Станислав Гроф: Родителям «достаются» совершенно сформированные личности. Картография внутреннего пространства психики и базовые перинатальные матрицы грофа

Кризис новорожденности – это промежуточный этап между внутриутробным и внеутробным образом жизни ребенка. Новорожденный настолько беспомощен, что не окажись рядом взрослого человека, он бы погиб уже через несколько часов после рождения. Вот и получается, что в момент родов и сразу после него человек нуждается в обществе.

Матрица Грофа

По мнению психоаналитиков, рождение – это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что оказывает влияние на всю последующую жизнь. Станислаф Гроф, например, утверждал, что те или иные свойства личности, черты характера, особенности поведения и наши последующие психологические проблемы находятся в прямой зависимости от процесса рождения. Он выделил несколько стадий родов – 4 базовые перинатальные матрицы:

  • схватки (матрица 1);
  • прохождение по родовым путям (матрица 2);
  • собственно роды (матрица 3);
  • первичный контакт с матерью (матрица 4).

На основании того, с какими проблемами пришлось столкнуться малышу на той или иной стадии рождения, или, напротив, насколько успешно они были пройдены, и строится в дальнейшем личность взрослого человека.

Для решения «взрослых» проблем Гроф с помощью специально разработанного им метода холотропного дыхания (специальная дыхательная техника, чем-то напоминающая гипервентиляцию легких) вводил своих пациентов в состояние, схожее с трансом, и заставлял переживать травму рождения снова и снова – до тех пор, пока все четыре стадии не были успешно пройдены.

Любая беременная женщина настраивается на то, что в скором времени ей предстоит как следует поработать. Будущие мамочки тщательно готовятся к этому ответственному мероприятию: слушают душераздирающие рассказы подружек, до мельчайших подробностей изучают физиологию родовой деятельности , разучивают техники дыхания, осваивают приемы релаксации, запоминают облегчающие схватки позы… словом, хотят быть во всеоружии.

Но вот наступает долгожданный момент, и вся подготовительная работа летит в тартарары; лишь изредка, в моменты просветления, в памяти то и дело вспыхивают сумбурные обрывки полученных знаний и умений, которые могут оказать значительную помощь роженице или, как минимум, придать ей уверенности в собственных силах.

С одной стороны, все идет своим чередом – независимо от нас, и в то же время наши действия играют огромную роль в благополучном завершении родов. Суть в том, насколько мы сработаемся с малышом.

Глазами ребенка

Давайте попробуем взглянуть на ситуацию с другой стороны – со стороны маленького, на первый взгляд абсолютно беспомощного существа, вашей частички, вашего ребенка. 9 долгих месяцев он пребывал в довольно специфичном, но, без сомнения, весьма уютном местечке – вашей матке. Жил себе там тихонько, спал, кушал, и по большому счету ни на что особо не жаловался, ну разве что иногда.

Но вот человечек стал совсем большим, и комфорта явно поубавилось – уж очень тесно, негде развернуться! А через какое-то время стало совсем невмоготу: вздохнуть – проблема! Малыш забеспокоился – что же это такое делается? От волнения и досады начал толкаться ручками и ножками. И тут происходит из ряда вон выходящее – некогда такой удобный и милый домик начинает сжиматься и в буквальном смысле выживать кроху.

Возмутительно! Вопиющая несправедливость, с которой так или иначе (кто-то быстрее, кто-то медленнее) смиряются все. Ребенок понимает: надо «делать ноги». А выход один – этот безнадежно узкий жуткий темный тоннель…

И малышу ничего не остается, как отправиться в опасный и, пожалуй, самый сложный в его жизни путь. Крохе больно, темно, душно и страшно. А после всех этих, прямо скажем, малоприятных ощущений маленького человечка ожидает самое главное потрясение и разочарование. Представьте, что вы вдруг оказались голышом на жутком сквозняке, пронзительный свет слепит ваши глаза, вокруг стоит оглушительный грохот и шум, над вами склонились огромные существа, с интересом изучающие вас и разговаривающие на совершенно чужом языке, вдобавок ко всему вы понимаете, что не можете дышать как прежде…

На самом деле, мы никогда не узнаем, что чувствует и переживает младенец, приходя в этот мир. Ясно одно: психика крохи разительно отличается от психики взрослого человека, она пока еще очень примитивна и лишь начинает свое формирование. И это обстоятельство во многом помогает ребенку пережить сильнейшее потрясение от появления на свет.

Все новые впечатления сначала выступают для младенца как бы в виде комплекса, без отрыва от ситуации. Исследователи склонны думать, что в первый месяц для ребенка не существует ни кого-то, ни чего-то, все внешние раздражители младенец переживает как единое состояние. Однако то, что физическая оболочка малыша получает сильнейший удар, сомнений не вызывает.

Многие родители находят в выписном листе из роддома неприятные записи типа «синдром угнетения в первые сутки», «тремор конечностей» и, наконец, настоящий бич современности – перинатальная энцефалопатия (ПЭП). А тот факт, что в первые несколько дней после появления на свет новорожденный заметно теряет в весе? От хорошей жизни не похудеешь…

Спасительные рефлексы

На помощь малышу приходит набор врожденных безусловных рефлексов . Рефлексами смелый маленький человечек словно цепляется за жизнь, старается удержаться. Но при этом он продолжает быть абсолютно беспомощным, и лишь благодаря заботе взрослых способен выжить.

Таким образом, детеныш человека оказывается максимально социализированным существом, нуждающимся в обществе как никто другой. При этом, как ни парадоксально, у него нет ни единого вразумительного средства взаимодействия с этим обществом, за исключением крика. Потом, как будто в благодарность за заботу, ребенок овладевает речью, а сейчас этот маленький сжатый комочек без конца тревожит мамино сердце, и плачет, плачет, плачет…

Мы бьемся изо всех сил, не жалея себя, пытаемся понять нашего маленького инопланетянина, стараемся сделать его приход в наш мир чуть-чуть радостнее. И из всей этой суеты постепенно вырастает огромная и бесконечная любовь.

Знайте меру!

Появление в семье ребенка – ни с чем не сравнимое счастье. Хочется часами смотреть на это чудо, радовать и развлекать его. Мамочка еще не успела прийти в себя, а ей уже со всех концов света летят sms-ки и звонки с поздравлениями и пожеланиями. Новоиспеченные бабушки, дедушки, тетушки и дядюшки торопятся взглянуть на долгожданного потомка, штурмуют послеродовые палаты в часы приема или толпятся под окнами, радостно выкрикивая положенную фамилию.

Все они с нетерпением ждут дня выписки, совершают бесконечные рейды по магазинам, готовя приданное, закупая тонны одежек и погремушек. Между тем, часто бывает, что эти 3-4 дня, проведенные в роддоме, оказываются для мамы и малыша пусть непростыми, но самыми спокойными и оттого такими желанными.

Скоро, очень скоро мать и дитя закружит вихрь забот и неведомых доселе трудностей, и все кому не лень будут изнурять из бесконечными советами и замечаниями, подчас противоречащими друг другу. Пока же можно молча восхищаться своим «произведением искусства», а при возникновении поводов для беспокойства, обратитесь к врачу.

Еще несколько лет назад сразу после родов ребенка у матери забирали, относил в детское отделение, и в последующие 5-7 дней встречи мамы и малыша происходили лишь во время кормлений. Сегодня, если роды прошли без осложнений , в большинстве роддомов младенца помещают в одну палату с мамой, что, безусловно, правильно, ведь именно так задумано природой.

Однако планировались ли при этом бесконечные звонки на мобильный, вспышки цифровых фотоаппаратов и прочие вторжение извне – вопрос спорный. В детском отделении, оторванный от мамы кроха тосковал в окружении себе подобных и с нетерпением ждал обеда, а сегодня, уже с первых часов жизни, хоть и под бочком у мамы, он становится жертвой современных технологий. Только не примите эти слова за агитацию к возврату старых традиций! Просто самое главное, в чем нуждается новорожденный, - это максимальный покой.

Не секрет, что и сегодня правила роддомов отличаются строгостью и консерватизмом, что на первый взгляд может показаться излишним и даже бессмысленным. На самом деле за этим кроется стремление дать ребенку возможность восстановить хотя бы часть истраченных ресурсов, чтобы скорее адаптироваться к новым непростым условиям существования.

Надо сказать, что природа и здесь не осталась равнодушной, и «наградила» кроху не таким острым зрением и слухом, как у здорового взрослого человека. Но, несмотря на это, в обязанность каждой молодой мамы входит сознание и поддержание вокруг малыша спокойной доброжелательной обстановки.

Постарайтесь избегать дополнительных сенсорных стимулов в виде яркого света, громких, резких звуков, а также восторженных и впечатлительных компаний родственников и друзей хотя бы в первые пару дней после родов. Все это наверстается, поверьте! В идеале, ребенку требуется около месяца, чтобы «прийти в чувства». Так что примета о том, что не стоит никому показывать кроху до достижения месячного возраста, имеет вполне научное объяснение.

Гарантия безопасности

Принято считать, что новорожденный почти все время спит и не реагирует на внешние раздражители. Это не совсем верно. По сути, младенец находится в непрерывном полусонном состоянии, на границе сна и бодрствования, и как бы дезориентирован в пространстве. Он вроде бы спит, но при этом ощущает, что происходит вокруг.

Посмотрите, как груднички часами могут лежать на руках у матери, ни на секунду не выпуская изо рта ее грудь. А, просыпаясь, кроха криком дает знать, что он снова не уверен, и ему требуется подтверждение своей защищенности и благополучия. Ну, заодно и подкрепиться не мешало бы! Ученые давно установили, что большинство младенцев прикладываются к груди не только, когда хотят есть, но и когда им грустно, страшно, обидно, одиноко.

Очень важно, чтобы мама поддерживала хрупкое доверие малыша, пришла на первый же зов: «Да, родной, все хорошо! Ты в безопасности!» Не бойтесь избаловать кроху! Вряд ли ему причинит вред дополнительное кормление (в отличие от взрослых, ребенок никогда не съест больше, чем того требует организм) или сон на руках у мамы.

Возможно, полдня просидев с сынишкой или дочуркой на руках, вы не успеете приготовить обед, но в данной ситуации не так сложно определиться с системой приоритетов: с момента появления ребенка он чаще других будет занимать первую строку в списке ваших жизненных ценностей.

Не нужно пугаться и того, что ваше чадо «привыкнет к рукам». «Ручными» становятся дети, которым это действительно нужно. Возможно, они в большей степени подвержены сомнениям относительно надежности и стабильности этого мира и собственной значимости в нем. И ваша материнская обязанность – разрешить эти сомнения.

Многие исследователи говорят о том, что в этот период жизни закладывается базовое доверие к миру. Сейчас все чувства важны для возникновения первичной эмоциональной и психической связи с матерью.

Комплекс оживления

Первый месяц после рождения – один из самых сложных периодов в жизни человека. Поэтому постарайтесь окружить малыша спокойствием во всех его проявлениях. Не стоит с первых же дней обрушивать на кроху лавину новых впечатлений. Не торопитесь обращать внимание ребенка даже на яркие игрушки и мелодичную музыку. Всему свое время.

Младенец сам сообщит о своей готовности к активному познанию и исследованию мира. Так, способность фокусировать взгляд на предмете вы заметите примерно в 2-3 недели, а в возрасте 3-4 недель появляется сосредоточение на мамин голос. Ребенок все больше и больше обращает внимание на самого близкого ему человека – мать.

Из реакций сосредоточения на ее лице, в период от 1 до 2 месяцев, у здорового малыша появляется основной феномен кризиса новорожденности – комплекс оживления, одновременно являющийся сигналом того, что кризис подошел к концу, и на смену ему пришел период младенчества, который продлится вплоть до кризиса 1 года.

Комплексом оживления называют эмоционально-положительную реакцию, которая сопровождается движениями и звуками; это первое проявление потребности в общении. Значение его трудно переоценить, ведь ваш малыш впервые (!) почувствовал себя хорошо! (Специалисты склонны считать, что в период, предшествующий комплексу оживления, младенец испытывает только отрицательные эмоции).

Комплекс оживления имеет три составляющие. Это бурные двигательные реакции (общее моторное возбуждение); гуление (так называют первые звуки, которые издает малыш); осмысленная улыбка при виде маминого лица. Итак, комплекс оживления – это психический критерий окончания кризиса новорожденности.

Физиологическим критерием его завершения считается зрительное и слуховое сосредоточение, возможность появления условных рефлексов на зрительные и слуховые раздражители. Ну а медицинским критерием является достижение ребенком веса, с которым он родился, что свидетельствует о нормальном функционировании всех систем организма.

Необходимо отметить, что если у малыша были какие-либо неврологические проблемы (а сегодня без них обходятся буквально единицы новорожденных), комплекс оживления может появиться несколько позже.

Комплекс оживления возникает при появлении матери или иного взрослого, ухаживающего за ребенком. Кроха начинает двигать ручками и ножками, все это сопровождается радостным гулением и милой улыбкой! Вы и раньше могли замечать, как ваше чадо сладко улыбается чему-то во сне, однако только теперь эта улыбка адресована конкретному человеку. Получайте! Вы ее заслужили!

Экология жизни. Дети: Сейчас психологи всего мира озабочены проблемой «отцов и детей». Как родители, так и дети, они не понимают друг друга...

Сейчас психологи всего мира озабочены проблемой «отцов и детей» . Как родители, так и дети, они не понимают друг друга. Но так происходит не во всех семьях.

Наше будущее зависит от нашего воспитания. Но также надо понимать, что ребёнок это не животное, которое нужно выдрессировать. Ребёнок – это такой же человек, как и вы.

Так что же влияет на характер и психическое здоровье ребёнка? В первую очередь – это отношение к своему дитя. Либо вы ругаете его за каждую мелочь, даже не объясняя, почему так делать нельзя, либо вы принимаете ребёнка таким, какой он есть, и пытаетесь мирно объяснить своему чаду, что, почему и как.

Формирование нашей психики делится на несколько этапов:

  • период внутриутробного развития плода,
  • период младенчества,
  • кризис трёх лет,
  • кризис семи лет,
  • переходный возраст.

Психолог и исследователь Станислав Гроф описывает 4 перинатальные матрицы, во время которых формируется наше психическое здоровье:

Первая матрица – пребывание плода в матке до начала родов.

Когда ребёнок желанный , когда мать не испытывает психических и биологических стрессов, человек уже на этом онтогенетическом периоде получает опыт блаженного счастливого состояния.

А если ребёнок нежеланный , мать находится в состоянии стресса, болеет, конфликтует с мужем или родителями, хочет сделать аборт и т. д., то у такого человека, если он сможет родиться, нет опыта спокойного счастливого существования. Мир его не принимает изначально, внутриутробно и в ответ он не принимает мир, не доверяет этому миру.

Вторая матрица – период этапа родов, когда начинаются схватки. Это период первых жизненных трудностей каждого из нас. Это начало первого жизненного кризиса, в конце которого плод как существо, живущее в водной среде, получающее питание и кислород через пуповину, не дышащий лёгкими – умирает и рождается человек.

Это период, при неудачном протекании которого закладываются основы депрессий, необъяснимой тревоги и тоски, зачастую сопровождающей девиантное поведение. При этом девиацию можно объяснить неосознаваемым стремлением вернуться в более комфортное, океаническое состояние первой матрицы. Но возврата быть не может. Есть только один путь – родиться. Возврат же, так или иначе приводит к смерти.

Третья матрица начинается с началом движения плода по родовым путям. Самый критический момент жизни плода, в результате которого происходит биологическое отделение от матери. Именно в этот период закладываются основы в большинстве поведенческих, психологических и социальных проблем. От малейших нюансов третьей матрицы зависят в дальнейшем особенности личной истории.

Станислав Гроф высказывает предположение, что наркотическая эпидемия берёт начало в третьей матрице. А именно практика лекарственной стимуляции данного периода родов, обезболивания или приостановки их естественного протекания. Получается, что человек уже в этот период первых трудностей, приобретает опыт химического избавления от них. И это является мощнейшим импринтом, накладывающим отпечаток на всю дальнейшую жизнь.

На этапе психологического отсоединения от родительской семьи, перехода из мира детства в мир взрослых, с принятием тяжести ответственности за свою жизнь, достаточно однократного употребления наркотика, чтобы заработали глубинные импринтинговые механизмы и развилась зависимость.

Четвёртая матрица – этап обрезания пуповины. Здесь формируется наше отношение к внешнему миру уже не эмбриальное, а вполне человеческое. И может сложиться ситуация, когда человек родился, но факта своего рождения так и не принял.

Одна из характеристик подростков с девиантным поведением – это тотальное недоверие взрослым, родителям, самому себе, и наркотизация в данном случае может представляться иллюзией доверия. Ощущение безвыходности данной ситуации сродни ощущению безвыходности второй перинатальной матрицы, ведь не может человек отказаться от собственных родов.

Большое значение в детской психиатрии, а соответственно и психотерапии, имеет резидуальная органическая неполноценность центральной нервной системы ребёнка. К ней обычно приводят перинатальные, натальные, постнатальные вредности (асфиксии, хронические интоксикации, резус-конфликты, обменные нарушения, тяжелые соматические или инфекционные заболевания первых лет жизни) и ряд других факторов, которые на какой-то период снижают функционально-динамические возможности центральной нервной системы. А также в той или иной степени задерживают процесс её физиологического созревания, что в свою очередь может привести к задержке развития наиболее сложных и совершенных физиологических функций: речи, социальных навыков и тому подобных, превращая их в место наибольшей уязвимости. На этой основе часто формируются специфические для детского возраста невротические реакции, моносимптоматические неврозы: заикание, энурез и т. д.

В процессе психотерапевтической работы постоянно приходится сталкиваться с огромными компенсаторными возможностями детского и подросткового мозга.

С возрастом основные проявления недостаточности центральной нервной системы сглаживаются, выравнивается моторика, улучшаются функциональные возможности нервной системы. Это находит своё подтверждение при электрофизиологическом изучении возрастных особенностей головного мозга. опубликовано

На минуту отложите все дела, закройте глаза и попробуйте вспомнить свои первые детские воспоминания. Сколько лет вам было? Что вы помните?

Станислав Гроф, один из основателей трансперсональной психологии и теории перинатальных матриц, считает, что в глубинахподсознания хранятся воспоминания о нашей внутриутробной жизни, развитии, обо всех этапах родов.

Мы помним не только телесные ощущения, но и эмоции высокой интенсивности и накала. Эти воспоминания отставляют в психике - бессознательном -глубочайший след, оказывающий влияние на дальнейшую судьбу: формирующий поведенческие паттерны, отношение к миру, к себе, к окружающим людям и даже предрасположенность к заболеваниям.

Иногда мы ловим себя на ощущении, что "наступаем на одни и те же грабли", "бегаем по кругу", из которого сложно вырваться, иногда нас охватывают странные необъяснимые чувства и смутные образы... И мы не понимаем - что происходит, откуда это? Зачастую причина может крыться в таинстве рождения.

"Когдавходе углубленного самоисследования мы возвращаемся к переживанию своего рождения, мыобнаруживаем, что воскрешение в памяти каждой стадии родов связывается с различными эмпирическими моделями, которые характеризуются особым сочетанием эмоций, физических ощущений исимволическихобразов. Я называю этимодели базовыми перинатальными матрицами." (с) С. Гроф.

Гроф выделяет четыре базовые перинатальные матрицы.

Хочется отметить, что теория перинатальных матриц не считается сейчас научной, так как не получено экспериментальных данных, ее подтверждающих.

Стадии развития и родов и соответствие их базовым перинатальным матрицам (БПМ)

БПМ 1, "Матрица наивности". Формируется с момента зачатия и продолжается всю беременность до первой схватки.

БПМ 2, "Матрица жертвы". Формируется с первой схватки до полного раскрытия шейки матки, в норме длится 4-5 часов (до 10 при первых родах)

БПМ 3, "Матрица борьбы". Формируется с момента полного раскрытия шейки матки до рождения ребенка, длится от 20 минут до 2 часов при первых родах.

БПМ 4, "Матрица свободы". Формируется с момента рождения ребенка и длится до 3-9 суток.

Рассмотрим подробно развитие человека от зачатия до первых дней жизни.

БПМ 1. "Матрица наивности", "Матрица Рая".

Это матрица единства ребенка и матери. Весь мир, вся вселенная для ребенка в течение девяти месяцев беремености - это матка. Ребенок находится в ней в состоянии защищенности, при идеальной комфортной температуре, всегда сытый, в удобной расслабленной позе. Все его потребности удовлетворяются. Это океанические переживания полной безмятежности и спокойствия.

При нормально протекающей беременности и если ребенок желанный - формируется умение принимать себя,радоваться, расслабляться, развиваться, ощущение себя частью природы.

Травмы БПМ 1.

Угроза аборта, выкидыша, токсикоз и заболевания мамы формируют страх смерти, ощущение ненужности, неумении расслабиться. " Я никому не нужен", "Если я расслаблюсь - я погибну или заболею". У нежеланного ребенка может заложиться чувство вины за сам факт своего существования, боль о того, что его не принимают таким, какой он есть.

БПМ 2. "Матрица жертвы", "Выхода нет", "Изгнание из Рая"

Начинается с момента первой схватки до раскрытия шейки матки.

Комфортная среда, весь любящий и безопасный мир ребенка вдруг неожиданно становится агрессивным - начинает сжиматься, больно сдавливать и "убивать".И деться некуда, выхода нет. Ребенок попадает в ситуацию угрозы и ужаса, безысходности, безнадежности. Считается, что на этой стадии родов закладывается, умение ждать и терпеть в сложных ситуациях, страх смерти, чувство вины.

Травмы БПМ 2

Короткая матрица или ее отсутствие.

Возникает при кесаревом сечении или быстрых родах. У человека формируется нетерепеливость, неумение доводить дело до конца и бороться, ощущение того, что все проблемы можно решать быстро. "Никогда не нужно прикладывать усилий". Люди с недостаточной БПМ 2 склонны опускать руки, когда что-то не получается с первой попытки, у них нет настойчивости в достижении целей.

Длинная матрица.

Возникает при длительных родах и формирует роль жертвы. Человек по жизни часто может оказываться в ситуациях, где на него оказывают давление и обычно не сопротивляется, а терпит.Люди с травмированной 2 матрицей зачастую живут с ощущением "попадания в ловушку" или под лозунгом "выхода нет, но надо терпеть".

БПМ 3. "Матрица борьбы", "Выход есть"

Начинается с момента откртытия матки до появления на свет. Мать и ребенок действуют совместно: они оба толкаются и борятся ради общей цели.

В этой стадии у ребенка в сдавливающем и убивающем его мире появляется выход. Тело,девять месяцев находившееся в "позе эмбриона"в состоянии легкости и невесомости,подвергается сильнейшему сдавливанию, гипоксии,непривычно выгибается во время прохождения через родовой канал. Этот первый в жизнипуть- на свободу - "путь героя", полон боли,усилий и страдания. Но также он полон и надежды. В этой матрице закладывается агрессия, умение бороться, целеустремленность, выра в себя:"я могу!", смелость, чувство брезгливости и отвращения. Так же на этом этапе закладывается сексуальность.

Травмы БПМ 3

Короткая матрица. Формируется неумение бороться, отстаивать свои интересы. Человек склонен ожидать помощи в решении проблем со стороны - "волшебного пендаля" - при выталкивании ребенка акушерами. Если ребенок родился с применением щипцов - это может привести к паттерну "помощь принимать опасно" и человек будет от нее отказываться.

Длинная матрица. Слишком затянувшаийся период родов формирует дивиз "жизнь - борьба". Такие люди находят ситуации, где необходимо с кем-то бороться, они не ощущают легкости бытия, радости простых решений.

БПМ 4. "Матрица свободы", "Возвращение Рая"

Ребенок, после длительных и сложных переживаний, оказывается на свободе.Основной лейтмотив четвертой матрицы - свобода после усилий. В некотором смысле четвертая матрица это мистическое переживание смерти и возрождения: человек, существоваший в безмятежной "вселенной матки" умирает и возрождается в совершенно новом качесте. Контакт с новым миром - огромный стресс. С одной стороны, ужас убивающего давления прекратился. Но с другой - он оказывается во враждебном и, главное, непривычном мире. Здесь другая температура, удушье перед первым вдохом, здесь нет околоплодных вод и происходит первое столкновение с гравитацией, здесь беспомощность. На этом этапе очень важно, чтобы ребенок сразу очутился в руках у матери и почувствовал защищенность и тепло, знакомый запах. Это - возвращение Рая, примирение с новым незнакомым миром.

Травмы БПМ 4.

Ребенок разлучен с матерью сразу после родов. После трудностей родов, после "пути героя" ребенок попадает в агрессивную среду: его начинают взвешивать, мыть, обмерять, кладут на холодный стол. В этом случае формируется паттерн "Все было напрасно. Зачем прилагать усилия, если все кончается так плохо?" - человек не видит смысла в действиях, так как они "ни к чему хорошему не приводят". Свобода такими людьми может расцениваться не как ценность, а как одиночество и холод.

Нарушения в базовых перинатальных матрицах можно и желательно корректировать! Любовь, принятие, внимание, некоторые специальные методы воспитания в первые годы жизни ребенкав значительной степени компенсируют травматичные последствия.

Взрослые, желающие заглянуть в тайну своего рождения и проработать негативные последствия, могут использовать методики холотропного дыхания.

Перинатальные матрицы Грофа, действительно,так и работают, как описал Гроф и его последователи. Главная мысль в них такая: как человек родился, так и живет дальше. Опыт рождения программирует подсознательные процессы человека, его реакции и накладывает свой отпечаток на все реакции человека, особенно, на все новое и неизведанное.
Мой опыт в работе с клиентами, мой личный опыт, мое видение это подтверждает.

Нередко сложные долгие роды, закончившиеся для ребенка хорошо, программирует мировоззрение и реакции борца и лидера, хотя, казалось бы, что так должны работать легкие роды. Но нет, лидер на то и лидер, чтобы уметь бороться, терпеть, выжидать и пользоваться результатом.

В особую группу таким образом попадают дети, родившиеся через кесарево сечение. У них от рождения другая матрица, многие из них были рождены до начала схваток у мамы, и собственно прожили только лишь БПМ1 – «базовую перинатальную матрицу 1», из которой они узнали, что мир добр, прекрасен, все для них делает, должен заботиться. И если кесаево произошло до наступления БПМ 2, то подсознание ребенка знает только это. А,как мы знаем, мир иной. В нем многое достается через борьбу, соперничество, в нашем мире надо добиваться цели.
Такие дети цели видят, но они путем своего рождения лишены инструментов, ресурса, с помощью которого он могут добиваться своего.

Бывает, что кесаево делается уже на схватках мамы, тогда ребенок попадает в БПМ2, он понимает, что мир не так дружелюбен, в нем может быть разное и не всегда мы над этим разным властны. Ребенок учится принятию условно плохого. И такие дети могут доходить в БПМ3 – ощутить асфиксию, сжатие головы, они понимают, что мир силен, он может смять, сжать или убить но, поскольку они не рождаются сами, у них отсутствует опыт «я взял, я победил», но есть некий суррогатный аналог этого. Т.е. БПМ 4 (умения добиваться) эти дети не получают.
По этим причинам детям после кесаева бывает сложно даже не адаптироваться в нашем мире…а наверное, будет правильно сказать «жить».

Те, кто родился кесаревым на БПМ1 сложно понять, почему мир не так светел, как им внутри кажется, почему им отказывают, откуда несправедливость. Те, кто прошел стадии схваток и вставления головки, т.е. БПМ2 и 3 ясно, что мир разный и его стоит принимать в его неоднозначности, но у всех этих деней нет своих ресурсов, чтобы добиваться и достигать целей. Вернее ресурс может быть, а человек не умеет его использовать, не знает, как, и что с ним делать.

Но приспосабливаться надо, и из кесарят часто вырастают манипуляторы. Там где рожденный сам ребенок, а потом и взрослый прет и добивается победы, кесаренок будет манипулировать. Сначала родителями, потом другим окружением. И это довольно важно, потому что сейчас больше 50% детей рождается через кесарево сечение, есть особо развитые города и страны, в которых эта цифра доходит до 70%.
Важно понимать, что эти дети не виноваты в том, как они родились, у них был такой опыт, их Души в него заведомо зная, что так будет, шли. Но вины в них нет. Просто сейчас время такое, миру Земли так надо. И таких детей тоже можно адаптировать.

Во-первых, помогая им с принятием множественности мира. И во-вторых, помогая им найти свой инструмент и уже в сознательном возрасте, но через их бессознательное простроить в их головах БПМ4.
Как? Способы есть. Я напишу о тех, что знаю я, а вы напишите мне, если вы еще какие знаете, многим читателям, родителям детей рожденных через кесарево, это будет очень важно.

*холотропное дыхание с очень высокой долей вероятности поведет человека через матрицу его рождения, если в ней была какая-то поломка. Почему? Потому что наша структура стремится к целостности и восстановлению. И,стоит только отключить сознание, подсознательное бросается себя целить.
Чем не хорош метод и почему я его особо не советую? Неуправляемость, нельзя использовать детям, возможны физические последствия, вплоть до летального исхода. Но факт остается фактом, метод рабочий, люди, имеется в виду взрослые, дышат и исцеляются. Я холотропила не раз, через рождение не шла, у меня там все прилично. Но я видела людей, которые рождались тяжело, застревали (и были использованы щипцы) или было кесарево, и в холотропке они первым делом шли в свои роды.

*регрессивный гипноз – хорош всем, но маленького ребенка не посадишь, садиться за него мать. Мы прекрасно выстраиваем ребенку всю энергетическую подоплеку родов, но учить его через ментал все равно надо. Так что читаем дальше.

*спорт. Все виды одиночного спорта, в которых человек будет преодолевать и достигать победы над условиями мира и над собой. И с некоторых пор для меня на 1-ом месте стоит скалолазание. Еще и потому, что как ребенок двигается по утробе матери, преодолевая сопротивление, так и человек, который лезет на стену или скалу, двигает руками. ногами, цепляется, ползет и достигает! Т.е. не так важно чтобы человек был в замкнутом пространстве, а то бы и горки в аквапарке сошли бы за ок, важно преодолевать, бороться, переступать через страх и,через силу, достигать вершины! Также на ум приходит гребля, но окружающие условия не должны быть спокойными, в идеале бурное море, волны. Это я к чему? К тому что если у вас ребенок, рожденный кесаревым, и вам надобно, чтобы в его подсознательном простроилась БПМ4, он усвоил навык «достигать», а не манипулировать, то, как мне кажется, скалодром, которых сейчас, «так кстати и совсем случайно» расплодилось море, очень вам поможет в этом. И как у ребенка, который рождается естественно, появляется внутренняя квота доверия к миру, так и у занимающегося скалолазанием она подсознательно прописывается, потому что всегда рядом есть второй – который его страхует. Я и наверное не знаю сейчас более отвечающих задачам выстроить в подсознательном ребенка правильный механизм рождения занятий чем скалолазание.
Если вы знаете, пишите в комментариях, это безусловно важно.

Перинатальные матрицы С.Грофа

Перинатальные матрицы

Пре- и перинатальная психология(англ. Pre- and perinatal psychology) - изучает обстоятельства и закономерности развития человека на ранних этапах: пренатальной (антенатальной), перинатальной (интранатальной) и неонатальной (постнатальной) фазах развития, и их влияние на всю последующую жизнь.

Перинатальный - понятие состоит из двух слов: пери (peri) - вокруг, около и натос (natalis) - относящийся к рождению. Таким образом, пре- и перинатальная психология - это наука о психической жизни нерожденного ребенка или только-что родившегося (наука о начальной фазе развития человека - пренатальной и перинатальной).

Базовые перинатальные матрицы (БМП) - понятие, введенное С.Грофом, характеризует четыре этапа, которые
проходит ребенок, прежде чем появится на свет. Каждая матрица формирует своеобразную стратегию отношения к миру, окружающим, самому себе.

ПЕРИНАТАЛЬНАЯ МАТРИЦА I

Изначальное единство с матерью (внутриутробное переживание до начала родов)
Эта матрица относится к первоначальному состоянию внутриутробного существования, во время которого ребенок и мать составляют симбиотический союз. Если нет какого-либо вредного воздействия, условия для ребенка оптимальны, учитывая безопасность, защиту, подходящее окружение и удовлетворение всех потребностей.

Первая перинатальная матрица: «Матрица наивности»

Когда начинается ее формирование - не очень ясно. Скорее всего для нее необходимо наличие сформированной коры головного мозга у плода - т.е.22-24 недели беременности.Некоторые авторы предполагают клеточную память, волновую память и т.п. В этом случае матрица наивности начинает формироваться сразу после зачатия и даже до него. Эта матрица формирует жизненный потенциал человека, его потенциальные возможности, способность к адаптации. У желанных детей, детей желанного пола, при здоровой беременности базовый психический потенциал выше, и это наблюдение было сделано человечеством давным-давно. 9 месяцев в утробе матери, от момента зачатия до момента начала схваток – РАЙ. Даже сам момент зачатия отпечатывается в нашей психике. В идеале ребенок живет в условиях, которые соответствуют нашему представлению о Рае: полная защищенность, одинаковая температура, постоянная сытость, легкость (плавает, как в невесомости). Нормальная первая БПМ – мы любим и умеем расслабится, отдохнуть, порадоваться, принимать любовь, она стимулирует нас к развитию.

Травмированная первая БПМ может подсознательно формировать следующие программы поведения: при нежелательной беременности формируется программа "вечно я не вовремя". Если родители думали об аборте – страх смерти, программа "Только я расслаблюсь – меня убьют". При токсикозе (гестозе) – "тошнит меня от вашей радости", или – "как можно развиваться, когда дети погибают от голода". Если мама болела – "если я расслаблюсь, то заболею" Кому трудно вылежать вторую часть процесса в ребефинге – расслабиться, то скорее всего были проблемы в первой матрице.

ПЕРИНАТАЛЬНАЯ МАТРИЦА II
Антагонизм с матерью (схватки в закрытой матке)

Вторая перинатальная матрица относится к первой клинической стадии родов. Внутриутробное существование, близкое в нормальных условиях к идеалу, подходит к концу. Мир плода нарушен, вначале коварно – посредством химических воздействий, позднее грубым механическим путем – периодическими схватками. Это создает ситуацию полной неопределенности и угрозы для жизни с различными признаками телесного дискомфорта. На этой стадии маточные схватки затрагивают плод, но шейка матки еще закрыта, и пути наружу нет. Мать и ребенок становятся источником боли друг для друга и вступают в биологический конфликт.

Вторая перинатальная матрица: «Матрица жертвы»

Формируется с момента начала родовой деятельности до момента полного или почти полного раскрытия шейки матки. Примерно соответствует 1 периоду родов. Ребенок испытывает силы давления схваток, некоторую гипоксию, а "выход" из матки закрыт. При этом ребенок частично сам регулирует свои роды выбросом собственных гормонов в кровоток матери через плаценту. Если нагрузка на ребенка слишком высока, есть опасность гипоксии, то он может несколько затормозить свои роды, чтобы успеть скомпенсироваться. С этой точки зрения родостимуляция нарушает естественый процесс взаимодейстия матери и плода и формирует паталогическую матрицу жертвы. С другой стороны, страх матери, боязнь родов провоцирует выброс матерью стресс-гормонов, происходит спазм сосудов плаценты, гипоксия плода и тогда матрица жертвы также формируется патологическая.

При плановом кесаревом сечении эта матрица сформироваться не может, при экстренном - формируется от начала схваток до начала потуг – ИЗГНАНИЕ ИЗ РАЯ или АРХЕТИП ЖЕРТВЫ

Вторая БПМ начинается от момента начала схваток до полного открытия шейки матки и начала потуг. В этот момент сила сжатия матки составляет около 50 килограмм, представьте себе, что такое давление выдерживает тело 3-х килограммового ребенка. Гроф назвал эту матрицу "Жертва" потому, что состояние жертвы, это когда плохо, на тебя давят и нет выхода. При этом возникает чувство вины (изгнание из Рая), вина берется на себя: "я был плох и меня изгнали". Возможно развитие травмы любви (любили, а потом причинили боль и выпихнули). В этой матрице нарабатывается пассивная сила ("меня голыми руками не возьмешь, я – сильный"), терпеливость, настойчивость, умение выживать. Человек умеет ждать, терпеть, переносить неудобства жизни.

Негативы этой матрицы делятся на две группы: когда ее нет (кесарево: плановое и экстренное) и когда она избыточная.

При недостаточной первой матрице у человека не хватает терпения, ему трудно, например, высидеть урок или лекцию, перенести неприятную ситуацию в своей жизни. Влияние наркоза приводит к " отмораживанию" в жизненных ситуациях, требующих терпения. При экстренном кесаревом (когда схватки были, а потом они прекратились) человеку трудно довести дело до конца. Прпи стремительных родах человек старается решить проблемы очень быстро, "с кондачка", а если что-то не получается – отказаться.

При избытке второй матрицы (длительные роды) – у человека по жизни проходит сильная роль Жертвы, он притягивает ситуации, когда его "прессуют", давят, либо начальство, либо в семье, он страдает, но при этом подсознательно чувствует себя в этой роли комфортно. При родостимуляции записывается программа "пока меня не подтолкнут я ничего не сделаю".

ПЕРИНАТАЛЬНАЯ МАТРИЦА III
Синергизм с матерью (проталкивание через родовой канал)
Эта матрица связана со второй клинической стадией родов. Схватки продолжаются, но шейка матки уже широко открыта, и постепенно начинается трудный и сложный процесс проталкивания плода через родовой канал. Для ребенка это означает серьезнейшую борьбу за выживание с сокрушающим механическим давлением и нередко с удушьем. Но система уже не закрыта, и возникает перспектива прекращения невыносимой ситуации. Усилия и интересы ребенка и матери совпадают. Их совместное интенсивное стремление имеет своей целью прекратить это в основном болезненное состояние.

Третья перинатальная матрица: «Матрица борьбы»

Примерно соответствует 2 периоду родов. Формируется с конца периода раскрытия до момента рождения ребенка. Она характеризует активность человека в моменты жизни, когда от его активной или выжидательной позиции нечто зависит. Если мать вела себя в потужном периоде правильно, помогала ребенку, если он чувствовал, что в период борьбы он не одинок, то в дальнейшей жизни его поведение будет адекватным ситуации. При кесаревом сечении, как плановом, так и экстренном, матрица, видимо, не формируется, хотя это спорно. Скорее всего она соответствует моменту извлечения ребенка из матки в процессе операции.

Потуги и роды – СВЕТ В КОНЦЕ ТОННЕЛЯ – МАТРИЦА БОРЬБЫ или ПУТЬ ГЕРОЯ

Третья БПМ охватывает период потуг, когда ребенок продвигается из матки по родовым путям. В норме это длится 20-40 минут. В этой матрице нарабатывается активная сила ("я поборюсь и справлюсь"), целеустремленность, храбрость, смелость. Негативами этой матрицы также могут являться как ее избыток, так и недостаток. Так при кесаревом сечении, стремительных родах, выталкивании ребенка люди в дальнейшем не умеют бороться, когда возникает ситуация борьбы их надо толкать в спину. Дети интуитивно нарабатывают эту матрицу в драках и конфликтах: он дерется, его бьют.

Избыток третьей матрицы проявляется в том, что у этих людей вся жизнь - борьба, они все время борются, всегда находят против кого и с кем. Если при этом развилась асфиксия (ребенок родился синенький или белый) возникает огромное чувство вины и в жизни это проявляется игрой со смертью, смертельно опасной борьбой (революционеры, спасатели, подводники, экстремальные виды спорта...). При клинической смерти ребенка в третьей БПМ возникает программа скрытого суицида. Если применялись акушерские щипцы - в действии нужна чья-то помощь но с другой стороны он этой помощи боится, потому что она болезненная. При разрывах возникает страх своей силы, чувство вины, программа "как только я применю свою силу – это нанесет вред, боль". При родах в ягодичном предлежании в жизни люди стремятся все сделать необычным путем

ПЕРИНАТАЛЬНАЯ МАТРИЦА IV
Отделение от матери (прекращение симбиотического союза с матерью и формирование нового типа отношений)
Эта матрица относится к третьей клинической стадии родов. Мучительные переживания достигают своей кульминации, проталкивание через родовой канал подходит к концу и вот крайнее напряжение и страдание сменяются неожиданным облегчением и релаксацией. Завершается период задержки дыхания и, как правило, недостаточного снабжения кислородом. Ребенок совершает свой первый глубокий вдох, и его дыхательные пути раскрываются. Пуповину перерезают, и кровь, которая до этого циркулировала по сосудам пуповины, направляется в легочную область. Физическое отделение от матери завершилось, и ребенок начинает свое существование в качестве анатомически независимого существа. После того как снова устанавливается физиологический баланс, новая ситуация оказывается несравненно лучше, чем две предшествовавшие, но в некоторых – весьма важных – аспектах она хуже, чем первоначальное ненарушенное первичное единство с матерью. Биологические нужды ребенка не удовлетворяются на непрерывной основе, нет и постоянной защиты от перепадов температуры, раздражающих шумов, изменения интенсивности света, от неприятных тактильных ощущений.

Четвёртая перинатальная матрица: «Матрица свободы»

Начинается с момента рождения и формирование ее заканчивается в либо в период первых 7 дней послерождения, либо в первый месяц, либо создается и пересматривается всю жизнь человека. Т.е. человек всю жизнь пересматривает свое отношение к свободе и собственным возможностям, учитывая обстоятельства своего появления на свет. Разные исследователи по разному оценивают продолжительность формирования 4-й матрицы. Если ребенок по некоторым причинам разлучен с матерью после рождения, то во взрослом возрасте свободу и независимость он может расценивать как обузу и мечтать о возвращении в матрицу невинности.

От момента появления на свет до 3-9 суток – СВОБОДА + ЛЮБОВЬ

Эта матрица охватывает период от момента выхода ребенка на свет и до 5-7 дня после родов. После тяжелого труда и переживаний родов ребенок получает свободу, его любят и принимают. В идеале мама должна взять ребенка на руки, дать грудь, ребенку необходимо почувствовать заботу, любовь, защищенность и свободу, облегчение. К сожалению в наших роддомах только в последние годы стали задумываться и претворять в жизнь принципы нетравматичной четвертой матрицы. У большинства из нас к сожалению, подсознательно свобода ассоциируется с холодом, болью, голодом, одиночеством... Настоятельно рекомендую всем прочитать книгу Лебойе «Рождение без насилия», где очень ярко описываются переживания ребенка в родах.

В связи с родовым опытом у нас также определяется опыт любви в нашей жизни. Любить можно по первой БПМ и по четвертой. Любовь по первой БПМ напоминает помещение любимого человека в искусственную матку: "Я для тебя все, зачем тебе другие - у тебя есть я, давай все делать вместе...." Однако такая любовь всегда заканчивается, и через условные 9 месяцев человек готов погибнуть, но вырваться на свободу. Любовь на четвертой БПМ – этосочетание любви и свободы, любовь необусловленная, когда ты любишь независимо от того что другой человек делает и даешь ему свободу делать все, что он хочет. К сожалению для многих из нас это чрезвычайно трудно.

Существуют также другие ситуации, связанные с родами, например если ребенка ждали мальчиком или девочкой, а он родился другого пола, возникает травма половой идентификации ("оправдаю ли я надежды родителей"). Часто эти люди пытаются быть другого пола. Если недоношенного ребенка помещают в кювез, то подсознательно возникает барьер между собой и миром. В случае близнецов человеку необходимо чувство, что кто-то рядом, при родах у второго возникает травма брошенности, что его предали, от него ушли, а у первого – вина, что он бросил, оставил.

Если у матери были аборты до этого ребенка они записываются в психику этого ребенка. Можно переживать страх насильственной смерти и чувство вины, страх дать себе свободу (вдруг опять убьют). Обезболивание в родахможет оставлять программу, чтомою боль не чувствуют или одурманивание.Считается, что полноценным грудным вскармливанием до года, хорошим уходом и любовью можно компенсировать негативные перинатальные матрицы (например, если было кесарево сечение, если ребенок попал сразу после рождения в детскую больницу и был разлучен с матерью и т.п.)

Вероятно, каждая стадия биологического рождения имеет специфическую дополнительную духовную составляющую. Для безмятежного внутриутробного существования – это переживание космического единства; начало родов параллельно переживанию чувства всеобъемлющего поглощения; первая клиническая стадия родов, сжатие в закрытой маточной системе, соответствует переживанию "нет выхода" или аду; проталкивание через родовой канал во второй клинической стадии родов имеет свой духовный аналог в борьбе между смертью и повторным рождением; метафизическим эквивалентом завершения родового процесса и событий третьей клинической стадии родов служит переживание смерти Эго и повторного рождения.

Первая матрица имеет особое значение. Процесс ее формирования обусловлен сложнейшими процессами развития плода, его нервной системы, органов чувств, различными двигательными реакциями. Именно первая матрица делает способным организм плода и рождающегося ребенка формировать сложные психические акты, например, при обычном положении плода она отражает биологическое единство плода и матери. При идеальных условиях так оно и есть, и образуемая матрица проявляется отсутствием границ сознания, "океаническим сознанием", связанным "с природой - матерью", дающей пищу, безопасность, "блаженство". При действии неблагоприятных факторов в течение первых месяцев и лет жизни может появиться симптоматика, содержанием которой будут неосознанная опасность, "неприветливость природы", извращенные восприятия с параноидным оттенком. Предполагается, что при возникновении у такого человека уже в зрелом возрасте психического расстройства, основной симптоматикой будут параноидные нарушения, ипохондрия. При различных осложнениях в течение беременности (гипоксия внутриутробного плода, эмоциональные срывы у матери во время беременности, угроза прерывания беременности
др.) формируются воспоминания о "плохом лоне", паранойяльное мышление, неприятные телесные ощущения (дрожь и спазмы, синдром "похмелья", отвращение, ощущение подавленности, галлюцинации в виде встречи с демоническими силами и т.д.).

Вторая матрица формируется в течение относительно короткого периода времени (4-5 часов) при усилении схваток. Плод впервые после периода "блаженства" и безопасности, начинает испытывать сильное внешнее давление, агрессию. Активация этой матрицы при действии неблагоприятных факторов на протяжении последующей жизни человека может приводить к выявлению в нервной системе пациента, т.е. в памяти ситуаций, угрожающих выживанию или целостности тела человека. Возможны и переживания нахождения в замкнутом пространстве, апокалиптические видения мира, зловеще окрашенного в темные цвета, чувство страдания загнанности в ловушку, безвыходной ситуации, которой не видится конца, чувство вины и неполноценности, бессмысленность и абсурдность человеческого существования, неприятные телесные проявления (ощущение гнета и давления, сердечная недостаточность, жар и озноб, потливость, затрудненное дыхание).

Конечно, все положения о матрицах в значительной степени являются гипотезой, но некоторые подтверждения гипотеза получила при изучении пациенток, перенесших кесарево сечение. Последнее приводит к тому, что рождающийся посредством кесарева сечения ребенок не проходит 3-ю и 4-ю матрицы. Значит, эти матрицы не могут проявиться в последующей жизни. С. Гроф, специально занимавшийся этим вопросом, делает вывод, что "достигнув уровня рождения под гипнозом те кто был рожден кесаревым сечением сообщают о чувстве неправильности, как будто они сравнивают способ, каким пошли в этот мир с какой-то филогенетической или архетипической матрицей, показывающей каким должен быть процесс рождения. Удивительно, как им явно не хватает переживания нормального рождения - содержащегося в нем вызова и стимула, столкновения с препятствием, триумфального выхода из сжимающего пространства".

Конечно же, это знание послужило основанием для разработки специальных приемов. При родах с помощью кесарева сечения трансперсональные психологи полагают, что для устранения последствий неожиданного разрыва контакта с матерью должен быть предпринят ряд специальных мер непосредственно после рождения (уложить ребенка на живот, поместить в слегка подогретую воду и др.) и тогда у новорожденного происходит вырабатывание "психологически благоприятного впечатления о мире".

Вместе с тем известно, что опытные акушеры уже давно стремятся (в случае отсутствия страдания плода) при операции кесарева сечения сдержать стремительное извлечение новорожденного, ибо это через ретикулярную формацию способствует включению дыхательной системы, точнее, первого вдоха новорожденного.
Признание роли перинатальных матриц делает возможным придти к принципиально важному выводу о том, что в утробе матери плод живет собственной психической жизнью. Конечно, последняя ограничена бессознательным психическим, но, тем не менее, плод может регистрировать происходящие в родах собственные психические процессы. Знание картины активации матриц позволяет прогнозировать симптоматику развития клинической картины в конкретных условиях воздействия вредных факторов

Пути передачи информации.

Если мы признаем наличие у плода и новорожденного возможности зафиксировать информацию о перинатальном периоде на всю жизнь, то тут же встает вопрос о путях передачи этой информации от беременной плоду и обратно.

По современным представления существуют 3 основных пути:

1. Традиционный - через маточно-плацентарный кровоток. Через плаценту передаются гормоны, уровень которых частично управляется эмоциями. Таковы, например, гормоны стресса, эндорфины, и т.п.

2. Волновой - электро-магнитное излучение органов, тканей, отдельных клеток и т.п. в узких диапазонах. Например, есть гипотеза, что яйцеклетка, находящаяся в благоприятных условиях, может принять не любой сперматазоид, а только тот, который совпадает с ней по характеристикам электро-магнитного излучения. Зигота (оплодотворенная яйцеклетка) тоже извещает материнский организм о своем появлении на волновом уровне, а не на гормональном. Так-же больной орган матери излучает "неправильные" волны плоду и соответствующий орган у будущего ребенка может сформироваться тоже патологичным.

3. Водный - через водную среду организма. Вода может являться энергоинформационным проводником и мать плоду может передавать некую информацию просто через жидкостные среды организма.Электро-магнитное поле беременной женщины работает в милиметровом диапазоне, изменяется в соответствии с изменениями окружающей среды и играет роль одного из механизмов адаптации. Ребенок, в свою очередь, тоже обменивается с матерью информацией в этом же диапазоне.

Интересно, что проблема суррогатного материнства может быть рассмотрена совсем с другой стороны.

Суррогатная мать, вынашивающая чужого (генетически) ребенка в течении 9 месяцев, неизбежно информационно влияет на него и это получается частично ее ребенок. Вынашиваемый ребенок так-же влияет на свою биологически неродную мать.

Проблема "нежеланных детей ", т.е. детей нежеланных для одного из родителей или для обоих, детей нежеланного пола, детей с дальнейшим нарушением социальной адаптации - это хлеб большой армии специалистов в
цивилизованых странах. "Нежеланность" - очень расплывчатое понятие. Кому из родственников мешает появление этого ребенка, когда, по какой причине - всегда по разному. Как дети в перинатальный период узнают о своей нежеланности? Может быть потом на нежеланность спихиваются все проблемы человека, которые больше не на что списать. Занимаются этими проблемами энтузиасты и все это не более чем гипотезы, хотя и очень красивые и, хочется верить, в чем- то верные.

Практические выводы.

Если ребенок может подвергаться влиянию матери, то можно ли его воспитывать внутриутробно? Перинатальная
психология утверждает,что не только можно, но и необходимо. Для этого существуют программы пренатального (дородового) воспитания.Главное - это достаточное количество положительных эмоций, испытываемых матерью. Классически беременным предлагалось смотреть на красивое, на природу, на море, не расстраиваться по пустякам. Очень хорошо, если мать рисует, даже не умея этого делать и в рисунке передает свои ожидания, тревоги и мечты. Огромный положительный эффект имеет рукоделие. К положительным эмоциям относится "мышечная радость", которую испытывает ребенок при занятиях мамой физкультурой и спортом, при длинных прогулках. Для восприятия всего этого плод использует свои органы чувств, которые внутриутробно развиты в разной степени.

Осязание.

Раньше всего у плода появляется осязание. Примерно в 7-12 недель плод может чувствовать тактильные раздражители. Новорожденный тоже испытывает "тактильный голод" и существует понятие "тактильного насыщения", которое должно произойти к 7 месяцем, если ребенка достаточно носят на руках, массируют и вообще трогают. В Голландии есть система, называемая "гаптономия". Это система тактильного взаимодействия матери и плода. Можно беседовать с ребенком, говорить ему ласковые слова, спрашивать, как его зовут, похлопывать по животу и по его толчкам определять ответ. Это - формы первой игры. С ребенком может играть и отец.

Слуховой и вестибулярный аппараты плода формируются к 22 неделям беременности. Новорожденные слышат достаточно хорошо. В первые дни им может мешать жидкость в полости среднего уха - это околоплодные воды, которые не успели вытечь или всосаться. Некоторые дети сразу слышат хорошо. Внутриутробно дети тоже слышат, но им мешает шум материнского кишечника, сосудов матки, стук сердца. Поэтому внешние звуки доходят до них плохо. Но мать они слышат хорошо, т.к. акустические вибрации доходят до них через организм матери. Новорожденные узнают песни, которые им пели матери, стук сердца и ее голос.

Музыкой и беременностью занимается множество специалистов во всем мире. Доказано, что дети, матери которых пели во время беремености, имеют лучший характер, легче обучаемы, способнее к иностранным языкам, усидчивее. Недоношенные, у которых в кювезе играет хорошая музыка, лучше прибавляют в весе. Вдобавок поющие матер легче рожают, т.к. у них нормализуется дыхание, они научаются регулировать выдох. Для того, чтобы ребенок мог услышать отца, необходимо сделать большой картонный рупор, положить его на живот и говорить или петь в него.Можно класть на живот наушники или засовывать их за бандаж и включать спокойную музыку. Но долго глушить ребенка музыкой нельзя, т.к. это все-же является некой агрессией. По поводу того, какая музыка нужна ребенку и когда, есть множество версий и даже в Консерватории проф. Юсфин этим занимается. Некоторые считают, что ребенку нужен Моцарт и Вивальди, некоторые - что народные протяжные песни и колыбельные, некоторые - что популярная легкая музыка.

Реакция зрачков на свет наблюдается с 24 недель беременности. Проходит ли красная часть спектра в матку, как некоторые считают, не очень ясно. Новорожденый видит достаточно хорошо, но не умеет фокусировать свое зрение, поэтому видит все расплывчато. Точно не ясно, какие объекты он видит лучше - на расстоянии 25-30 см (т.е. лицо матери, когда ребенок лежит у груди) или 50-70 см (игрушка - карусель). Скорее всего, это расстояние
индивидуально. Но игрушку вешать надо при первой же возможности.Игрушки по некоторым наблюдениям, должны быть черно-белыми или блестящими, или желтыми. Идея, что ребенок видит все в перевернутом виде не находит подтверждения. Существует понятие "бондинг" ("присоединение", "запечетлевание") - это очень важное мероприятие по восстановлению первого эмоционального контакта новорожденного с матерью после рождения. Обычно через несколько минут после рождения ребенок начинает смотреть матери в глаза очень осознанно и разглядывать ее лицо. Часто это происходит до того, как он взял грудь, иногда через час-два после родов. Действительно ли он разглядывает черты ее лица или нет - сказать трудно, но это очень впечатляет всех.

Loading...Loading...