради излюбленного им безмолвия. Только уступая, и то не сразу, просьбам вел. князя Василия Иоанновича, которого братия Корнилиева монастыря умоляли вернуть им их старца, и когда избранный на его место игумен Кассиан немедленно отказался от должности, прп. Корнилий вернулся в свою пустынь.

Вел. князь особенно чтил его после одного случая, когда враги святого старца пытались оклеветать его перед ним и преподобный победил их своею кротостью и незлобием. Но по возвращении в свою пустынь прп. Корнилий, несмотря на свою глубокую старость, принялся за прежние труды. Чувствуя усиление недугов и приближение смерти, он опять удалился в Кириллов монастырь, на место своего пострижения, и там затворился. Братия опять стала умолять его вернуться. Тогда преподобный потребовал, чтобы на его место был избран ученик его Лаврентий (прп. Кассиан в это время скончался), и, когда это было исполнено, новый игумен сам отправился в Кириллов монастырь за старцем.

Вернувшись вторично в свою пустынь, прп. Корнилий опять затворился и стал готовиться к исходу. В это время татары стали нападать на Вологодские пределы; смирения ради преподобный благословил братию и удалился на время в Кириллов монастырь, но татарам Корнилиева пустынь показалась неприступной крепостью, и они ее не тронули. Перед кончиной своей преподобный благословил юного келейника своего Геннадия (память его 23 января), сопровождавшего его на Сурское озеро, вернуться в эту пустынь. По имени его она стала именоваться Геннадиевой.

На 4-й Неделе по Пасхе старец был в церкви и в последний раз причастился Святых Христовых Тайн. Вернувшись в келью, он лег на одр. Вошли братия и со слезами обступили его. Старец начал свое последнее наставление: он убеждал их хранить устав и прежде всего жить в мире между собой и закончил, говоря, что Лаврентий во всем заменит им его. Затем он стал благословлять каждого по очереди с любовью. И, простившись со всеми, приказал читать акафисты Спасителю и Божией Матери. Каждение же совершал сам; и так тихо отошел ко Господу, что никто не заметил, как отошла душа его... Лик его был светел, и казалось, что он спит. Ударили в колокол к воскресной утрене - и тело его понесли в церковь и со слезами совершили воскресное богослужение.

Мощи и прославление

Тело преподобного Корнилия при огромном стечении народа и всеобщем плаче было погребено близ Введенского храма. Святые мощи его были впоследствии прославлены многочисленными чудесами. О святости преподобного свидетельствовал и сонм его учеников также прославившихся святостью жизни: преподобные Геннадий Любимоградский, Кирилл Новоезерский, Иродион Илозерский, Адриан Пошехонский, Лаврентий и Кассиан Комельские.

Общецерковное празднование преподобному Корнилию совершаемое 19 мая/01 июня было установлено 25 января 1600 года патриархом Иовом и собором епископов. Житие преподобного составлено учеником его Нафанаилом в 1589 году, а позднее были составлены служба и похвала святому.

Страница 1 из 20


Память 28 декабря с.с.

Удивительный подвижник жил в Крыпецком монастыре во второй половине XIX века незадолго перед Октябрьской революцией.

«Дивен Бог во святых своих»! Молитвами подвижников сохранялась русская земля во все времена. Разные чины святости процветали на ее просторах. Псковская земля особенно изобиловала Христа ради юродивыми, блаженными. От времен древних и до нашего времени их имена бережно хранятся в памяти народной.

Русские люди особенно почитали юродивых, потому что сердце народное носило в себе завет святого благоверного князя Александра Невского, который имеет отношение не только к военному противостоянию, но и к духовной жизни: «Не в силе Бог, а в правде!» . Христа ради юродивые именно правду Божию хранили в мире сем, живущем по закону «права сильного». В самой разной среде – от царских палат до монашеских келий блаженные мужи и жены служили напоминанием о том, что заповеди Христовы непреложны, и в угоду сильным мира сего и духу времени о них нельзя умалчивать.

Принимая на себя вид безумных, или допуская в своем поведении такие поступки, которые заведомо должны были вызвать насмешки и издевательства окружающих,юродивые таким образом обличали человеческие пороки: прежде всего гордыню и тщеславие, нерадение о спасении, телесные страсти. Обличали и предостерегали от грядущего наказания.

Путь жизни Христа ради юродивых протекал по руслу, намеченному еще апостолом Павлом: «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить муд­рых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посра­мить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразд­нить значащее, - для того, чтобы никакая плоть не хвалилась перед Богом» . И дальше: «Мы безумны Христа ради... Зло­словят нас - мы благословляем; гонят нас, мы терпим. Хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне». (I Кор. 1, 27-29, 4, 10-13).

В священной книге Откровения святой Иоанн Богослов повествует об открывшемся ему видении. Он видел Престол, на котором восседал Господь, окруженный множеством людей в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках. Один из старцев, стоявших около Престола Божия, сказал Апостолу, что эти люди пришли от великой скорби, они омыли одежды свои и убелили их Кровью Агнца. Они не будут уже ни алкать, ни жаждать. И отрет Бог всякую слезу с очей их (Откр. 7, 4-17). В этом видении Апостолу было показано блаженное состояние святых в Царстве Христовом…

С самых первых времен христианства сознание праведно­сти пути юродства Христа ради было присуще отцам Церкви. Так, например, у преподобного Исаака Сирина мы читаем:

«Кто истинно смиренномудр, тот, будучи обижен, не возмущается, но принимает клеветы, как истину, и не старается уверить лю­дей, что он оклеветан, но просит прощения. Ибо добровольно навлекли на себя название непотребных, не будучи таковыми. Другие же тер­пели название прелюбодеев, будучи далекими от прелюбодея­ния, и слезами свидетельствовали, что несут на себе плод греха, которого не делали, и с плачем просили у обидевших прощения в беззаконии, которого не совершали, когда душа их была увен­чана чистотою и непорочностью. Иные же, чтобы не прославля­ли их за превосходные правила жизни, соблюдаемые ими втай­не, представлялись юродивыми, быв растворены Божественною солью и непоколебимы в своей тишине».

Богата и славна земля Псковская своими святыми! Князья, преподобные, пустынножители, блаженные, Христа ради юродивые, святители и праведные являют собой торжество веры Православной на Псковщине. Благодатные семена Христова учения, посеянные благоверной княгиней Ольгой, происходившей из местечка Выбуты, дали здесь благодатные плоды.

Достоин удивления подвиг Псковских юродивых. Блаженный Николай Салос, не убоявшись гнева Ивана Грозного, пришедшего грабить Псков, смело протягивает ему в Великий пост кусок сырого мяса.

Я - христианин и мяса не ем в пост.

Да, ты не ешь мяса,- отвечал блаженный,- но упиваешься человеческой кровью… Уходи из Пскова, иначе Господь покарает тебя!

И Грозный, убоявшись гнева Божия, отступил от Пскова.

Блаженный Иоанн, затворник Псковский, 22 года жил в городской стене и питался одной рыбой, в уединении. и молитве приобретал он чистоту душевную и дух сокрушенный. И только в начале 20-го века, при разборке городских укреплений, был найден гроб, замурованный в стене, с прахом святого старца.

Продолжателем их дела явился не прославленный еще в лике святых блаженный монах Корнилий из Крыпецкого монастыря, скончавшийся в 1903 году.

А сколько просто рабов Божиих, живших не в монастырях и не в пустынях, а в обычных домах, но со Христом в душе, просияло на Псковской земле! Праведная жизнь их проходила под покровом величайшего смирения, которое и спасло их для Царствия Небесного. Как верные дети своего Божественного Учителя, уйдя к Нему уже навсегда, они остались в памяти людей, но по-настоящему ведомы одному только Богу. Среди них выделяется своим безропотлым несением жизненного Креста болящий Матфей Мальский, 43 года пролежавший в постели, разбитый параличом. Его старанием и денежной помощью построен в Малах, недалеко от Старого Изборска, новый храм в бывшем монастыре преподобного Онуфрия.

ДЕТСТВО ПОДВИЖНИКА

Преподобный Корнилиц Крыпецкий. Икона. 1999 год. Фото. Начало XX века.

О детстве святого Корнилия известно крайне мало. Но и те скудные сведения, которые донесли до нас почитатели старца, говорят о том, что он был избранником от чрева матери. Родился будущий старец в 1841 году в деревне Великое Село, что расположена была неподалеку от Пскова (в 7-8 километрах). У родителей своих, Михея Алексеевича (1796-1846) и Вассы Григорьевны (1806-1873), Лука был пятым ребенком, самым младшим.

Господь отметил новорожденного телесным недугом - мальчикродился полуслепым. Но и при телесной немощи, так же, как блаженная Матрона Московская и преподобный старец Гавриил из Псковской Спасо-Елеазаровской пустыни, уже в юные годы он отличался духовным зрением. Он видел, что происходило в родном селе и в ближайшей деревне, говорил об этом людям, предостерегая от будущих бедствий. Бог дал знать маленькому Луке все о человеке: настоящее, прошедшее и будущее, и, как он признавался: "что говорят голуби, и то я знаю". Но не всем это нравилось. Так что уже в детстве он пережил непонимание и гонение от людей чуждого духа, что неоднократно придётся переживать ему и в зрелые годы. Как железо в горниле огня, испытания и насмешки только завалили святого - на зло он никогда не отвечал злом и даже в душе своей не возмущался.

Всем своим поведением мальчик напоминал о жизни по Евангелию.

Например, в детстве маленький Лука любил брать на себя чужие грехи! Деревенские ребята часто проказничали в чужих огородах и садах, и хотя "от юности возлюбивший" слепенький мальчик никогда не принимал участия в этих проделках, он, когда искали виновных, с радостью кричал: "Это я! Я виноват! Я эти бураки у вас повытаскивал!" Его ругали, наказывали, сильно побивали, но он и впредь вел себя так же.

Детское смирение мальчика Луки потрясает, и не только смирение, но и сострадание к ближним своим - брал он на себя чужую вину из жалости, чтобы других не наказывали. Все это говорит о том, что простой крестьянский мальчик, любивший посещать храм Божий, всем сердцем воспринял евангельские заповеди. И, не будучи обучен грамотности, не умея читать, он, подобно евангельским простецам без колебаний и расуждений воспринял слово Спасителя как руководство к действию - как непоколебимые правила жизни.

Признание мальчика в том, что ему понятен язык животных - свидетельство о глубокой сокровенной жизни и о том, что уже в начале своей жизни был он "небесным человеком". Как известно нам из житий святых, тварь земная особенно чувствует святость человека (даже больше, чем окружающие люди), открывается святым и ведет с ними так, как это было в раю - пребывая в послушании. Благодать почивает на святых, и животные ее особенно остро чувствуют.

В детстве слепенькому Луке односельчане поручили пасти своих коров. Пастухом он был необычным - выгонял стадо на пастбище и оставлял на волю Божию, а сам отправлялся в храм. А когда вечером нужно было гнать стадо обратно, все до единой коровушки собирались гуртом и послушно шли вслед за своим пастырем. Несомненно, все вызывало немалое удивление у односельчан будущего старца, один из них Василий Графов, сам отмеченный чертами юродства, сохранил воспоминания о чудесном мальчике и юноше на всю жизнь и передал их первому жизнеописателю преподобного Корнилия - псковскому священнику протоиерею Алексию Инову. (На основе брошюры протопресвитера Алексия Ионова "Блаженный монах Корнилий", Рига, 1944 с добавлениями из других исторических источников).

Все, что мы знаем о жизни преподобного Корнилия от очевидцев - свидетелей его подвигов, удивительным образом напоминает рассказы из древних сборников о святых старцах: из "Луга духовного", "Лавсаика", "Достопамятных сказаний", "Отечника" и "Древнего патерика". Тот же дух простоты, отсутствия и капли лукавства, незлобивости и смирения - евангельский дух. Указанное сходство жития преподобного Корнилия с древними повествования о подвижниках особенно касается историй об отношениях с животными, этими историями изобилует прежде всего "Луг духовный", - бессмертная книга прп. Иоанна Мосха, описывающая подвиги древних монахов-аскетов VI - VII столетий. Здесь мы находим знаменитую о льве пр. Герасима и о других старцах, живших со зверями. В толковании к "Лугу духовному" говорится: "О власти святых над зверями сохранилось множество рассказов... Тайна этой власти обьясняется в 18 главе "Луга духовного": "Если бы мы соблюдали заповеди Господа нашего Иисуса Христа, то звери боялись бы нас. Но за грехи наши мы стали рабами, и теперь мы скорее боимся их. В 107 главе, после трогательного рассказа о привязанности льва к преподобному Герасиму, в заключении говорится: "Вот что произошло - не потому чтобы лев имел разумную душу, но по воле Бога, прославляющего прославляющих Его не только при жизни, но и по смерти их и показавшего нам в каком послушании находились животные у Адама, прежде чем он преступил заповедь Божию и был изгнан из рая сладости".

Преподобный Корнилий Крыпецкий жил на земле как ангел, ничто земное не привязывало его к себе. Небесная благодать, обитавшая в сердце юного подвижникика, влияла и на тело, так что ещё до монастыря он способен был ходить зимой босым, и тело его не боялось ни мороза, ни снега много лет.

Из недавно обнаруженных архивных источников стало известно, что к жизни в монастыре подготовил юношу некий безымянный старец, который дал емы свою одежду, "издававшую благоухание ладана". Одежду эту блаженный носил три года.

Не для мира сего был создан и рождён дивный во святых Корнилий. Был он не просто девственник душою и телом, но и до самой кончины был подобен ребёнку - чистому, искреннему, беззащитному, не знающему зла. "Глубокой старости я не имел, и не знал её, - говорил о себе подвижник, - в себе всю мою жизнь её не чувствовал".

ПЕРВЫЕ ГОДЫ В МОНАСТЫРЕ

В 1875 году по увольнению из общества государственных крестьян "монах от чрева матери" Лука прибыл в Иоанно-Богословский Крыпецкий монастырь, а уже через год определён был послушником.

Нам неизвестно, почему из всех многочисленных псковских монастырей юноша Лука выбрал именно Крыпецкий монастырь. Автор акафиста преподобному объясняет это особой любовью к святому евангелисту Иоанну Богослову, в честь которого освящён монастырь. Апостол любви и впрямь был образцом для подражания юному иноку, проявлявшему любовь ко всему и всем. Думается что Крыпецкий монастырь был избран подвижником ещё и потому, что он был одной из самых труднодоступных в Псковском крае монашеских обителей со строгим уставом.

Основал монастырь в XV столетии сербский выходец со Святой Горы Афон - при. Савва. Среди псковских болот в окружении дремучих лесов устроил он пустынь, подобную тем уединенным кельям, которыми славился Афон. Но, как и в случае со многими подвижниками, Господь через одного спасает тысячи, - люди узнают о подвигах отшельников и молитвенников и тянутся к ним за помощью, поддержкой и наставлениями, - так стали стекаться иноки к пре. Савве и возросла и увеличилась обитель в Крыпецах. В 1870-е годы XIX века, когда в монастырь пришел юноша Лука, это был известный во всем Псковском крае монастырь, из которого вышли такие известные подвижники, как преподобные Нил Столобенский (XV век) и Никандр Псковский (XVI век), монах Антоний Ордын-Нащокин (XVII век), митрополит Евгений Болоховитинов (нач. XIX века).

Самый близкий по времени к преподобному Корнилию подвижник, начинавший свой иноческий путь в Крыпецком монастыре - иеросхимонах Сампсон (Сиверс), - оставил описание обители, которое вполне можно отнести и к тому времени, когда туда прибыл святой Корнилий.

"Едем лесом по проселочной дороге. Болота, кочки и палки, Комаров - тучи... Подъехали к небольшому озеру, проехали озеро. Вокруг озера и обитель стоит, огромные стены и маленькая такая, уютная-уютная обитель. Посредине обители - деревянные строения: баня, прачечная, трапезная, покои игумена, Братский корпус, амбары где хранилась мука. Скотный двор за оградой, отдельно по всему монастырю могилы и надписи: Схимник такой-то..."

"В келии стояли козлы, на козлах доска, на доске - мешок, набитый сеном, такая же подушка. Такое старое, очень ветхое одеяло, похожее на какую-то портянку. Гвоздь для подрясника. Икона Божией Матери. Крест над ней. На столе керосиновая лампа. Псалтирь, правильник. Евангелие на славянском языке".

Как видим, суровой, аскетической была жизнь насельников Крыпецкого монастыря. Но у будущего монаха Корнилия она была еще более трудной - и кельи-то своей у него не было, ночевать приходилось, где придется. Вероятно, большей частью на скотном дворе, так как первое послушание, которое он получил в обители, было - пасти монастырских коров. Такое положение в монастыре преподобный Корнилий сознательно избрал с самого начала. Вот его слова: "Я шёл в обитель Крыпецкую поступить и дал обет и просил Савву Преподобного Крыпецкого, чтобы мне в обители жить и быть: ниже всех и меньше всех. Я так себя и поставил и вся моя жизнь: ниже всех..."

Первое послушание в монастыре - пасти коров - было для Луки привычным делом. И хотя монастырское стадо нельзя уже было бросить и уйти на богослужение, но и само по себе послушание пастуха давало неограниченное время для молитвы - почти целый день на природе, в уединении. Недаром пророк Давид был избран Господом из пастушеского звания - к богообщению он навык на пастбище своём уже с юных лет.

С пастушеским послушанием связан следующий случай.

Однажды вывел послушник Лука стадо коров из скотника, а везти его надо было на поле по узкой тропинке мимо засеянных полей. Естественно было бы ожидать, что коровы соблазнятся посевами и не захотят идти в ряд одна за другой по узкой тропинке.

Преподобный Корнилий, в миру Лука, родился недалеко от Пскова в 1841 году. Он был самым младшим ребенком в семье, с рождения полуслепым. Слепота физическая сторицей окупалась духовным зрением. С малых лет отметили родители, что Лука обладает даром прозорливости. Видел он события происходящие в соседней деревне, равно как и то, что произойдет в ближайшее время. Он старался предупредить людей о грозящих им бедствиях. Очень удивительно, что маленькому ребенку присуще такое безграничное смирение и сострадание к людям. Терпел непонимание, а зачастую обиды и насмешки, но никогда, даже в душе своей, не отвечал он злом на зло. Жизнь его, не взрослого, а еще ребенка, можно считать жизнью по Евангелию. Во всех детских шалостях и проказах признавал себя виновным Лука, с радостью беря на себя чужие грехи. Он очень любил посещать храм и евангельские заповеди принял, как основу своей жизни.

В молодости он пришел в Крыпецкий монастырь и стал иноком Корнилием. В качестве послушания собирал пожертвования на монастырь и был настолько честен, что из собранных средств не тратил ни копейки даже на хлеб, ждал, когда предложат поесть. Был он как не от мира сего, поведением своим походил на простодушного, девственного душой и телом и ребенка. Многие из братии недолюбливали его, и сборы на храм у него были больше, и люди к нему шли, почитали его. Чтобы скрывать свои добродетели, он взял на себя тяжкую ношу - стал юродствовать. Странствовал он по разным местам для сбора пожертвований, наблюдал людскую жизнь, предсказывал им, учил почитать монахов, ужа тогда предвидя тяжелые времена для церковных людей.

Будучи определенным на послушание гостинника, опять всегда находился среди людей, для всех находилось у него приветливое слово, слово утешения и сочувствия. Многое предвидел юродивый, видел и смерть свою, что похоронят его не сразу и не по православному чину. Самое важное предсказание, что за смертью его последуют слезы для России, а как только переложат тело согласно чину, так и беды окончатся. Так и вышло, предали земле тело отца Корнилия не сразу, да и уложили головой на север, а не на восток. И вот приходят трудные времена для страны, Русско-Японская война, революция, Первая Мировая, гражданская. Много слез пролилось в России, как и было предсказано. Были попытки переложить тело по правилам и в 1918 году, и в 1943, но они потерпели неудачу.

Лишь в 1997 году останки святого были перезахоронены. Открыв могилу, присутствующие почувствовали необыкновенное благоухание, останки монахи поместили позже в новый гроб, а правую кисть в особый ковчег. С обретением мощей увеличился поток паломников из разных стран, монастырь вновь обрел свое величие и красоту спустя годы забытия. Все, как и предвидел отец Корнилий.

Преподобный Корнилий Крыпецкий

Преподобный Корнилий Крыпецкий (в миру - Лука) родился в деревне Великое Село, расположенной в 7 км от Пскова.

  • О детстве святого сохранилось мало сведений. Но известно, что он с 3 лет был наделён удивительным даром прозорливости. А будучи десятилетним мальчиком, видел то, что происходило в ближайшей деревне, знал то, что произойдёт в ближайшие дни. Где и когда пострижен в монашество - неизвестно. Вероятно, что в ранней молодости ушёл в Крыпецкий монастырь на послушание и там же был причислен к иноческому лику.
  • Была в нём великая любовь к людям. Любимым изречением старца было: "Другому пожелаешь - себе получишь!". Многим людям Корнилий предсказал будущее, а так же и другие грядущие события.
  • Умер в 1903 году
  • В 1905 году сбылось пророчество святого, о том, что колокольня обагрится кровью. На ней, действительно, было убито несколько монахов.
  • Святой пророчествовал также и о закрытии монастыря и о том, что его вновь восстановят и будет он красивым и значительным.
  • 2-3 февраля 2016 г. - Архиерейский собор Русской Православной Церкви принял решение об общецерковном прославлении преподобного Корнилия

Самое известное пророчество святого:

  • Пророчество о своём погребении "головой на север". Слова Корнилия - "и будет это на бедствие России". Корнилий утверждал, что бедствия России окончатся, как только тело будет предано земле по чину Православной Церкви, т. е. лицом на восток.
  • Святой также предсказал день и час своей смерти. Говорил он и о том, что тело его не опустят в землю в день отпевания. И, действительно, гроб старца после отпевания не сразу был предан земле, потому что настоятеля не было тогда в монастыре. На время гроб поставили в склеп под часовней. Не дождавшись настоятеля монастырские работники похоронили старца, положив его головою … на север. Так исполнилось пророчество Корнилия о своём необычном погребении.
  • "Похоронят меня, - говорил, - вся Россия заплачет." И действительно, через год началась русско- японская война. Стала "плакать Россия". Но Корнилий предсказывал и конец этих бедствий. "Когда тело моё переложат как следует, тогда и окончатся бедствия России. В 1913 году, спустя 10 лет после смерти Корнилия, нашлись люди, хотевшие исполнить последнюю волю покойного: предать его тело правильному погребению. Но это дело не вызвало интереса, т. к. люди, от которых зависело решение этого вопроса, усомнились в достоверности этого пророчества.
  • 1917-1918 гг. - "красные" разорили монастырь, увели скот, увезли все запасы продуктов. Игумен и часть монашествующих были арестованы. В эти смутные дни вспомнили иноки Крыпецкого монастыря о пророчестве Корнилия. Игумен Нафанаил созвал братию на совет. На совете решили исполнить волю почившего Корнилия. Могила старца была отрыта, была отслужена панихида. Гроб, действительно, был опущен неправильно. При вскрытии могилы Корнилия присутствовала женщина, хорошо его знавшая и семью которой он часто навещал. Его переложили, не открывая. Было уже поздно, совершенно темно. Тут женщина вспомнила, что сделали что-то не так. К тому же нагрянули красногвардейцы из отряда Серебрякова. Начались допросы.
  • И так, первая попытка выполнить завещание Корнилия потерпела неудачу. В 1943 - 1944 годах вновь поднимался вопрос о перекладывании останков Корнилия, но осуществить это намерение не позволили обстоятельства военного времени.
  • В 1997 году останки святого были перезахоронены.
Loading...Loading...