Структура написания егэ. План сочинения С1. Начало работы: структура сочинения

Завершается сочинением. Если правильно выполнить это несложное задание , можно не волноваться о том, что вы набрали мало баллов за экзамен. Но для того, чтобы безупречно справиться с этим испытанием, необходимо знать и соблюдать несколько правил. Из статьи вы узнаете, как писать сочинение ЕГЭ так, чтобы итоговый балл был высоким .

Вконтакте

Какими бывают сочинения

Наиболее распространенные виды сочинений по литературе – это , которое отличается от эссе строгой структурой, и сочинение-описание. Более удачно будет выглядеть работы, в которых объединены элементы описания и рассуждения.

Например, рассуждение следует применить в раскрытии проблемы, комментарии, аргументации и заключении. А описание можно применить в аргументации для того, чтобы более точно описать схожесть ситуаций в данном и приведенном текстах. Все виды сочинений по разному подходят к освещению темы.

Пишем эссе

Как написать сочинение в этом жанре, знают далеко не все выпускники. Эссе – это сочинение в свободной форме , как правило, небольшого объема.

Структура сочинения в жанре эссе нестрогая – вы сами решаете, с чего будет начинаться ваше сочинение, что будет его кульминацией и как оно завершится. Как составить композицию сочинения, завист от индивидуальности автора.

Чтобы эссе было полноценным, нужно придерживаться простого плана:

  • Тезисное изложение мыслей.
  • Тезисы должны быть подкреплены аргументами, фактами и доказательствами.

Сочиняем, рассуждая

Для того чтобы грамотно написать сочинение рассуждение, следует придерживаться правил:

  • Тезис. Сформулируйте проблему, мысль , которую хотите доказать.
  • Аргументация. Используйте различные ситуации из литературы, кино, истории, жизни для того, чтобы подтвердить свои слова.
  • Вывод. Этот пункт является следствием из вашего тезиса, но в более широком понятии. Здесь можно описать рекомендации, прогнозы, последствия .

Все пойдет по плану

План сочинения ЕГЭ поможет правильно расставить смысловые акценты в тексте и выстроить четкую структуру. Придерживайтесь следующей схемы:

  • Введение (раскрытие проблемы, ваше понимание проблемы, актуальность, ваше согласие или несогласие с автором, комментарий к проблеме).
  • Аргументация (всего в сочинении должно быть не менее двух аргументов . В идеале оба примера должны быть из русских классических литературных произведений, но допускается взять один пример из жизни, кино, истории и т.д.).
  • Заключение (в этом пункте необходимо подвести итог, сделать вывод в подтверждение своих аргументов , выразить свое согласие или не согласие с автором).

Внимание! Вы можете взять в аргументацию более двух примеров из зарубежной литературы, но ни в коем случае не используйте в качестве источников народные сказки.

Готовые шаблоны

Для того чтобы написать введение, можно взять за основу шаблон:

  • Я думаю, автор хочет рассказать читателям о проблеме…
  • Мне кажется, главная мысль этого текста заключается в…
  • По моему мнению, писатель нам демонстрирует проблему…

Для написания аргументации:

  • В качестве примера можно привести произведение (название, автор).
  • Для того чтобы подтвердить мои слова, обратимся к примерам из литературы. Наиболее ярко эту проблему иллюстрирует произведение (автор, название).
  • Эта проблема всегда была актуальной, она волновала умы многих писателей, например, (автор) в своем произведении (название) полностью раскрывает эту проблему.

Для заключения можно использовать такие речевые клише:

  • В заключение я хочу сказать, что…
  • Невозможно не согласиться с автором данного текста, ведь…
  • Я считаю, что эта тема была, есть и будет актуальна, так как…

Комментарий к проблеме

Перед тем как писать комментарий к проблеме, следует определить ваше собственное отношение к затрагиваемой теме (эта проблема актуальна, жизненна, распространена и т.д.).

Например: Я считаю, что проблема жертвенной любви очень актуальна и трагична.

Следует выразить ваше согласие или несогласие с автором (Я считаю, что автор прав, ошибается и т.д.). Например: невозможно не согласиться с автором в том, что следует помогать более слабым, нуждающимся людям, если у нас есть возможность.

Также можно написать, с помощью каких средств автор сумел так точно и детально описать и раскрыть проблему.

Важно! Для того чтобы избежать чрезмерного цитирования в комментарии, можно написать лишь номера , где более четко описана проблема.

Пишем вывод

Структура сочинения подразумевает в конце наличие вывода, в котором подводится логический итог повествованию. В написании вывода важно учесть вашу позицию по данной проблеме . Также стоит объединить вышесказанное (комментарий на основе данного текста и вашу аргументацию), чтобы сделать обобщение на этой основе.

В выводе вы должны дать ответы на вопросы:

  • Зачем автор текста заостряет внимание на данной теме?
  • Какие последствия могут возникнуть, если не прекратить развитие проблемы?
  • Что можно сделать, чтобы предотвратить развитие проблемы?
  • Призыв к действию или, наоборот, противодействию.

Раскрываем проблему

Для сочинений ЕГЭ по русскому языку, как правило, подбираются проблемы, которые связаны с общественной жизнью. Наиболее часто встречаются темы, связанные с исторической памятью , любовью и верностью Родине, спором поколений, личными качествами человека (верность, сопереживание, доброта, честность и т.д.). Нередки и глобальные проблемы : война, голод, экологическая обстановка и т.д.

Внимание! Если вы столкнулись с термином, определение которого не можете четко сформулировать, то постарайтесь ответить на два вопроса: что это и какое оно? (подобрать , которое наиболее точно описывает его). Например: любовь — это (какое?) глубокое (что?) чувство привязанности; верность – это (что?) постоянство (в чем?) в своих убеждениях, взглядах.

Чтобы раскрыть проблему, необходимо дать определение термину , который является его основой, и подумать, для чего автор рассказывает об этом читателям.

Учимся на примерах

Удачные примеры сочинений найти несложно, их изучение поможет понять принцип построения логичного и аргументированного текста.

Мы видим здесь слабую пожилую женщину, которая нуждается в помощи. Б.П. Екимов так точно и реалистично описывает состояние тётки Вари, что нам становится её жалко.

И как же радуется душа, когда мы видим, что есть еще на свете неравнодушные люди, которые готовы помочь просто так, бескорыстно.»

«Я думаю, что проблема, затронутая автором этого текста, всегда была, есть и будет актуальной. И невозможно не согласится с писателем в том, что совершая добрые поступки, человек расцветает в душе, он духовно обогащается и ему становится легче жить. Ведь так радостно видеть счастливые и благодарные глаза тех, кому ты оказал помощь.»

«Многие писатели освещали тему безразличия в своих произведениях. Одной из ярких иллюстраций этой проблемы является « . Тут перед читателем всплывают образы зажиточной старушки-процентщицы и Родиона Раскольникова, бедного студента, который нуждается в деньгах. Пожилой даме было безразлично тяжелое материальное положение студента, загнала его в безвыходную ситуацию, за что она и поплатилась, толкнув юношу на преступление.»

«Но внимание писателей привлекали не только безразличие и равнодушие, но и обратная сторона этого явлений – взаимопонимание и отзывчивость. Многие произведения, раскрывающие эту тематику, посвящены военным событиям. К примеру, «Василий Тёркин» Твардовского. Здесь читатели видят образ солдата по имени Василий Тёркин. Он старается всячески подбодрить своих товарищей, морально поддержать их. Именно главный герой вселяет надежду в душе однополчан, ведь в тяжелые военные годы так важно верить в победу.»

«В заключение я хочу сказать, что нужно обращать внимание не только на себя и собственное благополучие. Если бы каждый из нас был чуточку внимательнее и добрее к окружающим, если бы мы помогали друг другу, то мир бы стал намного лучше. И совсем неважно, в чем заключается помощь: в моральной поддержке, или же в куске хлеба, в добром слове или же в чем-то другом… Главное – всегда и везде оставаться людьми

Как писать сочинение ЕГЭ? Структура

Написание сочинения в ЕГЭ по русскому языку: советы и трудности

Заключение

Для того, чтобы написать хорошее эссе, следует придерживаться правил . План сочинения ЕГЭ должен быть простым и помогать в раскрытии темы . Также стоит позаботиться об аргументации: продумайте, какие произведения вы возьмете. Например «Тихий Дон» Шолохова можно использовать в таких темах: дом, семья, любовь, спор поколений, патриотизм, измена себе, семье, Родине, любимому человеку.

Вторая часть ЕГЭ по русскому языку всегда пугала многих. В этом году произошли изменения в критериях оценивания и вопросов, как писать сочинение, стало еще больше. Как же получить заветные 24 балла за сочинение? Давайте разберемся.

В первую очередь нужно понять, что будут проверять. Это поможет взглянуть на собственное сочинение глазами экзаменатора. Всего существует 12 критериев оценки. Они разделяются на три блока. Первый касается содержания работы:

Разбор критериев оценивания.

К1. Формулировка проблем исходного текста.

Здесь твоя главная задача – правильно сформулировать проблему текста, то есть найти вопрос, на который автор пытается найти ответ. Иногда это просто: например, в тексте задается риторический вопрос или прямым текстом проговаривается то, что волнует автора. Иногда задача осложняется тем, что проблем может быть несколько. Как найти главную и не ошибиться? Во-первых, обрати внимание на позицию автора. Она обязательно будет раскрыта с помощью аргументов – примеров из жизни, литературы (то, что должен будешь сделать и ты). Чему они посвящены? На чём «зациклен» автор? Если проблем несколько, то обрати внимание на структуру текста – с чего автор начал, чем заканчивает. Обычно, если проблем несколько, это значит, что автор связывает одну с другой, делает из них цепочку. О чём он начал говорить? Что из заявленного более масштабно, глобально, абстрактно? Это и будет самым важным.

К2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.

За этот критерий теперь можно получить целых 5 баллов! Здесь важно показать свои умения анализировать предложенный текст. Комментарий - это подтверждение того, что заявленная Вами проблема действительно присутствует в тексте. Это последовательный, логичный анализ текста с обязательным указанием на конкретные ситуации из текста или на конкретные размышления автора.

Комментарий должен содержать несколько важных элементов: два примера-иллюстрации из текста (то, что позволит нам понять смысл прочитанного), пояснения к этим иллюстрациям и смысловую связь между ними.

Поскольку по данному критерию можно получить достаточно большое количество баллов, это будет самая важная и объемная часть структуры сочинения.

К3. Отражение позиции автора исходного текста.

Твоя задача – в паре предложений сказать, в чем заключается позиция автора. Как он сам относится к тому, о чём пишет? Здесь можно пересказать вывод, к которому приходит автор текста – его можно найти в конце.

К4. Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста.

Это еще одно важное изменение в сочинении 2019 года. Теперь тебе нужно выразить свое отношение к позиции автора (а не к проблеме, как было раньше). Нет необходимости в литературных аргументах, что одновременно радует и пугает многих. На самом деле все не так страшно. 1 балл вы не получите только в том случае, если формально выразите согласие или несогласие с автором.

Во втором блоке внимание уделяется речевому оформлению сочинения на ЕГЭ по русскому языку, то есть его форме.

К5. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.

Как писать сочинение ЕГЭ? Твоё сочинение должно быть последовательным, логичным – чтобы достичь этого, нужно правильно разделить его на абзацы. Для этого нужно держать в голове композицию. Об этом ниже.

K6. Точность и выразительность речи.

Твоя задача – продемонстрировать точность формулировок и их разнообразие. Если твои предложения будут построены одинаково, а слова в них будут постоянно повторяться, это повлияет на оценку.

В третий блок входят критерии, проверяющие грамотность.

K7. Соблюдение орфографических норм.

K8. Соблюдение пунктуационных норм.

K9. Соблюдение языковых норм.

K10. Соблюдение речевых норм.

K11. Соблюдение этических норм.

К12. Соблюдение фактологической точности в фоновом материале.

С этим блоком всё просто (и при этом сложно): избегай ошибок любого рода. Тщательно проверяй все знаки препинания, сложные слова и трудные части слов (суффиксы, приставки, чередующиеся корни). Не допускай стилистических ошибок - проверь, нет ли в твоём шаблоне сочинения примеров слов или конструкций, которыми ты грешишь в повседневных разговорах с друзьями (просторечий, сленга, жаргонизмов). Слова с высокой стилистической окраской тоже лучше не употреблять - исключи архаизмы, книжные слова. Пиши максимально просто и нейтрально. Если не сомневаешься в каком-то слове или конструкции предложения - переформулируй. Разбей сложное предложение на два простых, замени союз из нескольких слов простым однословным. После многократного чтения работы глаз «замыливается», ты перестаёшь замечать свои ошибки. Воспользуйся приёмом корректоров: перечитай текст с конца. Так нарушится его логическая структура, а потому ошибки и неточности станут явными. Будь деликатным в своём тексте, обходи стороной острые углы - твоя задача не агрессивно доказать свою правоту, оскорбить оппонента, а выразить мнение и получить за это хорошую оценку. И проверь факты - правильно ли ты указал произведения и имена писателей в литературных аргументах? Не перепутал ли год исторического события? Ты уверен в достоверности приводимых научных данных? Вот те вопросы, которые ты должен себе задать.

Указанные выше критерии помогут тебе составить композицию текста, то есть сделать его последовательным и логичным. Для каждой части структуры есть определённые клише, которые можно выучить и использовать. Чем больше ты будешь писать тренировочных сочинений, тем проще тебе будет. Это задание представляет собой шаблон, который нужно заполнить (печально, но факт). По сути, твоя задача сводится лишь к постановке проблемы, поиску тезисов и аргументов к ним.

Итак, начать нужно с введения. Мягко подведи читателя в 2-3 предложениях к проблеме. Идеальный приём - задать риторический вопрос. Так твой текст будет развёрнутым ответом на него, и тебе же самому будет легче. Можно написать ключевое слово текста в начале, поставить многоточие и попытаться поразмышлять над явлением. Хорошим началом будет цитата - в том числе и из того текста, который нужно проанализировать. Также можно использовать следующие клише: Всем известно, что… О … написаны тысячи книг и снято большое количество фильмов. Тема …. интересует многих из нас.

Далее нужно сформулировать проблему. Для этого тебе понадобится 2-4 предложения. Можно использовать следующие конструкции: В предложенном тексте раскрывается проблема… В данном тексте автор описывает (раскрывает, доводит до нашего сведения) проблему… В данном тексте автор раскрывает волнующую многих проблему…

Затем ты комментируешь поставленную проблему. Нужно сделать это развёрнуто - в 4-7 предложениях. В этом тебе помогут следующие конструкции: Вопрос о … {обозначаем проблему иными словами, нежели это было в первом абзаце} никого не может оставить равнодушным, он в большей или меньшей степени касается каждого из нас. {Объясняем почему}; Проблема, выдвинутая (поднятая, обозначенная и т. д.) {указываем автора}, особенно актуальна (злободневна, важна, существенна) в наши дни, потому что … Повествователь рассуждает над поднятым им вопросом не отстраненно, чувствуется его заинтересованность в том, о чём он пишет. {Ссылаясь на текст, объясняем, в чём это проявляется}; Рассуждая над проблемой..., {указываем автора} обращается... {указываем, на каком материале автор рассматривает проблему: может быть, это воспоминания, диалоги, художественное повествование, взволнованный монолог, цитирование мыслей великих людей, рассуждение, описание картин природы и т. п.}. {Передаём содержание текста, а не пересказ}. Чтобы перечислить художественные приёмы, которые автор использует, ты можешь использовать задания, которые сделал ранее - хотя, конечно, они должны быть выполнены правильно.

Теперь нужно сказать об отношении автора к заявленной проблеме. Используй следующие конструкции: 1) Позиция автора заключается в том, что... 2) Авторская точка зрения, как мне кажется, выражена довольно чётко. Она заключается в следующем: … 3) По мнению автора, … (С позиции автора, …; С точки зрения автора, …) 4) Позиция автора такова:... 5) Автор считает, что... 6) Автор стремится донести до читателя мысль о том, что... 7) Автор убеждает нас в том, что... 8) В тексте доказывается мысль о том, что... 9) Основная мысль текста заключается в том, что... 10) Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает читателя в том, что...

Потом ты выражаешь своё отношение к вышесказанному. Сделать это нужно деликатно, не тыкая своим «я». Для этого хороши следующие конструкции: Невозможно не согласиться с автором, что… Я солидарен с автором в том, что…. Мои взгляды на проблему …схожи с позицией автора о том, что… Я придерживаюсь схожего с автором мнения по поводу … Мне кажется, что…

Наконец, нужно подвести итог . В этом тебе помогут такие фразы: Прочитав этот текст, каждый задумается (каждый поймет, что)... Ознакомившись с позицией автора, понимаешь, что… В этом тексте автор выразил свою главную мысль:... Не случайно автор пишет в конце статьи о том, что… Автор хочет, чтобы... Также уместно будет привести цитату из текста, если она кажется тебе ёмкой и удачной, и прокомментировать её.

Это и есть структура твоего будущего сочинения. Любого. Видишь, как каждая новая часть структуры открывала новый абзац в нашем тексте? Так и должно быть у тебя, минимум восемь абзацев: введение, формулировка проблемы, комментарий к ней, позиция автора, твоё личное отношение к сказанному, два абзаца на каждый тезис и аргумент и итог.

Вот и всё. Не так уж и страшно, правда? Кратко подытожим то, что тебе нужно сделать для того, чтобы написать сочинение на максимальное количество баллов:

  1. Пиши, пиши и ещё раз пиши. Решай все демонстрационные варианты, которые только сможешь достать. Так ты «набьёшь» руку, и тебе не придётся переживать за структуру текста - ты уже выучишь её наизусть.
  2. Читай и структурируй. Сделай табличку основных проблем, напиши к ним два тезиса и аргумента. Каждый прочитанный текст анализируй. Прошёл новое произведение по литературе? Как его можно использовать в ЕГЭ по русскому языку? Наткнулся в интернете на интересную научную статью? Для иллюстрации каких проблем она подойдёт? Смотришь любимый сериал? Можно ли использовать его сюжет и проблемы для сочинения?
  3. Настраивай свою языковую чуткость. Как можно больше «корми» своего граммар-наци: читай художественную литературу и нон-фикшн, так у тебя выработается «грамотный глаз». Пиши диктанты. Ищи ошибки в своей ленте «ВКонтакте». Добавь на телефон приложения, которые каждый день будут знакомить тебя с каким-нибудь сложным словом. Попробуй придумывать для одной и той же мысли разные формулировки: проще и сложнее. Старайся фильтровать свою речь - полностью перенастроиться не получится никогда, но попробуй замечать, когда ты говоришь стилистически нейтрально, а когда нет. Употреблять сленг и жаргонизмы - это не плохо, но важен контекст. В сочинении тебе снимут баллы за них, поэтому важно видеть, когда какое-то слово будет чужеродным в определённой ситуации. Воспринимай всё как игру - экзамен лишь повод узнать много интересного и расширить границы своего мировоззрения.

Другие материалы по сочинению ЕГЭ.

Во вступлении недопустим пересказ содержания текста. Объем вступления - 3-4 предложения.

  1. Склонность к парадоксам Эссе призвано удивить читателя слушателя - это, по мнению многих исследователей, его обязательное качество.
  2. С этим блоком всё просто и при этом сложно. Несмотря на свободную композицию, эссе должно обладать внутренним единством, согласованностью утверждений автора, выражающих его мнение.
  3. Актуальность этой темы раскрывает в произведении…. Хорошо написанное введение заставляет читателя заинтересоваться и прочитать эссе до конца.
  4. Заключение В заключение обобщаем все свои рассуждения, делаем вывод, подводим итог, возможно призываем читателя к размышлению, используя риторический вопрос.

Проблема, затронутая в тексте. Даже если вы укажете десять проблем, максимальный балл по этой позиции - 1.

К сожалению, не во всех предложенных текстах сразу удается понять, что хочет сказать автор. Есть несколько секретов, которые помогут облегчить задачу. Во-первых, проблема, как правило, сформулирована либо в начале, либо в конце текста.

  • В эссе на тему карьеры соискатель раскрывает свой взгляд на карьеру, описывает причины и особенности выбора им профессии, характеризует образ будущего и раскрывает собственные стратегии достижения карьерного успеха;
  • Независимо от того, на какой вопрос вы отвечаете, вам нужно достичь определенных целей;
  • Изложите свою точку зрения в той последовательности, которую вы наметили;
  • Как он предполагает решить поставленную проблему?
  • Язык, употребляемый при написании эссе, должен восприниматься серьезно;
  • Именно поэтому для меня так важно с огромной ответственностью подходить к своему делу, не ударить в грязь лицом.

Эта лексика пригодится вам на следующем этапе - составлении комментария к исходной проблеме. Комментарий к той проблеме, которую вы сформулировали. По сути - краткий пересказ данного текста, но обязательно своими словами. Проще говоря, это раскрытие указанной проблемы, авторской позиции.

План сочинения по русскому языку

Также избегайте фактических ошибок: Следующий этап - отражение позиции автора текста на выделенную проблему. Это можно выразить одной фразой автор считает: Как сам автор отвечает на поставленный вопрос? Как он предполагает решить поставленную проблему? Она может совпадать с авторской, может отличаться от.

Еще один план сочинения

Требуется привести 2 аргумента по 1 баллу за каждый, но не больше 2 баллов. Если вы приводите в качестве доказательства тот же аргумент, что и сам автор, он не засчитывается.

  1. В заключительной части работы читающий проверяющий должен увидеть. Вникните в тему сочинения и постарайтесь четко понять, о чем в нем будет говориться.
  2. S - менее 10 слов, M - менее 20 слов, L - 20 и более слов.
  3. Важно привести собственные аргументы, в качестве которых могут выступать ваш личный опыт, а также примеры из публицистики и литературы.
  4. Если ваше сочинение попадется в конце дня, у проверяющего просто не будет сил, чтобы искать в вашем тексте проблему. Но, если вы не определите проблему, то все ваше сочинение будет испорчено.
  5. Правила написания эссе Из формальных правил написания эссе можно назвать только одно - наличие заголовка.

В читательский опыт литература вообще, и русская в частности, богата на самые разнообразные жизненные ситуации и характеры Будьте осторожны в выборе аргументов: Экспертами оцениваются два аргумента, так что советуем ограничиться только двумя. Чем больше вы напишите, тем больше вероятности того, что допустите ошибку.

  • Максимальный балл по этому критерию - 3;
  • Больше всего баллов можно получить за грамотность максимально - 8;
  • Воспринимай всё как игру - экзамен лишь повод узнать много интересного и расширить границы своего мировоззрения;
  • Не нужно повторять мысли автора, отраженные в тексте;
  • Если 2 из жизненного опыта, то получите 2 балла и т.

Больше всего баллов 2б. Читательский аргумент равен двум аргументам из жизненного опыта, за который можно получить 1 балл. При аргументации можно также опираться на произведения фольклорного жанра сказки, загадки, пословицы, поговорки, песни и т.

За аргумент такого типа также начисляют 1 балл. Максимальный балл по этому критерию - 3. Если 2 из жизненного опыта, то получите 2 балла и т.

Структура и план эссе

Можно провести анализ языковых средств выразительности эти средства можно рассматривать как форму авторской аргументации, способ воздействия на читателя: Перечитайте черновик, проверьте логику работы: Больше всего баллов можно получить за грамотность максимально - 8: Не уходите в красивые рассуждения ни о чем: Объем в 150 слов - вполне достаточно для того, чтобы выполнить задание.

Конечно, напишете больше - хуже не. А вот меньше - баллы снизят, и если уж совсем мало меньше 70 как пишется эссе план по русскому языку то вообще не оценят. Схематично твое сочинение должно быть похоже на форму круга, то есть должно быть замкнутым.

С чего начал писать тем надо и закончить, подвести итог о том, какое впечатление произвело на тебя это сочинение, заставило ли тебя задуматься о твоих взглядах на мир? В заключительной части работы читающий проверяющий должен увидеть: Объем заключения - 2-3 предложения.

Эссе представляет собой уникальный литературный жанр. По существу, это любое краткое произведение-сочинение, написанное в частном порядке по какому-либо вопросу. Ключевой особенностью эссе является его авторское оформление - в отличие от стилей научных и публицистических, имеющих строгую спецификацию стилистики. В то же время эссе стоит на ранг ниже художественных произведений.

Терминология

Кратко можно сформулировать такое определение эссе - это обоснование личностной точки зрения человека в письменной форме. Тем не менее стоит учитывать, что произведение данного литературного жанра не претендует на то, чтобы быть базисом рассматриваемого вопроса или его исчерпывающим информационным источником. Такое сочинение содержит авторские умозаключения и выводы. Поэтому то, образец его написания и требования - являются лишь рекомендациями или сводом правил (относится к последнему), а основную часть должны занимать свои мысли.

Историческая справка

Эссе происходит от французского "попытка", "проба", "очерк". И зародился этот жанр также в этой прекрасной стране, еще в эпоху Возрождения. Французский писатель и философ впервые попытался написать "обо всем и ни о чем, не имея предварительной тематики и плана действий". Он утверждал, что ему нравится смягчать смелость своих мыслей, добавляя в предложения умеренно подвергающие сомнению домыслы "может быть" и "вероятно". Так "возможно" - стало выражением формулы эссеистики в принципе. Эпштейн, в свою очередь, определил этот жанр как некую метагипотезу, со своей оригинальной действительностью и способом изображения этой действительности.

Отличия от романа

Жанр эссе развивался параллельно с жанром романа. Последний, однако, более привычный для русской литературы, особенно классической. Эссе же, в свою очередь, оказало огромное влияние на западную прозу.

В отличии от романа, эссе монологично и представляет индивидуальность автора. Это сужает его рамки, как жанра, а картина мира представлена крайне субъективным образом. В то же время эссе неизбежно интересно тем, что раскрывает внутренний мир конкретного человека, не вымышленного, а целиком реального - с его достоинствами и недостатками. Стилистика такого литературного произведения всегда содержит отпечаток души человека. Роман же раскрывает характеры всех персонажей и героев, вышедших из-под пера автора, не менее интересно, но виртуально, нереально.

Зачем пишут эссе?

У студентов и абитуриентов в предверии экзаменов нередко возникает вопрос о том, как написать эссе. Образец написания этого вида работы ищут тоже часто, и, стоит сказать, найти его не составляет труда. Но зачем в принципе его писать? На этот вопрос также есть ответ.

Написание эссе развивает творческое мышление, навыки письменного изложения мыслей. Человек учится выявлять причинно-следственные связи, структурировать информацию, формулировать то, что ему хотелось бы высказать, аргументировать свою точку зрения, иллюстрируя ее различными примерами, подытоживать изложенный материал.

Обычно эссе посвящают философской, интеллектуальной и морально-этической проблематике. Последнее часто используется для задания сочинений школьникам - к ним не предъявляют строгих требований, ссылаясь на недостаточную эрудицию и неофициальное оформление работы.

Классификация

Условно эссе делят по таким признакам:

  • По содержанию. Сюда относят художественные и художественно-пблицистические, исторические и философские, духовно-религиозные и пр.
  • По литературной форме. Среди них могут быть письма или дневник, заметки или рецензии, лирические миниатюры.
  • По форме. Такие как: описательные, повествовательные, рефлексивные, аналитические, композиционные и критические.
  • По форме описания различают субъективные и объективные. Первые отражают особенности личности автора, вторые нацелены на описание предмета, явления, процесса и так далее.

Отличительные особенности

Эссе можно "опознать" по следующим признакам:

  • Небольшой объем. Обычно до семи страниц печатного текста, хотя в разных учебных заведениях могут быть свои собственные требования по этом поводу. В некоторых вузах эссе - полноценная работа на 10 страниц, в других ценят краткое изложение всех своих мыслей на два листа.
  • Конкретика. Эссе обычно отвечает на один определенный вопрос, который зачастую формулируется в теме задания. Трактовка же ответа субъективна и содержит авторские выводы. Опять же, в зависимости от спецификации сочинения, может понадобиться рассмотреть проблему со всех углов, даже если половина из описанных мнений ни в коем случае не относится напрямую к автору.
  • Вольная композиция. Эссе отличается ассоциативным повествованием. Логические связи продумывает автор, следуя своему мышлению. Напомним, в эссе открывается его внутренний мир.
  • Парадоксы. Причем явление парадоксов имеет место быть не только в самом тексте, но и в принципах самого эссе: ведь данный литературный жанр, хоть и представлен в свободном повествовании, обязан иметь смысловую целостность.
  • Согласованность тезисов и утверждений автора. Даже если автор противоречивая натура, он обязан объяснить, почему не может выбрать одну точку зрения, а не терять нить повествования, то обрывая ее, то начиная заново. В конечном итоге, даже страницы дневника, переделанные под эссе, обрамляются литературными нормами. Ведь итоговое сочинение прочитает не только сам автор.

Как написать эссе?

Образец работы может ввести новичка в заблуждение: один или пара примеров мало чем помогут автору, который не может понять, что от него собственно требуется.

Прежде всего, стоит упомянуть, что для написания так называемого очерка, необходимо свободно владеть темой. Если при написании приходится обращаться за информацией к многим источникам, эссе перестает быть таковым. Это правило выходит из того, что в своей "пробе" автор выражает истинно свою точку зрения, хотя, конечно, он может подчеркнуть ее цитатами великих людей и т. п. Конечно, чтобы данные были достоверные, необходимо их проверять. Но эссе пишется не на основе материала, а отталкиваясь от него, приходя к своим выводам и итогам.

Почему возникают проблемы с написанием?

Многие студенты пытаются найти образец эссе, из-за того, что в школах уделяют недостаточно времени для написания подобного типа работ. Школьные сочинения, хоть и причисляют к этому жанру, а некоторые учителя формулируют задание, используя именно эту терминологию, все же не имеют конкректной спецификации. Как уже было упомянуто ранее, школьные эссе даже не всегда величаются таковыми. В средних учебных заведениях дети лишь начинают учиться формулировать свои мысли в литературном формате. Вот почему многие приходят сдавать со страхом - им предстоит в сжатые сроки выразить свою точку зрения, в то время как они этого совершенно не умеют.

Структура эссе

Темы сочинения обычно подаются в виде цитат известных людей, с которыми пишущий может согласиться или не согласиться, аргументируя свое мнение.

Именно поэтому рекомендуется начинать эссе со слов "я солидарен(на) с данным мнением" или "не могу сказать, что думаю так же, как автор", или "данное утверждение кажется мне спорным, хотя по некоторым пунктам я присоединяюсь к этому мнению".

Второе предложение должно содержать объяснение того, как было понято утверждение. Писать нужно от себя - что, по мнению пишущего, хотел сказать автор и почему ему так кажется.

Основная часть эссе - это развернутое изложение авторской точки зрения, по принципу "я считаю так, потому что...". Можно обращаться за помощью к другим цитатам и афоризмам, с которыми солидарен пишущий.

Заключение очерка - итоги работы. Это обязательный пункт, делающий произведение завершенным.

Рассмотрим основные предметы, по которым пишутся эссе.

Обществознание

Обществознание - предметом изучения которой является комплекс общественных наук. Рассматривается тесная взаимосвязь социальных учений, а не каждое из них по отдельности.

Так, в курс обществознания могут входить:

  • социология;
  • политология;
  • философия;
  • психология;
  • экономика.

Изучаются основы данных дисциплин.

Образец эссе по обществознанию зачастую необходим выпускникам при написании ЕГЭ. Структура этого сочинения полностью соответствует поданной выше структуре. На проверке знаний учащимся могут предоставить в качестве темы высказывания известных философов, социологов и прочих деятелей общественных наук.

Ниже представлен образец написания эссе по обществознанию (в кратком виде).

Тема: "Во время войны законы молчат. Лукан"

"Прочитав это высказывание впервые, я решил, что абсолютно согласен с данным утверждением. Но немного позже мне пришло в голову, что эта цитата, как практически все в нашем мире, не так проста.

С высказыванием Лукана у меня ассоциируется другой небезызвестный афоризм - "В любви и на войне все средства хороши." Наверно, потому, что многие безоговорочно следуют этому правилу, считая его верным, и получается, что в военное время все законы предпочитают помалкивать.

Но есть и другая сторона медали: во время войны действует сам закон войны. "Убей или будешь убит". А славные герои следуют законам, которые подсказывают им их сердца. Во имя любимых, родных и близких.

Вот и получается, что война создает новые законы. Более жесткие и бескомпромиссные, чем мирное время.

Конечно, я могу понять Лукана: все его цитаты наводят на мысль, что этот человек придерживался пацифисткой точки зрения. Миролюбивым себя считаю и я. Но конкретно это высказывание не проходит логической проверки с моей стороны, поэтому сказать, что я с ним согласен, я не могу."

На самом ЕГЭ ставят ограничение по количеству слов в интервальном виде. Очень важно их придерживаться, иначе даже четко выверенная структура эссе не пройдет верификацию экзаменатора.

История

Историю причисляют к наукам об обществе и природе. Несмотря на то что в придерживаются разделения этой дисциплины на две отдельные: всемирная и той страны, в которой проходят обучение, основы написания эссе для обоих предметов аналогичны друг другу.

В выборах темы для написания сочинения по истории, чаще могут отходить от афоризмов и цитат. С равным успехом это могут быть размышления о глобальных последствиях войн, оценка действий небезызвестных декабристов или диссидентов, авторское мнение по поводу какой-либо исторической личности или явления. Для написания эссе по истории студенту (или абитуриенту, или ученику) необходимо иметь твердые знания по заданной тематике. При этом в качестве примера не подойдет образец эссе по обществознанию, ведь данная дисциплина нередко рассматривает морально-этическую проблематику. Хотя для написания очерка по этому предмету требуется достаточная эрудиция во многих сферах.

Но немаловажен вопрос о том, как оформить эссе. Образец исторического эссе по своей структуре, опять же, не отходит от заданных правил. Однако же к нему могут предъявляться дополнительные требования в виде использованного списка литературы и титульного листа.

Пишем эссе по истории

Даже если образец эссе по истории в данный момент не под рукой, можно написать отменное сочинение, следуя таким правилам:

  • Для начала ищется информация по заданной теме: даже если она хорошо знакома, не мешает повторить материал.
  • Далее его нужно структурировать, выявить причинно-следственные связи, примерно расписать план, по которому будет продвигаться рассуждение.
  • Важно продумать аргументы и контраргументы.
  • По поводу стиля: лучше спросить у преподавателя, какой рекомендуется использовать. В редких, но имеющихся, случаях необходимо писать в научном стиле.
  • Не забыть о выводе (важность итогов работы рассказана в описании структуры эссе).

Русский язык

Эссе по русскому языку несколько походит на школьное сочинение-рассуждение, но на таких проверках знаний, как ЕГЭ, включает большее количество правил написания. В этом и состоит его сложность.

Эссе необходимо написать по предложенному экзаменаторами тексту, потому необходимо:

  • Выявить проблематику данного текста.
  • Описать аспекты этой проблемы.
  • Аргументировать свою точку зрения по поводу того, что хотел сказать автор.
  • Сделать выводы.

Как видно, к обычной структуре эссе прибавляется уточнение: тема (в данном случае - проблематика) выявляется пишущим и формулируется им же. Кроме того, при проверке сочинения по русскому языку больше внимания уделяется речевым, грамматических и пунктуационным ошибкам. Дополнительные баллы в пользу автора в глазах проверяющего добавляются и при использовании литературных аргументов, известных примеров и так далее. Последовательность в данном случае также играет важную роль. Образец эссе по русскому языку должен четко следовать всем вышеуказанным требованиям.

Английский язык

В языку в постсоветских странах, где он не родной, полностью отходят от правила давать как тему высказывание или цитату. В переводе на русский они зачастую очень просты, а само написание эссе направлено на проверку использования иностранного языка при изложении своих мыслей.

Большое внимание следует уделить грамматике, разным временам, сложным конструкциям, синонимайзу простых слов.

Эссе по английскому: классификация

Сочинения на английском принято делить на три вида:

  • "за" и "против" какого-либо явления, представляющего собой тему эссе;
  • эссе-мнение, в котором очень важно взглянуть на тему с разных сторон;
  • предложение решения какой-нибудь проблемы (часто дают нечто глобальное).

Написание эссе по английскому

И вот дано конкретное задание: написать эссе по английскому. Образец того, как это можно сделать, представлен ниже.

  • Используйте вводные слова: moreover, indeed, generally, mostly, usually, recently, besides.
  • Вставляйте шаблонные фразы, с которых можно начать абзац: to begin with, doubtless, one argument is support of.
  • Пользуйтесь английскими клише, устойчивыми словосочетаниями, идиомами, фразеологизмами и поговорками: long story short, one cannot deny, one does not simply, nail drives out nail.
  • Не забывайте о том, как по-английски можно сформулировать вывод: in conclusion, I can say that although , so it’s up to everybody to decide whether … or not.

Оформление

Выше было подробно изложено, как правильно написать эссе. Образец, формально хоть и был предоставлен только один, отражает суть происходящего и того, что хочет увидеть проверяющий в сданном ему опусе.

Но после того как сочинение было написано, возникает проблема с его оформлением.

Обычно такая спецификация уточняется у преподавателя. А препятствие заключается конкретно в том, как оформить в эссе титульный лист.

Образец представлен ниже.

Наверху страницы, посередине, построчно:

Министерство образования и науки (название страны),

полное название высшего учебного заведения,

факультет,

В центре листа:

дисциплина,

тематика эссе.

С правой стороны страницы:

студента (ки) группы (название группы),

фамилия, имя, отчество.

Внизу страницы, посередине:

город, год написания работы.

Из чего следует, что оформить в эссе титульный лист (образец очень хорошо показывает это) - несложно. Требования близки к аналогичной спецификации реферата.

Например, если рассаматривать образец эссе по истории, то можно убедиться, что в данном случае работа пишется на основе использованных источников. Так что иногда требуется библиография. Но даже это не приносит особо трудностей в то, как оформляется эссе. Образец написания списка использованной литературы такой же, как и у докладов, рефератов и прочих подобных работ.

Например:

Ратусь Л. Г. "Философия в период Нового времени". — 1980, № 3. — С. 19—26.

Мишевский М. О. "Историческое влияние психологии". — П.: Мысль, 1965. — 776 с.

Кегор С. М. "Ужас и трепет". — К.: Республика, 1983 — 183 с.

Ярош Д. "Личность в понятии социума". — М.: Рослит, 1983. — 343 с. (Все предоставленные источники являются вымышленными и отражают лишь пример их оформления).

Заключение

В начале статьи была предоставлена подробная классификация видов эссе. Подытожив, можно выявить ее упрощенный раздел, учитывая все упоминаемые здесь. Итак, условно выделим:

  • Эссе, которые пишут при сдаче ЕГЭ (имеют четкие границы объема, вплоть до количества слов, пишутся в точно оговоренные сроки, измеряющиеся в часах или даже минутах, не имеют спецификации в виде титульного листа и библиографии, в свою очередь, делятся попредметно, в зависимости от учебной дисциплины).
  • Эссе, которые пишут студенты различных ВУЗов (объем определяется в страницах, от двух до семи, сроки выделяют исходя из периодичности занятий, семинаров, лекций, оформляются согласно вышеизложенным сведениям вместе с титульным листом и списком использованных источников).

В статье имеются: терминология, история, оформление эссе, образец работы, структура и требования. Все это поможет удачно написать и оформить данную работу.

(задание С1) – это дополнительные 24 балла в вашу копилку. Давайте разберемся, из каких пунктов состоит план, позволяющий отлично выполнить творческое задание.

Обратите внимание! Минимальный объем сочинения – 150 слов. Стандартная хорошая работа содержит 220 слов.

План написания сочинения

Первое, что необходимо понять, сочинение – это легко. Какой бы сложной ни казалась тема, помните, что здесь вы свободы в формулировании тезиса и выборе аргументов. Достаточно уметь правильно и красиво оформлять выражения, чтобы получить максимальный балл. План сочинения:

Введение и постановка проблемы

Вступление вашей работы – это сразу постановка проблемы. В представленном тексте будет несколько тезисов, и ваша задача – выбрать любой из них. Обычно это проблема поиска жизненной цели, любви к малой родине, предательства и др.

Объем: 3-4 предложения. Время написания: 5-7 минут.

Комментарий к проблеме

Краткий рассказ, почему писатель решил затронуть именно эту тему. Не пишите в комментарии длинного и подробного пересказа – достаточно кратко обрисовать ситуацию, отраженную в представленном тексте.

Объем: 2-3 предложения. Время написания: 5-7 минут.

Позиция автора

Запомните, основная проблема (выдвинутый тезис) и позиция писателя – одинаковы. Просто ответьте на вопросы – «Как автор относится к событию?», «Что он считает наиболее важным?», «Что стремится показать читателю?».

Объем: 3-4 предложения. Время написания: 7-8 минут.

Собственная позиция

Как ни банально, но ваше мнение и позиция писателя должны совпасть – это будет проще, и понравится оценочной комиссии. Фактически вы передаете точку зрения создателя текста своими словами.

Объем: 2-3 предложения. Время написания: 5-6 минут.

Клише: «Я полностью согласен с мнением автора и считаю, что…», «По моему мнению, эта проблема актуальна, поскольку…».

Аргументы

Минимум два аргумента – один из русской литературы, другой из жизненного опыта (лучше, если оба примера из литературы). Иными словами, вы вспоминаете произведения, затрагивающие схожую проблему, и сравниваете ситуации. Важно указать название произведения и его создателя.

Объем: 8-10 предложений. Время написания: 10-15 минут.

Клише: «В качестве примера приведу произведение….», «Особенно остро эта тема поднимается в произведении…».

Заключение

Подведите итог работы и не забудьте упомянуть, насколько важна и актуальна проблема, поставленная и рассмотренная создателем. Можно кратко написать, как вы впечатлены текстом, или как можно решить возникшую проблему.

Объем: 2-3 предложения. Время написания: 5 минут.

Идеально знать план сочинения на ЕГЭ по русскому языку – это 70% успеха. Однако набрать максимальный балл помогут еще несколько рекомендаций:

Пиши и еще раз пиши

Прорешивай все демонстрационные бланки и просматривай дополнительные темы из банка вопросов. Пиши на все тезисы, что найдешь. Только так удастся «набить» руку и не волноваться на ЕГЭ за структуру своей работы.

Читай и тщательно разбирай.

Выпиши на отдельный лист перечень основных проблем – к каждой добавь по парочке тезисов и аргументов. В продолжение подготовки используй составленную таблицу, и к экзамену выучишь её наизусть.

Языковая «чуткость»

Читай больше художественной литературы, пиши диктанты, банально ищи ошибки в новостной ленте «Вконтакте» и сообщениях друзей. Придумывай для одной мысли различные выражения – результат не заставит себя ждать.

Учись анализировать

После каждого прочитанного произведения отвечай на вопросы, какие темы поднимает писатель и что он стремится донести до читателя. Не факт, что сами писатели задумывались над этой проблемой, но для получения высокого балла придется это сделать.

Изложение не подойдёт

Забудь о пересказе даже своими словами. Если большая часть предложений в сочинении будет пересказывать написанное в оригинальном тексте, то даже на 12 баллов можно не рассчитывать.

Помните, что все – . Чем больше практики, тем выше будет оценка за сочинение на ЕГЭ по русскому языку.

Loading...Loading...