Месопотамия история кратко. Месопотамия (Междуречье). Ранние государства Шумера

Месопотамия – это территория между реками Евфрат и Тигр (иные названия: Двуречье, Междуречье – это, буквально, «местность, находящаяся между двумя реками»). На ней в 3 тысячелетии до н. э. были образованы Лагаш, Урук, Ур и другие города-государства, жители которых проживали в глиняных домах. Только глина являлась доступным материалом на территории Месопотамии, поскольку леса и горы отсутствовали.

Вконтакте

Для постройки глиняные кирпичи высушивались под солнечными лучами. Стены возводились толстыми, поскольку это предотвращало разрушение строений. Так, по городской стене могла проехать повозка – такой была ее ширина. Найденные древние захоронения являются подтверждением того, что ремесло в данных городах находилось на высоком уровне.

Двуречье – древняя цивилизация, и население ее городов насчитывало до 40 тысяч человек. Тигр и Евфрат поспособствовали появлению и формированию земледельческой цивилизации на этих территориях: после разливов рек по береговым линиям оставался плодоносный ил – основное богатство Месопотамии.

Внимание! Разливы были такими бурными, что людям пришлось возводить по берегам специальные насыпи, иначе воды сносили загоны для животных, смывали на полях многочисленные посевы, затопляли не только пастбища, но и жилые селения. Для орошения земель были вырыты каналы.

Культура Междуречья

В 3 тысячелетии до н. э. в городах возникла клинопись. Данная письменность представляла собой нанесение черточек в виде клиньев на каменную или глиняную поверхность посредством заостренной палочки. Поначалу клинопись в городах появилась как ребусное идеографическое письмо , а через некоторое время – как словесно-слоговое.

Особенно известно письменностью государство Ассирия в период своего культурного расцвета. Ее правитель создал город Ниневию (сохранился до наших дней в разрушенном состоянии), на территории которого ученые обнаружили архив царя, состоящий из 30 тысяч глиняных табличек того периода. Они содержали различные тексты, относящиеся к древним областям знаний, которые были на тот период актуальны.

При этом обучение письму и чтению было доступно только детям из обеспеченных семей. Впервые школы на территории древних городов появились на свет в 3 тысячелетии до н. э., и за обучение в них приходилось платить. Для того чтобы изучить непростую письменную систему, требовалось учиться в школе писцов в течение долгих лет.

В мифологии жителей преобладали такие боги, как:

  • Шамаш (бог Солнца);
  • Син (Бог Луны);
  • Эа (бог Воды);
  • Иштар (богиня плодородия и любви).

Среди мифов выделяются два – об Утнапиштиме и Гильгамеше . Сказание об Утнапиштиме повествует о том, как боги собрались и задумали уничтожить людей, однако один из них спас своего любимца, Утнапиштима, и наказал ему построить корабль. Тот послушался, нагрузил на него свое имущество, а также семью, родных, мастеров, зверей и птиц.

На следующий день возникли бури, и страшный потоп напугал даже богов, которые раскаялись в своем решении. На седьмой день потоп прекратился, и Утнапиштим со своей женой, получив от богов бессмертие, были поселены у истока Евфрата и Тигра.

Сказания о Гильгамеше – это одно из наиболее древних литературных произведений, которые дошли до наших дней. Сказания относятся к величайшим произведениям древневосточной литературы, в них отражены философские взгляды на жизнь и окружающий мир, судьбу людей и их место. Они повествуют о конфликтах главного героя с царем, о его походах, борьбой с разгневанной богиней, о Подземном мире, смерти Гильгамеша, потопе.

В центральной части городов находился зиккурат. Это ступенчатая башня большой высоты , а на ее верху строился храм божества, являющегося покровителем города. Сегодня зиккураты являются археологическими памятниками, которыми может похвастаться территория Месопотамии. Достопримечательности также содержат некрополи, остатки дворцового ансамбля.

Подниматься на самую вершину башни могли исключительно жрецы – в этом святилище они наблюдали за тем, как движутся Луна и , два небесных божества. Жрецами составлялись календари, предсказывалось будущее по . Были и ученые, тоже жрецы – они занимались математикой. Для них число 60 представлялось священным, поэтому в современном мире каждый час состоит из 60 минут, а окружность составляют 360 градусов. Так культура Месопотамии оказала значительное влияние на весь мир.

Древние города Междуречья

Месопотамия на карте доказывает, что ее территория была богата на государства. На смену шумерским городам пришли царства:

  • Аккадское;
  • Шумеро-Аккадское;
  • Старовавилонское.

В 16 веке до н. э. и позднее в Древней Месопотамии государственность отсутствовала достаточно долго. Были только отдельные довольно крупные города, которые долго сохраняли и приумножали культурное единство – Ассирия, древнее Нововавилонское царство. В 4 веке до н. э. персы завоевали Вавилон .

Шумерские города-государства

По мнению ученых, города Междуречья стали появляться в период 4–5 тысячелетия до н. э. в южной области Месопотамии. Они были небольшими и немногочисленными, а их жители назывались шумерами. Ур, Урук, Лагаш и другие города этой территории на данный момент хорошо изучены. Шумеры возводили зиккураты и другие археологические памятники.

Аккадское царство

Территорию шумер в конце 24 века до н. э. завоевал аккадский царь Саргон. Шумерские города-государства оказались под его властью и стали частью империи. Чтобы состыковать значительно различающиеся обычаи и нормы аккадцев и шумер, было составлено аккадское законодательство , являющееся одним из самых древних.

Вскоре государство, основанное Саргоном, распалось на несколько частей. К ним примкнулся город Аккад и ряд похожих поселений. Властители региона, не зависящие от решений друг друга, реализовывали свою власть.

В данный период были составлены законы Уруинимгины. Они дошли до наших дней в виде фрагментов и являются первым памятником законодательного значения.

Старовавилонское царство

В 20 веке до н. э. началось возвышение Вавилона (в переводе – «ворота Бога»). Данный город был расположен в центре Месопотамии, а на его территории сходилось множество каналов, жизненно важных для каждого жителя региона, будь то аккадцы, шумеры или иные народы.

В процессе развития и обретения власти Вавилона важную роль сыграла его политика, направленная на завоевания . В период правления царя Хаммурапи под началом этого города была объединена значительная территория Древней Месопотамии. А сам Хаммурапи разработал восточные законы, которые стали всемирно известны и дошли до наших дней.

Вместе с захватом Вавилона хеттскими племенами началось падение Древнего Междуречья, и цивилизация Месопотамии оказалась под угрозой. Этот период был тяжелым и продолжительным, информация о нем скудная и была найдена вследствие сохранившейся до наших дней переписки с фараонами и нахождения археологических артефактов.

Ассирия

Ассирии принадлежит значительная роль при объединении Месопотамии. В 8 веке до н. э. жители Ассирии впервые создали на своей территории имперское централизованное государство . Так началась постепенная смена ранней древности поздней. Наблюдалось техническое развитие, а открытия в технике помогли прокармливать не только чиновников, но и крупную армию. Появилась возможность для проведения масштабных завоеваний и производства товаров для обмена.

Сравнение ранней и поздней древности

Ранняя древность Месопотамии Поздняя древность Месопотамии
Экономика Коллективное использование земельных территорий и община играли основополагающую роль С позволения государства на земельные территории распространялась частная собственность, появился индивидуализм, значение общины стало снижаться, общинная собственность земли начала постепенно распадаться
Формы государственного устройства Территориальное царствование, номовое государство, в состав которого входили общины Империя – государство, отличающееся крупными размерами, централизованное, характеризующееся интенсивной внешней политикой
Религиозные особенности Родоплеменные религии были децентрализованы, наблюдалось многобожие, или политеизм Возникли мировые религии, религиозное мировоззрение носило этический характер, наблюдалось единобожие, или монотеизм
Рабовладение К рабам относились, как к людям, их работа была временной К рабам относились, как к вещам

В период существования Ассирии наблюдалось возвышение данного государства на территории Месопотамии. Была сформирована крупная и мощная армия , имевшая все необходимое военное снаряжение. Ассирийцы дважды отправлялись в поход на Египет. Государству отводилась значительная территория современного Ближнего Востока.

Затем Ассирийское государство стало переходить в упадок, а его полный разгром датируется 609 годом до н. э., когда было проведено сражение при Харране. Это привело к развитию другого царства.

Нововавилонское царство

Расцвет Вавилона начался после упадка Ассирии. В период царствования Навуходоносора этот большой город превратился в мировую столицу . В нем проживали 200 тысяч человек самых разных национальностей, что приводило к смешению языков и культур. Вавилон стоял под защитой двойной 8-метровой стены, имевшей множество башен и ворот. Были построены кварталы, центральная территория города отводилась рынку.

Интересно! Также в этот период в Месопотамии появляются Висячие сады Семирамиды. На данный момент они относятся к чудесам света.

Однако прочностью данное государство не отличалось и вскоре было завоевано персами.

Природа и население Междуречья (рус.) История древнего мира.

Видеоурок »Древнее двуречье» — ИСТОРИЯ — 5 кл.

Ваза из Урука. III тысячелетие до н. э.

Изучение культуры, не оставившей письменных источников, напоминает допрос немого и вдобавок неграмотного человека. Вся полученная информация сводится к рисункам и бурной жестикуляции. Конечно, понять кое-что можно, но гораздо меньше, чем хотелось бы. На порядок богаче «показания» культуры, располагавшей письменностью и оставившей потомкам в наследство разного рода тексты.

Месопотамия - междуречье Тигра и Евфрата.


Реконструкция рисунка вазы из Урука. Изображение сцены жертвоприношения.

Именно такой порог на рубеже IV-III тысячелетий до н. э. прошла древняя Месопотамия. До того в Междуречье уже строили величественные храмы и мощные укрепления, там существовала сеть каналов, запруд, искусственных водоёмов, обеспечивавшая страну водой и сберегавшая её от грозных речных разливов, торговцы отправлялись в дальние путешествия, ремесленники славились своим искусством и тонкостью работы. К тому времени на территории Месопотамии существовали крупные населённые пункты. Некоторые учёные осторожно называют их протогородами, другие - просто городами. Судя по археологическим находкам, местное население выработало сложные религиозные представления, а также широко практиковало магию. Таким образом, в стране были все признаки цивилизации, кроме одного - письменности.


Цилиндрическая печать и оттиск. Урук. Месопотамия. 4100-3000 гг. до н. э.

Наконец, народ шумеров создал её. Ряд учёных считают, что во всей истории человечества не было более значительного переворота.

Загадки клинописи

Шумеры создали письменность на рубеже IV-III тысячелетий до н.э. Поначалу это был набор простейших рисунков, которые могли только напомнить читающему определённую информацию, намекнуть на некие сведения, но не передать их в точности. Каждый рисунок мог обозначать несколько понятий

сразу. Слова «приносить», «приходить» и «направляться» равнялись на письме одному и тому же знаку. Два или три знака могли соединиться, породив третий, совершенно новый. Так, рисунки, соответствующие понятиям «лу» («человек») и «гал» («большой»), слились в понятие «лугаль» («хозяин», «господин», «правитель»). Понемногу число знаков росло, запоминать их становилось всё труднее. Кроме того, чем дальше, тем больше рисунки древнейшего шумерского письма утрачивали связь с тем, что они изображают. Их выдавливали на влажной глине, а наносить на неё кривые линии, окружности и повторять рисунок от раза к разу очень сложно. В конце концов, писцы стали пользоваться только прямыми линиями. Их инструмент - тонкая палочка - выдавливал на глиняной табличке нечто подобное клинышку, поскольку соприкасался с глиной под наклоном и заострённый кончик уходил глубже. Прежние рисунки становились замысловатым узором из маленьких клинышков. Они превратились в схемы, совсем не похожие на то, с чего их рисовали изначально. Это превращение заняло несколько веков.

Сама традиция такого письма получила название «клинопись».

Постепенно клинописные схемки стали использовать для составления «ребусов». Шумерский язык богат короткими словами из одного или двух слогов. И когда писец соединял схемку, обозначавшую одно понятие, со схемкой, обозначавшей другое понятие, результат могли прочесть уже как сочетание звуков, а не слов. Даже если полученное в результате слово не было связано с первоначальными понятиями двух и более рисунков, из которых его «слепили»...


Портрет немецкого учёного Георга Гротефенда.

Клинописная табличка. Шумер. 2095-2047 гг. до н. э.

Всё усложнилось, когда шумеры сошли с исторической сцены, подчинившись племенам аккадцев (восточных семитов). Их язык и культура обогатили завоевателей. Их письменность была принята аккадцами как собственная. Но они уже не могли составлять ребусы по-цгумерски, поскольку аккадский язык совершенно не похож на шумерский. Неопытный читатель мог запутаться в значениях клинописных схемок и полностью утратить смысл текста. Письмо до крайности усложнилось, «ребусное» и «смысловое» значение каждого знака в разных сочетаниях приходилось заучивать и трактовать в зависимости от того, кому предназначался текст - шумеру или аккадцу... Возникли огромные шумеро-аккадские словари, а ремесло писца потребовало большой учёности.

К аккадской системе письма тяготеют и все более поздние разновидности - ассирийские, вавилонские и т. п.

В XVIII - первой половине XIX в. н. э. европейцы отлично знали о существовании письменности в древней Месопотамии. В музеях и частных собраниях накопилось немало глиняных табличек с клинописными текстами. Но прочитать их довольно долго никто не мог. Лишь общие усилия учёных из разных стран способствовали расшифровке. Впрочем, в шумерском языке и шумерском письме до сих пор далеко не всё понятно учёным, а переводы бывают очень приблизительными.

Немец Георг Гротефенд (1775- 1853), ирландец Эдвард Хинкс (1792 - 1866), англичане Генри Роулинсон (1810-1895) и Уильям Толбот (1800-1877) в разное время приложили усилия к разгадке клинописи. Кроме них над ней работало с разной степенью успеха великое множество других учёных.

Ключом к расшифровке стала так называемая Бехистунская надпись. В конце VI в. до н. э. она была высечена персидским царём Дарием I на скале Бисутун (или Бехистун) недалеко от современного города Хамадана. Надпись повествует о главных событиях в Персидской державе на трёх языках: ассирийском, эламском и древнеперсидском. Надпись украшена рельефом: царь Дарий, попирающий левой ногой мятежника. Над изображениями людей парит крылатый бог персов Ахурамазда. Надпись и рельеф поистине огромны. Их видно издалека. Однако скопировать надпись долгое время не удавалось, поскольку она располагалась на высоте полутора сотен метров и в работу копииста из-за большого расстояния могли вкрасться серьёзные ошибки.

В 1844 г. Генри Роулинсон, одержимый страстью к тайнам Древнего Востока, вскарабкался по узкому карнизу на скалу и чуть не сорвался. Некоторое время он висел над пропастью. Жизнь Роулинсона могла оборваться каждую секунду, спасся он чудом. Однако англичанин не утратил задора. Он и его спутники соорудили специальный мостик, позволивший добраться до надписи и скопировать большую её часть. Но до ассирийского, самого дальнего и труднодоступного, фрагмента Роулинсон, при всей его сноровке и смелости, добраться не рискнул. И даже опытные скалолазы не отважились сделать это. Лишь безвестный мальчик из местных за большие деньги совершил крайне опасное восхождение и свёл последний фрагмент надписи...

Опытные востоковеды много лет провели над расшифровкой надписи. Сначала им поддался древнеперсидский кусок текста. Затем с помощью полученных знаний удалось перевести эламский фрагмент. И наконец, после неимоверных усилий учёные прочитали ассирийскую часть. Таким образом, у них появился ключ к письменности древней Месопотамии. Это произошло около 1850 г.

Разгадка секретов клинописи стала настоящей научной революцией. Холмы Междуречья хранили невероятное количество письменных памятников. Глина не гниёт, не распадается в пыль, не горит, она не может истлеть, а вода не смоет надписи, выдавленные на глиняной тверди. Следовательно, этот писчий материал имеет преимущество долговечности по сравнению с бумагой, пергаменом и папирусом . Да ещё какое преимущество! Раскопки одного-единственного месопотамского города, название которого известно только узким специалистам, давали археологам такое количество документов, какого учёные не знают для целых веков средневековой истории Западной Европы! Если собрать в архивах все бумаги, связанные с 50-летним царством Ивана Грозного (1533-1584 гг.) в России, то их будет намного меньше, чем сохранилось от древнего Сиппара или Шуруппака... В архивах древнего Междуречья лежали десятки, сотни тысяч, а может быть, и миллионы глиняных табличек. Один только дворец ассирийского царя Ашшурбанипала подарил историкам 100 тыс. документов! По словам английского историка Джеймса Велларда, при раскопках в древнем городе Лагаше было найдено столько надписей, «что утрата около 30 тыс. табличек, разворованных местными жителями и продаваемых по цене 20 центов за корзину, осталась практически незамеченной».

Портрет английского учёного Генри Роулинса.

Бехистунский рельеф. Фрагмент. Конец VI в. до н. э.

Вавилон пал в 538 или 539 г. до н. э. Но после этого Месопотамия не была разорена, города её не подверглись разрушению, а население - уничтожению. Просто в дальнейшем земли Междуречья развивались в рамках другой цивилизации - древнеперсидской.

Гипсовая статуэтка молящейся женщины из Ура. 2500 г. до н. э.

Статуэтка молящегося мужчины. Алебастр. Теллох. 2400 г. до н. э.

Глиняные архивы позволили в мельчайших подробностях увидеть жизнь людей 5000-летней давности.

Долину между реками Тигр и Евфрат греки назвали Месопотамией, что в переводе означает Двуречье или Междуречье. Люди заселили Междуречье в глубокой древности.

По природным условиям Месопотамия напоминает Египет — постоянные разливы рек, жара, плодородная земля, удобная для обработки, отсутствие лесов и болота. Зимой начинались проливные дожди и разливы рек.

В Месопотамии возник один из древнейших мифов — о всемирном потопе.

Финиковую пальму жители Месопотамии называли «деревом жизни». Одно дерево давало до 50 килограммов фиников. Из ягод выжимали сок, похожий на мёд. Ствол дерева использовался и как топливо. Из финиковых косточек готовили муку для корма скоту. Эти же косточки использовали в кузницах в качестве топлива.

В Месопотамии жилые дома строились из глины и сырцового кирпича

В 4 тысячелетии до н.э. в Месопотамии возникли поселения шумеров. Они заселили Южную Месопотамию, которую стали называть Шумером. Северную часть территории, названную Аккадом, заселили кочевники-скотоводы — аккадцы. К концу 3 тысячелетия до н.э. они заняли всю Месопотамию, смешавшись с шумерами.

Занятия жителей Месопотамии

Главным занятием Месопотамии было земледелие. При ежегодных разливах Тигра и Евфрата на поля разносилась плодородная земля.

В Месопотамии было мало необходимых для хозяйства материалов — леса, металла, но выращивалось много зерна и скота. Поэтому жители Месопотамии занимались также торговлей. В обмен на зерно из соседних областей Закавказья и Ирана в Шумер доставляли серебро, медь, олово и драгоценные камни. Из Сирии привозили кедры.

В Месопотамии торговали различными ремесленными изделиями. Особенно ценились металлические изделия, украшения, оружие и гончарная посуда. В торговле применялись весовые металлические деньги в виде слитков серебра. Мера веса в Месопотамии называлась мина и равнялась 550 граммам серебра.

В 4 тысячелетии до н. э. шумеры изобрели одну из древнейших письменностей в мире — клинопись. Они писали заострёнными палочками по сырой глине. Шумеры также были искусными строителями и ремесленниками

Древние города-государства Месопотамии

Постепенно поселения земледельцев разрастаются, и в конце 4 тысячелетия до н.э.в Месопотамии появляются города У рук, Эриду Лагаш, Ур и другие. Их называют городами-государствами. Они состояли из самого города и прилегающей земледельческой округи. От имени верховного бога в городах правили жрецы, а храмы были местом поклонения богам. Древнейшие храмы Месопотамии представляли собой массивные многоступенчатые строения, сложенные из сырцового кирпича, — зиккураты.

Особо почитаемым был бог Солнца — Шамаш. Он считался верховным судьёй и судил людей за злые дела. Почитались также бог Луны — Сина, бог воды — Эа и богиня плодородия, любви, а также войны — Иштар.

В 3 тысячелетии до н.э. самым сильным шумерским городом был Ур. О его могуществе рассказывают находки из гробниц царей, обнаруженные археологами. Это золотые изделия, роскошное оружие, серебряная посуда.

Обширные земельные владения в Месопотамии принадлежали правителям и храмам. Поля обрабатывали рабы и свободные наёмные работники. Население, проживавшее в округе городов, имело свои небольшие земельные наделы. Бедняки, чтобы прокормить свою семью, работали в царских и храмовых хозяйствах.

В середине 3 тысячелетия до н.э. начинается возвышение Лагаша. К нему были присоединены многие города Шумера и Аккада.

Города Шумера были окружены оборонительными стенами. От основных ворот начинались улицы, которые вели к центральной площади, храму и ко дворцу правителя. Строительство велось из камня, сырцового и обожжённого кирпича. Храм в Лагаше был богато украшен статуями богов и героев Шумера.

Во время войн усиливалось влияние вождей. Постепенно они становились постоянными правителями. Их называли царями. Царь правил городом-государством при помощи чиновников, опираясь на знать, жрецов и армию.

Сказание о Гильгамеше

Самым любимым героем мифов Междуречья был Гильгамеш. Он был царём города Урука, но его жизнь впоследствии обросла множеством легенд.

Как гласит легенда, после рождения Гильгамеш а его дед, правитель страны, приказал сбросить ребёнка в пропасть, так как опасался, что внук отнимет у него трон. Но Гильгамеша подхватил орёл и отнёс его к садовнику, который воспитал мальчика. Став взрослым, Гильгамеш лишил деда власти и сам стал правителем Урука. Гильгамеш подружился с героем по имени Энкиду. Вместе они сражались со злыми чудовищами, за что боги наказали Энкиду, и он умер.

Возвышение Аккада

Города-государства постоянно воевали друг с другом. В результате этих войн правителем всего Двуречья стал царь Саргон I. Во второй половине 3 тысячелетия до н.э. он объединил под своей властью Аккад и города Шумера. Чтобы развивалась торговля, он ввёл единые для всех городов меры длины, площади и веса. Впервые в мировой истории он создал постоянное войско. Оно состояло из 5400 воинов и затем стало основой большой армии, которая помогла Саргону завоевать многие города и соседние страны. Он захватил морские торговые пути, ведущие из Месопотамии в Аравию, Иран и Индию. К концу своего правления Саргон I получил титул «царя четырёх стран света».

Однако единое государство просуществовало недолго. После смерти Саргона I оно распалось на многочисленные го рода-государства, которые продолжили борьбу друг с другом. Во 2 тысячелетии до н.э. Шумеро-Аккадское государство распалось под ударами кочевых племён.

Месопотамией (Междуречьем) древнегреческие географы называли равнинную область между Тигром и Евфратом. Самоназвание этой области – Сеннаар. С севера и востока Месопотамию окружали горы Армянского и Иранского нагорий, на западе она граничила с Сирийской степью и полупустынями Аравии, с юга ее омывал Персидский залив. Природные условия способствовали возникновению в Месопотамии поселений и даже городов уже в VI-V тысячелетиях до нашей эры (Эриду, Тель-эль-Обейд, Джармо, Али-Кош, Телль-Сотто, Тель-Халаф, Тель-Хассун, Ярым-Тепе).

На территории Месопотамии в IV–III-м тысячелетии до нашей эры сформировались шумерские города-государства Эшнунна, Ниппур, Ур, Урук, Ларса, Лагаш, Киш, Шуруппак, Умма. В 23 веке до нашей эры Месопотамия была объединена под властью Саргона Древнего, основателя великой Аккадской державы.

В самом конце III-его тысячелетия Месопотамию удалось объединить под своей властью царям третьей династии Ура. В начале II-ого тысячелетия до нашей эры в южной части Месопотамии сложилось государство Вавилония с центром в городе Вавилон. Центр развития древнейшей цивилизации находился в Вавилонии. Северная Вавилония носила название Аккад, а южная – Шумер. Не позднее IV тысячелетия до нашей эры на крайнем юге Месопотамии возникли первые шумерские поселения, постепенно они заняли всю территорию Месопотамии. Откуда пришли шумеры – до сих пор неизвестно, но согласно легенде, распространенной среди самих шумеров, с островов Персидского залива. Шумеры говорили на языке, родственные связи которого с другими языками не установлены.

В северной части Месопотамии начиная с первой половины III тысячелетия до нашей эры жили семиты, скотоводческие племена древней Передней Азии и сирийской степи, язык семитских племен назывался аккадским. В южной части Месопотамии семиты говорили на вавилонском, а к северу – на ассирийском диалекте ассирийского языка. В течение нескольких веков семиты жили рядом с шумерами, но затем стали продвигаться на юг и к концу III тысячелетия до нашей эры заняли всю южную Месопотамию, в результате этого аккадский язык постепенно вытеснил шумерский, однако он продолжал существовать как язык науки и религиозного культа до I века нашей эры.

В конце III тысячелетия до нашей эры в Месопотамию из сирийской степи начали проникать западно-семитские скотоводческие племена, которые вавилоняне называли амореями (кочевники). С III тысячелетия в Северной Месопотамии, от верховья реки Диялы до озера Урмии, обитали племена кутии, или гутии. С древнейших времен на севере Месопотамии жили также хурритские племена, которые создали государство Митанни. В III – II тысячелетиях до нашей эры хурриты и их близкие родственники урартские племена занимали всю территорию от равнин Северной Месопотамии до Центрального Закавказья. Шумеры и вавилоняне называли племя и страну хурритов Субарту.

Во второй половине II тысячелетия до нашей эры из Северной Аравии в сирийскую степь, Северную Сирию и Северную Месопотамию хлынула мощная волна арамейских племен. К концу XIII века до нашей эры арамеи создали в Западной Сирии и Южной Месопотамии множество мелких княжеств, а к началу I тысячелетия до нашей эры арамеи почти полностью ассимилировали хурритское и аморейское население Сирии и северной Месопотамии.

В VIII веке до нашей эры арамейские государства были захвачены Ассирией, однако после этого влияние арамейского языка усилилось, к концу VII века до нашей эры вся Сирия говорила по-арамейски. Этот язык начал распространяться и в Месопотамии.

В VIII – VII столетиях до нашей эры ассирийская администрация проводила политику насильственного переселения покоренных народов из одного района Ассирийской державы в другой, цель – затруднить взаимопонимание между различными племенами, тем самым предотвратить их мятежи против ассирийского ига и заселить опустошенные во время бесконечных войн территории. В результате неизбежного смешения языков победителем выходил арамейский. Начиная с IX века до нашей эры, в Южную Месопотамию начали вторгаться родственные арамеям халдейские племена, постепенно занявшие всю Вавилонию, в I веке нашей эры вавилоняне полностью слились с халдеями и арамеями.

Министерство образования Российской Федерации

Кубанский государственный университет

ДРЕВНЯЯ МЕСОПОТАМИЯ

Географическая среда

Природные условия Месопотамии. От гор Армении на севере до Персидского залива на юге, от горных областей Ирана на востоке до Сирийско-Месопотамской степи на западе протянулась обширная территория, названная древнегреческими географами Месопотамией что в переводе обозначает «Междуречье». В литературе на русском языке чаще употребляется название «Двуречье» (от двух рек -Еврата и Тигра).

Евфрат (шумерское Баранун, аккадское Пуратту),имеющий протяженность 2700км, и Тигр (шумерское Идигна, аккадское Идиклат) протяжностью 1900км берут начало на Армянском нагорье и впадают в Персидский залив, в древности-двумя раздельными устьями, а сейчас-одним обширным Шатт-эль-Араб. Реки питаемые водой горных ручьёв в верхнем течении малоазиатские горные хребты Тавр и Антитавр(Евфрат) и район горного Курдистана (Тигр), в среднем течении текут по глинистой равнине и на подступах к месту своего впадения в Персидский залив разливаются по плоской территории, образуя большое заболоченное пространство, которое древние обитатели звали Горькой рекой.

Реки имеют ряд притоков: у Евфрата наиболее крупные –Балих и Хабур, у Тигра Верхний и Нижний Заб, Дияла. Тигр был значительно полноводнее Евфрата и имел более быстрое течение. Разливы Тигра зависели от таяния снегов на Армянском нагорье и обычно приходились на февраль-май месяцы, и однако, в отличнее от режима реки Нил не были точными, ибо Тигр и Евфрат пересекали на своём тутти разные климатические зоны, таяние горных снегов не всегда наступало в одно и тоже время. Воды рек несли ил, содержащий растительные остатки и растворённые соли горных минералов остававшиеся во время половодья на полях удобряя их. Земли Месопотамии отличались исключительным плодородием, что в своих произведениях единодушно отмечают Геродот, Феофраст и античные авторы. Однако для того, чтобы в длине Междуречья можно было заниматься земледелием, необходим был целый комплекс работ: ирригационных, мелиоративных, дренажных, осуществлявшихся круглый год. Угрозу для плодородия месопотамских земель представляли сильные ветры из района пустынь, приносившие тучи песка. А ветры дувшие с Персидского залива, гнавшие на берег большие волны и поднимавшие уровень воды в Тигре и Евфрате, могли привести к сильным наводнениям, - недаром именно В Двуречье родилась знаменитая легенда о всемирном потопе. Только на севере Месопотамии можно было рассчитывать на естественное орошение(дожди, таяние снегов)при ведении земледельческого хозяйства.

Климат Двуречья был неодинаков на севере и юге. На севере он был резко континентальным зимой выпадал снег, весной и осенью дожди. Юг отличался жарким сухим климатом снега здесь не было, а температура летом поднималась до плюс 50-60 градусов по Цельсию.

На территории Месопотамии в изобилии имелись глина и природный асфальт. В северной части страны встречались месторождения металлов (свинца, олова, железа),гористые районы давали много камня.

Флора Месопотамии была довольно скудной. Лишь на севере, в горном районе, произрастали различные породы деревьев. Значительная часть страны культивировала в древности финиковую пальму (Страбон говорит, что в древности знали 360 её полезных свойств), виноградную лозу, яблоню и другие фруктовые деревья. Из культурных растений в основном разводили Зерновы (ячмень, полба, просо) технические (сезам или кунжут, лен) огородные (лук, чеснок, огурцы, баклажаны, тыква), а также бобовые (чечевица, фасоль,горох).

Фауна в древнее времена была очень богатой. Реки изобиловали рыбой. В камышовых зарослях, на болотах водилось много птицы. Дикие быки, ослы, свиньи, газели, зайцы, страусы, львы и другие животные обитали в степях и приречных зарослях.

Месопотамия была расположена в центре Ближнего Востока, что обеспечивало ей издревле ведущую роль в переднеазиатской торговле, ибо многие торговые сухопутные пути проходили через неё с запада на восток и с севра на юг. Реки служили торговыми артериями, хотя судоходство по ним изобиловало с трудностями, Персидский залив был морской дорогой из Передней Азии в Аравию и Индию.

Население

Первые поселенцы на территории Месопотамии и горных районов, окаймляющих её с северо-востока появились в эпоху палеолита. Неандертальцы, занимавшиеся охотой и собирательством, оставили следы своего обитания, орудия труда, остатки пищи, в основном в пещерах, которые служили укрытием от холодов, непогоды и диких зверей.

В эпоху неолита процесс заселения Месопотамии пошел более быстрыми темпами за счет переселения обитателей гор предгорий-охотников и собирателей - в речную долину. В первую очередь заселялась более благоприятная с точки зрения природы и климатических условий Северная Месопотамия. Переходя от кочевой жизни к оседлой, от присваивающих форм хозяйства к производящему - земледелию, скотоводству, ремеслу, первые поселенцы на протяжении VII-VI тысячелетий до н.э. всё шире осваивали долину Тигра и Евфрата и всё прочнее оседали на этой территории. Этнический состав их неизвестен. Обычно по названию открытых археологами поселений, где сохранялись следы их обитания и культуры, из называют хассунским. Халафским и прочим населением.

В конце VI и вV тысячелетия до н.э. появились первые поселенцы и на территории Южной Месопотамии. По наиболее типичному поселению этого времени Эль-Убейд их чаще всего называют убаидцами, иногда протошумерцами.

В начале IVтысячелетия до н.э. на крайнем юге Месопотамии возникли первые шумерские поселения, хотя точное время появления шумеров в долине Тигра и Евфрата пока установить трудно. Постепенно они заняли значительную территорию Месопотамии от Персидского залива на юге до наибольшего сближения Тигра и Евфрата на севере.

Вопрос об их происхождении и родственных связях вызывал и продолжает вызывать острые дискуссии. Наряду с ранее высказанными мнениями Б. Грозного о приходе шумеров с севера и Г.Чайалда об их приходе с востока, из Элама появляются предположения о приходе шумеров из Средней Азии (по сходству керамики, найденной в Северо-Восточном Иране и Уруке),из Индии, из западных областей Индокитая(по предполагаемому родству шумерского языка с тибето-бирманскими языками) и др. Шумеры смешались теми этническими группами Северной Месопотамии, которые продвинулись на юг, вступили в контакт с убаидским населением, заимствовав у него ряд топонимических названий, достижений из области хозяйства, некоторые религиозные верования и др.

Высказывались предположения о родстве шумерского языка со многими языками мира вплоть тюркских и даже малайско-полинезийских языков. Но в настоящее время нет достаточных оснований для отнесения шумерского языка а той или иной известной языковой семье.

В северной Месопотамии начиная с первой половины IIIтысячелетия до н.э. а возможно и ранее, жили семиты. Они были скотоводческими племенами древней Передней Азии, Сирийской степи и Аравии. Язык семитских племён, поселившихся в долине Тигра и Евфрата, называется аккадским и имел несколько диалектов. В Южной части Месопотамии семиты говорили на вавилонском диалекте, а к северу, в средней части долины Тигра,-на ассирийском. В течении нескольких веков семиты сосуществовали с шумерами, но затем стали продвигаться на юг и к концу III тысячелетия до н.э. заняли всю Месопотамию. В результате аккадский язык постепенно вытеснил шумерский. К началу IIтысячелетия до н.э. щумерский был уже мёртвым языком. Вытеснение шумерского языка вовсе не означало физического уничтожения его носителей. Шумеры селились с семитами, но сохраняли религию и культуру, которые у них лишь с небольшими изменениями заимствовали аккадцы.

В конце III тысячелетия до н.э. в Месопотамию из Сирийской степи начали проникать скотоводческие племена семитского происхождения. Аккадцы называли эти западносемитские племена амореями. По-аккадски Амуру означало « Сирия»,а также и «запад» вообще среди этих кочевников было много племён, говорящих на разных но близких друг к другу диалектах. Часть этих племён аккадцы называли сутиями (в переводе-«кочевники»). В конце III-первой половине II тысячелетия до н.э. амореям удалось осесть в Месопотамии и создать ряд государств.

С древнейших времён на севере Месопотамии жили хурритские племена, повидимому являвшиеся автохтонными жителями Северной Месопотамии, Севреной Сирии и Армянского нагорья. В Северной Месопотамии хурриты создали государство Митанни, однако в нём наличествовали и какие-то индоевропейские этнические элементы. По языку и происхождении хурриты были близкими родственниками урартских племён, живших на Армянском нагорье. В отдельных районах нагорья хуриты жили еще в VI-Vвв. До н.э.

С III тысячелетия до н.э. в Северо-Всоточной Месопотамии, от верховьев реки Диялы до озера Урмии, жили полукочевые племена кутиев (или гутиев), этническое происхождение пока остаётся загадкой, а язык отличается от шумерского, семитских или индоевропейских языков; возможно, но был родственным хурритскому. В конце ХХIII в. до н.э. кути вторглись в Месопотамию и на целое столетие установили там своё господство. Лишь в конце ХХII в. до н.э. их власть была свёргнута. А сами они отброшены к верховьям Диялы, где продолжали жить еще в I тысячелетии до н.э.

С конца III тысячелетия до н.э. в предгорьях Загроса к западу от кутиев жили часто вторгавшиеся в Месопотамию племена луллубеев, о происхождении и языковой принадлежности которых ничего определённого пока сказать нельзя. Не исключено, что они были родственны касситским племенам.

Касситы с девнейших времён жили в Северо-Заподном Иране, к северу от эламитов. Во второй четверти II тысячелетия до н.э. части касситстких племён удалось утвердиться в долине реки Диялы и оттуда совершать набеги в глубь Месопотамии. В начале ХVIв. до н.э. они захватили одно из месопотамских государств-Ваваилонское-и основали там касситскую династию. Касситы осевшие в Вавилонии, были полностью ассимилированы местным населением и приняли его язык и культуру, в то время как касситске племена, оставшиеся на своей родине, сохраняли родной язык отличный от шумерского, семитских, хурритских и индоевропейских языков.

Loading...Loading...