Конспект урока «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчинённое предложение с придаточными обстоятельственными (урок-исследование) Сложноподчинённое предложение с придаточными обстоятельственными (урок-исследование) - п




Аннотация Синтаксис СПП многообразен и функционален. Известно, что большинство придаточных обстоятельственных в таких предложениях имеют те же значения, что и обстоятельства в простом предложении, а значит, отвечают на те же вопросы и соответственно делятся на те же виды. Материал данного урока можно использовать в качестве дидактического материала к урочной, внеурочной деятельности, для организации индивидуального обучения, работы с одаренными детьми в области языка и литературы.




Интеллектуальная разминка Разберите по членам предложение. Чем оно интересно? Даже в случае ухудшения погоды вечером, несмотря на дождь, ребята выйдут во двор очень увлеченно поиграть в футбол. В этом предложении очень много различных обстоятельств, представлены практически все их разряды: в случае ухудшения погоды – обстоятельство условия; вечером – обстоятельство времени; несмотря на дождь – обстоятельство уступки; во двор - обстоятельство места; поиграть – обстоятельство цели; увлеченно – обстоятельство образа действия; очень – обстоятельство степени



Придаточные обстоятельственные А теперь вспомните, о чем у нас шла речь на предыдущих уроках, «включите ассоциации» и сформулируйте тему сегодняшнего занятия. Основываясь на знаниях и своих ассоциациях, выскажите гипотезы о придаточных обстоятельственных. Вероятно, их так же много, как и обстоятельств; они отвечают на вопросы, на которые отвечают в простом предложении обстоятельства: ГДЕ?, КОГДА?, КУДА?, ОТКУДА?, ПОЧЕМУ?, ЗАЧЕМ? и КАК?


Проверяем гипотезу Определите вид придаточных, укажите, чем они прикреплены к главным частям. Составьте схемы предложений. 1. Смелый там найдет, где робкий потеряет. 2. Когда пьешь воду, помни об источнике. 3. Чтобы много знать, надо много читать. 4. Любое дело можно загубить, если делать его равнодушными руками. 5. Я счастлива, потому что умею любить. 6. Ночь была тиха и светла, хотя луны не было. (Выполнение задания у доски. Проверка).




СПП с придаточными места Спишите пословицы, расставляя знаки препинания. Составьте схемы предложений. 1.Откуда ветер оттуда и дождь. 2.Смелый там найдет где робкий потеряет. 3.Куда ветер дует туда и тучи несутся. 1. (откуда), [оттуда ]. 2.[там ], (где). где? 3.(куда), [туда ]. куда? откуда?


Проведение физкультминутки Закрыть глаза (досчитать до пяти) – вдох. Открыть глаза (посмотреть вверх, вниз, в стороны) – выдох. «Эмоциональная разрядка» Нахмуриться так, как это делает рассерженный человек или как осенняя тучка. Затем улыбнуться друг другу, как дети, увидевшие чудо.


Обобщим! Начинаем заполнять таблицу «Виды придаточных обстоятельственных в СПП») Вид придаточ- ного На какие вопросы отвечает К чему относится Средства связи Указатель- ные слова Обстоятель- ственное места Где? Куда? Откуда? Ко всему главному предложени ю (к сочетанию сказуемого с указательны ми словами) Союзные слова: где, куда, откуда Там, туда, оттуда


П\П Придаточные Вопрос Союзы Союзные слова К чему присоединяет ся Указательные слова 1 Места Где? Куда? Откуда? ______ Где, куда, откуда Сказуемое, обстоятельств о места Там, туда, оттуда 2 Времени Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор? Когда, как только, едва _______ Сказуемое, обстоятельств о времени Тогда, до тех пор, после того как 3 Образа и степени действия Как? Каким образом? До какой степени? Как, будто, словно, точно Как, что, сколько, насколько Сказуемое, обстоятельств о образа действия Так, такой, таким образом 4Условия При каком условии? Если, если..то, когда, кабы _______Сказуемое В случае, тогда 5Причины Почему? Отчего? По какой причине? Потому что, так как, ибо _______Сказуемое Потому, ввиду того, вследствие того 6Цели Зачем? С какой целью? Для чего? Чтобы, для того чтобы, с тем чтобы _______Сказуемое Для того, затем, с тем 7Сравнения Как? На сколько? Как, как будто, словно, точно _______ Все предложение, обстоятельство образа действия Так, настолько, только


Подумай! Определите вид придаточных, укажите, чем они прикреплены к главным частям. Составьте схемы предложений. 1.Медведь остановился там, где только что стоял лось. [ там ],(с.с. где). – Придаточное обстоятельств. места где? 2. Медведь остановился на той поляне, где только что стоял лось. какой? [ той сущ ],(с.с. где). – Придаточное определительное 3. Медведь заметил, где стоял лось. [ глаг. ],(с.с. где). – Придаточное изъяснительное что?


Различие СПП с придаточными определительными и места, присоединенными при помощи союзных слов где, куда, откуда. Придаточные определительные Распространяют член предложения, выраженный существительным. Союзные слова могут быть заменены союзным словом который. Союзным словам в главной части соответствует указательное местоимение тот. Отвечает на вопросы какой?, каков?, какое? и т.д. Придаточные места Распространяют сочетание сказуемого с указательными словами там, туда, оттуда. Замена невозможна Союзным словам в главной части предложения соответствуют указательным словам (наречия) там, туда, оттуда. Отвечают на вопросы где?, куда?, откуда?


Различие СПП с придаточным изъяснительным и места Придаточные изъяснительные Отвечают на падежные вопросы. Указательные слова там, туда, оттуда к сказуемому, требующему изъяснения, поставить нельзя Придаточные места Отвечают на вопросы обстоятельств: где?, куда?, откуда? При сказуемом, к которому относятся придаточные места, можно поставить указательные слова там, туда, оттуда


Творческая работа -прочитайте текст; -озаглавьте его; -найдите в тексте СПП с придаточными обстоятельственными; -какие ассоциации у вас вызывает бабочка? Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась так далеко, что он был известен за пределами родного города. Но был в городке человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. Пошел завистник на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу- ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет - живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет – мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Таким образом все поймут, насколько я умнее» Так все и случилось. Хитрец поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрому старцу. Спросил он у него: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, - живая или мертвая?» И тогда мудрец ответил так, что завистник побагровел от злости. Он сказал: ???








Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными

урок русского языка в 9 классе

1. Актуализация знаний.

Давайте вспомним темы предыдущих уроков: о чём мы говорили? что изучали? (слайд 1)

ПП

БСП

СПП

ССП

СП

Предложение

Обратим пристальное внимание на СПП. Что вы уже знаете об этом виде сложных предложений?

2. Интеллектуальная разминка. (слайд 2)

Сегодня каждый из вас будет работать в рабочем листе, они лежат у вас на партах.

Вам представлено предложение, нужно разобрать его по членам предложения и подумать: чем оно интересно?

Даже в случае ухудшения погоды вечером, несмотря на дождь, ребята выйдут во двор очень увлечённо поиграть в футбол.

В этом предложении много обстоятельств различного вида, а именно:

в случае ухудшения погоды – обстоятельство условия;
вечером – обстоятельство времени;
несмотря на дождь – обстоятельство уступки;
во двор - обстоятельство места;
поиграть – обстоятельство цели;
увлеченно – обстоятельство образа действия;
очень – обстоятельство степени

3. Формулировка темы и цели урока.

А теперь ещё раз обратите внимание на это предложение, вспомните предыдущие темы уроков и попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

Тема: (слайд 3) СПП с придаточными обстоятельственными.

Какова цель урока? Как вы можете её обозначить?

Цель: изучить СПП с придаточными обстоятельственными, их виды и свойства.

4. Выдвижение гипотезы

Что вы можете предположить о придаточных обстоятельственных уже сейчас?

(щелчок) Существует много видов придаточных обстоятельственных, они отвечают на вопросы обстоятельств.

5. Проверка гипотезы. слайд 4

Для того, чтобы проверить нашу гипотезу, нужно выполнить задание.

Определите вид придаточных. Составьте схемы предложений. (один ученик у доски)

1. Смелый там найдет, где робкий потеряет.

2. Когда пьешь воду, помни об источнике.

3. Чтобы много знать, надо много читать.

4. Любое дело можно загубить, если делать его равнодушными руками.

5. Я счастлива, потому что умею любить.

6. Ночь была тиха и светла, хотя луны не было.

Наша гипотеза подтвердилась или нет? (ответы обучающихся)

6. Подумай! (слайд 5)

Ребята, обратите внимание! На слайде вам представлены три предложения. На первый взгляд они практически одинаковы, но разница есть. Подумайте и скажите: в чём разница между этими предложениями. (устная работа)

1.Медведь остановился там, где только что стоял лось.

2. Медведь остановился на той поляне, где только что стоял лось.

3. Медведь заметил, где стоял лось.

7. Самостоятельная работа (слайд 6)

А теперь выполним самостоятельную работу и закрепим ваши знания.

Упражнение 135 (учебник)
Распределите предложения в три колонки (указывайте только номер предложений):

1 – СПП с придаточными обстоятельственными;

2 – СПП с придаточными определительными;

3 – СПП с придаточными изъяснительными.

Составьте схемы 1, 6, 7 предложений.

А теперь проверьте свою работу по образцу на слайде. (слайд 7) один ученик - схемы на доске.

У кого всё выполнено верно? У кого есть ошибки? Почему не получилось?

8. Домашнее задание (слайд 8) : одно на выбор (есть в рабочих листах)

    « на 3» - Выписать из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» 5 СПП с придаточными обстоятельственными и составить схемы.

    « на 4» - Выписать из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» 2 ССП и 3 СПП с придаточными всех видов.

    « на 5» - Дать характеристику одного из главных героев романа, используя все виды придаточных предложений.

9. Повторение.

    что мы сегодня изучали на уроке?

    что вы узнали о придаточных обстоятельственных?

10. Этап рефлексии.

В конце урока я предлагаю вам оценить ваши знания. У каждого на парте лежит листок самооценки. Возьмите его, внимательно прочитайте и проставьте те цифры, которые считаете нужными. Этот листок вы оставите для меня в качестве обратной связи. (слайд 9)

«Знаю», «умею» - это 1 балл,

«нет», «не уверен» - 0 баллов.

Сложите полученные баллы, это и будет ваш конкретный сегодняшний результат. Постарайтесь быть объективными. Если вы поставили себе 0 баллов, не отчаивайтесь: вы обнаружили пробелы, которые предстоит восполнить.

Знание теоретического материала: ___________

Умение определять смысловые отношения в СПП: ___________

Умение конструировать СПП: ____________

Умение находить СПП с придаточными обстоятельственными в тексте: __________

Умение решать нестандартные лингвистические задачи: _____________

Оценка

МБОУ «СОШ № 1 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Буинска РТ

Урок на тему:

«Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными»

9 класс

Учитель: Юсупова Алсу

Расыховна

г. Буинск - 2014 г

Тема урока : Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными.

Урок в 9 классе

Цели урока:

Обучающие:

Познакомить уч-ся со сложноподчиненными предложениями с придаточными обстоятельственными, видами придаточных обстоятельственных;

Научить определять значения придаточных обстоятельственных, ставить к ним вопросы, определять средства связи придаточного с главным, составлять схемы, правильно употреблять их в речи, отличать от других видов придаточных.

2.Развивающие:

Развивать навыки исследовательской деятельности.

Развивать интерес к поэзии, помочь вызвать зрительные образы при чтении стихов, понять настроения, чувства поэтов;

    Воспит ательные :

Воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других обучающихся в условиях работы в группах,

воспитывать любовь к родине через прикосновение к прекрасному.

Оформление и оборудование урока: компьютер, видеопроектор, презентация, индивидуальные карточки, музыка.

Тип урока : «урок открытия нового знания»

Форма организации учебной деятельности : групповая, парная, индивидуальная

Обучающие структуры: ТАЙМД РАУНД РОБИН, МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР,

КОНТИНИУС РАУНД РОБИН, ФАЙНД ЗЕ ЗИБ, ТОКИН МЭТ

Ход урока

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
А.С. Пушкин

1 . Организационный момент.

(Подготовка учащихся к уроку. Учащиеся рассаживаются по 4 человека. Всего 5 столов. Каждый стол пронумерован. На каждом столе лежит мэнэдж мэт .

Приветствие учителя. Добрый день, ребята! Рада вас видеть! Для того чтобы настроиться на наше занятие, давайте подарим друг другу и нашим гостям улыбки. Каждый из вас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Да и в самом деле, главное - доброе начало.

Тренинг (дети за каждым столом протягивают руку в центр стола)

«Я желаю тебе сегодня добра. Ты желаешь мне сегодня добра. Мы желаем друг другу добра. Если тебе будет трудно, я тебе помогу».

2. Актуализация изученных знаний.

У: - Ребята, моим помощником будет консультант Алчин Т. Он с вами проведет разминку. Посмотрите на слайд. Напишите получившиеся словосочетания . (Задание 7 из ОГЭ)

2.1 Разминка ( ТАЙМД РАУНД РОБИН) (каждый ученик проговаривает ответ в команде по кругу в течение определенного количества времени, например, 15-20 сек.)

Н-р: участник 1- согласование, 2- управление, 3-примыкание, 4- ход работы

А) Замените словосочетания , построенные на основе управления,

синонимичными словосочетаниями со связью согласования .

правила школы – школьные правила

порывы творчества – творческие порывы

Б) Замените словосочетания, построенные на основе согласования, синонимичными словосочетаниями со связью управление.

стеклянная дверь – дверь из стекла

казачьи набеги – набеги казаков

В) Замените словосочетания, построенные на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание.

Напишите получившиеся словосочетания

с горечью думала – горько думала

исчезла на время – временно исчезла

Проверьте себя (Слайд)

У: - Ребята, в каком разделе изучается словосочетание?

Д: Синтаксис

У: А что еще изучает синтаксис?

Д: Предложения.

2.2 МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР . Исследуем «Сотрудничество» (Модель создают каждый участник)

МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР : Сотрудничество на уроке

Понимание и осознание понятий и концепций. (2 мин.)

Обязательные Необязательные характеристики характеристики

Противоположные

Предложение

КОНТИНИУС РАУНД РОБИН (учащиеся обсуждают ответы в команде

по очереди более одного круга)

Затем уч-ся составляется командная модель. Уч-ся делают обобщение по 4 примерам и участник № 4 заполняет модель.

Ответы:

Обязательные характеристики : знак завершения, грамматическая основа и др.

Необязательные характеристики : один главный член, знак выделения, вводные слова и др.

Примеры : Сложные, простые, с обращением и др.

Противоположные примеры : словосочетание, слово с предлогом, предлог и др.

У: Таким образом, все предложения по свое структуре могут быть простые и сложные.

2.3 “Восстановление слепой схемы” (работа в парах).

(Схема записана на доске.)

Обсудите в парах восстановленную схему. Озвучьте полученные результаты. Дают определение ССП и СПП.

    Ознакомление с новым материалом

(ФАЙНД ЗЕ ЗИБ)

Учитель уч-ся предлагает три предложения:

Два невероятных факта

Одну правдивую выдумку

ФАЙНД ЗЕ ЗИБ

1 . В 1 предложении слово «которым» является союзным словом и относительным местоимением.

2. Местоимение «собой» изменяется по падежам, но не имеет форму именительного падежа.

3. Предложения №1 и№2 являются спп с придаточными изъяснительными.

1. Пустая веранда готова к приему гостей, которым грешно ли нагрянуть и стать на постой… (А. Горобец)

2. Нечаянный лист прошуршит

И кратким паденьем внушит,

Что осень собой означает.

(Ю.Гречко)

3. Лес стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы улетели. (Д.Н. Мамин-Сибиряк)

А) На доске даны 3 предложения. Какой группе спп по значению вы их отнесете?

У: Какие это предложения? Составьте к ним схемы предложений.

Дети затрудняются, т.к. не знают правила? Для этого они должны узнать, на какой вопрос отвечает придаточное предложение, и с помощью каких средств они могут присоединяться в предложении.

У: - Какова тема сегодняшнего урока?

Д: СПП с придаточными обстоятельственными. (Уч-ся записывают число, тему урока). Какие цели мы поставим на сегодняшнем уроке?

Ребята, а свяжем нашу тему с прекрасным временем года. А вот о каком времени года пойдет речь? Вы догадаетесь, когда вы посмотрите сценку.

Б) Сценка (выходят 2 уч-ся)

Т: Аделя, ты любишь осень?

А: А за что ее любить? Осенью грязно, постоянно моросит дождь, да и посмотри за окном, холодно!

Т: Аделя, ты не права, ведь осенью не всегда идут дожди, и это время года может быть прекрасным. Я думаю, что смогу тебя в этом убедить. Вот послушай.

А: И слушать не хочу!!! (Тимур читает стихотворение).

Я люблю тебя, милая осень ! Ты пришла, и я снова живу!
Вечеров звездных тихая просинь,
Шепот ветра в сосновом бору...

Опрокинута красок палитра,
В сарафанах деревья пестрят,
По асфальту дорог антрацита,
Медных листьев пригоршни летят...

Веселит золотое убранство,
Ароматы осенней поры -
Это рдяно-червонное царство,
Вздох лесов, ржа полей и грибы...

С листопадом мечты закружились,
И надежды, как птицы, дразня,
В моих снах навсегда поселились,
Осень рядом - теперь жду тебя!..
(Учащаяся поражается чтению)

Т: Аделя. Что с тобой? Тебе не понравилось?

А: Боже, как прекрасно! Это восхитительно! Теперь я поняла!

Т: Аделя, что поняла ты? (с возмущением)

А : Ах, Осень ! Как можно её не любить!
Скажите, за что не любить её можно?
Есть время чуть-чуть о былом погрустить,
О будущем светлом гадать осторожно.
Т: Ребята, а вам нравится время года - осень?

А: А чем это время года вас привлекает? (опрос 2-3 уч-ся)

Слово учителя: Времена года – неизменная тема в творчестве многих русских поэтов, художников и композиторов. Осень занимает особое место в силу своей загадочности и тайны. С одной стороны – величие, великолепие природы, буйство красок. С другой – печаль, пронизывающая сердце тоска.

Сегодня мы попытаемся, погружаясь в тайны осени, познакомиться с СПП с придаточными обстоятельственными.

Работа с текстом:

Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю. Но это мне долго не удавалось. Я читал в старых книгах о том, как шуршат падающие листья, но я никогда не слышал этого звука. Если листья и шуршали, то только на земле, под ногами человека. Шорох листьев в воздухе казался мне таким же неправдоподобным, как рассказы о том, что весной слышно, как прорастает трава.

Я был, конечно, неправ. Нужно было время, чтобы слух, отупевший от скрежета городских улиц, мог отдохнуть и уловить очень чистые и точные звуки осенней земли.

Бывают осенние ночи, оглохшие и немые, когда безветрие стоит над черным лесистым краем и только колотушка сторожа доносится с деревенской околицы.

Была такая ночь. Фонарь освещал колодец, старый клен под забором и растрепанный ветром куст настурции на пожелтевшей клумбе.

Я посмотрел на клен и увидел, как осторожно и медленно отделился от ветки красный лист, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь. Впервые услыхал шелест падающего листа - неясный звук, похожий на детский шепот. (Паустовский Константин Георгиевич)

Какова основная мысль?

Прочитайте предложение, где говорится о наблюдательности автора. Запишем его. Комментированное письмо.

( Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю )

Выделите главную и придаточные части графически.

От чего мы задаем вопрос к придаточной части? (От всего предложения).

Какой вопрос вы поставите от главного предложения к придаточному?

Выделим грамматическую основу.

Построим схему предложения.

Найдем другие СПП предложения в тексте. Проанализируем устно. Построим схемы.

При помощи чего придаточное предложение прикрепляется к главному? (Союзных слов или союзов)

Возможно ли придаточное предложение и главное поменять местами? (нет)

Итак, заполним таблицу:

1. Вид придаточного

обстоятельственное

2. Вопросы

Как? Где? Куда? Откуда? Когда? При каком условии? Почему? С какой целью? и др.

3. Контактное слово (часть речи)

Относится ко всему главному предложению

4. Средства связи.

союзные слова : как, насколько, где, куда и др.

союзы : когда, пока, чтобы, что, если, хотя, словно и др.

(Составление опорной схемы и запись ее в Справочники.)

Расскажите, пользуясь опорной схемой, о придаточном обстоятельственном.

У: Откройте учебники на стр.77-78 и прочитайте правило. Ребята, все ли мы указали в таблице. (Дети читают, делают выводы)

4.Формирование знаний, умений, навыков по изученную тему.

А) По данным схемам составьте 2 предложения с спп с придаточными обстоятельственными на тему «Осень в лесу»

(Когда…), .

, ( для того чтобы … )

(Уч-ся составляют предложения) А теперь поменяйтесь тетрадями. Взаимопроверка..Затем уч-ся по выбору читают свои предложения.

Б) ТОКИН МЭТ

1 этап («мозговой штурм»):

А) Учитель задает тему для обсуждения и время для размышления.

Б) Ученики записывают максимальное количество слов или фраз по теме индивидуально и в тишине.

2 этап (создание связей и формулирование вопроса):

Команды переходят от стола к столу, чтобы проанализировать работы других команд с целью:

Установления взаимосвязей между данными ответами (соединяя идеи стрелками) или формулирования вопросов по теме

3 этап (формулирование выводов и обмен ответами):

А) Ученики, создавшие ТОКИН МЭТ, подводят итоги, отвечая на заданные вопросы и анализируя созданные связи.

Б) Команды презентуют свои ТОКИН МЭТ друг другу.

5 . Рефлексия.

Проблемные вопросы:

Что нового мы узнали сегодня на уроке
- Какие задания вызвали наибольший интерес или затруднения?
- Что особенно понравилось?

Работа с листами самоконтроля. Выставление оценок.

6. Домашнее задание.

1. Кто научился распознавать спп с придаточными обстоятельственными, но остался вопрос по теме урока, поставьте знак вопроса и выполните упр. № 111 из параграфа 12.

2 Кто научился в текстах находить спп с придаточными обстоятельственными, расставлять знаки препинания, составлять к ним схемы, то скажите себе «Я работал хорошо!» и выполните упр. 112 из параграфа 12

3. Кто понял тему «СПП с придаточными определительными», научился их находить в текстах и может объяснить тему товарищу, скажите себе: «Молодец!» и подберите 5-6 четверостиший из стихов русских поэтов 19 века, где встречаются спп с придаточными обстоятельственными ».

4. Задания для умников и умниц!

Придумайте самостоятельно задание на тему «СПП с придаточными обстоятельственными» и проведите его на следующий урок с классом.

Карта самооценки

ФИ уч-ся_____________________________________

Задания

Знаю хорошо

Делаю ошибки

Нужна помощь

Разминка

МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР

Работа с текстом

Работа со схемами

ТОКИН МЭТ

(!) (?) (???)

    Впечатления от урока

ПРИЁМ «Анкетирование»

1.На уроке я работал активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3.Урок для меня показался коротким / длинным
4.За урок я не устал / устал
5.Мое настроение стало лучше / стало хуже

6.Материал урока мне был понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен

Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными.

Разработала учитель русского языка МБОУ СОШ № 7 г. Конаково Хицкова Ирина Николаевна

Цель: - получить понятие о СПП с придаточными обстоятельственными; - начать формировать умения определять типы обстоятельственных предложений; - совершенствовать пунктуационные навыки при употреблении СПП.

Ход урока:

    Сообщение цели. Повторение.
- Сегодня мы изучаем придаточные обстоятельственные, а какие-то виды придаточных вы уже знаете. Давайте вспомним их: 1) Какие три большие группы придаточных по значению мы выделяем? (опред, изъясн, обстоят) 2) Какие из них вам уже знакомы? (опред, изъясн) - Для того чтобы проверить ваши знания об этих придаточных и умение определять вид придаточного, небольшая проверочная работа. Задание: заполнить таблицу, анализируя предложенные предложения. № предложения
1 вариант: 1.Мне показалось, что сейчас сгорит все живое. 2.Попадались полянки, которые заросли высокими желтыми цветами. 3.Оставшись один, он (Плюшкин) даже подумал о том, как бы ему возблагодарить гостя за такое беспримерное великодушие. 4.И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал. № предложения
2 вариант: 1.Я догадывался, что брат привез мне. 2.Лес, который стряхнул с себя остатки ночного мрака, вставал во всем своем зеленом величии. 3.Макар и не заметил, что на равнине как будто стало светать. 4.Не помню, сколько длился этот тягостный разговор.
- После проверки сообщу оценки, но уже сейчас можете уяснить для себя, усвоили ли вы тему «Придаточные изъяснительные и определительные» или нет. (Проверка по проекции на экране)
- Для кого не составило труда определить вид придаточного? Молодцы, значит вы готовы к изучению нового. - А теперь скажите, пожалуйста, какой еще вопрос вы бы задали для более глубокого анализа данных предложений? (вопрос о средстве связи: союз или союзное слово) - А как отличить, союз или союзное слово перед нами?
    Новый материал.
А теперь мы готовы к изучению нового материала, записываем тему урока. - С какими второстепенными членами соотносятся придаточные обстоятельственные? - Следовательно, нам понадобится сегодня вспомнить кое-что об обстоятельствах. - См. на экран: на какие вопросы отвечают обстоятельства данных видов? Виды обстоятельств
- Замечательно, я вижу, что вам нетрудно будет сегодня запомнить информацию о придаточных обстоятельственных. - Давайте сравним информацию об обстоятельствах с информацией о придаточных обстоятельственных, см. учебник - Что бы вам хотелось отметить? (+ сравнения, уступки, следствия) - Есть случаи, в которых будет невозможно задать вопрос. Какие?
    Первичное закрепление.
Чтобы закрепить полученные о СПП с придаточными обстоятельственными знания, комментированное письмо. Задание : записать, расставляя знаки препинания. Определить вид придаточного. 1. Трудился так крестьянин мой, что градом пот с него катился. (обр.дей) 2. Где гнутся над омутом лозы, где летнее солнце печет, летают и пляшут стрекозы, веселый ведут хоровод. (места) 3. Там, где уходят горы вдаль, свободнее вздыхают степи. (места) 4. Мы, верно, уж поладим, коль рядом сядем. (услов) 5. Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет. (услов) 6. Мишутка не ходит в школу, оттого что он босой. (причин) 7. Для того чтобы перейти реку, надо было крепко держаться на ногах. (цели) 8. Чтоб эту истину понять еще ясней, прослушай басенки моей. (цели) 9. Листья на деревьях не желтели и не облетали, сколько ни свистел ветер по ночам. (уступки) 10. Зной все увеличивался, так что становилось тяжело дышать. (след)
    Закрепление нового.
А теперь проверим себя, как вы усвоили новую тему. Самостоятельная работа. Задание : записать текст, расставив знаки препинания, указав вид придаточного. Самопроверка.

Весна.

Когда пр…шла весна наступили теплые дни. Там где раньше л…жал снег весело бегут ручьи. Куда н… взглян…шь всюду расцветают подснежники. Если посмотр…шь на весеннее небо увид…шь стаи птиц летящих с юга. Когда просыпает(?)ся природа от зимнего сна лес наполняет(?)ся весенней суетой. Люди приходят туда чтобы насладит(?)ся красотой родной природы.

Весна.

Когда пришла весна, наступили теплые дни. (времени) Там, где раньше лежал снег, весело бегут ручьи. (места) Куда ни взглянешь, всюду расцветают подснежники. (места) Если посмотришь на весеннее небо, увидишь стаи птиц, летящих с юга. (условия) Когда просыпается природа от зимнего сна, лес наполняется весенней суетой. (времени) Люди приходят туда, чтобы насладиться красотой родной природы. (цели) 1-2 ош – «4», 3-5 ош – «3», 6 и более – «2»
    Итоги урока
См. на схемы и определяем вид придаточного обстоятельственного (не глядя в учебник). На экране появляются поочередно схемы. , (когда…). - образа действия и степени , (где…). - места , когда(). - времени , если(). - условия , потому что(). - причины , чтобы(). - цели , словно(). - сравнения , хотя(). - уступки , так что(). - следствия
    Д\З упр.по учебнику или составляем текст, аналогичный представленному в самостоятельной работе.
Loading...Loading...