Мифы про ахиллеса. Мифы и Легенды * Ахиллес

Ахи́лл (др.-греч. Ἀχιλλεύς, Ахиллэус) (лат. Achilles ) — в героических сказаниях древних греков является храбрейшим из героев, предпринявших под предводительством Агамемнона поход против Трои. Имя a-ki-re-u (Ахиллей) зафиксировано в древнем Кноссе, его носят рядовые люди.

Мифы об Ахилле

Детство Ахилла

От браков олимпийских богов со смертными рождались герои. Они были наделены огромной силой и сверхчеловеческими возможностями, но не обладали бессмертием. Герои должны были выполнять на земле волю богов, вносить в жизнь людей порядок и справедливость. С помощью своих божественных родителей они совершали всевозможные подвиги. Герои высоко почитались, легенды о них передавались из поколения в поколение.

Фетида окунает Ахилла в воды Стикса
(Рубенс, Питер Пауль (1577-1640)

Сказания единогласно называют Ахилла сыном смертного — Пелея, царя мирмидонян, мать же его, морская богиня Фетида, принадлежит к сонму бессмертных. Первейшие версии рождения Ахилла упоминают печь Гефеста, куда Фетида, желая обожествить Ахилла (и сделать его бессмертным), клала сына, держа его за пятку. Согласно другому древнему преданию, которое не упоминает Гомер, мать Ахилла, Фетида, желая испытать, смертен ее сын или бессмертен, хотела окунуть новорожденного Ахилла в кипящую воду, подобно тому, как она делала с прежними своими детьми, но этому воспротивился Пелей. Позднейшие же сказания повествуют, что Фетида, желая сделать своего сына бессмертным, погрузила его в воды Стикса или, по другой версии, в огонь, так что одна лишь пята, за которую она его держала, осталась уязвимой; отсюда и поныне употребляемая поговорка — «Ахиллесова пята» — для обозначения чьей-либо слабой стороны.

Младенца Ахилла передают на воспитание Хирону

В детстве Ахилл носил имя Пиррисий (переводят как «Ледяной»), но когда огонь обжег ему губы, его назвали Ахилл («безгубый»). Согласно другим авторам Ахилла в детстве звали Лигироном. Подобная смена детского имени на взрослое, связанная с травмой или подвигом, — реликт инициационного ритуала (ср. смену детского имени «Алкид» на «Геракл» после убийства героем киферонского льва и победы над царём Эргином).

Обучение Ахилла (James Barry (1741-1806)

Ахилл воспитывался Хироном на Пелионе. Он не был женихом Елены (каковым называет его только Еврипид). Хирон кормил Ахилла костным мозгом оленей и других животных, отсюда будто бы, от а-хилос , и произошло его имя «бескормный», то есть «невскормленный грудью». По одному истолкованию Ахилл нашёл траву, которой можно излечивать раны.

Воспитание Ахилла и начало войны за Трою

Воспитание Ахиллес получил у Феникса, лечебному искусству обучил его кентавр Хирон. По другому сказанию Ахилл не знал врачебного искусства, но тем не менее исцелил Телефа.

По требованию Нестора и Одиссея и согласно воле своего отца Ахилл присоединился к походу против Трои во главе 50 кораблей (либо 60), причем взял с собой своего воспитателя Феникса и друга детства Патрокла (некоторые авторы называют Патрокла возлюбленным Ахилла). Согласно Гомеру Ахиллес прибыл в войско Агамемнона из Фтии. Согласно поэме Лесха буря занесла Ахиллеса на Скирос.

Опознание Ахиллеса среди дочерей Ликомеда (Bray)

Сказание послегомеровского цикла передаёт, что Фетида, желая спасти своего сына от участия в роковом для него походе, скрыла его у Ликомеда, царя острова Скироса, где Ахиллес в женских одеждах находился между царскими дочерьми. Хитрая уловка Одиссея, который под видом торговца разложил перед девушками женские украшения и, примешав к ним оружие, приказал неожиданно поднять боевой клич и шум, обнаружила пол Ахиллеса (который немедленно схватился за оружие), в результате разоблаченный Ахиллес был вынужден примкнуть к походу греков.

Согласно некоторым авторам в начале похода Ахиллесу было 15 лет, а война длилась 20 лет. Первый щит Ахилла изготовил Гефест, эту сцену изображают на вазах.

В течение долголетней осады Илиона Ахиллес неоднократно предпринимал набеги на различные соседние города. По существующей версии он пять лет бродил по скифской земле в поисках Ифигении.

В начале войны Ахиллес пытался взять город Монению (Педас), причем в него влюбилась местная девушка. «Нет ничего странного в том, что он, будучи влюбчивым и невоздержанным, мог ревностно заниматься музыкой».

Ахилл в «Илиаде»

Главный герой «Илиады».

На десятом году осады Илиона Ахиллес взял в плен прекрасную Брисеиду. Она послужила яблоком раздора который свою пленницу Астиному вынужден был вернуть её отцу Хрису, и потому заявил притязание на обладание Брисеидой.

Ахиллес принимает послов от Агамемнона
(Jean Auguste Dominique Ingres (1780-1867)

Разгневанный Ахиллес отказался от дальнейшего участия в битвах (ср. с аналогичным отказом сражаться оскорблённого Карны, величайшего героя индийского сказания «Махабхарата»). Фетида, желая отомстить Агамемнону за обиду, нанесённую её сыну, умолила Зевса даровать победу троянцам.

Гневный Ахиллес (Герман Вильгельм Биссен (1798-1868)

На следующее утро Фетида принесла своему сыну новые доспехи, скованные искусной рукой самого Гефеста (в особенности щит описывается в Илиаде, как дивное произведение искусства, — описание, имеющее важное значение для первоначальной истории греческого искусства). ; один лишь Гектор осмелился здесь противостоять ему, однако всё же обратился в бегство от Ахилесса.

Поединок Ахилла с Гектором

Преследуя убийцу своего друга, Ахиллес три раза заставил Гектора обежать вокруг стен Трои, наконец, настиг и убил его, привязал обнажённый за собой в лагерь греков. Пышно отпраздновав тризну по своему павшему другу Патроклу, Ахиллес вернул за богатый выкуп труп Гектора отцу его, царю Приаму, который явился в палатку героя молить его об этом.

Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора, 1824
(Александр Андреевич Иванов (1806-1858)

В «Илиаде» от руки Ахиллеса погибло 23 троянца, названных по имени, например, Астеропей. Эней скрестил оружие с Ахиллесом, но затем бежал от него. Ахиллес сражался с Агенором, которого спас Аполлон.

Смерть Ахилла

Легенды эпического цикла повествуют, что при дальнейшей осаде Трои Ахилл убил в бою царицу амазонок и эфиопского князя , которые пришли на помощь троянцам. Мемнона Ахиллес убил, мстя за своего друга Антилоха, сына Нестора. В поэме Квинта Ахиллес убил 6 амазонок, 2 троянцев и эфиопа Мемнона. Согласно Гигину он убил Троила, Астинома и Пилемена. Всего же от руки Ахиллеса пало 72 воина.

Сразив множество врагов, Ахиллес в последней схватке дошел до Скейских ворот Илиона, но здесь и герой погиб. Согласно некоторым авторам Ахиллес прямо убит самим Аполлоном или стрелой Аполлона, принявшего облик Париса, или же Парисом, спрятавшимся за статуей Аполлона Фимбрейского. Самый ранний автор, упоминающий уязвимость лодыжки Ахилла, — Стаций, однако имеется более раннее изображение на амфоре VI в. до н. э., где видим Ахиллеса, раненного в ногу.

Гибель Ахиллеса

Позднейшие сказания переносят смерть Ахилла в храм Аполлона в Фимбре, близ Трои, куда он явился, чтобы обвенчаться с Поликсеной, младшей дочерью Приама. Эти сказания сообщают, что Ахилл был убит Парисом и Деифобом, когда сватался к Поликсене и пришёл на переговоры.

Согласно Птолемею Гефестиону Ахиллес был убит Геленом или Пенфесилеей, после чего Фетида воскресила его, он убил Пенфесилею и вернулся в Аид

Последующие предания

По существующей версии тело Ахиллеса было выкуплено за равный вес золота с золотоносной реки Пактол.

Щит Ахилла

Греки воздвигли Ахиллесу мавзолей на берегу Геллеспонта, и здесь же, чтобы умиротворить тень героя, принесли ему в жертву Поликсену. За доспехи Ахиллеса, по рассказу Гомера, спорили Аякс Теламонид и Одиссей Лаэртид. Агамемнон присудил их последнему. В «Одиссее» Ахилл пребывает в подземном царстве, где его встречает Одиссей. Похоронен Ахиллес в золотой амфоре (Гомер), которую Дионис подарил Фетиде (Ликофрон, Стесихор).

Но уже «Эфиопида», один из эпосов эпического цикла, повествует, что Фетида увела своего сына с горящего костра и перенесла его на остров Левка (наз. Змеиный остров при устье Истра Дуная), где он продолжает жить в обществе других обоготворенных героев и героинь. Остров этот служил центром культа Ахилла, равно как курган, который высится на Сигейском холме перед Троей и до сих пор слывёт гробницей Ахилла. Святилище и памятник Ахилла, а также памятники Патрокла и Антилоха были у мыса Сигей. Храмы его имелись ещё в Элиде, Спарте и других местах.

Филострат (род. в 170 г.) в сочинении «О героях» (215) приводит диалог между финикийским купцом и виноградарем, повествующий о событиях на Змеином острове. С завершением Троянской войны Ахилл и Елена вступили в брак после смерти (брак самого храброго с самой красивой) и проживают на Белом острове (о-в Левка) в устье Дуная на Понте Эвксинском. Однажды приплывшему на остров купцу явился Ахилл и попросил купить для него в Трое девушку-рабыню, указав, как ее найти. Купец исполнил поручение и доставил девушку на остров, но не успел еще его корабль далеко отплыть от берега, как он и его спутники услышали дикие крики несчастной девушки: Ахилл разорвал ее на части — она, оказывается, была последней из потомков царского рода Приама. Крики несчастной долетают до ушей купца и его спутников. Роль хозяина Белого острова, исполняемая Ахиллом, становится объяснимой в свете статьи Х. Хоммеля, показавшего, что даже в VII в. до н. э. этот персонаж, давно превратившийся в эпического героя, по-прежнему выступал в своей исконной функции одного из загробных демонов.

Именуется «царящим над скифами». Песнь о нём поет Демодок. В Трое появлялся призрак Ахилла, охотящегося на зверей.

Копье Ахилла хранилось в Фаселиде в храме Афины. Кенотаф Ахилла был в Элиде, в гимнасии. Согласно Тимею, Периандр воздвиг укрепление Ахиллея против афинян из камней Илиона, что опровергает Деметрий из Скепсиса. Статуи обнаженных эфебов с копьями назывались ахиллами.

Происхождение образа

Существует гипотеза, что изначально в греческой мифологии Ахилл являлся одним из демонов загробного мира (к каковым относились и другие герои — например, Геракл). Предположение о божественной природе Ахилла высказал Х. Хоммель в своей статье. Он показывает на материале греческих раннеклассических текстов, что даже в VII в. до н. э. этот персонаж, давно превратившийся в эпического героя, по-прежнему выступал в своей исконной функции одного из загробных демонов. Публикация Хоммеля вызвала активную дискуссию, пока не завершенную.

Образ в искусстве

Литература

Действующее лицо трагедий Эсхила «Мирмидоняне» (фр.131-139 Радт), «Нереиды» (фр.150-153 Радт), «Фригийцы, или Выкуп тела Гектора» (фр.263-267 Радт); сатировских драм Софокла «Поклонники Ахилла» (фр.149-157 Радт) и «Сотрапезники» (фр.562-568 Радт), трагедии Еврипида «Ифигения в Авлиде». Трагедии «Ахилл» писали Аристарх Тегейский, Иофонт, Астидамант Младший, Диоген, Каркин Младший, Клеофонт, Еварет, у Херемона была трагедия «Ахилл — убийца Терсита», из латинских авторов Ливий Андроник («Ахилл»), Энний («Ахилл по Аристарху»), Акций («Ахилл, или Мирмидоняне»).

Изобразительное искусство

Пластическое искусство древности неоднократно воспроизводило образ Ахиллеса. Изображение его дошло до нас на многих вазах, барельефах с отдельными сценами или целым рядом их, также на группе фронтона из Эгины (хранится в Мюнхене, см. Эгинское искусство), но нет ни одной статуи или бюста, который можно было бы отнести к нему с уверенностью.

Один из самых замечательных бюстов Ахиллеса хранится в Петербурге, в Эрмитаже. Печальная и вместе негодующая голова увенчана шлемом, который оканчивается нависшим вперёд гребнем, укреплённым на спине сфинкса; сзади этот гребень вьётся длинным хвостом. По обе стороны гребня изваяно в плоском рельефе по грифу, их разделяет пальметка. Передняя надлобная бляха шлема, оканчивающаяся с обеих сторон завитками, посредине украшена также пальметкой; по обе стороны от неё пара остромордых тонкохвостых псов с длинными прижатыми ушами, в ошейниках (по-видимому пара охотничьих псов, обнюхивающих землю). Выражение лица напоминает бюст, хранящийся в Мюнхене. Надо полагать, что здесь схвачен тот момент, когда уже надели на героя доспехи, скованные Гефестом, и вот лицо его уже загорелось гневом, жаждой мщенья, но печаль по милом друге ещё дрожит на губах, как отблеск внутренней сердечной тоски. Относится этот бюст, по-видимому, ко II веку н. э. к эпохе Адриана, но замысел его слишком глубок для этой эпохи, бедной творческой мыслью, и потому остаётся только предположить, что голова эта, как и мюнхенская, является подражанием, оригинал которого мог быть создан не позже Праксителя, то есть не позже IV—III в. до н. э.

В кинематографе

В 2003 году выходи двухсерийный телевизионный фильм «Елена Троянская», где Ахилла играет Джо Монтана.

Бред Питт исполняет роль Ахилла в фильме «Троя» 2004 года.

В астрономии

В честь Ахилла назван астероид (588) Ахиллес, открытый в 1906 году.

Творец сидел на Престоле и размышлял. Позади Него простиралась безграничная твердь небес, купавшаяся в великолепии света и красок, перед Ним стеной вставала черная ночь Пространства. Он вздымался к самому зениту, как величественная крутая гора, и Его божественная глава сияла в вышине подобно далекому солнцу...

  • День субботний. Как обычно, никто его не соблюдает. Никто, кроме нашей семьи. Грешники повсюду собираются толпами и предаются веселью. Мужчины, женщины, девушки, юноши - все пьют вино, дерутся, танцуют, играют в азартные игры, хохочут, кричат, поют. И занимаются всякими другими гнусностями...

  • Принимала сегодня Безумного Пророка. Он хороший человек, и, по-моему, его ум куда лучше своей репутации. Он получил это прозвище очень давно и совершенно незаслуженно, так как он просто составляет прогнозы, а не пророчествует. Он на это и не претендует. Свои прогнозы он составляет на основании истории и статистики...

    Первый день четвертого месяца года 747 от начала мира. Нынче исполнилось мне 60 лет, ибо родился я в году 687 от начала мира. Пришли ко мне мои родичи и упрашивали меня жениться, дабы не пресекся род наш. Я еще молод брать на себя такие заботы, хоть и ведомо мне, что отец мой Енох, и дед мой Иаред, и прадед мой Малелеил, и прапрадед Каинан, все вступали в брак в возрасте, коего достиг я в день сей...

    Еще одно открытие. Как-то я заметила, что Уильям Мак-Кинли выглядит совсем больным. Это-самый первый лев, и я с самого начала очень к нему привязалась. Я осмотрела беднягу, ища причину его недомогания, и обнаружила, что у него в глотке застрял непрожеванный кочан капусты. Вытащить его мне не удалось, так что я взяла палку от метлы и протолкнула его вовнутрь...

    …Любовь, покой, мир, бесконечная тихая радость – такой мы знали жизнь в райском саду. Жить было наслаждением. Пролетающее время не оставляло никаких следов – ни страданий, ни дряхлости; болезням, печалям, заботам не было места в Эдеме. Они таились за его оградой, но в него проникнуть не могли...

    Мне уже почти исполнился день. Я появилась вчера. Так, во всяком случае, мне кажется. И, вероятно, это именно так, потому что, если и было позавчера, меня тогда еще не существовало, иначе я бы это помнила. Возможно, впрочем, что я просто не заметила, когда было позавчера, хотя оно и было...

    Это новое существо с длинными волосами очень мне надоедает. Оно все время торчит перед глазами и ходит за мной по пятам. Мне это совсем не нравится: я не привык к обществу. Шло бы себе к другим животным…

    Дагестанцы - термин для обозначения народностей, исконно проживающих в Дагестане. В Дагестане насчитывается около 30 народов и этнографических групп. Кроме русских, азербайджанцев и чеченцев, составляющих немалую долю населения республики, это аварцы, даргинцы, кумьти, лезгины, лакцы, табасараны, ногайцы, рутульцы, агулы, таты и др.

    Черкесы (самоназв. - адыге) - народ в Карачаево–Черкесии. В Турции и др. странах Передней Азии черкесами называют также всех выходцев с Сев. Кавказа. Верующие - мусульмане–сунниты. Язык кабардино–черкесский, относится к кавказским (иберийско–кавказским) языкам (абхазско–адыгейская группа). Письменность на основе русского алфавита.

    [ глубже в историю ] [ последние добавления ]

    4. Смерть Ахиллеса (Дарес Фригиец, «Excidium Troiae», 34; Диктис Критский, 4:10-13). Ахиллесу была обещана рука Поликсены, дочери Приапа, царя Трои, если он согласится снять осаду Трои. Но это был заговор с целью убить Ахиллеса. Поликсена потребовала, чтобы он явился с жертвой Аполлону. Когда Ахиллес стоял в храме у алтаря, коленопреклоненный, брат Поликсены Парис метнул в него стрелу. Аполлон направил её в единственное уязвимое место Ахиллеса - его пятку. Ахиллес изображается стоящим на коленях перед алтарем, его пятку пронзает стрела. Или - иначе - его могут поддерживать другие братья Поликсены. Она стоит рядом со своими сопровождающими. В дверях храма виден Парис, в его руках лук. Аполлон стоит рядом. Гомер, у которого Овидий заимствовал сюжеты для своей поэмы, повествует, что Ахиллес погиб в битве. Однако эта версия редко находит отражение в живописи.

    Так как каждое из этих событий по разным причинам задевает бога Аполлона, они служат в дальнейшем объяснением мести, которую Аполлон свершает руками Париса над А. на десятом году осады Трои. В этой связи заслуживает внимания вариант мифа, передвигающий убийство Троила на последний год войны, когда оно предвещает скорую кончину A. (Verg. Aen. I 474-478). Особенно прославился А. уже в первые годы войны, когда греки, после неудачных попыток взять Трою штурмом, стали разорять окрестности Трои и совершать многочисленные экспедиции против соседних городов Малой Азии и близлежащих островов. Он разорил города Лирнесс и Педас, плакийские Фивы - родину Андромахи, Метимну на Лесбосе. Во время одной из таких экспедиций А. взял в плен прекрасную Брисеиду и Ликаона (сына Приама), которого продал в рабство на острове Лемнос (Нот. II. II 688-692; VI 397; IX 129; XIX 291-294; XXI 3443).

    После сражений, в которых А. побеждает пришедших на помощь троянцам царицу амазонок Пенфесилею и вождя эфиопов Мемнона, он врывается в Трою и здесь, у Скейских ворот, погибает от двух стрел Париса, направляемых рукой Аполлона: первая стрела, попав в пяту, лишает А. возможности устремиться на противника, и Парис сражает его второй стрелой в грудь (Apollod. epit. V 3). В этом варианте сохранился рудиментарный мотив «ахиллесовой пяты», в соответствии с которым достаточно было поразить стрелой пятку А., чтобы убить героя. Эпос, отказавшись от представления о неуязвимости А., ввел действительно смертельную для человека рану в грудь. Смерть А., равно как и его сражение с Пенфе-силеей, в поздних источниках получили романтическую окраску. Сохранилась, в частности, поздняя версия о любви А. к троянской царевне Поликсене и о его готовности ради брака с ней уговорить ахейское войско прекратить войну. Отправившись безоружным для переговоров о свадьбе в святилище Аполлона на троянской равнине, А. был предательски убит Парисом с помощью сына Приама Де-ифоба. В течение 17 дней А. оплакивали нереиды во главе с Фетидой, музы и все ахейское войско. На 18-й день тело А. было сожжено, и прах в золотой урне, изготовленной Гефестом, погребен вместе с прахом Патрокла у мыса Сигей (при входе в Геллеспонт со стороны Эгейского моря) (Нот. Od. XXIV 36-86). Душа А., по верованиям древних, была перенесена на остров Левка, где герой продолжал жить жизнью блаженных (Paus. Ill 19, 11 след.).

    Когда греки, наконец, ворвались в Трою, с ними был и Ахилл, но тут одна стрела Париса поражает его уязвимое место - пяту, другая попадает в сердце. По другой версии, Ахилл влюбляется в царевну Поликсену, дочь Приама, и отправляется безоружным, чтобы договориться о прекращении войны, но тут его предательски убивает Парис. Семнадцать дней оплакивала Фетида сына вместе с нереидами, на восемнадцатый день тело Ахилла было сожжено в золотой урне, изготовленной богом Гефестом, а прах погребен вместе с прахом его друга Патрокла. Душа Ахилла поселилась на островах блаженных, и там он женился на Медее (варианты: Ифигении, Елене). Мы приводим разговор Ахилла с матерью после смерти Патрокла в «ИлиаДе»:

    и именно в пятку Ахилла, когда он ворвался в Трою, попала отравленная стрела Париса, направляемая рукой Аполлона.

    Имя: Ахиллес (Achilles)

    Страна: Греция

    Создатель: древнегреческая мифология

    Деятельность: храбрейший из героев

    Семейное положение: не женат

    Ахиллес: история персонажа

    Персонаж героических сказаний древних греков. Храбрейший из героев, отправившихся в поход против Трои под предводительством микенского царя . Сын Пелея и , морской нимфы. Упоминается в эпической поэме «Илиада» .

    История происхождения


    Исследователи выдвигают теорию, что первоначально в мифологии древних греков Ахиллес считался демоном загробного мира. Другие древнегреческие герои, к примеру, тоже относились к этой категории персонажей. Отстаивая эту точку зрения, исследователь Хоммель ссылается на раннеклассические греческие тексты, где Ахилл уже превращен в эпического героя, но по-прежнему демонстрирует функции, свойственные демонам загробного мира.

    Мифы и легенды

    Как и другие греческие герои, Ахиллес родился от брака смертного и богини. Такие персонажи в древнегреческой мифологии обладают возможностями, превышающими человеческие, громадной физической силой, но не наделены бессмертием, подобно богам. Призвание героя - нести справедливость людям и исполнять волю богов. А в совершении подвигов героям часто помогают божественные родители.


    Мать Ахиллеса, морская нимфа Фетида, захотела сделать сына бессмертным. Для этого Фетида по разным версиям то клала младенца в кузнечную печь бога , то погружала в огонь, то в воды Стикса - реки царства мертвых. Во всех случаях мать во время окунания держала младенца за пятку, так что пятка осталась единственным уязвимым местом героя. Позже троянец убил Ахиллеса, попав тому стрелой в пятку.

    В детстве герой носил другое имя, но после одного случая, когда ему обожгло губы огнем, получил имя Ахиллес, что означает «безгубый». Героя на склонах горы Пелион воспитывал кентавр Хирон. Кентавр обучал Ахиллеса искусству лекаря. Герой нашел некую траву, при помощи которой мог излечивать раны.


    Позже Ахиллес присоединился к походу греков против Трои. К этому героя склонил царь Итаки . Ахиллес выступал во главе полусотни кораблей. Вместе с героем в поход отправился - друг детства, которого некоторые авторы называют любовником Ахиллеса.

    Один из мифов рассказывает, что мать Ахиллеса, нимфа Фетида, хотела уберечь сына от участия в роковой войне. Для этого нимфа скрыла юношу на острове Скирос, у местного царя Ликомеда. Ахиллеса одели в женские одежды, и в таком виде герой прятался среди царских дочерей.


    Хитроумный Одиссей прибыл туда, прикинувшись торговцем, и разложил перед девицами украшения, а вместе с побрякушками разложил и оружие. Затем подговоренные Одиссеем люди подняли шум и начали издавать боевые кличи. Ахиллес схватился за оружие и тем выдал себя среди девиц.

    После этого разоблачения герою пришлось-таки ехать под Трою. Когда поход начинался, Ахиллесу было только пятнадцать лет. Первый щит для героя выковал сам бог Гефест.


    Троянская война длилась 20 лет. Осада города была долгой, и за это время герой успел совершить немало набегов на соседние города. Шел уже десятый год осады, когда Ахиллес взял в плен прекрасную троянку Брисеиду. Мужчина повздорил из-за нее с Агамемноном. Микенский царь потребовал отдать ему Брисеиду, в ответ Ахиллес разгневался и отказался дальше участвовать в битвах.

    Греки начали проигрывать и стали упрашивать героя вернуться в бой, но это не помогало. Когда троянцы во главе с Гектором вторглись в лагерь греков, все еще разгневанный Ахиллес не вступил в бой сам, но позволил Патроклу выступить на помощь грекам вместе с отрядом. Чтобы враги устрашились, Ахиллес велел Патроклу надеть его, ахиллесовы, доспехи. Троянский герой Гектор убил Патрокла и забрал доспехи Ахиллеса себе как трофей.


    Только после этого Ахиллес появился на поле битвы собственной персоной. Завидев героя, троянцы пустились в бегство. На следующее же утро бог Гефест выковал герою новые доспехи, и Ахиллес ринулся в бой, горя жаждой мщения. Герой смог отбросить троянцев к городским воротам, а заодно убил Гектора и утащил труп в лагерь греков. После пышной тризны по Патроклу герой вернул тело Гектора троянцам за большой выкуп.

    Ахиллес пал в схватке у ворот города, сраженный лучником Парисом, которым руководил сам . Стрелок попал Ахиллесу в единственное уязвимое место - пятку. По другой версии, сам Аполлон принял облик Париса, чтобы сразить героя. На этом история жизни героя завершилась.


    У Ахиллеса не было жены, но было несколько возлюбленных, среди которых – Деидамия, дочь царя Ликомеда. От нее у героя родился сын Неоптолем.

    Греческие барельефы изображают Ахиллеса как мускулистого юношу с вьющимися волосами. Героя можно увидеть и на вазах, где тот изображен в доспехах.

    Экранизации

    В 2004 году вышел приключенческий боевик «Троя» по мотивам поэмы Гомера «Илиада». Роль Ахиллеса в этом фильме сыграл актер .


    В фильме Ахиллес помогает микенскому царю Агамемнону подчинять города Греции. Агамемнон мечтает уничтожить непокорную Трою, а тут как раз подворачивается случай. У , брата царя, троянец Парис украл жену, и Менелай является к Агамемнону, требуя мести.

    Чтобы соблазнить Ахилла отправиться воевать под Трою, к герою приезжает хитроумный Одиссей, царь Итаки. И герой на своем корабле присоединяется к войску греков, хотя собственная мать предсказала Ахиллесу гибель под стенами Трои.


    Воины Ахиллеса первыми высаживаются на троянский берег и вступают в бой, подчистую уничтожив отряд троянских воинов. Царь Агамемнон, однако, прилюдно оскорбил Ахиллеса, когда увидел, что герой отпустил Гектора, предводителя троянского отряда, не пожелав вступить с ним в бой.

    После этого случая Ахиллес и его люди не вступают в сражение вместе с остальными греками, а только наблюдают за битвой со стороны. Без Ахиллеса греки не в состоянии одолеть троянцев в бою, и на переговорах те отказываются принимать условия Агамемнона. Троянец Гектор благородно отказывается добивать поверженных греков и заключает с теми перемирие. Ахиллес же собирается вернуться домой и там завести семью и зажить мирно.


    Кадр из фильма "Троя"

    Позже троянцы нападают на греков под покровом ночи, и отряд Ахиллеса тоже идет в бой, думая, что предводитель с ними. Оказывается, однако, что это побратим Ахиллеса Патрокл вступил в бой в ахиллесовом шлеме, так что ночью и свои, и враги приняли того за Ахиллеса. Гектор побеждает Патрокла в бою и убивает.

    После этого планы Ахиллеса меняются. Вместо того чтобы отплывать домой, герой идет к стенам Трои и вызывает на бой Гектора. Победив того в поединке, Ахиллес едет в лагерь греков, а тело Гектора, привязанное за ноги, волочится за колесницей.


    В греческий лагерь пробирается отец Гектора царь и умоляет Ахилла отдать тело сына. Ахилл соглашается на это. Позже, когда Троя уже захвачена, Ахиллес мечется по городу в поисках троянки Брисеиды, дочери Приама, в которую герой влюблен. Ахиллес спасает возлюбленную от собственных соотечественников, но в это время самого Ахиллеса расстреливает из лука троянец Парис.

    Сюжет «Илиады» в фильме сильно искажен. Отсутствуют некоторые герои, например, троянская пророчица Кассандра и жрец , которые пытались предостеречь соотечественников. Костюмы греков не историчны, как и техника боя, которую используют герои.


    Многие герои умирают не там и не так. К примеру, царя Агамемнона у Гомера убила собственная неверная жена уже после возвращения из-под Трои. В фильме же Агамемнона зарезала ножом Брисеида в то время, когда греки грабили Трою.

    Сам Ахиллес в «Илиаде» не бегает по гибнущему городу в поисках девицы и не гибнет бесславно на аккуратном газоне. У Гомера Парис сразил Ахиллеса стрелой у ворот города, и за тело героя разгорелась ужасная битва. Греки не желали оставлять тело героя врагам на поругание, и вокруг Ахиллеса происходила настоящая свалка, пока мертвого героя не вынесли с поля боя.

    В 2003 году в США вышел двухсерийный фильм «Елена Троянская», тоже по мотивам «Илиады», где роль Ахиллеса сыграл актер Джо Монтана. Здесь Ахиллес – второстепенный персонаж, который появляется в сцене схватки с Гектором и пригвождает того копьем к столбу. Позже Ахиллес нападает на Париса, но тот сражает Ахиллеса выстрелом в пятку.


    В 1997 году режиссер снял в США двухсерийный фильм «Одиссея» – вольную интерпретацию одноименной гомеровской поэмы, где речь идет о возвращении царя Итаки домой после троянской войны. Второстепенную роль Ахиллеса здесь играет Ричард Труэт.

    Ахиллес появлялся также в сериале «Доктор Кто», в серии под названием «Создатели мифов», которая вышла осенью 1965 года. Корабль Доктора ТАРДИС материализуется под Троей ровно в тот момент, когда Ахиллес сражается с Гектором. Троянец отвлекается, и Ахиллес убивает его, а вышедшего из ТАРДИС Доктора принимает за верховного бога , который прикинулся нищим стариком.


    Кадр из сериала "Доктор Кто"

    Ахиллес зовет мнимого «Зевса» отправиться с ним в лагерь греков. Там царь Агамемнон требует, чтобы «бог» помог грекам против троянцев, а хитроумный Одиссей считает, что никакой не бог, а троянский шпион. Роль Ахиллеса здесь исполняет актер Каван Кендалл.

    Цитаты

    «Иди домой, царевич. Выпей вина, приласкай жену. Завтра будем воевать».
    «- Ты любишь меня, брат? Ты будешь оберегать меня от врагов?
    - Ты задавал мне подобные вопросы, когда тебе было девять, и ты украл у отца лошадь. Что теперь ты натворил?»
    «- Прошлая ночь была ошибкой.
    - А ночь до этого?
    - Я сделала много ошибок на этой неделе».

    Однажды ночью Пелей , увидев своего малолетнего сына в огне, вырвал его из рук матери. Согласно- другой версии, Фетида купала Ахилла в водах подземной реки Стикс , чтобы таким образом сделать его неуязвимым, и только пятка, за которую она его держала, осталась уязвимой (отсюда выражение «ахиллесова пята»). Оскорблённая вмешательством Пелея, Фетида покинула мужа, и тот отдал Ахилла на воспитание мудрому кентавру Хирону , который выкормил его внутренностями львов, медведей и диких вепрей, обучил игре на сладкозвучной кифаре и пению. Как самый юный из поколения героев - будущих участников Троянской войны - Ахилл не входил в число женихов Елены (по другим версиям мифа, его удержал от сватовства Хирон, обладавший даром предвидения) и не должен был принимать участие в походе. Фетида, зная, что её сыну всё же предопределено судьбой погибнуть под Троей, стремилась спасти его и с этой целью спрятала Ахилла во дворце царя Ликомеда на острове Скирос.

    Там Ахилл жил одетый в женские одежды среди дочерей Ликомеда. Здесь от тайного брака Ахилла с дочерью Ликомеда - Деидамией родился сын Пирр , прозванный позднее Неоптолемом . Когда ахейские вожди узнали предсказание жреца Калханта , что без участия Ахилла поход под Трою обречён на неудачу, они отправили на Скирос посольство во главе с Одиссеем . Под видом купцов Одиссей и его спутники разложили перед собравшимися женские украшения вперемежку с оружием (мечом, щитом и др.). По версии, восходящей, вероятно, к Еврипиду. Одиссей велел своим воинам сыграть сигнал тревоги. Испуганные девушки разбежались, тогда как Ахилл схватился за оказавшееся под руками оружие и бросился навстречу врагу. Так опознанный греками Ахилл стал участником похода на Трою. Во главе ополчения мирмидонян на 50 кораблях, в сопровождении своего верного друга и побратима Патрокла , прибыл Ахилл в Авлиду. К этому времени относится его участие в жертвоприношении Ифигении . По Еврипиду (трагедия «Ифигения в Авлиде»), Атриды для того, чтобы вызвать Ифигению в Авлиду (для принесения её в жертву), сообщили ей о бракосочетании с Ахиллом, причём без его ведома; поэтому, когда Ахилл узнал об этом, он готов был с оружием в руках защищать Ифигению. Однако в более ранней версии мифа эта романтическая окраска образа Ахилла совершенно отсутствовала; он был заинтересован в жертвоприношении Ифигении не меньше, чем всё войско, чтобы быстрее отплыть под Трою. По дороге в Трою, во время остановки войска на острове Тенедос, от руки Ахилла погиб царь Тенес ; при первой же схватке на побережье Троады Ахилл убил местного героя Кикна, а вскоре затем - троянского царевича Троила. Так как каждое из этих событий по разным причинам задевает бога Аполлона , они служат в дальнейшем объясне-нием мести, которую Аполлон свершает руками Париса над Ахиллом на десятом году осады Трои. В этой связи заслу-живает внимания вариант мифа, передвигающий убийство Троила на последний год войны, когда оно предвещает скорую кончину Ахилла. Особенно прославился Ахилл уже в первые годы войны, когда греки, после неудачных попыток взять Трою штурмом, стали разорять окрестности Трои и совершать многочислен-ные экспедиции против соседних городов Малой Азии и близлежащих островов. Он разорил города Лирнесс и Педас, плакийские Фивы - родину Андромахи , Метимну на Лесбосе. Во время одной из таких экспедиций Ахилл взял в плен прекрасную Брисеиду и Ликаона (сына Приама ), которого продал в рабство на острове Лемнос
    Из дошедших до нас источников образ Ахилла наиболее обстоятельно дан в «Илиаде». Мотив неуязвимости Ахилла не играет здесь никакой роли; Ахилл является храбрейшим и сильнейшим из героев исключительно в силу своих личных качеств. Он знает, что ему суждена короткая жизнь, и стремится прожить её так, чтобы слава о его беспримерной доблести сохранилась навеки у потомков. Поэтому, хотя судьба Елены и Менелая интересует его крайне мало, Ахилл принимает участие в Троянской войне, предпочитая героическую долю долгой, но бесславной жизни. Ахилл очень чувствителен в вопросах чести; поведение Агамемнона , отняв его у Ахилла Брисеиду , присуждённую ему в качестве почётной добычи, вызывает яростный гнев Ахилла, и только вмешательство богини Афины предотвращает кровопролитие среди ахейских вождей. Отказ Ахилла продолжать после этого войну приводит к тяжёлым последствиям для ахейского войска, но Ахилл отвергает попытку примирения со стороны Агамемнона; опечаленный победами троянцев, Агамемнон по совету старца Нестора объявляет через Одиссея и других вождей, что вернёт Ахиллу Брисеиду, даст ему в жёны одну из своих дочерей, а в приданое много богатых городов (кн. IX). Лишь когда троянское войско подступает к ахейским кораблям и троянский герой Гектор поджигает один из них, Ахилл разрешает другу Патроклу, облачившись в его доспехи, вступить в бой, чтобы отогнать троянцев. Конец гневу Ахилла кладёт известие о гибели Патрокла от руки Гектора. Получив от бога Гефеста новые доспехи, (см ст. Щит Ахиллеса)он устремляется в бой, беспощадно поражает убегающих троянцев и с помощью Гефеста одолевает даже восставшего против него бога реки Скамандр. В решающем поединке с Гектором Ахилл одерживает победу, предвещающую, однако, его собственную гибель, о которой он знает от своей матери и вновь слышит из уст умирающего Гектора (кн. XVI- XXII). Насытив свою неистовую ярость, Ахилл выдаёт Приаму за большой выкуп тело Гектора (кн. XXIII-XXIV).
    О дальнейшей судьбе Ахилла сообщает поздний пересказ несохранившейся эпической поэмы «Эфиопида». После сражений, в которых Ахилл побеждает пришедших на помощь троянцам царицу амазонок Пенфесилею и вождя эфиопов Мемнона, он врывается в Трою и здесь, у Скейских ворот, погибает от двух стрел Париса, направляемых рукой Аполлона: первая стрела, попав в пяту, лишает Ахилла возможности устремиться на противника, и Парис сражает его второй стрелой в грудь. В этом варианте сохранился рудиментарный мотив «ахиллесовой пяты», в соответствии с которым достаточно было поразить стрелой пятку Ахилла, чтобы убить героя. Эпос, отказавшись от представления о неуязвимо-сти Ахилла, ввёл действительно смертельную для человека рану в грудь. Смерть Ахилла, равно как и его сражение с Пенфесилеей , в поздних источниках получили романтическую окраску. Сохранилась, в частности, поздняя версия о любви Ахилла к троянской царевне Поликсене и о его готовности ради брака с ней уговорить ахейское войско прекратить войну. Отправившись безоружным для переговоров о свадьбе в свя-илище Аполлона на троянской равнине, Ахилл был предательски убит Парисом с помощью сына Приама Деифоба. В течение 17 дней Ахилла оплакивали нереиды во главе с Фетидой, музы и всё ахейское войско. На 18-й день тело Ахилла было сожжено, и прах в золо-той урне, изготовленной Гефестом, погребён вместе с прахом Патрокла у мыса Сигей (при входе в Геллеспонт со стороны Эгейского моря) (Нот. Оа. XXIV 36-86). Душа Ахилла, по верованиям древних, была перенесена на остров Левка , где герой продолжал жить жизнью блаженных (Раиз. III 19, 11 след.).

    По происхождению первоначально Ахилл являлся местным фессалийским героем, культ которого распространился также в различных областях Греции. В лаконском городе Прасии существовал храм Ахилла, в котором совершалось ежегодное празднование. Перед расположенным по дороге из Спарты в Аркадию храмом Ахилла приносили жертвы спартанские эфебы. Культ Ахилла был занесён также в греческие колонии на Сицилии и в Южной Италии (Тарент. Кротон и др.). Как место культа почитался жителями могильный курган Ахилла и Патрокла у мыса Сигей. Александр Македонский, а впоследствии римский император Каракалла устраивали здесь погребальные игры. Святилища Ахилла имелись также в городах Византии, Эритрах, близ Смирны. Наконец, локализация умершего Ахилла на острове Левка в устье Дуная объяснялась тем, что как на этом острове, так и в ряде других районов Северного Причерноморья (в Ольвии, у Керченского пролива) имелись храмы, жертвенники и участки, посвящённые Ахиллу.

    Ахилл - один из популярнейших пер-сонажей античного искусства: помпейские фрески («Ахилл и Хирон», «Ахилл среди дочерей Ликомеда», «спор Ахилла с Агамемноном» и др.), произведения вазописи (сюжеты «Фетида и Ахилл», «поединок Ахилл с Пенфесилеей», «Ахилл и Брисеида», «Приам перед Ахиллом», «оплакивание Ахилла»), рельефы римских саркофагов и другие произведения. В средневековом искусстве образ Ахилла воплощался в основном в иллюстрациях к произведениям о Троянской войне. Лишь с 16 в. сцены из жизни Ахиллеса получили широкое распространение в живописи (Дж. деи Росси, А. ван Дейк, Н. Пуссен, Дж. Б. Тьеполо, П. П. Рубенс и др.).
    Средневековая литература испытала воздействие «Энеиды» Вергилия с его симпатией к троянцам; отсюда значительное принижение образа Ахиллеса по сравнению с Гектором. На протяжении многих веков образ Ахилла появляется в эпических поэмах, посвящённых Троянской войне. С 17 в. к образу Ахиллеса на-чинают обращаться драматурги (в т. ч. трагедии «А.» Ж. Лафонтена;
    «Смерть А.» Т. Корнеля; в 18 в.- 1-я песнь поэмы «Ахиллеида» Гёте; в
    19 в. - «Пенфесилея» Г. Клейста; в 20 в. - «Ахиллеида» С. Выспяньского; «А. - мститель» А. Сюареса). В музыкально-драматическом искусстве особенно частым было обращение к эпизодам жизни А. на Скиросе. Первые оперы: «Деидамия» Ф. Кавалли; «Ахиллес на Скиросе» А. Драги; «А. на Скиросе» Дж. Легренци. Наиболее значительными произведениями последующего периода были оперы: «А. на Скиросе» Р. Кайзера; «Ахилл и Деидамия» А. Кампра; Деидамия» Генделя. В 1736 сюжету дал новую жизнь П. Метастазио; его пьесу «Ахилл на Скиросе» использовало более 30 композиторов, в т. ч. А. Кальдара, Н. Иоммелли, Дж. Паизиелло, Дж. Сарти. Популярны также были сюже-ты, связанные с участием А. в Троянской войне (оперы «Умиротворение Ахилла» А. Драги и А. Лотти, опера «Ахилл и Поликсена» Ж. Б. Люлли и П. Коласа, «Разрушение Трои» Р. Кайзера и мно-гие др.). Сюжет «Гнев Ахиллеса» также прив-лёк многих композиторов, в т. ч. Г. Доницетти

    Loading...Loading...