Крокодил: египетская мифология. Город гадов Крокодилополь: Как египтяне поклонялись богу с головой рептилии и зачем им тысячи мумий крокодилов

Кого из нас в детстве не завораживал Египет, со своими пирамидами и богами, мумиями и их сокровищами? А сколько фильмов было снято, и снимается по сей день, о всевозможных жрецах и богах. Кто из нас не мечтал хотя бы раз взглянуть на одно из семи чудес света – Египетские пирамиды и Сфинкса? Египет красив и загадочен, интересен своей историей, манит информацией о великих фараонах и царицах, когда то живших на этой земле, или о всемогущих языческих богах и культах.

Загадки Древнего Египта не разгаданы и по сию пору и, возможно, никогда не будут разгаданы, так и останутся великими загадками истории. Много мифов и слухов ходит о том, кто все же построил пирамиды. Может, это творения инопланетного разума? Ведь у древних египтян не было таких технологий, чтобы можно было поднимать тяжелые каменные глыбы так высоко. Или может боги Древнего Египта, список имен которых нам известен с детства, помогали своим подданным?

Хотя одну загадку — о проклятии гробницы фараона, ученым все же удалось разгадать, как оказалось, нет никакого мистического проклятия, а есть специальное вещество, которым обрабатывали древние гробницы, для сохранения сокровищ, которое очень токсично и может вызвать отравление до летального исхода.

Все это было очень давно и сейчас уже, наверняка, не узнать всей правды о загадочном и манящем Древнем Египте. Очень многих историков интересуют боги Древнего Египта, картинки их часто украшают школьные учебники по истории, календари для дома, посуду и т.п. Многие дизайнеры создают интерьеры для дома и ресторанов в египетском стиле. Но откуда людям известно то, как выглядели боги Египта, имена и их значения? Все очень просто, изображения богов и фараонов, их имена, сфера деятельности, ремесла и исторические события, все это высекалось на стенах пирамид, камнях, писалось на гробницах и папирусе. Затем археологи расшифровывали древние знаки и символы и доносили свои догадки и открытия до историков.

Боги Древнего Египта список и описание.

  1. Амон – сначала бог воздуха, потом стал богом солнца. Представлялся в виде мужчины, с короной и двумя высокими золотыми перьями на ней, иногда мог предстать в виде человека с головой барана.
  2. Анубис – покровитель мира мертвых. Изображался в виде мужчины с головой черного шакала. Иногда мог предстать полностью в виде животного, а именно черным псом.
  3. Апофис – бог мрака и тьмы, вечный враг бога солнца. Обитает под землей. Изображался в виде огромного змея. С ним каждую ночь сражался Ра.
  4. Ах – низшее божество, часть сущности человека, посредник между богами и людьми, загробное воплощение фараонов.
  5. Баст – бог веселья, удачи и домашнего очага. Защищал бедных, маленьких детей и старых людей. Виделся карликом с пышной бородой.
  6. Бухис – бог, воплощенный в виде черно-белого быка. Изображался в короне с двумя длинными перьями и солнечным диском.
  7. Гор – бог земли, божественный правитель Египта. Представлялся в обличии человека на голове которого изображали утку.
  8. Мин – бог плодородия и размножения людей и животных. Изображался в виде человека с непропорционально большим твердым фаллосом (символ плодородия), одна рука поднята вверх, во второй держит плеть. На голове корона с высокими золотыми перьями.
  9. Монту – бог войны. Имел вид мужчины с головой сокола, на голове корона с двумя перьями и солнечным диском, в руке держит копье.
  10. Осирис – демократичный бог, бог охоты и войны. Так же считался богом плодородия. Сильнее всего почитался простым народом Египта.
  11. Птах – бог ремесла и творчества, истины и справедливости. Виделся в обтягивающих одеждах, в руках держал посох.
  12. Ра – самый известный египетский солнечный бог, виделся с головой сокола, увенчанной солнечным диском.
  13. Себек – бог рек и озер. Изображался в виде человека с головой крокодила, на голове золотая высокая корона.
  14. Тот – древнеегипетский бог знаний. Тот держит в руках длинный тонкий посох.
  15. Хапи – божество реки Нил, покровитель влаги и урожая. Представлялся толстым мужчиной с огромным животом и женскими молочными железами. На голове корона из папируса, в руках держит сосуды с водой.
  16. Хор – бог неба и царской власти, покровитель армии. Египетские фараоны считались воплощением Хора на земле. Изображался в виде человека с головой сокола.
  17. Хех – воплощение стихии. В изображениях – мужчина с головой лягушки.
  18. Хнум – создатель людей, бог творения, воды и заходящего солнца. Создал жизненно опасные пороги реки Нил. Изображался в виде мужчины с головой барана.
  19. Шаи – бог виноградной лозы, покровитель богатства. Позднее стал считаться богом судьбы, который определял время течения человеческой жизни.
  20. Шесему – бог загробной жизни, охранял мумию и наказывал грешников. Бог бальзамирования.
  21. Шу – бог воздуха, который разделяет небо и землю. Изображался в виде мужчины, который стоит на одном колене, подняв руки вверх, и держит небеса.
  22. Ях – бог луны. Представлялся в образе человека увенчанного лунным диском и лунным серпом.

Как и во всех языческих культурах, самым главным божеством являлся бог,олицетворяющий собой солнце. Солнце дарит силы и плодородие земле. Солнце начинает день и дает свет. Культ Древнего Египта не является исключением и поэтому верховный бог Древнего Египта это бог солнца – Ра.

Боги Древнего Египта картинки и имена.

Конечно, языческая культура древних египтян не ограничивалась только богами в мужском воплощении. Женские божества почитались египтянами не меньше чем мужские. Очень часто боги имели оба воплощения и женское и мужское.

Египетские богини, имена и их значения.

  1. Амаунет – в мужском воплощении Амон, позже его супруга. Воплощение стихии. Изображалась как женщина с головой змеи.
  2. Аментет – богиня царства мертвых, которая встречала души мертвых людей на другой стороне.
  3. Анукет – покровительница Нила. Изображалась в короне из папируса.
  4. Бастет – всем известная богиня женской красоты и любви, хранительница дома. Так же покровительница веселья и радости. Изображалась как женщина с головой кошки или в виде изящной сидящей черной кошки. Очень часто можно встретить статуэтки с образом Бастет.
  5. Исида – богиня судьбы и жизни. Хранительница только недавно рожденных детей и умерших людей. Изображались в виде женщины с коровьими рогами на голове, на которых держится солнечный диск.
  6. Маат – богиня истины и справедливости. Изображалась женщиной с большим пером на голове.
  7. Мерт-сегер – хранительница покоя мертвых. Тех, кто нарушал покой мертвых, и разорял могилы, наказывала тем, что отбирала зрение. Изображалась женщиной с головой змеи или наоборот, в образе змеи с головой женщины.
  8. Нейт – мать богов, затем богиня искусства и войны. Часто изображалась в облике коровы.
  9. Нут – богиня неба, поднимающая мертвых наверх. Представлялась в виде женщины, раскинувшейся над землей, как небо.
  10. Сехмет – богиня жары и зноя, способна насылать и исцелять болезни. Чаще всего представлялась в образе женщины с головой львицы.
  11. Сешат – покровительница науки и памяти. Изображалась женщиной в шкуре пантеры со звездой, имеющей семь концов, на голове.
  12. Тефнут – богиня влаги и жидкости, женщина с головой львицы.

Египетские боги, фото и названия.

На самом деле богов в Древнем Египте было гораздо больше, чем указано здесь, но многие из них не изучены полностью. Может иметься изображение божества или его имя, но не раскрыт объект его покровительства. Несмотря ни на что история Древнего Египта является очень интересной и до конца неизведанной научной областью, а современные люди относятся к египтологии с вполне объяснимым трепетом и интересом.

Старейший бог древнеегипетской мифологии, он имел облик человека c крокодильей головой. Иногда его изображают по-другому – как крокодила с головой человека. Иероглифическая запись представляет бога крокодилом, который почетно восседает на пьедестале, что похоже на написание имени бога Анубиса, изображенного в виде собаки. Нет согласия по поводу того, как правильно произносить имя бога. Наиболее распространены два варианта – Себек и Собек.

Бог плодородия и Нила

По мнению историков, зарождение культа Себека произошло в низинах реки Нил, где в многочисленных рукавах дельты обитало огромное количество крокодилов. Многими хронистами данные рептилии выделены в качестве неотъемлемого египетского символа, как ибисы и змеи. К сожалению, в современном повсеместная урбанизация привела к исчезновению крокодилов в Ниле.

Но это еще не значит, что обожествление крокодилов произошло из-за их количества. Крысы или воробьи встречаются в еще больших количествах, и пересчитать их просто нереально. Они обитают рядом с людьми все время, но божествами их никто так и не сделал. И это даже несмотря на то, что вред, причиненный крысами намного больше, чем вред, полученный от крокодилов.

Безусловно, мощь крокодила позволяет ему неожиданно кинуться на свою жертву, он является очень быстрым, как в воде, так и на суше. Убить человека это животное может с легкостью, и существует множество таких случаев, когда неосторожный охотник попадал в пасть крокодила. Но ловля данных рептилий всегда была распространена среди древних египтян. Они и Себека изображали при помощи одного из пойманных крокодилов и поклонялись ему.

Сохранившееся изображение показывает, что крокодила, который служил аватарой божества, украшали браслетами и серьгами. Нельзя согласиться с тем, что животному было приятно терпеть все процедуры, и он стойко носил все украшения. Как показывают результаты поисков археологов, золото и серебро было неизменными атрибутами всех таких Себеков, ведь таких рептилий было несколько.

Священное животное представляли как вместилище, куда помещался дух бога. Естественная старость и смерть, которые неизменно наступали, не были проблемой для древних египтян. Из рептилии делали мумию и предавали земле. На смену приходил новый крокодил, которого также украшали и молились ему. По каким признакам выбирали животное, на данный момент неизвестно.

Вблизи поселения Киман-Фарис, который ранее носил название Шедит (в переводе с древнегреческого - Крокодилополь), археологи нашли около двух тысяч мумифицированных рептилий. Некоторые из них выставлены в . По статистике, крокодил живет примерно столько же, сколько и человек, даже немного больше. Если сделать определенный подсчет, учесть, что не все крокодилы были найдены, и аватар Себека действительно умирал естественной смертью, то выходит временной период около двадцати тысяч лет. Но, кто знает, может в Древнем Египте всех крокодилов превращали в мумий.

Описанные факты свидетельствуют о том, что Себек всегда был в почете во все древние эпохи . Неприятная аватара совсем не означала, что сам бог был злой. Его даже жестоким назвать нельзя. Себек – “податель жизни, его ноги одаривают людей водами Нила”. Примерно такие слова написаны в Книге мертвых. Как и Осирис, Себек – бог плодородия, он хозяин реки Нил, всей пресной воды и животных, живущих в реках. Молитвы рыбаков и охотников были направлены к Себеку, ведь камышовые заросли являлись основным местом их промысла. Он помогал душам умерших людей пройти путь к Осирису.

Существует запись, которая свидетельствует о прошении одного мужчины к богу посодействовать ему в борьбе за женщину. Божество управляло многими сторонами жизни египтян. Одна из песен содержит слова, в которых Себеку присвоен титул “бога, который слышит молитвы”, ни один древнеегипетский бог не носит такого титула.

Бог Себек – изобретатель

Существует легенда, которая рассказывает об изобретении сети для рыбной ловли. Хапи и Амсета - два сына бога Гора спрятались в водах Нила от бога Ра, который никак не мог разыскать. Или же был слишком горд для этого. Бог поручил выполнить задание Себеку, чтобы тот нашел пра-пра-правнуков, которыми братья приходились Ра. С помощью рук Себек просеил весь Нил сквозь пальцы, и у него получилось найти беглецов. Так и возникла сеть для рыбной ловли. Конечно, в этом повествовании отсутствуют плавность и стройность, но смысл легенды понятен.

Родословная бога

История происхождения божества довольно туманна. Рассматривают два варианта. Первый - Ра был создателем или родителем бога. Второй – Себек был порожден первичным океаном Нуном. На основе некоторых исторических свидетельств предполагают, что он сын Нейт, но данных об этом почти нет. Нет информации и о жене Себека. Таким вот загадочным является божество, которое было как хитрый охранник, верно служащий Ра. Также его очень почитали смертные, которые повсеместно распространяли миниатюрные амулеты с его изображением.

Себек и древние египтяне

Себека почитали еще во времена Древнего царства – эпоху строительства и . Он упоминается в одном из заклинаний “текстов пирамид”.

Аменемхетом III, который был фараоном двенадцатой династии, был возведен большой храм в городе Файюм. Он посвящался богу с головой крокодила. Недалеко от храма соорудили лабиринт, где занимались религиозными обрядами, которые посвящались богу Себеку. Системой храм напоминает строение в Абидосе, где поклонялись Осирису, лабиринт там тоже был частью храма. В Файюме и были обнаружены мумифицированные крокодилов. Популярность божества подтверждается и тем, что в письмах часто писали пожелания «Да хранит тебя Себек».

Много храмов было расположено у дельты Нила, но также известны и другие места, где возводили строения для поклонения божеству. Например, в Ком-Омбо (Омбосе), который находится у верховья Нила, также сохранились остатки храма, и экскурсия в сейчас является неотъемлемой частью туристических круизов по Нилу. Храмы Себека и мумифицированные крокодилы встречаются даже в , который никогда не был культурным центром.

Приверженцы технологической теории в области древних мифов будут заинтересованы в том, что археологи нашли папирусы, содержащие двенадцать гимнов, в которых восхвалялась корона бога Себека. Главное ее достоинство заключалось в то, что она уничтожала всех недругов, потому что сверкала ярко, как солнце.

Так же и Эхнатон по легенде разогнал войско из сорока тысяч солдат. И сделал он это благодаря короне, а точнее лучей, исходящих из нее.

Любопытным является одна история. Осирис, когда окончательно воскрес, остался без детородного органа. По легендам его съел один крокодил. Интересно, может Себек тоже участвовал в этом происшествии? К тому же, существует несколько статуй, которые изображают мумифицированного Осириса, расположенного на спине у Себека.

Себек популярен и в наши дни. Если посмотреть, что интересного можно , то фигурки древних богов будут на одном из первых мест в списке сувениров. А пальму первенства в списке богов в том случае носят Анубис с головой шакала и Себек, выполненный в самых причудливых формах.

В древнеегипетской мифологии особое место занимает бог Себек – повелитель водной стихии, бог воды, от которого зависит разлив Нила. Его зооморфной формой был крокодил. Существовало 2 формы его изображений: с головой крокодила и человеческим телом, или наоборот – с головой человека и телом крокодила. На иероглифах он изображался лежащим на почётном постаменте. В плане произношения его имени также есть 2 варианта: Собек и Себек.

Крокодилы считались аватаром бога Себека. Для этого египтяне массово вылавливали крокодилов, выбирали лучшего, признавали его воплощением божества и украшали лапы рептилии браслетами, а уши серьгами. Для этого выбирались серебряные и золотые украшения и драгоценности. Бывали случаи, когда выбирали сразу несколько крокодилов для поклонения. Однако чаще всего египтяне ожидали естественной смерти одного крокодила, чтобы вновь выбрать аватар бога среди молодых рептилий. Умершего крокодила тщательно мумифицировали.

Рядом с Киман-Фарисом (Крокодилополем) обнаружено более 2-х тысяч мумий этих священных рептилий. Если подсчитать математически, взяв за основу срок жизни обычного крокодила (который часто был больше срока жизни человека), то можно предположить, что традиция выбирать и поклоняться крокодилам-Себекам насчитывает около 20 тысяч лет. Это всё может свидетельствовать о высоком почитании этого божества в египетском обществе.

В древнеегипетской мифологии есть сведения о почитании крокодила Петсухоса как реального воплощения бога Себека. Египтяне верили, что он обитал в озере, которое примыкало к главному святилищу божества. Из этого озера они пили воду для обретения магического покровительства и защиты от Себека, а также кормили крокодила Петсухоса разными деликатесами.

Доброе божество

Несмотря на пугающую аватару крокодила, сам Себек в представлениях египтян не был злым или даже жестоким. Об этом можно судить хотя бы на основании того, что он:

  • даровал жизнь;
  • следил за разливами Нила;
  • приносил хороший урожай;
  • обеспечивал жизнью всех речных существ.

К Себеку обращались в своих молитвах рыбаки, а также охотники, которые охотились в камышах. Его просили о содействии в перевозке умерших душ к чертогам бога Осириса.

Есть отдельные свидетельства, что к Себеку обращались даже как к предсказателю. И в отличие от других древнеегипетских богов он получает титул внимательного и прислушивающегося к молитвам бога.

Версии происхождения

Среди египтологов и других учёных нет единого мнения относительно происхождения Себека. По одной версии его (как и иных первичных богов) родил бог Ра. По второй версии его (как и самого бога Ра) породили Геб и Нут. Также есть ещё версия, что он является сыном Нейт, которая почиталась как великая мать прочих богов, повелительница войны и охоты, водной и морской стихии, матери ужасающего змея Апопа. При этом ничего не известно о жене Себека. Это может свидетельствовать о скрытности и хитрости Себека в представлениях древних египтян.

Изобретатель сетей для рыбной ловли

Согласно одной сохранившейся легенде, египетский бог Ра как-то пытался найти двоих сыновей бога Гора – Амсета и Хапи. Они прятались от Ра в Ниле. Сам бог Ра не смог найти этих двух сыновей Гора, и поэтому он поручил отыскать собственных пра-пра-правнуков Себеку. Тот стал через свои пальцы рук просеивать ил Нила. Так он отыскал Амсета и Хапи. И таким образом возникла идея рыболовных сетей.

Есть и другие эпизоды, когда Ра поручал Себеку найти что-то в Ниле. Так, однажды Себек отправился на поиск отрубленных рук бога Гора, которые были выброшены в Нил. Руки жили сами по себе и их было очень трудно поймать. Но Себеку удалось после преследования их как рыбаку выудить и вернуть Ра. Бог Ра сделал вторую пару, которая как реликвия долго находилась на хранении в городе Нехене.

Себек и его почитание

О популярности Себека у египтян служит не только мумификация крокодилов. Об этом свидетельствуют некоторые факты:

  • его имя постоянно всплывает в найденных древнейших египетских переписках;
  • археологи находят отдельные папирусы, посвящённые воспеванию отдельных предметов Себека (например, 12 гимнов лишь его короне в одном из папирусов);
  • у Себека была корона, что свидетельствует о высокой роли в божественной иерархии;
  • сохранились статуи, на которых Себек на спине везёт мумию Осириса, а по легенде пропавший детородный орган Осириса съел некий крокодил (что свидетельствует о большой роли Себека в жизни Осириса);
  • изображениям Себека египтяне часто придавали магические и целительные свойства;
  • народ верил, что чем больше будет крокодилов на берегах Нила, тем лучше будет разлив и урожай;
  • на протяжении II тысячелетия до нашей эры фараоны часто именовали себя Себекхотепом, что дословно переводится как «Себек доволен».

Себек и водная стихия

Себека называли тем, кто вынуждает зелень произрастать на водных берегах. Основные сельскохозяйственные ресурсы находились на берегах Нила. И неудивительно, что ему, как повелителю вод, поклонялись и строили многочисленные святилища. Так возник город Крокодилополь (что дословно переводиться как город крокодила). Также существует множество вариаций имён бога Себека: Пнеферос (прекрасноликий), Сокнебтунис (повелитель Тебтуниса); Сокнопайос (владыка острова) и др. Известны также и множество водных религиозных обрядов, связанных с богом Себеком. Так, в начале июля древнеегипетские жрецы бросали в реку восковые фигурки крокодилов. Люди, верили, что благодаря магии фигурки оживали и выползали на берег в виде живых рептилий, что предвещало удачу и плодородие.

Ненасытность Себека

С богом Себеком связаны и легенды о его ненасытности. Согласно одной истории, он в одиночку напал на вражескую орду и живьём её сожрал. После этого откусанные головы Себек продемонстрировал другим богам, угрожая и им. Тогда другие боги предложили принести ему много хлеба, чтобы утолить его бесконечный голод. Согласно другой истории, Сет убил Осириса, расчленил его тело, а куски бросил в Нил. Тогда Себек захотел поживиться кусочками тела и бросился в Нил. За это нахальное поведение другие боги отрубили Себеку язык в качестве наказания. По этой причине у крокодилов отсутствует язык.

Существует также мифологическая версия об укрытии злого бога Сета в теле Себека для избегания возмездия за убийство бога Осириса.

Храм Ком-Омбо

Храм Ком-Омбо – это одно из самых главных свидетельств почитания бога Себека в Древнем Египте. Он расположен около Асуана и посвящён сразу двум богам: Гору и Себеку. Он очень оригинален с точки зрения архитектуры, т.к. ставилась цель угодить сразу двум великим богам, при этом сохранив типичные архитектурные каноны (святилище, двор, пилон, зал подношений). В храме все части удваивались, но сохранялось ощущение единства за счёт наружной стены храма. Также параллельно располагались два святилища обоим богам: на севере – Гору, на юге – Себеку. Кстати, это ещё один факт в подтверждении значимости Себека – юг у египтян был важнее севера. Себек изображался на стенах храма в окружении своей семьи.

Убийство священного крокодила во имя любви

В особых случаях мужчины стремились доказать свою любовь возлюбленным через убийство самого опасного и сильного крокодила. Это считалось подвигом. Но при этом допускалось такое убийство священного животного только во имя любви.

Целебные статуи бога Гора, стоящего на крокодилах

Древние египтяне часто обращались за помощью к особым статуям, на которых бог Гор стоял на крокодилах и держал в руках змей. Египтяне верили, что высеченные на камне заклинания способны обеспечить человека магической силой от укусов змей и скорпионов. Для такой защиты нужно просто полить водой эту статую, потом собрать эту воду и выпить. Считалось, что магическая сила от текста переходит к воде через камень. По этой причине египтяне повсеместно делали каменные амулеты миниатюрных размеров, чтобы обеспечить себе магическую защиту.

Крокодил был священным животным бога воды и разлива Нила Себека (греч. Сухос). Изображалось это божество в виде человека, крокодила или человека с головой крокодила. Считалось, что Себек дает плодородие и изобилие. Два главных центра культа Себека находились в Фаюме и Сумену, южнее Фив. В Шедите , главном городе оазиса Фаюм, он считался главным богом, по причине чего греки дали этому городу название Крокодилопль. В разных местах оазиса поклонялись разным ипостасям Себека. В Фаюме он считался демиургом и был объектом почитания: "Хвала тебе, который возвысил себя из первоначального ила...". В нем видели благодетельную силу и обращались к нему с молитвами об излечении болезней, о помощи в трудных жизненных положениях. Считалось также, что Себек заботится об участи умершего в потустороннем мире.

Свидетелем поклонения богу Себеку был Геродот. Вот, как описывает он культ крокодила в Древнем Египте: "Если какого-нибудь египтянина или (что все равно) чужеземца утащит крокодил или он утонет в реке, то жители того города, где труп прибило к берегу, непременно обязаны набальзамировать его, обрядить как можно богаче и предать погребению в священной гробнице. Тела его не дозволено касаться ни родным, ни друзьям. Жрецы бога [реки] Нила сами своими руками погребают покойника как некое высшее, чем человек существо". Уже в "Текстах пирамид" Себек упоминается как сын Нейт, древней богини, фетишем которой были две перекрещенные стрелы. Считалось, что будучи богиней воды и моря, Нейт рожала бога-крокодила Себека во время разлива Нила.Она часто изображалась кормящей грудью 2-х маленьких крокодильчиков. Нейт была связана с заупокойным культом, являясь главой «дома бальзамирования» и вместе с Исидой, Нефтидой и Серкет изображалась на саркофагах.

Имя Себека входит в качестве компонента в теофорные имена фараонов XIII династии. Особой благосклонностью его культ пользовался у царей XII династии, в частности у фараона Аменемхата III, Птолемеев и римских императоров. В Риме господствовало поверье, что тот, кто намажется крокодильим жиром, может спокойно плыть между крокодилами и что крокодилова кожа на воротах двора защищает от вреда. наносимого градом. В отличие от многих других египетских божеств Себек не имел триады и в религиозных текстах фигурирует один. В демотических текстах из Фаюма появляется богиня, сопутствующая Себеку, - Себекет. Ее имя является формой женского рода имени Себек. Изображалась она в антропоморфном виде или в виде женщины с головой льва.

В качестве доброго, благожелательного бога Себек выступает помощником бога Ра в его борьбе с силами мрака. Таким же он является в мифе об Осирисе. По одному из вариантов мифа именно крокодил выносит на себе тело утонувшего Осираса. Крокодилы, считавшиеся его воплощениями, мумифицировались после смерти. Однако в других местах Древнего Египта Себек считался опасным водным хищником и включался в свиту злого бога Сета, считаясь враждебным и Ра, и Осирису. Гигантский крокодил Мага, как существо связанное с водной стихией и первобытным хаосом, выступает противником солнечного Ра. В "Папирусе Харриса" читаем: "Назад, Мага, сын Сета! /Да не будешь ты управлять своим хвостом! / Да не будешь ты схватывать своими руками! / Да не откроешь ты своей пасти!/ Станет вода дыханием пламени пред тобою, / И пальцы семьдесят семи богов да будут в твоем глазу". Сам Сет превращается в гигантского крокодила, охраняющего два Ока Уаджет. Анубису удается завладеть ими, приняв облик крылатого змея с ножами вместо перьев, и захоронить в другом месте. Они прорастают, став виноградными лозами. На рельефах храма в городе Эдфу (егип. Бехдет) в Верхнем Египте, куда был перенесен культ Гора, он изображен стоящим на ладье впереди Ра, в руках у него гарпун, которым он поражает крокодила. В "Поучении Мерикара" в строках 130-134 о Ра сказано следующее: Он создал небо и землю... он устранил крокодила из вод".

Повелитель вод Себек отождествлялся с Мином, богом плодородия, «производителем урожая». Воды разлива "оплодотворяли " землю и способствовали произрастанию урожая. С началом разлива вылуплялись из отложенных яиц крокодильчики, и это обстоятельство связывало крокодила с плодородием, с представлениями об обильном урожае, с предсказанием размера наступающего разлива. Отмечая почет, которым пользуется у египтян крокодил, Плутарх приводит предание о том, что место, где самка крокодила откладывает яйца, отмечает предел разлива Нила: "Они кладут шестьдесят яиц, столько же дней высиживают их, и столько же лет живут самые долголетние крокодилы, а это число - первое из тех, кто занимается небесными светилами". Здесь великий философ имеет в виду период в 60 лет, называвшийся в древности Великим Годом, потому что через каждые 60 лет происходили "встречи" Юпитера с Сатурном. Завершение разлива Нила и появление черной земли в древнейшие времена происходили при нахождении Солнца в знаке Скорпиона. "В классической астрологии знак Скорпиона - водный. Вода же - символ жизни", а крокодил живет в воде. "Египетский иероглиф, обозначающий черное, представлял собой кончик крокодильего хвоста. И не потому, что он на самом деле черного цвета; просто глаза крокодила олицетворяли восход Солнца, а его хвост - заход или темноту". В те древнейшие времена бог солнца воплощался в образе крокодила - Себека-Ра.


Обожествление животных и сил природы – общая черта всех древних цивилизаций, но некоторые культы производят на современного человека особенно сильное впечатление. В эпоху фараонов Древнего Египта роль священных животных отводили едва ли не самым отталкивающим и страшным существам на планете – нильским крокодилам.

Себек – бог-крокодил, властитель Нила

Роль Нила в развитии культуры Древнего Египта невозможно переоценить – эта река определяла само существование народов, селившихся по ее берегам. Протянувшийся почти на семь тысяч километров с юга на север, Нил кормил египтян, разливы реки обеспечивали хорошие урожаи на полях, прилегающих к реке, а отсутствие разливов обрекало людей на голод. Со времен фараонов существовали специальные сооружения – ниломеры, чье назначение состояло в определении уровня реки для прогнозирования ближайшего урожая.


Неудивительно поэтому стремление заслужить расположение столь могущественных сил, придав особый ритуальный характер взаимодействию с постоянным жителем Нила и в некоторой степени его хозяином – крокодилом. По поведению и передвижению этих животных египтяне, помимо прочего, определяли приход наводнений.

Бог Себек (или Собек), которого изображали как человека с головой крокодила – один из древнейших и основных богов египетского пантеона. Он признавался не только властителем Нила и повелителем его разливов, дарующим плодородие и изобилие, но и божеством, олицетворяющим время, вечность. Изображался Себек с головой крокодила и в пышной короне.


Город Гадов

Особенно ярко культ Себека проявился в Крокодилополе, или Городе Гадов, находившемся к юго-западу от древней столицы Египта Мемфиса. Название «Крокодилополь» дали поселению греки, пришедшие на эти земли в 4 веке до нашей эры с Александром Македонским. Сами египтяне называли этот город Шедит (Шедет).


Расположенный в оазисе Файюм, широкой долине, славившейся своим плодородием по всему Древнему Египту, у озера Мерида, Шедит стал местом почитания бога Себека и его живых воплощений – крокодилов.

В 19 веке до нашей эры фараон XII династии Аменемхет III построил для себя пирамиду вблизи города Шедит. К пирамиде примыкал Лабиринт – не сохранившееся до наших дней священное строение, храмовый комплекс, где обитал сын Собека – Петсухос. Кому из крокодилов выпадет честь стать божественным отпрыском, определяли жрецы – по правилам, которые в настоящее время неизвестны. Крокодил жил в Лабиринте, где помимо пруда и песка было множество комнат, расположенных на разных уровнях – по древним источникам, в частности, по рассказам Геродота, количество помещений якобы доходило до нескольких тысяч. Предполагаемая площадь комнат и переходов Лабиринта достигала 70 тысяч квадратных метров.


Служение крокодилу

Жрецы подносили Петсухосу в качестве пищи мясо, хлеб с медом, вино, а тот, кому случайно довелось стать жертвой крокодильей пасти, сам приобретал божественный статус, его останки бальзамировали и размещали в священной гробнице. Выпить воду из пруда, в котором жил такой крокодил, считалось большой удачей и обеспечивало покровительство божества.

После смерти «сына Себека» его тело мумифицировали и хоронили неподалеку. Всего было обнаружено несколько тысяч таких мумий, в частности, на кладбище Ком-эль-Брейгат. Новым воплощением бога становился крокодил, выбираемый все теми же жрецами.


Дошедшие до нашего времени сведения о культе крокодилов в Шедите крайне скудны и основываются, как правило, на записках побывавших здесь греков. Античный ученый Страбон, посетивший Египет в первом веке до нашей эры, оставил такие воспоминания:
«Наш хозяин, один из должностных лиц, который посвящал нас там в мистерии, пришел вместе с нами к озеру, захватив от обеда какую-то лепешку, жареного мяса и кувшин с вином, смешанным с медом. Мы застали крокодила лежащим на берегу озера. Когда жрецы подошли к животному, то один из них открыл его пасть, а другой всунул туда лепешку, затем мясо, а потом влил медовую смесь. Тогда животное прыгнуло в озеро и переплыло на другой берег. Но когда подошел другой чужеземец, тоже неся с собой приношение из начатков плодов, то жрецы взяли от него дары; затем они направились бегом вокруг озера и, найдя крокодила, подобным же образом отдали животному принесенную пищу ».


При Птолемее II Крокодилополь был переименован в Арсиною – в честь супруги правителя.
Эль-Файюм является одним из наименее изученных археологами районов Египта, поэтому вполне возможно, что в обозримом будущем будут получены дополнительные аргументы, подтверждающие или опровергающие легенды о Лабиринте Крокодилополя.


Тем не менее, культ бога-крокодила Себека можно проследить и в других областях Древнего Египта – в частности, в Ком-Омбо, городе, который носил раньше название Нубет, находится храм, посвященный Себеку, где с 2012 года в нем открыта демонстрация мумий крокодилов из расположенных неподалеку погребений.


Встреча со священным крокодилом - яркий фрагмент произведения И. Ефремова "Таис Афинская" - о .

Loading...Loading...