«Тарас Бульба — главный герой одноименной повести Н. В. Гоголя. Что Тарас Бульба считал главными достоинствами рыцарства? Что тарас бульба считает главным достоинством рыцаря

1.Как характеризует Тараса Бульбу та встреча, которую он оказывает сыновьям?Как проявляются в этой ситуации различные характеры Отапа и Андрия?
2.О каких качествах характера Тараса Бульбы говорит рассказчик?Что подчеркнул в портрете героя художник Е.А.Кибрик?
3.Почему Тарас решает ехать в сечь?
4.Что Тарас Бульба считал главными достоинствами рыцарства?
5.Составьте цитатный план к теме "Образ матери"
Взарание, спасибо за помощь! :з

ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА Вопросы и задания:

1. Как характеризует Тараса Бульбы та встреча, которую он оказывает сыновьям? Как проявляются в этой ситуации различные характеры Остапа и Андрия?
2. О каких качествах характера Тараса Бульбы говорит рассказчик? Что подчеркнул в портрете героя художник Е.А. Кибрик?
3. Почему Тарас решает ехать в Сечь?
4. Что Тарас Бульба считал главными достоинствами рыцарства?
5. Составьте цитатный план к тебе "Образ Матери".
6. Прочитайте внимательно отрывок до слов: "Одна бедная мать не спала..." до слов: "Он задумал оттого так скоро ехать, что много выпил". Проследите, как стилистически выделенно местоимение она.
(Я ПРОШУ ВАС МАКСИМУМ 30 МИНУТ НА ЭТО ПРОШУ ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ Я БУДУ ОЧЕНЬ РАДА!) ЗАРАНЕЕ СПАСИБО:)

Что исправить?

Тарас Бульба
главный герой повести Н.В Гоголя «Тарас Бульба»

В его
портрете воплощены все лучшие качества той героической эпохи.

Храбрость,
Отвага, Ненависть к врагам- все эти черты воплощены в одном человеке.

Тарас не был
создан для спокойной, мирной жизни- это был старый воин, готовый отдать жизнь
за отечество.

Именно после
его пламенной речи Запорожские казаки, решили выдвинуться в поход и отомстить
польской шляхте.

У Тараса
было два сына- Остап и Андрий, отец хотел чтобы они стали закаленными войнами
как и Тарас.

Но все пошло
не как думал Тарас- Остапа пленили и казнили, Андрий предал отечество, и его
убил Тарас, сам же, когда его пленили он не пытался

Вырваться на
свободу он надеялся только на то- что его войны благополучно вышли из окружения
и спаслись. Он потерял обоих сыновей- самых близких ему людей, что же еще
остается старому солдату- только героически умереть.

Тарас Бульба
считал главным в жизни любить отечество, быть верным своей земле и своему
народу.

оцените сочинение.

Тарас Бульба главный герой повести Н.В Гоголя «Тарас Бульба»
В его портрете воплощены все лучшие качества той героической эпохи.
Храбрость, Отвага, Ненависть к врагам- все эти черты воплощены в одном человеке.
Тарас не был создан для спокойной, мирной жизни- это был старый воин, готовый отдать жизнь за отечество.
Именно после его пламенной речи Запорожские казаки, решили выдвинуться в поход и отомстить польской шляхте.
У Тараса было два сына- Остап и Андрий, отец хотел чтобы они стали закаленными войнами как и Тарас.
Но все пошло не как думал Тарас- Остапа пленили и казнили, Андрий предал отечество, и его убил Тарас, сам же, когда его пленили он не пытался
Вырваться на свободу он надеялся только на то- что его войны благополучно вышли из окружения и спаслись. Он потерял обоих сыновей- самых близких ему людей, что же еще остается старому солдату- только героически умереть.
Тарас Бульба считал главным в жизни любить отечество, быть верным своей земле и своему народу.

1 Урок 37 – 42

Задание на дом . Прочитать главы повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Подготовиться к самостоятельной работе с текстом.

Уроки 37-41 . Мотивы средневековой культуры в повести Гоголя «Тарас Бульба»

... козачество - широкая, разгульная замашка русской природы...

Н. Гоголя

Главы I-III.

Самостоятельная работа

У. Сегодня мы начинаем серию уроков, посвященных повести Николая Васильевича Гоголя (1809 - 1852) «Тарас Бульба» (1833 - 1842).

Вам предстоит очень трудная работа: попытаться понять автора этого сложного произведения. Для этого вам надо сначала самим представить картину жизни, нарисованную Гоголем, попытаться понять жизнь Запорожской Сечи. Поэтому вопросы сегодняшней работы будут касаться не столько героев, сколько того, как вы понимаете картину той жизни в целом.

Самостоятельная работа с текстом.

Глава 1

1. Чему учили сыновей Бульбы в академии, и как он это учение оценивает? - «Это все дрянь, чем набивают головы ваши; и академия, и все те книжки, буквари, и филосовфия - все это ка зна що - я плевать на все это!»

2. Чему же, по мнению Бульбы, надо учиться? Чем и где надо овладеть? - «Ваша нежба - чистое поле да добрый конь: вот ваша нежба! А видите вот эту саблю? вот ваша матерь!»; «А вот, лучше, я вас на той же неделе отправлю на Запорожье. Вот где наука так наука! Вот вам школа; там только наберетесь разуму».

3. Почему Бульба решает отправиться вместе с сыновьями? - «Какого дьявола мне здесь ждать? Чтоб я стал гречкосеем, домоводом, глядеть за овцами да за свиньями да бабиться с женой? Да пропади она: я козак, не хочу! Так что же, что нет войны? Я так поеду с вами на Запорожье, погулять»; «Какого врага мы можем здесь высидеть? На что нам эта хата? К чему нам все это? На что эти горшки?»

4. Когда, какие черты характера и почему сформировались у казаков? Как эти черты оценивает рассказчик (абзац от: «Бульба был упрям страшно»)? - Такие характеры возникли в XV веке из-за разных бед. Казаки были связаны общей опасностью и ненавистью к нехристиана- захватчикам. Они были отважными, умелыми, все им было по плечу. Главной ценностью для них была казацкая слава, сила рыцарская. Рассказчик называет такой характер «русским», явно гордится им, называет его «необыкновенным явлением русской силы», могучим, широкого размаха.

5. В каких трех случаях Бульба считал необходимым взяться за саблю? - «...Когда комиссары не уважили в чем старшин и стояли пред ними в шапках, когда поглумились над православием и не почтили предковского закона и, наконец, когда враги были бусурманы и турки, против которых он считал во всяком случае позволительным поднять оружие во славу христианства»; комиссары - польские сборщики податей.

6. Что почитал Бульба главными достоинствами рыцарства? - «Подвиги в ратной науке и бражничество».

7. Как относились казаки к женщинам (на примере жены Бульбы)? Как к этому относится рассказчик? - «...Она была жалка, как всякая женщина того удалого века»; рассказчик жалеет жену Бульбы (ее оскорбляли, били), осуждает «сборище безженных рыцарей».

8. В чем видит Бульба черты «лыцарства»? - «...чтобы они воевали храбро, защищали бы всегда честь лыцарскую, чтобы стояли всегда за веру Христову, а не то - пусть лучше пропадут, чтобы и духу их не было на свете!»

Глава II

1. Кто первый попался приехавшим в Сечь Бульбе и его сыновьям? Какое впечатление он произвел на Бульбу? Каково отношение рассказчика? - «Это был запорожец, спавший на самой средине дороги, раскинув руки и ноги. Тарас Бульба не мог не остановиться и не полюбоваться на него»; с точки зрения рассказчика, «это была картина довольно смелая», ему немного смешно, «пышная фигура» (в смысле «гордый»), «шаровары алого дорогого сукна были запачканы дегтем для показания полного к ним презрения».

2. Какую сцену увидел Бульба на площади и как к ней отнесся? - Он увидел «танец самый вольный, самый бешеный, какой только видел когда-либо свет и который, по своим мощным изобретателям, назван козачком»; Тарас «пустился бы сам в танец», «если бы не конь!»

Глава III

1. Какие характеристики дает рассказчик гульбе и веселью? - Гульба - признак «широкого размета душевной воли». Она рождается из «вольного неба и вечного пира души своей». Веселость эта была пьяная, но не мрачная - «это был тесный круг школьных товарищей».

2. Кто мог найти работу в этой странной республике? - «Охотники до военной жизни, до золотых кубков, богатых парчей, дукатов и реалов...»

3. Что нужно было, чтобы быть принятым Сечью? - Нужно было доказать, что веруешь в Христа.

4. Почему Остапу и Андрию законы Сечи казались иногда «даже слишком строгими среди такой своевольной республики»? - Потому что наказывали очень жестоко.

5. Что значит для Тараса «отважное предприятие, где бы можно было разгуляться как следует рыцарю»? - Затеять войну с кем-нибудь.

6. Как можно поступать с «бусурманами» (басурманы - люди иной веры), с точки зрения Бульбы? - «И бог и святое писание велит бить бусурманов».

7. Можно ли, по мнению Бульбы, нарушить клятву о мире, если клялись верою? - Можно, потому что его сыновья, как и другие молодые казаки, еще ни разу не были на войне и не могут стать настоящими воинами, если не начать воевать.

8. Сформулировать вопросы о том, что осталось непонятным.

Уроки 38

Акцентное вычитывание эпического текста

У. Судя по результатам самостоятельной работы, вам было нелегко ответить на вопросы (приводит примеры непонимания и разночтений из детских работ). Но зато теперь, когда вы уже вошли в ту картину, которую разворачивает перед нами Гоголь, попытаемся все вместе разобраться с этими трудностями. И если не все, то некоторые преодолеть.

Род и жанр.

К какому роду и жанру относится это произведение?

Д. Это повесть. Эпическое произведение, где раскрывается внутренний мир героев в оценке рассказчика-повествователя.

У. В чем особенность этой повести? О каких временах она повествует?

Д. Это историческая повесть.

Исторические факты и «историческая повесть».

У. Историк стремится передать факты, хотя и у него есть своя точка зрения. А у художника главная задача - именно выразить свою точку зрения, и поэтому он может отбирать необходимые ему факты или даже изменять их.

И художник не случайно обращается к прошлому. Он, думая о настоящем, акцентирует в прошлом что-то такое, что будет интересно его современникам и потомкам. Поэтому понять автора исторического художественного произведения еще труднее: надо знать события не только по литературному тексту, но и по историческим источникам. Это во-первых. А во-вторых, надо попытаться понять позицию автора - что именно он хотел подчеркнуть в жизни людей прошлой эпохи.

Повесть Гоголя интересна для вас еще и с другой стороны. В курсе истории литературы вы заняты как раз изучением средних веков, т.е. пытаетесь понять человека той эпохи, его мировоззрение, оценку ценностей. А в повести вы ту же эпоху видите как глазами рассказчика (когда Гоголь оценивает события далекого прошлого с точки зрения своего времени), так и глазами людей средневековья (когда Гоголь пытается посмотреть на мир глазами своих героев).

Это очень трудно. Но этим читательские трудности не исчерпываются. Ведь когда мы пытаемся понять прошлое, то сталкиваемся с тремя видами трудностей. С какими?

Д. Трудно понять некоторые слова - язык. Трудно понять картину жизни, так как мы живем не так и видим мир иначе. Есть расхождение в оценках. В прошлом были и общечеловеческие ценности, то, что нас роднит, но было и то, что сегодня мы оцениваем иначе. Нам бывает трудно посмотреть на мир глазами человека другой эпохи.

У. Ряд трудностей мы сегодня попытаемся предотвратить. Для этого нужно попытаться понять историческую ситуацию и некоторые слова, употребляемые в тексте. Записывайте главное в свои конспекты. Сначала выясним, кто такие «казаки » и что такое «Запорожская Сечь ».

Слово «казак » или «козак» (обратите внимание, Гоголь пишет «козак», хотя сейчас принято писать это слово через букву «а») заимствовано из тюркского языка и означает «вольный человек», «удалец».

«Запорожская Сечь» это укрепленное место «за порогами Днепра», т.е. ниже порогов были укрепления, окруженные «засеками» (завалами из деревьев).

Известия о днепровских казаках идут с конца XV в., когда городская беднота и беглые украинские крепостные выходили в дикую степь «казаковать», на свободных землях «промышлять пчелой, рыбой, зверем, воевать с татарином». Сложилась Сечь в первой половине XVI в. и располагалась в те времена на территории Речи Посполитой (в переводе спольского «посполита» - республика) - королевства, в которое в XVI в. объединились Польша и Литва. Украина воссоединилась с Россией только в 1654 г.

О том, как выглядела Запорожская Сечь в XVI веке, прочитайте отрывок из курса русской истории Василия Осиповича Ключевского (1841-1911) в задании 22 (тетрадь № 1).

Задание 22

Прочитайте описание обычаев и законов Запорожской Сечи в отрывке из курса русской истории Василия Осиповича Ключевского. Сравните с описанием Гоголя. Напишите, чем различаются эти описания?

Сечь представляла вид укрепленного лагеря, обнесенного древесными завалами, засекой . Она снабжена была кое-какой артиллерией, маленькими пушками, забранными в татарских и турецких укреплениях. Здесь образовалось из бессемейных и разноплеменных пришельцев военно-промышленное товарищество, величавшее себя «рыцарством войска Запорожского». Сечевики жили в шалашах из хвороста, покрытых лошадиными кожами. Они различались занятиями: одни были преимущественно добытчиками, жили военной добычей, другие промышляли рыбой и зверем, снабжая первых продовольствием. Женщины не допускались в Сечь, женатые казаки, сидни , гнездюки , жили отдельно по зимовникам и сеяли хлеб, снабжая им сечевиков. До конца XVI в. Запорожье оставалось подвижным, изменчивым по составу обществом; на зиму оно расходилось по украинским городам, оставив в Сечи несколько сот человек для охраны артиллерии и прочего сечевого имущества. В спокойное время летом в Сечи бывало налицо до 3 тысяч человек; но она переполнялась, когда украинскому поспольству становилось невтерпеж от татар и ляхов и на Украйне что-либо затевалось. Тогда всякий недовольный, гонимый или в чем-либо попавшийся бежал за пороги. В Сечи не спрашивали пришельца, кто он и откуда, какой веры, какого рода-племени: принимали всякого, кто казался пригодным товарищем. В конце XVI в. в Запорожье заметны признаки военной организации, хотя еще неустойчивой, установившейся несколько позднее. Военным братством Запорожья, кошем , правил избираемый сечевой радой кошевой атаман, который с выборными есаулом, судьей и писарем составлял сечевую старшину, правительство. Кош размещался отрядами, куренями , которых было потом 38, под командой выборных куренных атаманов, также причислявшихся к старшине. Запорожцы всего более дорожили товарищеским равенством; все решал сечевой круг, рада, казацкое коло. Со старшиной своей это коло поступало запросто, выбирало и сменяло ее, а неугодивших казнило, сажало в воду, насыпав за пазуху достаточное количество песку».

Дети читают , выполняют задание сначала самостоятельно в тетрадях, а затем вместе устно.

У. Гоголь тоже описал жизнь, обычаи и законы Запорожской Сечи. Есть ли различия?

Д. Историк пишет, что в Сечи не спрашивали пришельца, какой он веры, а у Гоголя спрашивают.

У. Молодцы, что заметили это. Но ведь Ключевский говорит о XVI в. А в какое время происходят события в повести Гоголя?

Д. Он пишет, что такие характеры, как у Бульбы, сложились в XV веке.

У. Есть ли тут противоречие? Будьте внимательны к тексту. У Гоголя сказано, что характер Бульбы один из тех, «которые могли возникнуть только в тяжелый XV век». Но ведь дети Тараса, да и сам Тарас, судя по тому, что он упоминает латинские вирши, римского поэта Горация, учились в Киевской академии, а она была открыта в 1632 г. Упоминает Гоголь и воеводу Адама Киселя. Это лицо историческое. Кисель жил в XVII веке. А кто прочитал повесть до конца, тот в последней главе узнал о восстании под предводительством гетмана Остраницы и его советника Гуни. Это исторический факт - восстание произошло в 1638 г. Упоминает Гоголь и об «унии ». Но о какой?

Уния - «союз». А этих союзов, которые могли волновать Сечь, было два. В 1569 г. была заключена Люблинская уния, в результате чего соединились Польша и Литва и обе вместе получили название Речь Посполитая, и Сечь подпала под власть поляков. Но была и другая уния, церковная, которая совершилась 27 лет спустя после политической. Причиной этому послужила борьба между собой христианских церквей. Поляки-католики сначала вынуждены были бороться с наступлением протестантов. Победив протестантов, католики попытались устранить православие. И тогда часть высших православных священников, испугавшись, решила объединиться с католиками. Так возникла на территории Речи Посполитой еще одна церковь - униатская, а православная в этих землях перестала считаться законной.

О Люблинской унии 1569 года Ключевский писал, что она принесла в юго-западную Русь «три тесно связанные между собой следствия»: крепостное право, усиление крестьянской колонизации Украйны и превращение Запорожья в убежище для порабощенного русского населения.

Все эти события естественно сказались на нравственном характере казачества.

Каким «нравственный характер» был до Люблинской унии и каким стал после нее прочитайте еще в одном отрывке из курса русской истории Ключевского – тетрадь № 1, задание 23 .

Задание 23.

Прочитайте описание «нравственного характера казачества» до Люблинской унии 1569 1 года и после нее в отрывке из курса русской истории Василия Осиповича Ключевского.

Напишите, что изменилось в характере казаков после унии?

Сравните с описанием Гоголя. Напишите, чем различаются эти описания?

Мы проследили в общих чертах историю малороссийского казачества в связи с судьбами Литовской Руси до начала XVII в., когда в его положении произошел важный перелом. Мы видели, как изменялся характер казачества: ватаги степных промышленников выделяли из своей среды боевые дружины, жившие набегами на соседние страны, а из этих дружит правительство вербовало пограничную стражу. Все эти разряды казаков одинаково смотрели в степь, искали там поживы и этими поисками в большей или меньше степени способствовали обороне постоянно угрожаемой юго-восточной окарины государства. С Люблинской унии малороссийское казачество поворачивается лицом назад, на то государство, которое оно доселе обороняло. Международное положение Малороссии деморализовало эту сбродную и бродячую массу, мешало зародиться в ней гражданскому чувству. На соседние страны, на Крым, Турцию, Молдавию, даже на Москву казаки привыкли смотреть как на предмет добычи, как на «казацкий хлеб». Этот взгляд они стали переносить и на свое государство, с тех пор как на юго-восточной его окраине начало водворяться панское и шляхетское землевладение со своим крепостным правом. Тогда они увидели в своем государстве врага еще злее Крыма или Турции и с конца XVI в. начали опрокидываться на него с удвоенной яростью. Так малороссийское казачество осталось без отечества и, значит, без веры. Тогда весь нравственный мир восточноевропейского человека держался на этих двух неразрывно связанных одна с другой основах, на отечестве и на отечественном боге. Речь Посполитая не давала казаку ни того, ни другого. Мысль, что он православный, была для казака смутным воспоминанием детства или отвлеченной идеей, ни к чему не обязывавшей и ни на что не пригодной в казачьей жизни. Во время войн они обращались с русскими и с их храмами нисколько не лучше, чем с татарами, и хуже, чем татары. […]Казак оставался без всякого нравственного содержания. В Речи Посполитой едва ли был другой класс, стоявший на более низком уровне нравственного гражданского развития: разве только высшая иерархия малороссийской церкви перед церковной унией могла потягаться с казачеством в одичании. В своей Украйне при крайне тугом мышлении оно еще не привыкло видеть отечество. Этому мешал и чрезвычайно сбродный состав казачества. […] Что могло объединять этот сброд? На шее у него сидел пан, а на боку висела сабля: бить и грабить пана и торговать саблей - в этих двух интересах замкнулось все политическое миросозерцание казака, вся социальная наука, какую преподавала Сечь, казацкая академия, высшая школа доблести для всякого доброго казака и притон бунтов, как его называли поляки. Свои боевые услуги казаки предлагали за надлежащее вознаграждение и императору германскому против турок, и своему польскому правительству против Москвы и Крыма, и Крыму против своего польского правительства. […].И вот этой продажной сабле без бога и отечества обстоятельства навязали религиозно-национальное знамя, судили высокую роль стать оплотом западно-русского православия.

Эта неожиданная роль была подготовлена казачеству другой унией, церковной, совершившейся 27 лет спустя после политической. Напомню мимоходом главные обстоятельства, которые привели к этому событию. Католическая пропаганда, возобновившаяся с появлением в Литве иезуитов в 1569 г., скоро сломила здесь протестантизм и набросилась на православие. Она встретила сильный отпор сначала в православных магнатах с князем К.Острожским во главе, а потом в городском населении, в братствах. Но среди высшей православной иерархии, деморализованной, презираемой своими и притесняемой католиками, возникла старая мысль о соединении с римской церковью, и на Брестском соборе 1596 г. русское церковное общество распалось на две враждебные части, православную и униатскую. Православное общество перестала быть законной церковью, признанной государством. […] Сказать загнанному холопу или своевольному казаку, помышлявшим о погроме пана, на земле которого они жили, что они этим погромом поборают по обижаемом русском боге, значило облегчить и ободрить их совесть, придавленную шевелившимся где-то на дне ее чувством, что как-никак, а погром не есть доброе дело. Первые казацкие восстания в конце XVI в., как мы видели, еще не имели того религиозно-национального характера. Но с начала XVII в. казачество постепенно втягивается в православно-церковную оппозицию. […] Так казачество получило знамя, лицевая сторона которого призывала к борьбе за веру и за народ русский, а оборотная - к истреблению или изгнанию панов и шляхты из Украйны.

Дети читают и выполняют задание сначала письменно, а потом отвечают устно на вопросы учителя.

Цели: обучающие: обобщить с учащимися материал по образу Тараса Бульбы; углублённо поработать над текстом повести, используя приёмы, стимулирующие вдумчивое перечитывание текста (информативный текст, анализ ключевых эпизодов, исценизацию, ролевое чтение); развивающие: совершенствовать навыки выразительного чтения, элементов театрального искусства, обобщения; воспитательные: воспитывать в учащихся эмпатию (способность сопереживать, проникаться внутренним состоянием героя). Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний, умений и навыков. Оборудование: тексты повести, медиапроектор, иллюстративный, дидактический материал. Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу? Н. В. Гоголь ХОД УРОКА I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. Слово учителя - Для человека очень важно чувство Родины. Особенно важно сегодня для нас, украинцев. Любить Родину учат нас родители, учителя, художественные книги. Одна из них - повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». На что были готовы ради своего Отечества наши славные герои козаки? Об этом и поговорим на уроке. 2. Составление кластера (устно) ♦ Создадим моральный портрет козака. Какие черты характера присущи козакам? ♦ Можно ли назвать Козаков рыцарями? (Частично: шпаги (сабли) есть, дамы нет.) ♦ Кого из героев гоголевской повести можно считать настоящим рыцарем? II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ Викторина «Поймай мячик» (Вопросы викторины - домашнее задание одного из учащихся.) 1. Почему Тарас больше года не виделся с сыновьями? 2. Что, по мнению Тараса и других сотников, лучшая наука для молодого человека? 3. Сколько времени пробыли дома сыновья Бульбы? Почему? 4. Кто всю ночь накануне отъезда на Сечь не сомкнул глаз? 5. Кого автор называет «странным существом в сборище безжизненных рыцарей»? 6. Что дала мать своим сыновьям на прощанье? 7. Сколько людей ехало на Сечь вместе с Тарасом? 8. Каково главное занятие Козаков на Сечи в мирное время? 9. Как на Сечи называли куренного атамана? 10. Куда пошли в боевой поход козаки? Какую военную тактику они применяли? 11. О ком слова: «Чем не козак был?» - «Пропал бесславно, как подлая собака»? 12. О ком слова: «Они шли не боязливо, не угрюмо, но с какою-то тихою горделивостью»? III. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА 1. Запись в тетради темы урока Учитель. Сегодня мы соберём портрет личности главного героя повести - Тараса Бульбы. Задача: по ходу работы заполнять таблицу «Черты характера Тараса Бульбы». Черты характера Тараса Бульбы Положительные Отрицательные 2. Инсценирование эпизода «Встреча Тараса с сыновьями» ♦ Что можно сказать о характере действующих лиц по этой сценке? (Тарас: не любит попов, не воспринимает науку всерьёз, ценит силу и сноровку, рад сыновьям. Остап: самолюбив, прям и неуступчив. Мать: её мнение не в счёт, как отец решит - так и будет. Андрий - ?) 3. Наблюдение над текстом. Выразительное чтение и анализ фрагмента «Описание светлицы» ♦ Каково значение описания светлицы для со здания колорита времени? (Ценились чистота, красивая утварь - старый Бульба готов выпить с товарищами из красивых чарок, кубков; ценилось оружие - хозяин не прочь показать, что гордится добытым оружием, оно свидетельствует о его боевой удали.) 4. Работа над созданием портрета Тараса Бульбы 1) Работа с репродукцией картины И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» ♦ Соответствует ли ваше представление о внешности Тараса представлению художника? 2) Словесное рисование ♦ Каким бы вы изобразили старого полковника? 3) Выразительное чтение фрагмента текста повести - портрета Тараса Бульбы ♦ Соответствует ли внешность героя его внутренней сущности? (Внешне - крепок, силён; внутренне - твёрд, решителен, упрям, честолюбив, жесток, справедлив до фанатизма.) ♦ Чего можно ожидать от такого прямого, «преданного козачьей вольнице» человека? (Решительных действий - всего того, что сделает Тарас дальше: поднимет Сечь в поход на ляхов, собственной рукой убьёт сына-изменника, обезумевший от горя будет зверствовать на польских землях.) 4) Художественное ролевое чтение фрагмента «Речь о товариществе» ♦ Какие слова Тараса, произнесённые перед войском, идущим на смерть, особенно трогают? ♦ Какие слова речи о товариществе звучат современно, злободневны и сегодня? (О пресмыкательством перед иностранным, о «сирости» - сиротстве и страдании народа.) ♦" Удалось ли вашему однокласснику передать душевный порыв старого полковника? 5) Анализ эпизода «Тарас присутствует на казни Остапа в Варшаве» и выразительное чтение от слов «
Они шли не боязливо, не угрюмо...» до слов «...его и след простыл» Учитель. Одним из самых страшных моментов жизни Тараса Бульбы было присутствие на площади в Варшаве, когда казнили его сына Остапа. ♦ Как реагирует отец на стоическое поведение сына? («Гордо приподняв очи»; «Добре, сынку, добре») ♦Почему Тарас отвечает сыну, несмотря на смертельную опасность? Чем были его слова для Остапа и его товарищей? (Поддержал сына и всех осуждённых на казнь дружеским словом.) ♦ Мог ли он смолчать? Как мы можем назвать поведение Тараса на площади? (Очень рискованным, ведь за его голову обещана большая награда.). (Демонстрируется иллюстрация Е. А. Кибрика «Смерть Тараса».) 6) Работа в группах. Просмотр фрагмента кинофильма «Тарас Бульба. От любви до ненависти» (2008) ♦ Составьте ряд вопросов по содержанию увиденного (не меньше трёх). Примерные вопросы ♦ Почему ляхам удалось схватить Тараса? ♦ Почему он вернулся за люлькой? ♦ Можно ли этот поступок считать безрассудным? ♦ Какую казнь придумали поляки козаку? ♦ О чём думал старый атаман перед смертью? ♦ Удалось ли ему из адского пламени помочь товарищам? 7) Анализ эпиграфа IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА 1. Чтение учащимися заполненной таблицы «Черты характера Тараса Бульбы» 2. Выводы. Составление синквейна Пример синквейна Тарас Бульба. Прямой, решительный, фанатичный. - Действует, любит, ненавидит. Матёрый полковник верен козацкому призванию. Рыцарь. V. РЕФЛЕКСИЯ Интерактивный приём «Микрофон» «Сегодня на уроке я...» VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Опираясь на записи в тетрадях, на материал, рассмотренный на уроке, составить рассказ «О чём говорили козаки, вспоминая своего атамана».

Гоголь с большим интересом относился к истории украинского народа, его героическому прошлому. Самое пристальное внимание у него вызывала Запорожская Сечь — укрепленный лагерь запорожских казаков. На Сечи существовали свои обычаи и порядки. Запорожцы, умелые и храбрые воины, самоотверженно боролись с врагами, турками и поляками. Превыше всего ценилась здесь дружба, чувство товарищества. Вместе они поднимали чарки за праздничным столом, вместе ходили в военные походы. Изнеженность презиралась, быт был предельно прост, без излишеств, а тем более роскоши. Запорожцы стремились продолжать традиции своих дедов и отцов. Сыновьям они с пеленок прививали чувство долга перед родиной. В итоге казаки готовы были без размышлений отдать жизнь за свою родную землю. Большинство запорожцев отличалось цельными, могучими характерами, не приемлющими двойственности.

Сечь была гнездом, откуда вылетали «все те гордые и крепкие, как львы». Был таким и Тарас Бульба, главный герой одноименной повести. Он является настоящим воплощением ратного духа запорожцев. Для него казацкая честь и свобода отчизны перевешивают даже отцовские чувства. Тарас убил своего сына-предателя, перебежавшего в стан врага. Он не нашел поступку сына оправдания, казнил его позорной смертью. Верный идеалам Запорожской Сечи, Тарас не может пренебречь ими, даже если дело касается собственного родного сына. В этом проявляется все величие его характера. Погибает от рук поляков и сам Тарас, но даже в последнюю минуту, горя на костре, он думает не о себе, а ищет спасения товарищам, попавшим в окружение.

В Тарасе Бульбе автор воплотил старинные идеалы сечевого рыцарства. Сама же Сечь предстает перед нами как вольная республика, оплот свободы и равенства. Воспитанники ее превыше всего ставят интересы народа, независимость Отчизны и готовы с честью отдать жизнь за достижение этих благородных целей.

Идеал писателя нашел выражение в «Тарасе Бульбе», в повести, опоэтизировавшей духовную нерасторжимость личности и народа, жаждущего национальной и социальной свободы. В ней Гоголь, по словам Белинского, исчерпал всю жизнь исторической Малороссии и в дивном, художественном «создании навсегда запечатлел ее духовный образ». Характеристика точная, но и удивительная: ведь в повести не запечатлены реальные лица и события. Подлинное чудо искусства: читателя не покидает ощущение, что был на свете исторический прототип Тараса Бульбы или он сам.
В этом дорогом для Гоголя произведении художественный историзм и художественный психологизм составили эстетическое единство. В образе Тараса Бульбы главенствующая психологическая черта — его беззаветный патриотизм. Все душевные и физические силы героя поддерживаются этим чувством. В первые же минуты встречи с сыновьями после долгой разлуки он не объятиями встречает их, а испытывает бойцовские качества старшего, Остапа:

«— Да он славно бьется! — говорил Бульба остановившись.— Ей-богу, хорошо! — продолжал он, немного оправляясь,— так, хоть бы даже и не пробовать. Добрый будет казак!»

Суровое время диктовало свои законы. Мужчины росли бесстрашными воинами. Тарасу не терпится похвалиться сыновьями в Сечи. Не дав им разнежиться дома, он увозит их в военный лагерь: «Завтра же едем! Зачем откладывать! Какого врага мы можем здесь высидеть? На что нам эта хата? К чему нам все это?..»

Давая характеристику своему герою, Гоголь говорит, что такой упрямый и самоотверженный воин мог возникнуть только в тяжелое время: «...только в тяжелый XV век на полукочующем углу Европы, когда вся первобытная Россия, оставленная своими князьями, была опустошена, выжжена дотла неукротимыми набегами монгольских хищников. Словом, русский характер получил здесь могучий, широкий размах, дюжую наружность».

Но Гоголь повествует не только о сильных и отважных воинах, он дает развернутые картины прекрасной и пышной природы Малороссии. Здесь, на необозримых просторах степи, могли родиться и взрасти такие вольнолюбивые и самоотверженные бойцы. «Степь, чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою, девственной пустынею... Ничего в природе не могло быть лучше. Вся поверхность земли представляется зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов...»

Этот прекрасный мир и защищают запорожские казаки. Тарас не зря гордится своим старшим сыном. Остап — истинный воин своего времени. Сильный и отважный, спокойный и уверенный в себе, он до конца остается предан своему делу — освобождению Малороссии от польских захватчиков. Для Остапа нет важнее занятия, чем ратный труд. Он несколько примитивен в духовном плане, его ничто не интересует, кроме воинских дисциплин. Но патриотизм Остапа, его верность присяге и товарищам заставляют восхищаться им. Во время пыток и казни Остап стойко держится, он настоящий герой. И только желает знать, видит ли отец его, оценен ли этот последний подвиг:

«— Батько! где ты? Слышишь ли ты?
— Слышу! — раздалось среди всеобщей тишины...»

Но не только гордость за сыновей выпало пережить старому Тарасу. Горечь и боль испытывает он из-за предательства Андрия. Никакие веские причины не могу оправдать сына в его глазах. В сцене описания казни Андрия образ старого казака приближается к библейским героям. Он всю свою жизнь отдал на служение родине, твердой рукой уничтожал ее врагов. И так же тверд при казни сына-предателя:

«— Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?.. Так продать? продать веру? продать своих? Стой же; слезай с коня!.. Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью!..»
Последние мгновения жизни самого Тараса полны героизма и самоотверженной любви к товарищам по оружию. Тарас не думает о своей скорой и мучительной смерти, не чувствует боли в горящих ногах. Он полон желания выручить своих отважных соратников, попавших в беду, он помогает им спастись, надеясь на то, что боевые товарищи продолжат святое дело, на которое он жизнь положил.

Благодаря таким сильным и самоотверженным личностям наша страна смогла выстоять и сохранить свою независимость. Героическое время, сильные характеры, нам есть чему поучиться у своей Великой Истории. Повесть Н. В. Гоголя сохраняет свою актуальность и сегодня.

Историческая повесть «Тарас Бульба» мне очень нравится. Она рассказывает о прошлом нашей страны. Я люблю читать о тех героических временах, когда складывалась русская государственность. И характеры у людей в то время были особенные, самоотверженные, целеустремленные.

Мужчины занимались ратными подвигами. Не было важнее цели, чем отстоять свободу и независимость страны. Гоголь показывает в своей повести замечательных героев: Тараса Бульбу, Остапа, их товарищей по оружию.

Мне очень нравится главный герой повести — Тарас Бульба. Он сильный, смелый, решительный воин и отец. Честно выполняя свой долг, Тарас Бульба громит польских захватчиков. Но ему выпадает на долю великое испытание. Его младший сын Андрий — предатель. И Тарас находит в себе силы казнить изменника. Видят его старые глаза и гибель сына-героя Остапа. Что остается ему — умереть за родину, это и делает полковник. Он не просто гибнет, а спасает своих товарищей. Не думая о себе, о том, что огонь уже лижет его ноги, Тарас кричит, помагая саратникам уйти от преследователей. Да, он погиб мученической смертью, но не сгинул его отряд, который будет бить врагов до победы.

«ГЛАВНЫЕ ДОСТОИНСТВА РЫЦАРЯ» (ОБРАЗ ТАРАСА БУЛЬБЫ В ОДНОИМЁННОЙ ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ). 7-й КЛАСС

Цели :

    обучающие : обобщить с учащимися материал по образу Тараса Бульбы; углублённо поработать над текстом повести, используя приёмы, стимулиру­ющие вдумчивое перечитывание текста (информа­тивный текст, анализ ключевых эпизодов, исценизацию, ролевое чтение);

    развивающие : совершенствовать навыки вырази­тельного чтения, элементов театрального искусст­ва, обобщения;

    воспитательные : воспитывать в учащихся эм-патию (способность сопереживать, проникаться внутренним состоянием героя).

Тип урока : урок систематизации и обобщения зна­ний, умений и навыков.

Оборудование : тексты повести, медиапроектор, иллюстративный, дидактический материал.

Да разве найдутся на свете такие

огни , муки и такая сила , которая бы

пересилила русскую силу ?

Н . В . Гоголь

ХОД УРОКА

I . МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Слово учителя

Для человека очень важно чувство Родины. Особенно важно сегодня для нас, украинцев. Лю­бить Родину учат нас родители, учителя, художе­ственные книги. Одна из них - повесть Н. В. Го­голя «Тарас Бульба». На что были готовы ради своего Отечества наши славные герои козаки? Об этом и поговорим на уроке.

2. Составление кластера (устно )

♦ Создадим моральный портрет козака. Какие черты характера присущи козакам?

    Можно ли назвать Козаков рыцарями? (Ча­стично: шпаги (сабли) есть, дамы нет.)

    Кого из героев гоголевской повести можно счи­тать настоящим рыцарем? *

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Викторина «Поймай мячик»

(Вопросы викторины - домашнее задание од­ного из учащихся.)

    Почему Тарас больше года не виделся с сыно­вьями?

    Что, по мнению Тараса и других сотников, лучшая наука для молодого человека?

    Сколько времени пробыли дома сыновья Буль­бы? Почему?

    Кто всю ночь накануне отъезда на Сечь не сомкнул глаз?

    Что дала мать своим сыновьям на прощанье?

    Сколько людей ехало на Сечь вместе с Тарасом?

    Каково главное занятие Козаков на Сечи в мир­ное время?

    Как на Сечи называли куренного атамана?

    Куда пошли в боевой поход козаки? Какую во­енную тактику они применяли?

    О ком слова: «Чем не козак был?» - «Пропал бесславно, как подлая собака»?

    О ком слова: «Они шли не боязливо, не угрю­мо, но с какою-то тихою горделивостью»?

III . РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА

1. Запись в тетради темы урока

Учитель. Сегодня мы соберём портрет лич­ности главного героя повести - Тараса Бульбы. Задача: по ходу работы заполнять таблицу «Черты характера Тараса Бульбы».

Черты характера Тараса Бульбы

2. Инсценирование эпизода «Встреча Тараса с сыновьями»

♦ Что можно сказать о характере действующих лиц по этой сценке? (Тарас: не любит попов, не воспринимает науку всерьёз, ценит силу и сно­ровку, рад сыновьям. Остап: самолюбив, прям и неуступчив. Мать: её мнение не в счёт, как отец решит - так и будет. Андрий - ?)

3. Наблюдение над текстом . Выразительное чтение и анализ фрагмента «Описание светлицы»

♦ Каково значение описания светлицы для со­ здания колорита времени? (Ценились чисто­та, красивая утварь - старый Бульба готов выпить с товарищами из красивых чарок, кубков; ценилось оружие - хозяин не прочь
показать, что гордится добытым оружием, оно свидетельствует о его боевой удали.)

4. Работа над созданием портрета Тараса Бульбы

1) Работа с репродукцией картины И . Е . Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

♦ Соответствует ли ваше представление о внеш­ности Тараса представлению художника?

2) Словесное рисование

♦ Каким бы вы изобразили старого полковника?

3) Выразительное чтение фрагмента текста повести - портрета Тараса Бульбы

    Соответствует ли внешность героя его внут­ренней сущности? (Внешне - крепок, силён; внутренне - твёрд, решителен, упрям, често­любив, жесток, справедлив до фанатизма.)

    Чего можно ожидать от такого прямого, «пре­данного козачьей вольнице» человека? (Решительных действий - всего того, что сделает Тарас дальше: поднимет Сечь в поход на ля­хов, собственной рукой убьёт сына-изменни­ка, обезумевший от горя будет зверствовать на польских землях.)

4) Художественное ролевое чтение фрагмента «Речь о товариществе»

    Какие слова Тараса, произнесённые перед вой­ском, идущим на смерть, особенно трогают?

    Какие слова речи о товариществе звучат со­временно, злободневны и сегодня? (О пресмы­кательством перед иностранным, о «сиро­сти» - сиротстве и страдании народа.)

♦" Удалось ли вашему однокласснику передать душевный порыв старого полковника?

5) Анализ эпизода «Тарас присутствует на казни Остапа в Варшаве» и выразительное чтение от слов «Они шли не боязливо , не угрюмо ... » до слов « ... его и след простыл»

Учитель . Одним из самых страшных момен­тов жизни Тараса Бульбы было присутствие на пло­щади в Варшаве, когда казнили его сына Остапа.

♦ Как реагирует отец на стоическое поведение сы­на? («Гордо приподняв очи»; «Добре, сынку, добре»)

♦Почему Тарас отвечает сыну, несмотря на смертельную опасность? Чем были его слова для Остапа и его товари-щей? (Поддержал сына и всех осуждённых на казнь дружеским словом.)

♦ Мог ли он смолчать? Как мы можем назвать пове­дение Тараса на площади? (Очень рискованным, ведь за его голову обещана большая награда.).

(Демонстрируется иллюстрация Е. А. Кибрика «Смерть Тараса».)

6) Работа в группах . Просмотр фрагмента кинофильма «Тарас Бульба . От любви до ненависти» (2008)

♦ Составьте ряд вопросов по содержанию уви­денного (не меньше трёх).

Примерные вопросы

    Почему ляхам удалось схватить Тараса?

    Почему он вернулся за люлькой?

    Какую казнь придумали поляки козаку?

    О чём думал старый атаман перед смертью?

    Удалось ли ему из адского пламени помочь то­варищам?

7) Анализ эпиграфа

IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

    Чтение учащимися заполненной таблицы «Черты характера Тараса Бульбы»

    Выводы . Составление синквейна

Пример синквейна

Тарас Бульба.

Прямой, решительный, фанатичный. -Действует, любит, ненавидит. Матёрый полковник верен козацкому при-

званию. Рыцарь.

V. РЕФЛЕКСИЯ

Интерактивный приём «Микрофон»

«Сегодня на уроке я...»

VI . ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Опираясь на записи в тетрадях, на материал, рассмотренный на уроке, составить рассказ «О чём говорили козаки, вспоминая своего атамана».

Loading...Loading...