Конспект занятия «Сбор семян» для воспитанников I ступени специальной (коррекционной) школы VIII вида. Правила сбора и хранения семян со своего приусадебного участка Сбор и хранение семян

ПО ТЕМЕ:

«Сбор семян».

Анапа 2013

Цель:

Задачи:

Поднос, пакетики с семенами.

Дидактическое обеспечение:

Методы обучения:

Тип урока: комбинированный

Ход урока.

Организационный момент.

Проверка явки учащихся.

Настрой учащихся на работу;

Вопросы для беседы.

Какой раздел мы изучаем?

Работа по карточкам

Сообщение новой информации.

Загадка.

В малой хатке – спаленке

Спит ребёнок маленький.

В кладовой еда лежит.

Как проснётся, будет сыт.

О чем идет речь?

Учитель.





ноготки, астры, космея люпина, виолы – семенами.

Учитель

Дети.

Дети

Учитель.

Дети.

Учитель

Дети. Там, наверное, картинки.

Учитель.

Дети

Учитель

Учитель.

Физминутка для глаз (по Базарному)

Учитель.

Правила сбора и сушки семян . \Презентация \

Учитель.

Учитель.

Учитель.

Дети.

Учитель.

Учитель

Дети

Учитель.

Дети.

Учитель.

Практическая работа.

Ход работы:










пушок


IV. Итог урока. Рефлексия.

Как еще называют бархатцы?

Выставление оценок.

Литература:

В. И. Ковалько «Азбука физкультминуток», Издательство «ВАКО», Москва2006 г.

2. И. А. Морозова «Ознакомление с цветами»

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 27 VIII ВИДА ГОРОДА-КУРОРТА АНАПА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА В 6 КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ:

«Сбор семян».

Учитель трудового обучения Ребрик Валерий Викторович

Анапа 2013

Цель: Формирование навыков коллективного труда.

Задачи:

Познакомить детей с правилами сбора и хранения семян.

Учить различать семена различных цветковых растений.

Коррекция и развитие высших психических функций на основе наблюдений.

Воспитание наблюдательности, интереса к занятию.

Материально –техническая база.

Кабинет труда, компьютер, проектор, экран;

Поднос, пакетики с семенами.

Дидактическое обеспечение:

Рабочая тетрадь,бъект труда: семена, презентация, сбор семян.

Методы обучения:

Объяснительно – наглядный; Объяснение с практическим закреплением; Вводный инструктаж и практическая работа.

Тип урока: комбинированный

Ход урока.

Организационный момент.

Проверка явки учащихся.

Проверка готовности к уроку и рабочей одежды;

Настрой учащихся на работу;

Ознакомление учащихся с планом работы.

Проверка ранее изученного материала.

Повторение материала прошлого урока в форме беседы.

Вопросы для беседы.

Какой раздел мы изучаем?

На какие виды делятся цветковые растения?

Какие растения называются однолетними?

Какие однолетние растения вы знаете?

Чем размножаются однолетние цветковые растения

Работа по карточкам

Ребята, на ваших партах лежат конверты с карточками, на которых изображены различные цветковые растения. На обратной стороне карточки имеется небольшой конверт.

Учащиеся должны из всех растений выбрать однолетники, на бумаге написать названия и вложить в конверт.

Сообщение новой информации.

Загадка.

В малой хатке – спаленке

Спит ребёнок маленький.

В кладовой еда лежит.

Как проснётся, будет сыт.

О чем идет речь?

Хатка – семенная кожура, ребенок маленький – зародыш, кладовая – запасающая ткань. Проснется – значит, прорастет

Учитель. А как вы считаете, зачем нам необходимы знания о семени? Почему мы уделяем этому органу столько внимания?

Ребята, продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня на уроке мы…».

Что же мы с вами можем узнать на этом уроке?

Издавна цветочно - декоративные растения привлекали внимание человека. Во время путешествий люди не могли пройти мимо диковинных растений чужих стран и возвращаясь на родину, привозили семена, луковиц и сами цветочные растения. Так, к нам из Америки попали георгины, флоксы; из Азии - сирени; из Южной Америки - бегония; из Китая и Японии- азалия из Европы и Франции- бархатцы, .(показать открытки с этими цветами)
Выращиванием цветов занимаются крупные тепличные хозяйства и цветочно - декоративные питомники. В питомниках труд по подготовке почвы и уходу за растениями механизирован.
Цветоводы - декораторы, мастера - цветоводы, озеленители выращивают декоративные растения, озеленяют и украшают ими улицы, разбивают цветники в парках и скверах, выращивают цветы для срезки. Люди этих профессий должны хорошо знать жизнь растений, приёмы их выращивания, любить природу, обладать художественным вкусом.
Декоративные растения украшают наши квартиры, сады, парки, скверы, приусадебные участки. Одни из них радуют нас своей формой, другие имеют красивые листья, третьи удивляют разнообразием окраски цветов. (рассматривание открыток с цветами)
Цветочно - декоративные растения выращиваются из семян, размножают стеблевыми черенками, подземными частями(клубнями, луковицами и др.). Так, георгины размножают корнеклубнями, гладиолусы - клубнелукавицами, нарциссы, тюльпаны, лилии - луковицами. Бархатцы, ноготки, астры, космея люпина, виолы – семенами.

Учитель Ребята, посмотрите, пожалуйста на поднос и скажите, что вы на нём видите.

Дети. Пакетики с надписями. Прочитайте надписи.

Дети ., Календула астра бархатцы, космея, и т. д.

Учитель. Названия что вы мне прочитали?

Дети. Мы прочитали названия цветов.

Учитель . Почему же пакетики такие тоненькие, ведь туда не войдут цветы?

Дети. Там, наверное, картинки.

Учитель. . Нет, ребята не картинки. В пакетиках находятся семена цветов. А как вы думаете, для чего я поместила семена цветов в пакетики?

Дети . Чтобы весной посадить их в землю.

Учитель . Верно. Сегодня урок мы посвятим вопросу Сбора семян и правилах их хранения. Это важно знать, так как семена разных растений имеют свои правила сбора, а от того как мы их сохраним до посадки зависит, порадуют ли они нас дружными всходами весной. А кто из вас знает, когда собирают семена цветов?

Учитель. Важно знать, что семена разных растений и собирают по-разному. Мы сегодня будем собирать семена тех растений, которые вам хорошо известны.

Физминутка для глаз (по Базарному)

Учитель. Давайте познакомимся с правилами сбора семян, посмотрев презентацию

Правила сбора и сушки семян . \Презентация \

Вырывать растения целиком не стоит.

Важно знать сроки, когда нужно собирать те или иные семена.

Собирать семена растений надо только в ясные, сухие, солнечные дни.

Собирать надо только семена здоровых растений.

Не стоит собирать пыльные и загрязненные. Обратите внимание – нет ли вредителей на растении.

Собранные семена растения стоит очистить от омертвевших и загнивших частей сразу же.

Сушить стоит под открытым навесом, с хорошей вентиляцией (воздушная сушка).

Хранить высушенные семена лучше всего в бумажных или матерчатых мешках. На каждой упаковке хранения должна быть этикетка, на которой указываются название (сорт) растения, может быть цвет цветка (для многоцветных сортов, время и год сбора.

Учитель. От того правильно ли собраны и сохранены семена зависит их жизнеспособность. Ну, а сейчас идём к нашим клумбам и попробуем научиться собирать семена.

Учащиеся вместе с учителем выходят в школьный двор для практической работы.

Учитель. У астр семена собирают выборочно, в несколько приемов срывают корзинки, у которых цветки завяли, а в середине появился пушок. При плохих погодных условиях сбор корзинок можно провести раньше (так как семена астр неплохо дозариваются, до появления пушка, но после увядания цветка.

У календулы, бархатцев, космеи сбор семян проводят в несколько приемов, в фазе почти полной спелости (семена при этом подсыхают и приобретают желто-коричневую или черную окраску). У этих культур семена почти не дозариваются.

Учитель. Назовите растения, которые растут на нашей клумбе?

Дети. Ноготки, бархатцы, астры, космея и т. д.

Учитель. Чем календула (ноготки) отличается от бархатцев и чем схожа?

Дети отмечают различие в величине и форме.

Учитель Почему в народе календулу называют ноготками?

Дети . Семена календулы похожи на ноготки.

Учитель. -Как называются растения, которые мы будем собирать?

Дети. календула, бархатцы, астры, космея и т. д.

Какие правила сбора и хранения семян мы изучили?

Учитель. Повторяем правила техники безопасности при работе с ножницами и секатором

Практическая работа.

Инструменты и приспособления: ножницы, секатор, коробки или мешочки, марля, картон, ручка.

Сбор семян цветочно - декоративных растений.

Осенью собираются семена календулы, космеи, астры и других однолетних цветочно - декоративных растений.

Ход работы:

1. Осмотрите цветочно - декоративные растения. Определить, на каких растениях можно собирать семена.
2. Ножницами срезайте плоды с семенами и осторожно складывайте их в коробки. В каждою коробку складывайте плоды одного вида растений.
3. Напишите на карточках (этикетках) названия растений, с которых собраны семена, время (год) сбора.
4. Разложите собранные плоды или семена на листы бумаги для просушки (если это необходимо)
5.Плоды люпина, виолы, флокса во время сушки растрескиваются, и семена могут разлететься. Поэтому плоды надо прикрыть марлей.
6. После просушки выберите семена, разложите их в мешочки или бумажные пакетики. Вложите в них этикетки с названиями растений.
Хранить семена нужно при температуре 12-16 градусов.
Сбор семян цветочно - декоративных растений
Растение. Признаки созревания семян. Что и как собирать? Астра, маргаритка. На плодах появляется пушок. Срезают подсохшие соцветия с плодами выборочно.
Плоды готовы для уборки, как только начнёт показываться пушок
Анютины глазки, фиалка, настурция. Плоды белеют. Собирают плоды выборочно в течение лета.
У настурции можно собирать опавшие плоды.
Гвоздика. Верхние плоды буреют и слегка. Срезают соцветия с частью стебля, связывают в пучки, надтрескиваются и высушивают подвешенными.

Бархатцы, циния. Плоды начинают подсыхать. Срезают выборочно плоды и сплодия с частью стебля

IV. Итог урока. Рефлексия.

- Что вы нового узнали на уроке? Расскажите.

Чем отличаются однолетние цветковые растения от многолетних?

Как еще называют бархатцы?

Выставление оценок.

Подписи к слайдам:

Сбор семян

Собрав семена в своем саду, вы обеспечите себя посадочным материалом на следующий год. Семена большинства видов декоративных однолетников получить очень легко. Способ сбора семян зависит от особенностей строения соцветий и самих семян растений. Давайте познакомимся с некоторыми тонкостями в сборе семян.

У астр выборочно, в несколько приемов срывают корзинки, у которых цветки завяли, а в середине появился пушок. При плохих погодных условиях сбор корзинок можно провести раньше (так как семена астр неплохо дозариваются), до появления пушка, но после увядания цветков.

бархатцы У бархатцев семена собирают, когда лепестки засохнут, а пленчатая обертка-стаканчик пожелтеет и подсохнет. Однако если стоит дождливая погода, то дожидаться созревания семян на растении нельзя, поскольку при повышенной влажности они быстро сгниют. В таких случаях соцветия убирают для дозаривания, когда начинают увядать лепестки.

У календулы, космеи, сбор семян проводят в несколько приемов, в фазе почти полной спелости (семена при этом подсыхают и приобретают желто-коричневую или черную окраску). У этих культур семена почти не дозариваются.

Правила сбора семян Вырывать растения целиком не стоит. Важно знать сроки, когда нужно собирать те или иные семена. Собирать семена растений надо только в ясные, сухие, солнечные дни. Собирать надо только семена здоровых растений. Не стоит собирать пыльные и загрязненные

Собранные семена растения стоит очистить от омертвевших и загнивших частей сразу же. Сушить стоит под открытым навесом, с хорошей вентиляцией (воздушная сушка). Хранить высушенные семена лучше всего в бумажных или матерчатых мешках. На каждой упаковке хранения должна быть этикетка, на которой указываются название.

Приглашаем вас на школьную клумбу для практической работы.

Спасибо за работу

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 27 VIII ВИДА ГОРОДА-КУРОРТА АНАПА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА В 6 КЛАССЕ

Заготовка сырья дикорастущих лекарственных растений – это система организационных, технологических и экономических мероприятий, обеспечивающих получение высококачественного сырья, отвечающего требованиям нормативной документации (НД). Процесс сбора регламентирует «Инструкция по сбору и сушке ЛРС». Такие инструкции разработаны на все виды сырья официальных ЛР, носят силу закона и обязательны для выполнения всеми заготовительными организациями. Процесс сбора регламентирует «Инструкция по сбору и сушке ЛРС». Такие инструкции разработаны на все виды сырья официальных ЛР, носят силу закона и обязательны для выполнения всеми заготовительными организациями.


Календарные сроки Период начала вегетации и сокодвижения Период начала вегетации и сокодвижения Собирают почки, коры, зимующие листья, некоторые виды подземных органов Собирают почки, коры, зимующие листья, некоторые виды подземных органов Весенний период (март-май) Время вегетации и цветения Время вегетации и цветения Собирают листья, цветки, травы Собирают листья, цветки, травы Летний период (июнь-июль) Время размножения растений Время размножения растений Собирают плоды, семена, подземные органы Собирают плоды, семена, подземные органы Осенний период (август-сентябрь)


Общие правила сбора сырья лекарственных растений 1. Собирают хорошо развитые растения, не пораженные болезнями, не загрязненные пылью и грязью. 2. Сбор ведут в сухую солнечную погоду, после того как обсохла роса, примерно с 11 до 17 часов. При заготовке влажного сырья происходит его разогревание, активация ферментов и разложение действующих веществ.


Исключения Сырье, содержащее эфирное масло, собирают утром, т.к. при повышенной температуре эфирное масло улетучивается; Сырье, содержащее эфирное масло, собирают утром, т.к. при повышенной температуре эфирное масло улетучивается; Сочные плоды собирают также в утренние часы, т.к. нагревание плодов на солнце приводит к резкому ускорению в них биохимических процессов, в том числе процессов брожения; Сочные плоды собирают также в утренние часы, т.к. нагревание плодов на солнце приводит к резкому ускорению в них биохимических процессов, в том числе процессов брожения; Легко осыпающиеся плоды (например, плоды тмина) собирают по росе, т.е. рано утром, чтобы избежать потери сырья. Легко осыпающиеся плоды (например, плоды тмина) собирают по росе, т.е. рано утром, чтобы избежать потери сырья.


Общие правила сбора сырья лекарственных растений 3. Ядовитые и сильнодействующие растения собирают только подготовленные работники и ни в коем случае не школьники. Руки защищают рукавицами и к лицу не притрагиваются (чемерица, чистотел). 4. Тара должна быть просторной, с вентилируемыми стенками (например, корзины, ящики для фруктов, но не мешки из полиэтилена). Емкость тары небольшая. 5. Срок между сбором и сушкой сырья не должен быть более 2- х часов. Если транспортировка сырья затруднена, то сырье раскладывают в тени так, чтобы оно отдавало часть влаги и порче не подверглось.


Первичная обработка лекарственного растительного сырья При подготовке сырья к сушке проверяют его соответствие требованиям НД на данный вид сырья. При подготовке сырья к сушке проверяют его соответствие требованиям НД на данный вид сырья. Сырье сортируют, просматривают на наличие пораженных, грязных объектов. Укорачивают стебли, цветоносы, обрезают черешки листьев, убирают плодоножки. У подземных органов обрезают стебли, тонкие корни, отмершие части. У корней одуванчика обрезают корневую шейку. Сырье сортируют, просматривают на наличие пораженных, грязных объектов. Укорачивают стебли, цветоносы, обрезают черешки листьев, убирают плодоножки. У подземных органов обрезают стебли, тонкие корни, отмершие части. У корней одуванчика обрезают корневую шейку. Подземные органы растений моют, кроме корней алтея, солодки и женьшеня. Подземные органы растений моют, кроме корней алтея, солодки и женьшеня.


Первичная обработка лекарственного растительного сырья Крупные корневища и корни разрезают на куски вдоль или поперек и подвяливают. Крупные корневища и корни разрезают на куски вдоль или поперек и подвяливают. Подвяливают сочные плоды, раскладывая на сквозняке на 2-3 дня. При этом сырье теряет до 50% воды, иначе при сушке плоды могут лопнуть. Подвяливают сочные плоды, раскладывая на сквозняке на 2-3 дня. При этом сырье теряет до 50% воды, иначе при сушке плоды могут лопнуть. Корни женьшеня перед сушкой бланшируют, т.к. они долго сохраняют способность прорастания. Обрабатывают паром или горячей водой. При обработке в течение 5-10 минут клейстеризации крахмала не происходит - получают «белый корень женьшеня», при обработке в течение минут происходит клейстеризация и корни приобретают роговидную консистенцию – «красный корень женьшеня». Корни женьшеня перед сушкой бланшируют, т.к. они долго сохраняют способность прорастания. Обрабатывают паром или горячей водой. При обработке в течение 5-10 минут клейстеризации крахмала не происходит - получают «белый корень женьшеня», при обработке в течение минут происходит клейстеризация и корни приобретают роговидную консистенцию – «красный корень женьшеня».


Сушка ЛРС 1. Способ, консервирования лекарственного сырья, обеспечивающий сохранность биологически активных веществ, создание более удобного товарного состояния для транспортирования и хранения. 2. Процесс удаления (обезвоживания) жидкости из растительного материала. Собранное лекарственное сырье содержит, как правило, %, а высушенное –10-15 (20) % влаги. Собранное лекарственное сырье содержит, как правило, %, а высушенное –10-15 (20) % влаги.


Общие правила сушки 1. Сырье, содержащее эфирные масла, следует сушить при температуре 3035 (40) С довольно толстым слоем в 1015 см, чтобы предотвратить испарение эфирного масла; сушка должна быть затянута во времени, т.к. в это время продолжается биосинтез и накопление эфирного масла. Диапазон t°: Диапазон t°: a) Если эфирное масло локализуется в экзогенных эфирно- масличных образованиях – t° = 25-30° С; b) Если эфирное масло локализуется эндогенно – t°= 35-40° С; c) Если в составе эфирного масла преобладают ароматические соединения – до 45° С.


Общие правила сушки 2. Сырье, содержащее гликозиды, сушат при температуре °С в течение часа, досушивают при более низкой t°. Высокая t° необходима для инактивации ферментов. Такой режим позволяет быстро инактивировать ферменты, разрушающие гликозиды. 3. Если сырье содержит сердечные гликозиды, то первоначальную t° сушки повышают до 60-70° С. Сырье ландыша и адониса в хорошую погоду допускается сушить воздушно-теневым способом. Их ферментативные системы мало активны.


Общие правила сушки 4. Если сырье – подземные органы растений, содержащие полисахариды, то нельзя сушить быстро при высокой температуре, т.к. может произойти карамелизация поверхностного слоя, внутри же останется влага и начнется гниение. Это относится к сырью одуванчика и девясила. Корневища и корни девясила, содержащие наряду с эфирным маслом сесквитерпеновые лактоны, рекомендуется сушить при температуре 50 °С. 5. Сырье, содержащее алкалоиды, сушат при температуре до 50 °С.


Общие правила сушки 6. Сырье, содержащее аскорбиновую кислоту, сушат при температуре 80-90°С. Плоды шиповника начинают сушить при t° = 80-90° C, досушивают при более низкой температуре. При такой высокой температуре происходит денатурация ферментов. 7. Если морфологическая группа сырья – почки, то сушат «на холоду», при тепловой сушке почки распускаются.


Общие правила сушки Установлено, что в корнях барбариса, траве мачка желтого, пустырника, плодах боярышника, корнях женьшеня, траве ландыша майского содержание действующих веществ выше при температурном режиме в пределах °С, чем при сушке этих же видов сырья по общим правилам. Установлено, что в корнях барбариса, траве мачка желтого, пустырника, плодах боярышника, корнях женьшеня, траве ландыша майского содержание действующих веществ выше при температурном режиме в пределах °С, чем при сушке этих же видов сырья по общим правилам. При всех методах сушки лекарственное сырье, за исключением эфиромасличного, раскладывают тонким слоем и регулярно переворачивают, при этом, однако, стремятся не увеличивать степень измельчения. При всех методах сушки лекарственное сырье, за исключением эфиромасличного, раскладывают тонким слоем и регулярно переворачивают, при этом, однако, стремятся не увеличивать степень измельчения.



А чтобы труды не пропали даром, семенной материал должен отвечать определенным требованиям. Первое из них - сортность, то есть способность семян повторить сорт, с которого они собраны.

Большинство цветочных растений образуют семена после опыления цветков пчелами, шмелями, бабочками или мухами. Только астры, левкой, душистый горошек и некоторые другие цветы дают семена без опыления. Если на участке посажены цветы двух и более сортов, то в результате переопыления насекомыми из собранных семян чаще всего вырастают растения не того сорта, который нужен.

Как же быть, если на участке высажены цветы нескольких сортов? Достаточно изолировать растение от насекомых, а еще лучше поработать самим "пчелками", опылив несколько раз цветки пыльцой с других растений этого же сорта. Для изоляции выбирают обычно самое красивое растение, накрывают его мешочком из редкой ткани, марли или пакетом из пергаментной бумаги и плотно обвязывают бечевкой за стебель.

Растения, которые хорошо переносят пересадку в цветущем состоянии, можно пересадить на другое место, где они будут отделены от цветов этого же сорта более высокими растениями или какими-нибудь строениями.

Вторая важная характеристика семян -посевные качества (влажность, чистота, всхожесть), которые зависят от срока сбора семян, условий их сушки, дозаривания и хранения.
Семена цветочных растений созревают в июне-сентябре, сбор определяется особенностями культуры, сроком посева и погодными условиями. Большинство семян созревает через 30-45 дней после начала цветения.

Сбор семян - очень ответственная работа У многих цветочных растений (анютины глазки, душистый горошек, эшшольция, незабудка, водосбор, люпин) плоды растрескиваются, поэтому их нужно собирать по мере созревания. У некоторых растений созревшие семена смывает дождь или сдувает ветер. Например, у маргаритки семена мелкие и так слабо держатся, что достаточно небольшого ветра и дождя, и они окажутся на земле. Еще труднее уследить за семенами арктотиса и гацании. Если их не собрать утром, то к вечеру они разлетятся по всей грядке. Семена, собранные недозревшими, в зеленых плодах, всходят плохо. Однако это относится не ко всем растениям. Такие культуры, как астра, львиный зев, душистый горошек, левкой, можно срезать целыми растениями и подсушивать в подвешенном состоянии на веранде или чердаке. При этом семена хорошо дозревают и не теряют всхожесть.

Всхожесть семян зависит от времени их сбора. Так, в сырую погоду у астры, бархатцев, космеи в корзинках скапливается влага, и семена могут заплесневеть и погибнуть, поэтому их нужно собирать в сухую солнечную погоду. Если у растений плоды растрескиваются, то сбор семян лучше проводить утром, пока достаточно влажно и створки плодов закрыты. Утром собирают семена арктотиса, гацании, гелинтерума.

У таких цветочных растений, как годеция, иберис, кларкия, колокольчик, гипсофила, мальва, маттиола, настурция, нигелла, портулак, фасоль огненно-красная, семена остаются в плодах до обмолота, поэтому их срезают целиком или отдельными ветками и плодами.

Собранный материал раскладывают тонким слоем на бумаге. Легко растрескивающиеся плоды обязательно накрывают бумагой или легкой тканью, чтобы семена не разлетались. От сушки семян зависят их влажность и, следовательно, хранение.

Подсушенные плоды нужно обмолотить, разрушив оболочку. Плотность оболочки у растений разная. У анютиных глазок, незабудки, кларкии оболочку можно легко раздробить, а у львиного зева, левкоя ее разбивают тяжелым предметом. У астры, бархатцев семена просто вынимают из корзинки.

Обмолоченные семена очищают от мусора и пыли, чтобы лучше хранились. Небольшое количество семян можно просто перебрать, а если их много, для очистки применяют различные способы в зависимости от культуры. Лучше всего помогает очистить семена от пыли и легкого мусора ветер. Для этого семена ссыпают на ткань или бумагу с небольшой высоты. Они будут падать в одном месте, а легкий мусор и пыль - в другом. После этого семена очищают в помещении на ситах с ячейками различных размеров. Круглые семена осторожно ссыпают по наклонной плоскости листа глянцевой бумаги или стекла. Мелкие семена незабудки, петунии, львиного зева отмывают в воде, но потом обязательно тщательно сушат, разложив тонким слоем на бумаге.
С самого начала сбора плодов необходимо заготовить этикетку, на которой написаны вид растения, сорт и год сбора (например, астра Юбилейная белая, 1992 г.).

Теперь задача заключается в том, чтобы хорошо вызревшие, очищенные и сухие семена сохранить до весны, не допустив снижения всхожести. Быстрее всего всхожесть теряется при высокой температуре и влажности. При таких условиях уже через один-два месяца всхожесть резко снижается. В обычных комнатных условиях семена многих цветочных растений хорошо хранятся всего один год. К таким растениям относятся астра, водосбор, диморфотека, незабудка и др.

Высокую всхожесть в течение нескольких лет можно сохранить, если семена поместить в плотно закрытую тару (из стекла или жести). Хранят упакованные таким образом семена при температуре 4-5 °С.

Чтобы не испытывать разочарования и не терять времени на пересев, перед посевом посадочный материал проращивают. Если семян много, их всхожесть определяют еще ранней весной. Проращивают семена в мокрой ткани или во влажной бумаге под пленочным пакетом или под стеклом.

14.04.2017

Хорошо приспособившиеся к местным условиям растения можно выращивать десятилетиями. Тем более что, самостоятельно занимаясь сборкой семян можно значительно улучшить показатели выбранной домашней культуры, оставляя посадочный материал, взятый только от лучших образцов.

Сбор семян огородных культур

При желании поэкспериментировать с различными культурами, нужно изучить некоторые правила сбора семян и правильного их хранения. Запастись образцами, которые на следующий сезон будут высаживаться в сад можно следующим образом:

    Тыква, арбуз, дыня, кабачки – после созревания плодов мякоть используется, а семена промываются, просушиваются и сортируются.

    Огурцы, баклажаны – обрабатываются только перезревшие плоды, так как только они могут предоставить жизнеспособные семечки.

    Помидоры – разрезанный плод заливается водой и оставляется на солнечном месте до брожения. Потом проводится промывание и обязательная просушка.

    Перец – должен созревать на хорошо освещенном подоконнике, будучи сорванным несколькими днями ранее.

Зелень и корнеплоды в первый год выкапываются, хранятся в подвале, а весной высаживаются для цветения. Дополнительно нужно узнать, как правильно хранить семена, чтобы во время весенней посадки не случилось фиаско.


Обращение с цветами

Заниматься сбором семян цветов немногим сложнее, особенно возведя это занятие в ранг привычки. Если для растения характерно выстреливание созревшего посадочного материала, процесс можно просто скорректировать, подрезав верхушку плода на 1–2 мм. Створки, вместо того, чтобы скручиваться, будут сгибаться, отдавая один за другим семечки на подготовленную бумагу.

Такие растения как бальзамин или петуния имеют коробочки, в которых и созревают семена. Срывать их раньше срока нельзя – всхожесть будет нулевой. Если уж так случилось, нужно заказывать семена почтой , чтобы не остаться без такого чудесного декоративного цветка. Сорта с неравномерным созреванием обрабатываются следующим образом: когда на нижнем участке цветоноса созреет большее количество плодов, верхушку срезают и на него надевают плотный бумажный пакет. Потом главный стебель срезается и вместе с пакетом подвешивается на просушку. Перед тем, как собрать семена, нужно уточнить время созревания выбранных культур, и придерживаться его в работе.


Правила обработки и хранения

На длительное время отложенный материал после промывания и просушки очищается от разнообразного сора, лепестков, волокон. Затем, чтобы в следующем году получить хорошо развитые растения, перед хранением семена калибруются. Для удаления образцов с вредителями фасоль и горошек помещают в аммиачную селитру, подготовив 35% раствор. Отделить шипики, опушение и мезгу можно используя тканевые мешочки, куда материал высыпается, поможет не слишком интенсивное перетирание в течение 4–6 мин.

Наиболее крупные семечки перца нужно отбирать вручную, а вот для брюквы, капусты, дайкона и редьки можно использовать очень густое сито, через которое слишком мелкие образцы просто провалятся. Не менее важно знать, как хранить семена, ведь влажность, превышающая 40–50%, запросто может их сгубить. Проконтролировать ситуацию очень просто, достаточно взять в руки семечко огурца или томата и попробовать его переломить. Если оно согнется – помещение нуждается в просушке.

Оптимальная температура хранения – 0–5 °C, без резких перепадов. Наилучшей тарой согласно мнению опытных огородников являются мешочки из бумаги или натуральной ткани, обеспечивающие постоянную циркуляцию воздуха. Особенно ценные, очень хорошо высушенные семена цветов и овощей можно упаковать в герметичную стеклянную тару и даже поместить в морозилку, погреб. Но это при условии, что на будущую весну они не будут распаковываться.

Посмотреть еще статьи

Работа в саду и на огороде в августе

Август – жаркая пора, период календаря, когда нужно заниматься сбором урожая, заботиться максимальной сохранности фруктов, овощей. Уделяйте внимание оздоровлению деревьев, земляники, окулировке насаждений, профилактике болезней.

Выращивание и уход за комнатной бегонией

Бегония настолько красивый цветок, что ее разведением занимается множество специалистов и любителей. На сегодняшнее время уже известны тысячи видов растения, в числе которых и гибридные формы.

Виды сидератов и их использование

Растения-сидераты позволяют природным способом улучшить плодородность, физико-химические показатели и структуру почвы. Зеленые, экологически безопасные удобрения высеваются в любой период года кроме зимы, не требуют к себе особенного внимания, и при этом 100% эффективны.

Что делать с гиацинтом после цветения

Цветение гиацинта ранней весной делает его одним из наиболее частых подарков женщинам. Аромат цветка выразительный, очень нежный, соцветия пышные, держатся достаточно долго. Бывает, что после цветения емкости с растением выбрасывают, хотя сохранить его вполне возможно.

Как сохранить урожай свеклы

Основное внимание дачников на протяжении всего лета направлено на то, чтобы вырастить хороший урожай. Однако не менее важно сохранить его, особенно такие корнеплоды, как свекла, являющиеся настоящим кладезем витаминов. Если вооружиться знаниями, проявить инициативу, обидные потери будут отсутствовать.

Выращивание бобов из семян и уход за ними

Бобы находятся в числе наидревнейших растений-однолетников на земле. Плоды культуры используются для приготовления пищи, создания лекарственных отваров. Выращиваются на дачах и придомовых участках.

Формирование навыков коллективного труда.

Задачи:

Знакомить детей с правилами сбора и хранения семян.

Учить различать семена различных цветковых растений.

Коррегировать и развивать высшие психические функции на основе наблюдений.

Воспитывать наблюдательность, интерес к занятию

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 27 VIII ВИДА ГОРОДА-КУРОРТА АНАПА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА В 6 КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ:

«Сбор семян».

Учитель трудового обучения Ребрик Валерий Викторович

Анапа 2013

Цель: Формирование навыков коллективного труда.

Задачи:

Познакомить детей с правилами сбора и хранения семян.

Учить различать семена различных цветковых растений.

Коррекция и развитие высших психических функций на основе наблюдений.

Воспитание наблюдательности, интереса к занятию.

Материально –техническая база.

Кабинет труда, компьютер, проектор, экран;

Поднос, пакетики с семенами.

Дидактическое обеспечение:

Рабочая тетрадь,бъект труда: семена, презентация, сбор семян.

Методы обучения:

Объяснительно – наглядный; Объяснение с практическим закреплением; Вводный инструктаж и практическая работа.

Тип урока: комбинированный

Ход урока.

Организационный момент.

Проверка явки учащихся.

Проверка готовности к уроку и рабочей одежды;

Настрой учащихся на работу;

Ознакомление учащихся с планом работы.

Проверка ранее изученного материала.

Повторение материала прошлого урока в форме беседы.

Вопросы для беседы.

Какой раздел мы изучаем?

На какие виды делятся цветковые растения?

Какие растения называются однолетними?

Какие однолетние растения вы знаете?

Чем размножаются однолетние цветковые растения

Работа по карточкам

Ребята, на ваших партах лежат конверты с карточками, на которых изображены различные цветковые растения. На обратной стороне карточки имеется небольшой конверт.

Учащиеся должны из всех растений выбрать однолетники, на бумаге написать названия и вложить в конверт.

Сообщение новой информации.

Загадка.

В малой хатке – спаленке

Спит ребёнок маленький.

В кладовой еда лежит.

Как проснётся, будет сыт.

О чем идет речь?

Хатка – семенная кожура, ребенок маленький – зародыш, кладовая – запасающая ткань. Проснется – значит, прорастет

Учитель. А как вы считаете, зачем нам необходимы знания о семени? Почему мы уделяем этому органу столько внимания?

Ребята, продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня на уроке мы…».

Что же мы с вами можем узнать на этом уроке?

Издавна цветочно - декоративные растения привлекали внимание человека. Во время путешествий люди не могли пройти мимо диковинных растений чужих стран и возвращаясь на родину, привозили семена, луковиц и сами цветочные растения. Так, к нам из Америки попали георгины, флоксы; из Азии - сирени; из Южной Америки - бегония; из Китая и Японии- азалия из Европы и Франции- бархатцы, .(показать открытки с этими цветами)
Выращиванием цветов занимаются крупные тепличные хозяйства и цветочно - декоративные питомники. В питомниках труд по подготовке почвы и уходу за растениями механизирован.
Цветоводы - декораторы, мастера - цветоводы, озеленители выращивают декоративные растения, озеленяют и украшают ими улицы, разбивают цветники в парках и скверах, выращивают цветы для срезки. Люди этих профессий должны хорошо знать жизнь растений, приёмы их выращивания, любить природу, обладать художественным вкусом.
Декоративные растения украшают наши квартиры, сады, парки, скверы, приусадебные участки. Одни из них радуют нас своей формой, другие имеют красивые листья, третьи удивляют разнообразием окраски цветов. (рассматривание открыток с цветами)
Цветочно - декоративные растения выращиваются из семян, размножают стеблевыми черенками, подземными частями(клубнями, луковицами и др.). Так, георгины размножают корнеклубнями, гладиолусы - клубнелукавицами, нарциссы, тюльпаны, лилии - луковицами. Бархатцы, ноготки, астры, космея люпина, виолы – семенами.

Учитель Ребята, посмотрите, пожалуйста на поднос и скажите, что вы на нём видите.

Дети. Пакетики с надписями. Прочитайте надписи.

Дети ., Календула астра бархатцы, космея, и т. д.

Учитель. Названия что вы мне прочитали?

Дети. Мы прочитали названия цветов.

Учитель . Почему же пакетики такие тоненькие, ведь туда не войдут цветы?

Дети. Там, наверное, картинки.

Учитель. . Нет, ребята не картинки. В пакетиках находятся семена цветов. А как вы думаете, для чего я поместила семена цветов в пакетики?

Дети . Чтобы весной посадить их в землю.

Учитель . Верно. Сегодня урок мы посвятим вопросу Сбора семян и правилах их хранения. Это важно знать, так как семена разных растений имеют свои правила сбора, а от того как мы их сохраним до посадки зависит, порадуют ли они нас дружными всходами весной. А кто из вас знает, когда собирают семена цветов?

Учитель. Важно знать, что семена разных растений и собирают по-разному. Мы сегодня будем собирать семена тех растений, которые вам хорошо известны.

Физминутка для глаз (по Базарному)

Учитель. Давайте познакомимся с правилами сбора семян, посмотрев презентацию

Правила сбора и сушки семян . \Презентация \

Вырывать растения целиком не стоит.

Важно знать сроки, когда нужно собирать те или иные семена.

Собирать семена растений надо только в ясные, сухие, солнечные дни.

Собирать надо только семена здоровых растений.

Не стоит собирать пыльные и загрязненные. Обратите внимание – нет ли вредителей на растении.

Собранные семена растения стоит очистить от омертвевших и загнивших частей сразу же.

Сушить стоит под открытым навесом, с хорошей вентиляцией (воздушная сушка).

Хранить высушенные семена лучше всего в бумажных или матерчатых мешках. На каждой упаковке хранения должна быть этикетка, на которой указываются название (сорт) растения, может быть цвет цветка (для многоцветных сортов, время и год сбора.

Учитель. От того правильно ли собраны и сохранены семена зависит их жизнеспособность. Ну, а сейчас идём к нашим клумбам и попробуем научиться собирать семена.

Учащиеся вместе с учителем выходят в школьный двор для практической работы.

Учитель. У астр семена собирают выборочно, в несколько приемов срывают корзинки, у которых цветки завяли, а в середине появился пушок. При плохих погодных условиях сбор корзинок можно провести раньше (так как семена астр неплохо дозариваются, до появления пушка, но после увядания цветка.

У календулы, бархатцев, космеи сбор семян проводят в несколько приемов, в фазе почти полной спелости (семена при этом подсыхают и приобретают желто-коричневую или черную окраску). У этих культур семена почти не дозариваются.

Учитель. Назовите растения, которые растут на нашей клумбе?

Дети. Ноготки, бархатцы, астры, космея и т. д.

Учитель. Чем календула (ноготки) отличается от бархатцев и чем схожа?

Дети отмечают различие в величине и форме.

Учитель Почему в народе календулу называют ноготками?

Дети . Семена календулы похожи на ноготки.

Учитель. -Как называются растения, которые мы будем собирать?

Дети. календула, бархатцы, астры, космея и т. д.

Какие правила сбора и хранения семян мы изучили?

Учитель. Повторяем правила техники безопасности при работе с ножницами и секатором

Практическая работа.

Инструменты и приспособления: ножницы, секатор, коробки или мешочки, марля, картон, ручка.

Сбор семян цветочно - декоративных растений.

Осенью собираются семена календулы, космеи, астры и других однолетних цветочно - декоративных растений.

Ход работы:

1. Осмотрите цветочно - декоративные растения. Определить, на каких растениях можно собирать семена.
2. Ножницами срезайте плоды с семенами и осторожно складывайте их в коробки. В каждою коробку складывайте плоды одного вида растений.
3. Напишите на карточках (этикетках) названия растений, с которых собраны семена, время (год) сбора.
4. Разложите собранные плоды или семена на листы бумаги для просушки (если это необходимо)
5.Плоды люпина, виолы, флокса во время сушки растрескиваются, и семена могут разлететься. Поэтому плоды надо прикрыть марлей.
6. После просушки выберите семена, разложите их в мешочки или бумажные пакетики. Вложите в них этикетки с названиями растений.
Хранить семена нужно при температуре 12-16 градусов.
Сбор семян цветочно - декоративных растений
Растение. Признаки созревания семян. Что и как собирать? Астра, маргаритка. На плодах появляется пушок. Срезают подсохшие соцветия с плодами выборочно.
Плоды готовы для уборки, как только начнёт показываться пушок
Анютины глазки, фиалка, настурция. Плоды белеют. Собирают плоды выборочно в течение лета.
У настурции можно собирать опавшие плоды.
Гвоздика. Верхние плоды буреют и слегка. Срезают соцветия с частью стебля, связывают в пучки, надтрескиваются и высушивают подвешенными.

Бархатцы, циния. Плоды начинают подсыхать. Срезают выборочно плоды и сплодия с частью стебля

IV. Итог урока. Рефлексия.

- Что вы нового узнали на уроке? Расскажите.

Чем отличаются однолетние цветковые растения от многолетних?

Как еще называют бархатцы?

Выставление оценок.

Литература:

В. И. Ковалько «Азбука физкультминуток», Издательство «ВАКО», Москва2006 г.

2. И. А. Морозова «Ознакомление с цветами»


Loading...Loading...