Некоторые особенности употребления предлогов. Употребление предлогов. Правила, исключения и особенности Какие производные предлоги пишутся слитно

Значительная часть предлогов принадлежит к стилистически нейтральной лексике: в, на, за, между, о, перед, по и мн. др. Некоторые предлоги имеют книжную окраску и употребляются преимущественно в книжных стилях речи, например: вопреки, согласно, по мере, в отношении, применительно к, в лице, помимо, в связи и нек. др.

Ряд предлогов управляет не одним, а разными падежами существительных (см. выше); эти предложно-падежные сочетания могут различаться как по значению, так и по стилистическим свойствам, а также по употребительности: одни сочетания характерны для современного языка, а другие являются устаревшими. Встречаются в речи и неправильные, с точки зрения литературной нормы, способы соединения предлога с существительным.

Приведём примеры, иллюстрирующие все перечисленные случаи.

При глаголах «чувства»: тужить, плакать, горевать, тосковать, скучать, соскучиться и т. п.- предлог по употребляется с дательным падежом, например: тужить по сыну , плакать по отцу , горевать по мужу , тосковать по родному селу , скучать по Михайловскому . Но личные местоимения при указанных глаголах ставятся в предложном падеже, например: тужит по нем (возможно и по нему), плачет по вас, горюет по нас и т. д. Иногда встречается употребление в предл. падеже не только местоимений, но и существительных, например: тужит по сыне, плачет по отце, скучает по Михайловском и т. п. Такое употребление существительных считается или устарелым, или диалектным. Совершенно ошибочным является употребление после отмеченных глаголов

предлога за с творительным падежом, например: Он скучает за вами; она тоскует за тобой.

В современном языке всё шире развивается употребление после указанных глаголов «чувства» предлога о с предложным падежом: тужит о сыне, тоскует о муже, скучает о брате и т. п.

После глаголов сдвиження» (ходить, гулять, бежать, двигаться, взбираться, бродить и т. п.) предлог по употребляется с дательным падежом: ходил по лугу (по лугам), гулял по лесу (по лесам), бежал по берегу (по берегам), двигался по рельсам, взбирался по лестнице (по лестницам), бродил по полю (по полям) и т п.

Предлог по с предложным падежом употребляется в книжной речи со значением «после чего-нибудь», например: поистечении срока, по прибытии на место, по окончании школы, по приезде в город. Раньше наряду е предложным падежом употреблялся дательный падеж, например: Я уже писал царю тотчас по окончанию следствия. (П.) По короткому совещанию решили... (Г.) Теперь употребление дательного падежа в подобных сочетаниях считается ошибочным.

После предлога по местоимения сколько и несколько ставятся в дательном падеже, например: По скольку тетрадей дали каждому ученику? По нескольку суток пропадал из дома. (Допустим также вин. пад.: по сколько, по несколько).

Предлог по при числительных, обозначающих количество, которое приходится каждому, или обозначающих цену каждого и т. д., .употребляется со следующими падежами: 1) с винительным падежом при числительных два, две, три, четыре, двести, триста, четыреста (выдали по два, по три, по четыре карандаша; выдали по двести, по триста, по четыреста рублей ): 2) с дательным падежом при остальных числительных: один, пять,...

десять.... двадцать, ...сорок, ...пятьдесят, ...девяносто, сто (выдали по одному, по пяти, по сорока, по пятидесяти , ...): в современном языке получают всё большее распространение сочетания с винительным падежом: по пять, по десять , по пятьдесят, которые до недавнего времени оценивались как просторечные; 3) особо сочетаются числительные пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот, полтора, полторы (по пятисот, по шестисот, по семисот и т. д., по полтора, по полторы).

В последнее время предлог по активно употребляется вместо других предлогов, а также используется в конструкциях, которые раньше были беспредложными, например: программа по литературе (вместо программа литературы), лекция по истории (вместо лекция об истории), совещание по животноводству, соревнования по плаванию, мастер по ремонту (сравните: совещание о животноводстве, соревнования в плавании, мастер ремонта) и т. п.

Предлоги благодаря, согласно, вопреки употребляются с дательным падежом, например: благодаря вашему совету, согласно вашему желанию, вопреки вашему предсказанию.

Предлог благодаря по происхождению является деепричастием. Сравните: 1) Благодаря отца , мы стали с ним прощаться (деепричастие); 2) Благодаря обильным весенним дождям яровые хлеба были превосходные (предлог).

Деепричастие благодаря употребляется с винительным падежом; лексическое значение деепричастия обусловливает преимущественное сочетание его с существительными одушевлёнными, винительный падеж которых совпадает по форме с родительным (благодаря брата, благодаря учителя за помощь и т

п.). Влиянием форм винительного одушевлённого, очевидно, и объясняется употребление после предлога благодаря существительных в родительном падеже, например: «благодаря совета», «благодаря весенних дождей» и т. п. Такое употребление является неправильным.

Лексическое же значение предлога благодаря обусловливает сочетание его с существительными, имеющими «положительное» значение, обозначающими нечто такое, чему можно принести благодарность, например: благодаря вашему совету..., благодаря солнечной погоде... и т. п. Поэтому сочетания вроде Поезд потерпел крушение благодаря небрежности стрелочника следует считать неудачными.

Предлог согласно по происхождению является наречием. Раньше он употреблялся в сочетании с первообразным предлогом с; при этом сочетании существительное ставилось в творительном падеже, например: Савельич, согласно с мнением ямщика, советовал воротиться. (П.) Это сочетание считается вполне литературным и в современном языке, но встречается оно редко. Вместо него чаще употребляется предлог согласно с дательным падежом, например: Согласно вашему приказанию рота на смотр построена. Обороты с предлогом согласно более свойственны речи деловой, в которой иногда при предлоге согласно встречается родительный падеж (согласно вашего приказания), что противоречит литературной норме.

При предлоге вопреки, который по происхождению является наречным, в литературной речи тоже употребляется дательный падеж, например: Вопреки предсказанию моего спутника, погода прояснилась. (Л.) (Сравните дательный падеж при глаголе перечить.) В живой речи иногда встречается ошибочное употребление родительного падежа.

С дательным падежом употребляются ещё три наречных предлога:навстречу, подобно, наперекор, например: I) Ябросилсянавстречу брату. 2) Подобно грохотанью дальнего грома за лесом раздавался глухой шум водопада. 3) Он всё делал наперекор желанию родных. В употреблении дательного падежа с предлогами навстречу иподобно ошибки встречаются редко, чаще ошибочно употребляют родительный падеж при предлогенаперекор: это, очевидно, объясняется влиянием синонимичного предлогапротив, который сочетается с родительным падежом (наперекор желанию, но против желания).

Матюшенко Ульяна Анатольевна, студентка 3 курса филологического факультета Лесосибирского педагогического институтафилиала Сибирского федерального университета, г.Лесосибирск[email protected]

Селиверстова Мария Альбертовна,студентка 3 курса филологического факультета Лесосибирского педагогического институтафилиала Сибирского федерального университета, г.Лесосибирск[email protected]

Смирнова Галина Васильевна,студентка 3 курса филологического факультета Лесосибирского педагогического институтафилиала Сибирского федерального университета, г.Лесосибирск[email protected]

Некоторые особенности функционирования предлогов в современном русском языке

Аннотация.Данная статья посвящена изучению функциональных особенностей предлога «ввиду» в русском языке. Предлог рассматривается как служебная часть речи, выявляются особенности его употребления в русском языке, также приводится описание классификации предлогов русского языка. Ключевые слова:русский язык, предлоги, служебные части речи, предлог ввиду.

Язык –важнейшее средство человеческого общения. Без него невозможно существование современного общества, невозможна его деятельность. Роль языка как средства общения непрерывно возрастает, этим и объясняется необходимость глубокого изучения родного языка в школе.Ни в одном языке невозможно обойтись без предлогов.Невозможно без предлогов составить предложения, они влияют на значение слова, с которым употребляется,так какзначение слова меняется. В школах по курсу программы русский языкизучают предлоги как служебнуючасть речи.Часть речи это такая категория слов в языке, которая определяется морфологическими, синтаксическими и грамматическими признаками. Все части речи делятся на знаменательные и служебные.

Функция служебных частей речи –вспомогательная, данные части речи обслуживают знаменательны слова. Служебные слова имеют различные особые признаки:не обладают номинативной семантикой; неизменяемые; не являются компонентом высказывания. Служебные части речиотличаются от самостоятельных частей речи тем, что онине имеют конкретного лексического и общего грамматического значения,служебные части речине изменяются,как отдельные члены предложений их не выделяют, их функция –служебная, они обслуживают самостоятельные части речи в предложениях и словосочетаниях.Предлоги служат для выражения отношенияследующихсамостоятельных частей речик другим частям речи: имени существительного, числительного и некоторых местоимений. Предлогиявляются помощниками и средством связи словв словосочетаниях,спомощью предлоговуточняетсясмысл высказывания, вносят обстоятельственные значения. Рассмотрим предложение:«Приеду СанктПетербурга шесть утра опоздания поезда». Вданном предложении нет ни одного предлога.Если рассматривать предложение в целом, то смысл его понятен, но конструкция предложения изза отсутствия предлогов не верна. Предлог из выражает пространственные отношения:из СанктПетербурга; Предлог вуказывает на временной отрезок:в шестьутра; вследствие, изза указывают обстоятельственные, причинные отношения:вследствие опоздания.Все эти предлоги помогают быстрее и точнее осмыслить сказанное .

Использование предлогов вобщении вербально и на письме при соблюдении всех грамматических норм является важным и обязательным условием для правильной речи. Рассмотрим пару примеров употребления некоторых предлогов. Так, предлог в сочетается только с предлогом из, а предлог с –с предлогом на. Можно употребить:сходилв театр–пришел из театра (но нарушением и неправильным употреблением будет с театра), прибылс Кавказа –на Кавказ (но не из Кавказа); Также невозможно сказать«благодаря опозданию» –правильное употребление в данном случае будет «изза опоздания».Не следует забывать, что такие предлоги, как:согласно, вопреки, благодаря

употребляются с существительнымитолько в дательном падеже: согласно закону, вопреки случаю, благодаря помощи медицинского работника.Предлоги всегда стоят перед теми словами, с которыми они употребляются в речи.Рассмотрим понятие термина «предлог». Предлог –это служебная часть речи,которая обслуживает слова и словосочетания в предложениях, чем выражаетотношение друг к другу тех предметов и действий, состояний, признаков, которые этими словами называются:«Рассказывать об интересных историях, прибежатьк дому, пройти мимо кинотеатра, собрать по крупицам, вести беседу в течение получаса, думать о хорошем, выйти на берег, вблизи дома, подойти к дому, тосковатьпо родным» .По мнению языковедаВ.В.Виноградова предлогами выражаются те же общие отношения, которые выражаются косвенными падежами существительных (кроме отношения субъектного): это всегда один из видов отношения определительного (по месту, времени, причине, условию, цели и др.) или объектного, либо это отношение необходимого информативного восполнения. Но если сравнитьихс косвенными падежами, то предлогимогутвыражать названные отношения гораздо более определенно и дифференцированно .Связывая между собой слова, предлог как грамматическая единица параллельно имеет отношение к связанным словам; такая связь, в первую очередь, наблюдается при сильных и регулярно предсказуемых слабых синтаксических связях, например:Состоять из частиц: состоять из и из частиц; беседоватьо делах: беседоватьо и о делах; приглядыватьза животными:приглядыватьза и заживотными; въехать в город:заехать в и в город.Объединяясь с управляющим словом (беседоватьо, глядеть за и т.д.), никогда не употребляющийся самостоятельно, предлог зачастую является определеннымпоказателем лексического значения слова; Сравнимразличные значенияглагола «состоять»в случаях «состоять из»(кого –чегонибудь: работасостоит из этапов, группа состоит из студентов) и «состоять в группе»; рассмотрим глагол «говорить»: говоритьпо существу, говорить о сыне,говорить о работе (говорить по существу), говорить сдиректором (беседовать, вести разговор). Глагол «смотреть»в случаях:смотреть насына,смотреть за сыном, смотреть за игрой. Предлог отделяется от главного слова, тем самым является независимым, и он может самостоятельно употребляться в предложениях в качестве названий, а порой и элементами целого текста:

Приглядывать за питомцами–за питомцами нужен особый уход; Беседоватьо жизни–ябеседую с другом о жизни; О времени и о себе (название); Загорать на солнышке–на солнышкежарко; Обратитьсяк другу –«Кдругу»(название стихотворения); К другу –ни строчки; ехать на рыбалку –«На рыбалку»(заглавие, подпись под картинкой, фотографией); На рыбалку –всей семьей.

Во всех вышеприведенных примерах предлог неявляется связующим звеном между словами, он обозначает лишь отношение к тому или иному предмету. Большинство отечественных и зарубежных языковедов, лингвистовинтересовали предлоги и их значения. Можно выделить различные классификации предлогов, в основекоторыхлежат следующиеподходы:1) Предложное управление.2) Функциональность предлогов.3) Лексическое значение предлогов.

Хочется остановиться на классификации предлогов, даннойизвестным отечественным лингвистом и языковедом В.В. Виноградовым.

По своей форме предлогиможно разделить на первообразные и непервообразные, а такжена простые и составные.Первообразные предлоги–это группа слов, которая не связана со знаменательными словами. Все эти предлоги имеют несколько лексических значений.Некоторые предлоги могут употребляться с одной падежной формой. Непервообразнымипредлогами называют такие предлоги, которые имеютживые словообразовательные отношения и лексикосемантические связи с знаменательными словами –существительными, наречиями и глаголами (деепричастиями). В русском языке непервообразные предлогивстречаются гораздо больше, по сравнению спредлогамипервообразными. Все эти предлоги не имеют большого количество значений и в основном они употребляются в текстах и в речи только с определенной падежной формой.

Все непервообразные предлоги можно условно разделить на предлоги:1. Отыменные (ввиду, в качестве, во имя, по линии, под видом).2. Наречные (близ, сверх, после, подле, согласно).3. Отглагольные (включая, исключая, не считая).

Простые предлоги могут бытьпервообразными и непервообразными;такие предлоги состоят только из одного слова. К составным предлогам в основном относятся слова, которые состоят из двух и более слов, к ним всегда относятся только непервообразные предлоги.Данные предлогиимеют формы имени деепричастия или наречия в сочетании с одним или двумя первообразными предлогами: впредь до, вдали от, в отличие от, согласно с, по отношению к, глядяпо .Как уже было сказано выше, все предлоги по своейструктуре и словообразовательным связям делятся на первообразные (или непроизводные)и непервообразные(или производные).

Кпервообразным или непроизводнымпредлогам, относятся простые предлоги: Без (безо) с существительными в родительном падеже, например:без причины, без предупреждения;предлог в с существительным в винительном падеже и предложном падеже: в лесу (П.п.), в лес (В.п.). Для, до, изов употреблении с существительными вродительном падеже: для работы, до него трудно дозвониться, изо всех сил. За употребляется в сочетаниислов в винительном и творительном падежах: зайти за другом (Т.п.), за плохое поведение(В.п.). К (ко) сочетается со словами в дательном падеже: придти в гости к другу(Д.п.).Меж, между, от, ото, ради, с(со), ув сочетании со словами в родительном падеже:от родителей (Р.п.), ради друга (Р.п.),спрашивать сродителей(Р.п.).

На, о, про, с, через

употребляются в винительном падеже:через родителей, народителей, про родителей.В группу первообразных относятся предлоги, имеющие пару –это предлогисращения: изза леса(Р.п), изпод сосен (Р.п).Вхудожественной литературе часто встречаются предлоги поза и понад, такие предлоги более устаревшие:едут поза лесом, поза садом, ходит понад берегом, понад рекою, понад поймой белели старые села.Таким образом, можно сделать вывод, что первообразный предлог сочетается со словами только в трех падежных формах предлоги по и с с двумя падежными формами,в, за, меж, между, на, о, под,или

с одним падежом (без, для, до, из, изза, изпод, к, над, от, перед, при, про, ради, у, через, обл. поза, понад).Рассмотрим непервообразныеили производные предлоги. Это такие предлоги, которые приобретают свойства предлогов формы отдельных слов и сочетания, которые имеют мотивационные отношения с наречиями, существительными и деепричастиями.Предлоги наречного типа относятся к простым или составным. По своей форме простые предлоги совпадают с наречиями, составные же предлоги –сочетание наречия с первообразным предлогом. Это следующие слова (падежная форма,присоединяемая предлогом,здесь и далее показывается с соответствующей формой местоимения, причем отмечается одушевленность или неодушевленность имени. Например: когочегонибудь–с родительным падежом. Одушевлённые инеодушевлённые существительные:когонибудь–только с одушевлёнными;чегонибудь–только с неодушевлёнными).1) К простым наречным предлогам относятся такие предлоги, как: близ дороги, близ когонибудь, вблизи дороги, вблизи человека, вглубь леса, вдоль дороги, взамен старого костюма, вместо отца, вместо урока, вне закона, внутри дома, возле магазина, возле брата, вокруг дома, вокруг кота, вопреки судьбе, впереди машины,впереди спортсмена,вроде него, вроде того костюма, вслед брату, касательноего, касательно его поведения(данный вариантвстречается в официальном и в устаревшем), мимоотца, мимо дома, наверху дома, навстречу ветру, навстречудругу, накануне дня рождения, наперекор отцу,наперекор судьбе,напротив отца,напротив дома, около дома,около брата,округ моста (устаревшее употребление), относительно ученика,относительно его поведения, поверхголовы, подле брата,подле дома,подобно осени,подобно человеку, позади дома, позадибрата, помимо его игрушек,поперек горла,послеуроков, после учителя,посреди комнаты,посередине комнаты,прежде родителей,против сестры, против дома,сбокуокна, сверх нормы,свыше нормы,сзади отца,сзадидома,сквозь щель, согласно статье, сообразно интересам,соответственно образу,соразмерно с ростом,среди народацветов. Наречные предлоги в большей части согласуются со словами в родительном падеже, но ряд предлогов, такие как вопреки, вслед, навстречу, наперекор, подобно, согласно, сообразно, соответственно и соразмерно –сочетаются в дательном падежеи один сквозь–в винительном падеже. 2) К составным наречным предлогам относятся: вблизи от дома,вблизиот родных,вдалеке от дома,вдалекеот родных, вдали от дома,вдалиот родных,вместе с друзьями,вместес книгой,вплоть до президента,вплотьдо реки,впредь до начала урока,вровень с братом,вровеньшеренгой,вслед за мечтой, вслед за братом,наравне с учениками,наряду с учениками, невдалеке от школы,невдалекеот мамы,независимо от ситуации,независимоот брата,применительно к ученику,рядом с домом, рядом с отцом,следом за братом,следомза мечтой,совместно с друзьями,согласно с мнением,сообразно с ситуацией,соответственно с законом,сравнительно с другом.

Большинство этих предлогов сочетается со словами в творительном падеже, некоторые предлоги, среди которых можно назвать такиекак вблизи от, вдалеке от, вплоть до, впредь до, невдалеке от, независимо от сочетаютсяссуществительными в родительном падеже,и одинпредлог к–сочетается с существительными в дательном падеже. Связь с однойиз форм падежа предопределяется первообразным предлогом, которая заключает в себе строение составного предлога (сравним: к чемунибудь–применительно кделу;от когочегонибудь–независимо от ситуации, от коллег).

Наречные предлоги в большинстве случаев по своему составу однозначные, выражая определительные (обстоятельственные) отношения. Они имеют то же лексическоезначение, что и наречие с которым они согласуются в предложениях или словосочетаниях. К неоднозначным предлогам относятся следующие предлоги: близ(близ школы), вокруг(вокруг дома), навстречу(мечте), около(дома), помимо(работы), посреди(учебного года), посредине(комнаты), против(воли), сверх(плана), рядом с (домом) и другие.

Следующаякатегория предлогов отыменныепредлоги. По форме своей эти предлоги представляют собою либо предложнопадежную форму имени, т.е.имеютформу косвенных падежей отвлеченного существительного с первообразным предлогом или предлогом вне (1), либо такую предложнопадежную форму, сопровожденную еще одним (вторым) первообразным предлогом (2), либо беспредложную форму родительного или творительногопадежей(3). Предлоги первой и второй групп –составные, предлоги третьей группы –простые.1) Составные именные предлоги с одним первообразным: без помощи друга, без сопровождения взрослых, в адрес собеседника(встречается в деловом стиле),в виде игрушки,ввиду соглашения, в границах родины, в деле о преступлении, в знак благодарности, в интересах семьи,в интересахстраны,в ипостаси когонибудь (употребляется в шутливой и ироничной форме),в качестве гостя, в качестве премии,в контраст комулибо,внаправлении дома, вобласти экономики,в отношениидруга, в пользу обвиняемого, в пользу команды, в порядке очереди, в пределах нормы, в продолжение вечера, в противовесобстоятельствам, в противоположность сопернику, в районе семидесяти человек (газетный и деловой стиль), в рамках закона, в результате аварии, в ролиотца, в свете событий, в силу обстоятельств, в случае потери, в смысле разумного,в сопровождениивзрослого,в сторону дома,в сторону друга, в сфере услуг,в счет партнера, в течение часа, в условиях рынка труда, в честь друга,в честь юбилея,в ходе событий, в целях экономии, вне границ закона, вне пределов допустимого, вне рамокзакона, вне сферы услуг, во время урока, во имя дружбы, вследствие эксперимента, за исключением событий, за счет друга,за счетотпуска,на основании изложенного,наподобие фигуры, на предмет работы (официальный и деловой стиль), на протяжении жизни, на пути трудностей, по адресудруга(деловой), полинии фронта (газетный, официальный, деловой), по мере нарастания, по образцу сказанного, по поводу оценок, по причине опоздания, по случаю празднования юбилея, по частиработы, под видом друга, под предлогом болезни, при помощидруга, при помощи средств, при посредстве знакомого,при условии выполнения, с помощью друга,с помощью работы,с целью работы, с соседей, через посредство друга, с отрицанием,не в пример тебе.Существует ряд случаев, когда при написании первообразныхпредлоговпроисходит сливаниес падежной формой имени, в таких случаях предлог становится приставкой: ввиду чегон., вследствие разборок,наподобие соседа.Все перечисленные составные отыменные предлоги сочетаются со словами в родительном падеже, среди них есть лишь несколько, которые согласуются в дательном падеже: в контраст, в противовес, в противоположность,не в пример.

Большая часть этих предлогов однозначные, так как выражают отношения, соответствующие лексическим значениям тех существительных, с которыми они соотносятся. Неоднозначны предлоги: в направлении, в пользу, по поводу, по части, со стороны, на пути2) Составные отыменные предлоги с двумя первообразными предлогами: в зависимости от обстоятельств, в направлении к другу,к дому,в ответ на симпатию, в отличие от друга,в связи с событиями, в согласии с законом, в содружестве с обществом, в сообществе с компанией, в соответствии с пунктом, в сравнении с другом, в стороне от дома,в сторону от дома,в унисон с другом(книжная), в уровень сводой, на пути к счастью, по направлению к дому, по отношению к соседу,по сравнению с прошлым годом. Как исоставные,наречныепредлогиупотребляютсяс заключающим первообразным.Увышеназванныхпредлогов падеж присоединяемого существительного предопределяется этим заключающим предлогом: при заключающем предлогеот –это родительный падеж(в зависимости от, в отличие от, в стороне от, в сторону от), при заключающем к –дательный падеж(на пути к, по направлению к, по отношению к), при заключающем на –винительный падеж(в ответ на), при заключающем с –творительный падеж (в связи с, в согласии с, в содружестве с, в сообществе с, в соответствии с, в сравнении с, в унисон с, в уровень с, во главе с, по сравнению с).Почти все предлоги второй группы однозначны.3) Простые отыменные предлоги: порядка ста десяти слов, температура порядка двух тысяч градусов, посредством учебы, путем решения,типа Иванова, устройство типа центрифуги. Такие предлоги однозначны:выражаемые ими отношения соответствуют лексической семантике мотивирующих существительных.Отглагольные предлоги по форме представляют собою деепричастия,в своем современном состоянии не связанные с парадигмой глагола и несущие в себе значение отношения. Такие предлоги могут быть простыми (1) и составными (2); в последнем случае форма деепричастия соединяется сзаключающим первообразным предлогом.1) К простым отглагольным предлогам относятся: благодаря новости, другу, включая меня, последние события,кончаяобстоятельством, начиная радостным событием, не доходя до друга,до дома,не считая Иванова,последние события,погодя час, погодя минуту,погодянеделю,погодя год, погодя месяц,погодясколькото времени, пройдядруга, спустя время (сочетаемость с теми же существительными,что и у погодя), считая радостью.Падежная форма имени, присоединяемого таким предлогом, предопределяется характером сильной связи соответствующего глагола. Исключение –предлоги благодаряине доходя, которые имеют свою собственную сочетаемость: благодарить друга,но благодаря событиям,благодаря другу;не доходить до друга,работы,но не доходя случая. Все такие предлоги однозначны. Отношения, выражаемые ими, опираются на лексические значения соответствующих глаголов; исключение составляет предлог благодаря, имеющий в современном языке свое собственное отвлеченное значение причины, повода.2) К составным отглагольным предлогам относятся: глядя по внешности, смотря по обстоятельствам, судя по поведению, невзирая на обстоятельства, несмотря на отношения, не доходя до работы,не доходядо друга, исходя из вышесказанного, начиная с кофе,начинаяс друга.Падежные формы при этих предлогах воспроизводят связи соответствующих глаголов: глядеть, смотреть (в значениирассуждать, решать) по вопросу, судить по поступкам, взирать на обстоятельстваи т.д. Все такие предлоги однозначны. Выражаемые ими отношения опираются на лексические значения соответствующих глаголов.Непервообразные отыменные предлоги находятся на разных ступенях отхода от тех знаменательных слов, которыми они мотивированы. Многие из этих предлогов полностью утратили общность лексического значения, парадигматические связи и черты синтаксической общности с соответствующими именами; таковы, например, следующие предлоги: ввиду (событий), в виде (друга), посредством (чтения), путем (обмана) в силу (обстоятельств), в течение (года), вследствие (эксперимента), в качестве (премии), насчет (работы, друга), по мере (обстоятельств). Однако в очень многих случаях составные отыменные предлоги имеют живые и тесные парадигматические и смысловые связи с соответствующим существительным, а также и некоторые его синтаксические признаки. Выражая отношения, такие предлоги одновременно несут в себе элемент предметного значения. Сюда относятсятакие составные предлоги как:без помощи (друга, компьютера),без сопровождения (взрослого), в границах (города), в знак(благодарности), в области (науки), в пользу (команды), в связи (с болезнью), впротивоположность (партнеру), в роли (отца), в условиях (рынка), на основании (изложенного), по адресу (адресата), под предлогом (болезни), при посредстве (директора), в согласии с (партнером). Такие предлоги можно называть предложными сочетаниями (иногда их называют также «опредложивающимися» сочетаниями). Признаки того, что эти сочетания не полностью принадлежат классу предлогов, приведены далее.1) Многие из таких предложныхсочетаний, в отличие от собственно предлогов, относятся избирательно к тем существительным, с падежной формой которых они соединяются: это могут быть существительные или только одушевленныеили только неодушевленные: в границах города(но не когонибудь),в области экономики(но не когонибудь), вне рамок допустимого (но не когонибудь), в порядке очереди (но не когонибудь), в ролиотца (но не чегонибудь), в сообществе с другом (но не с чемнибудь). Такая избирательность определяется и объясняется лексическим значением того существительного, которое входит в состав предложного сочетания. Показательно в то же время, что значение отношения, заключенное в таком предложном сочетании, может оказаться сильнее этого лексического фактора, и тогда избирательное отношение к одушевлённым и неодушевлённым именам отсутствует; например: во имя любви, во имя дружбы, во имя друзей,в честь юбилея, в честь друга,за счет средств, за счет друга,при помощи друга, при помощи денег, с помощью друга,с помощьюденег,через посредство друга,не в примерученику, в согласии с законом, в согласии с супругом (сравним: имя друга, помощь друга).2) Во многих случаях имя, входящее в предложное сочетание, сохраняет способность принимать согласуемое прилагательное: вести себя в границах дозволенного –в установленных границах дозволенного, выступает в роли умиротворителя –в сомнительной роли умиротворителя, летал в условиях полярной ночи –в неблагоприятных условиях полярной ночи, не принял посетителя под предлогом занятости –под неубедительным предлогом занятости, приехали с целью помощи –с благородной целью помощи, действует в зависимости от обстоятельств –в непосредственной зависимости от обстоятельств, работают в содружестве с инженерами –в тесном содружестве с инженерами, находится на пути к успеху –на верном пути к успеху. При введении такого согласуемого слова предложное сочетание утрачивает свою служебную функцию, и имя, получающее определение, восстанавливает все свои предметные свойства. Однако в очень многих случаях согласуемое слово уже не может быть введено в состав предложного сочетания,

например: в знак благодарности,в отношении обвиняемого, в продолжение вечера, в результате аварии, на предмет дружбы, по мере возрастания.3) В тех случаях, когда присоединяемое предлогом существительное заменяется местоимением (в ходе переговоров –в ходе их, в их ходе; за счет колхоза –за его счет; со стороны покупателей –с их стороны, со стороны них; в пользу пострадавшего –в его пользу –в пользу него), предложное сочетание, не полностью принадлежащее к классу предлогов, допускает замену такого имени указательнымисловами«этот», «такой»и творительного падежа: действует на основании инструкции –на этом, на таком основании; отказался под предлогом занятости –под этим, под таким предлогом; выступает в роли умиротворителя –в этой, в такой роли,мастак по части розыгрышей –по этой части.Подобно явлениям, имя, получающее согласуемое определение, утрачивает при этом функцию связующей единицы, т.е. предложное сочетание распадается.Лексическим значением предлога как отдельно взятого слова является значение того или иного отношения. Это отношение может быть или максимально абстрактным, широким, или более конкретным и определенным, узким. Однако в любом случае предлог имеет лексическое значение, различна лишь степень его абстрактности. Предлог «ввиду» означает причину, следствие. Например:ввиду предстоящих морозов надо запасаться дровами.Производныйпредлог«ввиду» является специализированнымсредствомсвязи. Он в основном сохраняет лексическое значение слова, от которого образовано, и способен самостоятельно выражать причинную семантику. Подавляющее большинство предложнопадежных форм со значением причины характеризуются как книжные, а значит, используются в письменных формах русской речи.К письменным формам книжной речи относятся тексты научного, официальноделового, публицистического (газетножурнального) и художественного стилей.Стоит отметить, что ошибки в употреблении подобных предлогов связаны именно с тем, что носитель языка знакомится с ними намного позже, чем с непроизводными предлогами. Так, школьники предлоги «ввиду» практически не употребляют (так же, как и предлоги «вследствие», «наряду» и т.д.).Употребление производного предлогахарактерно длятекстов научного и официальноделового стиля речи.Предлог ввиду нелегко дифференцировать по значению,поскольку имеет одинаковую –книжную –окраскунаряду с предлогами вследствие, в результате, в силу. Употребление этогопроизводного предлога связанос его внутренней формой: предлог «ввиду»указывает на предстоящее событие, которое принимается во внимание .В лингвистической и лингводидактической литературе указывается также на характер лексем, сочетающихся с данным предлогом.Так, например, предлог –ввидусочетаетсяс наименованием причины, ожидающейся в будущем . Предлог ввиду используется: 1) При желании придать высказыванию подчёркнуто официальный характер (часто в деловых документах): «Внастоящее время мыне поставляем этот товар ввидуотсутствия необходимой упаковки»(из делового письма);ср.: «В настоящее время мы не поставляем этот товар изза отсутствия необходимой упаковки»(менее официально).2) Если причиной является событие, ожидаемое в будущем: «Ввиду предстоящих соревнований спортсмены много тренируются». Предлог используется для мотивации действий человека.

Конструкции с производным предлогом ввиду, как правило, обозначают внешнюю причину и выражают отношения, которые детализируются на основе лексической семантики слова, от которого предлог образован.Типовое значение таких конструкций в большинстве своемсоздаётся с именами существительными, которые обозначают:

События и явления, а именно социальные события и явления: выборы, заявление, отъезд, переговоры, подписание, события.

Физические явления: взрыв, выбросы, осушение, проверка.

Природные явления: буря, ветер, дождь, жара, заморозки, засуха, иней, мороз, наводнение.

Действия и процессы: воздействие, влияние, давление, действие.

Свойства и характеристики: возможность, сложность, занятость.

Неизученность (проблемы), необходимость, изученность (проблемы).Конструкцияввиду + Р. п. активно принимает в свой состав слова перечисленных выше семантических групп: «Ввиду важности этого проекта комиссия решила рассмотреть его в первую очередь».В справочнике Д.Э. Розенталя предлог ввиду относится к предлогам, выражающим причинные отношения (благодаря, вследствие, ввиду, в связи с, в силу, изза, по причине и др.). При их употреблении обычно учитываются присущие им смысловые оттенки:

Ввиду предстоящего отъезда.

Вследствие предстоящего отъезда.Как мы можем увидеть, употребление предлога ввиду предпочтительнее, т.к. отъезд еще предстоит и «последствий» пока не имеет. С другой стороны, точнее выражена мысль в сочетании «предоставить отпуск вследствие болезни»,чем в сочетании«предоставить отпуск ввиду болезни»(получилось бы, что болезнь, ставшая уже фактом, должна еще наступить);ср.:Пишу к вам из деревни, кудазаехал вследствие печальных обстоятельств(Пушкин). Двузначный характер имеет предложение«Ввиду стихийных бедствий страна вынуждена импортировать продовольствие»(то ли констатируется наступивший уже факт, то ли говорится о повторяющихся стихийных бедствиях).В заключении данной работы можно сказать, что данная работапозволила выявить значение предлога ввиду, также в данной работе были предложены классификациипредлогов Виноградова В.В.,в основе которых лежат несколько подходов:1. Функциональность предлогов.2. Лексическое значение предлогов.3. Предложное управление.Классификация всех предлогов актуальна, так как большинство предлогов имеют свое лексическое значение. Кроме того, они обозначают конкретный вид отношений между предметами и явлениями реальной действительности.Первообразные предлоги объединяются в небольшую и непополняющуюся группу простейших слов, не связанных живыми словообразовательными отношениями с какимилибо знаменательными словами. Почти все такие предлоги многозначны. Многие из них способны соединяться более чем с одной падежной формой имени. Непервообразные предлоги –это предлоги, имеющие живые словообразовательные отношения и лексикосемантические связи сознаменательными словами –существительными, наречиями и глаголами (деепричастиями).

Производные предлог ввиду являетсяспециализированным средством связи. Он в основном сохраняет лексическое значение слова, от которого образовано, и способен самостоятельно выражать причинную семантику.

Ссылки на источники1.Виноградов,В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. Москва, 19722.Всеволодова,М.В., Ященко,Т.Я. Причинноследственные отношенияв современном русском языке. Москва,1988.3.Золотова,Г.А. Синтаксический словарь. Репертуар элементарных единиц русского синтаксиса. Москва,1988.4.Золотова,Г.А., Онипенко,Н.К., Сидорова,М.Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. Москва, 1998.5.Красильникова,Л.В. Выражение причинноследственных отношений // Коммуникативный синтаксис русского языка. Учебное пособие для иностранных магистрантовлингвистов. Москва, 2013.6.Красильникова,Л.В. Способы выражения причинноследственных отношений в текстах по литературоведению // Слово. Грамматика. Речь. Москва, 1999.7.Мамаева С.В., Шмульская Л.С. Грамматические особенности дискурсивной деятельности школьниковподростков // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2011. Т. 17.№2. С. 182186.8.Маркова, В.А. Выражение обстоятельственных отношений в русском языке: Причина, следствие, цель, условие, уступка, время: Пособие для иностранных учащихся. Москва, 2016.9.Одинцова, И.В. Выражение причинноследственных отношений // Книга ограмматике. Москва, 2004.10.Одинцова, И.В. Структурнокоммуникативные модели с причинной семантикой в простом предложении // Вестн. Московского унта. Сер. 9. Филология. 2002.№ 1.11.Розенталь,Д.Э. Практическая стилистика русского языка. Москва, 1974.12.Русская грамматика 1980, том 1,582.13.Теремова,Р.М. Опыт функционального описания причинных конструкций. Л., 1985.14.Тимошина,Т.В. Конструкции с причинными предложнопадежными формами в художественном, газетнопублицистическом и научном стилях речи: Автореф. дис. канд. филол. наук. Воронеж, 1987.15.Шувалова,С.А. Смысловые отношения в сложномпредложении и способы их выражения. Москва, 1990.

Предлог между (меж) употребляется с двумя падежами: родительным и творительным, например: 1) Меж высоких хлебов затерялося небогатое наше село. (Н.); 2) Паузы между выстрелами были тягостнее самих выстрелов. (М. Г.) В современном русском литературном языке предлог между чаще употребляется с творительным падежом.
При глаголах чувства (тужить, плакать, горевать, тосковать, скучать, соскучиться и т. п.) предлог по употребляется с дательным падежом, например: тужить по сыну, плакать по отцу, горевать по мужу, тосковать по родному селу, скучать по Михайловскому. Но личные местоимения 1-го и 2-го лица при указанных глаголах чаще ставятся в предложном падеже, например: плачет по вас, горюет по нас. Ошибочным является употребление после отмеченных глаголов предлога за с творительным падежом, например: «Он скучает за вами», «Она тоскует за тобой».
После глаголов движения (ходить, гулять, бежать, двигаться, взбираться, бродить и т. п.) предлог по употребляется с дательным падежом: ходил по лугу (по лугам), гулял по лесу (по лесам), бежал по берегу (по берегам), бродил по полю (по полям) и т. п.
Предлог по с предложным падежом употребляется со значением «после чего-нибудь», например: по истечении срока, по прибытии на место, по окончании школы, по приезде в город.
После предлога по местоимения сколько и несколько ставятся в дательном падеже, например: По скольку тетрадей дали каждому ученику? По нескольку суток не бывал дома.
Предлог по при числительных, обозначающих количество, которое приходится каждому, или обозначающих цену каждого и т. д., употребляется со следующими падежами: 1) с винительным падежом при числительных два, две, три, четыре, двести, триста, четыреста (выдали по два, по три, по четыре карандаша; выдали по двести, по триста, по четыреста рублей); 2) с дательным падежом при остальных числительных: один, ..., пять,..., десять, ..., двадцать,..., сорок, ..., пятьдесят, ..., девяносто, ..., сто (выдали по одному, по пяти, по десяти, по сорока, по пятидесяти...); 3) особо сочетаются числительные пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот, полтора, полторы (по пятисот, по шестисот и т. п., по полтора, по полторы).
Предлоги благодаря, согласно, вопреки употребляются с дательным падежом, например: благодаря вашему совету, согласно вашему желанию, вопреки вашему предсказанию.
Значение предлога благодаря обусловливает сочетание его только с существительными, имеющими положительное значение, указывающими на то, за что можно принести благодарность: благодаря вашему совету, благодаря солнечной погоде и т. п. Поэтому, например, предложение вроде «Поезд потерпел крушение благодаря небрежности стрелочника» неправильно.
С дательным падежом употребляется ещё три наречных предлога: навстречу, подобно, наперекор, например: 1) Я бросился навстречу брату. 2) Подобно грохота-нии) дальнего грома за лесом раздавался глухой шум водопада. 3) Он всё делал наперекор желанию родных.
Спишите данные словосочетания, ставя заключённые в скобки слова в нужном падеже.
Скучать по (родной город), бродить по (парк и роща), взбираться по (лестница), приехать по (окончание института), возвратиться по (завершение строительства), справиться по (прибытие в столицу), рассказать по (возвращение из командировки), отчитаться по (окончание экспедиции), за-платить по (триста восемь рублей), купить по (двадцать три) тетради, поступить наперекор (желание), действовать вопреки (совет), уезжать согласно (предписание), добиться хорошего урожая благодаря (правильная обработка полей), выйти навстречу (участники пробега), петь подобно (соловей).
Спишите, ставя слова, заключённые в скобки, в нужном падеже. Предлоги, относящиеся к словам в скобках, подчеркните.
225
8 - В. Ф. Греков
1) Она меж (дело и досуг) открыла тайну, как супругом самодержавно управлять. (П.) 2) Меж (горцы) пленник наблюдал их веру, нравы, воспитанье. (П.) 3) Всегда я рад заметить разность между (Онегин) и (я). (П.) 4) Не тужи по (сны прелестные). (Держ.) 5) Он соскучился по (свой дя-дя). (Т.) 6) По (небо) крадётся луна. (П.) 7) Где-то вьётся прихотливым извивом просёлок, и бойко проскачет по (он) телега. (С.-Щ.) 8) По (окончание) университета он уехал работать в деревню. 9) По (прибытие) на место мы направились к коменданту. 10) По (истечение) срока отпуска он возвратился на завод. 11) Все дома были построены одинаково: фасад выходил на юг, на каждом фасаде было по (десять) окон, на каждой западной стене по (шесть) окон, на восточной тоже по (шесть), а сзади, на северной стороне, по (четыре) окна. 12) Согласно (указание штаба армии) отряд должен был перебраться на Двину. (Н. Ник.) 13) В сутки проезжали по (пятьсот), а иногда и по (шестьсот) километров. 14) Они будут видеться, будут каждый день просиживать по (несколько) часов вместе. (Гарш.) 15) В Петербурге, вопреки (его собственные ожидания), ему повезло. (Т.)
16) Благодаря (масса новых впечатлений), день для Капі-танки прошёл незаметно. (Ч.)
Спишите, употребляя предлоги благодаря, ввиду или вслед ствие и ставя существительные в нужном падеже.
1) ... (ожидаемые заморозки) пальмы убрали в оранжерею. 2) ... (ремонт железнодорожного полотна) поезд пришёл с опозданием. 3) ... (мужество и самообладание) машиниста авария была предотвращена. 4) Часть набережной была затоплена... (быстрый подъём воды) в реке. 5) ... (предстоящий турнир) шахматисты усиленно тренировались. 6) ... (правильное лечение и внимательный уход) больной скоро поправился.

Источник: Греков В. Ф.. Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеоб- разоват. учреждений / В. Ф. Греков, С. Е. Крючков, JL А. Чешко. - 4-е изд. - М. : Просвещение,2011. - 368 с.. 2011 {original}

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

ОРДЕНА ДРУЖБЫ НАРОДОВ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ имени ПАТРИСА ЛУМУМБЫ

На правах рукописи

УДК 801.55:801.56 = 82 НГУЕН НГОК ТИЕН

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕДЛОГОВ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ

(10.02.01 - русский язык как иностранный)

Работа выполнена на кафедре русского языка для иностранных учащихся краткосрочных форм обучения Кубанского государственного университета.

Научный руководитель -

кандидат филологических наук, доцент В. Б. Остроумов.

Официальные оппоненты:

доктор филологических наук Е. Н. Ширяев, кандидат филологических наук Д. М. Гзгзян.

Ведущая организация - Институт русского ■ языка имени А. С. Пушкина.

Защита диссертации состоится « Л ¿4^/1*- 1991 г. в ¡-/""часов на заседании специализированного совета К 053.22.11 по защите кандидатских диссертаций в ордена Дружбы народов Университете дружбы народов имени Патриса Лумумбы.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Университета 1 ружбы народов имени Патриса Лумумбы по адресу: 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6.

Ученый секретарь специализированного совета

Г. Ф. ЖИДКОВА

Актуальность темы данного наследования определяется четырьмя обстоятельствами.

Во-первых, в современном русском языке происходят как непрерывное пополнение состава самих предлогов, так я изменение норм употребления тех аяи иных предлогов.

Во-вторых, в лингвистической литературе нот.единства в понимании функциональных особенностей предлогов.

В-третьих, до настоящего времени- отсутствует такое описание семантахо-свнтаксических особенностей предлогов, которое не противоречит разработанной а последних десятилетиях теории о синтаксических единицах и подчинительных связях.

В-четвертых, комплексное описание особенностей предлогов в семантико-сянтаксяческом плане способствовало бы обучению русскому языку иностранных учащихся, повышению ах лингвистической компетенции.

Объектов исследования является изучение предлогов в предяож- ■ но-именкой конструкция, словосочетания а в простом предложения. Поокольку в простом предложении предлоги функционируют в основном в предложио-яменной конструкции и в оловооочвтанви, то именно они я составляют предмет нашего исследования.

Отмеченные поползши обусловили пеяь работы: исследовам функционирование предлогов современного русокого я»ыка в различных синтаксичеоких единицах - в предложно-имеиной конструкции и о предложном словосочртапаи.

Поставленная цель конкретизируется я сведущих 1ШШах:

Раосыотреть основные признаки словного характера предлогов;

Выявись основные лексико-семантичеокие особенное геи предлогов}

Исследовать функции предлогов в предложно-именнях конструкциях я охарактеризовать предложно-именную связь;

Рассмотреть функциональные особенности предлогов при управ" ленаи и именном примыкании.

Научная новизна работы заключается в том, что впервые функциональные особенности предпогов рассматриваются в связи с типом синтаксических единиц и характером связи между их компонентами. В результате этого выдвигается положение о том. что предлог не всегда " является средством выражения подчинительной связи.

Теотютическая значимость исследования состоит в системно-дифференцированном описании функций предлогов, которое позволяв* выявить разный характер предлогов в различных синтаксических единицах с точки зрения не только их семантики, но а синтаксической роли.

Решением поставленных задач определяется практическое значение работы» состоящее в том, что ее результаты могут быть использованы при преподавании курса "Современней русский язык", в спецкурсах и спецсеминарах по проблемам предлогов и подчинительной связи на факультетах гуманитарного профиля и особенно на занятиях по практическому русскому языку с иностранными учащимаоя.

В качестве основных источников Фактического материалу дм дио-: оертации были использованы: основные толковые словаря русского языка; "фразеологический словарь русского языка" под редакцией Д.И.Молоткова; "Словарь антонимов русского языка" М.Р.Львова; произведения русских а со"ветских писателей; публикации в газетах "Известия", "Правда", "Аргументы и факты", "Неделя". Было собрано 8000 карточек.

В работе применяяиоь следувшие методы: описательный, сопоставительный (заклочашийся в сопостав гении разных фактов одного языка) в метод трансформация. На разных этапах работы использовалась так® приемы: мнгввствческого наблюдения (при отборе для вооведоваяия разят синтаксических структур), описательной харак-; гервотвхи (прв выявлении закономерности употребление я функционирования предлогов)} дедукции, вндукцви (при анализа п обобщенно изученных фактов).

На защиту вннооятоя следупмв ооводщге положение:

I. Предлоге - вто слова особой часта речи. Они ив отоадествля-ю*сл с морфенам». 2.

2. Предлога обладают собственным лексическим значением, но разной степени: крайне абстрактным и/или конкретным.

3. Предлога делятся на автосемантаческае а синсемантичеоквв. Значение автосемантических предлогов конкретное а мало зависит от семантического окружения. Значение сансемантаческих предлогов зависят от семантического окружения и может быть конкретным ива Крайне абстрактным,

4Ф Предлог - равноправный компонент свободной предаожно-падоя-ной конструкции. Он ие является на средством подчинительной связи, ни средством уточнения значения падежной форлы имена.

5. Дредложно-яменная связь - это связь на уровне аналитической синтаксической формы, промежуточной между словоформой а оловом сочетанием.

6. При упраалехяз предлог является средством подчинительной авязя: оп выступает в качестве "послелога" глагола,префикса" аменв (по терминологии В.З. Виноградова) ияа в качество компонента управляемой првдложно-им?нной формы.

7. Прз именном примыкания предлог - не средство подчинительной связи, а равноправный компонент предлолсно-именяой; конструкция, примыкающей к стержневому слову словосочетания,

8. При управлении а именном примыкании предлог можот быть средством уточнения значения пэдеяной формы имена, но может а на быть таковым.

Аиюбапзя работа: Диссертация обсуждалась па засодадаз кафедры русокого языка для иностранных учащихся краткосрочных форм обуче-пая Кубанского госунаверсатета а на заседании кафедры общего а русского языкознания университета дружбы народов им.Патриса Лумумбн,

Структура диссертапия. Диссертация состоит аз введения, чатырох глав, заключения, списка использованной литературы а опиока всточ-паков фактического (латераала.

ОСНОВНОЕ ООДЕШНИЗ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность избранной темы, определяются объект а предмет, сфодоуларованы ноля а задача диссертационного исследования, излагается методы в праймы исследования, отмечена научная новизна, теоретическая я практическая значимость полученных результатов, я также формулируются положения, «ниоси»до? на завдту.

В первой главе "Предлоги как особая часть речи" рассмотрены общие и частные признаки сяовного характера предлогов, их природ

а место в системе русского языка.

В труда* русских дингаасхов от "Российской граммагаки" М.В.Яо-ыоносова до работ исогедователей последнего десятилетия предлога включаютоя (иногда о замечанием, что они подобны морфемам) в категорию слова, именуются словами. Действительно, предлоги обладаю* целым рядом признаков словного характере. Одна из них характерны для всех предлогов, другие - лить для некоторых из них.

К общим признакам относятся:

1. Оформленное® ь. Подобно всем полнозаачным оловам предлоги обладают минимумом оформленности. Они существуют в языке как единицы словаря и употребляются в качестве готовых, воспроизводимых элементов. Предлога - неизменяемые, не имеющие грамматической формы слова, но она не лишены грамматической оформленности, как и полнозначные слова - наречия (например, весьма, очень).

2. Лексическое значение. Предлоги не обладают способностью к называнию предметов или их свойств, но не лишены лексического значения - значения отношений. Благодаря наличию собственного лексического значения предлоги отличаются друг от друга а от слов других частей речи.

3. Грамматическое значение. Если грамма-■ тическое значение повнозначных слов имеет сегментное оредство выражения (например, падежные формы слова), то грамматическое значение предлогов заключается в них самих г реализуется черев зависимые от них падежные формы слова.

4. Сочетаемость. Предлоги сочетаются не о морфемаыа, е со словами. В результате такой сочетаемости образуется предложно-яменная конструкция (в ctopohy станции, под водой, скучать а матери, дом £ дороги).

5. Отдевяемость. Между предлогом а именем, как мея~ ду двумя поднозначными словами, можно поставить некое третье олово или даже сочетание оков, например; да, стадионе - щ, [центральном J стадионе - аа, [залитом ooíHaeuJ отадяоне.

К частным признакам относятся:

1, 3 а к е о а е u о о i), Одни предлоге могу; быть заменены другаии бее нарушения смысла данных конструкций (ср.: щ сообщениям ТАСС а согласно оообшенаям ТАСС).

2, Перемещаемость некоторых предлогов в пределах данной предлояшо-падежной конструкции: рада справедливое« - справедливости jbüJLSIí доплетя рассудку - гессудку вопреки. В русском

языке характерно препозитивное употребление предлога о именам.

3. Способность предпожно-аменннх конструкций к фраззоаогазацаи, в результате которой возникают; устойчивые сочетания, например: от века (издавна, с незапамятных времен), ради йога (пожалуйста, очень прошу).

Итак, хотя в некоторых случаях предлог ведет себя как морфема, но все-таки он является не морфемой, а словом. Однако пред-аог все же не может рассматриваться в одной линейной плоскости о полнозначными словами. Предлог - это особая часть речи.

Во второй главе "Лексико-семантаческае особенности предлогов" . отмечены две возможные степени их лексического значения; крайне абстрактное и/ила конкретное.

Предлога игравт весьма важную роль в формирования семантика предложно-именной конструкции и словосочетания. Так, например, в конструкциях ^ шкафу, л столе и на шкафу, н§ стола существительные а семантическом отношении разные, а в значении перечисленных сочетаний отчетливо вырисовываются значения внутренности и поверхности, заключающиеся в предлогах в а да» Только лексическим значением предлогов можно объяснить различая в значении таких словосочетаний, как: приехать за вещами - приехать а вещами; вежать на столе - лежать ггад столом.

Один и тот же предлог в одних случаях имеет конкретное лексическое значение, в других - крайне абстрактное (ср.: да кровати, ¡щ занятии, испытать прочность - надеяться да успех,кричать ца ребенка, походить на мать). Предлоги, лексическое значение которых крайне абстрактно (а это, как правило, предлоги с объектным значащем), образуют предпожно-аменнув конструкцию с несамостоятельным лексическим значением. Несамостоятельность их значений обусловлена тем, что предлог с объектным значением обычно оказывается в сфере семантического притяжения полнозлачных слов с незавершенной семантикой (сетовать щ что-н., издеваться щщ кем-и.). Несамостоятельным является а объектное значение формы предложного падежа суботан-тава. управляемого глаголами мысля, речи а чувства (думать о ком-н., заговорить о чем-н., скучать о чем-я.). Однако формальность предлога относительна (ср.! рассказать матери - значение второго лица в рассказать о матера - значение третьего лица). Следовательно, семантически "пустых" предлогов не существует.

Автосемантическиэ предлоги характеризуются там, что их ямачп-ние устойчивое, конкретное в мало зависит от полноэначннх слоя, о

которыми они сочетаются. Они могут выступить ди"Мйронцяатором

выражаемых отношений: приехать без денег, приехать аз-зд денег, до и росле полуночи, близ полудня, цооде полудня.

В группу автосемантических предлогов входят в первую очередь производные предлога, которые обычно сохраняют смысловые связи о мотивирующими полнозначными словами. Для производных предлогов, характерны семантическая однозначность я такая полисемия, при которой сохраняются смысловые связи между отдельными значениями (ср.: около дома, около часа, около трех тонн), Автосемантичвость некоторых производных предлогов относительна. Их значения в определенной степени зависят от сочетающихся имен (ср.: вокпуу дома -значение "в" окружности"; вокруг сложного вопроса - значение "ло поводу"). В группу автосемантических предлогов входят также некоторые первичные предлога: без, для, при, до. Эти предлоги, будучи многозначными, сохраняют преобладание одного значения над другим (ср.: без денег, баз дорога, всадник без головы; при свидетелях, при Петре Первом, Датва при Бородино).

Синсемантические предлоги характеризуются тем, что реализация ах значений во многом зависит от окружения, в котором они находят- \ ся: от припредложного"имени (работать до окончание института, рабо- . тать до программе, работать да металлу, работать по вечерам), о* глагола (вернуться а дороги, устать £ дороги).Синсемантическве лред-логи в одних случаях имеют ярко выраженное лекоическое значение, в других - крайне абстрактное, например: д комнате - верить д победу; да столе - надеяться благополучный исход встречи.

Синсемантические а некоторые автосемантическяе предлога характеризуются многозначностью. Многозначность предлогов не объединяется какям-лвбо семантической центром, как это бываев у полнознач-пнх слов. Так, например, предлог "в" имеет: пространственное значение (л столе, д институте), временное (д прошлом году, в суббогу), квантитативное (комедия в трех актах), целевое (сделать что-н. д насмешку).

Некоторые предлога вступают в санонимаческше отношения. Са-воншмия предлогов имеет место в тех случаях, когда у предлогов общее релятивное эначенле а оая употребляются в совершенно тождественной окружении (выполнить д срок я выполнить £ сроку; величиной д кулак в ввлнчяноЯ £ кулак) ала а относительно разных окру-вонйях (вследствие болезна я вз-эд володостя). Два предлога йогу» являться сянояямвад в одной значений я не быть в другях своих этшчвнаях (щ> оаябке, 93-33 ошибка: по » в-"-эа; но дз првбытяя,

из-за ошибки: по из-за).

Предлогам о конкретным лексическим значением может быть присуща автономия, которая имеет меото в пределах одного релятивного значения, например: з& домом - перед домом, да съезда - после съезда, включая вопрос - искдичая вопрос.

В третьей главе "Предлога в предложно-падежной конструкции" описаны функциональные особенности предлогов в предложно-вменной конструкции, взаимодействие предлогов и имен, дана характеристика предложно-вменной связи,изучены предпожно-именные конструкции -фразеологизмы, отмечено также употребление предлогов без поояедую-: шей форш имена.

Предложная аналитическая структура "предлог + имя в косвенном падеже" выступает как единое целое, функциовально-сечантическае свойства таких структур по многом определяются взаимодействием двух элементов - предлога а имена, которые в этом плане равноправии. В результате перераспределения cw.uaяов предлог в вмя создают одзный комплекс, в различной степени сближающийся с отдельным оловом ала вмещай свое самостоятельное номинативное значение. Аяапа-гаческая синтаксическая форма может быть функционально связанной (верять в победу, рассказать о пояете. дом у дорога) а свободной*, зо есть не связанной с каким-лабо определенным словом, (Под водой; Это - аз. служебной сводка; Через ври месяца, по возвращении. домой он привоз кучу подарков для Лины).

Прэдлог в свободной предложио-амениой конструкции не находится в двусторонних синтаксических связях. Свободная предаозшо-аменлал конструкция выступает: I) в качестве заголовка (Без крыльев, За обновленную федерацию); 2) в качестве свободно присоединяемых форм (Хорь выражался иногда мудрено, должно быть, аз осторожности); 3) в качестве структурно организующих членов предложения (Поход -за грабами). Как а падежная форма имени, предлог й данных случаях" " но является показателем зависимости имена от другого олова, поскольку такая зависимость отсутствует. Предлог необходим, как и необходимо имя. Между нами суиботвует взаимообусловленность.

С одной стороны, благодаря значению имени реализуется значение предлога: дщ. станции, Д£и социализме, Дв*ях; да горячим следам, 22 стране Советов,да данным Госкомстата, С другой сторона, значение предлога предопределяет круг сочетающихся с яви имен.

1 См. Г.А.Болотова. Очерк функционального синтаксиса русского языка,- М., 1973. г

Например, предлоги пространственного значения сочетаются лишь с существительными со значением конкретных предметов и пространственных понятий. Благодаря значению предлога обнаруживается эксплицитное релятивное значение имени. Значение предлоано-именной конструкции возникает в результате сочетания общего релятивного знача-ния предлога с предметным значением имени. Поэтому извлечение какого-либо компонента непременно приведет к исчезновению данной конструкции как в структурном плане, так и в лексако-семантическом.

Будучи показателем зависимости одного слова от другого, падежная форма является средством выраженая отношения между словами, но не является его носителем. Эти отношения исходят от другого слова - стержневого члена словосочетания (сказать отцу, войта в дом), а также от предлога (до войны, посла обеда). В тех случаях, когда фактически предлог предопределяет падеж имена, то можно сказать, что падежная форма служат средством выражения отношений между предлогом и именем. Так, в конструкциях без денег, со стороны лес^ формы родительного падежа существительных являются средством выражения значений отсутствия и направления, заключавшихся в предлогах. Что касается предлогов, употребляющихся с разнили падежами, то возникновение той ила иной формц предяожно-имекной конструкции следуев рассматривать как следствие взааыоооответствгя значений предлога а вмени. Выбор падежа иногда может зависеть от глагола: положить на стол, но лежать на столе; спуститься под земли, но находиться под землей.

Иногда исследователи отмечают у предлогов функцию уточнения значения падежной фор«.ш имени. Однако, осви предлог действительно уточняет падежное значение имена, то его можно било бы опустить без нарушения грамматичноота в осмысленности высказывания. В действительности зге в свободной продложао-ииеаяоЗ конструкции окутцапяс предлога новозгложно, а в словосочетании опущонио предлога апбо но-аоэмозао (подойти £ столу, дом д дороге), либо праводвт к вскажонва салола словосочетания (ср.: превратить п пар - превратать пар. сказать 2 матеря - сказать катера), яйбо прзводат к появоепва нкясго прокаой надвхшой форма новой (урон до русскому языку - угок русского

вдта четк>? ремцг - идти рошзй). Стодола только, в свободной цроддожно-аионной коаструкцап фунхцвв уточнения падегаого энвчзнвя савве предлог на выполняет, а в словосочетания выполняет лваь в некоторых случаях (нестроевая 2 идей в иастроепая явдэй; лепестка ££ вивсп и во пост ко вашей).

Между предлогом а именам существует связь, которую назовем преддохно-имонной связью (ПИС). Она делится нами на "производную" а "непроизводную"."Производная"ПИС - это ШС с производным предлогом. Она качественно не отличается от управления. Ведь в процессе становления производных предлогов происходит закрепление за нами той ала иной падежной формы имена. Этот процесс во многом обусловливается тема закономерностями, которые составляют основу формирования определенных моделей сочетаемости производящих слов. Так, самая большая частотность употребления при отыменных и нарочных предлогах зависимой формы родительного падежа находит подтверждение не только в широкой употребительности субстантивных словосочетаний о этой падежной формой, но а в преимущественном употреблении дайной формы в качестве зависимого компонента в словосочетаниях образуемых отвлеченными существительными (ср.: вглубь, в ходе чого-н.; глубь, ход чего-н.).

Производные предлоги могут сохранять управление, свойственное мотивирующему слову. Однако она не сохраняют вся систему сочетаемое тних возможностей мотивирующих слов (ср.: смотреть да. в, через что-п., но несмотря на что-л.; кончать что-н., кончать чем-н., но кончая чем-н.).

Управление некоторых предлогов восходит к управлению олов, о которыми опя соотнесены по семантике, но которые сами не стали мотивирующей базой предлога. Таковы связи предлогов в противоположность. а противовес с глаголами противостоять, противодействовать. Управление предлогов в давв от. д зависимости от.вслед за восходит к управлению слов отдалиться, зависеть, следовать. Иногда переход полнозначного слова а предлог влечет за собой переход от одного вида подчинительной связи к другому - от именного прзмы-каная к управлению, например: путь & успеху в по пути к успеху, вопрос о происхождении язика и по вопрос? о происхождении языка. Таким образом, хотя управление производных предлогов объясняется по-разному, но оно связано с иотаварувдам полнозпачшш словом. Следовательно, "прсшзводаая*13ИС представляет собой особый случай перехода подчинительной связа с одного уровня синтаксиса - словосочетания на другой, болэе пазквй - аналитическую сяятаксячоекуэ форау.

"Непроваводная" ПИС - это ПИС с пэрвачнш прадаогоа, Нрэрода не производной ШС с южная. В одпах случаях утотробаеаав прадвога непременно предопределяет употребление падежной формы вмени (таково употребление, например, предлогов: без, дая, на, к, Пад,

при), в других случаях употребление падежа обусловлено то соответствием значений предлога и вмени, то значением стержневого члена словосочетания. Под влиянием управления глагола ПИС может легко распадаться. Так, в конструкциях войти в комнату, выйти аз дома предлоги образуют с глаголом комплекс, управляющий именем."Непро-иэводная*ПИС является связью мезду двумя компонентами, сдан из которых - предлог не является синтаксической единицей. Она отличается от у правгеная.

В четвертой главе "функции предлогов в словосочетания" рассмотрены функции предлогов при управлении и именном примыкании.

Пра сильном управлении предлог может выполнять функцию послелога глагола. Это свойство заключается -в том, что приставочный глагол иногда не может непосредственно управлять именем. Это не позволяет структурная организация глагола и его значение. Гяагояу нужно такое средство, с помощь» которого он мог бы управлять именем. Этом средством и является предлог. Поэтому нам какется, что правильным будет утверждение, что не глагол или предлог управляет падежной формой имена, а ею управляет,глагол вместе с предлогом, например: сойти со станции, отказаться от преыаи.выйти из леса, flpgBHKfltft к труду. Связь в данных случаях можно изобразить так:

(глагол + предлог) --> имя

Сражая синтаксические отношения мезду словами в словосочетании. "предлог-послелог" усиливает именно тог семантический оттенок, который выделяется в ряде производных глаголов. Он служит средством управления. Наличие предлога в данных словосочетаниях является необходима. Поскольку опущенге предлога представляется невозмоз-пкм, so он не является в этом случае средством уточнения падежного значения имена. Хотя предлог появляется по требованию праставочно-то глагола в вместо с глаголом управляет амег^м, однако предлог употребляется не изолированно, а с именем, поскольку он является но только средством сильного управления, но а средством выражения. возникающих при управлении определенных отношений, а это возможно гояько при ШС. Следовательно, предлог характеразуется двусторонней связью. Он не вишен вексического значения, но аз-за дублирования значение« глагольной приставки оно ослаблено.

Пра определенных усяопаях употребления предлога становятся грамматическая знаками объектных отнотонай. Во многих случаях предлежаое выражение косвенной переходности глагола представляется мкопеом 89 мотиварованным, например, жеваться ком-н., выйти.

2а кого-и. Предлоги становятся более похожими на значение падежных префиксов. В подавляющем большинстве случаев такой переход предлога на роль "объектной морфемы" при глаголе имеет место у предлогов с крайне абстрактным значением.

Таково употребление, например, следующих предлогов: употребление предлога о с преддодным падежом после глаголов чувства, речи и мысли (думать о матера, рассказать о сыне); употребление предлога j¡o с дательным падежом после глаголов чувств (тосковать по друзьям, скучать по детям); употребление предлога над при группе сеыантичеокя однородных глаголов: издаваться, смеяться. В таких конструкциях глагол управляет дезой предложно-аменной конструкцией. Однако употребление того ила иного предлога зависит также от семантики глагола, поэтому он связан а с глаголом. Следовательно, "предлог-префикс" имеет двустороннюю связь - о глаголом а о именем. Он является средством подчинительной связи, но не может быть средством уточнения значения падежной формы имени, ведь ощущение предлога либо невозможно, либо приводит к искажению смысла высказывания (думать о друга, но нет "думать друге"; рассказать о матери ¡í рассказать матери). Связь в данных случаях можно изобразить а виде:

Глагол -* (предлог + имя).

При слабом управлении предлог выполняет две функции: функцию средства выражения объектных отношений медду глаголом а именем а функцию образования о именем зависимой от глагола конструкции, имеющей определенное значение, например: определительное (стрелять вэ автомата), пространственное (учиться у мастеров) а др.

При слабом управаениа предлог нэ лишая лексического значения. Наличие предлога в управляемой предвожно-аиенной конструкции является необходимым.

Пра именном прамыкаяла решающее значение имеют характеры от-повеняй предложно-именных конструкций, компоненты которых - предлог в вмл равноправны. Продложное пмэнное примыкание - это примыкание целой предложно-ашшюй конструкции» а не примыкание падеа-ной формы посредством предлога. П{мдеай®<ншвнная конструкция появляется не по требованию подчанявдого члена словосочетания. А именно аэ значение, вознаксее в результате соединения предлога о еыэ-пей, допускает возможность ее сочетания о другямв своваьш. Как пра собственно лримыканва к стержневому члену словосочетания примыкает неизменяемая форма, следовательно, неизменяемость Форш» зазасяыого компонента является одадм аэ средств вырахеная подчя-иительной связи, IX

Таким образом, предлог является не столько средством примыкания, сколько необходимым компонентом для образования предложно-вменной конструкции, которая в свою очередь является компонентом словосочетания.

Прв именном примыкании предлог иногда уточняет значение падежной, формы имени (письмо & отцу а письмо отцу, дом кщ престарелых я дом престаревых). Связь именного примыкания можно представить так:

$ заключении содержатся выводы проведенного исследования.

1. Хотя предлог выполняет иногда.ту же роль, что и морфема, но все-така он является но морфемой, а словом. И нет достаточных причин для приравнивания предлогов к морфемам ни по свойствам сочетаемости, ни по функции в морфологии и в синтаксисе.

2. Предлог выражает значение какого-либо определенного отношения. Это значение и является его основным значением, принадлежащим ему как отдельному слову, отличному от другого. В любом случае продпог имеет значение. Различна лииь ого степень: оно может быть крайне абстрактным или конкретным.

3. Предлог является необходимым компонентой свободной предвоз-но-аменной конструкция. В ней предлог - не средство подчинительной связи в не средство уточнения значения падежной фюрьщ вмени.

4. При управления"предлог-послелог", "предвог-префакс", предлог-компонент управвяемой предложио-именной конструкции является средством управления."Предлог-префикс" имеет про этом крайне абстрактное значение.

5. Пра именном примыкании предлог не лишен лексического значения. Он является не средством подчинительной связи, а компонентой предложио-именлой конструкции, пришкатей к стержневому члену словосочетания. При этом предлог может иногда уточнять значение падежной формы имен«.

Различие я оходотво в функцяонярованив предлогов современного русского языка в различных синтаксических единицах - аналитической фориа «меня в словосочетании наглядно представляет сведущая таблица (сы.табл.на с.15).

Проведенное нам« исследование подтверждает мысль В.Б.Остроумова о том, что не во всех случаях предлог является средством выражения подчинительной свяэя. Оно свидетельствует ■ в пользу его мнения о необходимости ввести а число синтаксических единиц в ко-Чвствв самой низвой - евнтахеичвекую форму слова, которая может

Синтаксические единицы Примеры Характер овяая Предлоги Лексическое 1 Средство под-значеняе чинительной |овязя Средство уточнения падежной форма яменя

Првдаошо- падежная конструкция носив обеда а стояв пр-*ам пр Д им Необходимый компонент ПИК 1 .....« 1 - ■ 1 1 1

Ш в <а и р* 9 О О да " а к о <9 С* Я 85 в р> За а в о»» || Я& . о^» 1 1 §2 яд о к. я § м ж войти а дом перейти через дорогу (п+пр)_^ им послелог глагола (+) | (ослабленное)» -Л

думать о иа-торя гя-Кяр+вм) префикс яменя (крайне; +) абстрактное) 1 »

стрелять аз автомата г»-К пр+ан) компонент управляемой ПИК I"-

о а деть у" стоза вадеть в последний раз } компонент 1праишшгоей гя^-|(пр)+(и1П ПИК | I I +А! ----- ЬЧ -А -

быть синтетической (выраженной словоформой одного полнозначного ояова) в аналитической (выраженной словоформами нескольких слов, в том ч2сво сочетанием предлога с падежной формой имени).

Изложенное нами понимание функциональных особенностей предлогов в разных синтаксических единицах приводит к выводу о необходимости уточнения традиционно принятого их определения.

Например, авторы "Грамматики современного русского литературного языка" определяют предлоги как "служебные слова, выражающие синтаксическую зависимость существительного или местоимения-суще-■ ствительного от других слов в составе словосочетания"*.

Установлено, что в разных сферах употребления функции предлогов разные. Свойства, присущие предлогам в одних случаях, оказываются чуждыми им в других (см, табл.на с.15). Функцию средства выражения подчинительной связи предлог выполняет но всегда. Она свойственна также на всем предлогам. Поэтому определение предлогов, основанное на этой функции, не мохет быть признано корректным.

Эти соображения приводят нас к мысли найти подходящий критерий для определения предлогов. Таковым является признак выражения отношения объектной действительности. Поэтому мы бы определили предлог так: предлога - это неполноэначнке слова, обозначающие разпыэ отповешш объективной действительности н выражающие это значение совместно с оуботантивами в различных синтаксических единицах - в аналитической синтаксической форме, словосочетании с прод-южавии.

Комплексное опзсанае семалтико-синтаксачаских особенностей предлогов, на наш взгвяд, может способствовать обучению русскому языку ппострашшх учащихся, особенно при форлировании умения и навыков употребления предлогов как в письменной, так и в разговорной речи.

1. Лековко-семантвческиэ особенности предлогов современного русского языка (деп. в ИНИШ АН СССР. 12.12.90).

2. Предвояио-вмоиная конструкция как аналитическая синтаксическая форма олова /в соавторстве/ (деп. в ИНИСН АН СССР, 12.12.90).

>> Русский язык: Особенности употребления отдельных предлогов в русском языке (в сопоставлении с украинским)

Предлог как служебная частьречи

Служебные части речи (предлоги, союзы, частицы), в отличие от самостоятельных, не называют предметов и явлений, их количество, свойства, качества и действия, не бывают членами предложения и не изменяются. Они нужны для связи слов и предложений, а также для передачи дополнительных значений.

Предлог (по-укр.: прийменник) - служебная частьречи , которая выражает зависимость существительного, числительного и местоимения от других слов в словосочетаниях и предложениях: вернуться из-за непогоды, к двум прибавить три, приготовить для нас.
Предлоги не являются членами предложения, но входят в состав членов предложения: Солние влияет на погоду.
В русском языке обычно предлоги безударные, но в некоторых случаях ударение может переходить на предлог.

Обратите внимание!
надеть на руку, на ногу сделать за ночь, за день
остаться на год, на ночь, на день выехать за город повернуться на бок

спрятать за спину
идти по лесу, по полю выйти из дому, из лесу
Ударить по носу, по уху взять под руки

Предлог как служебная часть речи

По-русски
возле, у, около, близ вместо

По-украински біля
.-
Приведите из текста примеры самостоятельных и служебных частей речи и запишите их.
Ни одно явление природы так тесно и непосредственно не связано с жизнью человека, как погода и климат. Каждый из нас, проснувшись утром, смотрит в окно, чтобы узнать, какая сегодня погода. Людям свойственно интересоваться погодой, но у одних это вызвано просто любопытством, а у других - более серьёзными причинами.
(По С. Гончаренко)

Спишите, вставляя нужные буквы и объясняя орфограммы. Выделите предлоги и определите, с какими словами они связаны, а также какой частью речи являются эти слова.
Почему в Якутии нет пустыни?
В Якутии выпадает очень мало осадков, пр(е/и)бл(е/и)-зительно столько, сколько и в пустын(и/е) Каракумы. Так почему же в Якутии не появляет(ь?)ся пустыня? Просто там в почве зал(и/е)гает м(и/е)рзлота. Посте-пе(н/нн)о оттаивая, она р(о/а)вномерно снабжает влагой траву, кустарники и дерев(ь?)я. Не будь её, в Якутии вместо лесов была бы пустыня.
(По А. Смирнову)

Вместо пропусков вставьте уместные по значению предлоги.
Для чего служат предлоги в предложении?
Мы осторожно пробрались... чащу и... зарослей вереска увидели гнилой сосновый пень. ... него тянуло грибами и йодом.

Пня, спиной... нам, стоял барсук. Он расковырял день и засУнУл - середину пня, ... мокрую и холодную руху, обожжённый нос. Он стоял неподвижно и холодил свой несчастный нос.
... его ног бегал и фыркал другой, маленький барсучок.
Он волновался и толкал нашего барсука носом... живот.
Наш барсук рычал... него и лягался задними пушистыми
лапами.

(К Паустовский)
Для справок: от, около, в, среди, на, у, к.

Прочитайте вслух стихотворные строки, найдите предлоги, определите, какие из них под ударением.
1. Летят пушинки чистые за луг, за сад, за лес и к нам парашютистами спускаются с небес (Вс. Рождественский). 2. Всё темней, темней и тише... Смолкли к ночи птицы; только на небе сверкают дальние зарницы (И. Суриков). 3. Однажды в студёную зимнюю пору я из лесу вышел. Был сильный мороз (Н. Некрасов). 4. А уж от неба до земли, качаясь, движется завеса, и будто в золотой пыли стоит за ней опушка леса (А. Фет). 5. Стужа злее на ночь... Заворочался в санях Михайло Иваныч (Н. Некрасов). 6. Пчела за данью полевой летит из кельи восковой (А. Пушкин). 7. Но меж тем уж село солнышко давно; под-нялася вьюга, на небе темно (И. Суриков). 8. Вот из лесу вышли - навстречу как раз синеющей лентой, извилистой, длинной, река луговая (Н. Некрасов). 9. Сон и зной уже царили надо мной. Но вдруг я стоны услыхал, и взор мой на берег упал (Н. Некрасов). 10. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.

(А. Пушкин).

Переведите текст на русский язык. Выпишите парами украинские и соответствующие им русские предлоги.
Там на Україні, де долина, тихо тече Рось, там між горами, між дубовими та липовими лісами стоїть велике містечко Богу слав.
Висока гора обривалася над Россю рівними, як стіни, скелями. Глибоке провалля повиставляло проти сонця свої жовті глинясті боки. Понад самісінькою Россю, попід глинястими стінами, поміж купами каміння в"ється дорога.
(За І. Нечуєм-Левицьким)

Н.Ф.Баландина, К.В. Дегтярева, С.А.Лебеденко, Русский язык 7 класс

Отослано читателями из интернет-сайтов

Полный перечень тем по Русскомы языку для 7 класа, календарный план по всем предметам согласно школьной программы, курсы и задания поРусскому языку для 7 класа

Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей
Loading...Loading...