Ашрамы Индии — общая информация. В какой индийский ашрам стоит съездить? Что такое ашрам в индии

Наша читательница Ирина Исрафилова воплотила в жизнь мечту любительниц истории Элизабет Гилберт, отправившись за осознанием в Индию..

Моя поездка в ашрам стала закономерным продолжением духовного пути, покоторому я иду уже 11 лет. Именно тогда, в период активных поисков, я попала к своему нынешнему наставнику, потомственному брахману Шри Пракашу Джи, который уже длительное время живет в России. Периодически учитель предлагает желающим отправиться в поездку в индийский ашрам в штате Уттар-Прадеш для того, чтобы углубить свою практику, и когда несколько лет назад мне выпала такая возможность, я с радостью согласилась.

Духовный учитель Шри Пракаш Джи, Ришикеш

Что собой представляет ашрам в реальности

Ашрам – место для духовного обновления, где можно провести день, неделю, год или даже всю жизнь. Ашрамов в Индии десятки тысяч, все они отличаются друг от друга: где-то в приоритете – медитация и йога, где-то – проповеди конкретного учителя и изучение писаний, а в других главное – молитвенная составляющая. Некоторые ашрамы, ориентированные на состоятельных западных туристов, больше напоминают люксовые отели с бассейнами и частными номерами, но в большинстве условия все же достаточно скромные. Типичный ашрам представляет собой комплекс из нескольких простых зданий, включающий помещения для молитвы и медитации, общие спальни, столовую, небольшой сад.

Наш ашрам представлял собой трехэтажный дом с террасой. Мы расположились на нулевом этаже, где прохладно в жару. Спали мы на индийских раскладушках, здесь же проводили свою практику по медитации. Пищу принимали на открытом воздухе, впитывая солнечные лучи. На территории ашрама есть небольшой сад с цветами, фруктовыми и декоративными деревьями. Здесь же живут три замечательных пса, которые охраняют территорию не только от недоброжелательных посетителей, но и от любопытных воришек – обезьян.

Ашрам Шри Пракаш Дхам, Уттар-Прадеш

Фото личный архив Ирины Исрафиловой

Когда Шри Пракаш Джи приезжает в Индию, ашрам посещают его ученики из числа местных жителей.

Путешествие пришлось на февраль. Днем в это время температура вполне комфортна, но высокая влажность делает свое дело. Поскольку в индийских домах отопление – редкость, вечерами приходилось серьезно утепляться.

Первоначальное впечатление от Индии – настоящий культурный шок. Другое здесь абсолютно все – от языка жестов и манеры поведения до представлений о личном пространстве. Местные очень радушны, а сама страна, ее пейзажи, дворцы и храмы восхищают своей красотой. Но, как, наверное, и всех европейцев, меня поразили нищета и неухоженность многих районов. Как-то во Вриндаване мы спросили учителя: почему в этом городе, несмотря на его известность и славу, столько нищих, больных людей, а также бесхозных животных, спокойно разгуливающих по улицам? Он ответил, что души имеют свойство привязываться к святым местам. В прошлых жизнях многие из них уже рождались здесь. Теперь же они вновь переродились, чтобы отработать свою карму и в следующем воплощении стать ближе к мокше – освобождению.

Распорядок дня

В индийской культуре телесные практики не менее важны, чем молитвы и ритуалы, поэтому после пробуждения с первыми лучами солнца мы выполняли асаны йоги или физические упражнения. Потом наступало время индивидуальной медитации – каждый в свободном режиме выполнял свою личную практику, данную учителем. Этим наш ашрам отличался от многих других, так как чаще всего любые активности, будь то бхаджаны, йога или чтение мантр, совершаются коллективно.

Фото личный архив Ирины Исрафиловой

Затем мы отправлялись на завтрак. О кухне вообще стоит сказать отдельно: наш повар, индийская женщина, готовила нам настоящие кулинарные шедевры – лепешки чапати, чатни, рис, овощи, сладости. Мы очень просили ее добавлять поменьше специй, потому что пряность местной пищи для европейца – испытание. Вся еда, конечно, вегетарианская, но очень сытная. Индийская зима приятно удивила изобилием свежих фруктов и овощей. Кормили вкусно, экзотическими яствами, каждый день все было разное – в общем, окончательно не влюбиться в индийскую кухню было просто невозможно.

После трапезы мы обычно отправлялись в небольшое путешествие-паломничество. Мы посетили исторические места севера страны: овеянный легендами о боге Кришне Вриндаван, своими глазами увидели поклонение священной реке Гангу в Харидваре и, конечно, столицу Дели.

Вриндаван

Фото личный архив Ирины Исрафиловой

О роли практики

На собственном опыте я убеждаюсь, что духовная практика действительно работает. Я замечаю, что мое отношение к проблемам, ситуациям, жизни в целом меняется. Практика помогает осознать связь с Богом, почувствовать единство с миром, стать спокойнее и счастливее.

Советовала бы я поездку в ашрам тем, кто ищет свой путь? Определенно. Начинающим этот опыт поможет прикоснуться к множеству разных духовных практик и определиться с подходящей, познакомиться с потенциальным учителем, приобрести друзей, постичь совершенно иную культуру. Продолжающие смогут углубиться в какие-то отдельные аспекты, уделить больше времени внутренней жизни, общению с единомышленниками.

На собственном опыте я убеждаюсь, что духовная практика действительно работает

Приведенный список не претендует на полноту: ашрамов в Индии великое множество. Субъективно выбраны самые известные и колоритные.

1. Ашрам Аммы (юг Индии, около города Тривандрум). Один из самых популярных у русских йога-туристов индийских ашрамов. Мата Амританандамайя (ее имя можно перевести как «Мать Абсолютного Блаженства») — ныне живая и здравствующая индийская женщина-Гуру. Известна еще как «обнимающая Гуру», т.к. свой даршан (милость) Матушка проявляет в виде сердечных объятий, которые она дарит всем ищущим. Ашрам Аммы (я был там в 2011м году) — идеально чистый, с аскетичным питанием, до него легко добраться. Если вы спешите, и у вас мало времени в ашараме, надо заранее предупредить, и вам устроят аудиенцию с Аммой (объятие) в очень короткий срок. В ашраме действует правило обязательной для всех проживающих «севы», «служения» (очистки территории и т.п.), но оно не очень строго соблюдается. Объятие Шри Аммы — одно из тех впечатлений от Индии, которые долго не меркнут. Еще, Амма говорит каждому несколько сердечных слов на родном языке гостя. Про Шри Амму можно посмотреть полнометражный документальный фильм на Ю-тубе . Добраться в ашрам из Дели можно на самолете или на поезде (последний вариант займет 2-3 дня).

2. Хайдакхан Бабаджи ашрам на Севере Индии — другое популярное направление для россиян. Шри Хайдакхан Вале Баба (Бабаджи) уже при жизни многими считался Махаватаром (полным воплощением) Шивы, легендарного и божественного первого йога. Даже если вам не так близка индийская религия, такой титул дорогого стоит. Зарубежные последователи также иногда величают Хайдакхан-Бабаджи «Христом современной Индии», подчеркивая не только его популярность, но и человечность и смиренность его учения (Бабаджи, кстати, уважал все религии), основанного на идеалах Карма-йоги, приведенных в Бхагават-Гите. Жизнь и йогическая практика этого, как и предыдущих (см. биографию) Бабаджи овеяна столь многими чудесами и легендами, засвидетельствованными многими, в том числе знаменитыми людьми, что даже если небольшая часть из них — правда — этот ашрам точно стоит посетить. Любопытно, что Ашрам Хайдакхан Бабаджи в Индии имеет «побратима» — «наш» ашрам в районе Омска (в Сибири).

3. Сатчитананда Ганапани — один из известнейших святых, Гуру и Аватаров Индии наших дней. Он считается Аватаром (воплощением) Шри Даттатрейи, легендарного индийского йогина и святого, которого в этой стране также причисляют к богам. Шри Сатчитананда Ганапати очень известен в Индии, и мало известен у нас и на Западе, хотя в последнее время его популярность растет. Интересно, что Ганапати Сатчитананда Свамиджи учит простой форме крийя йоги, которая не использует асан, а только двадцать одну пранаяму, для того, чтобы поднимать энергию и очищать нади. Ашрам находится в г. Майсур , добираться туда надо на поезде.

4. Медитационный центр (ашрам) Ошо в Пуне — совсем не похож на «обычный» йога-ашрам. Ошо — «секс-гуру», который пошёл вразрез с многовековыми традициями монашества и йоги, не говоря уже об индуизме. Так что даже как-то странно называть центр Ошо «ашрамом». Но как бы то ни было, «ашрам» Ошо привлекает множество русскоязычных (да и западных) туристов. И неудивительно — наследие этого вдохновенного и харизматичного духовного лидера, несомненно одно из величайших Учителей 20го века — чрезвычайно популярно в нашей стране, как и в США. И недаром, ведь подвижные «ошо-медитации» доступны многим людям, и зачастую приносят быстрый результат. Необычный, красивый и благоустроенный (и очень чистый, для тех, кто переживает за свое здоровье и комфорт) Ашрам («Международную коммуну») Ошо может посетить любой желающий... ну, почти каждый! Вам необходимо будет пройти тест на отсутствии вируса иммунодефицита человека (ВИЧ \ СПИД), и приобрести особые темно-красные одежды. Входной билет на день стоит недорого, да и проживание за чертой ашрама (в городе) — тоже. Есть и более комфортабельные и дорогостоящие варианты — на любой кошелек. Пожалуй, самая привлекательная черта Ошо-центра — в том, что вы можете ежедневно посещать неограниченное число занятий (практик), «ошовских медитаций», таких, как «Динамическая медитация», «Натарадж», «Надабрахма» и многие другие, наверняка знакомые многим ищущим из России. Здесь можно и пройти тематические курсы, например, тренинг «Мистическая роза», и даже поучиться в «Мултиверситете» (по части искусств, целительства, и др.). На территории очень часто проходят мастер-классы и мастерские, например, по Дзен, пульсовой диагностике, и даже боевым искусствам. Свой визит в ашрам Ошо можно приурочить к одному из трех отмечаемых здесь праздников: 19 января — день махасамадхи (смерти) Ошо; 21 марта — день просветления Ошо, полнолуние в июле; или 8 сентября — день рождения Ошо. До ашрама Ошо легко добраться самолетом или поездом из Дели. Ашрам Ошо хорошо посетить в паре с другим, традиционным и «чисто индийским» ашрамом, для сравнения и полноты картины.

5. Рамана Ашрам (Раманашрам) — один из самых любимых и красиво расположенных ашрамов Индии. Он находится в г. Тируванамалаи, неподалеку от горы Аруначала, которая занимала особое место в подвижничестве основателя ашрама — святого Шри Раманы Махарши (1879-1950). Многими индуистами эта гора считается престолом Господа Шивы, таким образом имеет определенно особое значение для йогов. Суть практики самого Раманы Махарши, и его рекомендации ученикам в основном состояли в необходимости самоисследования — «атма-вичары», т.е. поиска истинного «Я», в том числе с помощью этого простого вопроса, обращенного вовнутрь: «Кто Я?», такой процесс даже без поддержки других техник способен привести к непосредственному переживанию глубочайших медитативных состояний. Таким образом, весь йогический процесс в традиции Р. Махарши происходит в уме ищущего и не требует выполнения физических упражнений (хотя и не противоречит им). Что касается Раманашрама, многие современные индийские йоги отмечают, что, пожалуй, нигде в Индии не чувствуется более явная поддержка в медитации, и даже присутствие... чего-то. Наверное, можно назвать это «атмосферой Чуда» или «добрым духом Йоги», который витает здесь. Некоторые просто называют это «Присутствие». В окрестностях Ашрама, по некоторым данным, до сих пор происходят чудеса, исцеления. Ашрам и близлежащая местность, так же как сама священная для индусов гора Аруначала, считается местом, крайне благоприятным для медитации.

(В феврале 2017 года вы сможете посетить специальный семинар по хатха-йоге, пранаяме и медитации с особыми условиями участия для читателей блога «Хануман». В программе, кроме йоги — посещение Раманашрама и медитативные практики на горе Аруначала, а также праздник ШиваРатри в Гокарне).

  • Для многих россиян посещение аутентичного индийского ашрама будет шоком: мало того, что другая культура и религия, архитектура, так еще и другие представления о личном пространстве, комфорте, а иногда и о гигиене. Впрочем, обычно все совсем не так страшно, так что многие отметят, что «ожидали худшего» и не обратят особого внимания на спартанские условия и необходимость вставать в 5 часов утра или даже раньше. Факт остается в том, что именно проживание в ашраме является 100% «индийским» опытом, к тому же, интересным для йогов. Если вы готовы попробовать хотя бы пару дней или недельку «есть, молиться и любить» не по своим,а по древне-йогическим правилам — то ашрамы Индии (открытые для европейцев) это для вас.
  • Если вам совсем не интересны колоритные ведические ритуалы (а они обычно проходят на рассвете), то иногда (уточняйте) их можно и не посещать. Зачастую, можно выбрать и посмотреть в ашраме только то, что интересно. Впрочем, иногда полезно и выйти из своей зоны комфорта!
  • «Обычных» практик хатха-йоги в нашем понимании в традиционном индийском ашраме, вполне вероятно, не будет.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
Актуальная информация об этих и других ашрамах и йога-центрах Индии:

На сайте «Ашрам.ру» (в подготовке статьи частично использованы материалы оттуда);

и в блоге «Хануман» (запись «Где в Индии поучиться на преподавателя?»).

Знаете хороший, интересный ашрам в Индии? Поделитесь своим комментарием с другими читателями блога, это «хорошая карма»!)

Русскоязычное йога сообщество теперь есть в Telegram!
Присоединяйтесь - https://telegram.me/ru_yoga

Наверное, каждый человек, вставший на путь духовного развития, хоть раз задумывался о посещении ашрама в Индии. Кто ещё не знает, ашрам - это такое место, где есть гуру, духовный учитель. Даже если он уже оставил своё физическое тело, его ученики, последователи, обитатели ашрама - занимаются духовными практиками, изучают древние писания, практикуют йогу, поют мантры и так далее. Часто ашрамы находятся в каком-то уединённом месте на природе, в горах или в лесу.

Мне удалось пожить как раз в таком удалённом от города месте, среди гор, в ашраме Иша на юге Индии. Он расположен в 30 километрах к западу от города Коимбатур, в штате Тамил-Наду. Вообще, это центр йоги Isha Yoga, но чаще всего его называют ашрамом. Это необычный ашрам, таких встречать мне ещё не доводилось. Скучать здесь не получится вообще. Тут есть примерное расписание, но жизнь ашрама кипит очень бурно - постоянно какие-то фестивали, праздники по случаю новолуния и полнолуния, появляются новые активности, концерты, мероприятия, что-то строится, что-то сносится, приезжают тысячи людей, и вот уже на твоей кровати лежат сумки 10 индусов, а ты переезжаешь спать на йога-коврик в общий зал для практик… Ашрам Иша - яркий пример тому, что всё временно, всё меняется и привязываться ни к чему не стоит.

За первый месяц проживания в Иша я сменила жильё 6 раз. Я была на курсе Inner Engineering, на инициации в практику сурья-крийя, волонтёрила в разных местах ашрама. В храме Дьяналинга разливала молоко для подношений Шивалингаму, раскрывала лепестки у лотосов и продавала масляные лампы, резала овощи на кухне, накладывала еду в столовой, разливала воду посетителям храма у Адийоги, огромной статуи Шивы. Также отдыхала, живя в коттеджах. А ещё соблюдала 3-недельную духовную практику с особыми правилами - Шиванга садхану. Посещала церемонию очищения 5 элементов и церемонию огня - аарти; медитировала в храмах; в течение 3 недель ежедневно окуналась в холодный бассейн и стояла под ледяным водопадом - это делается для очищения, чтобы быть восприимчивым к энергиям в храме; работала в офисе переводчиком, ну и, конечно, ежедневно делала свои утренние и вечерние практики.

Это невероятное место. А человек, который его основал, просто великолепен. Его называют Садхгуру, и он преподносит йогу как науку о внутреннем устройстве человека. Если приехать в ашрам не на курс и ничего не зная о Садхгуру, а просто так, то можно его не понять и уехать, разочаровавшись. Поначалу может быть большое сопротивление ко всему. К непонятным практикам, которые здесь выполняют повсюду, к храмам, к непривычным мантрам, к высокой стоимости курсов (Inner Engineering - 250$ за 4 дня)… Возможно, даже к бородатому гуру в тюрбане и красивой одежде со стиляжным шарфом через плечо. А если человек не проходил ни один курс, то жить в ашраме можно только 7 дней, а волонтёрить нельзя вообще, поэтому даже не получится окунуться в атмосферу ашрама как следует.

Но как только ты попадаешь на курс, как только слышишь глубокую мудрость Садхгуру о просто до невозможности очевидных вещах, о которых он напоминает тебе снова и снова, то не можешь не проникнуться этим местом и этим человеком. Многие так и остаются здесь, потому что видят смысл и значимость в той мудрости, которую несёт миру Садхгуру.

Садхгуру: «Вас просто необходимо представить самим себе. Вы слишком много внимания уделяете тому, что вокруг вас. И недостаточно тому, что внутри. Но качество вашей жизни зависит, прежде всего, от внутреннего состояния. Одежда, которая сейчас на вас; машина, припаркованная снаружи; дом, в котором вы живёте - всё это не определяет качество вашей жизни. Качество вашей жизни определяется тем, испытываете ли вы сейчас радость или нет. Но вы ничего не сделали для этого…»

В июне 2018 года Садхгуру посетил Россию и провёл встречу в Москве 3 июня в Крокус Сити Холле. Он презентовал свою книгу-бестселлер «Внутренняя инженерия» и онлайн-программу «Внутренняя инженерия» на русском языке. Купить книгу можно в интернет-магазине Ozon.ru , а узнать больше об онлайн-программе - на сайте Isha Foundation .

Чем хорош ашрам Иша

Что мне больше всего понравилось в ашраме Иша? Здесь все практикуют! Самостоятельно. Это не тот ашрам, где ты платишь за жильё и в эту стоимость включены пара групповых уроков йоги под руководством учителя, как во многих других ашрамах.

Здесь развивается твоя дисциплина. Никто не будет навязывать тебе практику, никто не будет стоять над тобой утром, чтобы ты обязательно встал. Нет. Но все встают. И идут практиковать. Причём, даже бабушки в сари и разные другие иностранные бабушки, у которых порой практик побольше, чем у молодёжи. Очень занимательно слушать, как они общаются между собой, описывая, какие практики делают и что им это даёт, как изменилась их жизнь.

Практикуют здесь везде - в комнате, в коридоре, в зале для практик, на поляне, в столовой, в офисе, в храме, у храма, на лестнице, под лестницей - в любом возможном месте, ведь расписание настолько насыщенное, что иногда не успеваешь дойти до комнаты, взять коврик и идти в зал.

Меня это поразило больше всего - преданность тому, что имеет для тебя значение. Без поисков оправданий и причин бездействия. Никто над тобой не стоит, но всё же ты прилагаешь усилия. Всё в ашраме благоволит этому. Здесь создана идеальная атмосфера для практики.

Жильё в ашраме Иша

Ашрам учит не привязываться. Из чудесного коттеджного оазиса, где я жила поначалу, переехала в волонтёрское общежитие. Многие спрашивали про жильё в ашраме. Расскажу про жильё, потому что схема бронирования здесь довольно запутанная. В «Иша» можно остановиться:

  • В коттеджах. Nadhi (850 рупий/ночь), Alayam (850 рупий/ночь), Sivapadam Tennai (750 рупий/ночь), Nalanda (2400 рупий).
  • В общей 4-местной комнате (дорме) в коттеджах Nadi (400 рупий/место).
  • В волонтёрском общежитии бесплатно, но при этом нужно выполнять разного рода работу в ашраме. Знаю про существование двух волонтёрских дормов, жила в обоих. Spanda Hall и Adiyogi Alayam.

Из всех мест, где мне удалось пожить (а это всё, кроме коттеджей Nadi), я рекомендую Sivapadam Tennai и Alayam. Из волонтёрских дормов - Adiyogi Alayam.

На курсе Inner Engineering мы жили в коттеджах Nalanda - там очень здорово, но там чаще всего живут именно участники программ. По поводу броней и свободных мест нужно уточнять на reception коттеджей, в окошках на «welcome point», где регистрируются все по приезду, и по телефону - где-нибудь, да повезет.

Если ты не проходил никакую программу, то жить в ашраме можно максимум 7 дней, а волонтёрить - нельзя. Бронировать жильё рекомендую заранее, потому что в ашраме, что ни день - то праздник. И коттеджи, и нижние кровати в волонтёрских дормах разлетаются на ура. Забронировать коттедж или комнату можно по телефону или на сайте suvya.isha.in (там нужно сначала зарегистрироваться).

Уже будучи в ашраме, тоже можно забронировать, но делают это здесь крайне неохотно, и всё время направляют то в одно окошко, то в другое, то на сайт. Здесь главное - попасть на правильного человека. Поэтому бронировать лучше заранее. Кстати, под словом «коттедж» подразумевается не целый коттедж, а комната в коттедже. Чаще всего это двухместный номер, поэтому можно разделить с кем-то жильё и стоимость. Только неженатым парам нельзя жить вместе, придётся жить в разных коттеджах.

Вообще, интересно пожить в разных местах в ашраме, испытать на себе «ашрамную» жизнь по полной. Особенно в дормах. Особенно во время праздников. И хочешь ты того или нет, так и произойдет. Через этот коварный опыт непостоянства проходят здесь все…

Волонтёрство в ашраме Иша

Типичный день волонтёра в ашраме «Иша» с вкраплениями стандартного и моего личного расписания.

4:45. Подъём. Часто под мантры или звонкие хлопки тех, кто встал раньше.

5:30. Гуру пуджа. Почитание учителя, пение мантр, настройка на практики.

5:40 - 7:30. Практики. Для них есть специально отведённые места, но, фактически, люди практикуют по всей территории ашрама.

6:00. Открытие храма Дьяналинга. До 20:00 можно приходить на 15-минутные сессии медитаций. Сидеть можно сколько угодно сессий подряд.

6:30. Открытие женского храма Линга Бхаирави. Перерыв с 13:20 до 16:20.

8:30. Начало рабочего дня. В моём случае до обеда я выполняла стандартную работу по ашраму - в храме, на кухне или в столовой.

9:55 - 10:40. Завтрак, а точнее бранч (от англ. breakfast - завтрак и lunch - обед). После него рабочий день продолжается. После обеда я работала в офисе переводчиком.

16:30. Поход в женский бассейн Чандра Кунд. У мужчин есть свой намного более просторный бассейн Сурья Кунд. В бассейне вода - холодная, как в проруби. Есть такой же холодный водопад, а по центру бассейна расположен Шивалингам. В индуизме перед тем, как зайти в храм, нужно омыть тело, чтобы быть восприимчивым к энергиям храма. Как раз после бассейна благоприятно зайти в храм Дьяналинга.

16:45. Игры на поле Наланда Граундс. Чтобы волонтёрам растрясти булочки. Я в это время выполняла практики, т.к. после курса Inner Engineering важно делать практики дважды в день.

18:10 - 18:45. Даршан Садхгуру. Если Садхгуру в ашраме, то время от времени он выходит на встречу с жителями и гостями ашрама, отвечает на вопросы, что-то рассказывает и между делом устраивает всем полёт в космос и обратно.

18:55 - 19:40. Ужин.

20:00. Закрытие храма Дьяналинга.

20:20. Закрытие женского храма Линга Бхаирави. Очень здорово посидеть в этом храме за полчаса до закрытия и послушать песнопения.

21:30. Отбой, спатеньки.

Всё это расписание переплетается с разными другими событиями, происходящими в ашраме ежедневно. В «Иша» что ни день, то праздник, поэтому активная жизнь здесь не прекращается.

16 вещей, которые полезно знать перед приездом в Иша

  • От Коимбатура до ашрама можно добраться на прямом автобусе 14D от железнодорожной станции или автостанции Гандипурам за 40 рупий. В пути - 1,5 часа.
  • Чтобы не остаться без жилья, если приезжаешь надолго или во время праздников, лучше бронировать заранее. А так как праздники здесь довольно часто, то лучше всегда бронировать заранее.
  • Кто не проходил никакой курс, может жить в ашраме лишь 7 дней и не может остаться волонтером.
  • Волонтёрство никак не сочетается с удалённой работой, если только не работаешь по 4 часа в неделю. Если хочется поволонтёрить, то лучше сделать всю работу заранее или взять отпуск.

  • В ашраме все обращаются друг к другу «анна» или «акка». «Анна» означает «брат», «акка» - «сестра».
  • К мужчинам в оранжевых одеждах обращаются «свами», а к женщинам - «ма».
  • Здесь всё можно купить на месте. Можно приезжать вообще без вещей и разных баночек.
  • Питание в ашраме двухразовое. По вечерам на ужин три вида еды: spicy (острая), non-spicy (неострая) и kanji diet (канжи).
  • Диета канжи подразумевает лёгкую еду, которая быстро переваривается. Обычно это салат, какие-то приготовленные тушёные овощи и сильно разваренная каша. Иностранцы чаще всего выбирают именно канжи. Приятный бонус - в канжи подают больше фруктов, чем в обычных типах питания - бананы, чику, гуаву, папайю, мандарины, джекфрут, ананасы - обычно по 2 вида фруктов из перечисленного.
  • Во время приёмов пищи все сидят на полу и едят руками. Есть несколько столов, но там чаще всего сидят бабушки.
  • Помимо основного питания, есть кафе, магазин и лавки с разными продуктами, кокосами, соками, мороженым и жареными вкусностями.
  • Ашрам находится в холмистой местности и зимой по ночам - прохладно. Лучше привезти с собой спальник или что-то тёплое.

  • На территории храмов мобильным телефоном пользоваться нельзя, а на территории ашрама нельзя пользоваться телефоном на ходу.
  • На территории ашрама всего один банкомат. И он берёт комиссию 200 рупий. Карты работают, но не везде.
  • В ашраме есть два русских резидента, поэтому даже если вы не говорите по-английски, то наверняка сможете узнать на месте много полезной информации.
  • Сюда нужно приехать и пожить.

Программа Inner Engineering

Рассказывает преподаватель йоги , прошедший в Иша 5-месячную программу обучения преподавателей.

Иннер Инжиниринг - это 4-дневная программа, регулярно проводимая в центре Иша. На ней обучают одной достаточно простой, но ОЧЕНЬ мощной крийе. Она называется Шамбхави Махамудра крийя. Крийя выполняется ежедневно в течении 21 минуты и значительно улучшает физическое и психическое здоровье. Но здоровье не самое главное с моей точки зрения. Выполнение этой крийи очень усиливает тебя на энергетическом уровне, увеличивает осознанность и способность к концентрации. И со временем ведёт к устойчивому ощущению счастья, независимо от внешних ситуаций. Ты не просто ускоренно двигаешься по духовному пути, но и становишься более эффективным во всём, что делаешь.

У этой крийи по моему мнению есть только одна проблема - она слишком доступна и из-за этого люди не относятся к ней с должным уважением. Раньше для того, чтобы получить крийю подобного уровня надо было отдать всё своё имущество и уйти в услужение учителю. И может лет через 12 ты получишь подобную практику. Сейчас - заплатил 250 долларов (это включая питание и жильё) и получил в свои руки, то что может кардинально поменять твою жизнь и вообще вектор твоего развития. Это редкий дар Садхгуру - сделать доступным для большей части людей знания, которые раньше были доступны только избранным йогинам.

Я настоятельно рекомендую всем пройти этот курс и, главное, усердно практиковать Шамбхави Махамудра крийю. Относись к ней так, как будто ты отдал бОльшую часть своего имущества и несколько лет, чтобы её получить. Попрактикуй год и сам убедись в её эффективности.

Хочется ещё сказать несколько слов насчёт центра Иша в Индии. Это место, где абсолютно всё, начиная от еды и заканчивая храмами и самим пространством, направлено на то, чтобы каждый твой шаг стал шагом на пути духовного развития. Чтобы каждый вдох и выдох были направлены на максимальное развитие твоего потенциала. Если ты на самом деле интересуешься познанием своей истинной природы, если понятие «духовное развитие» - это не просто слова или тренд, то я очень рекомендую посетить центр Иша. Проживи там так долго, как только можешь, а потом и ещё немного.

От редакции.

Благодарим Садхгуру за его мудрость и за колоссальные усилия, которые он предпринимает для улучшения качества жизни на этой планете. Благодарим Наташу Суханову и Рому Нарейко за личный опыт и вдохновение, которым они поделились. Если у тебя есть какие-либо вопросы, пожалуйста, задавай их . Мы попросим Наташу и Рому ответить по мере их возможностей.

Напоследок - подборка полезных ссылок

Доброго времени суток, уважаемые читатели.

Продолжу сегодня индийскую тематику и расскажу о несколько нестандартном варианте отдыха и путешествий. Особенно это будет интересно тем, кого достала ежедневная суета и кто хочет от пассивного времяпровождения перейти к такому, которое восстанавливает душевное равновесие, укрепляет духовные силы и помогает найти себя. Сегодня я расскажу о таких местах, как ашрамы.

Никогда не слышали? С санскрита это слово можно перевести как «место без боли». Интригует? Итак, ашрам: что это такое?

Ашрам — это место, в котором люди проживают вместе, подчиняясь особым правилам, ради укрепления в духовной практике и подзарядки своих внутренних батарей.

Заброшенная территория биттлз-ашрама в Ришикеше

Первые ашрамы появились многие века назад. Древние мудрецы-риши много времени проводили в размышлениях о сущности бытия. В какие-то моменты они понимали, что для лучшего познания себя им необходимо удалиться от себе же подобных. Тогда седовласые старцы (какими их описывают легенды) уходили в горы или лесные чащи. И там жили вдали от цивилизации, проводя х и занятиях йогой все свое время.

Через какое-то время ашрамы стали местом компактного проживания коммун. Наверное, мудрецы поняли, что единения с природой это хорошо, но таскать брёвна для хижин и медитационных холлов удобнее вдвоём. Да и любопытные ученики им не давали покоя. Ибо многим хотелось обрести не только глубокое душевное спокойствие, но и какие-нибудь мистические способности.

Таким образом, одинокие отшельники обрастали последователями. Кучки последователей в результате развития превращались в ашрамы. И вот, спустя сотни лет, подобные места до сих пор привлекают мудрецов и офисных работников с экзистенциальным кризисом по всему миру.

Сразу отмечу, что сама суть ашрама не является чем-то чисто индийским и религиозным. Подобные практики есть у многих народов мира. Наверняка вы слышали истории о пустынниках и отшельниках, удалившихся от мира с целью познать причины и цели всех бед и страданий этого бренного мира. В христианском мире такими местами становились т.н. «пУстони».

Однако, в родном отечестве пророков не сыщешь, поэтому голодные до вершин духа, стали активно обращать на действительно огромное сердце нашей планеты, чудесную Индию.


Ауровилль, один из проектов последователей Шри Ауробиндо

Особенности проживания

Где бы ашрам не находился георграфически, в нем обычно можно выделить следующие особенности:

  • достаточно жесткая дисциплина (график дня, разделение на М и Ж, трудовые повинности, медитации, практики и т.д.)
  • оплата проживания за донейшн или какой-то минимальный взнос
  • проживание и работа коммуной с минимальными удобствами
  • большой упор на личность гуру, вокруг которого эта община была организована
  • возможность служения через бескорыстную практику помощи другим (как внутри общины, так и за ее пределами)

Самые популярные варианты

Ашрамы, как и другие индийские практики, получили свою международную популярность в конце двадцатого века. Связано это с появлением многих гуру и мыслителей, придавших новый толчок к развитию древних верований и обрядов. Интерес запада к востоку в 60хх это все только разогревал.

Ниже приведу перечень самых известных ашрамов:

  1. Сатья Саи Баба является одним из самых известных индуистских лидеров. В юношеском возрасте его якобы укусил чёрный скорпион, вследствие чего Саи Баба обрёл сверхъестественные способности. За короткое время он стал влиятельным духовным лидером в Индии и далеко за ее пределами. Он создал целую сеть ашрамов (самый основной находится в деревне Путтапарти) , в которых трудились люди на добровольной основе. Его философское учение пришлось по душе многим жителям западных стран. В восьмидесятых годах многие европейцы внезапно бросали всё и уезжали в Индию в надежде найти себя в этой экзотической стране.
  2. Видели толпы наряженных в оранжевые мантии людей с барабанами и бесплатным печеньем? Это кришнаиты. Древний культ Кришны распространился на запад благодаря учениям Бхактиведанты Свами. В шестьдесят девять лет он без денег высадился в Нью-Йоркском порту и основал одну из самых популярных в мире религиозных организаций. Кришнаиты весьма альтруистичные и позитивные люди. Я неоднократно сталкивался с ними во время своих путешествий. И могу сказать, что вам не обязательно разделять их религиозные взгляды для адекватного общения. Поэтому их ашрамы стоит посетить хотя бы для общего развития.
  3. Ещё один мыслитель Шри Ауробиндо учил своих последователей не только бить в барабаны и петь песни, но и бороться за свою независимость. Этот философ стал одним из лидеров национально-освободительного движения в Индии. Его книги интересуют социальных и политических активистов, которые стараются изменить мир к лучшему посредством прямого действия.
  4. Наиболее же скандальной фигурой в современном индуизме является фигура Ошо. Он организовал целую сеть ашрамов по всему миру. Его книги и учения по медитации является популярными среди современной молодёжи. Однако в его общинах, помимо здорового труда и йоги, его последователи занимались ещё кое-чем. Дело в том, что Ошо, в отличие от других практиков, был не так строг к вопросу сексуальности. Более того, он считал занятие любовью в своих коммунах благим делом, которое помогало воссоединиться всем членам общины. Неизвестно, что скрывалось под выражением «сексуальная тантра», но оно однозначно привлекало многих европейцев.
  5. В Ришикеше, на севере Индии , ранее существовал так называемый «ашрам Биттлз», который основал в 60х гг достаточно известный гуру трансцендентальной медитации, Махариши Махеш Йоги. После серии скандалов ему пришлось поспешно покинуть Индии и поселиться в Нидерландах, из-за чего его индийская обитель быстро сожралась джунглями и стала одной из местных достопримечательностей.


у Саи Бабы в Путтапарти

Несмотря на заявленную строгость ашрамного распорядка, у Саи Бабы мы чувствовали себя очень вольготно и большим удовольствием продолжали , без необходимости участвовать во всех внутренних мероприятиях.

Ашрамы в России

Современные ашрамы располагаются не только в джунглях Индии. На территории постсоветских стран есть довольно большое количество общин различных религиозных движений. Конечно, от своих индийских собратьев они порой отличаются очень круто, но тем не менее, продолжают нести на своих плечах нелегкий груз светочей духовных знаний.

На практике, это своего рода большие хостелы или общежития, расположенные вдали от города, в живописных местах у рек, которые максимально передают природную атмосферу данного края. Таким, например, является центр йоги «Атма».

Кроме того, подобные общины могут располагаться и внутри небольших населённых пунктов, как, например, ашрам Бабаджи в Окунево, в Омской области. За проживание там Вы платите посуточно. Это связано с невысокой популярностью подобных мест в России.

Распорядок, как я уже писал, в подобных заведениях — достаточно строгий. Обычно он включает в себя несколько часов йоги и медитации. По вечерам часто проходят наставления гуру и беседы между членами коммуны. Ради прочего увеселения существуют и "трудовые повинности". Члены сообщества трудятся на благо, обретая духовное спокойствие через простой физический труд.

Не смотря на широкое распространение различных коммун в России и на постсоветском пространстве индийские варианты не шибко распространены. Поселение в Окунево, можно сказать, единственное.


Еще немного атмосферных развалин бывшей вотчины Биттлз-ашрама

Однако, будьте внимательны: под видом ненавязчивой эко-общины может скрываться тоталитарная секта! Обязательно почитайте в интернете информацию о месте, в которое собираетесь отправиться и будьте осмотрительны первое время.

Ближе всего к ашрамам экопоселения. Они могут быть под эгидой кришнаитов, экоактивистов, хиппи или автономных анархистов. Там отсутствуют разговоры об индуистской философии, но сам принцип духовного очищения тот же. Тем более, под такими поселениями точно не будут скрываться секты. Да и с правилами там полегче.

На этом, наверное, все! Буду закругляться. В завершении попрошу о небольшом одолжении — написать в комментариях: сталкивались ли Вы лично с подобными общинами и хотите ли подобный опыт приобрести?

Спасибо за внимание, берегите свою карму и духовное равновесие!

Нет похожих статей

Кардинально сменить обстановку, стряхнуть стресс и привести в порядок тело и разум, – кому этого не хочется? Что такое ашрам и зачем туда едут?


Само слово «ашрам» переводят с санскрита по-разному. «Место без боли» («шрам» - боль, «а» - отрицание). И в этом есть своя правда - сама суть ашрама предполагает успокоение, избавление от негативных эмоций. По другой версии, «ашрам» значит «труд», и это тоже верно. Труд во всех смыслах - основа жизни в коммуне. Наконец, еще один вариант - «уединение», «обитель отшельников».

КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
Изначально ашрамы возникали вокруг просветленного учителя, гуру. Постепенно слава о подбоных местах распространялось, привлекая паломников. Вся инфраструктура лагеря - дело рук самих учеников: строительство, приготовление пищи, добыча воды - все хозяйство на их плечах. В индийских семьях до сих пор существует традиция в обязательном порядке отправлять ребенка в ашрам хотя бы на несколько месяцев. Именно там он получает умение трудиться, помогать другим, духовно совершенствоваться.
Для европейцев и американцев путь в ашрамы проложили «Битлз»: в 1968 году они съездили к гуру Махараши Махеш Йоги. С тех пор популярность поездок неуклонно возрастала: если в 2005 году, по данным Всемирного совета по путешествиям и туризму, в индийских ашрамах побывали 15 000 человек, то в прошлом сезоне это число увеличилось более чем в 3 раза, а Индия как туристическое направление вышла на 5-е место в мире.
В годы экономической стабильности среди паломников было много бизнесменов: наладив процесс, они уезжали в ашрам поработать над собой. В период глобального кризиса ашрамы гостеприимно приняли многих растерявшихся и лишившихся работы. Еда и жилье здесь практически ничего не стоят, так почему бы не пожить на природе с пользой для души и тела на полученные при увольнении отступные?

ОТ ДИСКОТЕКИ ДО КАРМА-ЙОГИ
Ашрамов в Индии тысячи - от строгих классических, полностью посвященных йоге и духовным практикам, до демократичных заведений, ориентированных на туристов.
Классические ашрамы - место для тех, кто углубленно занимается йогой и духовными практиками, кому главное - быть среди единомышленников, постоянно медитировать и общаться с гуру. Бытовые условия здесь, как правило, спартанские и даже аскетичные: спальни на 6-10 человек, матрацы на полу. Конечно, даже в самом скромном общежитии обязательно есть туалеты и ванные комнаты. Тем, кто хочет практиковать полное молчание, в некоторых ашрамах выдают специальный значок, выражающий ваше желание отрешиться.

Ашрамы для туристов. Самые известные больше похожи на крупные культурные центры с гостиницей, да ими по существу и являются. Например, всемирно известный центр Ошо, возникший как классический ашрам, сегодня носит статус международного медитационного курорта: здесь есть библиотека, университет, конференц-залы, интернет-холлы и даже дискотеки и безалкогольные бары. Но и в большинстве таких заведений есть главное, что делает ашрам ашрамом: известный гуру, который пару раз в день выходит пообщаться с паломниками. Состав последних очень разнородный - от студентов до международной богемы.
Так или иначе, любой ашрам - это место, где можно полностью отрешиться от суеты цивилизации и заняться самопознанием и самосовершенствованием. Можно работать в огороде, оранжерее, ухаживать за животными; при некоторых ашрамах есть школа - тогда у вас есть шанс попробовать себя в роли учителя. Такой общественно-полезный труд называется карма-йогой.

КАК ЖИВУТ В АШРАМЕ
4 утра - подъем. После омовения все проходят чандан - ритуал рисования на лбу полосок и точек. Желтая сандаловая паста призвана охладить ум, красным цветом отмечают третий глаз.
5.45 - хаван, церемония жертвоприношения огню. Под пение мантр пламени предлагают масло, рис, цветы, фрукты. Считается, что церемония гармонизирует пространство.
6.30-7.30 - коллективное пение мантр в храме (арти). Это основная духовная практика во многих ашрамах.
9.00-11.40 - карма-йога (общественно полезный труд).
11.40 - завтрак.
12.00-15.30 - свободное время.
15.30-17.30 - карма-йога.
18.30-19.30 - вечернее арти.
20.00 - ужин.
21.00 - отбой.

РАЗУМНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Во многие классические ашрамы можно попасть без предварительной договоренности - место в коммуне найдется всякому, кто постучится в ворота. Но если вы не строгий аскет, лучше заранее списаться или созвониться с выбранным заведением. У крупных ашрамов есть сайты, у большинства остальных - телефоны.

В среднем месяц жизни в ашраме обходится около 100 долларов.

В некоторых центрах нужно заранее записаться на курс занятий йогой - ознакомительный либо для продвинутых. Оплатив его, вы автоматически получаете возможность занять место в общежитии или гостинице. В других заведениях нет расценок на услуги, но это не значит, что они бесплатные: обычно просят сделать пожертвование, о примерном размере которого вам скажет сопровождающий вас в первый день житель ашрама. Как правило, речь идет о небольшой сумме.

5 ГЛАВНЫХ АШРАМОВ ИНДИИ
1. Ашрам Ошо
Пуна (штат Махараштра). Пропуск, включающий в себя все медитации дня, - 550 рупий (около 10 долларов). Приблизительная стоимость месяца проживания с тратами на еду, жилье, покупки и обучающие курсы - от 600 до 2000 долларов. Мекка для последователей современных эзотерических практик и учения Бхагавана Раджниша (Ошо). Все желающие могут пройти один или несколько курсов на выбор - от медитации и йоги до освоения сексуальных техник. Для жизни в ашраме нужно иметь при себе справку об отрицательном анализе на СПИД.

2. Ашрам Саи Бабы Прашанти Нилаям
Путтапарти (штат Андхра-прадеш). Комната гостиничного типа на 2-4 человека - 2 доллара в сутки. Самый популярный ашрам среди иностранцев. Многие приезжают в надежде увидеть чудеса, которые якобы или на самом деле совершает гуру Саи Баба. Ашрам активно занимается благотворительностью. Максимальное время пребывания - 60 дней.

3. Ашрам Ауробиндо
Пондичерри (штат Тамил-наду). Проживание - от 2 до 12 долларов в день. По замыслу основателя, это настоящий духовный город. Сейчас в нем живет около 2000 человек. Здесь нет какой-либо отдельной программы или практики для посетителей. Общее правило - полная свобода вероисповедания и поиск гармонии. Главная достопримечательность - Матримандир, гигантская сфера, внутри которой находится зал для медитации.

4. Фонд «Искусство Жизни»
Бангалор (штат Карнатака). Проживание - от 4 до 12 долларов в сутки. Плата за обучение: вводный курс (два вечера и один день) - 10 долларов, курс для продолжающих - 20 долларов. Основан гуру Шри Шри Рави Шанкаром. Организация активно занимается благотворительностью, а также обучением йоге и медитации. В ашраме проходят курсы Сударшана-крии, системы освобождения тела от токсинов и насыщения его кислородом.

5. Кришнамачарья Йога Мандирам
Мадрас (штат Тамил Наду). Проживание - по договоренности. Девиз заведения: «Йога должна быть доступна всем и каждому. Мы не хотим, чтобы она считалась привилегией элиты». В ашраме можно получить индивидуальные консультации и уроки асан, пранаям, пения ведических гимнов, а также наставления по йоготерапии, медитации и философии йоги. Здесь не принимают посетителей, которые не предупредили о своем появлении.

Loading...Loading...