Что такое нлп. Цели применения НЛП. НЛП - способ манипулирования

НЛП — Нейро Лингвистическое Программирование (NLP) — это техники, методы воздействия на человека с целью изменения его внутренних убеждений, установок, жизненных ценностей и приоритетов. Практика НЛП в настоящее время проводится чуть ли не повсюду, в том числе скрытые техники НЛП применяются не только в психотерапевтической и психотренинговой практике, но и в обычной, общественной жизни и в быту.

Боевое НЛП — это методы манипуляции людьми с целью подчинения их себе и скрытого управления ими: их сознанием, мышлением, чувствами и поведением.

Как появилось НЛП (техники нейролингвистического программирования) и боевое NLP

Психологическая техника «Нейро-Лингвистическое Программирование» (НЛП, или перепрограммирование, т.к. у каждого человека уже есть какая-либо внутренняя программа (жизненный сценарий), в первую очередь созданный посредством неосознанного социального и родительского программирования) создана для изменения глубинных убеждений человека, мешающих ему стать успешным и счастливым в жизни.

В прошлом веке американский психолог и писатель Ричард Бендлер и лингвист (тоже писатель) Джон Гриндер с соавторством Фрэнка Пьюселика, на основе методов гештальт-терапии Фридерика Перлза и Эриксоновского гипноза (Милтон Эриксон) создали новое направление в психологической помощи — тренинги НЛП (нейролингвистическое программирование).

Боевое НЛП — это уже применение изначально психотерпевтических техник для воздействия на человека и манипулирования им, превращая его в человека-зомби … и используя в своих, порой не законных целях, например при вербовке в ИГИЛ, различные секты, реальные или виртуальные нелегальные сообщества…

НЛП психология: методы и техники нейролингвистического программирования человека и боевого NLP

В методах и техниках нейролингвистического програмирования вообще, и боевого НЛП в частности, используют связи вербальных, языковых форм (форм речи, в том числе письменной и внутренней) и невербальных — язык тела (мимика, жесты, позы, походка…), направление и движение глаз, а также репрезентативные, сенсорные системы человека , все виды памяти (от оперативной до эмоциональной) и образы, рисуемые в сознании.

Например, боевое НЛП может быть использовано в любых сферах жизнедеятельности — в бизнесе, коммерции, идеологии, политике, как внутренней так и внешней, на войне, в социуме и даже в быту, в семейных, детско-родительских отношениях.

Запрограммировать (перепрограммировать) можно чуть ли не любого человека, особенно людей с низким образованием (диплом — это еще не образование), не высоким уровнем интеллекта…
Депрессивных, в стрессовом состоянии, с невротическими расстройствами, слабохарактерных, излишне доверчивых людей…да просто перенапряженных, уставших, особенно это касается человека с незрелой личностью и слабой психикой (детей-подростков, юношей-максималистов, инфантильных, не думающих взрослых, маргиналов и стариков) — перепрограммировать, превратить в зомбированную личность очень легко, особенно профессионалу в области боевого НЛП.

Зачем воздействовать на людей, манипулировать человеком, используя боевое НЛП

«Хозяевам жизни», людям властьимущим со времен создания мира хотелось иметь безграничную, буквальную власть, полное влияние на человека. И для того чтобы создать послушных «людишек» во все века использовали различные физические, в том числе и психологические, методы и техники воздействия и манипуляции людьми.

Наверное, многие из читателей заметят, что желание власти, возможности влияния, воздействия на человека, требование от него послушания, манипулирования им присуще практически всем людям.
Например, в семье родители требуют послушания детей, муж хочет иметь власть на женой и наоборот; учитель манипулирует — учениками, а они им; врач, зачастую, доминирует над пациентом, требуя выполнения предписаний…

Использовать боевое НЛП еще легче если воздействовать не на одного человека, а на толпу, например для политических целей — создания современных цветных революций, митингов, протестов… Еще лучше это действует при использовании средств коммуникации, пропаганды, СМИ — телевидения, радио, газет…и конечно Интернета…

Даже, в казалось бы безобидной рекламе на ТВ, радио, растяжках, щитах у дорог…, или современном супермаркете можно встретить манипулирование сознанием человека с помощью техник НЛП (в том числе боевого NLP).
Например, как уже было сказано выше, для программирования используется речь (включая письменную), образы, язык тела (включая направление взгляда, относительно правого или левого полушария) и повторы для использования запоминания на уровне подсознания.

Правильно подобранные слоганы, надписи на упаковках и призывы к действию, а также правильно разложенный на полках товар воздействует на подсознание человека, автоматически заставляя его сделать покупку, часто не нужную.

Есть даже такая профессия — Мерчандайзер — специалист по выкладке товара на полках, например товар, который необходимо «впарить» может располагаться на витрине с частым повтором…

Заметьте себе, что каждая ТВ-реклама имеет ряд повторов (обычно не менее трех — в начале, середине и конце), например, названия товара. Саму рекламу вы можете, даже не осознавая, наблюдать несколько раз подряд, пока, скажем смотрите фильм. Также, любая реклама (представление товара) от упаковки до щитов на улице имеет свои образы, цвета, места размещения информации и т.д. для воздействия на подсознательную память, чтобы человек неосознанно, не думая покупал, порой не нужный ему или лишний товар. Особенно это развито в маркетинге лекарств.

Любой маркетинг от сетевого до продвижения товара в супермаркете так или иначе использует техники боевого НЛП, по сути методы манипуляций и воздействием на человека.

Мошенничеством это не назовешь, т.к. нет явного обмана и злоупотребления доверием. Ну что криминального, если под полукилограммовым куском сыра висит ценник, где крупными буквами — 50 рублей, а очень мелкими — за 100 грамм…какой обман?! Или в магазине бытовой техники — беспроцентная рассрочка — подмена понятий — кредит и рассрочка — не криминал, а сокрытие мелким шрифтом об оплате за услуги управления вашим счетом и страховкой — это так, «мелочь»…

Как избежать манипулирования собой и воздействия боевого НЛП

Лучший способ избежать манипулирования собой — это изменение своего жизненного сценария, посредством транзактного анализа и того же метода нейролингвистического программирования или психотренингов .

Чтобы противостоять воздействию боевого НЛП, совсем не обязательно изучать как работают методы и техники NLP вообще, достаточно понять, осознать себя, свое внутреннее «Я» и свои слабые места, так называемые «кнопки управления», ваши слабости…
Самая распространенная человеческая слабость, часто используемая в техниках НЛП воздействия — это подсознательное желание дармовщинки (попросту — халявы).

Также, часто в боевом НЛП используют такие слабинки человека как его измененное состояние сознания, уходы в транс (например существование не в настоящем времени в момент «здесь и сейчас», а в прошлом или будущем), личную, жизненную неустроенность, неудачливость и хроническое невезение , отсутствие мотивации на успех, недостаток внимания, признания, эмоциональной теплоты и принятия, эмпатии (сочувствия)…комплексы, внутренние страхи, невротические состояния…хроническая усталость и нервно-психическое перенапряжение…- все это может быть использовано специалистами в области боевого НЛП как «кнопки управления вами, т.е. против вас…

Классная идея - мы можем научиться умениям других людей. Я уже писал, что НЛП по сути - это система моделирования успешности. Вот как раз для того, чтобы выяснить как работает чужое умение и обучать этому других. И это может касаться практически чего угодно: слепой печати, хождению по углям, игре на бирже, продажам, умению знакомиться или управлять собственным состоянием.

Кстати, однажды один из студентов Джона Гриндера для сдачи зачёта по мастерскому курсу НЛП, смоделировал углехождение. После этого начал проводить семинары по обучению этому самому углехождению, которые внезапно оказались весьма популярны.
Ричард Бендлер, когда к нему попался человек с фобией, отправился - как завещал великий Милтон Эриксон - искать людей, которые сами справились со своими фобиями. Нашёл пару таких, выяснил как они это сделали и создал технику "Быстрое Лечение Фобий". Которая позволяет расправиться с фобией минут за 15 (правда-правда - мы проходим эту технику на тренинге Успешное Мышление 2 и вполне быстро разные фобии убираем).
Лично я, когда сертифицировался на мастера НЛП, моделировал слепую печать на компьютере. И сам научился, и других обучил. Вот прямо сейчас этой моделью пользуюсь.

Каждый человек уникален или "карта не территория"

Мужчины ошибаются думая, что все женщины разные, а женщины ошибаются думая, что все мужчины одинаковые.
Шутка.

Действительно - у каждого из нас свой личный жизненный опыт, свой взгляд на мир. И этот взгляд на мир уникален. Личный взгляд на мир человека в НЛП называют картой (в отличие от окружающего мира, который, соответственно, называют территорией). Карты бывают разные - более или менее удобные, подходящие и подробные. Единственное, какими они не бывают - правильными или неправильными, потому что это только описание, модель. Любая, даже очень хорошая карта, где-то будет не слишком удобна: самая лучшая карта города Москвы совершенно бесполезна в славном городе Саратове, а карта вин французского ресторана не слишком удобна для ориентации в метро города Берлина.
И, естественно, карта не является территорией, точно так же как очень подробное описание борща (даже с картинками) самим борщём не станет. Так вот, большинство проблем возникает когда человек пытается мир (территорию) подогнать под свою карту, вместо того, чтобы перерисовать свою карту так, чтобы она была более удачной для данной территории. И, в какой-то мере, всё то, чем занимается НЛП - это помощь человеку в нахождении таких личных карт мира, которые помогут ему стать более успешным, удачливым, счастливым и здоровым. Естественно, если он этого хочет.

Очень многие приёмы изменения в НЛП связаны с "расширением" карты - поиском более широкого взгляда на ситуацию. Ну действительно, если у нас есть проблема, то решение находится где-то вне нашей карты мира. И для того, чтобы проблеме разрешить, надо карту расширить так, чтобы это самое решение в неё попало.

За каждым поведением стоит положительное намерение

Калибровка

Люди говорят одно, но часто чувствуют и действуют сильно иначе. В НЛП есть такое важное понятие, как калибровка - умение замечать внешние признаки состояния. Потому как любая наша оценка проявляется во всём теле: в интонациях, движениях, жестах, позе, конструкции предложения или дыхании. И калибровка позволяет понять, что на самом деле человек чувствует, как к кому относится, чего хочет. И намного меньше обращать внимания на то, что он говорит.Так как говорить он может для того, чтобы понравиться, что от него ждут или что он считает более правильным сказать в данный момент. Или просто потому, что не осознал свои оценки и чувства. Калибровка позволяет сделать общение намного более точным и эффективным, а поведение человека намного более понятным.

У нас уже есть все необходимые ресурсы для достижения наших целей

Для того, чтобы из Москвы доехать до Саратова автомобилю требуется бензин (а поезду - электричество). И автомобиль, и бензин - это необходимые ресурсы для достижения цели в виде приезда в Саратов. Так вот, в НЛП предполагается что у нас либо уже есть нужные ресурсы для достижения цели: стать более успешным, прекратить курить, общаться лучше или наконец написать этот доклад, - либо мы их можем найти. Мир большой, нужно просто поискать.

По крайней мере думая так вы скорее добъетесь результата, чем медитируя на тему "почему я такой несчастный" и "у меня всё-равно ничего не получится, я не создан для счастья (успеха, замужества, достатка и обладания автомобилем BMW X5)".

Экологическая проверка

В НЛП есть очень важная вещь - проверка экологии изменения. Это проверка последствий действий - не станет ли хуже после достижения целей? А то стал гендиректором, но заработал язву, перестал бояться высоты, упал с балкона и сломал палец, продемонстрировал уверенность и спокойствие во время разноса начальства и был уволен. Вот чтобы новые способности, навыки и убеждения не испортили жизнь, надо проверять заранее и подкручивать результат так, чтобы всё получилось хорошо.

Модели и техники

Модель в НЛП - это такое полезное описание (карта). Например, как уточнять, о чём говорит человек («мета-модель языка»), как во время общения изменить оценку («рефрейминг») или убеждение («фокусы языка»), в какой последовательности собирать информацию («SCORE»), типизация людей («мета-программы»).
Про модели можно почитать в Энциклопедии НЛП.

Техники НЛП - это пошаговые инструкции. Чаще всего техники описывают как решить какую-то проблему («Взмах», «Шестишаговый рефрейминг», «Быстрое лечение фобий», «Изменение личностной истории»). Но есть и про то, как правильно ставить цели («Хорошо сформулированный результат») или как лучше общаться («Стратегия эффективной коммуникации»).

На самом деле техники - это тоже модели, ведь они что-то описывают, и обычно весьма полезны.

Многие техники НЛП - это результат моделирования того, как люди успешно сами решали похожие проблемы. Например, «Стратегия эффективной коммуникации» является результатом моделирования успешных коммуникаторов, «Изменение личностной истории» смоделирована с великого Милтона Эриксона, того самого, которые создал эриксоновский гипноз, а «Быстрое лечение фобий» с людей, которые сами свои фобии убрали.
Описание различных техник в Энциклопедии НЛП .

Ценности, критерии и убеждения

То, к чему мы стремимся, чего хотим или наоборот, избегаем, как раз и определяется ценностями , критериями и убеждениями .
Ценности - важные понятия для человека, обычно выражаемые абстрактными словами, вроде: счастье, свобода, справедливость, достаток. Так как ценности достаточно абстрактны, к ценностям прилагаются критерии - способы измерения реализации ценности. Например, ценность «достаток», а критерии достатка «заработок больше 150.000 в месяц, своя квартира, машина и дача».
Убеждения - правила жизни, описывающие как с ценностью взаимодействовать. Например, для ценности «любовь» убеждения могут быть:
- Самое важное в жизни - это любовь.
- Любовь приходит и уходит.
- Я недостоин любви.
- Настоящая любовь бывает только раз в жизни.
Убеждения могут разрешать и запрещать достижение ценности, описывать что нужно для её достижение и каковы её критерии. Например, даже если "любовь" для человека вещь очень важная, убеждение "я не заслужил любви" будет "запрещать" ему эту самую любовь получить.

Убеждения управляют нашей жизнью: либо человек делает что-то ради своих убеждений, либо не делает ничего.

Одно время никому не удавалось пробежать стометровку быстрее десяти секунд. Пока в 1968 Джим Хайнс не пробежал за 9,9 секунд. После этого быстренько все начали бегать быстрее, рекорд за рекордом. Сейчас рекорд 9,69. Ну не верили бегуны до Хайнса, что можно быстрее 10 секунд, в их реальности такой возможности не существовало. Пока этот гад оригинал Хайнс подло это убеждение не разрушил.

Убеждения являются и одними из важнейших фильтров восприятия. Если женщина не верит, что существуют порядочные (по её критериям) мужчины - они ей в жизни и не попадаются. А даже если попадаются, их поведение интерпретируется так, чтобы не дай бог под критерии не попал.
В НЛП есть довольно много техник для изменения ограничивающих убеждений (например, "Музей Старых Убеждений"), а так же набор речевых конструкций для изменения убеждений прямо во время разговора - фокусы языка (они же раскрутки).

Наше отношение кодируется при помощи субмодальностей

В общении оценка и отношение составляет 85%. А вот внутри об отношении - важно, нравится, правильно, законно, моё, чужое, плохо, замечательно, верно, - мы узнаём при помощи так называемых субмодальностей .

Модальностями (сенсорными) в НЛП и психологии называют слух (аудиальная модальность), зрение (визуальная модальности) и чувства (кинестетическая модальность).

Например, мы можем образ отодвинуть или приблизить (что обычно усиливает переживание), сделать ярче или темнее (ослабляет переживание), раскрасить по-другому (тут уже от подбора цветов зависит) или размыть фон (делает объект важнее). Аналогично можно менять характеристики звуков и ощущений.
Так вот. Просто меняя субмодальности можно изменить отношение: сделать неприятное нейтральным, усилить мотивацию, убрать навязчивость, превратить сомнение в убеждение или замешательство в понимание. При помощи визуальных и аудиальных субмодальностей можно управлять собственным вниманием. А при помощи кинестетических субмодальностей вполне успешно можно научиться контролировать разные интересные состояниями, вроде творчества, повышенного внимания, опьянения или супермотивации.

Подробнее про субмодальности в презентации.

Мы можем управлять состоянием при помощи якорей

Хотелось бы вам управлять собственным состоянием? Так, чтобы нажал на кнопку - и уверен в себе. Или спокоен, весел, бодр, расслаблен, сосредоточен. А точно так же управлять другими людьми - раз, и человеку хорошо? Или спокойно, весело и так далее? Наверняка же хотелось бы такую штуку - ну хотя бы попробовать. И такая штука есть - это якоря , такие метки в сознании, которые запускают нужное состояние.

На самом деле якоря - это условные рефлексы. Но слово якорь звучит более понятно.

При помощи якорей мы можем "включать" и "выключать" своё состояние: внимание, бодрость, спокойствие, мотивированность или творчество; можем перенести состояние из того места, где оно есть в то место, где его пока не хватает: например спокойствие и уверенность есть лёжа дома на диване, а при общении с клиентами его пока нет, вот с дивана к клиентам и можно перенести; можно управлять состоянием других людей, а так же разрушать старые уже не нужные якоря.

Нейро-лингвистическое программирование

Нейролингвисти́ческое программи́рование (НЛП ) (англ. Neuro-linguistic programming ) (также встречается вариант «нейро-лингвистическое программирование») - комплекс моделей, техник и операционных принципов (контекстуально-зависимых убеждений), применяемых главным образом как подход к личностному развитию посредством моделирования эффективных стратегий (мыслительных и поведенческих). Моделирование подразумевает наличие модели - гения или высококлассного специалиста в своей области и состоит из следующих шагов:

  1. снятие стратегии, через вторую позицию восприятия
  2. кодирование стратегии (выявление и описание стратегии в форме алгоритма или системы алгоритмов и операционных принципов)
  3. применение модели вычитания (удаление из стратегии элементов, не имеющих функционального значения)
  4. встраивание стратегии (обучение другого человека до получения того же результата, как и изначальной модели).

Моделирование является первичной и единственной функцией НЛП, как такового. Все остальные функции НЛП (НЛП-терапия и НЛП-коучинг, творчество, коммуникативные и переговорные технологии, и пр.) являются производными моделирования - то есть непосредственным использованием собранных моделей и могут называться «прикладным НЛП». Такова позиция основателей НЛП (в частности Джона Гриндера, Ричарда Бэндлера), которая может отличаться от мнения других разработчиков, внесших свой значительный вклад в НЛП.

НЛП основывается на идее того, что сознание , тело и язык индивидуума определяют картину его мировосприятия, и это восприятие (а, следовательно, и поведение) меняется в ходе жизни по мере обретения человеком нового опыта, а также его можно изменить намеренно с помощью реструктуризации личного опыта посредством различных техник. Объектом изучения раннего НЛП были методы использования языка и техники выдающихся терапевтов в области гипнотерапии, гештальт-терапии и психологии семьи. Некоторые коммуникативные стратегии из этих областей были адаптированы к области повседневного общения.

Несмотря на популярность, НЛП продолжает быть противоречивым, в частности, в терапии и бизнесе. Даже после трёх десятилетий существования НЛП не имеет научного обоснования. НЛП критикуется за отсутствие определяющих и регулирующих институтов для выработки общих стандартов и публично задекларированной профессиональной этики. По своей структуре НЛП является полностью открытой методологией («сетевого» типа), и не претендует на статус научной дисциплины.

Основной областью применения НЛП считается психотерапия и обучение, однако техники НЛП применяют в менеджменте , продажах, личном и корпоративном консультировании , коучинге, стратегическом планировании результатов, творчестве, разработке и проведении обучающих программ, журналистике, юриспруденции, СМИ и рекламе.

Учитывая, что НЛП - это мета-методика - эпистемология, само по себе оно имеет смысл в приложении к конкретной профессиональной деятельности, в которой задействован человеческий разум и лингвистика, для повышения ее эффективности посредством моделирования поведенческих и мыслительных стратегий. Уже наработанные стратегии НЛП в различных областях могут быть полезны применительно к контексту этих и близких областей. Возможность вычленения структуры навыка позволяет переносить стратегии между областями посредством моделирования. Обучение НЛП как дисциплине (имеющей моделирование как функцию) позволяет попутно получить развитие коммуникативных навыков, многопозиционного восприятия мира, поведенческой гибкости и совершить значительный личностный рост.

Общие сведения

Основываясь на языковых паттернах и сигналах тела, собранных экспертными методами во время наблюдений нескольких психотерапевтов , практикующие нейролингвистическое программирование считают, что наша субъективная реальность определяет убеждения, восприятие и поведение, и, следовательно, возможно проводить изменения поведения, трансформировать убеждения и лечить травмы . Техники, выработанные на основе данных наблюдений, своими создателями описывались как «терапевтическая магия», тогда как само НЛП описывалось как «исследование структуры субъективного опыта». Эти утверждения основываются на принципе, что любое поведение (будь то самое совершенное или дисфункциональное) не проявляется случайно, но имеет структуру, которую возможно понять. НЛП применяется в целом ряде сфер деятельности: продажи, психотерапия , коммуникация , образование , коучинг , спорт , управление бизнесом , межличностные отношения, а также в духовных движениях и при соблазнении . НЛП обвиняют в противоречивости, а также иногда критикуют за недоказанность и псевдонаучность те, кто следит за случаями мошенничества, содержащими преувеличения заявлениями и неэтическими практиками. Как среди практиков, так и среди скептически настроенных людей существует значительное разнообразие мнений относительно того, что следует считать НЛП, а что не следует.

Философская база

Система эта была разработана при ответе на вопрос, почему определённые психотерапевты так эффективно взаимодействуют со своими клиентами. Вместо того, чтобы исследовать данный вопрос с точки зрения психотерапевтической теории и практики, Бэндлер и Гриндер обратились к анализу того, что делали эти психотерапевты на наблюдаемом уровне, категоризировали это и применяли категории в виде общих моделей межличностного влияния. НЛП пытается научить людей наблюдать, делать предположения и реагировать на людей так же, как те три крайне эффективных психотерапевта.

Многие сторонники НЛП считают, что оно ближе к технологии, чем к науке, и зачастую относят его к подобию инженерии, поскольку НЛП пытается ответить на вопрос «что работает?», а не на вопрос «что истинно?». Они бы сказали, что стремятся создавать практические модели и удобные подходы.

Первые разработчики заявляли о своей незаинтересованности в теории, и в НЛП рекомендуется концентрироваться на том, «что работает». Однако некоторые практики создают и развивают собственные теории, стоящие за НЛП, основываясь на синтезе нейролингвистического программирования с другими личностными, нью-эйджевскими , психологическими и/или нейрологическими концепциями. Некоторые тренеры обучают этим теориям в рамках НЛП.

На тренингах НЛП обучают наблюдать тонкие вербальные и невербальные сигналы, и подразумевается, что не может быть никакой определённости в работе какого-либо метода, а поведенческая гибкость рассматривается в качестве ключа к успеху.

Область применения НЛП

Первоначальной областью применения нейролингвистического программирования была сфера языковых и коммуникативных явлений в психотерапевтическом процессе . НЛП обучает тому, что наш опыт формируется из ощущений , сенсорных репрезентаций и нейрологических и физиологических особенностей человека. В НЛП не ставится ограничений относительно того, что может быть передано в рамках или посредством сенсорных систем , допускается возможность синтестезии , иными словами переживания одной формы ощущений внутри другой сенсорной системы. Таким образом, в НЛП считается, что допустимо и логично исследовать сам субъективный опыт человека. Следствием данного факта стала широкая вариация явлений, в которых применяется НЛП. Среди них:

  • Повседневные коммуникативные ситуации : например, ведение переговоров и система коммуникации «родитель-ребёнок».
  • Психологические явления : например, фобии и возрастная регрессия.
  • Медицинские явления : например, контроль над болевыми ощущениями или влияние на состояние здоровья/нездоровья .
  • Проявления бессознательных феноменов : например, постгипнотическая суггестия, коммуникация на уровне бессознательных процессов , погружение в транс и утилизация внешних сигналов, изменение перцептивного ряда.
  • Работа с известными духовными переживаниями и состояниями : например, медитация и просветление .
  • Исследование субъективных парапсихологических явлений : например, экстрасенсорное восприятие .
  • Изменение устоявшихся стереотипов поведенческих реакций : например, резкое изменение стиля жизни, критериев и ценностей или нахождение сексуальных партнёров.
  • Ситуации ведения бизнеса : например, продажи и тренинг персонала .
  • Разделение целостных поведенческих стратегий на компоненты для их аналитического исследования.
  • Моделирование известных и/или Эффективных личностей : то есть субъективная самоидентификация с тем, каким мог бы быть опыт жизни в качестве таких людей, и проведение детализированных суггестивных влияний на глубинные способы мышления с основанием на доступных наблюдению свидетельствах, что позволяет «копировать» в различной степени подробности манеру поведения и внешне проявляемый стиль жизни моделируемых личностей.
  • Развитие и систематизация более эффективных и разнообразных подходов при работе с ситуациями общения, убеждениями и субъективной реальностью человека.

Цели применения НЛП

НЛП используется для обретения и применения эффективных способов изменения своего поведения, психоэмоционального состояния и мировосприятия в целом. По замыслу его создателей, оно предназначено для того, чтобы предоставить практику нейролингвистического программирования комплекс убеждений и приёмов работы с собой и другими людьми для оптимального и эффективного выполнения задач самого разного масштаба и индивидуальной значимости - от успешного совершения повседневных поведенческих актов до определения своих целей в весьма долгосрочной перспективе. В нейролингвистическом программировании интерес представляет то, как отдельный человек мыслит и переживает окружающий мир. При этом в НЛП стараются предоставить в качестве инструментов набор пресуппозиций , или основных убеждений, в которые, по мнению создателей НЛП, полезно поверить. При этом, учитывая направленность на субъективный опыт , акцент делается на том, какие убеждения для человека именно «субъективно полезны», а не какие и в какой мере соответствуют «истине ».

Концепции и методики

Согласно Роберту Дилтсу, «НЛП имеет теоретическую основу в нейрологии , психофизиологии , лингвистике , кибернетике и теории коммуникации». Философской основой НЛП по его мнению является Структурализм . Другие сторонники НЛП считают, что оно основывается не на теории, а на моделировании. В целом, практики НЛП более заинтересованы в том, что эффективно, а не в том, что истинно.

Пресуппозиции

Экология

Экология в НЛП занимается отношениями клиента к своему естественному, социальному и искусственному окружению, чтобы ответить на вопрос, как та или иная цель или изменение повлияет на эти отношения и окружение. Это рамки, в пределах которых проверяется влияние желаемого результата на жизнь и отношения клиента. В случае, если какое-либо действие является для клиента губительным либо подчиняющим его волю и сознание настолько, что человек не может сам вернуться в исходное состояние, то это действие считается неэкологичным и не имеет места быть применённым. Однако в случае, если эти действия не запрещены законом страны, то действие по сути не является запрещённым, и применять его или нет зависит только от самого человека, применяющего эту технику

Моделирование

Основная статья : Моделирование (НЛП)

Целью моделирования является отслеживание поведения профессионала и перенос его на другого человека. Теория НЛП, стоящая за моделированием, не утверждает, что каждый может быть Эйнштейном , а скорее говорит о том, что «ноу-хау » возможно отделить от человека, описать и передать опытным путем и что способность к воспроизведению навыка может являться предметом переноса в собственную структуру моделирующего, которая может меняться и улучшаться по мере практики. Это часто интерпретируют как показатель «неограниченного потенциала», потому что способность человека к изменениям ограничена лишь изменением технологии, имеющейся в распоряжении данного человека.

Моделирование включает в себя пристальное наблюдение, обсуждение, имитирование и воспроизведение многих различных аспектов мыслей, чувств, убеждений и поведения моделируемого (то есть действуя «как если бы» моделирующий является профессионалом) пока моделирующий не сможет воспроизводить их с определенным постоянством и точностью.

Другие концепции

Кибернетическая модель регуляции Нервной деятельности

Это фундаментальные основы ментальных и поведенческих стратегий (Миллер, Галантер и Прибрам. «Планы и структура поведения», 1960).

Латерализация мозга

Management by Objectives, МВО (управление по результатам)

Система управления на основе целевых показателей или управлением через оценку эффективности. Впервые описана эта система была Питером Дракером в 1954 году в его книге «Практика Управления». Взятая из научных моделей управления S.M.A.R.T. - модель легла в основу концепции Четко Сформулированного Результата.

Теория условных рефлексов (Павлов, Иван Петрович)

Фундаментальные основы Высшей нервной деятельности.

Математические теории и решения

При экспертной оценке эффективного поведения в НЛП применяются вводные решения по: - Моделированию в рамках нечетких множеств - Прямоугольная система координат на плоскости Рене Декарта - Шкалирование множеств при экспертной оценке и др.

История развития

Нейролингвистическое программирование разрабатывалось совместно Ричардом Бэндлером и Джоном Гриндером под попечительством антрополога , социального учёного , лингвиста и кибернетика Грегори Бейтсона в Калифорнийском университете , Санта-Круз , в 1960-е и 1970-е годы. Бейтсон и Гриндер с Бендлером делили вместе жилплощадь в горах.

Будучи изначально лишь исследованием того, каким образом лучшие в своей сфере психотерапевты достигали высоких результатов, оно переросло в самостоятельную область и методологию, основанную на навыке моделирования как идентификации и перенимания аспектов поведения других людей и способов мышления, приведших их к достижениям в своей сфере. Не имело значения, понимает ли клиент суть проблемы, скорее вопрос состоял в том, чтобы найти людей, которые получили успешный результат, и понять, как именно они этого достигли.

Первые три человека, которых моделировали Гриндер и Бэндлер, были Фриц Пёрлз (Гештальт-терапия), Вирджиния Сатир (семейная терапия) и Милтон Эриксон (эриксоновский гипноз). Эти люди считались весьма компетентными в своих областях, и постоянные паттерны и подходы, используемые ими, легли в основу НЛП. Бэндлер и Гриндер проанализировали речевые паттерны, тон голоса , выбор слов, жестикуляцию, позы и движения глаз этих людей и соотнесли полученную информацию со внутренними мыслительными процессами каждого участника. Это был первый проект по тому, что получило название «моделирование». Результаты этих исследований были широко использованы и интегрированы во многие другие области, от здравоохранения до гипнотерапии и коачинга.

Большинство техник, обычно объединяемых под названием НЛП, можно найти в самых первых работах основателей нейролингвистического программирования и группы единомышленников, окружавших их в 1970-е годы. Бэндлер и Гриндер для обучения избрали метод погружения, пытаясь понять, как ощущали себя и воспринимали мир некоторые люди, представляя себя на их месте и действуя, как они. Они имитировали этих людей, не заботясь о понимании. Данный подход повлиял на всю их дальнейшую работу по совершению изменений.

Первая опубликованная ими модель - метамодель - стала подходом к проведению изменений, основанным на реагировании на синтаксические элементы языка клиента, которые дают информацию о пределах клиентской модели мира. Грегори Бейтсон, написавший предисловие к первой книге по НЛП, был впечатлён первыми результатами НЛП и представил Бэндлера и Гриндера Милтону Эриксону . Бейтсон оказал значительное влияние на развитие стоявших за НЛП людей и предоставил многие теоретические предпосылки для данной области.

Бэндлер и Гриндер погрузились в мир Милтона Эриксона и получили полный доступ к его работам, они разработали и опубликовали Милтон-модель , основываясь на гипнотическом языке Эриксона, терапевтических метафорах и других поведенческих паттернов, таких как подстройка и ведение при создании раппорта. Вместе с Эриксоном они разделяли идею, что внимание сознания обычно ограничено и, тем самым, пытались привлечь внимание бессознательного разума путём применения метафор и других гипнотических речевых паттернов. Другие концепции и идеи относительно сознательного и бессознательного разума также сформулированы под влиянием Эриксона:

Он не транслирует бессознательную коммуникацию в сознательную форму. Что бы пациент ни говорил в метафорической форме, Эриксон отвечает тем же самым. Притчами, межличностным взаимодействием, директивами - он работает в рамках метафоры, чтобы обеспечить изменение. Кажется, он чувствует, что глубины и стремительности такого изменения может не произойти, если человек испытывает трансляцию коммуникации.

Первая группа разработчиков НЛП сделала наблюдение, что люди, как правило, выдают информацию о бессознательной обработке информации в глазодвигательных паттернах, а также в изменениях позы тела, жестов, речи, дыхания. Была обнаружена связь между этими изменениями и сенсорно окрашенным языком: «Я чётко вижу , что…», «я слышу , что вы говорите » или «давай удерживать контакт». Данные наблюдения легли в основу модели репрезентативных систем , что, в свою очередь, открыло путь к разработке подходов по фиксированию стратегий успешных людей и клиентов в психотерапевтических контекстах. Например, работа с фобиями включает в себя визуально-кинестетическую диссоциацию, которая, как предполагается, уменьшает негативные ощущения, ассоциирующиеся с травматическими событиями , и изменение субмодальностей, что включает в себя изменение репрезентаций памяти - например, размера, яркости, подвижности внутренних образов - с целью изменения поведения. Имея возможность подмечать невербальные сигналы, указывающие на внутреннюю обработку информации, они смогли сконцентрировать внимание на структуре паттерна, а не личном содержании переживаний клиента. Другие методы осуществления изменения включают в себя якорение, то есть процесс извлечения ресурсных, или положительных для человека, воспоминаний, с целью привлечь его в последующие контексты.

Разработчики НЛП опубликовали целый ряд убеждений и пресуппозиций, которым до сих пор обучают на НЛП-тренингах. Они были созданы для того, чтобы объединить некоторые паттерны, демонстрировавшиеся успешными психотерапевтами и профессионалами в области коммуникаций. Большинство из них происходят из идеи Альфреда Коржибски и Грегори Бейтсона относительно того, что карта не есть территория, множественные описания действительности обеспечивают возможность выбора и гибкость, что позволяет эффективно организовать личные ресурсы (состояния, цели и убеждения), чтобы изменить себя и получить желаемый результат. Даже кажущееся отрицательным поведение рассматривается в НЛП как попытка осуществить позитивное намерение (которое вполне может и не осознаваться). Пресуппозиции эти могут не быть истинны, но в контекстах изменения полезно действовать, как если бы они оказались верны. Последняя пресуппозиция подразумевает, к примеру, что поведение, демонстрируемое любым человеком, представляет собой лучший выбор из всех доступных ему в данный момент. Все эти методы и техники (якорение, репрезентативные системы) требуют сильно развитого навыка сенсорной наблюдательности и калибровки , считающиеся необходимым условием для применения какой-либо из этих моделей. Некоторые пресуппозиции НЛП, такие, как «нет неудачи, есть только обратная связь » (Уильям Росс Эшби), имеют прямое отношение к теории информации и значимости петель обратной связи для научения . Другая идея заключается в том, что смысл коммуникации состоит в реакции, которую она производит.

Источник названия

Разработчики НЛП, Ричард Бэндлер и Джон Гриндер, объясняют, что в нейролингвистическом программировании воплощены идеи Коржибски относительно того, что наши карты, или модели, мира являются искажёнными репрезентациями ввиду особенностей нейрологического функционирования и ограничений, связанных с ним. «Информация о мире получается рецепторами пяти чувств и затем подвергается различным нейрологическим трансформациям и лингвистическим трансформациям даже до того, как мы впервые получаем доступ к этой информации, что означает, что мы никогда не переживаем на опыте объективную реальность , не изменённую нашим языком и нейрологией».

Альтернативные названия

Также иногда приёмы нейролингвистического программирования адаптируются под другими именами, не связанными с НЛП.

  • Design Human Engineering (DHE, Ричард Бэндлер)
  • Neuro Associative Conditioning (NAC, Энтони Роббинс)
  • Нейросемантика (Neuro-Semantics, Майкл Холл)
  • NLP Coaching, Time Line Therapy (Тэд Джеймс)
  • И др.

Некорректное использование названия

Отдельные тренеры иногда предлагают и разрабатывают свои собственные методы, концепции и лейблы под брэндом «НЛП» . Более того, многие организации, называя себя «Центрами НЛП», зачастую нарушают основные принципы направления; в частности, декларируют, что НЛП - это наука.

Критика НЛП

Общая критика

Различными людьми поднимаются вопросы о неэффективности практик НЛП, неэтичности использования НЛП, НЛП как психокульте , преувеличенных и ложных заявлениях сторонников НЛП (см. раздел «Критика» в конце статьи). В России некоторые церковные деятели считают, что использование НЛП неприемлемо в рамках православия .

Известный американский антикультист Рикк Росс утверждает, что приёмы нейролингвистического программирования используются в некоторых новых религиозных движениях для обращения людей и их последующего контроля. Помимо этого, нейролингвистическое программирование рассматривается некоторыми исследователями в контексте психокультов и альтернативных религий в связи с тем, что корни НЛП можно найти в движении за человеческий потенциал. В книге Стивена Ханта «Alternative Religions: A Sociological Introduction» обсуждается наличие религиозного аспекта в движении НЛП:

Во многих случаях критика в адрес НЛП не подкрепляется соответствующими доказательствами и исследованиями и не носит систематического характера. При этом критика разделяется на два потока: с одной стороны, утверждается, что НЛП неэффективно и является мошенничеством , с другой же вопрос стоит относительно этичности его применения. Поскольку курсы НЛП доступны многим людям, некоторые авторы выражают озабоченность возможностью неэтического использования НЛП. Например, в книге «Технологии изменения сознания в деструктивных культах», изданной под авторством Тимоти Лири (который с энтузиазмом относился к НЛП и с которым в конце 1980-х сотрудничал Роберт Дилтс, когда вводил концепцию реимпринтинга Т. Лири в НЛП ), М. Стюарт и других авторов, отмечается: «Большое количество людей познакомилось с техниками погружения в гипнотический транс, не имея ни малейшего представления об этической стороне работы с подсознанием».

По мнению М.Сингер, изучению корректности моделей, используемых НЛП, посвящено недостаточное количество научных исследований. Они выступают за недопустимость употребления слова «наука » по отношению к НЛП. Как указывает М.Корбаллис, название «нейролингвистическое программирование» было выбрано, чтобы умышленно создать впечатление научной респектабельности, тогда как «НЛП имеет мало общего с нейрологией , лингвистикой или даже респектабельной поддисциплиной нейролингвистикой».

Хотя оно заявляет о неврологии в своей родословной, устаревшее представление НЛП об отношениях между когнитивным стилем и функционированием мозга, в конечном счете, сводится к грубым аналогиям. НЛП греется в лучах бесчисленных экспансивных свидетельств, но Национальный Исследовательский Совет (National Research Council) не мог выявить никаких достаточных данных в его пользу, или даже сжатого изложения его основной теории. (Beyerstein, )

… НЛП. Теория не сформулирована чётко, её терминология, предпосылки и предположения неоднозначны или плохо конкретизированы. Как показал анализ в этой статье, основная причина несоответствий данной теории заключается в её заимствованиях из концепций, антагонистических друг другу… Вывод из обзора литературы: как теория оно не разработано и непоследовательно, и его методы не предлагают ничего нового. (Baddeley, )

  • Исследователи НЛП критикуют его за неэффективность.

Это исследование сравнило методы НЛП типа ведения, метафоры и фонематических схем с двумя намного более простыми не-НЛП контролируемыми условиями: директивно-информирующее условие и только информирующее плацебо-условие. Никакие различия в аттитьюдах не были найдены среди условий, но не-НЛП директивно-информирующее контролируемое условие продемонстрировало значительно большую убедительность в поведенческой системе измерения, показав результат, противоположный предсказанному практикующими практиками НЛП. (Dixon, )

Выявились значительные взаимные корреляции (колеблющиеся около r =0.7) между поведением субъекта в различных сенсорных модальностях, что является единственно возможным результатом, который не был предсказан НЛП. (Fromme, )

Апология НЛП

В академических кругах мнение об НЛП разделилось: существует ряд противников НЛП и его сторонников. Нейролингвистическое программирование подвергается резкой критике со стороны некоторых клинических психологов , специалистов по менеджменту , лингвистов и психотерапевтов .

Как утверждает сторонник НЛП, немецкий исследователь профессор психологии В. Волкер, «Наиболее резкая критика НЛП исходит из кругов и от лиц, мало знакомых с этой дисциплиной, в основном что-то слышавшими о ней от „вторых“ и „третьих“ лиц, также не являющимися профессионалами в области НЛП. Нетрудно заметить, что оба обвинения критиков: в „неэффективности“ и в „негуманности использования“ явно отрицают друг друга. Всё это мешает взвешенной оценке данной дисциплины». (В. Волкер. Дух НЛП.)

Как пишет сторонник НЛП В. Волкер в своей монографии «Дух НЛП»: «Противников НЛП (зачастую очень резких) необходимо обвинить в том, что они принимают защитную позицию, какую нелегко доказать. Выдвигаемые ими обвинения обычно демонстрируют плохое знание предмета, а их область распространяется от рефлексивно сформированных обвинений в ненаучности до отсутствия эмпирической проверки принципиальных концепций. Кроме того говорят об отсутствии уважения, фальсификации мыслей рено-мированных авторов и заимствовании методов других школ. Противники критикуют НЛП за то, что оно предлагает лишь неупорядоченный набор терапевтических инструментов, распространение которых происходит бесконтрольно и неэтично, поскольку не относится к этиологии и диагностике, а также не учитывает потребности людей. Однако до сих пор заинтересованность в предметной и критической работе с НЛП и подтверждение его рационального содержания - весьма редкое явление. В последнее время, однако на обоих сторонах, поднимается все больше голосов, требующих тщательной и серьезной дискуссии. Хаотические и неэффективно ведущиеся споры, прежде всего открывают огромные проблемы, возникающие, когда в области традиционной дисциплины предпринимаются попытки ввести новые противоречивые течения. Связанные с этим недоразумения проявляются в таком случае острее, поскольку концепции модели НЛП уже в своих основах выходили за границы науки, которую в конце двадцатого века создал Зигмунд Фрейд. Поэтому попытки оценить НЛП при помощи традиционных академических образцов мышления, с самого начала обречены на неудачу. После просмотра доступной литературы, становится отчетливо видно, как редко приходят к согласию представители традиционных терапевтических школ и сторонники НЛП. Это тем более странно, что на данном этапе дискуссии многие концепции программистов могут помочь терапевтам любой школы. Факт, который до этих пор теряется в накале борьбы контраргументов. Несмотря на растущее значение НЛП (и из-за раздражающего характера главных тезисов из области терапии) кажется, что пришла пора обсудить основные взгляды создателей НЛП в более широком контексте и с привлечением большего круга академических специалистов, нежели это делалось до сих пор».

Сторонники НЛП утверждают, что отцы церкви (игумен Евмений) и даже матушки-настоятельницы (игуменья Евграфия Соломеева) являются сертифицированными НЛП-практиками и мастерами, и ратуют за обучении семинаристов элементам НЛП, считая, что хороший пастырь - это и хороший психотерапевт.

Подобная критика имеет место в то время, как сами основатели НЛП заранее предупреждали обвинения в некорректности моделей и ненаучности методологии НЛП:

Все, что мы собираемся вам здесь сказать - это ложь. Поскольку у вас нет требований к истинным и точным понятиям, на этом семинаре мы постоянно будем вам лгать. Между точными и другими учителями существует лишь два различия. Первое: мы на наших семинарах в самом начале предупреждаем, что все, что мы скажем, будет ложью, а другие учителя этого не делают. Большинство из них верит в то, что провозглашает, не осознавая искусственности своих утверждений. Второе отличие состоит в том, если вы будете действовать так, как будто наши утверждения действительно истинны, то убедитесь, что они работают.

Существует множество вещей, которые мы не можем сделать. Если вы сможете запрограммировать себя так, чтобы найти в этой книге что-то полезное для себя вместо того, чтобы искать случаи, где наш метод не находит применения, то вам непременно встретятся такие случаи. Если вы будете честно использовать этот метод, то обнаружите множество случаев где он не срабатывает. В этих случаях я советую использовать что-нибудь другое.

Примечания

  1. Bandler, Richard & Grinder, John (1979). Frogs into Princes: Neuro Linguistic Programming. Moab, UT: Real People Press.(англ.)
  2. Bandler, Richard & John Grinder (1983). Reframing: Neurolinguistic programming and the transformation of meaning. Moab, UT: Real People Press.(англ.)
  3. Bandler, Richard & John Grinder (1975a). The Structure of Magic I: A Book About Language and Therapy. Palo Alto, CA: Science & Behavior Books. ISBN 0-8314-0044-7.(англ.)
  4. Sharpley C.F. (1987). «Research Findings on Neuro-linguistic Programming: Non supportive Data or an Untestable Theory ». Communication and Cognition Journal of Counseling Psychology, 1987 Vol. 34, No. 1.(англ.)
  5. Dilts, Robert B, Grinder, John, Bandler, Richard & DeLozier, Judith A. (1980). Neuro-Linguistic Programming: Volume I - The Study of the Structure of Subjective Experience. Meta Publications, 1980.(англ.)
  6. The First Institute. What is Neuro-Linguistic Programming? . 1996.(англ.)
  7. Alok Jha. Was Derren Brown really playing Russian roulette - or was it just a trick? . The Guardian, 9 октября 2003.(англ.)
  8. neuro-linguistic programming (NLP) (англ.)
  9. Druckman, Enhancing Human Performance: Issues, Theories, and Techniques (1988) p.138(англ.)
  10. Robert Dilts. Roots of NLP (1983) p.3 (англ.)
  11. Dilts R. Modeling With NLP. Meta Publications, Capitola, CA, 1998.(англ.)
  12. Интересное интервью «Правая и левая стороны души » с Вадимом Ротенбергом (3 ноября ):
    «Способность к логическим умозаключениям, к вероятностному прогнозу на основе проанализированного прошлого опыта, к однозначному взаимопониманию в процессе вербального общения - функция левого полушария мозга, особенно левой лобной доли. … Мир противоречив во многих своих проявлениях, и в этом богатстве, разнообразии и противоречивости связей человек тоже не должен чувствовать себя потерянным. За целостное восприятие многозначного мира и за основанное на этом восприятии поведение и творчество ответственно правое полушарие, и тоже в наибольшей степени правая лобная доля».
  13. Bandler, Richard, John Grinder, Judith Delozier (1977). Patterns of the Hypnotic Techniques of Milton H. Erickson, M.D. Volume II. Cupertino, CA: Meta Publications. p.10, 81, 87.(англ.)
  14. Chris & Jules Collingwood, «An Interview with Dr Stephen Gilligan ».(англ.)
  15. Andreas S., Faulkner C. NLP: The New Technology of Achievement. NLP Comprehensive, 1994.(англ.)
  16. Hall M., 1994
  17. Dilts R. Tools For Dreamers: Strategies of Creativity and the Structure of Innovation, co-authored with Todd Epstein and Robert W. Dilts, Meta Publications, Capitola, CA, 1991.(англ.)
  18. Grinder, John, Richard Bandler (1976). Patterns of the Hypnotic Techniques of Milton H. Erickson, M.D. Volume I. Cupertino, CA: Meta Publications.(англ.)
  19. Haley, «Uncommon therapy», 1973, 1986, p.28.(англ.)
  20. Dilts R., DeLozier J. Encyclopedia of Systemic Neuro-Linguistic Programming and NLP New Coding, NLP University Press, Santa Cruz, CA, 2000.(англ.)
  21. American Cancer Society. Neuro-Linguistic Programming .(англ.)
  22. Andreas C., Andreas S. Change Your Mind-And Keep the Change: Advanced NLP Submodalities Interventions . 1987.(англ.)
  23. Bandler R. Using Your Brain for a Change, 1985. ISBN 0-911226-27-3(англ.)

Термин НЛП (нейролингвистическое программирование) получил своё распространение в нашем лексиконе сравнительно недавно. Научно это одно из направлений психотерапии и практической психологии, рассматривающее копирование вербального и невербального поведения людей, а также взаимосвязь между формами речи, движением глаз, тела и рук, с влиянием на окружающих. Приёмы НЛП с успехом применяются и в обычной жизни.

Моё убеждение таково, что никакой человек не теряет свободу иначе как через свою собственную слабость.
Махатма Ганди

Для чего нужно НЛП?

В популярном варианте НЛП – это технология моделирования успешности , когда любой человек при правильном использовании техник программирования способен значительно улучшить свои успехи на выбранном поприще. Причём независимо, с чем оно связано – с продажами, политикой или помощью престарелым людям. В основном такому общению обучают в сфере продаж, т. к. именно в этой сфере наиболее заметна материальная отдача, отчего интерес к повышению эффективности общения заметно повышается.

Наука программирования личности прошла немаленький срок развития, её история имеет не только положительные вехи. Но, несмотря на свой непризнанный официальной наукой статус, развитие продолжает огромными шагами, регулярно предлагая более эффективные методы воздействия на личность.

История развития науки об НЛП

Термин НЛП, как и сама наука, связанная с нейролингвистическим программированием, появились, по мнению открытых источников – в 1976 году, когда некто Ричард Бендлер и Джон Гриндер приняли решение досконально изучить влияние на сознание личности тех или иных действий и тщательно все зафиксировать в научном труде.

Немалое значение на их исследования в то время оказали учения Милтона Эриксона, который по схожим принципам создал систему погружения человека в состояние транса, правда, это он делал с психотерапевтическими целями. Основой методики стало применение разных лингвистических и коммуникативных приёмов, напрямую влияющих на сознание людей. Точнее, временно отключающих его и открывающих доступ к самому сокровенному каждого человека – подсознанию. Ведь все неосознаваемое нами исходит именно из него. Практически это то же самое, что и владение навыками «на автоматизме», когда руки и ноги «сами знают как делать».

Нередко основу методики НЛП называют эриксонианским гипнозом, что недалеко ушло от истины, ведь подавляющее число «изменённых» состояний для постановки задач было вызвано именно применением состояния транса. Точно такого же, что наблюдается и при общении с цыганами.

Отчасти повлияли на процесс создания «науки» и такие учёные, как:

  • Вирджиния Сатир – специалист по семейной терапии. Фриц Перлз – этот психотерапевт занимался гештальттерапией.

    От всех понемногу были перенята техника копирования поведения человека как на уровне вербального общения, т. е. с помощью слов, так и невербального, предполагающего то же самое, только в качестве «носителя информации» становятся неконтролируемые движения рук, мимики и т. п.

    Как только стало понятным, что эксперимент удался, и получилось выявить целую массу закономерностей, причём многие из них подтвердились экспериментально, у разработчиков возник конфликт, переросший в судебные тяжбы. Последние продолжались почти 20 лет и были завершены в начале 2001 года (начало спорам положено в 80-х годах прошлого века) без особых успехов обеих сторон.

    Сегодня наука об НЛП практически достигла своего апогея. Практически во всех сферах открыто применяются те или иные методики, основанные на известных закономерностях.

    Так, например, в телефонных переговорах используются словоформы, влияющие на того, кто находится на другом конце провода. Целое искусство – фактически принудить своего оппонента к реальной встрече при первом же разговоре по телефону.

    То же самое можно сказать и про личные встречи. Не всегда для оппонента они желаемы, но договариваться всё равно надо, ведь бизнес не терпит застоя. Благодаря незаметному на первый взгляд и настойчивому манипулированию, собеседник способен превратить свой негатив хотя бы в так называемый активный нейтралитет, когда, по крайней мере, он не будет вмешиваться в ситуацию. Например, когда отдел закупа сделает заказ на не самых выгодных условиях.

    Помимо рабочих моментов использование хотя бы одного приёма НЛП в общении дома с родителями или детьми помогает добиться более спокойных отношений, утихомирить тех домочадцев, которые так и стремятся вступить в конфликт. Да и самому стать значительно спокойнее и рассудительнее. Ведь, когда практически любую взаимосвязь сказанных слов и сделанных дел можно объяснить научно, то повода нервничать просто не предвидится.

    Как все работает?

    Ещё до формулирования принципов НЛП обращали внимание на то, что люди разделяются на определённые категории по типу восприятия:

    1. Визуальное восприятие означает преобладающее получение информации о мире, окружающем человека, через зрительные образы .
    2. Звуковое восприятие – то же самое, но только через звуки .
    3. Кинестетика – основным источником информации являются прикосновения .

    С позиции приёмов нейролингвистического программирования, определив один из наиболее приоритетных типов восприятия, можно путём подстройки целенаправленно воздействовать на собеседника. Доминирующее восприятие делает человека более уязвимым, поэтому для применения элементов НЛП в общении, достаточно быть внимательным к коммуникации оппонента:

    1. Так, например, преобладание в разговоре фраз, означающих действие «смотреть», приводит к выводу, что мы имеем дело с человеком с преобладающим визуальным восприятием.
    2. Когда же испытуемый больше «слышит», то для него более важны звуки.
    3. Остаётся только тот, кто преимущественно «чувствует» с его тактильными ощущениями.

    Разрыв шаблона

    Следующим шагом после определения наиболее явной точки воздействия становится тот приём НЛП, который часто называют «разрыв шаблона». При этом нейролингвистическое программирование осуществляется в момент, когда испытуемый во время нахождения в ступоре из-за нетипичного поведения собеседника, воспринимает поступающие знания не разумом, а напрямую подсознанием. Например, во время рукопожатия можно сказать что-нибудь грубое вместо протягивания руки, да ещё и погладить себя по голове «за это» или сделать любое движение/действия, которого гипнотизируемый человек не ожидает.

    Продолжительность периода, в течение которого личность наиболее восприимчива, может находиться в пределах 30 секунд, но на практике это зависит от индивидуальной, в меру контролируемой, чувствительности. В такие моменты любые слова закладываются прямо в подсознание как программа, исполнение которой подавляющее большинство не могут даже осознать, не то чтобы ещё и запомнить её суть.

    В процессе внушения могут быть применены и другие правила, например:

    • исключать из разговора фразы предполагающие извинение или пренебрежение к собеседнику. Например, «Извините, если я вам помешал» или «Давайте быстро с вами все рассмотрим»; избегать фраз «нападения», вроде «Что за безобразие здесь творится?».

      Лучше прибегнуть к использованию фраз, которые вызывают положительные эмоции:

      • упомянуть в разговоре анекдотическую ситуацию, произошедшую с вами или же вашим знакомым (второй вариант даже предпочтительнее); задать пару вопросов личного характера, способствующих откровенному настрою собеседника (например, о погоде, детях и т. п.).

        Наиболее ярким примером действия этого приёма в НЛП является цыганский гипноз.

        Благодаря правильно поставленному общению им нередко удаётся обокрасть собеседника либо навязать ему совершенно ненужную, да и бесполезную покупку. При этом они обступают клиента со всех сторон и начинают на разные голоса почти одновременно говорить, что неизбежно вгоняет человека в ступор, где ему и внушаются команды вроде «открой кошелёк, сними с себя все золото» и т. п.

        Одним из примеров реальной жизни является проигрывание однотипной музыки во всех магазинах той или иной торговой сети, что оставляет неизгладимый след в подсознании каждого посетителя. Так, ставится «якорь» на более частое посещение магазинов и соответственно на лояльное к ним отношение.

        Что может дать НЛП в обычной жизни?

        Бытует мнение, что в повседневной жизни нас постоянно окружают элементы, в основном, напоминающие бессознательные попытки манипулировать родственниками. Особенно это заметно в отношениях «ребёнок-взрослый». Например, когда произносится фраза «не кричи», то тем самым маленькому «предлагается» продолжать кричать, что тот и делает.

        Немало внимания уделяется техническим деталям, например, как именно следует касаться собеседника при произнесении «команды». В какие моменты разговора стоит повторить касания, закрепляющие достигнутый эффект (этот метод называется «установка якоря»).

        В целом же, чтобы получить приемлемый результат, который бы не только проявился, но и был закреплён, следует постоянно тренироваться. Например, обдумывать каждый свой шаг, каждое действие и сказанные слова. Именно последний инструмент обладает крайне «магическим» действием. Все остальное (прикосновения, мимика и т. д.) – лишь средство для более успешного восприятия главной информации.

        При освоении техник НЛП, программирование окружающих позволяет значительно упростить решение многих важных для себя вопросов. Так, человек, освоивший азы НЛП, может рассчитывать на то, что сможет:

НЛП на сегодняшний день является одним из самых популярных направлений существующей прикладной психологии. Сфера его применения весьма обширна: психотерапия, медицина, маркетинг, политический и педагогика, бизнес, реклама.

В отличие от большинства других практически ориентированных психологических дисциплин, НЛП обеспечивает оперативные изменения, решение проблем как отдельно взятого человека, так и общества в целом. При этом все осуществляется в безусловном эффективном экологическом режиме.

Введение в нейролингвистическое программирование

Стоит начать с того, что НЛП - своего рода искусство, наука о совершенстве, результат исследования достижений выдающихся людей в различных Положительный момент заключается в том, что такими коммуникативными умениями может овладеть совершенно каждый. Надо иметь лишь желание повысить свою профессиональную

Нейролингвистическое программирование: что это такое?

Существуют разнообразные модели совершенства, построенные НЛП в сфере коммуникации, образования, бизнеса, терапии. Нейролингвистическое программирование (НЛП) - специфическая модель структурирования отдельно взятыми людьми своего уникального жизненного опыта. Можно говорить о том, что это только один из многочисленных способов осознания, организации сложнейшей, но неповторимой системы коммуникации и человеческих мыслей.

НЛП: история возникновения

Оно появилось в начале 70-х годов, стало результатом сотрудничества Д. Гриндера (в то время ассистента профессора лингвистики в калифорнийском университете в Санта Крузе) и Р. Бэндлера (там же - студент психологии), который был сильно увлечен психотерапией. Вместе они исследовали деятельность 3 великих психотерапевтов: В. Сатир (семейный терапевт, она бралась за такие случаи, которые другие специалисты считали безнадежными), Ф. Перлза (новатор психотерапии, основоположник школы гештальт-терапии), М. Эриксона (всемирно известный гипнотерапевт).

Гриндер и Бэндлер раскрыли используемые вышеуказанными психотерапевтами паттерны (шаблоны), их расшифровали, впоследствии построили достаточно изящную модель, которую можно применять и в и в личном изменении, и в рамках ускоренного обучения, и даже для получения большего жизненного удовольствия.

Ричард и Джон в те времена проживали неподалеку от Г. Бэйтсона (английского антрополога). Он был автором работ по теории систем и коммуникации. Его научные интересы были весьма обширными: кибернетика, психотерапия, биология, антропология. Многим он известен по своей теории 2-ой связи в шизофрении. Вклад Бэйтсона в НЛП необычайно велик.

НЛП эволюционировало в двух взаимодополняющих направлениях: в качестве процесса выявления паттернов мастерства в любых сферах человеческой жизни и как достаточно эффективный способ коммуникации и мышления, который практикуется выдающимися людьми.

В 1977 г. по Америке Гриндер и Бэндлер провели серию успешных публичных семинаров. Данное искусство быстро распространяется, подтверждением этому служат статистические данные о том, что на сегодняшний день приблизительно 100 тыс. человек прошли тренинги в той или иной форме.

Происхождение названия рассматриваемой науки

Нейролингвистическое программирование: что это такое, исходя из значения входящих в этот термин слов? Под словом «нейро» понимается фундаментальная идея того, что человеческое поведение берет начало в таких неврологических процессах, как видение, восприятие вкуса и запаха, прикосновение, слушание, ощущение. Разум и тело образуют неразделимое единство - существо человека.

«Лингвистическая» составляющая названия демонстрирует применение языка в целях упорядочивания своих мыслей, своего поведения для возможности вступления в коммуникацию с остальными людьми.

«Программирование» подразумевает указание способов организации человеком своих действий, идей в целях получения желаемого результата.

Основы НЛП: карты, фильтры, рамки

Все люди используют органы чувств в целях восприятия окружающего мира, его изучения, преобразования. Мир - это нескончаемое разнообразие сенсорных проявлений, однако люди могут воспринимать только его мизерную часть. Получаемая информация впоследствии фильтруется уникальным опытом, языком, ценностями, предположениями, культурой, убеждениями, интересами. Каждый человек живет в некой уникальной реальности, которая построена из сугубо личных сенсорных впечатлений, индивидуального опыта. Его действия опираются на то, что он воспринимает - на личную модель мира.

Окружающий мир настолько масштабен, богат, что люди вынуждены его упрощать для того, чтобы осмыслить. Хороший пример этому - создание географических карт. Они избирательны: несут информацию и одновременно упускают ее, однако все же выступают несравнимым помощником в процессе исследования территории. От того, что человек знает, куда стремится попасть, зависит и то, какую именно карту он составляет.

Люди оснащены многочисленными естественными, необходимыми, полезными фильтрами. Язык - фильтр, карта мыслей конкретного человека, его переживаний, которая отделена от реального мира.

Основы нейролингвистического программирования - поведенческие рамки. Это понимание человеческих действий. Так, первая рамка - нацеленность на результат, а не на конкретную проблему. Это означает то, что субъект ищет, к чему стремиться, затем находит подходящие решения, а впоследствии применяет их для достижения поставленной цели. Направленность на проблему чаще всего называют «рамкой обвинения». Она заключается в глубоком анализе существующих причин невозможности достижения желаемого результата.

Следующая рамка (вторая) заключается в задавании именно вопроса «как?», а не «почему?». Он приведет субъекта к осознанию структуры проблемы.

Суть третьей рамки - обратная связь взамен неудачи. Нет такого понятия, как неудача, есть лишь результаты. Первое - способ описания вторых. Обратная связь сдерживает цель в

Рассмотрение возможности, а не необходимости - четвертая рамка. Сосредоточиться следует на возможных действиях, а не на имеющихся обстоятельствах, ограничивающих человека.

Также НЛП приветствует любопытство, удивление вместо притворства. С первого взгляда это достаточно простая идея, но она имеет весьма глубокие последствия.

Еще одной полезной идеей выступает наличие возможности создания внутренних ресурсов, которые необходимы человеку для достижения поставленной цели. Добиться успеха поможет скорее вера в правильность действий, нежели предположение обратного. Это не что иное, как нейролингвистическое программирование. Что это такое, уже стало понятно, поэтому стоит перейти к рассмотрению его методов и техник.

Методы НЛП

Это основные теоретические, практические аспекты использования нейролингвистического программирования. К ним относятся:

  • якорение;
  • субмодальностное редактирование;
  • методы взмаха;
  • работа с навязчивыми, проблемными, фобическими состояниями.

Это основные методы нейролингвистического программирования.

Изменение восприятия события

Это одно из упражнений применения простейшей техники нейролингвистического программирования. К примеру, ревность. Она протекает в 3 последовательно переходящих этапа: визуализация (представление сцены измены), затем аудиализация (представление звукового сопровождения сцены измены) и в конце - кинестетическое восприятие (появление негативного ощущения предательства).

Суть этой техники - нарушение одного из этапов. В данном примере это может быть убеждение в надуманности сцены измены на первом этапе, на втором - представление ее под сопровождение смешной музыки, что приводит к изменению восприятия всей картины в целом на третьем этапе (становится смешно). Именно так приводится в действие нейролингвистическое программирование. Примеры можно привести самые разнообразные: мнимая болезнь, сила фотографической памяти и др.

Педагогика как область применения НЛП

Как уже упоминалось ранее, существует большое количество сфер, где применяется нейролингвистическое программирование. Обучение также может проходить с использованием методов, техник НЛП.

Ученые утверждают, что посредством нейролингвистического программирования существенная часть школьного материала может быть освоена гораздо быстрее, эффективнее без образования школьных фобий, преимущественно за счет развития ученических способностей. При всем этом данный процесс весьма увлекателен. Это относится к любой педагогической деятельности.

Школа владеет собственной уникальной культурой, которая формируется из нескольких субкультур, имеющих собственные паттерны невербальной коммуникации.

Ввиду того, что школьные образовательные уровни дифференцированы, каждый из них порождает собственные паттерны результативных стилей обучения. Данные уровни группируются в категории:

1. Начальная школа . В 6-летнем возрасте дети покидают стены детсада и поступают в 1-й класс в качестве так называемого кинестетического создания. Педагоги знают, что дети воспринимают реальный мир посредством осязания, обоняния, вкуса и т. д. В начальной школе типичной практикой выступает прохождение через процедуры - кинестетическое обучение.

2. Средняя школа. Начиная с 3-го класса вносятся корректировки в процесс обучения: переход с кинестетического восприятия на аудиальное. Дети, которые трудно адаптируются к этому переходу, остаются доучиваться либо их переводят в спецклассы.

3. Старшеклассники. Осуществляется очередной переход с аудиального восприятия на визуальное. Подача школьного материала становится более символичной, абстрактной, графической.

Это основы нейролингвистического программирования.

Коридор и конвейер

Первое понятие - место, где происходит развитие отстающей модальности учащегося. По-другому, коридор нацелен на процесс, а конвейер - на содержание.

При акцентировании на последнее педагог должен применять нейролингвистическое программирование: обучение посредством многосенсорных техник в целях предоставления возможности выбора каждым отдельным учащимся привычного для него процесса. Однако, как правило, "конвейерный" учитель выстраивает обучающий процесс в первой модальности, тогда как "коридорному" педагогу потребуется подобрать индивидуальный подход к каждому ученику (коридорному). Таким образом, способность установить подходящий стиль обучения - основа успеха.

Применение НЛП в сектах

Существуют и такие сферы жизни, где рычагом негативной манипуляции выступает нейролингвистическое программирование. Примеры можно привести разные. Чаще всего это секты.

Александр Капков (сектовед) считает, что в свое время засекреченные методы нейролингвистического программирования довольно часто используются в разного рода религиозных группах, к примеру, в секте Рона Хаббарда. Они весьма действенны для быстрого и эффективного зомбирования адептов (позволяют манипулировать личностью). Эффекты психотехник в сектах выдают за снисхождение благодати.

В статье было рассказано, что представляет собой нейролингвистическое программирование (что это такое, какие методы и техники оно использует), а также приведены примеры его практического применения.

Loading...Loading...