Научные работы в и вернадского. Научные идеи В. Вернадского как основа для нового мировоззрения и устойчивого развития. В разделе «Два синтеза космоса» В. И. Вернадский серьезно предостерегает натуралистов от чрезмерного увлечения абстрагированным знание

(12.03.1863-1945)

Владимир Иванович Вернадский - известный советский биолог, геолог, химик, мыслитель.

Одной из главных заслуг Вернадского является то, что он создал учение о биосфере, в котором показал, что живые организмы влияют на осадочные горные породы. В развитие этого учения Вернадский рассматривал и ноосферу - биосферу, в которой обитает человек.

Подробная биография

Владимир Иванович Вернадский родился 12 марта 1863 года в Петербурге. Его отец, Иван Васильевич Вернадский, работал профессором экономики в Петербургском университете.

Через пять лет после рождения Владимира Ивановича его семья переехала в Харьков.

В этом городе Иван Васильевич Вернадский стал работать управляющим конторой Государственного банка.

В Харькове Владимир Иванович поступил в Первую классическую гимназию.

В 1876 году семья Вернадских вернулась в Петербург. Владимир Иванович продолжил учебу в одной из лучших в России Первой петербургской гимназии.

В 1881 году Владимир Вернадский поступил на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета. В то время там преподавали Менделеев, Бутлеров, Сеченов, Докучаев.

Здесь Вернадский провел свое первое исследование (под руководством В. В. Докучаева). Оно было посвящено сусликам. Владимир Иванович выяснил, что перемещение земли, осуществляемое этими животными, достаточно велико.

В 1886 году Владимир Иванович Вернадский окончил университет и остался в нем для продолжения научной работы, причем заинтересовала его уже минералогия.

В 1898 году Владимир Вернадский возглавил кафедру минералогии и кристаллографии в Московском университете.

В то время минералогия занималась, в основном, описанием и систематизацией минералов. Владимир Иванович Вернадский выдвинул идею эволюции минералов (связь с окружающей средой, изменение минералов во времени). Результаты своих опытов и размышлений Вернадский изложил в работе «История минералов земной коры».

С 1905 года Вернадский стал членом Конституционно-демократической партии, выступавшей за демократические реформы в России.

В 1911 году Владимир Иванович Вернадский ушел (вместе с другими профессорами) из Московского университета (в знак протеста против действий министра просвещения Кассо).

Покинув Московский университет, Вернадский вернулся в Петербург и занялся научной работой. Он занимался, в основном, теми областями, которые находились между общепринятыми научными дисциплинами (химией, геологией и биологией), в результате чего появились новые науки - геохимия и биогеохимия.

Биогеохимия Владимира Ивановича Вернадского занималась геохимическими процессами на поверхности Земли, в которых очень важную роль играют живые существа - представители биосферы. Он показал, что биосфера - это закономерный результат развития Земли.

Вернадский расширил понятие «биосфера» (введенное в XIX веке), назвав этим термином оболочку Земли, включающую нижнюю часть атмосферы, почти всю гидросферу и верхнюю часть литосферы, в существование которой живые организмы вносят существенный вклад. Такая трактовка была не нова, но Вернадский смог показать, что большинство осадочных горных пород - результат жизнедейтельности живых организмов.

Вернадский разделял биосферу на две части - современную или активную (где сейчас живут всякие организмы) и пассивную, включающую область жизнедеятельности давно погибших организмов.

Владимир Иванович показал на изученных им элементах, каким образом живые организмы участвовали в их образовании и миграции. При этом Вернадский выяснил, что живые организмы, являются концентраторами и накопителями рассеянных редких веществ и химических элементов».

Свое учение о закономерностях связей химических элементов Владимир Иванович Вернадский изложил в работе «Парагенезис химических элементов земной коры».

В последние годы жизни Вернадский пришел к выводу, что биосфера переходит в ноосферу (термин «ноосфера» придумал французский геолог Э. Леруа).

Владимир Иванович Вернадский определил ноосферу как оболочку Земли, в которой деятельность человеческого разума приобретает характер геологического процесса. Он считал ноосферу одним из состояний биосферы, биосферой людей.

Владимира Иванович был одним из организаторов партии кадетов, входил в 1917 году во Временное правительство в качестве товарища министра народного просвещения.

После октябрьского переворота, когда Ленин объявил кадетов «партией врагов народа», Вернадский уехал в Украину. Там, в 1918 году, до того как в Киев пришли красные, основал Украинскую академию наук.

В 1920 году Владимир Иванович Вернадский организовал Таврический университет в Крыму.

В 1921 году Владимир Иванович Вернадский вернулся в Россию. В Советской России у него не возникло проблем (возможно - по указанию Ленина). Одной из причин этого могло быть то, что Владимир Иванович Вернадский посещал тот же студенческий народовольческий кружок, что и Александр Ульянов (брат Ленина).

Сын Владимра Ивановича Георгий, был приват-доцентом Петербургского, затем Таврического университета, заведующим отделом печати во врангелевском правительстве Юга России, а с 1927 года стал работать США. Он даже был профессором Йельского университета, заведуя кафедрой русской истории.

Дочь академика, Нина, вышла замуж за барона Толля, сына известного путешественника, и уехала с ним в Прагу, потом - в Америку.

В тридцатые годы Владимира Ивановича Вернадского «разрабатывало НКВД» (в связи с «делом Российской Национальной партии»), но до ареста так и не дошло.

Летом 1940 года Владимир Иванович Вернадский получил от сына письмо, к которому была приложена газетная вырезка. В ней сообщалось, что знакомые ему Отто Ган и Фриц Штрассман в берлинском Институте кайзера Вильгельма расщепили ядро атома урана, бомбардируя его нейтронами.

Вернадский оценил потенциальные возможности этого эксперимента. Поэтому по его инициативе была создана комиссия Академии Наук СССР, куда вошли И. В. Курчатов и Ю. Б. Харитон - будущие создатели советской атомной бомбы.

Умер Владимир Иванович Вернадский в 1945 году, за полгода до бомбардировок японских городов.

Владимир Иванович Вернадский (1863-1945 гг.) - блестящий минералог, кристаллограф, геолог, основоположник геохимии, биогеохимии, радиогеологии, учения о живом веществе и биосфере, о переходе биосферы в ноосферу, ученый-энциклопедист, глубоко интересовавшийся философией, историей религий и общественными науками.

В.И. Вернадский родился в Санкт-Петербурге 12 марта 1863 г. в семье известного экономиста, профессора Петербургского Александровского лицея Ивана Васильевича Вернадского.

После окончания гимназии в 1881 г. Владимир Вернадский стал студентом естественного отделения физико-математического факультета Петербургского университета. В те годы здесь преподавали Д.И. Менделеев, А.Н. Бекетов, В.В. Докучаев, И.М. Сеченов, А.М. Бутлеров.

Д.И. Менделеев открыл перед студентами мир науки, показал силу научной мысли и значение химии. В.В. Докучаев был его руководителем по геологии и минералогии, которые Вернадский выбрал своей специальностью.

В студенческие годы Вернадский приступил к изучению фундаментальных проблем наук о Земле. Под влиянием В.В. Докучаева у него складывались представления о взаимоотношении живых существ с окружающей средой с учетом их активного воздействия на процессы почвообразования. Под руководством В.В. Докучаева В.И. Вернадский участвовал в почвенных экспедициях в Нижегородскую и Полтавскую губернии, где прошел свой первый геологический маршрут и написал первую научную работу.

Наряду с научной работой Вернадского охватывает характерный для столичного студенчества дух свободомыслия. Он активно участвовал в общественной жизни университета, работал в студенческом Научно-литературном обществе, в кружке по изучению литературы для народа. Острые общественные события, в которые активно втягивалось студенчество, с тех пор уже никогда не оставляли Вернадского равнодушным. Он оказался их активным участником, регулярно публиковал статьи, в которых поднимал назревшие острые вопросы университетского образования и общего положения страны. Вернадский последовательно отстаивал автономию высшей школы, права Совета профессоров на руководство всем процессом университетской жизни, на широкую свободу академических Союзов. Отстаивая интересы университетской корпорации, В.И. Вернадский активно сотрудничал в начале XX века с газетой «Русские ведомости», как наиболее популярной в кругах русской интеллигенции.

В университете у него на всю жизнь завязалась крепкая дружба с будущими крупнейшими учеными: ботаником, почвоведом и географом А.Н. Красновым, историками братьями С.Ф. и Ф.Ф. Ольденбургами, А.А. Корниловым, И.М. Гревсом, Д.И. Шаховским и др. В 1886 году ближайшие друзья В.И. Вернадского объединяются в «Братство» - своеобразный просветительский кружок, девизом которого было: «Работай как можно больше, потребляй на себя как можно меньше, на чужие нужды смотри как на свои».

В 1885 г. со степенью кандидата Вернадский окончил Петербургский университет и занял должность хранителя минералогического кабинета университета. Через год он женился на Наталье Егоровне Старицкой
, с которой они прожили вместе 56 лет «душа в душу и мысль в мысль». В их семье было двое детей: сын Георгий Владимирович Вернадский (1887—1973), известный исследователь русской истории, дочь Нина Владимировна Вернадская-Толль (1898—1985), врач-психиатр; оба скончались в эмиграции, в США.

В 1890 г. Вернадский был приглашен на кафедру кристаллографии и минералогии Московского университета, утверждается в должности хранителя минералогического кабинета. В 1891 г. в Петербургском университете состоялась защита магистерской диссертации, посвященной проблемам строения соединений кремния, а в 1897 г. В.И. Вернадский, защитив докторскую диссертацию, посвященную проблемам кристаллографии, а в следующем году утверждается в должности экстраординарного профессора.

В Московском университете В.И. Вернадский проработал 20 плодотворных лет. В методике преподавания минералогии В.И. Вернадский стал новатором: он разработал новый курс, в котором предложил генетическую классификацию минералов и их сообществ с учетом физико-химических условий их образования, а не свойств. Он отделил кристаллографию от минералогии, считая, что кристаллография опирается на математику и физику, в то время как минералогию он рассматривал как химию земной коры, связанную с геологией.

Вернадский со своими учениками в поле изучал природные процессы, совершая экскурсии почти каждое лето: несколько раз он был на Урале, в Крыму, на
Украине, на Северном Кавказе и в Закавказье, в Домбровском бассейне Польши и в средней России. Кроме того, ученый часто ездил за границу. Он побывал в Рудных горах Германии, в Англии, во Франции, в окрестностях Неаполя, в Греции и в Швеции.

«Московский период моей научной жизни был чисто минералогический и кристаллографический. Но уже в это время зарождалась геохимия, и в изучении явлений жизни я подошел к биогеохимии. Уже в это время я сразу вошел в изучение радиоактивности. Много вдумывался благодаря влиянию Ле Шателье в термодинамику. История науки, особенно русской и славянской, и философия меня глубоко интересовали», - писал В.И. Вернадский в конце жизни.

В этот период В.И. Вернадский ведет серьезную научную работу. Б. Л. Личков так пишет о московском периоде работы Вернадского: «Время деятельности В. И. Вернадского с 1890 по 1911 г. в Москве - это один из замечательных периодов его жизни, полный глубокого творческого содержания и напряженной работы... В эти годы он создал минералогические музеи университета и Высших инженерных курсов. Кроме того, им был создан Научно-исследовательский минералогический институт. В эти же годы возникли и оформились его оригинальные представления в области учения о минеральных химических соединениях, создалась основа его минералогической системы и взглядов на генезис минералов... Он начинает заниматься проблемами, связанными не с химией соединений, а с химией элементов, в результате чего зародились первые начатки геохимии». Он подготовил целую плеяду учеников, среди которых академик А.Е. Ферсман, профессор Я.В. Самойлов, член-корреспондент К.А. Ненадкевич и многие другие выдающиеся ученые.

Кроме научной деятельности В.И. Вернадский активно занимался общественно-политической и государственной деятельностью, которая была тесно связана, прежде всего, с Тамбовским краем. Имение Вернадовка, расположенное в Тамбовской губернии, он посещал почти каждое лето с 1886 по 1910 год. В 1892 г. ученый был избран гласным Моршанского уездного и Тамбовского губернского земских собраний. В земстве он занимался преимущественно вопросами народного образования, работал в комиссиях по школам, выступал на земских собраниях. В.И. Вернадский активно участвовал в борьбе с голодом в Тамбовской губернии, создал комитет помощи крестьянам. Благодаря его усилиям были открыты 121 столовая на 50-55 человек каждая, в них кормилось 6 256 человек, в том числе были организованы 11 особых столовых для самых маленьких детей. В.И. Вернадский помогал созданию земских школ и больниц, открытию народных библиотек. Он посвятил себя общественному служению сознательно, исходя из чувства личной ответственности за судьбу страны, считая, что принципы земского самоуправления должны стать основой развития российской государственной жизни.

В начале XX в. входил в Бюро земских гласных, осуществлявших подготовку и организацию земских съездов. В ноябре 1904 г. как делегат Тамбовского земства В.И. Вернадский участвовал в работе второго общероссийского земского съезда в Петербурге, а в июле 1905 г. - в работе съезда земских гласных в Москве. Эти съезды изменили всю политическую атмосферу в стране, под их давлением царское правительство было вынуждено ввести в гражданские и политические свободы, издать новые Основные законы 1906 г. (конституция) и учредить первый русский парламент - Государственную думу, которая открылась в апреле 1906 г.

Активно включившись в политическую жизнь страны в рамках деятельности конституционно-демократической партии, В.И. Вернадский становится одним из лидеров либерального направления в борьбе за внедрение в России принципов европейской демократии.

Во время первой русской революции В.И. Вернадский принимает активное участие в подготовке и проведении Учредительного съезда Конституционно-демократической партии выступавшей за судебную защиту прав человека, необходимость создания государства с ограниченной монархией, необходимость культурной автономии для наций и отмена смертной казни. До 1919 г. он оставался членом ЦК кадетской партии.

Поддерживая борьбу профессоров за автономию университетов, в 1906 г. он избирается в Государственный Совет - верхнюю палату российского парламента и работает в нем до марта 1917 г.. В знак протеста против роспуска Думы В.И. Вернадский подал прошение о выходе из его состава, однако в марте 1907 г. повторно избирается в Госсовет.

В 1911 г. В.И. Вернадский в знак солидарности с увольняемыми профессорами подал в отставку. В Московский университет так и не вернулся и продолжил свою деятельность в системе Академии наук. В 1915 г. В.И. Вернадский вновь избирается в Государственный совет и участвует в последнем заседании, на котором от имени выборных членов совета царю в Ставку была отправлена телеграмма с предложением об отречении от престола и передаче власти Временному комитету Государственной думы.

Во время октябрьского большевистского переворота Вернадский возглавляет Министерство народного просвещения во Временном правительстве. Победу большевиков воспринимает как трагическое поражение демократии и под угрозой ареста вынужден уехать на Украину.

На Украине В.И. Вернадский организовал серьезную научную работу, стал главным идеологом, организатором и в 1918 г. первым избранным президентом Украинской академии наук. Современная Национальная академия наук Украины по сей день сохраняет в своей основе идеи и структуру, заложенные В.И. Вернадским. Созданная во время гражданской войны в Киеве библиотека - в настоящее время крупнейшая Национальная библиотека Украины, которая носит имя В.И. Вернадского.

После переезда в Крым в 1919 г. Вернадский читал лекции по геохимии в Таврическом университете, а будучи избран ректором, активно боролся за сохранение университетского образования в России. Он подчеркивал, что «при разрушении России, которое мы переживаем, существование сильного и активного центра русской культуры и мирового знания, каким бывает живой университет, является фактором огромной важности, помогающим восстановлению единого государства и устроению в нем порядка, организации нормальной жизни …»

В это время в мире физики, химии и техники после открытия и объяснения явления радиоактивности были отвергнуты представления о неизменности атома. С 1896 г. крупнейшие ученые мира начали усиленно изучать радиоактивность. В 1910 г. на общем собрании Академии наук В.И. Вернадский выступил с докладом «Задача дня в области радия», в котором изложил целую программу геологических и лабораторных исследований, направленных на поиски урановых руд и овладение энергией атомного распада. По предложению Вернадского при физико-математическом отделении Академии наук создается первая в России Радиологическая лаборатория. «Перед нами открываются в явлениях радиоактивности источники атомной энергии, в миллионы раз превышающие все те источники сил, какие рисовались человеческому воображению. ...С надеждой и опасением всматриваемся мы в нового союзника и защитника", - пророчески пишет он.

В январе 1922 г. по инициативе В.И. Вернадского был создан Радиевый институт в Петрограде, директором которого он был назначен и занимал эту должность до 1939 г., после чего директором стал его ученик академик В.Г. Хлопин.

Ещё в 1906 г. В.И. Вернадский был избран адъюнктом по минералогии Академии наук, в 1912 г. - действительным членом Академии наук.

Вступив в первую мировую войну, Россия особенно остро начала испытывать нехватку стратегически важных видов сырья, и в 1915 г. В.И. Вернадский вместе с другими учеными создает и длительное время возглавляет Комиссию по изучению естественных производительных сил России при Академии наук (КЕПС), сыгравшую выдающуюся роль в изучении природных ресурсов страны и развитии науки и экономики государства. В журнале «Русская мысль» в 1916 г. он писал: «Эти запасы энергии, с одной стороны, слагаются из той силы, как физической, так и духовной, которая заключается в населении государства. Чем больше оно обладает знаниями, большей трудоспособностью, чем больше простота предоставлено его творчеству, больше свободы для развития личности, меньше трений и тормозов для его деятельности - тем полезнее энергия, вырабатываемая населением, больше, каковы бы ни были те внешние, вне человека, лежащие условия, которые находятся в среде природы, его окружающей. Духовная энергия человека так велика, что не было в истории случая, чтобы она не смогла выработать полезную энергию из-за недостатка природного материала».

Первоначально деятельность КЕПС была направлена на решение неотложных оборонных задач российского государства. К работе были привлечены ведущие научные силы страны, и планомерно стали появляться сборники основных сведений по всем видам сырьевых ресурсов. Ближайшим помощником Вернадского по КЕПС был А.Е. Ферсман. Постепенно из КЕПС выросли многочисленные научные институты.

С 1916 г. появляются первые работы В.И. Вернадского, посвященные «живому веществу». Исследования живого вещества c целью определения среднего химического состава растений и животных, их биомассы и продуктивности для последующей их количественной геохимической оценки были начаты В.И. Вернадским в декабре 1918 г. на Украине в лаборатории технической химии Киевского университета и продолжены в 1919 г. на Старосельской биостанции. В 1920 г. во время работы В. И. Вернадского в Таврическом университете биогеохимические исследования организуются на Салгирской плодоводческой станции, в университете создается лаборатория по проблеме "Роль живых организмов в минералогенезисе".

В 1928 г. из «отдела живого вещества» при КЕПС на базе Радиевого института появилась Биогеохимическая лаборатория Академии наук (БИОГЕЛ), где были заложены теоретические, методические и экспериментальные основы биогеохимического направления исследований. Став первым её директором, В.И. Вернадский оставался им до конца жизни - в течение 16 лет.

Ещё в конце 1921 года ректор Сорбонны П.Э. Аппель пригласил В.И. Вернадского прочитать в Сорбонне курс лекций по геохимии. Лекции принесли Вернадскому широкую известность в научных кругах. По инициативе слушателей они были изданы отдельной книгой на французском языке под названием «Геохимия» (La Géochimie, 1924), которая впоследствии неоднократно издавалась на разных языках. В «Геохимии» Вернадский раскрывает не просто строение земной коры в атомном разрезе, а историю атомов, судьбу химических элементов в вечном и закономерном согласованном круговороте, происходящем на Земле.

Кроме того в это время ученый экспериментально работал в Радиевом институте, который возглавляла Мария Кюри-Склодовская принимал участие в изучении радиоактивного минерала кюрита из Бельгийского Конго.

Ученый провел в командировке более трех очень плодотворных лет. Он оформил свои идеи о роли живого вещества в земной коре. Подготовлены к печати принципиально важные научные труды: монографии «Биосфера» (1926) на русском языке, «История минералов земной коры», статья «Живое вещество в химии моря», а также целая серия публикаций по проблемам геохимии, биогеохимии, радиогеологии. В это же время Вернадский впервые подходит к осознанию научной мысли как планетного явления, итогом чего явилась статья «Автотрофность человечества» (1925).

Основные идеи В.И. Вернадского о биосфере сложились к началу 20-х гг. и были опубликованы в 1926 г. в книге «Биосфера», состоящей из двух очерков: «Биосфера в космосе» и «Область
жизни». По Вернадскому, биосфера — организованная, динамическая и устойчиво уравновешенная, самоподдерживающаяся и саморазвивающаяся система. Основной чертой ее организованности является биогенная миграция химических элементов, производимая силами жизни, источником энергии которой является лучистая энергия Солнца. Вместе с другими геосферами биосфера образует единую планетарную экологическую систему высшего порядка, в которой действует единая планетарная организованность.

В начале войны, в 1941 г. В.И. Вернадский с группой академиков был эвакуирован в Боровое Казахской ССР, где пробыл два года. Здесь умерла и похоронена Н.Е. Вернадская. Все последние годы ученый работал над большим трудом «Химическое строение биосферы Земли и её окружения». Работа вышла в свет только в 1965 г. После возвращения в Москву в 1944 г. выходит его статья «Несколько слов о ноосфере» о преобразовании облика нашей планеты под влиянием разума и труда человека.

В.И. Вернадский применяет понятие «ноосфера» с середины 30-х годов. Он пришел к выводу, что появление человека с его научной мыслью явилось естественным этапом эволюции биосферы. В результате человеческой деятельности биосфера неизбежно должна коренным образом изменяться и переходить в новое состояние, которая называется ноосферой - сферой разума (ноос - от греческого разум). Значит, ноосфера — это развивающаяся под контролем Разума, под влиянием сознательной человеческой деятельности геологическая оболочка планеты Земля.

В ноосфере человек преобразует Землю не только в соответствии со своими потребностями, но и с учетом законов биосферы; ноосфера — естественное тело, компонентами которого будут литосфера, гидросфера, атмосфера и органический мир, преобразованные разумной деятельностью человека (в последующем в ноосферу должно будет включено и космическое пространство). В соответствии с закономерностями ноосферы должна будет построена социальная и государственная жизнь, главными содержательными и конструктивными движущими силами станут научное творчество и инновации. В.И. Вернадский твердо верил в неизбежность именно такого развития биосферы и поэтому до конца своих дней с большим оптимизмом смотрел на будущее человечества.

Большая жизнь академика В.И. Вернадского, до конца дней наполненная напряженной творческой работой, помощью людям, благотворительностью, спасением науки и людей в условиях советского режима, закончилась в Москве 6 января 1945 г. Он похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Великий человек, ученый и общественный деятель Владимир Вернадский известен как открыватель биосферы, ноосферы и такой науки, как биогеохимия. Его научная деятельность была достаточно широкой и включала в себя геологию, минералогию, биологию, геохимию, радиогеологию, кристаллографию, и даже философию.

Краткая биография В.И. Вернадского

Владимир Иванович Вернадский родился 28 февраля 1863 года в Санкт-Петербурге Российской Империи. Его отец – Иван Васильевич Вернадский , чиновник в министерстве внутренних дел, потомок запорожских казаков; его мать – Анна Петровна Вернадская , потомственная русская дворянка.

Период учебы

Спасаясь от сурового Петербуржского климата, семья Вернадских переехала в Харьков в 1868 году , где через 5 лет юный Владимир стал обучаться в первом классе Харьковской гимназии .

В 1876 году, после возвращения семьи в Санкт-Петербург, Вернадский поступил в 1-ю Петербургскую классическую гимназию . В 1881 году он окончил гимназию восьмым в выпуске , что было вовсе не так уж плохо, учитывая очень сильный коллектив.

В 1881-1885 годах обучался на естественном отделении физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета , который окончил. Он был участником экспедиций (1882, 1884) и учеником В. В. Докучаева . Среди его учителей были химик Д. И. Менделеев и ботаник А. Н. Бекетов .

В 1885-1890 годах он стал хранителем Минералогического кабинета Санкт-Петербургского университета.

В 1888-1890 годах Владимир Вернадский был командирован Университетом в Италию, Францию и Германию для продолжения обучения и подготовки к профессорскому званию.

В 1889 году он помогал В. В. Докучаеву в подготовке и показе почвенной экспозиции на Всемирной выставке в Париже, за которую «Отдел русских почв» выставки был награжден золотой медалью.

В 1897 году В. И. Вернадский защитил докторскую диссертацию в Петербургском университете .

Вернадский – ученый-естествоиспытатель

Научная работа Владимира Ивановича Вернадского оказала значительное влияние на развитие наук о Земле, академий наук России и Украины.

Этот великий ученый проводил большую работу по организации экспедиций и созданию лабораторной базы по поискам и изучению радиоактивных минералов . Он был одним из первых, кто понял огромную важность изучения радиоактивных процессов для всех сторон жизни общества.

Ход исследований радиоактивных месторождений был отражён в «Трудах Радиевой экспедиции Академии наук» . Он считал, что для успешной работы должны быть организованы постоянные исследовательские станции.

Период революции

Летом 1917 года В. И. Вернадский приехал в свою усадьбу Шишаки в Полтавской губернии, где его застала Октябрьская революция. Признав независимость Украины как свершившийся факт, В. И. Вернадский в мае 1918 года вышел из Кадетской партии.

27 октября 1918 года Вернадский стал одним из основателей и первым президентом Украинской академии наук , созданной правительством гетмана Павла Скоропадского. Читал курс геохимии в Киевском университете. Увлеченно занимался биогеохимией.

В середине марта 1921 года семья Вернадских вернулась в Петроград. В. И. Вернадский возглавил Метеоритный отдел Минералогического музея в Петрограде (1921-1939), Радиохимическую лабораторию и КЕПС. Ему удалось организовать экспедицию Л. А. Кулика в Сибирь, на место упавшего в 1908 году Тунгусского метеорита.

Арест и освобождение

14 июля 1921 года Владимира Вернадского арестовали и привезли в тюрьму на Шпалерную. На следующий день, на допросе он понял, что его пытаются обвинить в шпионаже. К удивлению охранников, Вернадский был освобожден.

Чуть позднее выяснилось, что Карпинский и Ольденбург послали телеграммы Ленину и Луначарскому, - после чего Семашко и помощник Ленина Кузьмин распорядились освободить Вернадского.

Вернадский — радиолог

Вернадский участвовал в создании в январе 1922 года Радиевого института , который возглавлял по 1939 год. Институт был сформирован путем объединения всех имевшихся к тому времени в Петрограде радиологических учреждений:

  • Радиевой лаборатории Академии наук
  • Радиевого отделения Государственного рентгенологического и радиологического института
  • Радиохимической лаборатории
  • Коллегии по организации радиевого завода.

Комплексный подход к проблеме радиоактивности, характерный для основателей института - академиков Вернадского и Хлопина, предопределил комплексную структуру института, основанную на сочетании физических, химических и радиогеохимических исследований.

Другие заслуги

В 1915-1930 годах председатель Комиссии по изучению естественных производственных сил России, был одним из создателей плана ГОЭЛРО . Комиссия внесла огромный вклад в геологическое изучение Советского Союза и создание его независимой минерально-сырьевой базы.

В 1926 году продолжил творческую самостоятельную работу. Сформулировал концепцию биологической структуры океана . Согласно этой концепции, жизнь в океане сконцентрирована в «плёнках» - географических пограничных слоях различного масштаба.

Основал новую науку - биогеохимию и внес огромный вклад в геохимию. С 1927 года до самой смерти занимал должность директора Биогеохимической лаборатории при Академии наук СССР. Был учителем целой плеяды советских геохимиков.

Философское наследие

Из философского наследия Вернадского наибольшую известность получило учение о ноосфере , он считается одним из основных мыслителей направления, известного как русский космизм .

Последние годы жизни

Летом 1940 года по инициативе В.И.Вернадского начались исследования урана на получение ядерной энергии. С началом войны был эвакуирован в Казахстан, где создал свои книги «О состояниях пространства в геологических явлениях Земли. На фоне роста науки XX столетия» и «Химическое строение биосферы Земли и ее окружения» .

В 1943 году к 80-летию со дня рождения «за многолетние выдающиеся работы в области науки и техники » В. И. Вернадский был удостоен Сталинской премии 1 степени .

В конце 1943 года В. И. Вернадский вернулся из Казахстана в Москву. 25 декабря 1944 года у него произошёл инсульт. Владимир Иванович Вернадский скончался 6 января 1945 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Труд Владимира Ивановича Вернадского (1863- 1945).

Труд крупнейшего естествоиспытателя, создавшего учение о биосфере, академика Владимира Ивановича Вернадского (1863- 1945) - «Живое вещество» представляет композицию нескольких незаконченных рукописей, посвященных одной проблеме, которые редколлегия сочла возможным представить в виде одной книги.

В этой серии работ, написанных в начале 20-х годов, сформулированы мысли, направленные на постановку проблемы изучения живого вещества. Этим термином В. И. Вернадский обозначает совокупность организмов, заселяющих биосферу. Изучением живого вещества, по его представлениям, должен был заниматься специальный институт Академии наук. Последний был организован в 1927 г. как Отдел живого вещества при Комиссии по изучению естественных производительных сил АН СССР и в 1928 г. выделен в самостоятельную Биогеохимическую лабораторию. После смерти своего основателя Лаборатория была реорганизована в Институт геохимии и аналитической химии им. В. И. Вернадского. По ряду причин Институт сосредоточил свою деятельность на развитии других вопросов геохимии, и первоначальный замысел В. И. Вернадского реализовался лишь частично.

Между тем изучение взаимоотношений организмов со средой их обитания сейчас стало особенно актуальным в связи со все увеличивающимся влиянием человека на окружающую природу. Человек становится геологическим фактором, а биосфера превращается в ноосферу, как говорил В. И. Вернадский.

В то же время никакая разумная охрана окружающей среды не возможна без ее достаточного познания, без познания свойств того «живого вещества», которое формирует биосферу. Не возможны и оптимальные условия для развития общества, к созданию которых призывает нас Программа КПСС *, без ясного понимания граттттчттых условий, необходимых для существования чело- века.

Появилась обширная литература, основанная на учении о биосфере, выдвинутом В. И. Вернадским, но без достаточного учета полученных им результатов *. Особенно это относится к работам зарубежных ученых, которые недостаточно используют советскую литературу. В них имя Вернадского часто не упоминается совсем, несмотря на прямое заимствование его идей *.

Таким образом, публикуемая работа не только свидетельствует о приоритете советской науки по многим вопросам естествознания, актуальность которых была осознана за рубежом лишь в 50-е годы, но и сохранила методологическую ценность. По существу, В. И. Вернадский, рассматривая человека и природу как единое целое, следует гениальному предсказанию К. Маркса о том, что в будущем наука о природе и наука о человеке сольются и превратятся в одну науку *.

В работе В. И. Вернадского читатель не найдет окончательных научных решений на современном уровне знаний, по целому ряду вопросов не найдет и тех более четких формулировок и выводов, к которым В. И. Вернадский пришел в своих последующих работах, в ней он найдет гораздо большее - пример постановки важнейшей проблемы во всей научной широте, свойственной только крупнейшим ученым.

В наш век дробления наук на частные научные дисциплины научный работник не имеет возможности в своих исследованиях охватить тот большой круг проблем, как это делали крупнейшие натуралисты прошлого, что давало им возможность в их трудах воспринимать природу, космос как единое целое. Таким был Гете - художник и натуралист одновременно. «Это был мудрец, а не философ, мудрец-естествоиспытатель» *. Таким же предстает перед нами и В. И. Вернадский7*. В постановке проблем он исходит не только из единства природы, но и из единства коллективного человеческого сознания, рассматривая его развитие с разных сторон и в историческом аспекте. Он стремится найти самые истоки зарождения научного познания и видит, что одна и та же реальность, приближаясь к научной истине, может в сознании поколений принимать форму поэтической картины, религиозного мифа или натурфилософской абстракции, в зависимости от степени развития общества.

В разделе «Два синтеза космоса» В. И. Вернадский серьезно предостерегает натуралистов от чрезмерного увлечения абстрагированным знанием, оторванным от диалектического понимания всей природы как единого целого, которое постоянно контролируется наблюдением.

Мощный аппарат математики и физических абстракций становится бесполезным, как только ученый забывает, что предметом его изучения является не та или иная модель реальности (более или менее удачная), а действительная реальность во всей ее сложности. Об этом подходе к изучению природы нельзя забывать именно теперь, когда в зарубежной литературе столь часто приходится встречать высказывания о том, что человек может быть заменен кибернетической машиной, которую достаточно хорошо запрограммировать, чтобы получить от нее ответы чуть ли не на все вопросы бытия.

Рассмотрению проблем жизни в Космосе уделяется большое внимание в печати *. Особенно большая вспышка интереса к таким проблемам произошла в 60-х годах в связи с успехами развития космических исследований. В это же время появились новые факты, как будто указывающие на наличие жизни в метеоритах. Не так важно то, что наличие живых организмов в метеоритах не подтвердилось, так же как и то, что условия Марса оказались неблагоприятными для жизни. Сейчас установлено, что на Марсе давление атмосферы составляет всего около 0,006 земной, что исключает существование жидкой воды на поверхности в настоящее время. Геологическое изучение полученных фотографий позволяет предполагать более высокое давление атмосферы и существование жидкой воды в прошлом *.

В настоящее время можно предположить существование ав- тотрофных организмов (типа железо- или серобактерий) в возможном термодинамическом поле существования жидкой воды под поверхностью Марса ниже зоны вечной мерзлоты. Тем не менее столь разочаровывающие данные недостаточно однозначны, чтобы снять этот вопрос с повестки дня.

Сейчас установлено, что по количеству воды и температурным особенностям Земля - единственная планета Солнечной системы, где возможно существование развитой биосферы с углеродно-белковым типом организмов. Исследования Марса не оправдали тех надежд, которые на них возлагались. Однако это ничего не меняет в позиции о множественности обитаемых миров в целом *. С этой стороны очень любопытны в историческом аспекте взгляды В. И. Вернадского на Марс, как характерные для общего умонастроения ученых начала века.

Так же обстоит дело с вопросом о космосе как колыбели жизни. Несмотря на то, что взгляды С. Аррениуса, на которые ссылается В. И. Вернадский, сейчас не имеют распространения, они существуют в других вариантах, связывающих появление жизни на Земле с процессами ее аккреционного образования и космической пылью. Подобное же допускал и В. И. Вернадский, однако имя его в работах по этим проблемам не упоминается (см. сноску 4*).

Таким образом, если исходить из вечности и бесконечности Вселенной, а не из тех гипотетических представлений, например о ее «начале», которые сейчас иногда высказываются, позиция В. И. Вернадского о вечности жизни в Космосе и вечности других материально-энергетических превращений тоже имеет право на существование на основе фактических знаний. Ни опровержения, ни подтверждения этого тезиса нет до сих пор.

Очень важным является представление В. И. Вернадского о том, что живое вещество является по существу тонкой пленкой на поверхности Земли, развитие которой происходит под преимущественным воздействием космической энергии - прежде всего Солнца.

Здесь необходимо обратить внимание читателя на работы A. JI. Чижевского и других исследователей, устанавливающих связь биологических процессов с электромагнитными колебаниями и.

По вопросу о «вечности» жизни на Земле и о постоянстве ее геологических условий в работе «Живое вещество» В. И. Вернадский, может быть, наиболее четко намечает свои позиции, которые он называет «принципом Реди» (... все живое от живого) и «принципом Геттона» (... в геологии мы не видим ни начала, ни конца). Сначала о последнем. Этот принцип неоднократно критиковался многими крупными геологами, указывающими на непостоянство условий на земной поверхности. Как нам кажется, причиной разногласий является масштаб изучаемых явлений.

В. И. Вернадский никогда не утверждал, что климат, например, каменноугольной эпохи совпадает с климатом эпохи оледенения. Говоря о принципе Геттона, он пишет, что принципиальных изменений в характере геологических процессов он не видит по крайней мере в течение двух млрд. лет, т. е. доступного ему геологического времени. Это надо понимать следующим образом: в течение всего этого промежутка времени интервалы колебания условий на поверхности планеты находились в пределах существования жидкой воды, окислительной атмосферы и существования биогеохимических функций организмов. Не более. Конечно, такие отложения, как масса эффузивных пород, известняков, доломитов, железистых кварцитов и других пород, менялись в своей роли в строении земной коры в разные геологические эпохи. Однако это не указывает на коренные изменения организованности биосферы в целом . Как будто, существуют некоторые спорные указания на такие изменения окислительно-восстановительных условий атмосферы, которые можно трактовать как результат уменьшения количества свободного кислорода в протерозое, т. е. рассматривать как наблюдаемое изменение кислородной функции зеленых растений. Эти данные устанавливаются главным образом по соотношению закисного и окисного железа в горных породах и могут быть подвергнуты критике на основании того, что наиболее древние породы находились длительное время в восстановительных условиях метаморфизма и поэтому могут отражать не первоначальные условия своего образования, а свою последующую историю. Таким образом, однозначного ответа на поставленный вопрос нет и сегодня.

Во всяком случае В. И. Вернадский никогда не придавал своим высказываниям характера догмы и всегда предпочитал «эмпирические обобщения» известных ему материалов. Спорность вопросов о ранних этапах истории Земли не опровергает представления В. И. Вернадского, а лишь подчеркивает важность дальнейшего уточнения наших знаний.

Так же обстоит дело и с принципом Реди. По существу, это продолжение борьбы за установление длительности геологических периодов, отличающейся от библейского летосчисления, которая так упорно и последовательно развивалась на протяжении всего XIX в. В. И. Вернадский утверждает, что в течение всего геологического времени нет никаких геохимических признаков самозарождения. Более того, ему неизвестны и биологические данные, обосновывающие этот процесс в изучаемых условиях земной коры. Теперь найдены следы биогеохимической деятельности организмов в неметаморфизированных породах формации Фиг-Три системы Свазиленд, имеющих возраст более 3,3 млрд, лет, т. е. почти вдвое превышающий возраст пород, известных В. И. Вернадскому. Предполагаемое время появления жизни на Земле сейчас относится к интервалу 3-4 млрд. лет. Это и есть тот «космический» или «астрономический» возраст, о котором мы мало знаем по геологическим данным. Судя по данным космических исследований, мы впервые вплотную сталкиваемся с ним при изучении Луны, на поверхности которой широко развиты породы этого возраста.

Для объяснения их возникновения мы впервые должны привлечь процессы необычного для нас космического воздействия в виде сплошного ударного кратерообразования, вероятнее всего связанного с последними следами периода аккреции. Очевидно, такой период был и в истории Земли, и именно к этому времени относят древнейшие органические остатки. Где-то тут мы сейчас ищем начало привычной нам «геологической эры», и есть серьезные основания считать, что ход геологических процессов ранее этого времени был существенно иным. Таким образом, и принцип Реди и принцип Геттона мы должны учитывать и сейчас. Однако не придавая им значения абсолюта.

Сейчас появилась масса работ, которые позволяют надеяться на большие успехи синтеза органических соединений и изучения их тонкой структуры в ближайшем будущем. Важное значение для молекулярной биологии и генетики имеет изобретение электронного микроскопа, позволяющее глубоко заглянуть в детали строения клеточного ядра.

Это подтверждает мысли В. И. Вернадского о безграничных возможностях человеческого разума, но заставляет особенно внимательно отнестись к его указаниям на необходимость сложных каталитических и ферментативных процессов, важность которых не всегда учитывается. Имя В. И. Вернадского должно заслуженно упоминаться в числе предшественников этих работ.

Интересно отметить, что проблема живого и мертвого, которая частично разбирается в предлагаемой вниманию читателей книге с биогеохимических позиций, сейчас получила новое и неожиданное значение в других областях знания. Во первых, она возникла в связи с проблемами кибернетики и создания электронно-счетных самовоспроизводящихся и саморегулирующихся машин (можно ли считать такую машину живым организмом?). И, во-вторых, эта же проблема встала перед юристами в связи с вопросом законности пересадки органов*. Сейчас существует множество определений жизни, которые обычно имеют или структурный или функциональный характер, но вряд ли являются исчерпывающими. В этом смысле чрезвычайно плодотворен подход В. И. Вернадского , который остается на позициях натуралиста, придерживающегося объективных фактов науки. Он вводит коренное понятие «живое вещество», которое не вызывает сомнений и может изучаться конкретными методами научного естествознания. Живое вещество при этом рассматривается как естественное природное тело, которое является совокупностью живых существ.

Необходимо указать на ряд работ, посвященных условиям возникновения жизни на Земле. Их достаточно много *. Обычно в этих работах рассматриваются именно те гипотетические условия, наличие которых не подтверждено геологическими данными, характеризующими условия образования пород, как, например, восстановительная метано-аммиачная атмосфера. Эти соображения В. И. Вернадский не считал вытекающими из геохимических фактов. Если же такие условия и подтвердятся, то они должны относиться к догеологическому периоду земной истории. В. И. Вернадский лишь обращает внимание на сложную органи- зацттю биогеохимических функций биосферы и считает, что это обязательно должно быть принято во внимание во всех аналогичных построениях.

Не меньшего внимания заслуживают указания В. И. Вернадского на важность экологической структуры биосферы и формирующего ее живого вещества, что иногда еще рассматривается без учета всех сложностей взаимосвязи организма и среды его обитания. Необходимость широкого комплексного подхода к этим вопросам стала глубоко осознаваться лишь со второй половины нашего века 14*, серьезный вклад в такое понимание внесла современная философская мысль, вооруженная диалектическим мате риализмом.

Необходимо специально остановиться на высказываниях В. И. Вернадского философского характера.

Философские взгляды В. И. Вернадского подвергались критике, которая в значительной части была вызвана непониманием сути его высказываний. В последние годы многие философы обращались к анализу его взглядов15*. Обобщая результаты этого анализа, можно сказать, что хотя мировоззрение В. И. Вернадского и нельзя квалифицировать как диалектический материализм, однако его философские идеи представляют большой интерес и для философа, и для естествоиспытателя. Основные философские идеи его строго материалистичны. В. И. Вернадский считает, что признание объективной реальности мира, находящегося в непрерывном движении,- обязательное условие работы ученого, который исследует «естественные природные тела и яв- лення». В то же время нельзя не отметить и своеобразного понимания В. И. Вернадским философии и применения им философских терминов, которые не всегда совпадают с принятыми сейчас.

Он неоднократно противопоставляет положительное научное знание философским и религиозным построениям. При этом следует обратить внимание на то, что под философией он понимает по существу ту домарксовскую философию, которая на основе умозрительных построений пыталась встать над всеми науками и о крушении которой писал Ф. Энгельс. Именно умозрительной философии В. И. Вернадский противопоставляет «эмпирическую науку», т. е. науку, развивающуюся и контролируемую на основе опыта, практики. Такую науку он считал объективным отражением реального мира, бесспорной и общеобязательной, в определенной своей части относительно истинной. «Настоящая логика естествознания есть логика вещей (т. е. фактов.- Ред.). Понятие иногда меняется чрезвычайно быстро... Натуралист должен постоянно возвращаться к «вещам», т. е. проверять опытом и наблюдением, и менять определенные понятия. Не всегда, но часто изменения происходили такие большие, что понятие изменялось до неузнаваемости, а слово оставалось» *.

Нужно лишь еще раз предупредить читателя о своеобразии терминологии В. И. Вернадского для правильного понимания его мыслей. Под словом «материя» автор подразумевает чисто физическую материю в узком значении этого слова, которое ближе всего передается словом «вещество». Под философией, как правило, подразумевается чисто логическая картина, не подкрепленная научным знанием. Положительному знанию и противопоставляется более или менее фантастическое отражение реальности, основанное на вере или художественном восприятии. При этом В. И. Вернадский не уточняет понятие «вера» и всю эту область относит к области религии, не обязательно вкладывая в это слово религиозный смысл в современном понимании. Областью веры являются, по В. И. Вернадскому, все представления, которые в данный момент не могут быть доказаны или выведены строго логическим путем. По мере изучения такие представления либо отбрасываются, либо переходят в область науки.

К сожалению, рассматривая такое развитие отражения реальности в нашем сознании - идей, по его терминологии,- В. И. Вернадский не пользуется законами исторического материализма для объяснения связи между бытием и общественным сознанием. Неоднократно В. И. Вернадский использует термин «социальное» для описания различных биологических образований. В XIX в., начале XX в. «социальное» было довольно широко распространено при описании различных биологических сообществ, например муравьи, пчелы, термиты и т. п.

В дальнейшем развитие биологии и общественных наук показало неточность термина «социальное» в приложении его к биологическим объектам. Вместе с тем исследования общественных наук и прежде всего марксистско-ленинской философии и социологии дают основания для более узкого употребления понятия «социальное» в применении к человеческому обществу.

Публикуя работу современного автора, мы имеем возможность спорить с ним о правильности того или иного применяемого им термина, требовать точности в выражении мысли.

Совершенно иначе мы должны подходить к публикации работ крупнейших мыслителей, которые уже умерли. Здесь приходится лишь обратить внимание читателя на своеобразие языка и выражений автора, во избежание ошибочного понимания его мыслей. Это особенно важно сделать в работе, которая не была окончательно отредактирована самим автором. Кроме того, читатель должен помнить, что перед ним плод раздумий ученого, направленных именно на постановку проблемы, а не на ее окончательное решение. Отчасти это и определяет большое внимание, которое уделяет В. И. Вернадский разным аспектам развития идеи в ее историческом прошлом, привлекая сюда и мифы, и художественное отображение, и общую психологическую настроенность того или иного ученого.

Пример такой только постановки (а не решения) вопроса в этой работе можно видеть в сопоставлении взглядов Мальтуса и Дарвина. В. И. Вернадский неоднократно возвращался к этому, но только в конце 30-х годов полностью решил для себя этот вопрос. В. И. Вернадский сформулировал третий биогеохимический принцип. Он понял, что Мальтус не прав: «Малыус не сознавал, что основной его вывод приводит к другим заключениям, можно сказать, не верен, потому что при правильной оценке геологически длительного роста размножения поколениями человека он не учитывал, что поскольку дело касается его питания и его потребностей, размножение растительных и животных организмов, их определяющее, неизбежно должно идти с большей силой и быстротой, должно выражаться геометрической же прогрессией большей мощности количественно, чем та, которая определяет размножение человека. Эту поправку нужно всегда иметь в виду. Несуразность социального устройства в истории человека не позволяла ясно видеть этот вывод природного явления» *7*.

В поисках решения поставленной В. И. Вернадским проблемы читатель неизбежно должен обращаться как к современной литературе, посвященной затрагиваемым вопросам, так и к более поздним работам самого В. И. Вернадского и их философской критике.

Таким образом, впервые публикуемая работа В. И. Вернадского затрагивает фундаментальные вопросы изучения живого вещества . Глубокий анализ постановки проблемы неизбежно заставил автора непрерывно обращаться к вопросам истоков знания, его достоверности, исследованию тесных взаимосвязей разных путей познания. Несомненно, в своей методологической основе работы В. И. Вернадского актуальны и сейчас, и редколлегия выражает надежду, что, несмотря на свою незаконченность, книга послужит важным и интересным подспорьем для чтения более современных и более специальных работ, которыми пользуется советский читатель - геохимик, биолог или историк науки и философ, а также будет интересна и широкому кругу читателей.

К. П. Флоренский

* Программа Коммунистической партии Советского Союза. М., Госполит- издат, 1974.

* Методологические аспекты исследования биосферы. Сб. статей под ред. И. Б. Новика. М., «Наука», 1975. Биосфера и ее ресурсы. Сб. статей под ред. В. А. Ковды. М., «Наука», 1971.

* Дювинъо Л., Танг М. Биосфера и место в ней человека. М., «Прогресс», 1975. Коммонер В. Замыкающийся круг. JI., Гидрометеоиздат, 1974.

* К. Маркс. Из ранних произведений. Госполитиздат. М., 1956, с. 595-596.

* Вернадский В. И. Гете как натуралист.- Бюл. Моск. Об-ва Испыт. природы. Нов. сер., Отд. геол., т. XXI (I), 1946, с. 1-37.

* См. Шкловский И. С. Вселенная, жизнь, разум. М., «Наука», 1965; Селливан У. Мы не одни. М., «Мир», 1966.

* Космические исследования, т. XIII, вып. 1. М., «Наука», 1975.

* Шепли X. Звезды и люди. М., ИЛ, 1962; Вернал Д. Возникновение жизни. М., «Мир», 1969. Фирсов В. Жизнь вне Земли. М., «Мир», 1966.

* Молейн Н. Прогресс медицины и право - Человек и закон, 1976, № 1, с. 47-55.

* Опарин А. И. Возникновение жизни на Земле. М., 1957; Кальвин М. Химическая эволюция. М., «Мир», 1971; Orgel L. Е. The Origin of Life: molecules and natural selection; London, 1973; Вернал Д. Возникновение?кизни. М., «Мир», 1969.

* Вернадский В. И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. М., «Наука», 1965, с. 175.


Добавить статью в закладки

Владимир Иванович Вернадский – выдающийся ученый, академик, минеролог, кристаллограф, основоположник биогеохимии, геохимии, учения о ноосфере, философ и общественный деятель.

Будущий академик родился в 1863 году в Петербурге, в семье потомственных ученых. Дед Владимира, Василий Иванович Вернадский, участвовал в переходе через Альпы в должности военного врача, за что впоследствии был награжден дворянским титулом.

В Киеве появился на свет отец Владимира, Иван Васильевич, который преподавал в местном университете политэкономию, а в гимназии – русскую словесность. После женитьбы на Марии, дочери экономиста Николая Шигаева, Вернадский-отец вместе с молодой супругой переехал в Москву, где читал лекции по статистике и политэкономии.


После переезда в Санкт-Петербург у Вернадских родился сын Николай, старший брат Владимира. Мария Николаевна скоропостижно скончалась спустя десять лет после свадьбы, оставив супруга вдовцом с малолетним ребенком на руках. Через несколько лет Иван Васильевич женился второй раз на двоюродной сестре покойной жены, Анне Петровне Константинович, которая подарила жизнь будущему великому ученому.

Когда Володе было пять лет, Вернадские перебрались из Санкт-Петербурга в Харьков, считавшийся одним из научно-культурных центров Российской империи. В Харькове Владимир поступил в местную гимназию, где и отучился два года. В 1876 году Вернадские вернулись в Петербург, и мальчик продолжил обучение в первой столичной гимназии.


Образование, полученное Вернадским в питерской гимназии, было блестящим даже для нашего времени. Об этом можно судить уже по тому, что выпускник мог писать и изъясняться на трех языках, а читать – на пятнадцати, включая публикацию научных трудов и лекции за рубежом. В гимназии Владимир Иванович постиг азы философии и истории религии, что стало первой ступенькой на пути к его участию в становлении течения русского космизма, сторонником которого Вернадский являлся в зрелом возрасте.

Биология и другие науки

В 1881 году Вернадский поступил на естественное отделение физмата Петербургского университета. Педагогами талантливого юноши были Бекетов, Докучаев, основатель школы почвоведения. Докучаев, как руководитель естественного отделения, на котором обучался и защищал диссертацию Вернадский, предложил своему подопечному должность хранителя кабинета минералогии.

В 1888 году молодой ученый уехал в Европу на стажировку. Вначале он практиковался в кристаллографии в Мюнхене, а затем отправился в Париж, в горную школу Коллеж де Франс. Спустя два года, по возвращении на родину, Вернадского назначили руководителем кафедры минералогии в Московском университете.


На должности преподавателя Владимир Иванович проработал без малого двадцать один год. В 1891 году молодой ученый защитил магистерскую диссертацию, а в 1897 году – докторскую диссертацию и стал доктором и профессором минералогии. В перерыве между двумя диссертациями Вернадский много путешествовал. С научными экспедициями он объездил всю Россию, Европу, проводя геологические изыскания.

В 1909 году на XII съезде естествоиспытателей Владимир Иванович прочел доклад о совместном нахождении минералов в земной коре, заложив основы новой науки – геохимии. В годы преподавания в Московском университете профессор провел колоссальную работу, изменив существовавшее до того времени представление о минералогии. Ученый отделил минералогию от кристаллографии, связав первую науку с математикой и физикой, а вторую – с химией земной коры и геологией.


Одновременно с новаторскими работами в области минералогии Вернадский вплотную подошел к открытию геохимии, а изучение явлений жизни привело его к началам биогеохимии. В тот же период этот удивительно разносторонний человек интересовался радиоактивностью элементов, историей российской науки и философией, а также был вовлечен в политику и общественную жизнь страны на высшем уровне.

В начале XX века ученый стал академиком Петербургской Академии Наук, заведовал Минералогическим музеем. Профессор в 1909 году основал Радиевую комиссию, руководившую поиском минералов, и сам участвовал в этих экспедициях, о чем свидетельствуют архивные фото. В 1915 году Вернадский организовал комиссию (КЕПС), главной задачей которой являлось изучение сырьевых ресурсов страны, включая радиоактивные минералы.

В начале двадцатого столетия Вернадский помогал организовывать бесплатные столовые для страдающих от голода крестьян, участвовал в работе земских съездов, был избран в Государственный Совет российского парламента, а после возглавил Министерство народного просвещения при Временном правительстве.


До 1919 года профессор состоял в Кадетской партии, придерживался либерально-демократических взглядов. На этой почве ему пришлось покинуть Россию после переворота 1917 года. В мае 1918 года Вернадский с семьей переехал на Украину, где организовал и стал первым председателем Украинской Академии Наук, преподавал геохимию в Таврическом университете Крыма.

В 1921 году Вернадские вернулись в Петроград. Владимир Иванович возглавил метеоритный отдел Минералогического музея и организовал экспедицию на место падения Тунгусского метеорита. Казалось, жизнь наладилась, и ученый вновь сможет отдаться науке. В том же году Вернадского арестовали и обвинили в шпионаже, но позже освободили благодаря дружеской протекции и поддержке: сокурсники академика Карпинский и Ольденбург отправили соответствующие телеграммы и Луначарскому.


В период с 1922 по 1926 год профессор читал лекции во Франции, в Парижском университете, а затем в Праге. За это время академик успел подготовить издать книги и статьи:

  • «Геохимия»;
  • «Живое вещество в биосфере»;
  • «Автотрофность человечеств».

В 1926 году, вернувшись в Ленинград, ученый стал директором Радиевого института, а в 1928 году – вновь образованной биогеохимической лаборатории. В разные годы Вернадский возглавлял научные сообщества, занимающиеся исследованиями вечной мерзлоты, подземных вод, геологического возраста горных пород, тяжелой воды. В 1940 году академик возглавил комиссию по урану, фактически став основателем ядерной программы Советского Союза.

Ноосфера

Согласно Вернадскому, биосфера – это действующая, саморазвивающаяся и организованная система. Организованность ее обусловлена миграцией химических элементов, провоцируемой основным источником жизни, энергией Солнца. Единая планетарная экологическая система состоит из биосферы, контактирующей с другими геосферами.


Цветок ноосферного разума согласно В.И. Вернадского

Постепенно ученый пришел к формулировке и определению понятия ноосферы, как видоизмененной в результате человеческого воздействия биосферы. Вернадский верил в совместные разумные действия всего человечества, направленные не только на удовлетворение своих потребностей, но и на создание равновесия и гармонии в природе, изучение и поддержание экологии Земли на должном уровне.

Будущее человечества виделось ученому в грамотно построенной общественной и государственной жизни, основанной на творчестве и инновациях. Человек преобразует Землю, руководствуясь законами биосферы, и тогда в ноосферу войдут все геосферы, органический мир, космическое пространство, объединенные и улучшенные благодаря разумному человечеству.

Личная жизнь

В 1886 году Вернадский связал свою жизнь браком с Наталией Егоровной Старицкой. Пара прожила душа в душу пятьдесят шесть лет, вплоть до смерти Наталии Егоровны в 1943 году.


У них было двое детей, впоследствии умерших в эмиграции: Георгий, ставший известным историком, и Нина, работавшая врачом-психиатром.

Смерть

Супруга Владимира Ивановича умерла и похоронена в Казахстане, где семья проживала во время эвакуации. Сам Вернадский после смерти жены вернулся в Москву, где и скончался в январе 1945 года после инсульта.


Биография ученого, внесшего неоценимый вклад в российскую, советскую и мировую науку, - яркое свидетельство его неистощимой трудоспособности, тяги к знаниям и многогранного таланта. Что же открыл Вернадский? Ученый вывел и сформулировал законы геохимической деятельности организмов в биосфере, разработал учение о биосфере и ее дальнейшей эволюции в ноосферу.

Библиография

Перу ученого принадлежит более 700 научных статей и трудов. В современных изданиях с ними можно ознакомиться благодаря следующим сборникам:

  • Вернадский, В. И. Собрание сочинений: в 24 т (2013);
  • Вернадский, В. И. Философские мысли натуралиста (1988);
  • Вернадский, В. И. Научная мысль как планетное явление (1991);
  • Вернадский, В. И. Биосфера и ноосфера. (2012);
  • Вернадский, В. И. О науке. Том 1. Научное знание. Научное творчество. Научная мысль. (1997).
Loading...Loading...