Занятия с гиперактивными детьми 3 4 лет. План-конспект индивидуального занятия «Снижение импульсивности и гиперактивности. Игры для гиперактивных детей

(1,3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

В последнее время специалисты пришли к выводу, что гиперактивность выступает как одно из проявлений целого комплекса нарушений. Основной же дефект связан с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля. Синдром дефицита внимания является самой распространенной формой хронических нарушений поведения в в детском возрасте. По данным, полученным в ходе различных исследований, его частота среди детей дошкольного и школьного возраста составляет от 4,0 до 9,5% .

Большинство исследователей отмечают три основных блока проявления синдрома гиперактивности: гиперактивность, нарушения внимания, импульсивность (Ю.С.Шевченко, Н.Н.Заваденко и др.)

Гиперактивность проявляется избыточной двигательной активностью, беспокойством и суетливостью, многочисленными посторонними движениями, которых ребенок часто не замечает. Для таких детей характерна чрезмерная болтливость, невозможность усидеть на одном месте, продолжительность сна всегда меньше нормы. В двигательной сфере у них нарушения двигательной координации, несформированности мелкой моторики и праксиса. Это неумение завязывать шнурки, застегивать пуговицы, использовать ножницы и иголку. Исследования польских ученых показывают, что двигательная активность детей с синдромом гиперактивности на 25-30% выше нормы. Они двигаются даже во сне.

Любой психический процесс может быть полноценно развит только при условии сформированности внимания. Л.С.Выготский писал , что направленное внимание играет огромную роль для процессов абстракции, мышления, мотивации, направленной активности.

Нарушения внимания могут проявляться в трудностях его удержания, в снижении избирательности и выраженной отвлекаемости с частыми переключениями с одного занятия на другое. Такие дети характеризуются непоследовательностью в поведении, забывчивостью, неумением слушать и сосредоточиться, частой потерей личных вещей. Они стараются избежать заданий, требующих длительных умственных усилий. Однако показатели внимания таких детей подвержены существенным колебаниям. Если деятельность ребенка связана с заинтересованностью, увлеченностью и удовольствием, то они способны удерживать внимание часами.

Импульсивность выражается в том, что ребенок часто действует не подумав, перебивает других, может без разрешения встать во время занятия и походить. Кроме того, такие дети не умеют регулировать свои действия и подчиняться правилам, ждать, часто повышают голос, эмоционально лабильны (у них часто меняется настроение).

К подростковому возрасту, повышенная активность в большинстве случаев снижается, а импульсивность и дефицит внимания сохраняется. Если не проводить коррекционную работу в дошкольном детстве, то могут возникнуть трудности в подростковом возрасте. По результатам исследования Н.Н.Заваденко поведенческие нарушения сохраняются у почти у 70% подростков и 50% взрослых, имеющих диагноз синдрома гиперактивности в детстве.

В целом, возникновение симптомов гиперактивности относят к началу посещения детского сада (3 года), а первое ухудшение – к началу обучения в школе, хотя тяжелую форму можно распознать уже в раннем детстве. Подобная закономерность объясняется неспособностью центральной нервной системы ребенка, страдающим симптомом гиперактивности, справляться с новыми требованиями, которые предъявляются ему в условиях увеличения психических и физических нагрузок.

1. Нарушения координации. Это могут быть нарушения тонких движений (мелкой моторной координации), нарушение равновесия и зрительно-пространственной координации.

2. Нарушение межличностных отношений. У детей с синдромом гиперактивности часто осложнены взаимоотношения со сверстниками и со взрослыми. Они стремятся руководить другими, поэтому у них бывает мало друзей. Дети с синдромом гиперактивности все время ищут товарищей, напарников для игр и занятий, но быстро их теряют из-за своих особенностей: невнимательности во время игр, отвлекаемости, импульсивности, частого желания заняться чем-то другим и пр.

Во взаимоотношениях со взрослыми дети с синдромом гиперактивности отличаются своей «невоспитуемостью»: на них не действуют обычные наказания и поощрения, и часто ни ласка, ни похвала не стимулируют хорошее поведение. Такие дети становятся очень «трудными» практически для всех окружающих взрослых. Они часто оказываются эпицентром домашних ссор и конфликтов. Также синдром гиперактивности – это частая причина для перевода ребенка из одного учебного заведения в другое, несмотря на нормальный уровень развития интеллекта.

3. Эмоциональные нарушения. Может наблюдаться запаздывание эмоционального развития, неуравновешенность, вспыльчивость, нетерпимость к неудачам.

4. Поведенческие расстройства. У детей с синдромом гиперактивности возможно сочетание чрезмерной двигательной активности и деструктивного поведения. Так, например, они могут мешать педагогам, отвлекать других детей и провоцировать их неправильное поведение во время занятий. Поведенческие расстройства наблюдаются часто, но не всегда.

5. Другие особенности. У детей с синдромом гиперактивности чаще встречается энурез, они хуже засыпают, а утром часто бывают сонливы.

К подростковому возрасту повышенная активность в большинстве случаев исчезает, а импульсивность и дефицит внимания сохраняются. По результатам исследования Н.Н.Заваденко поведенческие нарушения сохраняются у 70% подростков и 50% взрослых.

Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. Дети могут продуктивно работать 5-15 минут, затем 3-7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается и не реагирует на педагога. Затем умственная деятельность восстанавливается, и ребенок готов к работе в течение 5-15 минут. Такие дети не сразу приступают к выполнению задания и оказываются последними при выполнении действия. Например, во время одевания на улицу: они суетятся и мешают другим детям одеваться, а когда все уже одеты, оказываются не готовыми к выходу на улицу. Если же они собираются одни, то процесс одевания идет значительно быстрее, т.к. нет отвлекающих факторов.

Дети с синдромом гиперактивности имеют «мерцающее» сознание, могут «впадать» и «выпадать» из него при отсутствии двигательной стимуляции. При повреждении вестибулярного аппарата им необходимо двигаться, крутиться и постоянно вертеть головой, чтобы оставаться «в сознании». Для того, чтобы сохранить концентрацию внимания, дети применяют адаптивную стратегию: они активизируют центры равновесия при помощи двигательной активности. Например, отклоняясь на стуле назад так, что пола касаются только его задние ножки. Педагог требует, чтобы дети сидели прямо и не отвлекались. Но для таких детей эти два требования вступают в противоречие. Если их голова и тело неподвижны, снижается уровень активности мозга.

В настоящее время установлено, что в результате коррекции при помощи разнонаправленных двигательных упражнений у детей с синдромом гиперактивности происходит развитие функции сознания, самоконтроля и саморегуляции .

Перечисленные трудности приводят к возникновению трудностей в освоении чтения, письма, счета. Н.Н.Заваденко отмечает, что для 66% детей с синдромом гиперактивности характерны дислексия – частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением – и дисграфия – частичное нарушение навыков письма вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции коры головного мозга. Для 61% детей – признаки дискалькулии – нарушение формирования навыков счета вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции коры головного мозга.

Корме того, гиперактивность характеризуется слабым развитием тонкой моторной координации и постоянными, беспорядочными, неловкими движениями, вызванными несформированностью межполушарного взаимодействия и высоким уровнем адреналина в крови. Для детей с синдромом гиперактивности также характерна постоянная болтовня, указывающая на недостаток развития внутренней речи, которая должна контролировать социальное поведение.

Вместе с тем такие дети часто обладают неординарными способностями в разных областях, сообразительны и проявляют живой интерес к окружающему. Результаты многочисленных исследований показывают хороший общий интеллект таких детей, но перечисленные особенности их статуса не способствуют его развитию. Среди детей с синдромом гиперактивности могут быть и одаренные.

Анализ возрастной динамики: первый всплеск отмечается в 5-10 лет и приходится на период подготовки к школе и начало обучения, второй – в 12-15 лет. Это обусловлено динамикой развития высшей нервной деятельности. Возраст 5,5-7 и 9-10 лет – критические периоды для формирования систем мозга, отвечающих за мыслительную деятельность, внимание, память. 12-15 лет совпадает с периодом полового созревания. Д.А.Фарбер отмечает, что к 7 годам происходит смена стадий интеллектуального развития, формируются условия для становления абстрактного мышления и произвольной регуляции деятельности.

Для гиперактивных детей характерна постоянная болтовня , указывающая на недостаток развития внутренней речи, которая должна контролировать социальное поведение.

Американский психолог В.Оклендер характеризует детей с синдромом гиперактивности так: «Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж. Роняет или ломает вещи, проливает молоко. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов. Но редко дожидается ответов».

Синдром гиперактивности у детей встречается довольно часто, но все исследователи подчеркивают более высокую распространенность симптома среди мальчиков по сравнению с девочками, которая колеблется от 3:1 до 9:1. Высокая частота симптомов у мальчиков обусловлена влиянием наследственных факторов, а также более высокой уязвимостью плода мужского пола к патогенетическим воздействиям во время беременности и родов. У девочек большие полушария головного мозга менее специализированны из-за большего количества межполушарных связей, поэтому они имеют больший резерв компенсаторных функций по сравнению с мальчиками при поражении центральной нервной системы.

Кроме того, отмечаются половые различия в структуре и динамике поведенческих нарушений. Среди девочек синдром гиперактивности встречается реже и проявляется в виде нарушения внимания. У девочек поведенческие отклонения проявляются более скрытно, и потому не выявляются при одно-двукратном наблюдении, и имеют более неблагоприятный прогноз. Девиантность девочек базируется на «застревании» психологического развития в лобных отделах левого полушария, что гораздо сложнее поддается коррекции и компенсации.

Д.Добсон вводит понятие так называемой «нормальной» гиперактивности, придавая ему следующее значение: «Далеко не каждый ребенок, который не сидит на месте, крутится волчком и бегает вприпрыжку, страдает гиперактивностью в медицинском смысле этого слова. Большинство малышей от восхода солнца до наступления темноты находятся в постоянном движении».

Наблюдения и различные исследования показали, что гиперактивность к подростковому возрасту исчезает или значительно снижается. Однако нарушения внимания и импульсивность в большинстве случаев продолжает сохраняться вплоть до взрослого возраста. У людей, страдающих в детстве тяжелыми формами синдрома гиперактивности, в подростковом и взрослом возрасте велик риск социальной дезадаптации (П.Уэндер, Р.Шейдер).

Несмотря на то, что проблемой гиперактивности занимаются многие специалисты (педагоги, логопеды, психологи, психиатры), в настоящее время среди родителей и педагогов все еще существует мнение, что гиперактивность – это всего лишь поведенческая проблема, а иногда и просто «распущенность» ребенка или результат неумелого воспитания. Причем чуть ли не каждого ребенка, проявляющего в группе детского сада излишнюю подвижность и неусидчивость, взрослые причисляют к разряду гиперактивных детей. Такая поспешность в выводах далеко не всегда оправданна, т.к. синдром гиперактивности – это медицинский диагноз, право на постановку которого, имеет только специалист. При этом диагноз ставится только после проведения специальной диагностики, а никак не на основе фиксации излишней двигательной активности ребенка.

Несмотря на многочисленные исследования, посвященные изучению причин наблюдаемых нарушений поведения, окончательной ясности в этом вопросе пока не достигнуто. На современном этапе исследования гиперактивности считаются доминирующими три группы факторов в развитии синдрома:

  • Генетические факторы;
  • Повреждение центральной нервной системы во время беременности и родов;
  • Негативное действие внутрисемейных факторов.

По результатам исследования Н.Н.Заваденко возникновение синдрома гиперактивности из-за раннего повреждения центральной нервной системы во время беременности и родов встречается в 84% случаев, генетические причины – в 57% случаев, негативное действие внутрисемейных факторов – в 63% случаев.

Характерные проявления генетического фактора прослеживаются в нескольких поколениях одной семьи, значительно чаще среди родственников мужского пола. Влияние биологических факторов играет существенную роль в младшем возрасте, затем возрастает роль социально-психологических факторов, особенно внутрисемейных отношений.

Причинами раннего повреждения центральной нервной системы во время беременности и родов могут служить недостаточное питание, отравление свинцом, органические повреждения мозга, внутриматочные дефекты, наркотическое отравление плода во время пренатального развития, кислородная недостаточность в период развития плода или в процессе родов. По результатам многочисленных исследований одной из самых распространенных причин отклонений в обучении и поведении является родовая травма шейных отделов позвоночника, которая не диагностируется своевременно. Что приводит к возникновению синдромов несформированности или дифицитарности головного мозга в онтогенезе .

Дети с синдромом гиперактивности имеют достаточно развитые компенсаторные механизмы, для включения которых должны соблюдаться следующие условия:

  • обеспечение родителями и учителями эмоционально-нейтрального развития и обучения;
  • соблюдение режима, достаточное время для сна;
  • обучение по личностно-ориентированной программе без интеллектуальных перегрузок;
  • соответствующая медикоментозная поддержка;
  • разработка индивидуальной помощи ребенку со стороны невролога, психолога, педагога, родителей;

По современным научным данным, среди мальчиков 7-12 лет признаки синдрома диагностируются в 2-3 раза чаще, чем среди девочек. У девочек более выражена социальная дезадаптация, учебные трудности, личностные расстройства.
Эмоциональная зрелость при подготовке к школе в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

Для детей с синдромом гиперактивности могут быть «плохие» эмоциональные проявления:

  • может использоваться ложь как форма ухода от соблюдения нормы;
  • повышенная двигательная активность;
  • ябедничество;
  • небрежность в выполнении монотонных операций;
  • нарушение или несоблюдение правил в игре или другом виде деятельности.

Таким образом, показателями синдрома гиперактивности являются: нарушения психических функций – внимания, которые могут проявляться в трудностях его удержания, в снижении избирательности и выраженной отвлекаемости с частым переключением с одного занятия на другое; произвольного вида памяти; координации движений, это могут быть нарушение мелкой моторной координации, нарушение равновесия и зрительно-пространственной координации; межличностных отношений со сверстниками и с взрослыми. Сверстниками такие дети всегда стремятся руководить, часто в играх нарушают правила, отвлекаются, импульсивны, часто меняют желания заняться чем-то другим. Во взаимоотношениях со взрослыми они отличаются своей «невоспитуемостью», на них не действуют обычные наказания и поощрения. Дети с синдромом гиперактивности стремятся все делать наоборот, это нужно учитывать при воспитании таких дошкольников.

Я представляю одно занятие для детей с синдромом гиперактивности «Мы – разные, мы – вместе».

Форма занятия: групповая, продолжительностью 20-25 минут.

Задачи: развитие произвольности и самоконтроля, развитие внимания, снятие психоэмоционального напряжения, развитие и совершенствование коммуникативных навыков, развитие эмоционально-выразительных движений, развитие тактильного восприятия.

Психолог. Сегодня к нам на занятие пришел в гости кот Матвей и принес собой волшебный цветок с названиями игр. Мы будем по очереди отрывать лепестки и смотреть, название какой игры там написано, а затем будем в эту игру играть. Пожалуйста, оторвите один лепесток (один ребенок отрывает лепесток и отдает психологу для прочтения).

1. Игра «Обзывалки»

Участники игры, передавая мяч по кругу, называют друг друга необидными словами (названия овощей, фруктов, мебели, грибов) только в уменьшительно-ласкательной форме: «А ты,… морковочка!»

Затем психолог предлагает оторвать следующие лепестки по очереди и читает названия игр, которые проигрываются детьми.

2. Игра «Броуновское движение»

Все дети встают в круг. Ведущий один за другим вкатывает теннисные мячики. Детям сообщаются правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительные мячи. Смысл игры – установить командный рекорд по количеству мячей в круге.

3. Игра «Волшебный мешочек»

Дети рассматривают мелкие игрушки, а затем их кладут в матерчатый мешочек и предлагается на ощупь определить каждую из них.

4. Игра «Летает – не летает»

Психолог называет разные предметы. Дети должны поднять руки тогда, когда называют предмет, который может летать. Психолог может их обманывать.

5. Заключительный этап

Когда отрывается последний лепесток, психолог говорит о том, что на нем написан вопрос: «В какие игры дети играли на занятии?» дети передают друг другу по кругу серединку от цветка и называют игры, в которые играли на занятии.

Литература:

  1. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие мозга ребенка. М., 1973.
  2. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6-ти т. – М., 1982.
  3. Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. – М., 2005.
  4. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / Под ред. И.В.Дубровиной. – М., 2001.
  5. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста/ Под науч. ред. проф. Л.М.Шипицыной. – СПб., 2005.
  6. Мурашова Е.В. Дети-«тюфяки» и дети-«катастрофы»: Гиподинамический и гипердинамический синдром. – Екатеринбург, 2005.
  7. Арцишевская И.Л. Работа психолога в детском саду с гиперактивными детьми. – М., 2005.

В современном обществе диагноз «гиперактивность» звучит буквально на каждом углу. Если ребенок ведет себя чересчур активно, ему сразу же приписывают эту болезнь, которую на самом деле может определить только опытный детский невролог, психолог или же педиатр. Нужно разобраться все же, что это за понятие такое – «гиперактивный ребенок», как его диагностируют и в чем причины развития этой самой чрезмерной активности. И самое главное, как помочь крохе и его родителям справиться с повышенной возбудимостью ребенка и комфортно приспособиться к окружающему миру.

Главное в статье

Признаки и диагностика гиперактивности у ребенка

В медицинской терминологии диагноз гиперактивность звучит как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Это состояние проявляется в чересчур активной работе головного мозга и нервной системы, при которой возбуждение нервных импульсов доминирует над торможением.

Первые признаки проявления «синдрома гипервозбудимости» можно отметить еще в младенчестве:

  • Это короткий и беспокойный сон, нарушение пищеварительного тракта, частое срыгивание и практически постоянный детский крик.
  • В раннем возрасте нарушена слаженность в движениях, ребенок неуклюж и часто травмируется. В этот период родители еще пристально контролируют поведение ребенка, не оставляя его одного, поэтому и зафиксировать эти признаки в таком возрасте крайне сложно.
  • Бить тревогу можно начинать, когда кроху сдают в дошкольное учреждение, где полно правил и запретов, где нужно сдерживать свои эмоции.
  • Когда начинаются умственные нагрузки, а ребенок не может с ними справиться в полной мере, ситуация ухудшается. У малыша начинает падать самооценка, проявляется агрессия.
  • Родителям стоит соответствующе оценить способности своего малыша. Не стоит отправлять его в школу с повышенной нагрузкой. А вот обычная школа с компетентным и терпеливым учителем дастся ребенку вполне приемлемо.

Диагностика СДВГ

Грамотная диагностика «синдрома гиперактивности» не заканчивается на получасовой беседе со специалистом. Диагноз не может быть поставлен, исходя только из рассказа родителей и проверки работы рефлексов ребенка. Это тестирование должно проводиться в несколько этапов, которые будут продолжительными. Вот основные его стадии:

  • Консультация с родителями ребенка.
  • Комплекс подготовленных заданий и специального тестирования на предмет оценки нормального или отклоненного развития концентрации внимания и других показателей.
  • Электроэнцефалограмма, позволяющая объективно оценить и исследовать мозговую активность малыша.

На основании этих или при необходимости дополнительных обследований психоневролог подтверждает или опровергает СДВГ.

Что может провоцировать гиперактивность у детей?

Помимо индивидуальных физиологических факторов, детская гиперактивность может быть спровоцирована рядом других причин:

  • тяжелое протекание беременности;
  • несоблюдение здорового образа жизни беременной женщиной;
  • тяжелые роды.

В каком возрасте можно говорить о гиперактивности ребенка?

Проявления гиперактивности можно наблюдать еще с самого рождения ребенка. В таком возрасте доктор уже может поставить диагноз – «синдром гипервозбудимости». Не стоит отчаиваться, если ваш грудничок неспокоен, возбудим, и имеет еще ряд признаков нестабильной нервной системы. Совсем необязательно гипервозбудимость перерастает в гиперактивность. Компенсирующие возможности нервной системы детей могут «сгладить» проблему под опытным наблюдением и лечением специалиста.

Все же симптомы СДВГ присутствуют у деток, возрастом 2-3 годика. После начала посещения детского сада и школы все симптомы обостряются, а ребенку контролировать свое поведение становится сложнее, так же, как и соблюдать установленные педагогами правила.

Именно поэтому во многих странах мира такое медицинское заключение, как синдром дефицита внимания и гипервозбудимости, не ставится деткам до достижения шестилетнего возраста.

Гиперактивный ребенок: что делать?

Безусловно, растить гиперактивного ребенка – это каждодневный труд для родителей. Но кто, как не вы, поможет направить энергию своего чада в нужное русло? Без корректировки поведения и воспитания СДВГ не пройдет бесследно, а будет преследовать человека и во взрослой жизни.

Как успокоить ребенка?

  • Когда ваш кроха будет пребывать в состоянии чрезмерного возбуждения, поменяйте обстановку. Уведите малыша в более спокойное помещение или комнату, дайте ему попить.
  • Для детей с таким диагнозом очень важен тактильный контакт, обнимите ребенка, поцелуйте, погладьте. Это стоит делать не только, когда он огорчен, а и просто так, «для профилактики».

  • Благоприятно влияет на расслабление нервной системы принятие теплой ванны перед сном. Можно приобрести в аптеке специальные успокаивающие сборы на основе лекарственных средств.
  • Вечерний просмотр мультфильмов замените чтением книг с красочными иллюстрациями, сделайте легкий массаж или поставьте ненавязчивую музыку — это поможет скорее погрузиться в сон.

Гиперактивный ребенок в детском саду

Давайте рассмотрим две модели поведения гиперактивного ребенка, когда его отводят в детский сад.

Ребенок не желает принимать участие в занятиях.

Во время проведения занятий ребенок неусидчив, находится все время в движении. В ряде случаев он может наотрез отказаться отвечать на поставленные вопросы или участвовать в обучении. Это связано с тем, что малыш боится не справиться с требованиями относительно него, даже если точно такие же упражнения он охотно выполнял дома. Просто в домашних условиях он сам регулирует длительность и процесс действий. А в саду нужно много всего усвоить и запомнить, то есть придерживаться определенных указаний.

Родителям необходимо:

Попросить воспитателей позволить ребенку немного понаблюдать за занятием, пусть он займет удобное для себя место. Когда гиперактивный малыш отказывается от командных конкурсов, это не означает, что он не хочет ничего делать, просто его неуверенность в себе пока преобладает. И когда он поймет, что его никто не пытается заставить заниматься, он сам подключится к учебному процессу.

Тут уж многое зависит от воспитателя, он не должен срамить и высмеивать ребенка перед другими детьми. Его задачей станет подбадривание малыша в момент, когда тот решиться на активные действия в занятии.

Ребенок согласен участвовать в обучении, но при этом всем мешает.

Педагогу стоит помнить, что по сравнению с другими детьми гиперактивный ребенок не сможет долго сидеть на месте и лепить поделку, например. Тогда необходимо загрузить чадо другими различными видами деятельности, иногда даже не касающимися процесса обучения (принести-подать, оказать помощь няне в хозяйственных делах). Так ребенок займется делом и не будет мешать другим членам группы.

Совет родителям:

Не перегружайте нервную систему своего крохи, она и так работает по максимуму. Отдайте предпочтение группам с игровой формой занятий, где можно порезвиться от души и отвечать тогда, когда захочет сам ребенок.

Гиперактивный ребенок в школе

Слишком активное поведение маленького ученика может восприниматься педагогом как избалованность и отголоски неправильного воспитания. Поэтому родителям и учителю нужно тесно взаимодействовать друг с другом, а преподавателю необходимо проявлять понимание и учебную этику по отношению к такому ребенку. Это не означает, что гиперактивному ребенку позволяют все, просто учитываются те моменты, которые такой ребенок не может выполнить по сравнению с другими детьми.

Занятия и работа с гиперактивными детьми

Составляйте план занятия заранее.

  1. Не заставляйте ребенка сидеть на месте. Пусть он ведет себя активно во время занятия, а не сидит.
  2. Укоротите длительность занятия. Пускай это будет 5 минут, в которые ребенок может сконцентрироваться. Повторяйте эти «пятиминутки» каждые 2-3 часа, доходя до 10 минут занятий, дольше не стоит.
  3. Заранее обдумайте, как будет проходить занятие, оно должно быть интересным и увлекательным. Подготовьтесь к нему: если вы потратите время на поиск материала, ребенок отвлечется и его внимание будет утеряно.
  4. Постарайтесь составить график проведения этих коротеньких занятий в одно и тоже время, чтобы ребенок смог на них настроиться.
  5. Особенностью памяти гиперактивных деток является то, что вчера они охотно выучили материал, а сегодня его уже не помнят. В таких случаях не ругайтесь, сделайте вид, что ничего страшного не произошло. Сделайте паузу, поиграйте, а потом можете вернуться к этому вопросу.

Закаляйте детский организм.

Конечно, обливание ледяной водой — не самый лучший вариант. Можно начать с контрастного душа. Это поможет укрепить иммунную и сердечно-сосудистую системы детского организма, расслабит нервную систему и поможет уснуть.

Не давайте засиживаться ребенку в четырех стенах.

Особенно, когда малышу больше трех лет. Он становится необычайно любознательным, с охотой исследует окружающий мир. Ему в домашних стенах становится попросту скучно, и очень трудно его завлечь чем-то новым. Кроме того, ему необходимо контактировать с другими детьми, приспосабливаться к социуму.

Игры для гиперактивных детей

Занятия с гиперактивными детьми должны проводиться в игровой форме — толку от них будет куда больше, нежели от строгого сидения за столом. Также можно применять и лечебные методики.

Приучайте малыша к расслаблению.

Воспользуйтесь природными антидепрессантами – водой и песком. Ребенок, который вдоволь наиграется на пляже или берегу озера, реки в песочные замки, будет чувствовать себя гораздо лучше, более расслабленно.

Если нет возможности отправиться к открытому водоему, достаточно будет игр с водой дома, в ванной. В ход пойдут водяные пистолеты, брызгалки из пустых флаконов из-под шампуней, мыльные пузыри. Такие игры можно закончить контрастным душем, о котором уже упоминалось.

Можно купить глину, детский кинетический песок, да и еще кучу всяких приспособлений для расслабляющих игр в условиях дома.

Не пресекайте гиперподвижность.

Детки с синдромом ДВГ нуждаются в движении, как в воздухе, без особой необходимости не нужно его ограничивать. Не мучайте кроху наказанием, поставив его в угол, или приказав сидеть на одном месте.

  • Оборудуйте детское место для активных игр, спортивный уголок. Это уменьшит разрушительные действия малыша и позволит развивать в нем ловкость и проворность.
  • Запишите малыша в секцию, если он проявит желание. Не столь важно, что это будет за секция. Она не обязательно должна быть спортивной: это могут быть танцы, гимнастика, театральный кружок или езда верхом. Так, ребенку придется вести активный образ жизни, но от этого уже определенно будет толк.

  • Отведите свое чадо в бассейн, если это невозможно – организуйте надувные мини-бассейны во дворе или на дачном участке. Такой заплыв придется по душе не только вашему ребенку.
  • Организуйте долгие прогулки на свежем воздухе. Это особенно важно в зимнее время, именно в эту пору нет возможности долго находиться на улице, но проведите время активно: катание на коньках, лыжах, санках с горы до изнеможения. Нервная система малыша разгрузится и получит такое желанное расслабление.

Чтобы подобрать правильный подход к конкретному гиперактивному ребенку, нужно понаблюдать за его реакциями на замечания, просьбы, разные манеры поведения. Безусловно, нужно наблюдаться у детского психоневролога, проходить курсы назначенного лечения, чтобы увидеть положительную динамику развития малыша.

Четко выражайте запреты.

Общаясь с ребенком, постарайтесь при любом исходе сохранять спокойствие. Формулируйте предложения таким образом, чтобы в них не присутствовали слова «нет», «нельзя». Воспользуйтесь альтернативой. Например, запрет: «Не трогай горячую кастрюлю!» лучше заменить «Возьми в шкафу такую же холодную кастрюлю». Если вы запретили ребенку что-то, обязательно обоснуйте, почему, предложите альтернативное решение проблемы.

Конкретно формулируйте требования.

Не стройте слишком длинные логические цепочки. Предложения должны звучать коротко и лаконично, чтобы гиперактивный ребенок не запутался в последовательности выполняемых действий.

Соблюдайте последовательность.

Гиперактивный ребенок отличается от других ребят своей невнимательностью. Поэтому не давайте ему подряд несколько заданий. Дитя не сможет уловить последовательность всех этих поручений, и займется чем-то другим, не выполнив ни одно из них. Не торопитесь давать ребенку другое задание, пока он не выполнит предыдущее.

Держите под контролем детский график.

Гиперактивные детки плохо чувствуют время, так что контролем временных рамок должны заняться вы. Например, перед уходом с прогулки предупредите кроху об этом за 5-10 минут, чтобы он мог ожидать от вас именно этих действий.

Гиперактивность: мнение доктора Комаровского

Если вашему ребенку поставили диагноз СДВГ, не отчаивайтесь! У вас подрастает умный, одаренный и замечательный малыш, просто помогите ему направить свою избыточную энергию в правильное русло!

Терпение и ещё раз терпение. Мамам гиперактивных детей посвящается

В последнее время появляется всё больше детей, про которых можно сказать, что они «гиперактивные». Активность – это, конечно, хорошо, но когда активность заменяется гиперактивностью, это становится проблемой как для самого ребенка, так и для его родителей.



Игорек был беспокойно-активным с самых первых дней. В 9 месяцев он уже научился ходить, потом бегать, а вот сидеть и стоять не научился даже в свои пять лет. Если надо сидеть на стульчике, он будет ёрзать, играть руками, дергать одежду, дрыгать ногами. Игорьку интересно всё, и в то же время ничего. Он хватает одну игрушку, бросает, потом хватает другую, третью…Часто ломает игрушки. Среди детей Игорь самый шумный и активный, он всегда что-то придумывает и всегда пытается быть самым первым. Если ему что-то надо – он не будет терпеть и ждать, а не задумываясь растолкает других детей и завладеет желаемым объектом. Но лишь для того, чтобы через минуту отбросить его. Игорек бесстрашен, он не признает никаких ограничений (сразу обижается или злится) и не хочет придерживаться правил поведения. Не слушается! Не может успокоиться! И не может себя контролировать! С трудом сосредоточивается на заданиях, его внимание рассеянно и с трудом удерживается на одном предмете.

Вот такая чрезмерная подвижность и активность ребенка порождает многие проблемы: двигательные, речевые, воспитательные, социальные, психоневрологические.

Этому могут сопутствовать соматические недомогания: головные боли, боли в животе, повышенная утомляемость. Подобные симптомы обычно проявляются у ребенка уже в дошкольный период, чаще в возрасте 2- 3 лет.

Связанные с гиперактивностью проблемы проявляются и обостряются, когда ребенок начинает посещать детский сад и особенно школу, так как гипердинамичные дети плохо приспосабливаются к новой обстановке, а невротические реакции обостряются.

Каковы же причины гиперактивности? Пройдёт ли она со временем? Отразится ли этот синдромна умственных способностях ребенка? Как правильно вести себя с таким ребенком? Нужно ли его лечить? Постараемся в нашей статье ответить на все эти вопросы.

Основные причины гиперактивности

Проблема гиперактивности уже давно изучается детскими невропатологами и психиатрами. На сегодняшний момент выделяют следующие причины возникновения СДВГ (синдрома гиперактивности и дефицита внимания):

- Наследственная предрасположенность (у гиперактивного ребенка кто-то из родителей гиперактивен).

- Хронические заболевания матери (аллергия, астма, экзема, заболевания почек, давление и т.д.).

- Проблемы, возникшие во время беременности (поздние токсикозы, стрессы, нехватка витаминов и аминокислот, приём лекарств).

- Осложненные роды (затяжные, стремительные, кесарево сечение, родовые травмы и т.д.).

- Социально–психологические проблемы (неблагоприятный микроклимат в семье, отсутствие одного из родителей, алкоголизм родителей, плохие условия проживания, неправильная линия воспитания (чрезмерная требовательность и строгость, либо, наоборот, излишняя опека)).

- Загрязненная окружающая среда (экологическое неблагополучие способствует росту нервно-психических заболеваний, в том числе и СДВГ).

Признаки гиперактивности

Ребенок, страдающий СДВГ, может иметь следующие характерные особенности поведения:

Дефицит активного внимания

1. непоследователен;

2. не способен долго удерживать внимание, не может сосредоточиться;

3. невнимателен к деталям;

4. при выполнении задания допускает большое количество ошибок в результате небрежности;

5. плохо слушает, когда к нему обращаются;

6. с большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его;

7. испытывает трудности в организации;

8. избегает заданий, требующих долгих умственных усилий;

9. легко отвлекается;

10. часто сменяет деятельность;

11. часто бывает забывчив;

12. легко теряет вещи.

Двигательная расторможенность

1. Постоянно ерзает;

2. проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, теребит пальцами волосы, одежду и т.д.);

3. часто совершает резкие движения;

4. очень говорлив;

5. быстрая речь.

Импульсивность, повышенная нервная возбудимость

1. Начинает отвечать, не дослушав вопрос;

2. не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает;

3. не может дождаться вознаграждения (если между действиями и вознаграждением есть пауза);

4. при выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты (на некоторых занятиях ребенок спокоен, на других - нет, но одних уроках он успешен, на других - нет);

5. спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве.

Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из вышеперечисленных признаков, можно предположить, что ребенок гиперактивен.

Но диагноз «гиперактивность» или «синдром гиперактивности дефицита внимания» (СДВГ) может поставить только врач-невропатолог на основе специальной диагностики и только после заключения других специалистов!!!

Ведь проявление гиперактивности можно или с проявлением различных заболеваний.

Как правило, в основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД) и неврологические нарушения.


Что нужно знать родителям гиперактивных детей

Если вашему ребенку всё же поставлен диагноз «гипердинамичность» (или СДВГ) и сделано это в дошкольном возрасте, то при выполнении соответствующих рекомендаций специалистов со временем проявления гиперактивности уменьшатся.

Мозг ребенка очень пластичен и максимально восприимчив, что при надлежащей коррекции приведет к восполнению дефицита развития. Зачастую, при соответствующей коррекции дети в школе учатся хорошо.

Для наилучшего результата следует соблюдать комплекс мер. Невропатолог может подобрать медикаментозное и/или нейропсихологическое (в случае необходимости) лечение, психолог -
определить ход индивидуальной коррекционной работы и дать советы по правильному воспитанию в семье с учетом особенностей гиперактивных детей.

Необходимо соблюдать режим дня, подобрать диетическое питание, делать ребенку массаж, водить на лечебную физкультуру. Возможно, понадобится помощь остеопата, так как в некоторых случаях проявления гипердинамического синдрома связаны с нарушением мозгового кровообращения из-за смещения позвонков.

Многие родители надеются, что с возрастом всё пройдет само собой.

Это возможно, но зачастую, без проведения необходимых комплексных мер проявления гиперактивности в школе только усиливаются, появляются депрессии, головные боли и другие соматические состояния.

Очень часто возникают проблемы с дисциплиной и во взаимоотношениях со сверстниками, так как ребенок ведет себя неадекватно (неуравновешенность, конфликтность, агрессивность), начинаются проблемы с учебой из-за недостаточной концентрации внимания, неусидчивости, неумения контролировать своё поведение.

Самое главное, чем вы можете помочь своему ребенку с СДВГ – это , какой он есть, поддерживать с ним тесный эмоциональный контакт, помогать ему овладевать элементарными приёмами самоконтроля и учить придерживаться норм поведения, чтобы его поведение не создавало проблем для других людей.

Общие советы родителям гиперактивных детей

Ограничения

Не позволяйте ребенку засиживаться перед телевизором. В некоторых семьях принято оставлять постоянно работающий телевизор, даже если его никто не смотрит в данный момент, в этом случае нервная система ребенка сильно перегружается от постоянного шумового и светового фона. Старайтесь, чтобы телевизор в комнате, где находится малыш, был выключен.

Не разрешайте ребенку играть в компьютерные игры.

Гиперактивный ребенок перевозбуждается от большого скопления людей. По возможности избегайте людных мест (крупные магазины, рынки, театры) – они оказывают на нервную систему ребенка чрезмерно сильное действие.

Гиперактивного ребенка нужно отдавать в сад как можно позже, когда он уже научится более-менее контролировать своё поведение. И обязательно предупредите воспитателей о его особенностях.

Окружающая обстановка

Организуйте ребенку личное пространство: своя комната (если есть возможность), игровая зона, стол для занятий, спортивный уголок. Это пространство должно быть хорошо продумано и спланировано; для всех личных вещей должно быть ребенка должны быть устроены удобные системы хранения вещей ребенка должны быть места: для того, чтобы он приучался не терять вещи и класть их на место, так как соблюдение общего принципа порядка в комнате и в вещах при воспитании гиперактивного ребенка особенно важно.

Комната ребенка должна быть подчинена принципу «минимализма»: спокойные цвета обоев, занавесок, небольшое количество мебели. Игрушки, кроме самых любимых, должны быть убраны в закрытые шкафчики и ёмкости, чтобы посторонние предметы не отвлекали малыша от его занятий.


Семейная атмосфера

Чтобы помочь ребенку, необходима благоприятная обстановка в семье – хорошие, доверительные взаимоотношения и взаимопонимание между родителями и ребенком, разумные требования родителей, единая, последовательная линия воспитания.

Необходимо с пониманием относится к проблеме ребенка и оказывать ему всяческую поддержку. Ребенку нужно ваше искреннее, доброе, заинтересованное и внимательное отношение, открытое проявление любви.

Импульсивный и несдержанный родитель «заражает» и провоцирует гиперактивного ребенка на неадекватное поведение. Однако, понятно, что мама гиперактивного ребенка не в состоянии всё время сдерживать себя (да это и не нужно). Всё же старайтесь в большинстве случаев подавать своему сыну/дочери пример спокойного, доброжелательного, сдержанного, позитивного и мягкого общения. Разговаривайте с ребенком тихо и спокойно.

Гиперактивные дети особенно нуждаются в привычной обстановке – это их успокаивает. Поэтому старайтесь придерживаться четкого распорядка дня, обязателен дневной сон (или хотя бы отдых в кровати) (он будет давать ребенку возможность выспаться и успеть восстанавливать свои силы). Соблюдайте режим приема пищи и диету.

Воспитание малыша с СДВГ

У гиперактивных детей часто бывает заниженная самооценка. Укрепляйте уверенность ребенка в своих силах. Хвалите, поощряйте, отмечайте то, что хорошо получилось, поддерживайте малейшие попытки сдерживать свои бурные проявления. Давайте ему самые различные задания и просите о помощи.

Опирайтесь на положительные стороны вашего чада: доброта, отходчивость, общительность, щедрость, активность, оптимизм, легкость на подъем и пр.

Не сравнивайте успехи своего ребенка с развитием других детей. Всё весьма индивидуально. И отделяйте оценку поступков ребенка от оценки его личности. Осуждайте поступки, а не самого ребенка.

Чувства гипердинамичного ребенка чаще всего поверхностны. В подходящих ситуациях рассказывайте ему о том, что испытывают другие люди, таким образом вы будете малыша учить анализировать и смотреть в глубь происходящих событий.

Гиперактивный ребенок тяжело воспринимает критику, выговоры и наказания. Он начинает протестовать и защищаться, ведя себя ещё хуже. На агрессию он часто отвечает агрессией. Поэтому как можно реже используйте прямые запреты и приказы. Лучше отвлечь или озвучить свои ожидания: «Мы сейчас уберем игрушки и пойдём спать» (вместо «Нет, я сказала, больше никаких игр! Живо убирать игрушки - и в постель!»).

Ни в коем случае не подавляйте активность ребенка. Наоборот, давайте малышу возможность расходовать избыточную энергию, ведь физические нагрузки (особенно на свежем воздухе) благотворно влияют на нервную систему, оказывая на нее успокаивающее и расслабляющее действие: активные игры, прогулки, походы, бег, езда на велосипеде, катание на коньках, роликах, лыжах, плавание Только не доводите «до абсурда», ребенку нужно давать отдыхать.

Для того чтобы игра ребенка была более продолжительной и последовательной, желательно, чтобы у ребенка была возможность играть с одним партнером, а не с несколькими детьми. (И пусть этот партнер будет спокойным и уравновешенным).

Развитие и занятия с ребенком с СДВГ

Если у ребенка , значит, нарушена функция соответствующего отдела мозга, следовательно, нельзя чрезмерно задействовать этот участок. Поэтому во время занятий с малышом избегайте перегрузки его внимания. Для компенсации этого нарушения педагоги и психологи рекомендуют развивать и ребенка, то есть стимулировать развитие не пострадавших функций мозга.

Во время занятий с малышом задания давайте короткие и ясные. Предлагайте зрительные опоры – подсказки. Убедитесь, что задание понято ребенком.

Учите планировать и добиваться последовательности в своих действиях, предлагайте задания «дозировано»: сначала одно, а когда выполнил – другое.

Ограничивайте время выполнения задания (оно должно быть минимальным), чтобы ребенок не переутомился, поскольку перевозбуждение приводит к снижению самоконтроля и нарастанию излишней активности и агрессивности.

Чередуйте спокойные и активные игры. Малышу нужно «восстанавливать» работу мозга. Если малыш слишком расшумелся, постарайтесь направить его энергию в более «мирное» русло или переключите его на более спокойную игру.

Попробуйте выявить способности своего ребенка к определенному роду деятельности - к музыке, рисованию, конструированию и т.д. Предоставьте ребенку возможность заниматься любимым делом. Чем большим количеством умений он будет обладать, чем наглядней будет результат его труда, тем уверенней он будет себя чувствовать.

Работайте и со «слабыми» сторонами ребенка – например, у многих гиперактивных детей «проблемы» с развитием мелкой моторики. Предлагайте , например, занятия оригами или бисероплетением.

Еще раз хочется дать совет: формируйте у малыша различные физические умения, т.к. это универсальное средство, помогающее развитию всех функций и процессов мозга: мышления, памяти, внимания, координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве (Я - в пространстве, предметы – относительно меня и относительно друг друга).

В нашем магазине:

Материал к занятию.

Симптомы гиперактивности у ребенка

Уже начиная с возраста 3 лет, ребенок демонстрирует чудеса активности – открывает и закрывает шкафчики, бегает по всему дому, разбрасывая вещи и хватая все, что вызвало интерес. Все потому, что возможности освоения окружающего мира расширились с освоением ходьбы. Но каждая ли такая активность должна вызывать беспокойство у родителей?

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист "Игры на логику и мышление для детей до 5 лет". Скачайте его и узнайте самые интересные интеллектуальные игры для детей от 2х до 5 лет!

Специалисты полагают, что гиперактивность у ребенка 3 лет можно заподозрить, когда замечены:

  • обострение упрямости, неуправляемость, отсутствие реакции на запреты;
  • хаотичные движения, «моторная неловкость»;
  • чрезмерная двигательная активность (сидя на стуле, ребенок вертится, вскакивает, постоянно совершает движения руками и ногами);
  • невнимательность, отсутствие усидчивости, забывчивость;
  • частый переход от одного незавершенного дела к другому;
  • вспыльчивость, истеричность, неуравновешенность, склонность к конфликтам со сверстниками;
  • головные боли, появление фобий (страхов);
  • плохой сон.

Если у ребенка присутствует более 6 из этих признаков, стоит обратиться к психотерапевту или детскому неврологу за профессиональной диагностикой.

Гиперактивность у детей 5 лет может быть вызвана не только психическими нарушениями. Натолкнуть на мысль о наличии проблемы должны и следующие факторы:

  1. Неблагоприятное течение беременности (стрессы, курение, гипоксия, неправильное питание матери)
  2. Неблагоприятные роды (стремительные или, наоборот, затяжные, роды после стимуляции, недоношенность – до 38 недель)
  3. Наличие неврологических заболеваний у ребенка, конфликты в семье, излишняя строгость по отношению к ребенку, неправильное питание, отравление свинцом.

Гиперактивный ребенок. Что делать?

Лечение гиперактивности у детей 3, 4, 5 и 6 лет проводится медикаментозными и не медикаментозными средствами. В любом случае, в этом возрасте, при постановке диагноза терапия назначается только врачом.

Основными методами коррекции гиперактивности у ребёнка 5 лет и младше являются:

  • занятия с психологом и логопедом . Специалисты помогут снизить тревожность, развить речь, память, внимание, а также подобрать деятельность, в которой малыш будет уверенно себя чувствовать
  • запрет участия в соревновательных играх . Гиперактивному ребенку 3, 4, 5 или 6 лет может быть рекомендовано плавание, езда на велосипеде и другие статические нагрузки;
  • сеансы релаксации с целью нормализации работы центральной нервной системы;
  • поведенческая коррекция . В пределах разумного сводят к минимуму запреты и отказы. Такие малыши имеют высокий порог к эмоциям отрицательного характера, поэтому лучше создавать для них положительные эмоции и не забывать хвалить за успехи;
  • семейная психотерапия . Налаживание спокойной атмосферы в семье;
  • медикаментозная терапия . Этот метод чаще всего используется в особо запущенных случаях, когда иные методы не помогают или помогают слабо.

Что делать родителям гиперактивного ребенка 3, 4, 5 и 6 лет?

Если перечисленные выше методики нужно доверить специалистам, то следующие способы родители могут использовать самостоятельно, чтобы помочь малышу возраста 3-6 лет справиться с проблемой.

  • Используйте положительную модель воспитания. Чаще хвалите ребенка, поощряйте даже самые маленькие успехи. Запреты допустимы только в случаях, когда речь идет о безопасности ребенка. Найдите область деятельности, в которой малыш сможет успешно проявить свои способности и почувствовать свою значимость.
  • Создайте режим дня для малыша. В нем обязательно нужно прописать поручения – помыть посуду, застелить постель, вынести мусор, помочь маме в уборке и прочее. В режиме также должно быть указано четкое время просмотра мультфильмов и игр. Не позволяйте ребенку перевозбуждаться. Ложиться спать малыш должен также в одно и то же время. Причем главное соблюдать все эти правила, иначе они попросту будут обесценены. Пусть кроха приучится к порядку и размеренным действиям, это особенно важно в младшем школьном возрасте.
  • обращайте спокойно, без приказов и криков. Научитесь себя контролировать даже когда нервы на пределе, ведь вы образец для подражания. Малыша тоже учите думать о последствиях своих действий. Пусть он усвоит правила поведения и начнет их соблюдать.
  • Проводите с крохой больше времени. Ведь зачастую вызывающее поведение связано именно с желанием привлечь внимание родителей, которые слишком заняты работой или делами по дому.

Если гиперактивность у ребенка появилась в возрасте 3 лет, то к 5 и 6 годам с ней вполне успешно можно справиться при поддержке родителей и своевременной терапии.

Предлагаем ознакомится в видеобзоре TEST.TV: все для детей.

Скачайте чек-лист "Игры на логику и мышление для детей до 5 лет"

Чтобы ребенок легко учился и с удовольствием стремился к новым знаниям, важно с раннего детства увлечь его, а сделать это проще всего с помощью игры.​ Скачайте самые интересные интеллектуальные игры для детей от 2х до 5 лет!

Чтобы помощь гиперактивным детям была своевременной, специалисты советуют использовать для их коррекции игротерапию - лечение игрой. Ведь дети в любом возрасте прежде всего любят играть.


Типы коррекционных игр

Коррекциноо-развивающие игры для гиперактивных детей делятся на несколько типов:

  • Игры на развитие внимания.
  • Игры для снятия мышечного и эмоционального напряжения.
  • Игры, развивающие навыки управления.
  • Игры, способные закреплять умение общаться.


Существует 4 типа коррекционно-развивающих игр для гиперактивных детей

Существуют несколько требований к ним, которые обязаны все соблюдать:

  1. Все игры родители начинают вводить поэтапно, сперва начинают тренировать одну функцию. Если результат в играх виден, то подбираются дальше игры из следующей группы.
  2. Игровая деятельность осуществляется как индивидуально с ребенком, так и всей семьей.
  3. Старайтесь предугадывать переутомление ребенка, для этого во время переключайте внимание на другие объекты.
  4. Гиперактивный ребенок нуждается в контроле со стороны взрослого, поэтому старайтесь своевременно вводить поощрение и наказание в играх.

Вся игровая деятельность развивается вместе с ребенком. В 2 - 3 года малыш может быть очень активным, ведь за день у него скапливается столько энергии, что ее надо куда-то выплескивать. Здесь как раз необходимо бегать, прыгать.


При проведении занятий с гиперактивным ребенком соблюдайте последовательность, сдержанность и умеренность в наказаниях

Что стоит делать родителям, чтобы правильно организовать игровую деятельность малыша:

Постарайтесь подыграть ему. Если ребенок танцует и поет, то можно включить музыку и сказать, что он - артист, выступающий для игрушек. Или если дети бегают и прыгают по всей квартире, то можно поиграть вместе с ними, представляя себя охотником, а их - зайцами. Главная задача мамы - направлять и вовремя организовывать деятельность так, чтобы она не была бесцельной. В этом возрасте полезны будут игры с пластилином, различными крупами и водой, конечно, под присмотром взрослого.


Во время самостоятельных игр следует организовывать деятельность ребенка


Игры детям дошкольного возраста (4-5 лет)

Игра "Раз, два, три говори!". Взрослый задает детям простые вопросы, но отвечать на них можно только тогда, когда они услышат команду: «Раз, два, три - говори!» Вопросы могут быть такими: «Назови домашнее животное»; «Какой это цвет»; «Что эта за игрушка».

Очень хорошо снимают напряжение игры-этюды.

Игра «Снеговик». Ребенок изображает снеговик - разводит напряженные руки в сторону, надувает щеки. Взрослый изображает солнышко, которое греет и поглаживает ребенка. Снеговик таит и медленно опускается на пол.

Игра «Шарик». Дети представляют себя разноцветными воздушными шарами. Взрослый изображает насос, от движений которого шарики надуваются. Потом наступает хлопок руками, шарики лопаются и медленно опускаются на пол.

Различные игры и упражнения на внимание «Это лишнее»; «Найди отличия на картинке»; «Дотронься до цвета или предмета».


Для гиперактивных детей 4-5 лет хороши игры на развитие внимания и снятия мышечного и эмоционального напряжения

Игры для детей младшего школьного возраста (6-7лет)

Упражнение «Волшебный клубочек». Тренирует саморегуляцию. Ребенку во время игры нужно наматывать на руку клубок яркой пряжи. Детям рассказывается о том, что клубочек обладает необыкновенной силой, и то, кто его наматывает на руку, быстро успокаивается.

Игра «Дорисуй картину». Взрослый на доске рисует любую часть картинки. После этого дети по очереди подходят к доске и дорисовывают ту часть, которой не хватает на картинке. Таким образом получится совместная картина.

«Птичка». Ребенку в руки дается любой пушистый и мягкий предмет, рассказывается сказка. Задача ребенка - согреть птичку своим теплом и дыханием.

Игра «Кричу – шепчу – молчу». Нужно вырезать 3 отпечатка ладони из разноцветного картона: красный, желтый и синий. Они будут изображать команды-сигналы. Взрослый поднимет красную ладонь - можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтую - можно тихо передвигаться и шептать; синюю - дети должны замереть на месте.

Вот еще несколько интересных игр и упражнений: «Слушай хлопки», «Давайте поздороваемся», «Волны», «Разговор с руками», «Игры за партами».

Гиперактивные дети все любят играть с сыпучими материалами, это развивает мелкую моторику и успокаивает нервную систему. Сейчас много разнообразных наборов для игр с песком и водой, любой из них можно купить в магазине или сделать самим в домашних условиях.



Упражнения и игры с песком

Игры с песком снимают напряжение, развивают психоэмоциональное состояние, развивают мелкую моторику.

На песке можно дети по младше могут рисовать рисунки и фигуры, а постарше - писать буквы слова палочкой или пальцем.


Рисование на песке развивает усидчивость и моторику

Как проводятся игры с песком?

На первом этапе детей знакомят с возможностями песка, то, что он бывает сухой, а если добавить воду - мокрый. Его можно перетирать между ладонями, сжимать, просеивать, делать змейки и отпечатки ладоней, изображать следы животных.

Очень дети любят игру «Секрет»; «Найди сокровища». Ведущий закапывает игрушки, ракушки, камешки в песок, а ребенок с закрытыми глазами, ощупывая предмет, пытается узнать, что это и где находится, не раскрывая кулачок, или просто откапывает его.

Игровые столы с песком или водой будут очень увлекательны для гиперактивных детей


Рекомендации игровой деятельности для родителей или чем занять малыша

Если ребенок бегает по квартире без остановки, громко кричит, прыгает на полу, совершает хаотичные движения руками, ногами и совершенно вас не слышит, то поймайте его, обнимите и тихим голосом предложите поиграть.

Можно попросить вспомнить, как кричит лошадка, кошка, собака. Предложите показать свою руку, нос, коленку. Ребенку постарше предложите сосчитать от 1 до 20.

Поиграйте в «Замри-отомри», вариантов этой игры много. Например, по команде «утро» ребенок зевает, потягивается, «день» - прыгает, бегает, «ночь» - притворяется спящим.

Всем детям нравится игра «Робот»: здесь всего два игрока, первый водящий изображает робота, который выполняет все указания и инструкции, а второй - хозяин - дает их. Договоритесь с малышом, что как только вы нажмете ему на нос, он сразу «выключится». Можно расширить эту идею, нарисовав пульт управления (или используйте ненужный пульт от телевизора). Нажимайте кнопку на пульте и говорите: «уменьшаю громкость (выключаю звук, включаю замедление)». Пусть ребенок выполняет команды.


Привлеч внимание ребенка с помощью игры очень просто и очень полезно

Предложите ребенку представить, что он - лев на охоте. Сначала он неподвижно сидит в засаде, а потом прыгает и ловит кого-нибудь.

Попросите ребенка закрыть глаза и сидеть неподвижно, ожидая определенного сигнала. Например, когда второй раз прозвенит колокольчик, он должен встать и поставить игрушку на полку или собрать кубики с пола.

Предложите игру «Час тишины». В течение этого часа все члены семьи могут говорить только шёпотом. За это можно получить вознаграждение, ведь это очень сложно сделать, особенно такому ребенку.

Возьмите салфетку (или листок дерева) и подбросьте вверх. Скажите ребенку, что пока салфетка падает, нужно как можно громче смеяться. Но как только упадет, следует сразу замолчать. Играйте вместе с ребенком.

Лучше еще крохой приучить ребенка, чтобы, когда вы расставляете руки, он бежал бы к вам в объятия (знаю, многие родители так делают). Если это объятие будет приятным, к 3-5 годам привычка останется. Поэтому расставьте руки и, когда ребенок к вам прибежит, крепко-крепко его обнимите и задержите объятия на несколько секунд.

Предложите игру «Капитан и корабль». Капитан отдает команды («Направо», «Налево», «Прямо»), а корабль четко им следует. Для ребенка постарше можно выбрать цель (например, доплыть в прихожую) и расставить в комнате препятствия (кегли, мягкие игрушки). Ребенок может выбрать любую из ролей.

Загородите дорогу или схватите носящегося по квартире ребенка. Чтобы пройти (освободиться), он должен ответить на вопрос, требующий сосредоточения (например, назвать морское животное, сосчитать количество окон в квартире или придумать пять слов на букву «А»).

Попросите малыша, носящегося по квартире, выполнять ваши задания (три раза подпрыгнуть, два раза сбегать на кухню и обратно, четыре раза спрыгнуть с дивана). Важно, чтобы активное задание сочеталось с необходимостью вести подсчет действиям. За каждое выполненное задание рисуйте малышу в альбоме цветок или машинку.

Предложите ребенку повторять за вами все слова и действия. Начинайте показывать быстрые, резкие движения или громко кричите. Постепенно переходите к более спокойным, плавным движениям и тихой речи.

Кроме достижения мгновенного эффекта, эти игры также помогут малышу учиться себя контролировать. Не забывайте, что и родителям важно быть терпеливыми и не терять самообладания, поскольку ребенок берет с вас пример, чувствует и отражает ваше собственное состояние.


Задействуйте гиперактивного ребенка как можно чаще в различных играх и упражнениях

Подробнее о гиперактивности вы узнаете, посмотрев следующее видео.

Как вести себя родителям ребенка с СДВГ, смотрите в следующем видео клинического психолога Вероники Степановой.

Loading...Loading...