Древний деревянно духовой инструмент. Музыкальный деревянный духовой инструмент. Духовые деревянные инструменты симфонического оркестра. Лабиальные и тростевые деревянные духовые инструменты

Деревянные духовые

Флейта

Флейта (от немецкого - Flote ), деревянный духовой музыкальный инструмент, по своему способу звукоизвлечения - самый примитивный из духовых. Многочисленные разновидности флейты, начиная с простейших свистулек, известны с древности. То есть, с другой стороны, современная флейта и есть одна из разновидностей свистулек, только очень усложненная, оснащенная клапанами, рычагами и сделанная из металла.

Распространившаяся в Европе в 17 веке продольная флейта (сейчас бы ее назвали блокфлейтой , хотя это был несколько другой инструмент) была вытеснена поперечной, которая в 18 столетии стала не только сольным и ансамблевым инструментом, но и постоянным членом оркестра. Современный тип поперечной флейты был изобретен немецким мастером Бемом в двадцатых годах 19 века, флейта получила большую беглость, звук стал пронзительнее, ярче и очень эффектным. Это было нужно для оркестра - как раз в то время идет нарастание его состава, увеличение звучности.

Конечно, невозможно было обойтись и без потерь - в этом инструменте пропало очарование камерного звучание, барочной мягкости и интимности. В настоящее время существуют следующие разновидности флейт: малая (или piccolo), альтовая (flauto alto) и басовая флейта (flauto basso) - последняя очень редка, есть лишь в немногих оркестрах и как следствие редко задействована в произведениях (для любителей больших флейт - http://www.contrabass.com/pages/flutes.html). Более дальние родственники флейты чрезвычайно многочисленны - начиная от флейты Пана (сразу вспоминается лейттема из фильма "Однажды в Америке") и заканчивая эдаким мутантом - джазовой флейтой с кулисой (как у тромбона, т.е. с возможностью глиссандо).

Флейта по природе звука - жизнерадостный и веселый инструмент, однако она может изобразить и светлую печаль ("Прелюдия к послеполуденному отдыху Фавна " Дебюсси) и беспробудную тоску (финал 4 симфонии Брамса) и фантастические моменты (много примеров есть в "Волшебном стрелке " Вебера)

В современном оркестре обычно есть 2 флейты + piccolo, однако в больших сочинениях их состав может быть значительно увеличен (до 4 флейт, 2 piccolo и альтовой флейты - 6 симфония Канчели)

Большое собрание ссылок по теме

Нотки для флейты не желаете?

Гобой

Эээ... это отдельный разговор

Нотки для гобоя не желаете?

Кларнет

Кларнет (от французского clarinette , в свою очередь произошедшего от лат. clarus - ясный звук), деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент. Сконструирован в начале 18 века.

В оркестр его ввели Гайдн и композиторы майнгемской школы и как только он появился среди духовых все композиторы признали его неоспоримую ценность. Как известно Вольфганг Амадей Моцарт переинструментовал свои поздние симфонии (в том числе и самую известную - №40) добавив в духовую группу кларнеты (и отдал им почти все solo, кстати).

Кларнет имеет, пожалуй, самый большой диапазон выразительных средств. В ранних симфониях Скрябина, например, это проникновенная кантилена, овеянная негой и чистотой экспрессия. В симфониях Шостаковича (как например в разработке 8-й) это саркастичестические ужимки, злобные взвизги. У Рихарда Штрауса (в "Тиль Уленшпигеле ") - колоритный смех. Он прекрасно подходит для всяческих фигураций и ненавязчивых аккомпанементов (так любимых Густавом Малером). Прекрасный образец медитативной лирики можно найти в 5 симфонии Сильвестрова.

В современной практике употребительны сопрановые кларнеты, кларнет-пикколо (итал. piccolo) - in A или in Es, альтовый (т. н. бассетгорн), басовый - колоритный член кларнетового семейства нижние ноты которого являются прекрасным басом для любого ансамбля (мне лично, сразу вспоминается середина 1-й части "Симфонических танцев " Рахманинова (послушать в Real Audio), где он создает бархатный фон, спускаясь до самых нижних нот).

Ресурсы о кларнете:
http://www.selmer.com/clarinet/discus/index.html
http://cctr.umkc.edu/user/etishkoff/clarinet.html
Кларнет - ссылки на Yahoo

Саксофон

Фагот

Фагот (от итальянского fagotto , буквально - узел, связка) деревянный духовой музыкальный инструмент. Возник в 1-й половине 16 века. Имеет самый большой диапазон из всех деревянных духовых (более 3-х октав). Надо сказать, что вообще, как правило у низких инструментов диапазон велик из-за того, что их обертоны не так высоки, а следовательно их не так тяжело извлекать. Фаготисты сидят во втором ряду духовой группы, рядом с кларнетами, обычно в оркестре используется 2 фагота.

Для больших сочинений обычен и контрафагот - единственная широко распространенная разновидность фагота. Это самый низкий инструмент оркестра (не считая экзотических контрабасовых кларнетов и саксофонов или органа - непостоянного участника оркестра). Он может брать ноты на кварту ниже контрабаса и на секунду ниже арфы. Лишь концертный рояль может "гордиться" - его самая нижняя нота, ля субконтроктавы, - это рекорд. Правда, как на стометровке - на доли секунды , а по музыкальному - на пол-тона .

Впрочем, пожалуй, я слишком увлекся оркестровыми рекордами. По звуковым возможностям фагот находится на последнем месте среди духовых - беглость средняя, динамические возможности средние, диапазон используемых образов тоже невелик. В основном это либо сердитые или настойчивые фразы с типично замедленной атакой звука (самый характерный пример - образ дедушки из "Пети и волка " Прокофьева), либо скорбные интонации, чаще всего в высоком регистре (как например в побочной партии репризы 1-й части 7 симфонии Шостаковича - она более известна как "Ленинградская "). Обычное дело для группы фаготов - дублирование струнных басов (т.е. виолончелей и контрабасов), это придает мелодической линии большую плотность, связность.

Из сочетаний инструментов самыми характерными являются - фагот + кларнет (начало "Ромео и Джульетты " Чайковского - хорал 4-х инструментов), фагот + валторна (особенно это было популярно в те времена, когда в оркестре сидело лишь 2 валторны - классическая гармония требует четырех голосов, а это сочетание воспринимается как совершенно однородное звучание). Естественно, остальные сочетания не исключаются - каждый "микс " полезен и употребим в определенном месте.

Знакомство ссимфоническим оркестром начнем сгруппыдеревянных духовых инструментов .Само название «деревянные» давно уже не вполне правильное. Когда-то инструменты этой группы действительно были деревянными, но сейчас их изготавливают из различного материала, в том числе из металла и пластмассы. Название сохранилось, чтобы отличать эти духовые инструменты от группы медных духовых.

К группе деревянных духовых инструментов относятся: флейта , гобой , кларнет и фагот . Все они звучат с помощью вибрации столба воздуха, заключенного в трубке инструмента, но при этом сильно отличаются друг от друга по тембру, характеру и окраске звучания. Кроме того, каждый из них обладает особым техническим устройством.

Численность музыкантов в группе невелика, со времен Гайдна и Моцарта классическим считается парный состав, т.е. в оркестре играют по два музыканта на каждом инструменте группы.

Самым высоким голосом среди деревянных духовых обладает флейта (flauto ). Ее название переводится с латинского как «дыхание». Это один из древнейших музыкальных инструментов, ее происхождение теряется в глубине веков. В современную флейту музыкант вдувает воздух в боковое отверстие, держа ее поперек относительно своего туловища. Такая флейта называется поперечная . Разновидность обыкновенной флейты - флейта-пикколо (piccolo – с итальянского «маленькая»). Инструмент уменьшенного размера звучит на октаву выше большой флейты. Флейта обладает легким и светлым тембром, часто солирует, а благодаря своему техническому совершенству может исполнять сложные виртуозные мелодии.

Гобой (oboe ) – название имеет французское происхождение и означает «высокое дерево». Его легко узнать по своеобразному «носовому» оттенку, который получается благодаря двойной трости-язычку. Этот инструмент так же известен с глубокой древности. В отличие от флейты гобой не столь подвижен и блестящ, но зато способен к более проникновенной задушевной выразительности. Композиторы часто пользуются тембром гобоя для изображения картин природы, сельского быта. Разновидность гобоя английский рожок (corno inglese ) – это увеличенный гобой, звучащий ниже обычного и обладающий более густым тембром.



Кларнет (clarnetto – с итальянского «ясный, светлый») обладает чистым и прозрачным тембром. В подвижности и виртуозности кларнет с успехом соперничает с флейтой. Его диапазон очень велик – он играет легко и свободно на любой высоте, отличаясь силой и сочностью звучания. В современном оркестре участвуют и разновидности кларнета: малый кларнет

(звучащий на октаву выше основного) и басовый кларнет (звучащий на октаву ниже основного).

Фагот (fagotto ) - самый низкий инструмент группы. У него такой же, как у гобоя двойной язычок, придающий его звучанию «хрипоту». Фагот самый длинный инструмент, поэтому его сложили, точно вязанку дров (с итальянского языка его название так и переводится «связка, узел»). Разновидностью фагота является контрафагот , он звучит октавой ниже основного.

К группе деревянных духовых примыкает семейство саксофонов (saxofoni ), в которое входят инструменты различной высоты: сопрановые , альтовые , теноровые и баритоновые . Хотя сегодня саксофон зарекомендовал себя как джазовый инструмент, но он был изобретен задолго до рождения джаз-оркестров – в 1840 году его сконструировал бельгийский мастер Адольф Сакс. Выразительный тембр саксофона применяют в качестве дополнительного участника симфонического оркестра.

Задания:

1. Назовите все группы симфонического оркестра.

2. Почему группа деревянных духовых инструментов так называется, точное ли это название?

3. По описанию тембра узнайте инструмент деревянной духовой группы:

а) глухой, хриплый, приглушенный;

б) холодный, легкий, свистящий;

в) чистый, прозрачный, ясный;

г) густой, насыщенный, гнусавый.

Деревянные духовые инструменты представляют собой полые трубки, сделанные из особых сортов плотного дерева (или иногда из металла, как, например, флейты современных кон-струкций и саксофоны). Трубки, в зависимости от типа инструмента, делают цилиндрического, конического или обратно-конического сечения.

Составляются они из нескольких частей (2, 3, 4-х и более), разнимаемых после игры для удобства хранения инструмента в футляре.
Звучащим телом в деревянных духовых инструментах является столб воздуха внутри трубки, приводимый в колебание путем вдувания воздушной струи через специальный возбудитель вибрации — язычок (трость), или через отверстие в головке инструмента.
По способу вдувания струи воздуха деревянные духовые инструменты делятся на два типа:
1) Губные (лабиальные), в которых воздух вдувается через специальное поперечное отверстие (labium) в головке инструмента. Вдуваемая воздушная струя рассекается об острый край отверстия, благодаря чему приходит в колебание столб воздуха внутри трубки.
К такому типу инструментов относится флейта.
2) Язычковые (лингвальные), в которых воздух вдувается через язычок (трость), укрепленный в верхней части инструмента и являющийся возбудителем колебания воздушного столба внутри трубки инструмента.
К такому типу инструментов относятся гобой, кларнет, саксофон и фагот.

Столб воздуха внутри трубки при колебании образует, по аналогии со струной, узлы и пучности, называемые сгущениями и разрежениями.
Так же как и струну, столб воздуха можно заставить вибрировать целиком, двумя половинами, тремя третями, четырьмя четвертями и т. д., то есть его можно делить на некоторое количество равных, одинаково звучащих частей. Деление столба воздуха на части зависит от интенсивности вдувания. Чем больше напряжены губы, тем более тонкая струя воздуха вдувается в трубку, и тогда на большее количество частей разделится столб воздуха в трубке.
Последовательное деление воздушного столба на части дает ту же самую натуральную скалу, которую мы получаем на струне.
Столб воздуха, звучащий целиком, дает основной тон.
Столб воздуха, разделенный на две половины, дает 2-й натуральный звук (октава от основного тона).
Столб воздуха, разделенный на три трети, дает 3-й натуральный звук (октава+квинта от основного тона).
Столб воздуха, разделенный на четыре четверти, дает 4-й натуральный звук (две октавы от основного тона) и т. д.
Деление столба воздуха более чем на пять частей в деревянных духовых инструментах малоупотребительно.
Переход с одного обертона на другой называется пере дуван и ем и осуществляется изменением напряжения губ. На кларнете, гобое и фаготе существуют специальные «октавные» клапаны, помогающие совершить передувание.
Принцип игры на деревянных духовых инструментах основывается на укорочении звучащего столба воздуха путем открывания отверстий, расположенных вдоль по стволу трубки инструмента на определенных расстояниях друг от друга. Отверстия по своему устройству и назначению делятся на три группы:
1) Основные отверстия , дающие основной диатонический звукоряд инструмента. Отверстия эти закрываются 4, 3, 2-м пальцами правой и левой рук. На инструментах современных конструкций эти отверстия обычно прикрыты кольцами (так называемыми очками), которые чуть приподняты над отверстиями и соединены со специальными корректирующими клапанами инструмента. Очки помогают точнее крыть пальцами звуковые отверстия.

Все основные отверстия выше извлекаемого тона при основной аппликатуре должны быть закрыты пальцами.
2) Отверстия с клапанами , находящимися в закрытом состоянии открывающимися при нажатии.

Эти клапаны дают альтерированные тона, не входящие в состав основного диатонического звукоряда. Берутся они по мере необходимости свободными пальцами. Для того, чтобы можно было извлечь один и тот же звук различными способами, то есть разными пальцами той или другой руки, на инструменте делают несколько клапанов одинакового действия.
3) Отверстия с клапанами , находящимися в открытом состоянии и закрывающимися при нажатии.

Эти клапаны называются добавочными, они дают самые низкие звуки инструмента. Их бывает от двух до семи. При нажатии клапана отверстие закрывается, и тем самым удлиняется звучащий столб воздуха. Этими клапанами управляют мизинцы обеих рук (у фаготов — большие пальцы обеих рук).
Как было сказано выше, кроме указанных отверстий, у гобоя, кларнета и фагота имеются так называемые октавные клапаны (у кларнета этот клапан должен был бы называться квинтовым), представляющие собой отверстия весьма малого размера, которые открывают для того, чтобы помочь осуществить пе-редувание. Они находятся со стороны, противоположной основным отверстиям, и клапаны их нажимаются большим пальцем левой руки.
Флейта, гобой и фагот принадлежат к инструментам так называемым «октавирующим», так как они дают все натуральные звуки — как четные, так и нечетные. Употребляются из них, естественно, октавные по отношению к основному тону (то есть 2-й и 4-й), которые берутся на флейте особым положением губ, как было указано выше, а на гобое и фаготе — с помощью октавных клапанов.
Аппликатура для октавного обертона применяется в общем та же, что и для основного тона (с некоторым усложнением на фаготе), только весь звукоряд будет звучать на октаву выше.
Если в октавирующих инструментах процесс деления звучащего тела (столба воздуха) и его укорочение полностью напоминают принцип флажолетов на струне и не нуждаются в особом пояснении, то иначе обстоит дело с инструментами «квинтиру-ющкми» (кларнетом), то есть с инструментами, на которых четные обертоны не возникают, а при передувании звучит сразу 3-й обертон (квинта через октаву от основного тона).
В силу цилиндрического сечения трубки в кларнете устанавливается колебательное движение столба воздуха, подобное закрытым трубам, то есть с разрежением (узлом) у одного конца трубки и сгущением (пучностью) у другого, тогда как во флейте, гобое и фаготе при колебании столба воздуха сгущение (пучность) образуется с обоих концов трубки, а разрежение (узел) —в ее середине. Поэтому звучащий столб воздуха у кларнета путем отражения как бы сложен вдвое по сравнению с флейтой, гобоем и фаготом, то есть он в два раза длиннее трубки инструмента, тогда как у флейты, гобоя и фагота звучащий столб воздуха равен длине инструмента.
Схему делений звучащего столба воздуха в октавирующих и квинтирующих инструментах можно представить следующим образом:

Трости язычковых деревянных духовых инструментов изготовляются из специальных сортов камыша и отличаются большой упругостью. Они бывают двух видов: одинарные и двойные.
Одинарная трость (употребляется для кларнета и саксофона) представляет собой лопаточку, закрывающую отверстие в «клюве» инструмента, оставляя в нем лишь узкую щель.
При вдувании воздуха трость, вибрируя с огромной частотой, принимает различное положение, то открывая, то закрывая канал в «клюве» инструмента.
Вибрация трости передается столбу воздуха внутри трубки инструмента, который также начинает вибрировать.

Двойная трость (употребляется для гобоя и фагота) не нуждается в «клюве», так как она сама состоит из двух тонких пластиночек, плотно соединяющихся друг с другом, которые, вибрируя под влиянием вдуваемого воздуха, замыкают и размыкают щель, образуемую ими самими.

Деревянные духовые

Флейта

Флейта (от немецкого - Flote ), деревянный духовой музыкальный инструмент, по своему способу звукоизвлечения - самый примитивный из духовых. Многочисленные разновидности флейты, начиная с простейших свистулек, известны с древности. То есть, с другой стороны, современная флейта и есть одна из разновидностей свистулек, только очень усложненная, оснащенная клапанами, рычагами и сделанная из металла.

Распространившаяся в Европе в 17 веке продольная флейта (сейчас бы ее назвали блокфлейтой , хотя это был несколько другой инструмент) была вытеснена поперечной, которая в 18 столетии стала не только сольным и ансамблевым инструментом, но и постоянным членом оркестра. Современный тип поперечной флейты был изобретен немецким мастером Бемом в двадцатых годах 19 века, флейта получила большую беглость, звук стал пронзительнее, ярче и очень эффектным. Это было нужно для оркестра - как раз в то время идет нарастание его состава, увеличение звучности.

Конечно, невозможно было обойтись и без потерь - в этом инструменте пропало очарование камерного звучание, барочной мягкости и интимности. В настоящее время существуют следующие разновидности флейт: малая (или piccolo), альтовая (flauto alto) и басовая флейта (flauto basso) - последняя очень редка, есть лишь в немногих оркестрах и как следствие редко задействована в произведениях (для любителей больших флейт - http://www.contrabass.com/pages/flutes.html). Более дальние родственники флейты чрезвычайно многочисленны - начиная от флейты Пана (сразу вспоминается лейттема из фильма "Однажды в Америке") и заканчивая эдаким мутантом - джазовой флейтой с кулисой (как у тромбона, т.е. с возможностью глиссандо).

Флейта по природе звука - жизнерадостный и веселый инструмент, однако она может изобразить и светлую печаль ("Прелюдия к послеполуденному отдыху Фавна " Дебюсси) и беспробудную тоску (финал 4 симфонии Брамса) и фантастические моменты (много примеров есть в "Волшебном стрелке " Вебера)

В современном оркестре обычно есть 2 флейты + piccolo, однако в больших сочинениях их состав может быть значительно увеличен (до 4 флейт, 2 piccolo и альтовой флейты - 6 симфония Канчели)

Большое собрание ссылок по теме

Нотки для флейты не желаете?

Гобой

Эээ... это отдельный разговор

Нотки для гобоя не желаете?

Кларнет

Кларнет (от французского clarinette , в свою очередь произошедшего от лат. clarus - ясный звук), деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент. Сконструирован в начале 18 века.

В оркестр его ввели Гайдн и композиторы майнгемской школы и как только он появился среди духовых все композиторы признали его неоспоримую ценность. Как известно Вольфганг Амадей Моцарт переинструментовал свои поздние симфонии (в том числе и самую известную - №40) добавив в духовую группу кларнеты (и отдал им почти все solo, кстати).

Кларнет имеет, пожалуй, самый большой диапазон выразительных средств. В ранних симфониях Скрябина, например, это проникновенная кантилена, овеянная негой и чистотой экспрессия. В симфониях Шостаковича (как например в разработке 8-й) это саркастичестические ужимки, злобные взвизги. У Рихарда Штрауса (в "Тиль Уленшпигеле ") - колоритный смех. Он прекрасно подходит для всяческих фигураций и ненавязчивых аккомпанементов (так любимых Густавом Малером). Прекрасный образец медитативной лирики можно найти в 5 симфонии Сильвестрова.

В современной практике употребительны сопрановые кларнеты, кларнет-пикколо (итал. piccolo) - in A или in Es, альтовый (т. н. бассетгорн), басовый - колоритный член кларнетового семейства нижние ноты которого являются прекрасным басом для любого ансамбля (мне лично, сразу вспоминается середина 1-й части "Симфонических танцев " Рахманинова (послушать в Real Audio), где он создает бархатный фон, спускаясь до самых нижних нот).

Ресурсы о кларнете:
http://www.selmer.com/clarinet/discus/index.html
http://cctr.umkc.edu/user/etishkoff/clarinet.html
Кларнет - ссылки на Yahoo

Саксофон

Фагот

Фагот (от итальянского fagotto , буквально - узел, связка) деревянный духовой музыкальный инструмент. Возник в 1-й половине 16 века. Имеет самый большой диапазон из всех деревянных духовых (более 3-х октав). Надо сказать, что вообще, как правило у низких инструментов диапазон велик из-за того, что их обертоны не так высоки, а следовательно их не так тяжело извлекать. Фаготисты сидят во втором ряду духовой группы, рядом с кларнетами, обычно в оркестре используется 2 фагота.

Для больших сочинений обычен и контрафагот - единственная широко распространенная разновидность фагота. Это самый низкий инструмент оркестра (не считая экзотических контрабасовых кларнетов и саксофонов или органа - непостоянного участника оркестра). Он может брать ноты на кварту ниже контрабаса и на секунду ниже арфы. Лишь концертный рояль может "гордиться" - его самая нижняя нота, ля субконтроктавы, - это рекорд. Правда, как на стометровке - на доли секунды , а по музыкальному - на пол-тона .

Впрочем, пожалуй, я слишком увлекся оркестровыми рекордами. По звуковым возможностям фагот находится на последнем месте среди духовых - беглость средняя, динамические возможности средние, диапазон используемых образов тоже невелик. В основном это либо сердитые или настойчивые фразы с типично замедленной атакой звука (самый характерный пример - образ дедушки из "Пети и волка " Прокофьева), либо скорбные интонации, чаще всего в высоком регистре (как например в побочной партии репризы 1-й части 7 симфонии Шостаковича - она более известна как "Ленинградская "). Обычное дело для группы фаготов - дублирование струнных басов (т.е. виолончелей и контрабасов), это придает мелодической линии большую плотность, связность.

Из сочетаний инструментов самыми характерными являются - фагот + кларнет (начало "Ромео и Джульетты " Чайковского - хорал 4-х инструментов), фагот + валторна (особенно это было популярно в те времена, когда в оркестре сидело лишь 2 валторны - классическая гармония требует четырех голосов, а это сочетание воспринимается как совершенно однородное звучание). Естественно, остальные сочетания не исключаются - каждый "микс " полезен и употребим в определенном месте.

(родовые инструменты: флейта, гобой, кларнет и фагот)

Группа деревянных духовых инструментов очень разнородна по своему тембру и техническим возможностям. Обладая гораздо меньшей гибкостью, меньшей подвижностью, более ограниченными возможностями в области нюансировки, чем струнные инструменты, - группа деревянных духовых играет в оркестре значительно меньшую роль, нежели смычковые инструменты. Начиная с первой четверти XIX века, значение этой группы инструментов увеличивается, и оркестровая литература обогащается целым рядом выразительных соло и эпизодов для деревянных духовых. Приблизительно с этого же времени в оркестре систематически появляются так называемые видовые деревянные духовые инструменты (см. таблицу оркестра гл. 2-я (Возможно опечатка, таблица составов оркестра с видовыми инструментами находится в главе III - Musstudent)).

Тембр каждого из деревянных духовых инструментов очень неровен. На протяжении всего диапазона (звукоряда) каждого из деревянных духовых инструментов можно (условно) различить три «регистровых тембра». Это обстоятельство позволило многим композиторам тонко использовать различные тембровые возможности каждого из этих инструментов, смешение в различных комбинациях тембров двух, трех и более инструментов, различные случаи сопоставления и т. п. Указывая на эти особенности деревянных духовых, Н. А.

Римский-Корсаков («Основы оркестровки») отмечает, что у каждого из этих инструментов есть своя область «выразительной игры», в которой данный инструмент наиболее способен к оттенкам, смене динамики, тонкой нюансировке и пр. Эта область лежит, главным образом, в диапазоне среднего регистра инструмента. Вне пределов же «области выразительной игры» он может предоставить оркестратору лишь тембральные краски, при более ограниченных динамических оттенках.

Звучащим телом - вибратором - в духовых инструментах является воздух, наполняющий корпус данного инструмента. Под влиянием специального (возбудителя (звуко-образователя) столб воздуха, заключенный в инструменте, начинает совершать периодические колебания, создавая музыкальный звук определенной высоты. Такого рода возникновение звука можно наблюдать при гудении ветра в печной трубе, в вентиляторах и т. п. Тембр данного инструмента зависит от:

1. формы объема воздуха, заключенного в инструментах, которым и придают различный вид;

2. от типа звукообразователя;

3. и отчасти от материала, из которого изготовлен данный инструмент.

Все инструменты группы деревянных духовых состоят из деревянной трубки (гренадильное или кокосовое дерево) с отверстиями, просверленными вдоль корпуса инструмента. Некоторые из отверстий закрыты клапанами. При всех закрытых отверстиях инструмент дает самый низкий звук -основной тон своего диапазона благодаря тому, что в данный момент колеблется («звучит») весь столб воздуха, заключенный в инструменте. При постепенном открывании отверстий столб воздуха, заключенный в инструменте, укорачивается, и мы получаем, пользуясь известной апликатурой, полный хроматический звукоряд в пределах октавы (например, у флейты) или в пределах дуодецимы (у кларнетов).

Для получения более высоких звуков, в пределах двух, трех и более октав, применяется прием «передувания».

Высота основного тона инструмента определяется длиной трубки, то есть чем длиннее трубка, тем звук инструмента будет ниже. Вдувание воздуха можно производить сильно и слабо. Если вдувать воздух сильно, то воздушный столб, заключенный и инструменте, приходит в значительное колебание и распадается на две, а при еще более сильном вдувании па три и большее количество частей, отчего основной звук повышается на интервал октавы (при первом передувании), дуодецимы (при втором передувании) и т.д., соответственно натуральному звукоряду. Таким образом получают полный объем инструмента.

Звукообразователи у деревянных духовых делятся на два основных вида:

1. Лабиальные («губные»).

2. Лингвальные («язычковые»).

В инструментах с лабиальным звукообразователем (флейта) звук получается от трения струи воздуха о напряженные губы и края отверстия, высверленного в головке инструмента. Таким образом, никакого дополнительного «пищика» для образования звука у флейтовых инструментов нет. Звукообразование в этом случае совершенно подобно получению звука при свисте в высверленный дверной ключ.

Язычковые звукообразователи построены, в основном, подобно детской игрушке, пищику, сделанному из стручка акации.

При не совсем плотном прилегании друг к другу двух упругих пластинок, в узкую щель с силой врывается струя воздуха, заставляющая колебаться острые края пластинок. Так построен звукообразователь, называемый «тростью» (от особого вида тростника, из которого изготавливают трости деревянных духовых). Для гобоя и фагота употребляется двойная трость, состоящая из двух пластинок; у кларнета же одна тростниковая пластинка прикрепляется к остро скошенному краю головки инструмента. Принцип же звукообразования здесь остается тот же.

Высокий звук пищика приводит в колебание столб воздуха в инструменте и заставляет последний колебаться и издавать музыкальный звук.

На духовом инструменте одновременно можно издавать только один звук. В дальнейшем, при ознакомлении с духовыми инструментами учащимся не раз придется встретиться с понятием о так называемых «транспонирующих инструментах». По целому ряду технических соображений и в связи с некоторыми историческими предпосылками некоторые из инструментов читаются ниже или выше на определенный интервал, по сравнению с его записью на нотоносце. Объем учебника не позволяет подробно рассказать о тех обстоятельствах, которые вынуждают до сего времени применять столь неудобный для начинающего инструментатора способ записи некоторых инструментов. Но изучающему инструментовку следует с первых же уроков научиться бегло транспонировать на ф-п. партии таких инструментов.

Флейта (Flauto); объем

Исполнитель держит инструмент в горизонтальном положении. Флейта очень подвижный инструмент, позволяющий писать для него быстрые гаммообразные последовательности, широкие скачки, арпеджио, трели и другие пассажи. Тембр флейты светлый (особенно в середине), несколько тусклый, холодный и слабо звучащий в нижнем регистре, яркий и несколько резкий, «свистящий» в верхнем регистре. Средний и верхний регистры флейты постоянно использовались всеми оркестровыми композиторами с давних пор. Нижний регистр, за редким исключением, долгое время не находил применения. Но, начиная (приблизительно) с Ж. Бизе (1833-1875), целый ряд французских композиторов (Делиб, 1836-1891), (Массне, 1842-1912), за ними и многие позднейшие композиторы как французские, так и выдающиеся оркестраторы среди русских и немецких авторов, пишут ряд интересных соло для флейты в низком регистре. На флейте возможен особый эффект, достигаемый, двойным ударом языка (быстрое прерывание звука - стаккато).

Малая флейта (Flauto piccolo). Объем:

Пишется октавой ниже действительной звучности. Используется в оркестре главным образом как дополнительный инструмент, увеличивающий объем большой флейты в верхнем регистре, или для удваивания партии большой флейты в октаву (например: в большом «tutti»). Малая флейта обладает резким и сильным звуком. В русской и западной оркестровой литературе имеется ряд соло для флейты-пикколо.

Альтовая флейта, звучащая на кварту или квинту ниже большой флейты, начала появляться в оркестре сравнительно недавно и пока большого распространения не имеет.

Гобой (Oboe), объем: Исполнитель держит инструмент под углом вниз. Гобой менее подвижен, чем флейта, и ему более присущи кантилен-ные (певучие) мелодии. Тем не менее короткие пассажи, трели, арпеджио в достаточно подвижном темпе ему вполне доступны.

Тембр гобоя в нижнем регистре несколько резкий, средний регистр - мягкий, светлый, верхний - резкий. Тембру гобоя свойственна некоторая гнусавость, напоминающая звуки пастушеского рожка. Именно этими тембровыми особенностями гобоя часто пользуются композиторы при изображении картин природы, пастушеских наигрышей и т. п.

Английский рожок (Corno inglese), объем:

звучит на квинту ниже нотируемых звуков. На английском рожке играет второй гобоист или специальный исполнитель (при троечном составе: двух гобоях и английском рожке). Тембр английского рожка еще более сгущенно-гнусавый, чем у гобоя. Его звук напоминает тембр некоторых восточных духовых инструментов.

Большое распространение получил английский рожок у русских композиторов, начиная с Глинки, которые часто прибегали к специфическому тембру этого, инструмента для обрисовки восточного колорита.

Кларнет (clarinetto), объем:

инструмент. Кларнет обладает большой красотой тембра и значительной гибкостью в нюансировке. На кларнете превосходно звучат арпеджио, гаммы, трели и самые разнообразные пассажи в очень подвижном теме. Средний регистр кларнета - мягкий и сочный; нижний - несколько глухой, мрачный; верхний - пронзительно-резкий. Кларнет стали применять в оркестре сравнительно недавно. Его изобретение относится приблизительно к 1700 году. Лишь со второй половины XVIII века кларнет сделался постоянным членом оркестра. Гайдн и Моцарт применяли его с большой осторожностью (некоторые произведения этих композиторов инструментованы без кларнетов), и лишь начиная со времен Вебера, кларнет стал занимать чуть ли не одно из главных мест в семействе духовых инструментов.

Благодаря особому устройству клапанов, на кларнете неудобно исполнять пьесы с большим количеством знаков. Для избежания этого неудобства в современном оркестре применяют два строя кларнетов: для диезных тональностей кларнет в строе А, а для бемольных - в строе В. Таким образом, кларнет является инструментом транспонирующим.

Мелодия

на кларнете в строе А прозвучит:

а на кларнете в строе В прозвучит:

При модуляциях в пьесе в партии кларнета для перемены строя (смены кларнета) дают несколько пауз. (В партии пишется: «muta A in В», т. е. заменить кларнет А на кларнет В.)

Кларнет-бас (Clarinetto basso), инструмент транспонирующий. Несколько менее подвижный нежели кларнет. Употребляется в строях A и В (последнее чаще).

Для облегчения игры на нем его партию пишут в скрипичном ключе.

Объем по письму:

Звучит:

Тембр бас-кларнета угрюмый, мрачный; звук сильный.

Малые кларнеты (Clarinetti piccoli), начиная с Берлиоза, иногда вводятся в симфонический оркестр. Тембр малого кларнета - резкий, пронзительный. Употребляется в строях D и Es.


Фагот (Fagotto), объем:

играющего при помощи изогнутой металлической трубочки. Партию фагота пишут в басовом и теноровом ключах.

Нижний и средний регистры - наиболее красивы и употребительны. Более высокие звуки - несколько тусклы. Фагот может исполнить довольно быстрые пассажи, особенно арпеджио. Очень употребительны скачки почти на любой интервал, трели, стаккатная техника и т. п.

Контр-фагот (Contrafagotto), объем:

Звучит октавой ниже нотируемых звуков. Очень громоздкий инструмент, мало подвижный, с мощным звуком. Употребляется в некоторых случаях для удвоения в больших оркестрах партии фагота в октаву (в больших tutti), для усиления басовой группы и т. п.

Помимо рассмотренных здесь основных и наиболее употребительных видовых инструментов группы деревянных духовых (в партитурах старинных композиторов и более новых и наших современников - западных и русских композиторов), находил и находит применение ряд инструментов, или же совершенно не употребляемых в современной музыкальной практике, или же не нашедших еще место, достаточно прочное в оркестровой партитуре. К таким инструментам можно отнести старинные бассет-горн, гобой д"амур или, например, саксофоны, геккельфон и пр. В задачу нашего краткого курса не входит рассмотрение этих редких участников симфонического оркестра.

Группа деревяных духовых в своем основном составе так же, как и группа струнных, дает полный гармонический комплекс: флейты играют роль сопранового голоса, гобои - альтового, кларнеты - тенорового, фаготы - басового.

Именно так прозвучит «квартет» деревянных духовых, если расположить инструменты по номинальной высоте:

Но, как это будет видно из дальнейшего, любой изинструментов духовой группы может исполнить роль сопранового голоса, а остальные-аккомпанемента.

Видовые инструменты (флейта-пикколо, английский рожок, бас- и пикколо- кларнеты, контр-фагот) служат, главным образом, для особых эффектов, для усиления группы деревянных и для увеличения объема (основного звукоряда) родовых инструментов.

Во времена венских классиков группа деревянных духовых лишь устанавливалась в своем парном составе; но нередко эти композиторы употребляли неполный парный состав, выпуская в партитуре то партию 2-й флейты, то совсем не употребляя кларнетов, и т. п.

Партии каждой пары основных инструментов группы деревянных духовых пишут обычно на одной строчке (одном нотоносце) и лишь изредка на двух, применяя следующие условные обозначения. Когда играют оба инструмента в унисон, сверху пишут: «а2», что значит - вдвоем. Если два инструмента играют разные партии, их ноты пишут штилями в разные стороны. Указания «1 соло», «2 соло» указывает на сольное исполнение данного места одним из двух инструментов

Loading...Loading...