Логоритмика как средство развития музыкальных способностей и речи детей дошкольного возраста. Коррекционно-развивающее влияние логоритмики на речевое развитие ребёнка

Е. А. Григорьева, учитель-логопед
МБДОУ № 29 «Истоки» г. Боровичи Новгородской области
Оригинал статьи в формате MS Word скачать

Логопедическая ритмика - одно из звеньев коррекционной педагогики. Это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Ее основой являются речь, музыка и движение. Актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью поиска наиболее эффективных и интересных форм коррекции речи и движений детей.

Работая учителем- логопедом логопункта массового детского сада, регулярно провожу диагностическое обследование речи всех воспитанников. Анализируя данные мониторингов за последние годы, обратила внимание, что количество детей, имеющих те или иные нарушения речи, неуклонно возрастает. Так, в 2009году при обследовании дошкольников 4-5 лет были выявлены проблемы в развитии речи у 60% детей; в 2010году - у 65%, в 2011году - у 70% респондентов. Увеличилось число детей, имеющих системные речевые нарушения, выражающиеся в фонетико-фонематическом недоразвитии, несформированности грамматического строя, бедности словарного запаса, заикании, а также испытывающих трудности в общении. Для большинства детей этой группы характерно несовершенство слухо- зрительно-двигательной координации. Дисфункция межанализаторных связей проявляется в патофизиологическом механизме речевых процессов: недоразвитии фонематического восприятия, речевой и общей моторики, зрительно-пространственного анализа и синтеза.

Требования современной школы к первоклассникам достаточно высоки: овладение графикой письменной речи, техникой чтения, связной речи предполагают соответствующий уровень операций соотношения акустических, визуальных и кинестетических образов. Данные психолого-педагогического обследования выпускников ДОУ 2008-2009 года показали, что 55% детей имели средний уровень готовности к школьному обучению, а 45% -низкий. Помимо диагностирования речи детей мною проведен анализ зрительно-двигательной координации и неречевых психических функций; использованы методики Н.В. Серебряковой, Л.С. Соломаха, Л С. Цветковой. Результаты позволили сделать заключение, что у всех детей, имеющих нарушения речи, наблюдаются те или иные проблемы развития двигательных функций, причем в большинстве случаев тяжесть речевого нарушения находится в прямой зависимости от уровня сформированности сложных двигательных навыков. Изучив данные исследований Л. С. Выготского, А. Р. Лурии, работы Т. А. Власовой, М. Ю. Картушиной, А. Е. Вороновой, проанализировав результаты собственных наблюдений, пришла к выводу, что выявленные мной проблемы могут быть решены посредством организации логоритмических занятий в условиях детского сада.

Нравится статья? Расскажи друзьям и коллегам!

Логоритмика является формой активной терапии, включает в себя здоровьесберегающие технологии, служит самым эмоциональным звеном логопедической коррекции. Опираясь на связь музыки, движения и речи логоритмические занятия позволяют решать разнообразные задачи:

  • развитие слухового и зрительного внимания;
  • развитие фонематического слуха;
  • развитие пространственной организации движений;
  • развитие общей и тонкой моторики, мимики;
  • развитие физиологического и фонационного дыхания;
  • формирование артикуляционной базы звуков;
  • развитие чувства ритма;
  • развитие переключаемости с одного поля деятельности на другое
  • развитие коммуникативных качеств.

Вся система работы направлена на решение единой цели - профилактике и преодолению речевых нарушений, путем развития и коррекции двигательной сферы, под воздействием слова, ритма и музыки. В нашем детском саду мы организовали занятия логоритмикой для разных возрастных групп. Это платная услуга по желанию родителей с учетом рекомендаций логопеда воспитателя, музыкального руководителя. Занятия проходят 1 раз в неделю; длительность от 20 минут для детей 3 – 4лет; 25 – 30 минут для 4 -5-лет и 30 – 35 минут для старших дошкольников. В проведении занятий участвует музыкальный руководитель и воспитатели групп. Широкий охват детей позволяет рассматривать логоритмику как пропедевтику перед зачислением на логопункт. Основная форма работы – подгрупповая (в подгруппах- 6-8 детей.) выбрана мною не случайно, телесные движения, как язык коммуникации, наиболее полно раскрывают представления о себе и других, положительный образ собственного тела способствует самопринятию ребенка и принятию его другими детьми.

Опираясь на разработки М. Ю. Картушиной, Е. В.Кузнецовой, В. Т.Кудрявцева мною составлена образовательная программа «РЕЧЬ. РИТМ. ДВИЖЕНИЕ», которая, помимо целей и задач, содержит тематические планы, учебно-тематические планы, методические разработки логоритмических занятий, а также учитывает местные условия организации образовательного процесса. Занятия планирую по развернутой структуре, с учетом гибкости его содержания. Это позволяет изменять элементы занятия в зависимости от пожеланий детей.

В структуру занятий тесно вплетаю различные виды деятельности:

  • упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
  • упражнения, регулирующие мышечный тонус;
  • речевые упражнения без музыкального сопровождения;
  • упражнения для развития музыкального слуха;
  • ритмические упражнения, пение;
  • упражнения в игре на музыкальных инструментах;
  • массаж биологически активных зон;
  • подвижные игры, драматизации, мимические упражнения;
  • упражнения на релаксацию.

Проводя занятия логиритмикой, советую не заучивать речевой материал, все упражнения выполнять с детьми по подражанию; для поддержания интереса у детей каждое занятие продумывать как единый сказочный сюжет: «Новоселье Кошки» « Кот Леопольд идет в Армию» «Путешествие в страну Гномов». Успех зависит и от того, как дидактически верно выстроен каждый элемент занятия. Вводная часть составляет 3-5 минут: сюда включаю упражнения, подготавливающие организм к двигательной и речевой нагрузке. Это различные виды ходьбы и бега, дыхательные упражнения, пальчиковые игры. Главное - создать необходимый эмоциональный настрой. Основная часть - 10 -15 минут включает в себя 3 – 4 вида упражнений по выбору педагога. На заключительную часть отвожу 5 минут - это игры разного вида и упражнения на релаксацию.

Ещё материалы по теме:
1-Конспект логоритмического занятия для детей младшего дошкольного возраста в ДОУ общеобразовательного типа «Домок-теремок»
2-
3-Конспект урока по логоритмике
4-Логоритмическое развлечение "Новогодний поезд"

Вследствие высокой эмоциогенности, логоритмические занятия способствуют укреплению психического здоровья детей. Эмоциональная окрашенность движений музыкой способствует поддержанию атмосферы праздника, свободы и непринужденности. Создаются условия для усиления работы ассоциативной зоны коры головного мозга, сенсибилизации подкорки и моторной зоны кортекса. Мои наблюдения показали - то, что с трудом удается сделать при механическом освоении движения, достаточно быстро и эффективно достигается при эмоциональном, коммуникативном проживании соответствующего пластического образа в игровой ситуации.

Одним из главных принципов успешности работы является индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возрастных, речевых и психофизиологических возможностей. Работая с детьми, определяю уровень актуального и зону ближайшего развития и учитываю темп усвоения материала конкретным ребенком. Данный подход обеспечивает необходимый комфорт и поддержку. Очень важным считаю привлечение к пониманию значимости логоритмических занятий родителей воспитанников. Их заинтересованность и активное участие в данном процессе помогает достичь лучших результатов. С этой целью провожу для них консультации, мастер-классы, приглашаю на занятия.

Выдвинутая ранее гипотеза, о том, что в результате логоритмических занятий улучшаются речевые, двигательные, музыкальные способности, нашла свое подтверждение в результатах диагностики, проведенной мною в 2010 и 2011 учебном году. Диагностической группой являлись дети 5-6 летнего возраста (16 человек). Ниже представленные диаграммы показывают результаты сравнительного анализа развития у детей речевых и неречевых психических функций.

Диагностика развития речевых психических функций
детей 5-6 летнего возраста
Диаграмма 1

Диагностика развития неречевых психических функций
детей 5-6 летнего возраста
Диаграмма 2

Таким образом, результаты сравнительного анализа диагностики развития речевых и неречевых психических функций детей позволили сделать вывод, что выбранная система работы способствует эффективному повышению уровня речевого, музыкального и двигательного развития. Отмечается положительная динамика в качественных изменениях показателей слухового, зрительного, тактильного внимания, восприятия, памяти детей. Параллельно улучшаются показатели развития речи: физиологическое дыхание, фонематический слух, движения органов артикуляционного аппарата, звукопроизношение. Совершенствуется работа сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной и других систем. Дети с удовольствием занимаются логоритмикой, приобретая представления о здоровом образе жизни, доброжелательном отношении к окружающим людям. В дальнейшем это позволит ставить перед детьми и решать совместно с ними более сложные задачи в овладении речью, в развитии музыкальных способностей и детского творчества.

1.Выготский Л. С. .Лурия А. Р. Этюды по истории поведения. М 1993

2.Воронова А. Е. Развитие и коррекция слухо – двигательно -зрительных координаций у дошкольников с нарушениями речи средствами музыкально-ритмической деятельности. Иркутск 2002.

3.Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей. М. 2004.

Лернер Марина Васильевна
Должность: логопед
Учебное заведение: ГБУЗ РК ВДБ ДП №2
Населённый пункт: г. Воркута
Наименование материала: Статья
Тема: Логопедическая ритмика как средство профилактики и коррекции нарушений звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста.
Дата публикации: 12.05.2017
Раздел: дошкольное образование

Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу предложить вашему вниманию доклад на

тему: «Использование средств логоритмики в системе воспитания звуковой культуры речи у детей

старшего дошкольного возраста».

Формирование звуковой культуры речи представляет собой сложную систему, которая вклю -

чает в себя:

развитие восприятия речи;

развитие речедвигательного аппарата и формирование произносительной стороны

речи – звукопроизношение, дикция, орфоэпия, темп речи.

К 5 годам ребенок должен овладеть четким произношением всех звуков. У многих детей

этот процесс задерживается в силу ряда причин: нарушения в анатомическом строении речевого

аппарата, функциональной незрелости речевых зон головного мозга, несформированности произ-

вольных движений и т. д. И, к сожалению, дефекты звукопроизношения не исправляются сами со-

бой, а лишь в процессе систематических тренировок, решающих комплексно ряд задач:

Развитие артикуляционной моторики;

Выработку правильного речевого дыхания;

Улучшение координации движений пальцев рук;

Упорядочивание двигательных, ритмических процессов;

Совершенствование пластики движений;

Развитие эмоциональной сферы ребенка.

Сегодня, помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизноше-

ния, коррекции нарушений в лексико–грамматическом оформлении речевого высказывания ис-

пользуют ЛОГОПЕДИЧЕСКУЮ РИТМИКУ. Это форма активной терапии, целью которой яв-

ляется преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании

со словом и музыкой.

Почему – ЛОГОРИТМИКА? Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен

года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые рит-

мические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего дет -

ритмических упражнениях и играх.

Система ритмического воспитания получила большое распространение в странах Европы

в начале ХХ века. Основоположниками ритмического воспитания являются К. Орфа, Р. Штейнер и

Э. Жак - Далькроз.

Э. Жак – Далькроз создал метод «Ритмическая гимнастика»и написал работу под названи-

ем «Ритм», в которой он раскрывает возможности эффективного воздействия ритма.

В отечественной дошкольной педагогике методические рекомендации по проведению ло-

горитмических занятий впервые были разработаны русским педагогом В.А.Гринер, которая отме -

тила, что «Музыкальный ритм как организующий момент, лежит в основе метода».

Основная цель логоритмики – преодоление речевого нарушения путем развития и коррек-

ции двигательной сферы. В соответствии с этой целью можно выделить коррекционные, образо-

вательные и воспитательные задачи логоритмики.

К коррекционным задачам относятся:

преодоление основного речевого нарушения,

совершенствование движений органов артикуляционного аппарата,

развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и

динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двига -

тельной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей,

мелкой, мимической и артикуляционной).

В образовательные задачи входит:

формирование двигательных навыков и умений,

знакомство с разнообразием движений,

пространственная организация тела.

Воспитательные задачи логоритмики: содействовать эстетическому, умственному, нрав-

ственному, трудовому воспитанию личности с нарушением речевого развития;

воспитание положительных качеств личности - доброжелательность, толерантность,

эмпатия, уважение, принятие сверстника и взрослого таким, какой он есть.

Логоритмические занятия – это комплексная методика, опирающаяся на связь слова, музы-

ки и движения и включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуника-

тивные игры. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобла-

данием одного из них и имеют необычайно широкий спектр воздействия.Средства логоритмики

необычайно разнообразны и имеют широкий спектр воздействия.

К средствам логоритмики относят:

маршировку – четкую ритмическую ходьбу под бодрую музыку, что способствует формиро-

ванию осанки, чувства темпа, координации рук и ног, выработке физиологического дыха -

ния, размеренности шага, укрепление мышц стопы и ее подвижности;

Вводная ходьба – упражнения построенные на различных видах шага.

упражнения на развитие дыхания;

артикуляционные упражнения;

упражнения на формирование согласных;

упражнения на развитие мышечного тонуса;

упражнения, активизирующие внимание;

счетные упражнения;

упражнения без музыкального сопровождения;

упражнения, формирующие чувство музыкального размера или метра;

упражнения на формирование чувства музыкального темпа;

упражнения для формирования чувства ритма.

Из всего многообразия средств логоритмики хочу остановиться на тех, которые непосред -

ственно направлены на постановку правильного звукопроизношения.

Артикуляционная гимнастика связана с выработкой лучшей координации и совершен-

ствования органов артикуляционного аппарата детей. От того, насколько быстро, четко и согласо-

ванно работает этот аппарат, зависит хорошая дикция. Правильная артикуляция – залог хорошей

ние обеспечивает прямую осанку, общее расслабление мышц тела. В артикуляционную гимнасти -

ку необходимо включать статические и динамические упражнения для языка, губ, нижней челю -

сти. Дозировку повторений одних и тех же упражнений определяют с учетом характера и тяжести

речевого нарушения. Упражнения выполняются ритмично под счёт на акцент в музыке. Позднее

детям можно предложить задания, в которых артикуляционная поза сочетаются с движением

разных частей тела:

Предлагаю вашему вниманию занимательную артикуляционную гимнастику «УТРО С

колаевна. Обратите внимания на экран, Я буду зачитывать четверостишье, а на экране будут появ -

ляться фотографии детей выполняющих артикуляционные упражнения. Соответствующие стихо-

творному тексту.

Котик Музик утром встал, (Дети потягиваются)

Чистить зубки побежал. (В улыбке открывают рот)

Вправо-влево, вправо –влево(Кончиком языка сильно «почистить» за нижними зубами) Чистим

зубки мы умело.

Пополощем ротик, Как чистюля котик.(Имитация полоскания рта)

Музик наш расчёску взял, (В улыбке закусить язык зубами)

И причёсываться стал.

Мы за ним не отстаем;(«Протаскивать» язык между зубами вперёд- назад)

Делаем зарядку! «спинку» выгнуть, удерживать под счет до 8-ми)

Музик спинку выгибает.

Музик спинку прогибает.(Открыть хорошо рот, поднять язык за верхние зубы)

«Футбол» (Кончик языка утирать то в одну, то в другую щёку)

«Блинчик» (Удерживать широкий кончик языка на нижней губе под счёт до 5)

«Оближем губки» (Облизать по кругу верхнюю, а затем нижнюю губу)

«Чашечка»(Загибаем боковые края языка в виде чашечки, тянем к носику. под счет до 5. Ритмич-

но хлопаем))

Яркие иллюстрации и несложный стихотворный текст делают гимнастику увлекательной для де -

тей, что облегчает её проведение и делает процесс более приятным.. (слайды)

Позднее детям можно предложить задания, в которых артикуляционная поза сочетаются с

движением разных частей тела:

Открыть широко рот и развести руки в стороны;

Округлить губы и руками показать обруч;

Вытянуть губы « трубочкой» и подтянутся за руками вперёд;

Растянуть губы в улыбке и поднять руки через стороны вверх, встать на носки.

ченный выдох). Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает

симости от содержания высказывания изменять силу и высоту голоса. Задача воспитателя - по-

мочь детям преодолеть возрастные недостатки их речевого дыхания, научить правильному

диафрагмальному дыханию. Особое внимание уделяется длительности и силе выдоха в процессе

речи и бесшумному глубокому вдоху перед произнесением фразы.

При работе над дыханием обращают особое внимание на развитие продолжительного, равномер-

ного выдоха у детей. Соотношение выдоха и вдоха 1:3 Хорошо развивает продолжительность вы -

доха и мелодико-интонационную сторону речи пение. И здесь тоже необходима помощь музыкаль-

ного руководителя. Подбираются эмоционально-выразительные, образные песни с доступным тек-

стом, фразы в которых должны быть короткими.

Упражнения дыхательной гимнастики лучше проводить ежедневно в течении 5- 10 минут в хо-

рошо проветриваемом помещении. Их можно использовать как физкультминутки в процессе ло-

гопедического занятия.

Необходимо приучать ребенка делать вдох без напряжения, не поднимая плеч, чтобы вдох

был мягким и коротким, но достаточно глубоким, а выдох длительным и плавным, без фиксации

на этих процессах. При этом постоянно напоминать, что говорить нужно только на выдохе. Осо-

бое значение придавать использованию всевозможным играм и игровых приемов, стихотворных

текстов, которые вызывают интерес к занятиям и делают характер выполнения упражнений не-

произвольным.

В первые месяцы логопед является ведущим при проговаривании текста, ребенок произно-

сит только отдельные звуки, звуковые сочетания. В дальнейшем ребенок произносит текст само-

стоятельно. В специально подготовленных стихотворениях, песнях, считалках, диалогах также ав -

томатизируются поставленные звуки, закрепляется лексический материал.

Как выполнять упражнения

воздух набирать через нос

плечи не поднимать

выдох должен быть длительным и плавным

необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно при-

держивать руками)

нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к голо -

вокружению

В качестве наглядного примера предлагаю вам «Веселую разминку» - комплекс дыхательных и

физических упражнений под чтение стихотворных текстов. В комплексе упражнений использует-

ся сочетание дыхательных и физических упражнений, при выполнении которых возрастает объем

и глубина дыхания, сила и выносливость дыхательных мышц, координируется и ритмизируется

общие и дыхательные движения, и в целом, улучшается функциональная деятельность всех орга -

нов и систем организма.

Дифференциация носового и ротового дыхания.

Упражнение№1. « Ветер дует»

Стоя. Спокойно вдохнуть через нос и также спокойно выдохнуть через рот.

Я подую высоко,

(Руки поднять вверх, встать на носки, подуть.)

Я подую низко,

(Руки перед собой, присесть и подуть.)

Я подую далеко,

(Руки перед собой, наклон вперед, подуть.)

Я подую близко.

(Руки положить на грудь и подуть на них)

Развитие силы диафрагмального выдоха.

Закрепление диафрагмального типа дыхания.

Упражнение№2. «Деревце качается»

Стоять, наклоняя туловище и делая движения руками под чтение текста.

Ветер дует нам в лицо,

(Дуть, махи руками в лицо, сильная воздушная струя.)

Закачалось деревцо.

(Наклоны туловища вперед, влево.)

Ветер тише, тише, тише.

(Дуть, махи руками в лицо, слабая воздушная струя.)

Деревцо все выше, выше.

(Потянуться, руки вверх.)

Развитие речевого дыхания.

Значительную роль в формировании правильного звукопроизношения и речевого дыхания

играют упражнения, основанные на пропевании гласных звуков в сочетании с движением .

Приведу пример подобных упражнений:

«Цветок распускается». Исходное положение - стоя, руки опущены. Руки через

стороны поднять вверх - вдох. Руки через стороны вниз, поём: «А-а-а» - выдох.

«Рубим дрова». Исходное положение - стоя, руки опущены. Ноги шире плеч. Пря-

мые руки вверх - вдох. Наклон - поём: «У-у-у»

«Пускаем облачко». Исходное положение - стоя, руки опущены. Руки в стороны

Вдох. Руки соединяются, кисти складываются, изображая букву О, продвигаются

вперёд ото рта- выдох

«Держим большой мяч». Исходное положение - стоя, руки опущены. Руки в сто-

роны - вдох. Руки перед грудью - выдох: «Э-э-э»

«Маятник» . Исходное положение -стоя, руки опущены. Прямые руки со сжатыми

кулаками вперёд - вдох. Прямые руки со сжатыми кулаками отводятся назад - вы-

дох: «Ы-ы-ы.»

«Поймаем лучик» - [и]. Исходное положение - стоя, руки опущены - вдох.

Руки плавно поднимаются вверх- выдох: «И-и-и.» (слайды)

Затем в звуковые ряды вводятся вместе с гласными и согласные звуки. Постепенно можно

включать более сложный материал, произносимый на выдохе(звуки, слоги, словосочетания, слова

Самое главное – постепенное увеличение объема после того, как вы убедитесь, что дети

легко справляются с предыдущим упражнением.

Упражнение№ 3. «Косари»

Сопровождается соответствующими пантомимическими движениями с произнесением на выдохе

междометий: УХ. ЭХ, АХ и т.д. Выполнять можно под мелодию марша: на слабую долю вдох и

«отведение косы» в сторону, на сильную – выдох и «взмах косой».

Упражнение№ 4. «А-У».

Ход игры. На слова взрослого дети разбегаются и прячутся.

По поляне разбежались

И в лесу все потерялись.

Буду я в лесу искать.

Как же их найти, собрать?

Взрослый поёт»А-У» по звукам затакта мелодичной песни Ю.Чичикова «Спасибо» Дети отвеча-

ют через такт.

Несомненно, что полноценное занятие по логоритмике может провести только специально обу -

ченный педагог-дефектолог, имеющий дополнительное музыкальное образование. Однако неслож -

ные упражнения вы можете выполнять и сами. Вот несколько примеров логоритмических упраж-

Закрепить правильную артикуляцию и поставленный звука [С] Упражнение «Сыпется песок» Ве-

дущий напоминает детям артикуляцию звука: Подул ветерок, посыпался песок. Покажите, как

поёт ветерок песенку– “с-с-с-сс-с-с-с-с” - улыбнитесь, опустите кончик языка за нижние зубы,

зубы сближайте и дуйте. – “с-сс-с-с”..

Упражнение с пропеванием слогов закрепляет звук [С ]в открытых слогах

Упражнения с пропеванием чистоговорок закрепляет звук [С] в открытых слогах, словах и

предложениях. Чистоговорка - это зарифмованная фраза, в которой часто повторяется какой-либо

звук. В методической литературе предполагаются приемы работы с чистоговоркой для отработки

звукопроизносительной стороны речи, на развитие силы голоса, темпа речи, чувства рифмы, рече-

вого дыхания, а так же для коррекции лексико-грамматической и фонетико-фонематической сторо -

За"основу" чистоговорки. брался последний слог в слове и повторялся в начале чистоговорки

столько раз, сколько было в этом слове слогов. Получалась "основа" чистоговорки.

В завершении хочу еще раз подчеркнуть, что настоящее время ощущается дефицит сенсор -

ного воспитания детей, когда гораздо более важным считается обучить ребенка 3-4 лет грамоте,

чем эстетическим канонам. С нейропсихологической точки зрения, тенденция ранней стимуляции

функций чтения, письма, счета обедняет правополушарный нервно-психический потенциал ребен -

ка, столь необходимый для его гармонического развития и, главное, приводит к потерям, не -

восполнимым в будущем.

Логоритмика способствует преодолению разнообразных речевых расстройств: развивает

неречевые процессы (координацию движений, правильное дыхание, музыкальность); способству -

ет развитию эмоциональной включенности, волевых качеств, произвольности, активного словаря,

мелкой моторики, речи, сенсомоторной координации, что в комплексе создает основу не только

для формирования речевого слуха, но и для развития культуры устной речи в ее произвольном ас -

пекте. Я считаю, что логопедическая ритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становле-

ния речевой функции, в том числе, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения,

заикание и др. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негати -

визмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к

выполнению логопедических упражнений и т.д.

Практика показала, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ре -

бенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный

настрой, учит общению со сверстниками и многое другое.

Поэтому ЛОГОРИТМИКА становится праздником красивой речи для детей!


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
ПРЕЗЕНТАЦИЯМузыкальное развитие и коррекция звукопроизношения у детей дошкольного возраста посредством логопедической ритмики Составила: Котова Светлана Владимировна музыкальный руководитель МДОУ детский сад № 102 г.Волжский Волгоградской обл.2016г Цель: Преодоление речевого нарушения у детей дошкольного возраста путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы через музыкально-логоритмические занятия Общие задачи: Развивать речевые и певческие навыки: дыхание, дикция, звукообразование, речевая и певческая интонация.Развивать речедвигательную координацию.Формировать коммуникативные навыки.Развивать восприятие музыки и согласовывать её с движениями.Обеспечивать возможность эмоционального и двигательного самовыражения детей.Способствовать снижению психоэмоционального напряжения.Развивать умение передавать характер музыкальных произведений при помощи пантомимики и т.д. Младшая группа:Формирование чувства темпаРазвитие мышечного ощущения направления движенияФормирование предпосылок исполнительской деятельностиФормирование простейших элементов творчестваРасширение пассивного словаря, активизация речевого подражания и формирование фразовой речи Задачи воздействия на детей средствами логоритмики по возрастам Средняя группа:Развитие чувства темпа, чувства акцента, чередующихся ударенийФормирование навыка осознанного восприятия пространстваПостепенное отделение исполнительства от подражанияСтимуляция творческой активностиРазвитие способности понимать грамматические формы слов, формирование фразовой речи, развитие речевой и артикуляционной моторики, создание артикуляционной базы звуков. Старшая группа:Ориентация в ритмических структурах, соизмерение и различение звуков по их длительностиРазвитие музыкально-пластических способностейРазвитие у детей точности и выразительности исполненияВыделение творческой функции в самостоятельный вид деятельностиОбогащение и активизация словарного запаса, обучение правильному употреб- лению грамматических форм слов, раз- тие мелкой моторики Подготовительная группа:Формирование музыкально-ритмических способностей, развитие музыкально-ритмического мышленияРазвитие способностей пластической интерпритации музыкального произведения и овладение свободой движенийСовершенствование навыков связной речи, правиль- ного грамматического и звукового оформления речевых высказываний во всех ситуациях общенияОбучение творческому использованию накопленного арсенала знаний, навыков, умений Направления логоритмики Музыкально-ритмическое направление Средства логоритмики. Рече-двигательное направление Физкультурно-оздоровительное направление Дыхательная гимнастика Применение здоровьесберегающих технологий на логоритмических занятиях: Артикуляционая гимнастика Пальчиковые игры Музыкотерапия активная, пассивная Ожидаемые результаты: Повышение эффективности и качества предоставляемых занятий воспитательно-образовательного процесса.Модернизация воспитательно-образовательного процесса путём внедрения новой коррекционной технологии.Развитие речевых, музыкальных, двигательных способностей у детей дошкольного возраста.Укрепление здоровья детей.Создание условий для своевременной диагностики детей с тяжёлыми нарушениями речи.Организация систематической педагогической поддержки семей, воспитывающих детей дошкольного возраста, имеющих недостатки в речевом и психофизическом развитии.

Юлия Клокова
Логоритмика как средство речевого развития дошкольников

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГБОУ Гимназия № 1404 «Гамма»

Дошкольное отделение «Вешняки»

по теме самообразования

Учитель-логопед - Клокова Ю . В.

Музыкальный руководитель - ИзнаироваО. Г.

2013-2014 учебный год

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта : «Логоритмика как средство речевого развития дошкольников »

Тип проекта : Исследовательский

Проблема : У детей дошкольного возраста часто наблюдается значительное нарушение различных компонентов языковой системы, недостаточно сформированы психомоторные и речевые процессы .

Гипотеза : В развитии речевой и психической деятельности детей положительную роль играют занятия логоритмикой .

Цель : Стимулирование процесса речевой и психической деятельности детей посредством использования занятий логоритмикой .

Конечный продукт : Разработка банка мероприятий по логоритмической деятельности .

Объект исследования : Процесс речевого и психомоторного развития детей дошкольного возраста .

Предмет исследования : Логопедическая ритмика как средство развития и стимулирования речи и моторики у детей.

Оборудование : СD диск с презентацией защиты темы самообразования ВВЕДЕНИЕ

Актуальность

С каждым годом растёт количество детей с различными отклонениями в речевом развитии ,в связи с тем, что существенно возрос ритм жизни и недостаточно внимания уделяется детям со стороны родителей. Живое общение с ребенком заменяется просмотром телепередач. Также имеет значение увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология.

У многих детей наблюдается значительное нарушение всех компонентов языковой системы. Дети мало пользуются прилагательными, наречиями, допускают ошибки в словообразовании и словоизменении. Фонетическое оформление речи отстаёт от возрастной нормы. Отмечаются стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, нарушение слоговой структуры , недостаточное развитие фонематического восприятия и слуха. Нарушаются логико-временные связи в повествовании. Эти нарушения служат серьёзным препятствием для овладения детьми программой дошкольного учреждения , а в дальнейшем и программой начальной школы.

Опыт работы показывает, что наряду с традиционными методами работы в исправлении речевых нарушений , большую положительную роль играет логопедическая ритмика (логоритмика , основанная на синтезе слова, движения и музыки.

Логоритмика представляет собой объединение речедвигательных и музыкально- речевых игр и упражнений на основе единого замысла системы музыкально-двигательных, осуществляемых в целях логопедической коррекции и стимулирования двигательной активности. Необходимо, особо отметить, значение музыки при использовании логоритмики . Музыка не просто сопровождает движение и речь, а является их организующим началом. Музыка может задавать определённый ритм перед началом занятия, настраивать на глубокий отдых во время релаксации на заключительном этапе занятия.

Движение помогает осмыслить и запомнить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность. Музыка вызывает у детей положительные эмоции, повышает тонус коры головного мозга и тонизирует ЦНС, усиливает внимание, стимулирует дыхание, кровообращение, улучшает обмен веществ. Значимую роль в слове, движении, музыке играет ритм. По мнению профессора Г. А. Волковой, «звучащий ритм служит средством воспитания и развития чувства ритма в движении и включения его в речь». Не случайно понятие ритма вошло в название логопедической ритмики .

Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической деятельности , сочетающим исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса.

Занятия логоритмикой составная часть коррекционного воздействия на дошкольников , так как многие дети страдают не только речевыми нарушениями , но и имеют целый ряд признаков двигательной недостаточности общей и мелкой моторики, нарушения просодики, психологические проблемы.

Логопедическая ритмика представлена широким спектром специальных игр и упражнений, направленных на исправление речевых и неречевых нарушений , развитие коммуникативных навыков, а также формирование положительной познавательной мотивации. Можно использовать элементы логоритмики , включая их в логопедические , музыкальные, физкультурные занятия, занятия по развитию речи .

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Цель логоритмики : профилактика и преодоление речевых расстройств путем развития , воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Использование средств логоритмики в работе по развитию речи позволяет решать широкий круг задач.

Оздоровительные задачи : укрепление костно-мышечного аппарата; развитие физиологического дыхания; развитие координации движений и моторных функций; воспитание правильной осанки, походки, грации движений; развитие ловкости , силы, выносливости.

Образовательные задачи : формирование двигательных навыков и умений; пространственных представлений и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других детей и предметов; развитие переключаемости ; совершенствование певческих навыков.

Воспитательные задачи : воспитание и развитие чувства ритма ; способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность; воспитание умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности; воспитание умения соблюдать заранее установленные правила.

Коррекционные задачи : развитие речевого дыхания ; формирование и развитие артикуляционного аппарата; развитие общей и мелкой жений, ориентации в пространстве; регуляции мышечного тонуса; развития музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активация всех видов внимания и памяти.

2. Развитие речевых процессов у детей и корректирование их речевых нарушений . Эта работа включает в себя развитие дыхания , голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

Методы и приёмы обучения на занятиях по логопедической ритмике

Используются :

1. наглядно- зрительные приёмы, такие, как показ педагогом движения; подражание образам; использование зрительных ориентиров и наглядных пособий.

2. приемы для обеспечения тактильно-мышечной наглядности с применением различного инвентаря : кубиков, массажных мячей и т. д.

3. Наглядно-слуховые приёмы для звуковой регуляции движения : инструментальная музыка и песни, бубен, колокольчики и др. ; короткие стихотворения.

Словесные методы применяются для осмысления детьми поставленной задачи и осознанного выполнения двигательных упражнений.

Игровая форма занятия активизирует элементы наглядно-образного и наглядно-действенного мышления, помогает совершенствовать разнообразные двигательные навыки, развивает самостоятельность движений, быстроту ответной реакции.

Соревновательная форма применяется как средство совершенствования уже отработанных навыков, воспитания чувства коллективизма, воспитания морально-волевых качеств.

Структура и содержание занятий по логопедической ритмике

Занятия логоритмикой проводятся 2 раза в неделю. Каждое занятие проводится по единой лексической теме в игровой форме. Оно длится от 15 до 25 минут в зависимости от возраста детей.

РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

o Положительная динамика процесса усвоения ребенком правильного звукопроизношения.

o Выработка правильного темпа речи, ритма дыхания;

o Развитие речевого выдоха ;

o Улучшение речевой памяти ;

o Способность выполнять дыхательные и пальчиковые упражнения, быстро реагировать на смену движений.

o Развитиекоординации в соответствии с музыкальным сопровождением, что способствует снижению психоэмоционального напряжения и укреплению здоровья детей

o Занятия логопедической ритмикой полезны всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции , в том числе задержки речевого развития , нарушения звукопроизношения, заикание и др.

o Создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и т . д.

o Регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения .

o Формируют у детей чувства ритма, внимания, координации в соответствии с музыкальным сопровождением, что способствует снижению психоэмоционального напряжения и укреплению здоровья детей.

Приложение

Развитие речи и координации движений под музыку.

Развитие речевого дыхания .

Использованная литература :

1. Киселевская Н. А. «Использование логопедической ритмики в коррекционной работе с детьми»- ТЦ СФЕРА-2004г.

2. Гоголева М. Ю. «Логоритмика в детском саду » ; СПб, КАРО-2006г. Нищева Н. В. «Логопедическая развивающей

3. Судакова Е. А. «Логопедические музыкально-игровые упражнения для дошкольников » СПб. ; Детство-пресс, 2013г.

4. Нищева Н. В. «Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду» СПб. ; Детство-пресс, 2014г.

5. «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей» - Учебно-методическое пособие для воспитателей и педагогов. Москва, 1997г.

6. Бабушкина Р. Л., Кислякова О. М. «Логопедическая ритмика : Методика работы с дошкольниками , страдающими общим недоразвитием речи » / Под ред. Г. А. Волковой – СПб.: КАРО, 2005. – (Коррекционноая педагогика) .

7. Волкова Г. А. «Логопедическая ритмика » М.: Просвещение, 1985 г.

8. Воронова Е. А. «Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5 – 7 лет» Методическое пособие – М.: ТЦ Сфера, 2006 г.

9. Картушина М. Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» – М.: ТЦ Сфера, 2005 г.

10. Макарова Н. Ш. «Коррекция неречевых и речевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмики » - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009 г.

11. Новиковская О. А. «Логоритмика » - СПб.: Корона принт., 2005 г.

12. Мухина А. Я. «Речедвигательная ритмика » - Астрель, М. -2009 г.

13. Федорова Г. П. «Поиграем, потанцуем» - СПб.: Акцидент, 1997 г.

14. Буренина А. И. «Ритмическая пластика для дошкольников » - СПб.: 1994 г.

Мне, как логопеду, в своей работе часто приходиться слышать от обеспокоенных родителей: “Мой ребенок не просто плохо говорит, а еще не хочет заниматься дома!”, “ У моего малыша совершенно не получаются упражнения с мелкими предметами!”, “Проблема с речью не решается вот уже больше года!” и т.п.

Действительно, в последнее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. Не является исключением и город Зеленогорск. По статистическим данным, только около 15% новорожденных в нашем городе появляются на свет абсолютно здоровыми. Остальные дети имеют различные микроорганические поражения или выраженную патологию. Значительно возросло количество детей с различными речевыми нарушениями. Не углубляясь в причины проблемы, следует отметить, что нарушения речи в разной степени отражаются на формировании личности детей, влияют на их физическое и умственное развитие.
Психологи и лингвисты считают, что в раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы жизни. Если к концу первого года жизни словарь ребенка составляет в норме 8-10 слов, то в три года – до 1 тысячи слов.

На третьем году жизни ребенка речь становится доминирующей линией развития. Быстро пополняется словарь, качественно улучшается умение строить предложения, совершенствуется звуковая сторона речи. Речь служит средством общения и саморегуляции поведения.

Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение, и от этого зависит адаптация ребенка к школе. Известно, что дети с нарушением устной речи при поступлении в школу испытывают определенные трудности в овладении письмом и чтением. Таким детям следует вовремя оказать помощь, исправить дефекты звукопроизношения к началу обучения в школе.

Работая с детьми, имеющими нарушения речевой функции, я использовала различные методы и приемы. Сегодня, помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико–грамматическом оформлении речевого высказывания и др. я использую такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА .

Это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.

Такую форму активной терапии, как логоритмика, я начала осуществлять впервые в 2007-2008 учебном году. Свою работу я начала с изучения методических рекомендации и обширного практического материала многих авторов, занимающихся логоритмикой (М.Ю. Картушина, А.Е. Воронова, Н.В. Микляева, О.А. Полозова, Г.В. Дедюхина и др.)

Почему – ЛОГОРИТМИКА? Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.

Система ритмического воспитания получила большое распространение в странах Европы в начале ХХ века. Логопедическая ритмика занимает особое место в системе комплексного метода коррекционной работы с дошкольниками и служит цели нормализации двигательных функций и речи, в том числе дыхания, голоса, ритма, темпа и мелодико-интонационной стороны речи.

Логоритмические занятия – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения и включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них.

На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы – последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.

В системе логоритмической работы с детьми дошкольного возраста можно выделить два направления: воздействие на неречевые и на речевые процессы .

Основными задачами логоритмического воздействия являются:

  • развитие слухового внимания и фонематического слуха;
  • развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса;
  • развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, пространственных организаций движений;
  • воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;
  • воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;
  • развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания;
  • формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;
  • формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации;

К проведению логоритмического занятия, как и к любому другому, предъявляются определенные требования .

  • Занятия по логоритмике проводит логопед совместно с музыкальным руководителем 1 раз в неделю (желательно во 2-ой половине дня).
  • Занятия целесообразно проводить фронтально продолжительностью от 20 до 35 минут в зависимости от возраста детей.
  • Занятия логоритмики составляются с опорой на лексические темы.
  • Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков.
  • Каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность.
  • В сюжете занятий используются рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, русские народные сказки, которые подбираются в соответствии с возрастом детей и позволяют решать коррекционные задачи в игровой форме.

Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы :

Пальчиковая гимнастика, песни и

стихи, сопровождаемые

движением рук.

Развитие мелкой моторики, плавности и

выразительности речи, речевого слуха и

речевой памяти.

Музыкальные и музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами. Развитие речи, внимания, умения

ориентироваться в пространстве.

Развитие чувства ритма.

Логопедическая (артикуляционная)

гимнастика, вокально-артикуляционные упражнения.

Укрепление мышц органов артикуляции,

развитие их подвижности.

Развитие певческих данных.

Чистоговорки для автоматизации и

дифференциации звуков,

фонопедические упражнения.

Коррекция звукопроизношения,

укрепление гортани и привитие

навыков речевого дыхания.

Упражнения на развитие мимических мышц. Коммуникативные игры и танцы. Развитие эмоциональной сферы,

ассоциативно-образного мышления,

выразительности невербальных средств

общения, позитивного самоощущения.

Упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям. Развитие мышечно-двигательной и

координационной сферы.

Упражнение на развитие словотворчества. Расширение активного запаса детей.

В структуру занятия я не всегда включаю все перечисленные элементы. Последовательность коррекционной работы варьирую в соответствии с характером речевых нарушений, индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Упражнения логопедической гимнастикой рекомендуется выполнять сидя: такое положение обеспечивает прямую осанку, общее расслабление мышц тела. В артикуляционную гимнастику я включаю статические и динамические упражнения для языка и губ. Дозировку повторений одних и тех же упражнений определяю с учетом характера и тяжести речевого нарушения. Детям, которым не удается овладеть артикуляционными навыками, оказываю целенаправленную индивидуальную помощь.

Большое значение на логоритмических занятиях имеет музыка, поэтому в этой работе важна тесная связь с музыкальным руководителем. Дети выполняют движения под музыкальное сопровождение с четко выраженным ритмом, а с нашей стороны осуществляется постоянный контроль за точностью их выполнения. Амплитуда и темп упражнений согласовывается с динамикой звучания музыки.

Пальчиковые игры и речедвигательные упражнения на занятиях логоритмики мы также проводим совместно с музыкальным руководителем под музыкальное сопровождение. Главной задачей этих

игр является ритмическое исполнение стихотворного текста, согласованное с движениями.

Упражнения мы разучиваем поэтапно: сначала движения, затем текст, потом все вместе. Овладение двигательными навыками, разучивание стихотворений и песен с движениями, пальчиковых игр должно проходить без излишней дидактики, ненавязчиво, в игровой форме.

При работе над дыханием я обращаю особое внимание на развитие продолжительного, равномерного выдоха у детей. Хорошо развивает продолжительность выдоха и мелодико-интонационную сторону речи пение. И здесь мне тоже необходима помощь музыкального руководителя. Нами подбираются эмоционально-выразительные, образные песни с доступным текстом, фразы в которых должны быть короткими.

В занятия логоритмики я обязательно включаю коммуникативные игры и танцы. Разучивание танцевальных движений также проходить поэтапно. Большая их часть построена на жестах и движениях, выражающих дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, что дает детям положительные и радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и тем самым нормализации социального климата в детской группе. Игры с выбором участника или приглашением позволяют задействовать малоактивных детей. При отборе игр я обязательно учитываю то, чтобы их правила были доступны и понятны детям. В коммуникативных танцах и играх я не оцениваю качество выполнения движений, что позволяет ребенку раскрепоститься и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце-игре.

Я считаю, самое важное – это координированная работа всех этих составляющих. Только тогда речь будет красивой, звучной и выразительной. Поэтому на занятиях по логоритмике я отрабатываю не только технику дыхания, голоса, темпа, но и их взаимосвязь, их слаженность. На занятиях связь речи с музыкой и движением кроме развития мышечного аппарата и голосовых данных ребенка позволяет развивать детские эмоции и повышает интерес ребенка к занятиям, пробуждает его мысль и фантазию. Еще один плюс занятий по логоритмике, это то, что они групповые. Это помогает ребенку научиться работать в детском коллективе, находить с ним общий язык и учиться с ним активно взаимодействовать.

Одно из необходимых условие для получения хороших результатов - взаимодействие всех педагогов и родителей. Песенный и танцевальный репертуар разучивается на музыкальных занятиях. Чистоговорки, пальчиковые игры, динамические паузы воспитатель, дефектолог и психолог могут использовать на своих занятиях. Эти же упражнения и игры я предлагаю родителям в качестве рекомендаций для закрепления дома.

Учитывая принципы систематичности и последовательности, я разработала перспективное и тематическое планирование с учетом возраста и речевых нарушений детей. Составленный мной перспективный план, предполагает последовательное усложнение тем и задач занятий, конечным результатом которого является выполнение детьми упражнений в полном объеме, в заданном темпе и в соответствии с музыкой, т.е. сформированность необходимого уровня слухо-зрительно-двигательной координации.

В практическую работу по использованию логоритмики включились все логопеды нашего детского сада. При совместной работе творческой группы логопедов и музыкального руководителя в разработке тематического планирование были выбраны темы занятий. Содержание занятий изменялось по мере поэтапного усложнения речевого материала, ритмических игр.

При составлении тематического плана я выделяю следующие направления работы:

  • развитие чувства ритма – упражнения, музыкально – дидактические, ритмические игры, речевые игры с движениями, направленные на развитие чувства ритма и фонематического восприятия;
  • формирование правильного дыхания -
  • упражнения, направленные на формирование, развитие и отработку правильного физиологического и речевого дыхания
  • развитие артикуляционной и лицевой моторики –
  • упражнения, направленные на развитие артикуляционного праксиса, мимических мышц
  • развитие общей моторики –
  • динамические игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию общих двигательных и координаторных функций
  • развитие мелкой моторики -
  • пальчиковые игры и упражнения с речевым сопровождением или использованием различных предметов, направленные на развитие и коррекцию мелкой пальцевой моторики

При разработке любого логоритмического занятия я учитываю главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его возрастные, псохофизиологические и речевые возможности. А также для более успешного проведения занятий выполняю психолого-

педагогические условия: создание благоприятной психологической атмосферы, постоянное привлечение внимания детей и пробуждение у них интереса к выполнению упражнений. Важно правильно организовать общение с детьми. Доброжелательное, внимательное отношение к каждому ребенку – это залог успешной работы.

Я считаю, что логопедическая ритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание и др. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и т.д. В результате использования логоритмики к концу учебного года у детей прослеживается положительная динамика речевого развития. Практика показала, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками и многое другое.

Поэтому ЛОГОРИТМИКА становится праздником красивой речи для детей!

Конспект логоритмического занятия

Loading...Loading...