Понятие мотивации и мотива. Общее строение мотивационной среды человека. Мотивация сотрудников: цель, виды, способы и работающие советы

от греч. motivatio - см. Мотив) - побуждение; система внутренних факторов (наследственных или приобретенных), вызывающих и направляющих ориентированное на достижение цели поведение человека или животного. Единой, общепризнанной теории мотивации не существует.

Отличное определение

Неполное определение

МОТИВАЦИЯ

лат. motivatio) - система внутренних факторов, вызывающих и направляющих ориентированное на достижение цели поведение человека или животного. Разработано множество часто противоречивых теорий для объяснения того, почему индивид действует; почему он выбирает именно те действия, которые совершает; почему некоторые люди обладают более сильной мотивацией, чем другие, в результате чего добиваются успеха там, где имеющие не меньшие возможности и способности терпят неудачу. Одни психологи отдают предпочтение роли внутренних механизмов, ответственных за действия индивида; другие видят причину мотивации во внешних стимулах, поступающих от окружающей среды; третьи изучают основополагающие мотивы как таковые, делая попытку выяснить, какие из них являются врожденными и какие - приобретенными; четвертые исследуют вопрос о том, служит ли мотивация для ориентирования деятельности индивида с целью достижения определенной цели или же просто является источником энергии для поведенческих актов, определяемых др. факторами, такими, напр., как привычка. Уже давно идентифицированы потребности и влечения как осн. элементы в составе человеческой личности, но только со времени приложения теорий Чарлза Дарвина к проблемам психологической адаптации к окружающей среде были обнаружены две важные связи между идеями Дарвина и мотивацией. Первая состоит в том, что люди в силу своей принадлежности к животным, по крайней мере частично, действуют под влиянием инстинктов (утоления жажды, голода, стремления к продолжению рода и т. д.). Вторая заключается в эволюционной роли поведенческих характеристик, к которым относится способность к мотивации, - такой же, как роль характеристик физических. Уильям Мак-пугал считал инстинкты основополагающими в поведении человека и подчеркивал преобладание мотивации над восприятием и эмоциями: человек воспринимает то, что он мотивирован воспринять своими инстинктами, и соответствующий объект, будучи воспринятым, вызывает эмоции, которые, в свою очередь, ответственны за действия индивида. Зигмунд Фрейд также видел основу человеческого поведения в иррациональных инстинктивных влечениях и был чрезвычайно заинтересован бессознательной природой этих мотивов. Фрейд считал двумя основаниями мотивации человека эрос (жизненный, или сексуальный, инстинкт) и танатос (инстинкт смерти). Роберт С. Вудворт ввел в употребление термин "влечение" как замену противоречивому термину "инстинкт". Влечение - это сила, снабжающая организм энергией для действия. Генри А. Мюррей (1893-1988) и Абрахам X. Маслоу (1908-1970) изучали человеческие потребности, а не механизмы, управляющие ими. Мюррей составил перечень потребностей, подразделяемых на первичные (врожденные) и вторичные (выученные). Он считал, что эти потребности делают человеческое поведение целенаправленным. Маслоу разработал иерархию мотивов, от физиологических потребностей, таких, как голод и жажда, как нижних составляющих, до потребности в безопасности, принадлежности, любви, уважении и - как высших - потребностей в самоактуализации и достижении когнитивных и эстетических целей. Он считал, что прежде, чем перейти к высшим потребностям, индивид должен получить удовлетворение осн. нижних составляющих иерархии. С бихевиористской точки зрения не может быть мотивации без существования цели. Вообще говоря, чем сильнее потребность или желание достичь цели, тем более успешным будет ее достижение, хотя в этом участвует множество факторов, таких, как индивидуальных темперамент, воспитание, самовосприятие. Бихевиористы-психотерапевты подчеркивают важность отношения пациента к стоящей перед ним цели и выделяют три фактора, влияющих на мотивацию: степень амбивалентности чувств индивида по отношению к желаемому объекту, способность отчетливо представить себе цель, способность разделить задачу достижения цели на более мелкие достижимые задания. Согласно когнитивной психологии, наличие мотива делает индивида сензитивным в познавательных сферах, связанных с мотивом. Человек с сильной мотивацией достижения хорошо опознает слова, связанные с достижением цели, при их быстром мелькании на экране; бедняку монеты представляются более крупными, нежели богачу, голодный воспринимает пищевые стимулы как более выраженные, чем остальные. Психологами также обнаружено, что мотивация сильно влияет на выбор человеком профессии. Высокая потребность в достижениях, напр., скорее окажется удовлетворенной в сфере управления бизнесом, где результаты деятельности ясно видны, где существует чувство личной ответственности и есть возможность принять вызов, связанный с риском. См. также Эмоция.

Мотивация

Сегодня этот термин понимается разными учеными по-своему. Например, мотивация по В. К. Вилюнасу это совокупная система процессов , отвечающих за побуждение и деятельность . А К. К. Платонов считает, что мотивация, как явление психическое есть совокупность мотивов.

Мотив - одно из ключевых понятий психологической теории деятельности , разрабатывавшейся ведущими советскими психологами А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном . Наиболее простое определение мотива в рамках этой теории: «Мотив - это опредмеченная потребность ». Мотив часто путают с потребностью и целью , однако потребность - это, по сути, неосознаваемое желание устранить дискомфорт , а цель - результат сознательного целеполагания . Например: утолить жажду - это потребность , вода - это мотив, а бутылка с водой, к которой человек тянется - это цель .

Виды мотивации

Внешняя мотивация (экстринсивная) - мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.

Внутренняя мотивация (интринсивная) - мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.

Положительная и отрицательная мотивация . Мотивация, основанная на положительных стимулах, называется положительной. Мотивация, основанная на отрицательных стимулах, называется отрицательной.

Пример: конструкция «если я наведу порядок на столе, я получу конфету» или «если я не буду баловаться, то получу конфету» является положительной мотивацией. Конструкция «если я наведу порядок на столе, то меня не накажут» или «если я не буду баловаться, то меня не накажут» является отрицательной мотивацией.

Устойчивая и неустойчивая мотивация . Устойчивой считается мотивация, которая основана на нуждах человека, так как она не требует дополнительного подкрепления.

Различают два основных типа мотивации: «от» и «к», или «метод кнута и пряника». Также различают:

  • индивидуальные мотивации, направленные на поддержание гомеостаза
    • избегание боли
    • стремление к температурному оптимуму
    • и т. д.
  • групповые
    • забота о потомстве
    • поиск места в групповой иерархии
    • поддержание присущей данному виду структуры сообщества
    • и т. п.
  • познавательные

Мотив самоутверждения - стремление утвердить себя в социуме; связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. Человек пытается доказать окружающим, что он чего-то стоит, стремится получить определенный статус в обществе, хочет, чтобы его уважали и ценили. Иногда стремление к самоутверждению относят к мотивации престижа (стремление получить или поддержать высокий социальный статус).

Таким образом, стремление к самоутверждению, к повышению своего формального и неформального статуса, к позитивной оценке своей личности - существенный мотивационный фактор, который побуждает человека интенсивно работать и развиваться.

Мотив идентификации с другим человеком - стремление быть похожим на героя, кумира, авторитетную личность (отца, учителя и т. п.). Этот мотив побуждает работать и развиваться. Он является особенно актуальным для подростков, которые пытаются копировать поведение других людей.

Стремление походить на кумира - существенный мотив поведения, под влиянием которого человек развивается и совершенствуется. Идентификация с другим человеком приводит к повышению энергетического потенциала индивида за счет символического «заимствования» энергии у кумира (объекта идентификации): появляются силы, вдохновение, желание работать и действовать так, как делал это герой (кумир, отец и др.). Идентифицируясь с героем, подросток становится смелее. Наличие образца, кумира, с которым стремились бы отождествлять себя молодые люди и кого пытались бы копировать, у кого бы учились жить и работать, - важное условие эффективного процесса социализации.

Оптимум мотивации

Известно, что для того, чтобы осуществлялась деятельность , необходима достаточная мотивация. Однако, если мотивация слишком сильна, увеличивается уровень активности и напряжения, вследствие чего в деятельности (и в поведении) наступают определенные разлады, т. е. эффективность работы ухудшается. В таком случае высокий уровень мотивации вызывает нежелательные эмоциональные реакции (напряжение, волнение, стресс и т. п.), что приводит к ухудшению деятельности.

Экспериментально установлено, что существует определенный оптимум (оптимальный уровень) мотивации, при котором деятельность выполняется лучше всего (для данного человека, в конкретной ситуации). Последующее увеличение мотивации приведет не к улучшению, а к ухудшению эффективности деятельности. Таким образом, очень высокий уровень мотивации не всегда является наилучшим. Существует определенная граница, за которой дальнейшее увеличение мотивации приводит к ухудшению результатов.

Такую зависимость называют законом Йеркса - Додсона . Эти ученые ещё в 1908 году установили, что для того, чтобы научить животных проходить лабиринт, наиболее благоприятной является средняя интенсивность мотивации (она задавалась интенсивностью ударов тока).

От ожидания достижения данных предметов, либо отрицательными, вызванными неполнотой настоящего положения. Для осознания мотива требуется внутренняя работа. Впервые термин «мотивация» употребил в своей статье А. Шопенгауэр .

Сегодня этот термин понимается разными учёными по-своему. Например, мотивация по В. К. Вилюнасу - это совокупная система процессов , отвечающих за побуждение и деятельность . А К. К. Платонов считает, что мотивация как явление психическое есть совокупность мотивов.

Мотив - одно из ключевых понятий психологической теории деятельности , разрабатывавшейся ведущими советскими психологами А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном . Наиболее простое определение мотива в рамках этой теории: «Мотив - это опредмеченная потребность » . Мотив часто путают с потребностью и целью , однако потребность - это, по сути, неосознаваемое желание устранить дискомфорт , а цель - результат сознательного целеполагания , выбора предмета (объекта), удовлетворяющего требованиям мотива. Например: жажда - это потребность , желание утолить жажду - это цель, а бутылка с водой, к которой человек тянется - это мотив. Можно также понимать жажду как чувство, ощущение (жажды), а потребность - как необходимость иметь определённое количество воды в организме (в крови), тогда цель поведения - утолить жажду, то есть оптимизировать количество воды в организме (но не бутылка с водой). В таком контексте «мотив - это ресурс (вода), стремление получить или сохранить который обусловливает поведение субъекта».

Виды мотивации

Внешняя мотивация (экстринсивная) - мотивация, не связанная с содержанием определённой деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.

Внутренняя мотивация (интринсивная) - мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.

Положительная и отрицательная мотивация . Мотивация, основанная на положительных стимулах, называется положительной. Мотивация, основанная на отрицательных стимулах, называется отрицательной.

Пример: конструкция «если я наведу порядок на столе, я получу конфету» или «если я не буду баловаться, то получу конфету» является положительной мотивацией. Конструкция «если я не наведу порядок на столе, то меня накажут» или «если я буду баловаться, то меня накажут» является отрицательной мотивацией.

Устойчивая и неустойчивая мотивация . Устойчивой считается мотивация, которая основана на нуждах человека, так как она не требует дополнительного подкрепления.

Различают два основных типа мотивации: «от» и «к», или «метод кнута и пряника». Также различают:

  • индивидуальные мотивации, направленные на поддержание гомеостаза
    • избегание боли
    • стремление к температурному оптимуму
    • и т. д.
  • групповые
    • забота о потомстве
    • поиск места в групповой иерархии
    • поддержание присущей данному виду структуры сообщества
    • и т. п.
  • познавательные

Мотивация и право

Механизмы формирования биологических мотиваций

Ведущую роль в формировании биологических мотиваций играет гипоталамическая область мозга , вырабатывающая гормоны . Здесь осуществляются процессы трансформации биологической (метаболической) потребности в мотивационное возбуждение. Гипоталамические структуры мозга на основе их влияний на другие отделы мозга определяют формирование обусловленного мотивацией поведения.

Иерархия потребностей Маслоу

В своей работе «Мотивация и личность» () Маслоу предположил, что все потребности человека врождённые, или инстинктивные, и что они организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования. Данные работы продолжили и другие учёные.

Потребности в порядке их очерёдности:

Физиологические потребности

Состоят из основных, первичных потребностей человека, иногда даже неосознанных. Иногда, в работах современных исследователей, их называют биологическими потребностями.

Потребность в безопасности

После удовлетворения физиологических потребностей их место в мотивационной жизни индивидуума занимают потребности другого уровня, которые в самом общем виде можно объединить в категорию безопасности (потребность в безопасности; в стабильности; в зависимости; в защите; в свободе от страха, тревоги и хаоса; потребность в структуре, порядке, законе, ограничениях; другие потребности).

Потребность в принадлежности и любви

Человек жаждет тёплых, дружеских отношений, ему нужна социальная группа, которая обеспечила бы его такими отношениями, семья, которая приняла бы его как своего.

Потребность в признании

Каждый человек (за редкими исключениями, связанными с патологией) постоянно нуждается в признании, в устойчивой и, как правило, высокой оценке собственных достоинств, каждому из нас необходимы и уважение окружающих нас людей, и возможность уважать самого себя. Удовлетворение потребности в оценке, уважении порождает у индивидуума чувство уверенности в себе, чувство собственной значимости, силы, адекватности, чувство, что он полезен и необходим в этом мире. Потребности этого уровня подразделяются на два класса.

В первый входят желания и стремления, связанные с понятием «достижение». Человеку необходимо ощущение собственного могущества, адекватности, компетентности, ему нужно чувство уверенности, независимости и свободы.

Во второй класс потребностей мы включаем потребность в репутации или в престиже (мы определяем эти понятия как уважение окружающих), потребность в завоевании статуса, внимания, признания, славы.

Потребность в самоактуализации

Ясно, что музыкант должен заниматься музыкой, художник - писать картины, а поэт - сочинять стихи, если, конечно, они хотят жить в мире с собой. Человек обязан быть тем, кем он может быть. Человек чувствует, что он должен соответствовать собственной природе. Эту потребность можно назвать потребностью в самоактуализации. Очевидно, что у разных людей эта потребность выражается по-разному. Один человек желает стать идеальным родителем, другой стремится достичь спортивных высот, третий пытается творить или изобретать. Похоже, что на этом уровне мотивации очертить пределы индивидуальных различий почти невозможно.

Можно назвать ряд социальных условий, необходимых для удовлетворения базовых потребностей; ненадлежащее исполнение этих условий может самым непосредственным образом воспрепятствовать удовлетворению базовых потребностей. К ним относятся познавательные и эстетические потребности.

Потребность в познании и понимании Эстетические потребности

Эстетические потребности тесно переплетены и с конативными, и с когнитивными потребностями, и потому их четкая дифференциация невозможна. Такие потребности, как потребность в порядке, в симметрии, в завершённости, в законченности, в системе, в структуре.

Потребности одного типа должны быть удовлетворены полностью прежде, чем другая потребность, более высокого уровня, проявится и станет действующей.

Теория А. Маслоу достаточно четко сочетается с теорией мотивационного комплекса, которая так же предполагает наличие пяти групп потребностей. Однако эти потребности между собой связаны циклическими, а не иерархическими связями по типу 5-элементной схемы в китайской философии, требуют первостепенного удовлетворения, а движение потребностей идёт снизу вверх (Т)- Альдерфер, в отличие от Маслоу, считает, что движение потребностей идёт снизу вверх и сверху вниз (); движение вверх по уровням он назвал процессом удовлетворения потребностей, а движение вниз - фрустрацией - процессом поражения в стремлении удовлетворить потребность .

Оптимум мотивации

Известно, что для того, чтобы осуществлялась деятельность , необходима достаточная мотивация. Однако, если мотивация слишком сильна, увеличивается уровень активности и напряжения, вследствие чего в деятельности (и в поведении) наступают определённые разлады, то есть эффективность работы ухудшается. В таком случае высокий уровень мотивации вызывает нежелательные эмоциональные реакции (напряжение, волнение, стресс и т. п.), что приводит к ухудшению деятельности.

Экспериментально установлено, что существует определённый оптимум (оптимальный уровень) мотивации, при котором деятельность выполняется лучше всего (для данного человека, в конкретной ситуации). Последующее увеличение мотивации приведёт не к улучшению, а к ухудшению эффективности деятельности. Таким образом, очень высокий уровень мотивации не всегда является наилучшим. Существует определённая граница, за которой дальнейшее увеличение мотивации приводит к ухудшению результатов.

Такую зависимость называют законом Йеркса - Додсона . Эти учёные ещё в 1908 году установили, что для того, чтобы научить животных проходить лабиринт, наиболее благоприятной является средняя интенсивность мотивации (она задавалась интенсивностью ударов тока).

Напишите отзыв о статье "Мотивация"

Примечания

Ссылки

  • Клочков А. К. KPI и мотивация персонала. Полный сборник практических инструментов. - Эксмо, 2010. - 160 с. - ISBN 978-5-699-37901-9 . .
  • Ильясов Ф. Н. Методология ресурсного подхода к анализу трудовых мотивов и установок // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2013. № 5. С. 13-25.
  • . Заметки на портале сообщества HR-менеджеров
  • // Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. - М.: Педагогика, 1986. - Т. 1. - С. 33-48.)

Отрывок, характеризующий Мотивация

«Chere comtesse, il y a si longtemps… elle a ete alitee la pauvre enfant… au bal des Razoumowsky… et la comtesse Apraksine… j"ai ete si heureuse…» [Дорогая графиня, как давно… она должна была пролежать в постеле, бедное дитя… на балу у Разумовских… и графиня Апраксина… была так счастлива…] послышались оживленные женские голоса, перебивая один другой и сливаясь с шумом платьев и передвиганием стульев. Начался тот разговор, который затевают ровно настолько, чтобы при первой паузе встать, зашуметь платьями, проговорить: «Je suis bien charmee; la sante de maman… et la comtesse Apraksine» [Я в восхищении; здоровье мамы… и графиня Апраксина] и, опять зашумев платьями, пройти в переднюю, надеть шубу или плащ и уехать. Разговор зашел о главной городской новости того времени – о болезни известного богача и красавца Екатерининского времени старого графа Безухого и о его незаконном сыне Пьере, который так неприлично вел себя на вечере у Анны Павловны Шерер.
– Я очень жалею бедного графа, – проговорила гостья, – здоровье его и так плохо, а теперь это огорченье от сына, это его убьет!
– Что такое? – спросила графиня, как будто не зная, о чем говорит гостья, хотя она раз пятнадцать уже слышала причину огорчения графа Безухого.
– Вот нынешнее воспитание! Еще за границей, – проговорила гостья, – этот молодой человек предоставлен был самому себе, и теперь в Петербурге, говорят, он такие ужасы наделал, что его с полицией выслали оттуда.
– Скажите! – сказала графиня.
– Он дурно выбирал свои знакомства, – вмешалась княгиня Анна Михайловна. – Сын князя Василия, он и один Долохов, они, говорят, Бог знает что делали. И оба пострадали. Долохов разжалован в солдаты, а сын Безухого выслан в Москву. Анатоля Курагина – того отец как то замял. Но выслали таки из Петербурга.
– Да что, бишь, они сделали? – спросила графиня.
– Это совершенные разбойники, особенно Долохов, – говорила гостья. – Он сын Марьи Ивановны Долоховой, такой почтенной дамы, и что же? Можете себе представить: они втроем достали где то медведя, посадили с собой в карету и повезли к актрисам. Прибежала полиция их унимать. Они поймали квартального и привязали его спина со спиной к медведю и пустили медведя в Мойку; медведь плавает, а квартальный на нем.
– Хороша, ma chere, фигура квартального, – закричал граф, помирая со смеху.
– Ах, ужас какой! Чему тут смеяться, граф?
Но дамы невольно смеялись и сами.
– Насилу спасли этого несчастного, – продолжала гостья. – И это сын графа Кирилла Владимировича Безухова так умно забавляется! – прибавила она. – А говорили, что так хорошо воспитан и умен. Вот всё воспитание заграничное куда довело. Надеюсь, что здесь его никто не примет, несмотря на его богатство. Мне хотели его представить. Я решительно отказалась: у меня дочери.
– Отчего вы говорите, что этот молодой человек так богат? – спросила графиня, нагибаясь от девиц, которые тотчас же сделали вид, что не слушают. – Ведь у него только незаконные дети. Кажется… и Пьер незаконный.
Гостья махнула рукой.
– У него их двадцать незаконных, я думаю.
Княгиня Анна Михайловна вмешалась в разговор, видимо, желая выказать свои связи и свое знание всех светских обстоятельств.
– Вот в чем дело, – сказала она значительно и тоже полушопотом. – Репутация графа Кирилла Владимировича известна… Детям своим он и счет потерял, но этот Пьер любимый был.
– Как старик был хорош, – сказала графиня, – еще прошлого года! Красивее мужчины я не видывала.
– Теперь очень переменился, – сказала Анна Михайловна. – Так я хотела сказать, – продолжала она, – по жене прямой наследник всего именья князь Василий, но Пьера отец очень любил, занимался его воспитанием и писал государю… так что никто не знает, ежели он умрет (он так плох, что этого ждут каждую минуту, и Lorrain приехал из Петербурга), кому достанется это огромное состояние, Пьеру или князю Василию. Сорок тысяч душ и миллионы. Я это очень хорошо знаю, потому что мне сам князь Василий это говорил. Да и Кирилл Владимирович мне приходится троюродным дядей по матери. Он и крестил Борю, – прибавила она, как будто не приписывая этому обстоятельству никакого значения.
– Князь Василий приехал в Москву вчера. Он едет на ревизию, мне говорили, – сказала гостья.
– Да, но, entre nous, [между нами,] – сказала княгиня, – это предлог, он приехал собственно к графу Кирилле Владимировичу, узнав, что он так плох.
– Однако, ma chere, это славная штука, – сказал граф и, заметив, что старшая гостья его не слушала, обратился уже к барышням. – Хороша фигура была у квартального, я воображаю.
И он, представив, как махал руками квартальный, опять захохотал звучным и басистым смехом, колебавшим всё его полное тело, как смеются люди, всегда хорошо евшие и особенно пившие. – Так, пожалуйста же, обедать к нам, – сказал он.

Наступило молчание. Графиня глядела на гостью, приятно улыбаясь, впрочем, не скрывая того, что не огорчится теперь нисколько, если гостья поднимется и уедет. Дочь гостьи уже оправляла платье, вопросительно глядя на мать, как вдруг из соседней комнаты послышался бег к двери нескольких мужских и женских ног, грохот зацепленного и поваленного стула, и в комнату вбежала тринадцатилетняя девочка, запахнув что то короткою кисейною юбкою, и остановилась по средине комнаты. Очевидно было, она нечаянно, с нерассчитанного бега, заскочила так далеко. В дверях в ту же минуту показались студент с малиновым воротником, гвардейский офицер, пятнадцатилетняя девочка и толстый румяный мальчик в детской курточке.
Граф вскочил и, раскачиваясь, широко расставил руки вокруг бежавшей девочки.
– А, вот она! – смеясь закричал он. – Именинница! Ma chere, именинница!
– Ma chere, il y a un temps pour tout, [Милая, на все есть время,] – сказала графиня, притворяясь строгою. – Ты ее все балуешь, Elie, – прибавила она мужу.
– Bonjour, ma chere, je vous felicite, [Здравствуйте, моя милая, поздравляю вас,] – сказала гостья. – Quelle delicuse enfant! [Какое прелестное дитя!] – прибавила она, обращаясь к матери.
Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, которые, сжимаясь, двигались в своем корсаже от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка. Вывернувшись от отца, она подбежала к матери и, не обращая никакого внимания на ее строгое замечание, спрятала свое раскрасневшееся лицо в кружевах материной мантильи и засмеялась. Она смеялась чему то, толкуя отрывисто про куклу, которую вынула из под юбочки.
– Видите?… Кукла… Мими… Видите.
И Наташа не могла больше говорить (ей всё смешно казалось). Она упала на мать и расхохоталась так громко и звонко, что все, даже чопорная гостья, против воли засмеялись.
– Ну, поди, поди с своим уродом! – сказала мать, притворно сердито отталкивая дочь. – Это моя меньшая, – обратилась она к гостье.
Наташа, оторвав на минуту лицо от кружевной косынки матери, взглянула на нее снизу сквозь слезы смеха и опять спрятала лицо.
Гостья, принужденная любоваться семейною сценой, сочла нужным принять в ней какое нибудь участие.
– Скажите, моя милая, – сказала она, обращаясь к Наташе, – как же вам приходится эта Мими? Дочь, верно?
Наташе не понравился тон снисхождения до детского разговора, с которым гостья обратилась к ней. Она ничего не ответила и серьезно посмотрела на гостью.
Между тем всё это молодое поколение: Борис – офицер, сын княгини Анны Михайловны, Николай – студент, старший сын графа, Соня – пятнадцатилетняя племянница графа, и маленький Петруша – меньшой сын, все разместились в гостиной и, видимо, старались удержать в границах приличия оживление и веселость, которыми еще дышала каждая их черта. Видно было, что там, в задних комнатах, откуда они все так стремительно прибежали, у них были разговоры веселее, чем здесь о городских сплетнях, погоде и comtesse Apraksine. [о графине Апраксиной.] Изредка они взглядывали друг на друга и едва удерживались от смеха.
Два молодые человека, студент и офицер, друзья с детства, были одних лет и оба красивы, но не похожи друг на друга. Борис был высокий белокурый юноша с правильными тонкими чертами спокойного и красивого лица; Николай был невысокий курчавый молодой человек с открытым выражением лица. На верхней губе его уже показывались черные волосики, и во всем лице выражались стремительность и восторженность.
Николай покраснел, как только вошел в гостиную. Видно было, что он искал и не находил, что сказать; Борис, напротив, тотчас же нашелся и рассказал спокойно, шутливо, как эту Мими куклу он знал еще молодою девицей с неиспорченным еще носом, как она в пять лет на его памяти состарелась и как у ней по всему черепу треснула голова. Сказав это, он взглянул на Наташу. Наташа отвернулась от него, взглянула на младшего брата, который, зажмурившись, трясся от беззвучного смеха, и, не в силах более удерживаться, прыгнула и побежала из комнаты так скоро, как только могли нести ее быстрые ножки. Борис не рассмеялся.
– Вы, кажется, тоже хотели ехать, maman? Карета нужна? – .сказал он, с улыбкой обращаясь к матери.
– Да, поди, поди, вели приготовить, – сказала она, уливаясь.
Борис вышел тихо в двери и пошел за Наташей, толстый мальчик сердито побежал за ними, как будто досадуя на расстройство, происшедшее в его занятиях.

Из молодежи, не считая старшей дочери графини (которая была четырьмя годами старше сестры и держала себя уже, как большая) и гостьи барышни, в гостиной остались Николай и Соня племянница. Соня была тоненькая, миниатюрненькая брюнетка с мягким, отененным длинными ресницами взглядом, густой черною косой, два раза обвившею ее голову, и желтоватым оттенком кожи на лице и в особенности на обнаженных худощавых, но грациозных мускулистых руках и шее. Плавностью движений, мягкостью и гибкостью маленьких членов и несколько хитрою и сдержанною манерой она напоминала красивого, но еще не сформировавшегося котенка, который будет прелестною кошечкой. Она, видимо, считала приличным выказывать улыбкой участие к общему разговору; но против воли ее глаза из под длинных густых ресниц смотрели на уезжавшего в армию cousin [двоюродного брата] с таким девическим страстным обожанием, что улыбка ее не могла ни на мгновение обмануть никого, и видно было, что кошечка присела только для того, чтоб еще энергичнее прыгнуть и заиграть с своим соusin, как скоро только они так же, как Борис с Наташей, выберутся из этой гостиной.
– Да, ma chere, – сказал старый граф, обращаясь к гостье и указывая на своего Николая. – Вот его друг Борис произведен в офицеры, и он из дружбы не хочет отставать от него; бросает и университет и меня старика: идет в военную службу, ma chere. А уж ему место в архиве было готово, и всё. Вот дружба то? – сказал граф вопросительно.
– Да ведь война, говорят, объявлена, – сказала гостья.

Понятие о мотиве и мотивации.

В поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны : побудительная и регуляционная . Психические процессы и состояния обеспечивают регуляцию поведения. Стимуля­ция, или побуждения, обеспечивающие активизацию и направленность поведения, связаны с мотивами и мотивацией.

Мотив - это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности субъекта. Мотив - причина, лежащая в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта.

Термин«мотивация» - более широкое понятие, чем термин «мотив» . Термин «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: система факторов, детерминирующих поведение (потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и другое); характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. В научной лите­ратуре мотивация - совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Определения мотива в научной литературе:

1. Мотив (от лат . - двигаю) - побудитель деятельности, складывающийся под влиянием условий жизни субъекта и определяющий направленность его активности.

2. Мотив (от лат . - приводить в движение, толкать) - побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта.

3. Мотив - предметнонаправленная активность определенной силы.

4. Мотив - предмет (материальный или идеальный), побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности, ради которого она осуществляется.

5. Мотив - осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.

Вопрос о мотивации деятельности возникает каждый раз, когда необходимо объяснить причины поступков человека. Любая форма поведения может быть объяснена внутренними и внешними причинами . В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором - внешние условия и обстоятельства его деятельности.

Внутренняя (диспозиционная ) и внешняя (ситуационная) мотивации взаимосвязаны. Диспозиции могут актуализироваться под влиянием определенной ситуации, а активизация определенных диспозиций (мотивов, потребностей) приводит к изменению восприятия субъектом ситуации. Его внимание в таком случае становится избирательным, и субъект предвзято воспринимает и оценивает ситуацию, исходя из актуальных интересов и потребностей. Любое действие человека рассматривают как двояко детерминированное : диспозиционно и ситуационно.

Сиюминутное поведение человека - результат непрерывного взаимодействия его диспозиций с ситуацией. Мотивация человека - циклический процесс непрерывного взаимного воздействия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация взаимно влияют друг на друга и результатом которого является реально наблюдаемое поведение. С этой точки зрения мотивация - процесс непрерывного и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив.

Мотив - это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотивы могут быть осознанными илинеосознаваемыми . Основная роль в формировании направленности личности принадлежит осознанным мотивам. Мотивы формируются из потребностей человека.

Количество и качество потребностей, которые имеют живые существа, зависит от уровня их организации, от образа и условий жизни, от места, занимаемого соответствующим организмом на эволюционной лестнице. Меньше всего потребностей у растений. Больше всего - у человека.

Побуждающим к деятельности фактором является цель . Цель - осознаваемый результат, на достижение которого в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность. Психологически цель - мотивационно-побудительное содержание сознания, которое воспринимается человеком как не­посредственный и ближайший ожидаемый результат его деятельности.

Цель - основной объект внимания, который занимает определенный объем кратковременной и оперативной памяти; с ней связаны разворачивающийся в данный момент времени мыслительный процесс и большая часть всевозможных эмоциональных переживаний.

Различают цель деятельности и жизненную цель . Это связано с тем, что человеку приходится выполнять в течение жизни разнообразные деятельности, в каждой из которых реализуется определенная цель. Но цель любой отдельной деятельности раскрывает какую-то одну сторону направленности личности, проявляющуюся в данной деятельности. Жизненная цель выступает в качестве обобщающего фактора всех частных целей, связанных с отдельными деятельностями. Реализация каждой из целей деятельности - частичная реализация общей жизненной цели личности. С жизненными целями связан уровень достижений личности. В жизненных целях личности находит выражение сознаваемая ею «концепция собственного будущего». Осознание человеком цели и реальности ее осуществления - перспектива личности .

Фрустрация - состояние расстройства, подавленности, свойственное человеку, осознающему невозможность осуществления перспективы. Это состояние возникает в тех случаях, когда человек на пути к достижению цели сталкивается с реально непреодолимыми препятствиями, барьерами или когда они воспринимаются как таковые.

Основные характеристики мотивационной сферы человека :широта , гибкость ,иерархизированность.

Мотивационную сферу человека, с точки зрения ее развитости оценивают по следующим параметрам : широта, гибкость и иерархизированность. Широта мотивационной сферы - качественное разнообразие мотивационных факторов: диспозиций (мотивов), потребностей и целей. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой яв­ляется его мотивационная сфера.

Гибкость мотивационной сферы выражается в том, что для удовлетворения мотивационного побуждения общего характера (высокого уровня) может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей низкого уровня.

Широта и гибкость характеризуют мотивационную сферу человека по-разному. Широта - это разнообразие потенциального круга предметов, способных служить для данного человека средством удовлетворения актуальной потребности, а гибкость - подвижность связей, существующих между разными уровнями иерархической организации мотивационной сферы: между мотивами и потребностями, мотивами и целями, потребностями и целями.

Следующая характеристика мотивационной сферы - иерархизированность мотивов . Одни мотивы и цели сильнее других и возникают чаще; другие - слабее и актуализируются реже. Чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образований определенного уровня, тем выше иерархизированность мотивационной сферы.

Мотивация (от лат. movere) - побуждение к действию, обусловливающее субъективно-личностную заинтересованность человека в его свершении. динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. Мотивация поведения человека есть ни что иное, как характеристики идеальной стороны действия, такие как намерение, стремление, желание. Мотив для человека - это материальный или идеальный предмет, стремление к достижению которого выступает смыслом фактической деятельности. Мотив дается человеку в виде определенных переживаний, которые обуславливаются положительными эмоциями от предвкушения достижения. В противоположном значении - с неполучением чего-либо отрицательного, связанного с неполнотой настоящего положения. Мотив регулярно путают с потребностью и целью, однако потребность - это, по сути, неосознаваемое желание устранить дискомфорт, а цель - результат сознательного целеполагания.

Различные аспекты мотивации исследуются многими науками, такими как биология, психология, социология, политическими науками. Мотивация получает содержание как от объекта, на который направлено действие, так и от потребности, удовлетворяемой в результате его свершения. Наличие различных потребностей и путей их реализации может вызывать противоборство мотиваций, результат этого, то есть реальный выбор мотивов действия, зависит от того, на каком этапе развития личности находится человек.

Сущность мотивации можно охарактеризовать сложным набором компонентов: видом потребности, формой, степенью актуализации, масштабом и содержанием производимой деятельности. В социальной психологии проводят различие между вербальными, демонстративными и реальными мотивациями, побуждают индивид к удовлетворению реальных потребностей. В социологии исследуются мотивации, обусловливающие агрессивное поведение, страх перед действительностью, продвижение по служебной лестнице, сексуальное поведение и другие виды деятельности.

Виды мотивации

Видов мотивации немало. В целом любая мотивация индивида делится на внешнюю и внутреннюю мотивацию. Кроме того, существует положительная и отрицательная мотивация. Также существуют и более узкие направления, такие как мотивация аффилиации - стремление к налаживанию, либо поддержке отношений с другими людьми; мотивация власти - стремление человека оказывать влияние на других людей; мотивация достижения - стремление человека достичь высоких результатов в определенных направлениях; мотивация идентификации с другим человеком - желание одного человека быть похожим на другого; мотивация саморазвития - очень важный мотив в жизни человека, дающий толчок к действиям, связанным с работой и развитием; мотивация самоутверждения - желание утвердить себя в обществе; негативная мотивация - мотивация, вызванная осознанием неминуемых проблем в случае, если дело не будет сделано; просоциальная мотивация - действия, связанные с пониманием общественного значения деятельности, связанные с чувством долга, чувством ответственности перед людьми или группой; процессуально-содержательная мотивация - процесс побуждения к какой-либо деятельности, вызванный самим содержанием этой деятельности. Кроме основных типов мотивации, существуют различные теории мотивации, описанные различными учеными, в разное время изучавшими процесс мотивации личности.

Внешняя мотивация

Внешняя мотивация, экстринсивная - это мотивация, которая не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами. Внешняя мотивация зависит от отношений человека со средой. Она регулируется внешними психологическими и материальными условиями деятельности. Проще говоря, если человек работает из-за денег, то деньги являются внутренним мотиватором, если же преимущественно из-за интереса к работе, то деньги выступают внешним мотиватором.

Внутренняя мотивация

Внутренняя мотивация, интринсивная, - это мотивация, которая не связана с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности. Внутренняя мотивация подразумевает, что вознаграждение за свои действия человек «несет в самом себе». Это выражается в чувстве собственной компетенции, уверенности в своих силах и намерениях, удовлетворении результатами своего труда и самореализации.

Положительная и отрицательная мотивация

В этом вопросе все предельно просто: положительная мотивация - это мотивация, основанная на правильных и положительных стимулах, а отрицательная мотивация - мотивация, основанная на отрицательных стимулах. Примеры положительной и отрицательной мотивации: «я буду хорошо себя вести и получу новый компьютер » или «если я закончу год без троек, я получу компьютер » - это является положительной мотивацией. Другой пример: «если я буду хорошо себя вести - меня не накажут » или «если я выполю домашнее задание, то меня не накажут » - это отрицательная мотивация.

Мотивация аффилиации

Аффилиация - это присоединение. В случае с мотивацией обозначает стремление к налаживанию, либо поддержке отношений с другими людьми, стремление к контакту и к общению с ними. Суть подобного рода мотивации заключается в самоценности общения. Аффилиативное общение приносит удовлетворение и захватывает. Многим людям свойственен такой тип мотивации. Например, человек идет устраиваться на работу. Помимо постоянного дохода, некоторой стабильности у него также существует потребности в мотивации аффилиации. То есть человек идет работать, чтобы общаться. Также мотивация аффилиации наблюдается у старшеклассников и студентов, которые в большинстве своем приоритетным считают общение, а учеба, как правило, у многих находится на втором месте. Человек хочет общаться еще и потому, что пытается уладить свои дела, наладить связи с необходимыми людьми. В этом случае общение происходит благодаря другим мотивам. Это является средством удовлетворения других потребностей человека и с аффилиативной мотивацией ничего общего не имеет. Кроме всего прочего, целью аффилиативного общения может быть поиск любовных отношений, а также симпатии или флирта с другими людьми.

Мотивация достижения

Мотив достижения представляет собой рвение человека достичь высоких результатов в определенных направлениях деятельности, будь то спорт, учеба или другие победы. Стремление человека достигать высоких результатов проявляется в постановке высоких планок и стремлении их достичь. Мотивация достижения играет чуть ли не ключевую роль в успехе человека. Независимо от имеющихся опыта, навыков или знаний, наличие мотивации достижения большой козырь для человека, ведь если человек не хочет, он этого не получит. Мотивация достижения строится на основе человеческих предрасположенностей и пристрастий. Например, кто-то берется за выполнение задач по физике и решает их, а кто-то занимается прыжками в длину. Для определения уровня мотивации достижения ученые выделяют 4 основных фактора: значимость успеха, надежда на успех; субъективно оцениваемая вероятность достижения этого успеха и субъективные эталоны достижения.

Мотивация идентификации с другим человеком

Мотивацией идентификации с другим человеком называют желание одного человека быть похожим на другого. Часто это какой-то кумир, но чаще это авторитетный человек (родственник), побуждающий конкретного индивида равняться на него. Очень частым примером мотивации идентификации с другим человеком служат подростки, которые постоянно кого-то копируют.

Не всегда мотивация идентификации с другим человеком имеет положительные результаты: человек стремится быть лучше. Но иногда люди берут пример с плохих людей. Тяга подражать кумиру - серьезный мотив. Если кумир вызывает восторг, много сильных эмоций, это подсознательно заставляет человека подрожать ему. Подражание может проявляться в различных аспектах, таких как одежда, повадки, мимика, внешний облик, манера поведения и т.д. При подражании кумиру у индивида появляется уверенность в себе, происходит энергетический подъем.

Мотивация Маслоу

Абрахам Харольд Маслоу - американский психолог, основатель гуманистической психологии. Автор знаменитой работы «Мотивация и личность», в которой он предположил, что все человеческие потребности, будь то врожденными, либо инстинктивными, организованы в некую систему иерархии, приоритета и доминирования. Эта система получила название "Иерархия потребностей Маслоу". Множественные работы в этом направлении велись и другими учеными.


Диаграмма иерархии человеческих потребностей по Абрахаму Маслоу.

Ступени иерархии человеческих потребностей, так называемая «Пирамида Маслоу»:

  • Физиологические
  • Безопасность
  • Любовь/Принадлежность к чему-либо
  • Уважение
  • Познание
  • Эстетические
  • Самоактуализация
Три последних уровня иерархии человеческих потребностей: «познание», «эстетические» и «самоактуализация» называют «Потребностью в самовыражении».

Основной сутью работы Маслоу является то, что человеческие потребности высших уровней не мотивируют, пока не будут удовлетворены, хотя бы частично, потребности нижнего уровня. Тем не менее, психологи и ученые современности в довесок к пяти «авторским уровням потребностей» добавляют в качестве индивидуальных потребностей когнитивные и эстетические. Их располагают уровнем выше потребностей в уважении, но ниже потребности в самореализации личности.

На сегодняшний день с учетом современных особенностей в нынешней интерпретации «пирамида Маслоу» выглядит следующим образом:

  • Самореализация
  • Когнитивные и эстетические потребности
  • Потребности в уважении, одобрении, благодарности, признании, компетентности
  • Потребности в любви, привязанности, причастности к какой-либо группе
  • Потребности в физической и психической безопасности, обеспечении завтрашнего дня
  • Физиологические потребности (еда, вода и воздух)
Кроме этого, стоит отметить, что по мнению Маслоу, путь к осуществлению потенциальных возможностей личности, т.е. к самореализации, лежит через последовательное удовлетворение потребностей самого низкого уровня. Потребность определяет мотивы поведения. Человек, достигший уровня самореализации, не отягощен мелкими заботами, имеет в своем арсенале прежде всего высокую самооценку, легко и открыто принимает других, не зависит от условностей, прост в общении, обладает хорошим чувством юмора, склонен к вдохновению. Роль расположения потребностей в жизни человека оказывает существенное влияние на осознание смысла жизни.

Подобные теории мотивации называют содержательными, потому что они стараются определить потребности, побуждающие человека к действию, а в частности при определении объема и содержания работы. Помимо Абрахама Харольда Маслоу, свои содержательные теории мотивации есть у Дэвида Макклелланда и Ф.Герцберга (Двухфакторная модель поведения).

Мотивация Макклелланда

Теория потребностей МакКлелланда строится на том, возможно, классификация потребностей Маслоу не полная. Ученый считал, что людям присущи три потребности: власти, успеха и причастности. Потребность власти выражается как желание воздействовать на других людей. Потребность успеха находится где-то посередине между потребностью в уважении и потребностью в самовыражении. Эта потребность удовлетворяется не провозглашением успеха этого человека, что лишь подтверждает его статус, а процессом доведения работы до успешного завершения. В теории Макклелланда имеется справедливая для американского общества идея о наиболее желательном мотиве поведения – стремлении к успеху. Задача при этом заключается в обеспечении увязки общей направленности работника на успех с достижением успеха в процессе достижения целей данной корпорации. Мотивация на основании потребности в причастности схожа с мотивацией по Маслоу. Такие индивиды заинтересованы в компании знакомых, налаживании дружеских связей, оказании помощи другим людям. Личность с развитой потребностью причастности будет привлечена такой работой, которая будет давать им обширные возможности социального общения.

Двухфакторная теория Фредерика Герцберга

Теория Фредерика Герцберга – модель мотивации, основанная на потребности. Теория Ф. Герцберга известна и популярна на Западе с 1959 года. Особое внимание уделено заработку, в частности, заработок в теории Герцберга не является мотивирующим фактором. Это ставит под сомнение всю теорию мотивации персонала, связанную с попытками руководителей мотивировать своих сотрудников материально. В 1959 году Фредерик Герцберг разработал модель мотивации, основанную на потребностях, так называемую "Теорию удовлетворенности трудом". Согласно этой теории, на работе, вместе с определёнными факторами, вызывающими удовлетворение от работы, в то же время, существует целый ряд факторов, который вызывает неудовлетворённость от работы. Автор теории считал, что что люди думают о своей работе и это делает их счастливыми или несчастными, удовлетворенными или нет).

Для исследования было опрошено большое количество человек, которым были заданы два вопроса:

  • «Можете ли Вы описать подробно, когда после выполнения служебных обязанностей чувствовали себя хорошо? »
  • «Можете ли Вы описать подробно, когда после выполнения служебных обязанностей чувствовали себя плохо? »
Выводы, сделанные ученым разделили на две категории, которые были названы «гигиеническими факторами» и «мотивацией». Таким образом ученый сделал выводы, что отсутствие мотиваторов, а они связаны с характером и сутью самой работы, не ведет к неудовлетворению людей работой, однако их присутствие в должной мере вызывает удовлетворение и мотивирует работников к нужным действиям и повышению эффективности.

Существует мнение, что теория Фредерика Герцберга подходит лишь под американскую модель общества. Это обусловлено тем, что по мнению Герцберга у среднестатистического жителя США физиологические потребности удовлетворены на 90%, потребность в безопасности – на 70%, в уважении – на 40%, в самоактуализации – на 15%. Вполне вероятно, что суровые реалии российского рынка труда не позволяют применять эту теорию в условиях нашей страны.

Мотивация саморазвития

Мотивация к саморазвитию - очень важный мотив в жизни любого человека. Он дает толчок к действиям, связанным с работой и развитием. Мотивация саморазвития может блокироваться стремлением к безопасности и самосохранению. Почему так происходит? Считается, что для движения вперед человеку требуется прежде всего смелость. Но когда человек обращается к своей памяти и подсознанию, он вспоминает, что с ним было раньше, видит, что с ним происходит сейчас. Человек держится за прошлое, он помнит свои ошибки и не рискует сделать шаг вперед. Угроза потери того, что имеешь часто мешает людям сделать первый шаг. Они даже не догадываются, что все самое интересное находится сразу за стеной их зоны комфорта. Получается, что человек мечется между стремлением идти вперед и развиваться и стремлением быть в безопасной зоне. Считается, что развитие личности происходит именно в тот момент, когда человек, не оглядываясь на прошлое и не боясь делает смелый шаг вперед. Даже если этот шаг был просто преодолением своих страхов и не принес ничего существенного, для личности это огромный скачок. Он принесет гораздо больше радости и удовлетворения, чем если бы человек сидел на месте и ничего не делал.

Мотивация самоутверждения

Мотивация самоутверждения - желание утвердить себя в обществе. Обычно этот мотив связан с достоинством и самолюбием. Человек, обладающий мотивом самоутверждения желает достигнуть определенного статуса в обществе, добиться уважения и признания. Часто стремление к самоутверждению причисляют к мотивации престижа. Тем самым мотив самоутверждения и повышения своего статуса в обществе ведет к повышению самооценки и дает толчок к работе и дальнейшему саморазвитию.

Негативная мотивация

Мотивация, вызванная осознанием неминуемых проблем или неприятностей в случае, если дело не будет сделано. Яркий пример негативной мотивации - школьники. Негативная мотивация в данном случае создается родителями с угрозой невыполнения обязательств. Например, если ребенок заканчивает год с тройками, то новый компьютер он не увидит. Это самый распространенный пример негативной мотивации детей. В данном случае школьник сделает все, чтобы закончить год на 4 и 5, тогда родители купят ему новый компьютер. Таким образом, учеба ребенка при помощи такого рода мотивации становится принудительной, но защитного действия. Т.е. негативная в данном случае не значит плохая. Негативная мотивация имеет несколько различных форм, которые влияют на человека. Это может быть словесное наказание, осуждение, материальное наказание, пренебрежение, порицание, лишение свободы или физическое воздействие. Ни один здоровый человек не хочет быть наказан или отвергнут. Поэтому негативная мотивация имеет место быть. Но у негативной мотивации есть существенный минус. Он заключается в кратковременности эффекта. Кроме этого, может возникнуть ряд других трудностей, вызванных такого рода мотивацией.

Просоциальная мотивация

Просоциальная мотивация - это действия, связанные с пониманием общественного значения деятельности, связанные с чувством долга, чувством ответственности перед людьми или группой. Человек чувствует себя частью команды, группы людей, за которую несет ответственность своими действиями, живет интересами и заботами этой группы людей. Такие люди более качественно относятся к своей работе. Такого рода мотивация очень эффективна на рабочих местах. Дело в том, что человек, чувствуя ответственность за себя и компанию, просоциально-мотивированный, будет больше и лучше делать свою работу, так как будет чувствовать себя часть общего дела. Для руководителя компании важным фактором является обеспечить такой мотивацией всех заинтересованных сотрудников, так как без идентификации с подчиненными, их ценностями и интересами, невозможно создать успешно работающий механизм, где каждый сотрудник знает свое место и чувствует долю своей ответственности. Из этого следует, что просоциальная мотивация, которая имеет связь с идентификацией группы, чувством долга и определенной долей ответственности, являются важными в побуждении человека к деятельности.

Процессуально-содержательная мотивация

Процессуально-содержательной мотивацией называют процесс побуждения к какой-либо деятельности, вызванный самим содержанием этой деятельности. Другими словами, если человеку нравится что-то делать, он это делает. При этом нет разницы, мозговая это деятельность или работа руками. Часто процессуально-содержательная мотивация выливается в хобби человека. Также стоит отметить, что человек может заниматься спортом в свое удовольствие, не преследуя никаких иных мотивов, кроме как удовлетворения собственного интереса. Смысл процессуально-содержательной мотивации заключается в самой деятельности.
Loading...Loading...