Анти дюринг краткое содержание. Фридрих Энгельс - Анти-Дюринг. Диалектика природы. Исторические условия создания книги Энгельса «Анти-Дюринг»

ФРИДРИХ ЭНГЕЛЬС

АНТИ-ДЮРИНГ. ДИАЛЕКТИКА ПРИРОДЫ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Двадцатый том Сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса составляют два главных произведения Энгельса – «Анти-Дюринг» и «Диалектика природы». Эти произведения были созданы в период с 1873 по 1883 год. Отдельные добавления к ним были сделаны Энгельсом уже после смерти Маркса, т. е. после 1883 года; важнейшим из них является предисловие ко второму изданию «Анти-Дюринга», написанное в 1885 году.

Десятилетие 1873–1883 гг. было периодом быстрого, но сравнительно мирного развития капитализма. Вместе с тем к этому времени в истории капиталистического способа производства наметился существенный перелом. Для передовых промышленных стран Европы 60-е и 70-е годы XIX века, – как указывал В. И. Ленин, – были высшей, предельной ступенью развития свободной конкуренции. Мировой экономический кризис 1873 г. вызвал усиленный рост монополистических объединений. Начался период перехода от домонополистического капитализма к капитализму монополистическому, завершившийся на рубеже XIX и XX веков.

Крупнейшим событием всемирной истории, положившим начало новому периоду освободительной борьбы пролетариата, явилась Парижская Коммуна (1871). Опыт этой первой практической попытки установить диктатуру пролетариата показал, что без массовой пролетарской партии, основанной на принципах научного коммунизма, успешное осуществление пролетарской революции невозможно. На первый план выдвинулась задача образования таких партий в отдельных странах.

Парижская Коммуна породила среди господствующих классов смертельный страх перед грядущим господством пролетариата. Начавшийся переход к империализму сопровождался процессами загнивания всего капиталистического строя. Все это вело к резкому усилению реакции. По мере того как рабочее движение становилось действительной силой и научный социализм овладевал умами передовой части рабочих, – усиливались нападки на марксизм со стороны его идеологических противников.

Особенно быстрое развитие капитализма и особенно резкие противоречия, вызванные этим развитием, имели место в Германии после ее победы во франко-прусской войне и последовавшего затем завершения политического объединения страны. Сюда после падения Парижской Коммуны переместился центр европейского революционного движения. Здесь возникла первая массовая пролетарская партия.

Среди различного рода враждебных марксизму идеологических течений в Германии наиболее опасными стали тогда взгляды немецкого мелкобуржуазного идеолога Е. Дюринга, представлявшие собой эклектическую смесь различного рода вульгарно-материалистических, идеалистических, позитивистских, вульгарно-экономических и псевдосоциалистических воззрений. В отличие от прежних противников марксизма, выступавших преимущественно против его политических принципов, Дюринг подверг нападкам все составные части марксизма и выступил с претензией на создание новой всеобъемлющей системы философии, политической экономии и социализма.

Дюрингианство стало распространяться еще до 1875 г. среди части членов немецкой Социал-демократической рабочей партии (эйзенахцев). С 1875 г., после объединения эйзенахцев и лассальянцев в единую Социалистическую рабочую партию Германии, когда эйзенахцы сделали ряд принципиальных уступок лассальянцам, – опасность дюрингианства стала особенно значительной.

Даже некоторые влиятельные деятели партии склонялись к тому, чтобы принять новоявленное «социалистическое» учение. В условиях, когда партия еще не вполне овладела принципами научного социализма, а рабочее движение еще не вполне освободилось от влияния различных форм домарксовского, утопического социализма, – это было реальной угрозой. Дело шло о теоретических основах немецкой рабочей партии, о судьбе передового отряда международного рабочего движения. Необходимо было защитить, развить и популяризировать учение Маркса.

Энгельс счел своим партийным долгом взять на себя защиту и пропаганду в рядах молодой партии принципов марксизма. В течение двух лет (1876–1878) Энгельс создает большой труд под названием «Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом» («Анти-Дюринг»), в котором он подверг уничтожающей критике взгляды Дюринга и вместе с тем дал цельное изложение основ марксистской теории. С начала 1877 г. до середины 1878 г. труд этот печатался в центральном органе социал-демократической партии. Впоследствии Энгельс сам объяснил, почему задача борьбы с Дюрингом выпала именно на его долю: «Вследствие разделения труда, существовавшего между Марксом и мной, на мою долю выпало представлять наши взгляды в периодической прессе, – в частности, следовательно, вести борьбу с враждебными взглядами, – для того, чтобы сберечь Марксу время для работы над его великим главным трудом. В силу этого мне приходилось излагать наши воззрения в большинстве случаев в полемической форме, противопоставляя их другим взглядам» (см. настоящее издание, т. 21, стр. 337).

Маркс принял непосредственное участие в создании «Анти-Дюринга». Он не только активно содействовал принятию Энгельсом решения выступить против дюрингианства и полностью одобрил намеченный Энгельсом замысел всего произведения. Он оказал деятельную помощь Энгельсу в собирании необходимого материала, ознакомился со всей работой в рукописи, а главу, посвященную критике взглядов Дюринга на историю политической экономии, написал сам. Вот почему «Анти-Дюринг», от начала и до конца, выражает точку зрения двоих – Энгельса и Маркса.

Хотя дюрингианство и представляло собой определенную опасность, однако само по себе оно едва ли заслуживало той основательной критики, которой Энгельс подверг его в своей книге. К такой подробной критике Энгельса побудили две причины. Во-первых, Дюринг был типичным представителем той псевдонауки и того вульгарного демократизма, которые получили тогда широкое распространение и среди социалистов, особенно среди оппортунистически настроенной социал-демократической интеллигенции, оказывавшей влияние и на рабочих. Необходимо было излечить рабочее движение от этой «детской болезни». Во-вторых, критика «системы» Дюринга, изложенной в трех толстых томах, давала возможность противопоставить ей в систематическом виде положения марксистской теории по всем основным проблемам философии, политической экономии и социализма. «Всеобъемлющая система моего противника, – писал Энгельс во введении к английскому изданию «Развития социализма от утопии к науке», – давала мне повод изложить в полемике с ним взгляды Маркса и мои на все эти разнообразные предметы, и притом в гораздо более связном виде, чем это приходилось делать когда-либо прежде». Отрицательная критика дюрингианства превращалась в положительное изложение марксизма. Тем самым читатели «Анти-Дюринга» получали возможность всесторонне ознакомиться с марксизмом, изучить его и усвоить.

Впоследствии, имея в виду эту особенность «Анти-Дюринга», Энгельс отмечал, что «скука, неизбежная при полемике с незначительным противником, не помешала этой попытке дать энциклопедический очерк нашего понимания философских, естественнонаучных и исторических проблем оказать свое действие» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., 1 изд., т. XXVII, стр. 371).

«Анти-Дюринг» действительно явился подлинной энциклопедией марксизма. Здесь дано всестороннее изложение всех трех составных частей учения Маркса и Энгельса: диалектического и исторического материализма, политической экономии, теории научного коммунизма. «Здесь разобраны величайшие вопросы из области философии, естествознания и общественных наук… Это удивительно содержательная и поучительная книга» (В. И. Ленин. Соч., 4 изд., т. 2, стр. 11).

Книга Энгельса явилась своеобразным итогом развития марксизма за три десятилетия – от его возникновения в середине 40-х годов вплоть до середины 70-х годов XIX века. Эта книга содержала в концентрированном виде все то, чего достиг за это время марксизм в области теории. Энгельс мастерски применил здесь выработанный Марксом и им метод материалистической диалектики. Энгельс широко использовал весь свой огромный арсенал познаний в области философии, политической экономии, истории, свои многолетние естественнонаучные и военные исследования, то блестящее полемическое мастерство, которое Маркс и Энгельс постоянно совершенствовали еще со времени их совместной работы над «Святым семейством» и «Немецкой идеологией». В своей книге Энгельс широко использовал и популяризировал материал I тома «Капитала» и отдельные положения еще не опубликованной тогда «Критики Готской программы» Маркса.

В «Анти-Дюринге» Энгельс не только защитил, но и существенно развил марксизм. Он дал здесь классическую формулировку основных положений и разработал ряд принципиальных вопросов марксистской теории.

«Анти-Дюринг», название, под которым вошло в историю классическое произведение Ф. Энгельса «Переворот в науке, произведённый господином Евгением Дюрингом». «А.-Д.» - полемическая работа, направленная против немецкого мелкобуржуазного идеолога Дюринга. Книга содержит всестороннее изложение трёх составных частей марксизма. Работу над «А.-Д.» Ф. Энгельс начал в мае 1876.

«А.-Д.» состоит из Введения и трёх основных отделов: Философия, Политическая экономия, Социализм. Во Введении Энгельс дал очерк развития философии и обосновал историческую неизбежность возникновения марксизма. Он показал закономерность смены основных периодов в истории философии и пришёл к выводу: распространение материализма на понимание истории общества создало научную основу для изучения капиталистического способа производства, что благодаря двум великим открытиям Маркса - материалистическому пониманию истории и теории прибавочной стоимости - социализм превратился из утопии в науку.

В 1-м отделе Энгельс изложил основные проблемы материализма и диалектики, а также материалистического понимания истории. Сознание - продукт человеческого мозга, а сам человек - продукт природы и общества, мышление есть отражение бытия (гл. 3-я). Возможности познания и сам процесс познания безграничны, абсолютная истина осуществляется в бесконечном ряде относительных истин (гл. 3-я и 9-я). Единство мира состоит в его материальности (гл. 4-я). Мир бесконечен в пространстве и времени, которые суть основной формы бытия (гл. 5-я). Движение есть способ существования материи (гл. 6-я). Разнообразные формы движения материи (механическая, физическая, химическая, биологическая) составляют предмет изучения различных наук (гл. 6-7-я). Энгельс особо выделяет науки, исследующие законы человеческого мышления, - формальную логику и диалектику (гл. 9-я), рассматривает законы диалектики (гл. 12-я, 13-я). С точки зрения диалектики он исследует различные проблемы естественных и общественных наук.

Во 2-м отделе Энгельс, опираясь на экономическое учение Маркса, дал определение предмета и метода политической экономии (гл. 1-я), показал решающую роль экономики в развитии общества, рассмотрел два пути возникновения классов, экономические предпосылки социалистической революции и роль революционного насилия при смене старого общества новым (гл. 2-4-я). Главы 5-9-я содержат изложение марксистского понимания стоимости, простого и сложного труда, капитала, прибавочной стоимости, земельной ренты. В написанной Марксом 10-й главе рассматриваются некоторые проблемы истории политической экономии.

В 3-м отделе Энгельс, опираясь на материалистическое понимание истории, дал очерк истории и теории научного социализма, показал, что научный социализм является теоретическим выражением пролетарского движения, что основное противоречие капитализма находит своё разрешение в пролетарской революции. С победой революции анархия в производстве заменяется планомерной его организацией; на основе прогрессирующего развития производит, сил исчезнет старое разделение труда, труд превратится из тяжёлого бремени в первую жизненную потребность, исчезнут противоположности между умственным и физическим трудом, между городом и деревней, исчезнут классовые различия, отомрёт государство. Человечество сделает скачок из царства необходимости в царство свободы.

«А.-Д.» явился итогом развития марксизма за три десятилетия. Идеи этой книги получили дальнейшее развитие в работах Энгельса («Диалектика природы» , «Происхождение семьи, частной собственности и государства», «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» ) и В. И. Ленина.

Г. А. Багатурия.

«А.-Д.» был впервые напечатан в Германии в виде серии статей на страницах центрального органа герм.(германский) социал-демократической партии - газете «Форвертс» - с января 1877 по июль 1878. Летом 1878 «А.-Д.» вышел отдельным изданием в Лейпциге, однако в том же году книга была запрещена в связи с введением исключительного закона против социалистов. В 1886 доработанный Энгельсом вариант «А.-Д.» был опубликован в Цюрихе (Швейцария). В общей сложности до 1928 книга Энгельса издавалась 13 раз. В 1928-45 на территории Германии книга Энгельса не издавалась. В ГДР(Германская Демократическая Республика) до 1960 вышло 13 изданий общим тиражом свыше 220000 экземпляров. В ФРГ(Федеративная Республика Германии) за тот же период не было осуществлено ни одного издания книги.

Во Франции в 1880 изданы переработанные Ф. Энгельсом по просьбе П. Лафарга три главы «А.-Д.». Они вышли в виде самостоятельной популярной брошюры под названием «Утопический социализм и научный социализм»; в немецком переводе эта брошюра получила название «Развитие социализма от утопии к науке». Первое неполное отдельное издание книги в переводе Поля и Лауры Лафарг вышло в 1901 в Париже (издательство «Лак»). Полный текст увидел свет лишь в 1911. Последнее издание «А.-Д.» на французском языке относится к 1956 (опубликовано в составе Сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса).

В США (в Чикаго) «А.-Д.» был переведён и издан А. Льюисом в сокращённом варианте в 1907. Полный текст книги был напечатан лишь в 1934 в Нью-Йорке. В 1935 аналогичное издание книги было осуществлено в Англии издательством «Лоренс».

Популяризация «А.-Д.» в России способствовала падению влияния дюрингианства в кругах русской интеллигенции, особенно среди революционно настроенной молодёжи, получавшей благодаря «А.-Д.» представление об учении марксизма. Уже в 1878 П. Л. Лавров получил экземпляр книги от Энгельса; тогда же Маркс посылает книгу М. Ковалевскому. В 1879 журнал «Критическое обозрением» (№ 15) напечатал на «А.-Д.» благожелательную рецензию Н. И. Зибера ; в журнале «Слово» (1879, № 11) под названием «Диалектика в её применении к науке» Зибер, не упоминая фамилии Энгельса, поместил большое извлечение из «А.-Д.". Царская цензура, квалифицировавшая «А.-Д.» как «социалистический катехизис», запрещала перевод и распространение книги.

В 80-90-е гг. было осуществлено несколько нелегальных изданий книги. Например, в начале 80-х гг. сокращённый перевод «А.-Д.» был издан московским «Обществом переводчиков и издателей». В начале 90-х гг. участники московских марксистских кружков перевели ряд отрывков из «А.-Д». Главы о теории насилия были приложены к осуществленному В. И. Засулич и изданному в 1884 группой «Освобождение труда» переводу брошюры Энгельса «Развитие социализма от утопии к науке». Первое легальное издание «А.-Д.» на русском языке вышло в 1904 (изд. В. И. Яковенко, П., тираж 2450, около 50 цензурных вымарок, перевод Л. Мартова - «... прямо плохой перевод, с ошибками» - Ленин В. И., Полн. собр. соч.(сочинение), 5 изд., т. 14, с. 373).

В СССР «А.-Д.» был издан 69 раз общим тиражом 2 млн. 609 тыс. экз.(экземпляр) на 21 языке (данные на 1 июля 1967).

А. И. Володин.

Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд. (см. Справочный том. ч. 2, с. 140); Справочный материал к «Анти-Дюрингу» см.(смотри) в журн. «В помощь марксистско-ленинскому образованию», 1941, № 1-5 и 9; Познер В., Энгельс в борьбе против Дюринга и дюринговцев, «Под знаменем марксизма», 1940, №11; Ульман Г. С., К истории создания классического труда Ф. Энгельса «Анти-Дюринг», «Вопросы философии», 1952, № 6.

"А́НТИ-ДЮРИНГ"

название, под к-рым вошло в историю классич. произведение Ф. Энгельса "Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом". "А.-Д." – полемич. работа, направленная против нем. мелкобурж. идеолога Е. Дюринга, содержит всестороннее изложение трех составных частей марксизма – диалектич. и историч. материализма, политич. экономии, теории науч. коммунизма. "Здесь разобраны величайшие вопросы из области философии, естествознания и общественных наук... Это удивительно содержательная и поучительная книга" (Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 2, с. 11).

Создание "А.-Д." было обусловлено прямой политич. необходимостью. В 1875 Дюринг, взгляды к-рого в философии представляли собой эклектич. смесь из вульгарного материализма, позитивизма и идеализма, выступил со своей собств. разновидностью мелкобурж. социализма. Нападки Дюринга на марксизм нашли сочувств. отклик среди части членов только что объединившейся (1875) с.-д. партии Германии. Наиболее активным дюрингианцем в партии стал И. Мост. При таких обстоятельствах В. Либкнехт обратился к Энгельсу с настойчивой просьбой выступить против этого нового течения. Энгельс счел своим парт. долгом дать бой новоявленному учению и тем самым уберечь партию от наметившейся ревизии марксизма. Так возникло произведение, страстно-полемич. по форме и энциклопедически-универсальное по содержанию. Энгельс начал работать над "А.-Д." в мае 1876.В рукописи он прочитал его Марксу, а главу, касающуюся истории политич. экономии, Маркс написал сам. С янв. 1877 по июль 1878 "А.-Д." был опубликован в виде большой серии статей в центр. органе с.-д. партии – газ. "Vorwärts". Опубликование "А.-Д." вызвало яростные нападки со стороны врагов марксизма. В 1877 на съезде с.-д. партии дюрингианцы пытались добиться прекращения публикации. После введения в 1878 исключит. закона против социалистов книга в Германии была запрещена.

Соответственно трем составным частям марксизма "А.-Д." состоит из трех осн. отделов: Философия, Политическая экономия, Социализм. Осн. содержанием книги является борьба за последоват., диалектич. материализм. "Либо последовательный до конца материализм, либо ложь и путаница философского идеализма, – вот та постановка вопроса, которая дана в каждом параграфе „Анти-Дюринга“" (Ленин В. И., там же, т. 14, с. 323).

Во введении Энгельс дает очерк развития философии и обосновывает историч. неизбежность возникновения марксизма. Он доказывает закономерность смены осн. периодов в истории философии: наивная диалектика древности – метафизика 17–18 вв. – идеалистич. диалектика классич. нем. философии – материалистич. диалектика марксизма. Энгельс показывает, что распространение материализма на понимание истории общества создает науч. основу для изучения капиталистич. способа произ-ва, превращения социализма из утопии в науку. Вместе с тем Энгельс показывает, как развитие естествознания и развитие классовой борьбы обусловливают развитие философии, а возникновение диалектич. материализма приводит к коренному изменению самого предмета философии (гл. I). В 1-м отделе Энгельс излагает решение осн. проблем материализма и диалектики, а также материалистич. понимания истории. С самого начала он формулирует последовательно-материалистич. и диалектич. решение осн. вопроса философии. Сознание – продукт человеч. мозга, а сам человек – продукт природы. Поэтому законы мышления и законы природы согласуются между собой. Мышление есть отражение бытия. Даже аксиомы и понятия математики абстрагированы из действит. мира (гл. III). Возможности познания безграничны, но и сам процесс познания бесконечен; абс. истина осуществляется в бесконечном ряде относит. истин (гл. III и IX). Единство мира состоит в его материальности (гл. IV). Мир бесконечен в пространстве и во времени. Пространство и время – суть осн. формы всякого бытия (гл. V). Материя без движения так же немыслима, как и движение без материи. Движение есть форма бытия материи. Движение поэтому так же несотворимо и неразрушимо, как и сама материя (гл. VI). Различные формы движения (механич., физич., химич., биологич.) являются предметом изучения различных наук (гл. VI–VII). Все науки можно разделить на 3 группы: науки о неживой природе; науки, изучающие живые организмы; историч. науки; особо выделяются науки, исследующие законы человеч. мышления – формальная логика и диалектика (гл. IX). Энгельс определяет соотношение этих двух наук, проводит глубокую аналогию между соотношением формальной логики и диалектики и соотношением элементарной и высшей математики. Но диалектика – это не только наука о мышлении. Диалектика есть наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеч. общества и мышления (гл. XIII). Осн. законы диалектики: противоречие как сущность движения, переход количества в качество, отрицание отрицания (гл. XII–XIII). С т.зр. материалистич. диалектики Энгельс исследует различные проблемы естеств. и обществ. наук: значение космогонич. гипотезы Канта (гл. I и VI) и эволюц. теории Дарвина (гл. VII), роль органич. клетки и сущность жизни (гл. VIII); классовый характер морали (гл. IX), социальное равенство (гл. X), соотношение свободы и необходимости (гл. XI) и т.д.

Во 2-м отделе Энгельс, опираясь на экономич. учение Маркса, дает определение предмета и метода политич. экономии (гл. I), разоблачает идеалистич. теорию насилия как якобы определяющего фактора обществ. развития, показывает решающую роль экономики в развитии армии и политич. власти, рассматривает два пути возникновения классов, экономич. предпосылки социалистич. революции и революц. роль насилия при смене старого общества новым (гл. II–IV). Энгельс излагает марксистское понимание стоимости, простого и сложного труда, капитала и прибавочной стоимости, земельной ренты (гл. V–IX). В написанной Марксом X гл. рассматриваются нек-рые проблемы истории политич. экономии, в частности дается разгадка "Экономической таблицы" Кенэ.

В 3-м отделе Энгельс дает очерк истории и теории научного социализма, показывает, что научный социализм является теоретич. выражением пролетарского движения, и характеризует будущее, коммунистич. общество (см. Коммунизм). Энгельс, опираясь на материалистич. понимание истории, вскрывает осн. противоречие капитализма – противоречие между производит. силами и производств. отношениями, между обществ. характером производства и частным характером присвоения. Это противоречие проявляется как противоположность между организацией производства на каждом отдельном предприятии и анархией производства во всем обществе, как антагонизм между пролетариатом и буржуазией. Оно находит свое разрешение в пролетарской революции. Пролетариат берет власть в свои руки и превращает средства производства в обществ. собственность. Анархия в производстве заменяется планомерной организацией производства в масштабе всего общества. Начинается беспрерывное, постоянно ускоряющееся развитие производит. сил. На этой основе исчезает калечащее человека разделение труда. Все члены общества принимают участие в производит. труде; труд превращается из тяжелого бремени в первую жизненную потребность. Исчезает противоположность между умственным и физич. трудом, между городом и деревней. Уничтожаются классовые различия и отмирает гос-во. Коренным образом изменяется семья. Воспитание соединяется с трудом. Исчезает религия. Люди становятся действительно и сознательно господами общества, а вследствие этого и господами природы. Человечество совершает скачок из царства необходимости в царство свободы (см. Необходимость и свобода).

"А.-Д." явился итогом развития марксизма за три десятилетия. Идеи этой книги получили дальнейшее развитие в работах Энгельса "Диалектика природы", "Происхождение семьи, частной собственности и государства", "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии"и в работах Ленина. "А.-Д." стал "настольной книгой всякого сознательного рабочего" (Ленин В. И., там же, т. 19, с. 4). Уже при жизни Энгельса книга выдержала 3 отд. изд. (Лейпциг, 1878, Цюрих, 1886, Штутгарт, 1894).

Г. Багатурия. Москва.

С у д ь б а "А.-Д." в Р о с с и и. Благодаря тесной связи основоположников марксизма с рус. революц. движением "А.-Д." появился в России уже в 1878: Лавров получил экземпляр книги от Энгельса, Ковалевский – от Маркса (в 1884 Энгельс выслал экземпляр "А.-Д." также и Е. Паприц).

В 1879 в редактируемом Ковалевским журн. "Критическое обозрение" (1879, No 15) была напечатана благожелат. рецензия на "А.-Д." Зибера, бóльшую часть к-рой составляли отрывки из книги. В журн. "Слово" (1879, No 11) под назв. "Диалектика в ее применении к науке" Зибер, не упоминая фамилии Энгельса, напечатал большое извлечение из "А.-Д." (неполный перевод 1-го отдела и первых трех глав 2-го отдела книги). Обещанное продолжение не появилось из-за цензурных препятствий. Царская цензура, к-рая квалифицировала "А.-Д." как "социалистический катехизис", "опасное орудие" с.-д. пропаганды, запрещала распространение и перевод книги (см. публикацию "Царская цензура о произведениях Ф. Энгельса", вступит. статья Ф. Константинова, "Красный архив", т. 4/71, М., 1935).

Популяризация "А.-Д." в России имела большое значение ввиду значит. распространения дюрингианства в кругах рус. интеллигенции (работы Козлова, П. Милославского и др.), среди революционно-настроенной молодежи (см. Г. А. Лопатин – Энгельсу, 17 апр. 1878, в кн.: "Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с русскими политическими деятелями", 1951, с. 225–26). Идеи Дюринга брались на вооружение мелкобурж. писателями – Лавровым (после знакомства с "А.-Д." отношение Лаврова к Дюрингу существенно изменилось), Михайловским, Н. Русановым, Л. Тихомировым (см. В. Шульгин, "„Анти-Дюринг“ в России 70-х годов", "Звенья", VIII, М., 1950). Поэтому нападки народнич. "Русского богатства" на книгу Энгельса (статьи Михайловского, а также И. Б[русилов]ского, "Нечто о диалектическом методе", 1895, No 4; Н. Г. , "Материализм и диалектическая логика", 1898, NoNo 6, 7) не были случайны.

В 80–90-е гг. было осуществлено неск. нелегальных изданий "А.-Д.". Напр., в нач. 80-х гг. сокращенный перевод "А.-Д." был издан моск. "Обществом переводчиков и издателей" (см. О. Калекина, Издание марксистской литературы в России конца XIX в., 1957, с. 89). В нач. 90-х гг. участники моск. марксистских кружков перевели ряд отрывков из "А.-Д." (см. Л. А. Левин, Библиография произведений К. Маркса и Ф. Энгельса, 1948, с. 131). Отрывки из книги печатались и в журналах (см. тамже, с. 137), Главы о теории насилия были приложены к осуществленному В. Засулич и изданному (1884) группой "Освобождение труда" переводу брошюры Энгельса "Развитие социализма от утопии к науке", пользовавшемуся большой известностью среди русских революционеров. Книга Энгельса изучалась в подпольных кружках Петербурга, Казани, Москвы, Самары, Нижнего Новгорода и др. городов.

Идеи "А.-Д." широко использовались в русской марксистской литературе, в частности в работах Г. В. Плеханова.

Ленин на протяжении всей своей деятельности постоянно обращался к "А.-Д." при освещении различных науч. проблем.

Первое легальное издание "А.-Д." на рус. языке вышло в 1904 [изд. В. И. Яковенко, ПТБ., тираж 2450, ок. 50 цензурных вымарок, перевод Л. Мартова – "прямо плохой перевод, с ошибками" (Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 12, с. 85)].

В СССР "А.-Д." был издан 63 раза общим тиражом 2461 тыс. экз. на 18 языках (данные на 1 апр. 1960).

А. Володин. Москва.

Лит.: Ленин В. И., Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?, Соч., 4 изд., т. 1, вып. 1; его же, Материализм и эмпириокритицизм, там же, т. 14; его же, Государство и революция, там же, т. 25, с. 367–73. Справочный материал к "А.-Д." см. вжурн. "В помощь марксистско-ленинскому образованию", 1941, No 1–5 и 9; Агол И. И., Основы марксизма ("Анти-Дюринг" Ф. Энгельса), 3 изд., М., 1926; Πознер В., Энгельс в борьбе против Дюринга и дюринговцев, "Под знаменем марксизма", 1940, No 11; Ульман Г. С., К истории создания классического труда Ф. Энгельса "Анти-Дюринг", "Вопр. философии", 1952, No 6; Ильичев Л. Ф., О произведении Ф. Энгельса "Анти-Дюринг", [М.], 1953; Макаров А. Д., О произведении Фридриха Энгельса "Анти-Дюринг", М., 1953; Πерелыгин Н. С., Вопросы социализма и коммунизма в труде Ф. Энгельса "Анти-Дюринг", М., 1955(Автореф. дисс.); Нарский И. С., Развитие марксистской философии в "Анти-Дюринге" Ф. Энгельса, [М.], 1958; Момджян X., Мощное оружие в борьбе за революционный марксизм, "Коммунист", 1958, No 10.

  • - см....
  • -) Скажите, / не вы ли / автор «Анти-Дюринга»? РП Ирон. М927...

    Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

  • Новейший философский словарь

  • - Евгений - немецкий философ и экономист, профессор механики...

    История философии

  • Политология. Словарь.

  • - Карл Евгений - нем. философ и экономист. В 1863-77 - приват-доцент Берлинского ун-та. Был уволен за резкую критику университетских порядков. Филос. взгляды Д. являлись эклектической смесью мета-физич...

    Советская историческая энциклопедия

  • - название, под которым вошло в историю классич. произв. Ф. Энгельса «Переворот в науке, произведённый господином Евгением Дюрингом»...

    Философская энциклопедия

  • - известный философ, математик и экономист, род. в 1833 г. в Берлине, где и окончил курс по юридич. факультету...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - название, под которым вошло в историю классическое произведение Ф. Энгельса «Переворот в науке, произведённый господином Евгением Дюрингом»...
  • - Евгений, немецкий философ; занимался также вопросами политэкономии и права. Сын прусского чиновника. Юрист по образованию. Приват-доцент Берлинского университета...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Дюринг Евгений, немецкий философ; занимался также вопросами политэкономии и права. Сын прусского чиновника. Юрист по образованию. Приват-доцент Берлинского университета...

    Большая Советская энциклопедия

  • - в египетской мифологии бог-покровитель 12-го нома, божество пустыни и караванных путей...
  • - немецкий философ; занимался политэкономией и правом. Считал насилие важнейшим фактором истории. Выступал против марксизма. Идеи Дюринга получили распространение в среде немецкой социал-демократии...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Приставка, употребляемая с другими словами, для означения противоположности или противодействия. Напр., антикритика - возражение против критики...

    Словарь иностранных слов русского языка

  • - приставка, пишется всегда...

    Орфографический словарь русского языка

  • - ...

    Русский орфографический словарь

"АНТИ-ДЮРИНГ" в книгах

1.3. Дюринг был прав

Из книги Секреты мироздания автора Смирнова А С

1.3. Дюринг был прав Евгений Дюринг (1833–1921) - немецкий мыслитель, чьи сочинения были обращены к цельной человеческой природе, к каждому, кто носит в себе благородные стремления и руководствуется во всем справедливостью, кто хочет научиться лучше отличать дурное от

§ 1. Развитие диалектического материализма в трудах Энгельса «Анти-Дюринг», «Людвиг Фейербах…» и других произведениях

Из книги Краткий очерк истории философии автора Иовчук М Т

§ 1. Развитие диалектического материализма в трудах Энгельса «Анти-Дюринг», «Людвиг Фейербах…» и других произведениях В конце 70-х годов в рядах немецкой социал-демократии некоторое влияние приобрели идеи Е. Дюринга, философия которого представляла собой эклектическую

Глава двенадцатая. «Анти-Дюринг» Ф. Энгельса – энциклопедия философии марксизма

Глава двенадцатая. «Анти-Дюринг» Ф. Энгельса – энциклопедия философии марксизма Труд Энгельса «Анти-Дюринг» В.И. Ленин оценивал как одно из главных произведений марксизма, где «разобраны величайшие вопросы из области философии, естествознания и общественных наук… Это

Историческая обстановка и идеологическая атмосфера, в которой создавался «Анти-Дюринг»

Из книги Марксистская философия в XIX веке. Книга вторая (Развитие марксистской философии во второй половине XIX века) автора

Историческая обстановка и идеологическая атмосфера, в которой создавался «Анти-Дюринг» Историческая обстановка 70-х годов XIX в., в которой создавалось это выдающееся произведение марксизма, имела свои особенности по сравнению с предшествующими этапами классовой борьбы.

Исторические условия создания книги Энгельса «Анти-Дюринг»

Из книги История марксизма-ленинизма. Книга вторая (70 – 90-е годы XIX века) автора Коллектив авторов

Исторические условия создания книги Энгельса «Анти-Дюринг» 70 – 80-е годы XIX века – начальный период мировоззренческой консолидации социал-демократии. В этих условиях все большее значение приобретало выявление качественной определенности марксизма как научной теории

Настольная книга (К 90-летию со дня выхода работы Ф. Энгельса «Анти-Дюринг»)

автора

Настольная книга (К 90-летию со дня выхода работы Ф. Энгельса «Анти-Дюринг») Летом 1873 года в Лейпциге вышла из печати скромно изданная, небольшого формата книга под ироническим названием «Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом», – с

Единство революционной теории (К 100-летию книги Ф. Энгельса «Анти-Дюринг»)

Из книги Статьи разных лет автора Багатурия Георгий Александрович

Единство революционной теории (К 100-летию книги Ф. Энгельса «Анти-Дюринг») В начале июля 1878 года в Лейпциге вышла в свет скромно изданная небольшого формата книга под ироническим названием: «Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом». Автором

Ф. ЭНГЕЛЬС АНТИ-ДЮРИНГ

Из книги Том 20 автора Энгельс Фридрих

Ф. ЭНГЕЛЬС АНТИ-ДЮРИНГ ПЕРЕВОРОТ В НАУКЕ, ПРОИЗВЕДЕННЫЙ ГОСПОДИНОМ ЕВГЕНИЕМ ДЮРИНГОМНаписано Ф. Энгельсом в сентябре 1876 - июне 1878 г.Напечатано в газете «Vorwarts» с 3 января 1877 по 7 июля 1878 г.Издано отдельной книгой в Лейпциге в 1878 г.Печатается по тексту издания 1894 г.Перевод с

II. ЧТО ОБЕЩАЕТ г-н ДЮРИНГ

Из книги Том 20 автора Энгельс Фридрих

II. ЧТО ОБЕЩАЕТ г-н ДЮРИНГ Ближайшее отношение к нашему вопросу имеют следующие сочинения г-на Дюринга - его «Курс философии», «Курс политической и социальной экономии» и «Критическая история политической экономии и социализма». Для начала нас интересует главным

Ф. ЭНГЕЛЬС («Анти-Дюринг», «Диалектика природы»)

автора Энгельс Фридрих

Ф. ЭНГЕЛЬС («Анти-Дюринг», «Диалектика природы»)

АНТИ-ДЮРИНГ. Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом

Из книги Сочинения, том 20 («Анти-Дюринг», «Диалектика природы») автора Энгельс Фридрих

АНТИ-ДЮРИНГ. Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом {1} Написано Ф. Энгельсом в сентябре 1876 – июне 1878 г. Напечатано в газете «Vorw?rts» с 3 января 1877 по 7 июля 1878 г. Издано отдельной книгой в Лейпциге в 1878 г. Печатается по тексту издания 1894 г. Перевод с

II. Что обещает г-н Дюринг

Из книги Сочинения, том 20 («Анти-Дюринг», «Диалектика природы») автора Энгельс Фридрих

II. Что обещает г-н Дюринг Ближайшее отношение к нашему вопросу имеют следующие сочинения г-на Дюринга – его «Курс философии», «Курс политической и социальной экономии» и «Критическая история политической экономии и социализма»{31}. Для начала нас интересует главным

«Анти-Дюринг»

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АН) автора БСЭ

Дюринг Евгений

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДЮ) автора БСЭ

Операция Анти-Путин – повтор операции Анти-Сталин

Из книги СМИ, пропаганда и информационные войны автора Панарин Игорь Николаевич

Операция Анти-Путин – повтор операции Анти-Сталин Ядром ведения информационной войны против СССР после Победы над фашизмом, стала стратегическая операция «Анти-Сталин», направленная на дискредитацию исторического прошлого и настоящего нашей великой страны. Ее

"АНТИ-ДЮРИНГ"

"А́НТИ-ДЮРИНГ"

название, под к-рым вошло в историю классич. произведение Ф. Энгельса "Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом". "А.-Д." – полемич. работа, направленная против нем. мелкобурж. идеолога Е. Дюринга, содержит всестороннее изложение трех составных частей марксизма – диалектич. и историч. материализма, политич. экономии, теории науч. коммунизма. "Здесь разобраны величайшие вопросы из области философии, естествознания и общественных наук... Это удивительно содержательная и поучительная книга" (Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 2, с. 11).

Создание "А.-Д." было обусловлено прямой политич. необходимостью. В 1875 Дюринг, взгляды к-рого в философии представляли собой эклектич. смесь из вульгарного материализма, позитивизма и идеализма, выступил со своей собств. разновидностью мелкобурж. социализма. Нападки Дюринга на нашли сочувств. отклик среди части членов только что объединившейся (1875) с.-д. партии Германии. Наиболее активным дюрингианцем в партии стал И. Мост. При таких обстоятельствах В. Либкнехт обратился к Энгельсу с настойчивой просьбой выступить против этого нового течения. Энгельс счел своим парт. долгом дать бой новоявленному учению и тем самым уберечь партию от наметившейся ревизии марксизма. Так возникло произведение, страстно-полемич. по форме и энциклопедически-универсальное по содержанию. Энгельс начал работать над "А.-Д." в мае 1876.В рукописи он прочитал его Марксу, а главу, касающуюся истории политич. экономии, Маркс написал . С янв. 1877 по июль 1878 "А.-Д." был опубликован в виде большой серии статей в центр. органе с.-д. партии – газ. "Vorwärts". Опубликование "А.-Д." вызвало яростные нападки со стороны врагов марксизма. В 1877 на съезде с.-д. партии дюрингианцы пытались добиться прекращения публикации. После введения в 1878 исключит. закона против социалистов книга в Германии была запрещена.

Соответственно трем составным частям марксизма "А.-Д." состоит из трех осн. отделов: Философия , Политическая экономия, Социализм . Осн. содержанием книги является за последоват., диалектич. . "Либо последовательный до конца материализм, либо и путаница философского идеализма, – вот та постановка вопроса, которая дана в каждом параграфе „Анти-Дюринга“" (Ленин В. И., там же, т. 14, с. 323).

Во введении Энгельс дает очерк развития философии и обосновывает историч. неизбежность возникновения марксизма. Он доказывает закономерность смены осн. периодов в истории философии: наивная древности – 17–18 вв. – идеалистич. диалектика классич. нем. философии – материалистич. диалектика марксизма. Энгельс показывает, что распространение материализма на истории общества создает науч. основу для изучения капиталистич. способа произ-ва, превращения социализма из утопии в науку. Вместе с тем Энгельс показывает, как естествознания и развитие классовой борьбы обусловливают развитие философии, а возникновение диалектич. материализма приводит к коренному изменению самого предмета философии (гл. I). В 1-м отделе Энгельс излагает осн. проблем материализма и , а также материалистич. понимания истории. С самого начала он формулирует последовательно-материалистич. и диалектич. решение осн. вопроса философии. Сознание – продукт человеч. мозга, а сам – продукт природы. Поэтому и законы природы согласуются между собой. Мышление есть бытия. Даже аксиомы и понятия математики абстрагированы из действит. мира (гл. III). Возможности познания безграничны, но и сам познания бесконечен; абс. осуществляется в бесконечном ряде относит. истин (гл. III и IX). Единство мира состоит в его материальности (гл. IV). Мир бесконечен в пространстве и во времени. Пространство и – суть осн. формы всякого бытия (гл. V). Материя без движения так же немыслима, как и без материи. Движение есть бытия материи. Движение поэтому так же несотворимо и неразрушимо, как и сама (гл. VI). Различные формы движения (механич., физич., химич., биологич.) являются предметом изучения различных наук (гл. VI–VII). Все науки можно разделить на 3 группы: науки о неживой природе; науки, изучающие живые организмы; историч. науки; особо выделяются науки, исследующие законы человеч. мышления – и диалектика (гл. IX). Энгельс определяет соотношение этих двух наук, проводит глубокую аналогию между соотношением формальной логики и диалектики и соотношением элементарной и высшей математики. Но диалектика – это не только о мышлении. Диалектика есть наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеч. общества и мышления (гл. XIII). Осн. законы диалектики: как сущность движения, переход количества в , отрицание отрицания (гл. XII–XIII). С т.зр. материалистич. диалектики Энгельс исследует различные проблемы естеств. и обществ. наук: космогонич. гипотезы Канта (гл. I и VI) и эволюц. теории Дарвина (гл. VII), роль органич. клетки и сущность жизни (гл. VIII); классовый морали (гл. IX), социальное (гл. X), соотношение свободы и необходимости (гл. XI) и т.д.

Во 2-м отделе Энгельс, опираясь на экономич. учение Маркса, дает предмета и метода политич. экономии (гл. I), разоблачает идеалистич. теорию насилия как якобы определяющего фактора обществ. развития, показывает решающую роль экономики в развитии армии и политич. власти, рассматривает два пути возникновения классов, экономич. предпосылки социалистич. революции и революц. роль насилия при смене старого общества новым (гл. II–IV). Энгельс излагает марксистское понимание стоимости, простого и сложного труда, капитала и прибавочной стоимости, земельной ренты (гл. V–IX). В написанной Марксом X гл. рассматриваются нек-рые проблемы истории политич. экономии, в частности дается разгадка "Экономической таблицы" Кенэ.

В 3-м отделе Энгельс дает очерк истории и теории научного социализма, показывает, что научный является теоретич. выражением пролетарского движения, и характеризует будущее, коммунистич. (см. Коммунизм). Энгельс, опираясь на материалистич. понимание истории, вскрывает осн. капитализма – противоречие между производит. силами и производств. отношениями, между обществ. характером производства и частным характером присвоения. Это противоречие проявляется как между организацией производства на каждом отдельном предприятии и анархией производства во всем обществе, как между пролетариатом и буржуазией. Оно находит свое разрешение в пролетарской революции. Пролетариат берет в свои руки и превращает средства производства в обществ. . Анархия в производстве заменяется планомерной организацией производства в масштабе всего общества. Начинается беспрерывное, постоянно ускоряющееся развитие производит. сил. На этой основе исчезает калечащее человека . Все члены общества принимают участие в производит. труде; превращается из тяжелого бремени в первую жизненную . Исчезает противоположность между умственным и физич. трудом, между городом и деревней. Уничтожаются классовые различия и отмирает гос-во. Коренным образом изменяется . Воспитание соединяется с трудом. Исчезает . Люди становятся действительно и сознательно господами общества, а вследствие этого и господами природы. Человечество совершает из царства необходимости в царство свободы (см. Необходимость и ).

"А.-Д." явился итогом развития марксизма за три десятилетия. Идеи этой книги получили дальнейшее развитие в работах Энгельса "Диалектика природы", "Происхождение семьи, частной собственности и государства", "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии"и в работах Ленина. "А.-Д." стал "настольной книгой всякого сознательного рабочего" (Ленин В. И., там же, т. 19, с. 4). Уже при жизни Энгельса книга выдержала 3 отд. изд. (Лейпциг, 1878, Цюрих, 1886, Штутгарт, 1894).

Г. Багатурия. Москва.

С у д ь б а "А.-Д." в Р о с с и и. Благодаря тесной связи основоположников марксизма с рус. революц. движением "А.-Д." появился в России уже в 1878: Лавров получил экземпляр книги от Энгельса, Ковалевский – от Маркса (в 1884 Энгельс выслал экземпляр "А.-Д." также и Е. Паприц).

В 1879 в редактируемом Ковалевским журн. "Критическое обозрение" (1879, No 15) была напечатана благожелат. рецензия на "А.-Д." Зибера, бóльшую часть к-рой составляли отрывки из книги. В журн. "Слово" (1879, No 11) под назв. "Диалектика в ее применении к науке" Зибер, не упоминая фамилии Энгельса, напечатал большое извлечение из "А.-Д." (неполный перевод 1-го отдела и первых трех глав 2-го отдела книги). Обещанное продолжение не появилось из-за цензурных препятствий. Царская , к-рая квалифицировала "А.-Д." как "социалистический катехизис", "опасное " с.-д. пропаганды, запрещала распространение и перевод книги (см. публикацию "Царская цензура о произведениях Ф. Энгельса", вступит. статья Ф. Константинова, "Красный архив", т. 4/71, М., 1935).

Популяризация "А.-Д." в России имела большое значение ввиду значит. распространения дюрингианства в кругах рус. интеллигенции (работы Козлова, П. Милославского и др.), среди революционно-настроенной молодежи (см. Г. А. Лопатин – Энгельсу, 17 апр. 1878, в кн.: "Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с русскими политическими деятелями", 1951, с. 225–26). Идеи Дюринга брались на вооружение мелкобурж. писателями – Лавровым (после знакомства с "А.-Д." Лаврова к Дюрингу существенно изменилось), Михайловским, Н. Русановым, Л. Тихомировым (см. В. Шульгин, "„Анти-Дюринг“ в России 70-х годов", "Звенья", VIII, М., 1950). Поэтому нападки народнич. "Русского богатства" на книгу Энгельса (статьи Михайловского, а также И. Б[русилов]ского, "Нечто о диалектическом методе", 1895, No 4; Н. Г. , "Материализм и ", 1898, NoNo 6, 7) не были случайны.

В 80–90-е гг. было осуществлено неск. нелегальных изданий "А.-Д.". Напр., в нач. 80-х гг. сокращенный перевод "А.-Д." был издан моск. "Обществом переводчиков и издателей" (см. О. Калекина, Издание марксистской литературы в России конца XIX в., 1957, с. 89). В нач. 90-х гг. участники моск. марксистских перевели отрывков из "А.-Д." (см. Л. А. Левин, Библиография произведений К. Маркса и Ф. Энгельса, 1948, с. 131). Отрывки из книги печатались и в журналах (см. тамже, с. 137), Главы о теории насилия были приложены к осуществленному В. Засулич и изданному (1884) группой "Освобождение труда" переводу брошюры Энгельса "Развитие социализма от утопии к науке", пользовавшемуся большой известностью среди русских революционеров. Книга Энгельса изучалась в подпольных кружках Петербурга, Казани, Москвы, Самары, Нижнего Новгорода и др. городов.

Идеи "А.-Д." широко использовались в русской марксистской литературе, в частности в работах Г. В. Плеханова.

Ленин на протяжении всей своей деятельности постоянно обращался к "А.-Д." при освещении различных науч. проблем.

Первое легальное издание "А.-Д." на рус. языке вышло в 1904 [изд. В. И. Яковенко, ПТБ., тираж 2450, ок. 50 цензурных вымарок, перевод Л. Мартова – "прямо плохой перевод, с ошибками" (Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 12, с. 85)].

В СССР "А.-Д." был издан 63 раза общим тиражом 2461 тыс. экз. на 18 языках (данные на 1 апр. 1960).

А. Володин. Москва.

Лит.: Ленин В. И., Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?, Соч., 4 изд., т. 1, вып. 1; его же, Материализм и , там же, т. 14; его же, Государство и , там же, т. 25, с. 367–73. Справочный материал к "А.-Д." см. вжурн. "В помощь марксистско-ленинскому образованию", 1941, No 1–5 и 9; Агол И. И., Основы марксизма ("Анти-Дюринг" Ф. Энгельса), 3 изд., М., 1926; Πознер В., Энгельс в борьбе против Дюринга и дюринговцев, "Под знаменем марксизма", 1940, No 11; Ульман Г. С., К истории создания классического труда Ф. Энгельса "Анти-Дюринг", "Вопр. философии", 1952, No 6; Ильичев Л. Ф., О произведении Ф. Энгельса "Анти-Дюринг", [М.], 1953; Макаров А. Д., О произведении Фридриха Энгельса "Анти-Дюринг", М., 1953; Πерелыгин Н. С., Вопросы социализма и коммунизма в труде Ф. Энгельса "Анти-Дюринг", М., 1955(Автореф. дисс.); Нарский И. С., Развитие марксистской философии в "Анти-Дюринге" Ф. Энгельса, [М.], 1958; Момджян X., Мощное оружие в борьбе за революционный марксизм, "Коммунист", 1958, No 10.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .


Смотреть что такое ""АНТИ-ДЮРИНГ"" в других словарях:

    - “АНТИ ДЮРИНГ” название, под которым вышло русское издание произведения Ф. Энгельса “Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом” (“Herrn Eugen Duehring s Umwaelzung der Wissenschaft”. Lpz., 1878). Первоначально публиковалась … Философская энциклопедия

    "АНТИ-ДЮРИНГ" - (полное назв. Переворот в науке, произведённый господином Евгением Дюрингом), одно из главных произв. Ф. Энгельса. Эта полемич. работа, созданная в 1876 78, содержит всестороннее изложение трёх составных частей марксизма диалектич. и историч.… … Демографический энциклопедический словарь

    Название, под которым вошло в историю классич. произв. Ф. Энгельса «Переворот в науке, произведённый господином Евгением Дюрингом». Эта полемич. работа, направленная против нем. мелкобурж. идеолога Дюринга, содержит всестороннее изложение … Философская энциклопедия

    анти-Дюринг - «АНТИ ДЮРИНГ» сокращенное название книги ф. Энгельса «Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом» (Engels F, Herrn Eugen Duehring s Umwaelzung der Wissenschaft). Как серия статей печаталась в немецкой социал… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    - «Переворот в науке, произведённый господином Евгением Дюрингом» (нем. Herrn Eugen Dührings Umwälzung der Wissenschaft), общеизвестный как «Анти Дюринг» книга, написанная немецким философом Ф. Энгельсом; опубликована в 1878 году; до… … Википедия

    - («Анти Дюринг»,) название, под которым вошло в историю классическое произведение Ф. Энгельса «Переворот в науке, произведённый господином Евгением Дюрингом». «А. Д.» полемическая работа, направленная против немецкого мелкобуржуазного… … Большая советская энциклопедия

    АНТИ-ДЮРИНГ - (назв.; книга Ф. Энгельса, содержащая критику воззрений нем. философа Евгения Дюринга (1833 1921)) Скажите, / не вы ли / автор «Анти Дюринга»? (рфм.: недурненько) РП Ирон. М927 (304) … Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

    «АНТИ-ДЮРИНГ» - название, под к рым вошла в историю книга Ф. Энгельса «Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом», впервые изданная отд. книгой в 1878. Подвергнув критике мелкобурж. эклектич. взгляды нем. философа Дюринга, Ф. Энгельс дал в… … Атеистический словарь

    - (Duhring) Евгений (12.1.1833, Берлин, 21.9.1921, Новавес, близ Потсдама), нем. философ; занимался также вопросами политэкономии и права. Д. предпринял попытку построить систему «философии действительности», которая утверждала бы новый… … Философская энциклопедия

    Особое качественное состояние мира, возможно, необходимая ступень в развитии Вселенной. Естественно научный подход к сущности Ж. сосредоточен на проблеме ее происхождения, ее материальных носителей, на отличии живого от неживого, на эволюции… … Философская энциклопедия

Loading...Loading...