О духовных наставниках. Кто такой духовный наставник

На путях воцерковления рано или поздно встанет вопрос: как найти духовного наставника, духовника?

Это один из самых трудных вопросов сегодняшнего дня. Прочитав много книг, большинство из нас, естественно, начинают искать себе духовного отца. Тем паче, что вся святоотеческая традиция говорит о необходимости духовного руководителя. В то же время мы часто слышим от церковных людей и от священства, что наступило такое время, когда духовных отцов быть не может. Вера оскудела, и по этой причине не надо пытаться, не надо искать... «Единственным наставником твоим, – говорят они, – могут быть сейчас лишь святоотеческие книги»... Не спешите сразу судить, так это или не так.

Чтобы не возникала путаница, нужно различать такие понятия, как священник-исповедник, духовный наставник, духовный отец и старец. Есть общецерковное мнение, что старчество теперь сильно оскудело. Но и сейчас есть всеми признаваемые духовные люди, к которым верующие прибегают за советом и считают их старцами.

Таковыми, например, являются: архимандрит Иоанн Крестьянкин в Псково-Печерском монастыре, архимандрит Кирилл – в Свято-Троицкой Лавре, монашествующие в некоторых других монастырях нашей Церкви. К ним верующие люди часто прибегают для того, чтобы получить наставления, духовный совет, обрести правду жизни.

Искушения, связанные с духовным наставничеством

Проблема «младостарчества»

Существует и другая сторона этого явления, о которой неоднократно говорил митрополит Антоний Сурожский в своих выступлениях. В наше время немало молодых священников принимает на себя старческие обязанности. Не вполне осознавая, что есть духовная жизнь, они берутся отвечать на какие-то очень серьезные и глубокие жизненные вопросы прихожан. Они пытаются даже указывать им жизненный путь, более того, указывать с некоторой жесткостью, самонадеянно считая себя возвещателями воли Самого Господа. Такое «младостарчество» представляет собой серьезную опасность для воцерковляющегося человека.

Самоугодие

В то же время духовное наставление – явление необходимейшее, без него входящему в церковную жизнь обойтись никак нельзя. Представить порядок своей церковной жизни в миру дело непростое, увидеть самого себя сложно и практически невозможно, поэтому очень нужно и очень важно прибегать к священнику за советом, за наставлением.

Возникает вопрос о постоянстве обращения к наставникам, т.е. можно ли ходить к разным священникам и получать от них наставление или же необходимо советоваться только с одним. Тут возникает чисто психологический нюанс: если ходить к разным священникам, то невольно возникает искушение – наиболее трудные вопросы приносить к наиболее беспечным и слабым священникам, а малозначащие вопросы приносить наиболее строгим. В результате человек очень удобно устроит свое самоугодие, будет ходить с одним и тем же вопросом к двум, к трем священникам, а в итоге выберет один какой-то ответ из трех, тем самым приобретая навык определять самому, как ему поступить, возможно, искренне считая, что он живет по послушанию. Но в духовной жизни требуется как раз отложение от самого себя, своих самохотений, которые часто порождаются самоугодием. Такое послушание – одно из важнейших средств церковного развития, которое, к сожалению, многие не могут принять почти до самой смерти. Св. Феофан Затворник говорил, что узы духа, самоугодия, как самые глубокие, могут сопровождать человека до самого конца его жизни.

Немощь человеческая

Состояние сегодняшнего церковного народа настолько немощное, что даже обычное наставление священника не каждый вытерпит. Сегодняшний верующий и не всякое наставление сможет понести, потому что только духовная сила, благодатность позволяет нести это ради Христа, чувствуя и слыша в этом повеление, согласное с Евангелием, с Евангельским характером жизни. Чаще всего по нашей духовной немощи в сердцах присутствует мощь гордыни, мощь себялюбия, мощь тщеславия. И эта мощь скрыта за хлипкой, как фанерка, оболочкой, которую только задень, она тут же задрожит вся, затронь сильнее, уже и прокололи. А если прокололи, то через эту фанерку такой фонтан забрызжет, что потом будешь за километр обходить этого человека. Не то что наставления будешь бояться сказать, даже советовать, когда настоятельно спрашивать будет, и то станешь с великой осторожностью. Церковные люди сегодня настолько уязвимы, что с ними приходится обращаться очень осторожно.

Искушение самомнением

Все осложняется не только тем, что многие из нас очень своенравны, очень самолюбивы, уязвимы и самонадеянны. Сегодня подавляющее большинство воцерковляющихся людей имеет образование – среднее, а большинство и высшее. Во многих живет мера самопознания, самодостаточности или же мера уверенности в себе. Каждый думает, что сам во всем разберется, если уж не сегодня, то завтра или послезавтра, почитает книги, хорошенько подумает, поразмышляет и обязательно доберется до истины. Вот эта уверенность в себе настолько сильна в сегодняшней интеллигенции, что к совету человек еще позволяет себе как-то прислушаться, тем более, что при этом свободен сам размышлять. А вот уже воспринять слово как наставление, а значит, делать и действовать уже именно так, как сказано, отложить свою волю, свое сознание, свое разумение, – этого сегодняшний человек позволить себе не может. А если при этом священник ведет себя чуть построже... Обычно строгий священник, давая наставление, не будет объяснять, почему так, а почему эдак... Когда мы начинаем объяснять, то привлекаем к исполнению сознание человека, т.е. мы уговариваем, убеждаем человека и в итоге добиваемся его согласия на то, что ему так полезно поступить. И человек действительно принимает это как наставление, но оказывается, что это наставление принято вовсе не сердцем, и потому серьезного духовного значения не имеет. Оно принято сознанием, которое удостоверилось в том, что священник действительно прав, советует разумно и здраво, настроен благожелательно... После такого убеждения человек остался внутренне доволен, он убедился в том, что не ошибся в священнике. И только после этого он позволяет себе принять данное слово священника как наставление. Здесь нет послушания, здесь есть согласие с разумным словом.

Как видим, в глубине человеческого сердца остается в этом случае все то же самоугодие, самодостаточность, человек не выходит за их пределы. К сожалению, большинство сегодняшней интеллигенции, живущей церковной жизнью10–15 лет, пребывает в таком состоянии, даже не подозревая этого. Не удивительно, что по этой причине исповедь почти не бывает исповедью, там нет покаяния. Человек исповедует грехи, но больше по сознанию, а не по сердцу. Это все равно что собраться на исповедь, налепив на себя банные листы, – пока лепил, то вроде бы держались на теле, а пока в очереди к священнику постоял, успел обсохнуть, и все отвалилось, лишь один-единственный какой-нибудь только и остался. И стоит человек, снова стараясь вспомнить, или выручает его бумага, которую он написал.

Священник советует ему:

– У тебя целых две страницы написано, там больше ста наименований грехов, а ты начни с того, о чем более всего скорбит твое сердце, о чем болит твоя душа. С этого начни, а потом и написанное вспомнится.

Человек на это медленно опускает свой листик и говорит:

– Батюшка, мне нечего сказать.

– Ладно, тогда говори по бумажке.

Но сказанное «по бумажке» при том, что нечего от сердца сказать, это явное говорение от сознания. Все то же самое интеллигентское состояние. Ничего более. Вся та же глубина и глыбища самоугодия, самодостаточности, которая очень хочет стать православным и поэтому по своему сознанию теперь выискивает методы и способы – как им стать? И обретя все эти методы, вооружившись способами, прочитав даже все пять томов «Добротолюбия» и вытащив оттуда все необходимое для этого, он, «вооруженный до зубов», теперь живет церковной жизнью! А в действительности это как раз и есть то самое состояние, про которое Господь сказал: «Многие скажут Мне: Господи, Господи!.. И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (). К сожалению, это состояние очень свойственно сегодняшним людям, и обратить такого человека к настоящему покаянию – дело очень непростое.

Вмешательство бесов

В отношениях с духовником необходимо коснуться еще такого момента: очень сильно осложняют ситуацию бесы, которые не спят, и там, где действительно начинаются серьезные отношения между чадом и духовником, стекается это невидимое зло. Там, где отношения хладные, или теплохладные, или же формальные, там бесы особенно не тревожатся, но там, где начинается серьезное наставление, вдруг, в одну минуту может произойти полный разлад всех отношений. В состоянии такого искушения духовное чадо не может правильно осознать происходящего. Ясно, что не может одна минута разлада перечеркнуть годы совместной духовной жизни, значит, явное искушение, которое нужно просто перетерпеть, и этим оно преодолеется.

Благоразумие или же простая рассудительность позволяют человеку все эти вещи распознавать, как бы его ни заклинило. Но когда человек уязвляется, у него закрываются не только чувства, но и разум. Минутным и даже многодневным искушениям нельзя доверять. Нельзя из-за того, что заклинило, рвать многолетние отношения. Претерпите до конца, и откроется Божий Промысел. Он всегда неожиданно мудр и глубок.

Стадии взаимоотношений с духовным наставником

Стадия первая: священник – исповедник

На первом этапе человек приходит к священнику просто как к исповеднику, которому приносит свои грехи. Человек почти ничего не спрашивает у священника, ему вполне достаточно тех книг, которые читает, и своего саморазумения, по которому, собственно, он и выстраивает свою жизнь. Он привык так жить в миру.

Стадия вторая: священник – наставник

На следующем, втором, этапе человек начинает все более и более доверять священнику и поэтому начинает уже прислушиваться к его советам. Однако чадо относится к совету очень произвольным образом. Совет можно принять, а можно и не принять. Значит, слово священника, воспринятое как совет, все равно остается в произвольном обращении самого человека. Человек как хочет, так с ним и обращается. Если он продолжает дальше ходить к этому священнику (а это возможно только в случае постепенно возрастающего доверия к нему и взаимного, а может быть, одностороннего, притяжения), то возможен выход на следующий этап. Он начинает удостоверяться в том, что некоторые невыполненные им советы были не просто человеческим измышлением. Потом, в дальнейшем, обстоятельства показали, что он был наказан за то, что их не выполнил, а значит, за ними стояла воля Божья. Он ее не исполнил и теперь наказан.

Такие откровения, которые он переживает в течение нескольких лет хождения к священнику как к духовнику, дают основание уверовать в то, что к словам священника надо все-таки прислушиваться. И постепенно он начинает относиться к священнику как к наставнику. Слова священника на этом этапе их отношений воспринимаются как наставление, а с наставлением обращаться вольно уже не будешь.

Наставление – это слово, которое ты принимаешь к исполнению. Это уже не совет. Если наставление принято к исполнению и, исполняя его, человек открывает, обнаруживает, что оно помогает ему возрастать в духовной жизни, то в результате он все более и более укрепляется в своих отношениях со своим духовным наставником. Прочитанные святоотеческие книги показывают, что путь, по которому ведет его духовный наставник, не расходится со Святыми отцами, общий единый дух сохраняется, и это его вполне устраивает.

И, наконец, по мере того, как христианин удостоверяется в точности и правильности наставлений, когда он их выполняет, получается хорошо, а когда нет – плохо (именно таким образом приходит вразумление), то его доверие укрепляется, и он с какого-то времени начинает относиться к священнику уже как к духовному отцу. Это совершенно новое качество. Формируется новое право священника по отношению к своему чаду, но это право – не самовластие священника, это властное право, которое чадо вручает пастырю как своему духовному отцу. Что это такое – властное право?

Рассмотрим на примере. Ребенок, родившийся в любой семье, относится к родителям как к власть имеющим над ним. Мама или папа могут ему не только указать, но и наказать. Могут не просто наказать, а наказать так строго, что никто другой такого права не имеет... И при всем при этом ребенок, переживая ужас и трагедию наказания, вплоть до истязания, тем не менее, успокоившись, вернется к родителям. Он не сбежит из дома и не скажет: «У меня нет больше отца или матери». Это надо очень сильно и очень грубо обращаться с ребенком или совсем его не любить, чтобы ребенок убежал из дома. Сейчас, правда, такое можно очень часто встретить, но это уже случаи явного отсутствия родительской любви. Если же родитель с любовью будет исполнять свой долг, если отец и мать своей родительской властью строго наказывают ребенка, он не убегает от них, и через день – уже как ни в чем не бывало он исправился, он больше так не делает. Дитя знает, что за плохой проступок мать или отец его строго накажут.

Когда у взрослого человека по мере углубления отношений со священником нарастает такая степень доверия, в конечном итоге она отпечатлевается его решимостью вверить себя уже как духовное чадо своему духовному отцу. С этого времени начинаются новые отношения с тем же самым священником, но уже как с духовным отцом, т.е. имеющим право жестко и строго отвращать свое чадо от его самохотения, самоугодия, своенравия и прочего.

Стадия третья: священник – духовный отец

С одной стороны, мы видим, что в некоторых ситуациях духовный отец может применять очень суровые меры, потому что своенравие настолько глубоко коренится в нашей душе, что искоренить его бывает порой очень трудно. Можно только вырвать это своенравие из нас, сделав какие-то крутые запрещения, или же жесткое наставление, или жесткое благословение поступать так и не иначе.

С другой стороны, отношения с духовным чадом принимают тишайший характер, когда священник не настаивает ни на чем, но дает лишь совет, ненароком сказывает. И, тем не менее, и совет, и слово воспринимаются чадом в самой глубине его сердца, его доброхотного следования сказанному духовным отцом. Не потому чадо слушается, что духовный отец поступил грозно, а потому, что само чадо доброхотной волею предано своему отцу, а любящим сердцем открыто его благословениям, ибо в них он приемлет саму волю Божью о себе.

Как становятся духовными наставниками?

Откуда же взяться сегодня таким священникам или монахам, которые могли бы показывать своим чадам сразу волю Божью? Действительно, благоразумный духовник на третьем этапе отношений не доверяет себе и волю Божью испытует. Благословит духовное чадо поступить так. Чадо исполнит, а дело не пошло. Человек возвращается к духовнику: «Вы благословили, а дело не пошло». Еще раз уясняются обстоятельства, заново ищет духовник волю Божью, молитвенно испрашивает, смирением слушает, даром рассудительности рассуждает, либо в молитве молча предстает Богу (каждый духовник делает, как ему дается) и вновь благословляет. Может опять ошибиться. Вновь чадо, все исполнив, как сказано, вернется с плохим результатом, если хочет, со своим рассуждением, и вновь будет думать и молиться духовник. И вместе с ним в то же самое время чадо будет смиряться пред волей Божьей и молиться о ней. И так до тех пор, пока не обретется, в чем же воля Божья.

Благодаря этим отношениям духовное чадо обучается вере и доверию, а духовник обретает духовный опыт наставничества. Придет ли он к той степени, когда воля Божья будет открываться ему с первого или со второго раза, знает Один Бог. Сам же он будет оставаться в чувстве неведения воли Божьей по своему недостоинству, а руководить чадом будет по послушанию своего служения. Сколько времени могут длиться такие испытующие волю Божью отношения? Для нас, нынешних духовников и нынешних чад, пожалуй, всю жизнь. Потому и не возможен, наверное, в наше время, т.е. для многих из нас, четвертый этап, т.е. степень старчества. Не каждый верующий найдет в священнике и духовного наставника. Большинство задерживается на первом этапе – ходят как к исповеднику. Немногие, выйдя ко второй степени, остаются на ней долго. Вскоре охладевают и возвращаются к первой. Те же, кто остаются, годами пребывают на ней, не решаясь к переходу на третью степень. Прибегать к священнику за советом, оставляя окончательное решение за собой, или искать благословения священника на дело, уже принятое своей волей и определенное своим разумением, как его совершать, – вот состояние многих современных церковных людей.

Да и священники в большинстве своем не ищут третьей степени, а тем более четвертой. Одни – по чувству недостоинства, другие – по благоразумию, третьи – по нежеланию брать на себя много заботы, четвертые – по лени, избегая лишних трудов, пятые – по маловерию.

В первые пять лет после хиротонии по воодушевляющей благодати Божьей, неправильно с ней обращаясь, священники могут соблазниться «младостарчеством». Но эта болезнь недолго длится.

Сколько же времени проходит от первого этапа до третьего? Около пяти-десяти лет. Третий этап может длиться до конца жизни. Вряд ли сегодня можно встретить отношения верующего человека со своим пастырем как отношения духовного чада с духовным отцом.

Редко кто из опытных, зрелых священников дерзает вообще предложить себя в наставники. Бывает, что священник это делает, если чадо того настойчиво просит, но соглашается на это далеко не сразу. Неопытные же священники соглашаются, но из этого редко что выходит доброе, или же складываются чисто поверхностные отношения, не имеющие в глубине своей смыслов церковной жизни.

Мы видим, что уже на степени наставничества от священника требуется не только священническое слышание событий, но и педагогическая мудрость. Сочетание священнической и педагогической мудрости дает реальную возможность для того, чтобы вести свое чадо. Дело это очень сложное.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.

Какие бывают стадии взаимоотношений с духовником?

Можно ли подвизаться без духовного руководства? Вопрос праздный, ибо ответ на него очевиден: нельзя. Без наставника в такой сложной области, как духовная, никак не обойтись. Но как найти духовного руководителя? Надо ли активно и целенаправленно искать, ездить по обителям, ходить от одного батюшки к другому?.. Как понять, что вот этот батюшка - твой духовник? И каким должно быть его руководство? Разъяснения дают пастыри Русской Церкви.

Тайна Божиего попечения

Игумен Лука (Степанов) :

Как найти духовника? Не искал, не знаю. Мне, 22-летнему, духовник был дарован Богом в момент моего крещения. Потому его роль в своей жизни я осознаю как промыслительную данность, необходимую для моего спасения. Если даже земные браки «свершаются на Небесах», то обретение духовника тем более обнаруживается из тайны Божиего попечения о верующей во Христа душе.

У нас есть пример Христа, есть Евангелие, есть Предание Церкви

Тут нет одного ответа, это глубоко индивидуально. Как найти духовника? Не знаю, его может Бог послать неожиданно, а бывает, что его можно всю жизнь искать и не найти или найти. У всех по-разному, но что важно для всех христиан: никто не отменял Евангелия, выраженное в ее непростой истории, традиции, духовной литературе, богослужении. Разве это второстепенные вещи? Духовник - это не панацея и не решение всех проблем. Наверное, 95% христиан не имеют духовников (не просто исповедующих батюшек, а именно духовников). И им закрыто Царство Небесное? А Христос? Не Он ли его дарует? Поэтому если духовник ищется, чтобы стать живым Христом на земле, заслонить Его, - в нем нет никакого смысла, а только вред.

Бог пошлет тебе духовного руководителя - только не пропусти

Духовного руководителя найти трудно. Но замечено многими людьми: и учеными, и богословами, и подвижниками: если ты просишь у Бога духовного руководителя, Он пошлет его тебе. Он пошлет тебе, только не пропусти. Но если ты будешь просить какого-то совершенно невероятного, великого, святого, ты можешь просто не дождаться такого. Владыка Онуфрий в одном из интервью сказал: «Мне не нужно прозорливого руководителя, потому что я сам знаю все свои грехи. Что там больше обозревать? И так все ясно. Мне не нужно святого руководителя, зачем? что мне это даст для спасения? Мне нужен человек, который поймет меня, который не осудит, который подставит плечо. И который знает, что нельзя требовать от человека невероятных и удивительных высот, которых мы никак не достигаем. Он просто может понять, почувствовать и помочь в самых трудных моментах». Если просить такого руководителя, о котором говорил владыка Онуфрий, то Бог пошлет его.

А без духовного руководства вообще спасаться нельзя. Без духовного руководства это гибельно и смертельно. Нельзя ни в чем никогда на себя полагаться. Я всегда для современных людей привожу такое сравнение: космические корабли и космические станции летают непременно при помощи и под внимательным контролем станции наземного управления, потому что в космосе, как известно всем, космонавты даже юмор воспринимают не так, как на Земле. И они могут не понять и не увидеть того, что с их космическим кораблем делается. Им осторожно-осторожно так с Земли говорят: «Мы должны включить такие-то двигатели, чтобы выровнять вашу орбиту, приподнять ее чуть-чуть, чтобы она больше не снижалась». Это значит, что через 10 минут на полторы, 25 или 30 секунд включатся двигатели, и вы не дергайтесь, не пугайтесь этого. Чтобы они осознали это и действительно не испугались.

Нечто похожее требуется любому человеку. У нас сознание, не твердо отражающее действительность. Оно постоянно меняется. У меня есть даже такой термин: «плавающее сознание». Нет постоянного и твердого соответствия нашего сознания действительности. И вот тут необходим . Он должен сказать: «Стоп-стоп-стоп! Почему? А это куда? А это что такое?» Он должен помогать - и помогать доброжелательно, с любовью.

Никто не застрахован от ошибок и промахов. И даже самые великие подвижники обязательно идут к духовнику и исповедуются.

Духовник необходим, чтобы в нужный момент сказать нам: «Стоп! Ты куда?»

На меня очень сильное впечатление произвело, как Святейший Патриарх Пимен, у которого я был иподиаконом, однажды во время службы, прямо перед Причастием, вдруг подозвал отца Алексия Демина, 90-летнего клирика Патриаршего Богоявленского собора, и сказал: «Я должен исповедоваться». Он отошел к жертвеннику и исповедовался. И простой батюшка сельский, обычный, взял крест напрестольный, прочитал разрешительную молитву и благословил голову Святейшего Патриарха. Потому что патриарх, как хороший опытный монах, знает, как страшно небольшое отклонение в сторону, и если сейчас не затормозить - даже в исповеди простому священнику, последствия могут быть ужасающими и страшными.

Вот почему необходимо всегда исповедоваться, во всех случаях, даже вот как Святейший Патриарх Пимен на ходу исповедовался, чтобы быть твердым умом и твердо стоящим на земле без всяких отвлечений и всяких уходов в сторону в созидании своего спасения.

Послушание - это принцип богоподобия

Протоиерей Максим Козлов :

Важность духовного руководства исходит из простого, но совершенно базового христианского принципа - принципа . Сын был послушлив Отцу даже до смерти, и смерти крестной. Принцип послушания - это не дисциплина в церкви, для того чтобы епископам и священникам проще было управлять паствой, а это принцип богоподобия, который может и должен быть нами реализован в нашей жизни. Безусловно, это возможно в семье у детей по отношению к родителям, у младших по отношению к старшим, у супругов по отношению друг к другу в той или иной мере. Но естественнее всего это может быть реализовано через духовное руководство в Церкви: на приходе, в монастыре.

Меры и пределы здесь могут быть очень различными, но самое главное, на мой взгляд, чтобы тот, кого вы ищете в качестве духовного руководителя, был хорошим человеком. Все остальное может быть очень по-разному, это все остальное - трудно измеряемые вещи: молитвенность, многолетний опыт и еще что. Просто по-настоящему хорошим человеком. Не значит - без ошибок, без греховных отступлений, без каких-то несовершенств, но в главном, в основном, в том, что душа чувствует, - хорошим человеком. Хорошего человека можно слушаться.

Если нет традиции преемства духовничества, мы имеем дело с новоделом

Чтобы не обмануться в духовнике, надо четко знать, что у него тоже есть духовник

Говорил: в последнее время духовных наставников не будет - спасайтесь по книгам. Это субъективная реальность наших дней, но, по милости Божией, еще сохраняются люди, которые имеют навык духовного руководства.

Но для того, чтобы не обмануться в духовнике, надо четко убедиться, что у него тоже есть духовник, а у того духовника - тоже духовник. Потому что если нет этой традиции преемства духовничества, то мы имеем дело с новоделом. А новодел - всегда плохо, это всегда имитация чего-то. Поэтому очень важно, чтобы сохранялось преемство духовного руководства от одного духовника к другому. Этим, кстати, была сильна Оптина пустынь, которая через Паисия Величковского возродила афонскую традицию преемства от одного старца к другому. К сожалению, сейчас очень многим этого недостает и старцами становятся какие-то младостарцы, которые сами не находились под духовным управлением, и, общаясь с такими людьми, мы рискуем выдать за что-то действительно ценное и значимое то, что на самом деле является дешевым новоделом и не более того.

Без духовника в духовной жизни не будет основательности

Священник Валерий Духанин :

Тот, кто вовремя нашел духовника, - счастливый человек. Мне в этом отношении очень не повезло. Прежде чем обрести здравое духовное руководство, я прошел через ложное наставничество и понес огромное душевное повреждение. Поэтому мне есть с чем сравнивать.

Руководство у духовника - бесценный дар, который, может быть, даже не сразу осознается. Разве мы сразу ценим то, что у нас есть родители? Понимаешь ценность этого только потом. Так и в отношении духовника.

Без духовника в духовной жизни не будет основательности. Можно ли самому научиться водить автомобиль, выучить иностранный язык без учителя или пройти без проводника через незнакомую местность? Если и бывает такое, то лишь в исключительных случаях. Для всех же общим правилом является необходимость руководства. В самых тяжелых ситуациях моей жизни не раз спасала от бед именно откровенность перед духовником и его молитва и внимание. Поэтому сейчас я знаю точно: хочешь спасти свою душу, имей духовника.

Для человека вообще важно, чтобы кто-то услышал его в бедах и горестях, смог дать нужный ему совет. И, собственно, кто мог бы стать здесь еще более надежной опорой, как не священнослужитель, которому Бог вверил Свою благодать для укрепления верующих? Духовничество очень нужно. Иначе христиане вместо священника будут спешить к психологу и говорить, что у него они получили пользы больше, нежели у батюшки.

Конечно, для прощения греха неважно, кто тебя исповедует. Само Таинство исповеди с чистым раскаянием испепеляет грехи, потому что перед Святым Духом наши грехи словно солома перед огнем. Раскаянный, исповеданный грех исчезает. Но если посредством греховной жизни и погружения в заблуждения с душой произошли внутренние сломы, то раны остаются еще долго, они напоминают о себе. Вот почему так бывает нужен духовник, тот, кто знает все твои душевные особенности, все жизненные преткновения, ошибки, слабости и повреждения, полученные и совершенные твоей душой. Духовник - это тот, кто находит ключик к проблемам твоей души и помогает тебе выйти из них, обратившись к Богу. Духовник помогает обрести тот твой личный путь, на котором душа раскроется перед Господом и примет Его благодать.

Как же найти духовника? Во-первых, надо очень просить об этом Господа. Во-вторых, постарайтесь заметить, перед кем из батюшек ваша душа в особенности раскрывается, чьи наставления особенно разрешают возникшие у вас проблемы.

Духовник, прежде всего, обнаруживает внутреннее неустройство духовного чада

Зачастую мы идем к духовникам с каким-то вопросом, надеясь найти ответ. При этом наивно думаем, что, получив разрешение вопроса, тут же облегчим себе жизнь. Однако опытные духовники видят, что каждый из нас страдает не от нерешенного вопроса, а от целого комплекса духовных проблем, о которых мы, может быть, даже и не задумываемся. Поэтому подлинное духовничество заключается не только в разрешении сиюминутных вопросов, а прежде всего во вскрытии в духовном чаде его основных внутренних неустройств, в решении проблем, мешающих чаду, по сути, быть с Богом.

Зачастую нам нравятся те духовники, которые позволяют нам делать то, чего мы сами хотим. Услышать горькую правду о своем образе жизни больно, менять себя страшно, и потому мы часто ищем, чтобы духовник подстраивался под нас, смягчал требования духовной жизни и помогал, так сказать, заключать компромисс нашей совести с нашей расхлябанностью. Вот это очень неправильно. Важно найти духовника, который бы помогал потихоньку менять себя, освобождаться от ветхости, который подбирал бы то духовное лечение, которое окажется наиболее эффективным против наших главных страстей.

Духовник видит нас со стороны

Священник Александр Сатомский :

Духовное руководство крайне необходимо для христианина. В любом деле, начинаемом с нуля, человеку нужен помощник, наставник. Нельзя добиться результатов в иностранном, занимаясь по самоучителю. Невозможно получить результата в спортзале, не обращаясь к тренеру. Так же и в духовной жизни: нужен кто-то, кто видит вас со стороны, а также (дай Бог) обладает определенными навыками в духовной жизни, которым может не от книжек, а от опыта научить.

Духовник - это тот человек, у которого прихожанин регулярно исповедуется и с которым советуется по разного рода вопросам внутренней жизни. Для того чтобы такого человека встретить, нужно молиться о такой встрече, побывать на богослужениях в нескольких храмах. Посмотреть на общины - каковы люди, на то, как служит и как проповедует священник. Если к кому-то расположилось сердце, подойти и договориться о встрече, на которой можно задать вопросы, и/или об исповеди. Так может завязаться тот контакт, который перерастет потом в серьезные отношения духовного роста как прихожанина, так и священника.

Настоящие духовники не ломают духовную и социальную жизнь своих чад

Диакон Владимир Василик :

Для начала надо самому пройти хорошую школу духовного руководства. Это как в , так и в Церкви. Править и повелевать может только тот, кто прошел школу повиновения, смирения, управляемости. Тот, кто знает, каково быть подчиненным.

Не быть духовным руководителем, а самого себя подготовить к окормлению духовником.

Кто знает, каково быть подчиненным, тот относится милосердно и с состраданием к подчиняемым, к пасомым. Когда в архиереи выскакивает человек, не прошедший подлинной духовной школы - ни серьезной приходской, ни монашеской, а потершийся некоторое время вокруг архиерея в иподиаконах и по сути дела не знающий жизни паствы, то ничего доброго из этого выйти не может. Разве что по великой милости и благодати Божией. Это что касается пастырства вообще и церковного управления.

Что же касается духовного руководства, именно спасения душ, то это наука, и сам человек на себя это брать не должен.

Нам деваться некуда, поскольку исповедь перед Причастием у нас обязательна. Поэтому ставят исповедовать и молодых неопытных священников. В Греции отношение к исповеди совершенно другое: неопытных на исповедь не ставят. Другое дело, что там далеко не все, увы, исповедаются. Молодым священникам в Греции запрещается исповедовать. Отправляют на исповедь к опытным серьезным духовникам. У нас это нереально, неосуществимо. И молодые священники, на мой взгляд, должны быть очень осторожны. В ряде случаев, если они сталкиваются с той проблемой, которая для них явно не разрешима, явно выше их духовного опыта, они должны знать, к кому отправить исповедующегося, если он проявляет к этому достаточную волю. Здесь нужно четкое понимание своей компетенции. Это, во-первых.

Во-вторых, не следует искать духовного руководства, испытывать стремление стать духовным руководителем.

Как же найти себе духовного руководителя? В Писании сказано: «С преподобным преподобен будеши… и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися» (Пс. 17: 26-27). Надо искать таких людей, которые и преподобны, и избранны, и молитвенны. Не обязательно, чтобы это были люди славные, известные и информационно освещенные. Главное, чтобы это были люди благодатные, вокруг которых царит любовь и мир и жизнь чад которых устрояется ко спасению.

Каковы черты подлинных пастырей? - Отсутствие властолюбия и в то же время реальная духовная власть

Каковы черты таких пастырей? Я отмечу так: отсутствие властолюбия и в то же время реальная духовная власть, потому что от непродуманного властолюбия духовников очень много нехорошего происходит в жизни пасомых. Настоящие духовники не ломают духовную и социальную жизнь своих чад. Они, как опытные садовники, напротив, аккуратненько выпрямляют кривое; как опытные врачи, перевязывают хромающее; пробуждают к жизни все живое, что есть в их чаде. Часто говорят, как мой покойный духовник отец Василий Ермаков: «Думай сам». Не становятся костылями, не становятся заменителями, но, напротив, стараются, чтобы их чада скорее пошли сами, большую часть своей жизни думали, делали, решали сами. Они не попирают богоданной свободы своих чад, а удивительно деликатно советуют, как это делал отец Иоанн (Крестьянкин). Я вспоминаю общение с ним: он деликатно советовал. Я получал «по полной программе», если его не слушался, и уже после это понимал, но он и тогда принимал меня со всей любовью, несмотря на мое упрямство, ослушание, глупость, неразумие, гордыню. Это тоже удивительная черта настоящего духовника - такое терпение и любовь.

Страшные беды возникают от властолюбия и от взыскания духовной власти, от духовной тирании. Я знал один случай просто трагический, связанный с весьма известным духовником - не буду называть его имени. Его чадо, будущий священник, пришел к нему на прием со своей невестой, которую он любил. На приеме у этого духовника сидела на диване одна девица. Этот будущий батюшка спрашивает старца: «Батюшка, благословите меня на брак с такой-то». - «Нет, она не твоя, а вот твоя, тебя ждет, - и указывает на совершенно незнакомую девицу, на диване сидящую. - Вот на ней ты и повенчаешься. Ясно?» Тот по послушанию духовнику, разорвав общение с невестой, с которой все было договорено, женился на той, которую посоветовал старец. Что произошло? Его жена полюбила его всей душой, а он ее видеть не мог. Когда она приезжала к нему на место служения, он буквально через несколько часов отправлялся с ней на вокзал, покупал ей обратный билет и провожал до следующей станции, чтобы она по дороге не вздумала выпрыгнуть и вернуться к нему.

Столько трагедий возникало от властолюбивого и неразумного руководства духовников!.. Настоящий духовник не должен властолюбиво попирать свое чадо. Где надо, он, конечно, должен и вмешиваться, и свидетельствовать о неправде его жизни, и наставлять его крепко. Но там, где нет вещей зазорных и греховных, там, где чадо должно и может действовать само, там настоящий духовник должен давать этому «зеленый свет».

Надо четко разделять проблемы духовной жизни и те, что связаны с нашими социальными и семейными обязанностями

Как найти настоящего духовника? Об этом надо молиться. Надо вести регулярную церковную жизнь и просить Господа. Тут даже не обязательно, чтобы духовник был славным, великим, духовным. Достаточно, чтобы он был просто добрый батюшка, добросовестно относящийся к своим духовным обязанностям, внимательный и молитвенный. Если человек ему доверяет и молится Богу, чтобы Бог через него открыл Свою волю, то он все получит по своему прошению, получит все, что надо ему для спасения.

Другое дело, что надо четко разделять вещи, относящиеся к нашей духовной жизни, к нашему спасению - а с другой стороны, к нашим социальным и семейным обязанностям. У моей покойной бабушки был такой случай. На исповеди священник ее спросил: «Вы где работаете?» А она работала на Балтийском оборонном заводе, о месте своей работы говорить не имела права. И она нашла в себе мужество и разум духовный сказать: «Батюшка, простите, это к исповеди не относится». Нужно рассуждение и трезвение и для самого духовника, и для его чада.

Тревожные события в мире приводят к тому, что все больше людей начинают искать успокоения в Церкви, защиты у Бога, но многие не знают, как это сделать, порой стесняясь своей христианской безграмотности и маловерия. Самостоятельно влиться в духовную жизнь или воцерковиться , научиться читать Библию и понимать ее, знать правила поведения в храме практически невозможно.

Многие христиане, крещенные в младенчестве , стремятся приблизиться к Таинствам Церкви и, как правило, делают это, советуясь с людьми со своего окружения, даже не догадываясь, что помочь им может духовный наставник в православной церкви.

Духовный наставник - мудрый помощник

Христиане, часто посещающие храмовые служения, встречаются с одними и теми же священниками, а порой это один человек. Во время проповедей, Литургий у православных верующих возникают вопросы, ответы на которые не могут дать даже близкие друзья.

Порой жизненные ситуации складываются таким образом, что о них вообще никому рассказать нельзя, а проблема раздирает сердце, и тогда человек идет в храм к священнику.

Как найти духовного наставника

Огромный подарок приобрели те христиане, которые на протяжении долгого времени имеют возможность в любое время получить ободрение, наставление от духовного наставника.

Духовный наставник - человек, который хорошо разбирается в православии, постоянно пребывает в чтении духовной литературы, посте, молитве и исполняет все каноны. Не всегда духовным попечителем становится священник поместной церкви, это может быть учитель воскресной школы или воцерковленный, то есть живущий жизнью храма, человек.

Для христиан, редко бывающих в храме, духовным помощником может стать близкий человек, почитающий Бога всей своей жизнью и служащий примером, светом для окружающих. «По делам их узнаете» - писал апостол Матвей (Мат 7:16)

Духовный наставник - Богом посланный человек, который поможет ищущей Бога душе:

  • прийти к истинному покаянию ;
  • познать смысл Жертвы Спасителя;
  • научиться бояться Бога на основе доверия Ему;
  • «одеться» в Христову веру, как в броню.
Важно! Хороший духовный наставник становится учителем, советчиком, другом, который всегда укажет выход в любой жизненной ситуации, действуя по слову Божьему и ведомый Духом Святым.

О священстве:

Какова роль духовного наставника

Для христианского развития, освобождения от грехов, видения целей жизни людям постоянно нужна помощь со стороны. В мирской жизни появились психологи, психоаналитики, целители и коучи, которые за очень большие деньги готовы помочь решить любую проблему, но нет денег, нет помощи.

В христианской жизни духовный наставник выполняет все функции вышеперечисленных помощников в решении всех проблем.

Роль духовного наставника

Как целитель духовный наставник готов выслушать любую проблему, не осудить, а помочь найти выход, поддержать христианина, наполнить его верой, что именно за него, его грехи пошел на крест Иисус.

Разбирающийся в Библии учитель покажет те места в Святом Писании, которые следует читать в тех или других случаях, чтобы найти выход из любого тупика, будь то:

  • болезнь;
  • бизнес;
  • долги;
  • семейные отношения;
  • непослушания детей.

Найти настоящего православного учителя, это, как выиграть в лотерею большой приз. Имея хорошего друга, готового всегда помочь не только через слово Божье, но и делом, надо очень ценить и уважать.

Духовные вопросы православной веры:

  • Можно ли похоронить домашнее животное на человеческом кладбище?

У духовного наставника может быть много подопечных, каждый из них нуждается во внимании, а около учителя еще и семья живет, ей также нужно время уделить, поэтому с особой теплотой и заботой относитесь к посланнику Божьему, уважая его время.

Важно! Ни один психолог или коуч не берет на себя ответственность за проведенную консультацию, в то время как православный душепопечитель за каждого христианина отвечает перед Богом, ибо ему доверено «пасти овец».

Для достижения цели и решения проблемы мирскими специалистами хороши разнообразные методы, включая гипноз и манипуляции. Божий слуга будет идти по дороге Света, ведя за собой доверенных ему людей, руководствуясь ведением Духа Святого, канонами православия, опытом Отцов Церкви.

Чтение Библии

Конечная цель духовного роста состоит в том, чтобы укрепить маловерующего христианина на пути к вечной жизни, помочь ему по-настоящему воцерковиться, возрасти в вере, чтобы он в скором времени мог стать, пусть маленьким, но наставником.

По каким критериям выбирать душепопечителя

При выборе христианского душепопечителя человеку лучше руководствоваться собственными чувствованиями, а не советами друзей.

Чего греха таить, не все священники являются примером христианской жизни, не нам их судить, для этого есть суд Божий, но и довериться неверному в малом слуге Божьему трудно.

  1. Духовный наставник должен показывать пример христианской жизни не только в служении, но и повседневных делах, семейных отношениях. Трудно доверять человеку, у которого дети пошли не тем путем, нет лада в отношениях между супругами.
  2. Поведение во время поста характеризует священнослужителя. Как доверять тому, кто, проповедуя строгое воздержание, сам страдает от ожирения, ведь пост в православии длится более 200 дней.
  3. Одним из показателей выбора духовного поводыря является доверие. Некоторые священники страдают, мягко говоря, недержанием языка, когда сказанное на исповеди становится достоянием всего населенного пункта, особенно это касается деревень и маленьких городов.

Исповедь в грехах

Человек, пришедший за советом, раскрывший свою душу, потом сгорает от стыда и обиды. От помощи таких «советчиков» только один вред. Лживые, бесчестные люди не могут претендовать на роль духовного наставника, так же как воры и прелюбодеи, даже очень скрывающие свои пороки. Бог обязательно выведет на свет тяжкие грехи, особенно это касается священников. Ведь сказано, что кому Бог много доверил, с тех и много спросит (Луки 12:48).

  1. Попечитель от Бога проявляется в отношении к бедным, больным и старикам. Истинный служитель «не снимет с ближнего последнюю рубаху», если надо, послужит без платы, по благословению.
  2. Страшно попасть в руки фанатичного верующего, который своею «праведностью» унизит, наполнит доверившегося ему человека чувством самоунижения и несостоятельности, как христианина. Разумный учитель по буквам разложит Писание, научит, как Его понимать, принимать в разум и сердце, жить по Нему, идя светлой дорогой к Христу.
  3. Неправедная ярость, гнев при консультации недопустим для священника, к которому пришел маловерующий или заблудший в страстях человек.

Духовный наставник всегда найдет, за что благодарить Бога в любой ситуации и научит подопечного, как доверять Творцу и Спасителю по слову Божьему.

Совет! Не останавливайтесь, лучше два-три раза ошибиться, чем стоять на месте. Каждый раз перед походом на консультирование или беседу нужно усердно молиться и просить Творца направить именно к тому наставнику, который поведет по правильному пути.

Если после встречи наедине с выбранным наставником остается чувство облегчения, радости, наступает покой и умиротворение, когда хочется все глубже и глубже окунаться в слово Божье, появляется понимание Жертвы Христа и вера в усиленную молитву, тогда будьте уверены, перед вами именно вам посланный Богом духовный наставник.

Если это не священник вашей церкви, то попросите благословения в храме на принятие духовной благодати от другого человека.

Душепопечитель становится учителем, советчиком, другом, который укажет выход в трудной жизненной ситуации. При этом поймет и не осудит, будет действовать в любви, которой наполняет сердце наставника Святая Троица.

Как выбрать духовного отца? Протоиерей Владимир Головин

Как пастырь, совершитель таинства покаяния; 2) духовный наставник; 3) особое должностное лицо в , в обязанности которого входит духовное руководство братиями (сестрами) на пути ко (основной обязанностью такого духовника является пастырское попечение о насельниках монастыря и их духовном состоянии; он способствует тому, чтобы все насельники монастыря неопустительно проходили исповедь и приобщались Святых Христовых Тайн; для насельников весьма полезны также беседы духовника в частном виде, которые помогут глубже уяснить им смысл монашеского пути).

Духовник

Кандидат богословия, преподаватель Санкт-Петербургской Духовной академии, протоиерей Александр Глебов

Ведущая. Кто такой духовник, для чего он нужен, и обязательно ли каждому верующему человеку иметь своего духовника?
Отец Александр. Вопрос о духовнике, или духовном отце, очень сложен, и в границах нашей передачи дать какой-то исчерпывающий ответ на этот вопрос достаточно сложно. Поэтому я обращу внимание наших телезрителей на несколько тем, которые мне представляются наиболее важными.
Первое: кто такой духовник? Духовник руководствует и наставляет человека в его духовной жизни, в деле спасения. Понятно, что духовник в первую очередь должен сам обладать духовным опытом. Он также должен обладать умением передать этот опыт другим людям. Не каждый священник может быть духовником. За это не стоит упрекать священников, потому что научиться быть духовником невозможно ни в семинарии, ни в академии, это не дается человеку в Таинстве Священства. Это, своего рода, харизма, некая способность. Такой способностью обладает далеко не каждый человек, поэтому лучше вовсе остаться без духовника, нежели выбрать себе в духовные наставники человека, который этой способности не имеет, человека малоопытного в духовной жизни. Для того чтобы быть ведущим, для того чтобы вести за собой кого-то, надо знать цель, к которой ты ведешь этого человека. Надо знать также дорогу, которая ведет к этой цели. Вести надо туда, где ты уже сам бывал, в противном случае, получится, по словам Христа: «Если слепой ведет слепого, то оба они упадут в яму».
Второе: сфера деятельности духовника – это исключительно духовная, религиозная жизнь человека. Духовник – это не оракул, не стоит задавать ему вопросы, которые вне его компетенции. Духовник не решает вопросы семейного благополучия, вопросы, связанные с профессиональной деятельностью людей, со здоровьем и так далее. Если духовник опытный, то его советы могут быть авторитетными только в области духовной жизни. По всем остальным вопросам он может, как и всякий человек, высказывать свое собственное суждение, но это не значит, что его мнение будет правильным. Приведу такой пример: многие люди выбирают себе в качестве духовного наставника представителя монашествующего духовенства. Они приезжают к нему в монастырь и начинают задавать вопросы о том, как поступить в той или иной жизненной ситуации. Например: как наладить семейную жизнь и взаимоотношения с супругом или как наладить бизнес, или как воспитывать детей? Ну, скажите, что монах в этом понимает? Что монах понимает о том, как воспитывать детей, даже если он святой человек? Надо спрашивать у многодетной матери, а не у монаха – это совершенно естественно. Если духовник неопытный, то он может насоветовать такого, что, если человек все серьезно воспримет, то он может себе просто жизнь искалечить. Кому и на ком жениться, кому разводиться, кому принимать монашество, кому уходить со светской работы и принимать священный сан, у каких врачей лечиться или вовсе не лечиться, какое образование давать детям и тому подобное. Если воспринимать все эти рекомендации, как голос с неба, то тогда можно наделать много бед, но к духовнику и не надо обращать такие вопросы – это не его сфера деятельности.
Третье: когда человек становится членом церковной общины, он должен не духовника искать, он должен искать Христа. А для того чтобы обрести Христа в своем сердце, каких-то особых рекомендаций и советов не надо – в Евангелии все написано. На практике происходит совершенно обратное. Люди кочуют из одного монастыря в другой, пытаются найти где-то особую духовность, особую благодать. Они заняты поисками старца, который решит все их проблемы, ответит на все их вопросы, и при этом забывают, а, может, и вовсе не знают такие люди, слова святого о том, что перемена места не приближает нас к Богу. Господь совершенно ясно в Евангелии сказал, что Царство Небесное – оно не в Иерусалиме, не на Афоне, оно – в сердце человека. Для того чтобы обрести это Царство в своем сердце, достаточно регулярно ходить в храм, исповедоваться, причащаться и исполнять то, что велит Господь: жить согласно Его заповедям. Тогда человек обрящет тот «дух мирен», на который указывал как на цель христианской жизни. Если этот дух будет жить в человеке, если он будет действовать в человеке, то тогда Господь уже изнутри укажет человеку, как ему поступать в той или иной жизненной ситуации.
Ведущая. Означает ли это, что советы духовника необязательны к исполнению? Как быть тогда с церковной дисциплиной, с послушанием?
Отец Александр. Отвечая на Ваш вопрос, я зачитаю цитату из интервью покойного . Это интервью владыка дал еще в 1999 году, и оно как раз касалось злоупотреблений в практике духовничества. Владыка Антоний говорит: «Послушание не заключается в том, чтобы раболепно исполнять указания священника, даже если они подаются в форме советов. Послушание — от слова «слушание», и цель послушания – научить человека оторваться от собственных мыслей, от собственного отношения к вещам и вслушиваться в то, что говорит ему другой человек. Здесь начинается послушание, и оно относится не только к церковной практике, но ко всем взаимоотношениям между людьми». Мне, собственно, нечего к этому добавить, я могу лишь прокомментировать. Послушание, действительно, не слепое исполнение всего, что говорит тебе духовник или священник. У каждого из нас есть свой взгляд на вещи, у каждого из нас свое мнение. Мы всегда считаем, что правы мы, а не наши оппоненты, так вот, послушание – это попытка взглянуть на мир глазами другого человека. Не замыкаться в себе, услышать мнение другого, и прав владыка Антоний, когда говорит, что послушание касается не только церковной дисциплины. Без послушания вообще невозможно никакое общежитие, никакая общность людей невозможна, если мы не будем учитывать мнение тех, кто рядом с нами. Почему возникают конфликты? Почему семьи распадаются? Потому что люди часто просто не слышат тех, кто рядом с ними. Тем более – в вопросах духовной жизни. Опираться только на свое мнение в духовной жизни, на свои представления, которые у нас бывают очень искажены, неосмотрительно. Надо послушать опыт других людей, может быть, воспринять что-то из чужого опыта в свою жизнь – вот это и называется послушанием.
Ведущая. Если нет духовника, то перед причащением приходится исповедоваться у любого священника, который может быть моложе, а люди, приходящие на исповедь, могут быть опытнее в духовной жизни. Можно ли считать исповедь состоявшейся, если священник, принимающий ее, малоопытен в духовной жизни?
Отец Александр. Вопрос о взаимоотношении между личными качествами священнослужителя и действительностью тех Таинств, которые он совершает, поднимался в Церкви с глубокой древности. Уже в первые века возникло такое учение, согласно которому Таинство бывает действительным только тогда, когда его совершает достойный по своим моральным качествам священнослужитель. Если священнослужитель недостойный, то и Таинства никакого не совершается. опровергла это учение как ересь, и вот почему: что значит достойный или недостойный? Что подразумевается под достоинством? Ведь каждый человек, несмотря на то, какую иерархическую ступень он занимает, имеет свои недостатки, слабости, ограничения. Если под достоинством понимать некую безупречность человека или его безгрешность, то в этом смысле достойных людей просто не существует. У святых отцов часто проскальзывает такая идея, что святые – это грешники, осознавшие себя, осознающие себя грешниками. Все люди грешны, но те люди, которые осознают свой грех, приносят Богу покаяние, стараются исправиться, – что-то у них получается, что-то нет, – вот их мы и называем святыми. Но эти святые все равно грешники, все равно люди со своими недостатками. Практически в каждой из молитв чина Литургии содержится обращение священнослужителя, епископа или священника, к Богу о том, чтобы Господь, несмотря на его личное недостоинство, совершил Таинство пресуществления. Наиболее ярко это выражено в чине Литургии в молитве . Там есть такие слова: «Да не моих ради грехов возбраниши благодати Святаго Твоего Духа от предлежащих Даров».
Таинство совершает Господь. Священник не совершитель Таинства, он служитель Таинства. Он священнослужитель, а не священносовершитель, и в данном случае личные качества священника не имеют отношения к действительности Таинства. Как еще в четвертом веке говорил святой : «Неважно, какой оттиск с печати – золотой или глиняный, печать все равно ставится одинаковая». То же самое относится к Таинству Исповеди. Священник не судья и не следователь-дознаватель. Функция священника в Таинстве Исповеди, в молитве из этого чина определена, как свидетель. «Христос невидимо стоит, я же только свидетель есть», – читает священник молитву. Это свидетельство при Таинстве Исповеди сравнивал со свидетельством друга жениха, которое бывает на свадьбе. Вы знаете, что при заключении брака всегда со стороны жениха и со стороны невесты есть свидетель, который ставит свою подпись, удостоверяя то, что брак состоялся. Действительно, эта параллель очень уместна, так как свадьба – это радостное событие и покаяние человека тоже радостное событие. Господь говорил, что у него больше радости от обращения одного грешника, от его покаяния, нежели от девяноста девяти праведников, не имеющих нужды в этом покаянии. Функция свидетеля на свадьбе не первостепенна. Он просто свидетельствует о том, что брак заключен. То же самое и священник свидетельствует об искренности кающегося человека. Священник может быть и молодой, и неопытный, и плохо образованный, но для того чтобы разделить с человеком радость покаяния, помолиться с ним, для этого университетов заканчивать не надо. Таинство Покаяния, то есть, обновления человека, очищения его души от болезни греха, совершает Господь в ответ на раскаяние и молитву того человека, который подходит к исповеди. Личные качества священника в данном случае не являются определяющими, как, впрочем, и в остальных Церковных Таинствах.

Духовник

На должность Духовника монастыря поставляется в совершенных годах иеромонах честного и богоугодного жития, одаренный от Бога духовным рассуждением и прилежный к чтению Слова Божия и святоотеческих писаний. Обязанность Духовника состоит в совершении таинства Покаяния и в духовном руководстве братии по пути ко спасению. Духовник должен вести у себя запись, кто когда приобщался Святых Христовых Тайн, дабы все неуклонно приступали к сему великому таинству. Также Духовник обязан по своему непременному долгу посещать болящих, утешая и ободряя их в болезнях душевных и телесных.

Если Духовник за множеством братии или по немощи не будет успевать принимать всех своих духовных питомцев, то с разрешения Настоятеля, часть их предоставляется вручить опытному духовному старцу, но за правильность духовного руководства со стороны старца отвечает Духовник.

Кроме того, по благословению Настоятеля, могут быть назначаемы старцами или наставниками над новоначальными иноками и иные иеромонахи или простые монахи, опытные в духовной жизни, кои подчиняются главному Духовнику монастыря, приемля от него отеческие советы и наставления.

Помимо старцев-наставников Духовнику монастыря подчиняются исповедующие богомольцев духовники-иеромонахи, среди которых один может быть старшим и ответственным за общее дело исповеди говеющих. В великом, ответственном и трудном деле духовного руководства Духовник руководствуется Словом Божиим, богомудрыми отеческими писаниями, правилами Святой Церкви и правилами, положенными в Уставе монастыря. В недоуменных делах Духовник спрашивает Настоятеля и его рассуждению и воле следует».

Из Устава Свято-Троицкого мужского монастыря

Когда выпадают тяжёлые испытания, охватывает тревога и волнения, люди просят помощи у Бога или у мудрецов, чтобы получить советы, рекомендации для решения своих проблем. И тогда появляется потребность найти человека, который может направить на правильный путь и поможет разобраться в себе и в собственных неурядицах. Именно таким человеком часто становится духовный наставник, который помогает раскрыться душе, покаяться и принять решение поменять свою жизнь.

Зачем необходимо духовное руководство?

Не имея руководителя, человек не может прожить жизнь в святости. Найти учителя можно в церкви, куда необходимо приходить и молить Господа послать духовника, который будет утешать, советовать и направлять помыслы в богоугодное русло. Роль духовного наставника велика. Он, общаясь со своим чадом, доносит то, что ему передаёт дух Божий, вселяет в душу покой и гармонию.

Как правило, духовный наставник - это человек, обладающий большим жизненным и религиозным опытом, и он несёт послушание руководить религиозной жизнью других людей. Духовник играет огромную роль в жизни мирянина и священнослужителя, и он необходим для того, чтобы, прислушиваясь к его советам, жить благочестиво и достигнуть Царствия Небесного. История церкви имеет несколько вариантов наставничества. Но основными считаются:

  • служба священника в приходе, где он является душевным врачевателем всех прихожан;
  • старчество, именно оно получило широкое распространение в России.

Старцы - целители душ

Возникшее в Византии, оно прочно вошло в русскую культуру и заняло одно из значимых мест. Старцы несли обет послушания и своим словом и поступками были призваны обличать грехи и утешать запутавшихся в собственных сомнениях людях. Спасительными беседами и наставлениями они врачевали души, вносили в них покой и умиротворение.

Русское старчество берёт свои истоки от преподобного Паисия Величковского и достигает своего развития благодаря монахам Оптинской Пустыни. Монастыри с их духовными наставниками в течение длительного времени были центром паломничества православного народа. Старчество имело свою особенность, где строгое подвижничество чередовалось с активными выходами в мир. Эти выходы выражались в контакте с народом и в службе миру в качестве духовного помощника, наставника и советника.

Достижение простоты смирением

Занимаясь религиозным образованием своих учеников, старцы учили мудрости, способствовали нравственному росту и совершенствованию. В течение земной жизни своего духовного ученика они координировали и направляли поступки и действия чада. Связь между учителем и учеником была очень прочна, потому что строилась на доверительных и уважительных отношениях, покорности и любви. Отец Захарий наставлял беречь совесть свою и стремиться к простоте, которую можно достичь только смирением.

К старцам приходили за советом, когда были сомнения и возникали трудные ситуации. От духовника ждали утешений и помощи. Уникальность старчества в православии заключалась в непоколебимой вере и духовной силе старцев и в той тонкой работе, которую они проводили в душе своего ученика. Влияя на человеческую психику, они деликатно и аккуратно направляют человека на путь обретения любви к Господу.

Поиск наставника

Великая благодать для верующего человека - найти священнослужителя, который будет нести ответственность перед Всевышним за своего ученика,будет совершать молитвы за него, контролировать рост духовности, руководить его поступками и наставлять в мирской жизни, а также направлять на путь добродетели, которая ведёт в жизнь вечную.

Для верующего человека путь разрешения проблем отличается от пути, который выбирают неверующие миряне. Люди, далёкие от религии, как правило, свои возникшие неурядицы пытаются решать, опираясь на помощь и совет своих знакомых и в основном далёких от религии людей. И часто проблема не разрешается, а только усугубляется. Это происходит оттого, что все сложности сконцентрированы внутри нас, в отдалённости от Бога. И как следствие под накапливанием грехов происходит сбой духовной гармонии.

Воцерковленному человеку с появлением непредвиденных ситуаций за советом стоит идти к своему духовнику. При этом верующий понимает, что спрашивая, как поступить, он ждёт ответ на свой вопрос от Господа. Видя его смирение, Бог через батюшку даёт верный совет и благословляет. У христианина никогда не возникнет сомнений в том, что необходимо следовать сказанному духовником. Он уверен, что это Всевышний посылает ему свою поддержку. Только если передать своё сердце и душу в послушание духовнику, Божия благодать поселится в человеке.

Церковь не ставит ограничения и предоставляет возможность доброму христианину самому выбрать духовника. Как найти духовного наставника? Хорошо, если им будет священнослужитель из храма, в который часто приходишь помолиться. Но всё индивидуально, и порой бывает непросто встретить духовника, с которым бы установились доверительные и сердечные отношения.

Задача наставника

Духовное наставничество стремится к совершенствованию личности и проявлению в ней образа Бога, к воспитанию духовного начала в человеке. Православному христианину стоит обязательно прочитать и проникнуться наставлениям святых отцов. Они гласят:

  • духовными помыслами любого православного должен руководить священник, к помощи которого необходимо обращаться и исповедуясь, и в учении;
  • старайтесь общаться с духовником на протяжении всей жизни, раскрывая свои грехи и богомерзкие помыслы;
  • следуя поучениям своего духовного отца, непременно обретёшь Царство Небесное;
  • если доверить своё сердце духовнику, то божия благодать поселится в душе.

Как выбрать духовного отца?

Как выбрать духовного наставника? Не стоит искать какие-то способы. Не нужно и прилагать особые усилия, начиная поиск духовного наставника. Это подскажет сердце. Понимание того, ваш это человек или нет, придёт само собой, если:

  • советы батюшки благотворно влияют и врачуют душу;
  • вы получаете утешение и чувствуете поддержку;
  • испытываете радость и умиротворённость, общаясь с ним;
  • ощущаете и верите в силу его молитвы и взаимную доброжелательность.

Как начать поиск духовного отца

Чтобы Бог подсказал, как найти духовного наставника, необходимо много и страстно молиться. Начиная поиск необходимо приглядеться к приходу, в котором проводит службы батюшка. У хорошего священника в храме всегда благожелательная атмосфера. Стоит пообщаться с прихожанами, узнать их мнение о пастыре.

Не стоит отправляться в далёкие края, раздумывая, где найти своего духовного наставника. Он может оказаться рядом и ближе, чем вам кажется. Не нужно рассказывать никому о своём наставнике, встретив его. Религиозная жизнь - это частное, и нет нужды выставлять её на всеобщее обозрение.

Часто приходите в церковь, которая по душе. Открывайтесь священнику на исповеди и молитесь о нём, и тогда Бог через него откроет своё изволение. Когда общение со священнослужителем проходит доверительно, то стоит следовать советам батюшки и, получив напутствие, выполнить его. Не нужно приходить с одним вопросом или проблемой ко многим батюшкам, надеясь на перемену вразумления.

Не нужно торопиться и называть первого встречного батюшку своим духовником. Посещая церковь, исповедуйтесь и спрашивайте совета у священника о своём наболевшем. И тогда возможно встретить близкого себе духовника.

Общаясь с прихожанами, узнавайте, где найти своего духовника, и какой батюшка пользуется авторитетом и уважением у паствы.

Приступить к чтению нужно с простых и понятных текстов. Духовные книги помогут правильно определиться с целями и приоритетами в жизни.

Нужен ли человеку духовный наставник

В любой сфере деятельности или в спорте у начинающего специалиста, спортсмена или школьника всегда есть наставник. Он помогает овладеть профессией, делится опытом, советами. Наставничество священнослужителя направлено на достижение учеником крепости духа, религиозного самосознания и исполнения божественных заповедей.

Отношения чада и духовника не измеряются количеством проведённого совместно времени. Иногда достаточно нескольких предложений, чтобы в душе стало спокойно и вопросы разрешились. Важно выполнить все советы, поступившие от духовника.

В мирской жизни семьям, следующим по законам Божьим, важно исповедоваться у одного духовника. Случается, что возникающие внутренние семейные проблемы можно решить совместно.

Для воцерковленного человека желательно вести запись своих грехов и затем как можно чаще исповедовать их духовнику. Считается, что спасение во множестве советов. Поэтому для души полезно искать ответы на вопросы у нескольких священников. Но мысли и греховные помыслы лучше открывать только своему духовному отцу.

Некоторые верующие не знают о том, что, отправляясь к пастырю, нужно прочитать молитву: «Господи! Дай мне милость и внуши духовному отцу дать мне ответ по воле твоей». Вверить себя духовному отцу - это лучший способ для того, чтобы встать на путь исправления. Дьявол не сможет вмешаться туда, где всё тайное и греховное открылось духовнику. Важно повиноваться своему руководителю, ибо через него повинуешься Богу.

Духовный учитель

Духовник похож на педагога, открывающего истинный смысл многих вещей и правду своим подопечным. Учитель, духовный наставник должен расширить внутренний потенциал личности, воздействовать на него, сделать душевный мир воспитанника созвучным своему собственному.

Наставничество - это ещё и молитвы духовника о послании ему мудрости в обучении своих учеников. Это его обращение к Богу в неразрешимых ситуациях, просьба поддержки у Небесной Заступницы в минуты сомнений и беспомощности. Духовный отец несёт ответственность перед Иисусом Христом за вверенных ему чад.

Духовные наставники человека

На нашем пути много попадается людей, которые называют и считают себя духовными наставниками. Часто у них есть своё учение, школы или они называют себя последователями известных духовных личностей. У таких наставников есть ученики, единомышленники и почитатели, которые поддерживают их взгляды и убеждения.

Кроме того, каждый человек имеет своих невидимых духовных помощников. К ним относятся ангелы, которые защищают и оберегают на протяжении всей жизни. Если удастся научиться их понимать, то жить станет намного легче и проще. Приходя в мир вместе с родившимся младенцем, ангелы покидают его после смерти.

Верующий человек, который стремится следовать Божьим заповедям с чистой совестью и помыслами, перед невзгодами. Они только укрепляют верования и совершенствуют его душу. Отправляясь к своему духовнику, он понимает, что просит совета не у человека, а у Господа, который через священника даёт нужный совет и благословляет. Напутствие духовного отца, выполненное неукоснительно, приведёт к помощи от Бога. Ибо цель существование человека на земле очистить своё сердце и почувствовать близость Бога.

Loading...Loading...