Определенно-личные предложения. Типы односоставных предложений

Определенно-личными называются односоставные предложения, главный член которых выражается личной формой глагола, указывающей на определенное лицо. Глагол в таком случае не нуждается в наличии местоимения, так как значение конкретного лица передается его личным окончанием. Например: Перечитываю длинный указатель названий. Никакой легочницы нет. Нахожу медуницу (Сол.).

Главный член в определенно-личных предложениях может быть выражен глаголом в форме первого или второго лица единственного числа изъявительного наклонения: Стою один среди равнины голой (Ес.); Видишь , Алешин, справа огонь? (Бонд.); глаголом в форме второго лица множественного числа изъявительного наклонения (при обращении к собеседнику): Что скажете , Иванов? ; реже - глаголом в форме первого лица множественного числа изъявительного наклонения: Будем прорываться к орудиям (Бонд.); глаголом повелительного наклонения в форме второго лица единственного и множественного числа и - реже - в форме первого лица множественного числа (со значением побуждения к совместному действию): Не гляди же с тоской на дорогу, и за тройкой вослед не спеши , и тоскливую в сердце тревогу поскорей навсегда заглуши ! (Н.); Грянь над пучиною моря, в поле, в лесу засвищи , чашу вселенского горя всю расплещи ! (Н.); Славьте , молот и стих, землю молодости (М.); Начнем , пожалуй! (П.); Пойдем , старик! (Т.). Все эти формы четко передают значение конкретного лица (или лиц), так как эти значения заключены в окончаниях глагола. Именно определенность значений этих форм позволяет включить подобные предложения в разряд односоставных, а не считать их неполными двусоставными с опущенным подлежащим - личным местоимением, так как это личное местоимение не требуется для полноты высказывания, а если и используется (в двусоставном предложении), то является дополнительным средством передачи того же значения.

Не случайно, что в определенно-личных предложениях сказуемое не может быть в форме третьего лица. Эта форма сама по себе не указывает на конкретное действующее лицо. Ср.: Еду в поезде (я ). - Едет в поезде (он? она? оно? ). Точно так же формы прошедшего времени глагола не могут быть сказуемым определенно-личных односоставных предложений, поскольку не выявляют определенного лица. Например, в предложениях: По белевшей в ночи папахе угадал Половцева. Накинул сюртук, снял с печи валенки, вышел (Шол.); Утром через силу поднялся и пошел в больницу (Ч.) - только контекст помогает установить действующее лицо, сама же форма глагола одинаково соответствует первому, второму и третьему лицу. Такие предложения относятся к двусоставным неполным.

Обычно определенно-личные односоставные предложения синонимичны двусоставным с подлежащим - местоимением (Поеду в город. - Я поеду в город ), однако такие параллельные конструкции возможны не всегда, например, в строе некоторых сложных предложений с противительными отношениями отсутствие местоимения немыслимо: Ты сходи домой, а я посижу здесь .

В других случаях предложения с местоимениями и без них различаются лишь стилистически. Так, например, местоимение употребляется при уговаривании: Вы не волнуйтесь, успокойтесь ; при пренебрежительном высказывании: Уходи ты отсюда! ; при логическом выделении, подчеркивании лица: Это я тебе говорю, слышишь - я! (а не кто-либо другой).

Таких особых оттенков значения в употреблении двусоставных предложений, синонимичных односоставным определенно-личным, может и не быть. Однако общая стилистическая тональность этих предложений все-таки различна. Употребление определенно-личных односоставных предложений сообщает повествованию большую динамичность, энергичность, делает его более лаконичным, тогда как предложения с местоимениями являют собой «речь более вялую, разжиженную, спокойную, но ничем не более ясную». Вот примеры определенно-личных односоставных и двусоставных предложений, ср.: Я люблю от прилета зябликов, когда еще не трогался снег в лесу, ходить на кряж и чего-то ждать (Пришв.); Славлю перец - в зерне и в пыльце, всякий: черный - в багряном борще, как бесенок в багряном плаще; красно-огненный - в красном словце... Славлю перец во всем вообще (Н. Матв.); Я не одобряю ваших теорий (Грин); Я красной розы лепестки не оскорблю оттенками. Пускай немыслимо просты цветы недвуименные: пойду на битву за цветы, как за цвета знаменные (Н. Матв.).

В других случаях односоставные определенно-личные предложения помогают избежать словесного повторения: Да и ты ведь такая, ты тоже ведь плакать не будешь, только старый будильник приучишься ставить на семь. Станешь вдвое работать... Решивши забыть, - позабудешь. Позабывши, не вспомнишь, не вспомнив, - забудешь совсем (Сим.).

Неопределенно-личные предложения

Неопределенно-личными называются предложения, главный член которых выражен глаголом в форме третьего лица множественного числа или в форме прошедшего времени и обозначает действие, совершаемое неопределенными или необозначенными лицами. Например: На заводе все благополучно. Ждут только приезда Василия Терентьевича (Купр.); На другой день к завтраку подавали очень вкусные пирожки, раков и бараньи котлеты (Ч.); А в чугунную доску били без устали (Ч.); Возле этой осинки летом стог поставили (Пришв.).

В неопределенно-личных предложениях внимание сосредоточивается на факте, событии, действии. Действующее лицо остается либо необозначенным, так как указание на него, с точки зрения говорящего, несущественно, либо оно неопределенно или неизвестно, и потому указание на него невозможно. В любом случае предложение лишено грамматического подлежащего.

Значение неопределенности лица отнюдь не влечет за собой снижения его активности как производителя действия, только сам по себе этот производитель действия не имеет значения, важно лишь производимое им действие. Такова специфика выражения мысли в неопределенно-личных предложениях.

Сведения о действующем лице (или лицах) обычно черпаются из контекста или подсказываются ситуацией. Например: 21 июня, днем, меня вызвали в Радиокомитет и попросили две антифашистские песни (Сим.); Вот кругом него собрался народ из. крепости - он ничего не замечал; постояли, потолковали и пошли назад (Л.). Однако косвенное указание на субъект действия может заключаться и в самом неопределенно-личном предложении: Хорошо в деревнях хлеб пекут (М. Г.); В семье много пели, играли на рояле (Пауст.). Обстоятельственные словоформы в деревнях, в семье не только указывают на субъект, но и в той или иной мере ограничивают круг действующих лиц: в семье - члены семьи; в деревнях - живущие в деревне . Субъектное значение может быть обнаружено и в обстоятельствах времени: Тогда не особенно следили за очисткой крыш (Гиляр.) - круг действующих лиц ограничен здесь временем. Неопределенно-личные предложения с второстепенными членами, содержащими указание на субъект действия, являются наиболее типизированными, так как главный член в них наиболее четко передает грамматическое значение неопределенности.

Действие, обозначаемое глаголом в форме третьего лица или формой прошедшего времени, как правило, относится к неопределенному множеству лиц: На селе поговаривают , будто она совсем его не родственница (Г.); Кричали далеко, но крик оглушал, вызывая шум в голове (М. Г.); Теперь в лесах везде косят (Пришв.). Иногда оно может быть отнесено и к одному лицу, хотя глагол имеет форму множественного числа. Это лицо может быть как неопределенным, так и вполне конкретным, но оно не называется в силу разных причин, в частности из-за отсутствия необходимости в этих сведениях. Например: Но вот прошло четыре года. В одно тихое, теплое утро в больницу принесли письмо (Ч.); И только когда в большой гостиной наверху зажгли лампу, только тогда Иван Иванович приступил к рассказу (Ч.); Мне постлали постель в комнате рядом с спальней брата (Ч.).

Иногда в качестве действующего лица выступает сам говорящий: - Диспозиция! - желчно вскрикнул Кутузов, - а это вам кто сказал? Извольте делать, что вам приказывают (Л. Т.). Замена первого лица третьим в последнем примере (фактически действует одно лицо) создает некоторую неопределенность. Такие стилистические замены придают высказыванию категоричность.

Таким образом, основным значением глагольной формы в неопределенно-личных предложениях является именно неопределенность, а не множественность субъекта, хотя последнее и является наиболее часто встречающимся. Данный тип предложений распространен в разговорном стиле и менее употребителен или почти неупотребителен в стилях книжных, особенно научном и деловом, необходимым качеством которых является предельная ясность и определенность изложения.

Широкое распространение неопределенно-личных предложений в разговорном стиле связано с необходимостью в ряде случаев акцентировать внимание на действии, а не на его производителе (хотя он или они вполне известны): Нас сначала сюда и пускать не хотели , мы уже тут встречались с подобными штуками (Сим.); Наверное, здесь, в им [Б. Шоу] осмеянном мире, такими глаза его видят не часто! (Сим.); Уже в горах ему сказали , что путь на Сен-Готард закрыт (Сим.); На рассвете его разбудили настойчивым стуком в окно (Кат.).

В других случаях действующее лицо не называется из-за его неопределенности: Валялась тряпка - выцветший кусок от старенького платья. Должно быть, ею уж не первый год стирали пыль и вытирали туфли (Сим.).

Наконец, действующее лицо может быть просто неизвестно: Это стихотворение в прозе. Со временем к нему напишут музыку (М. Г.).

Частое употребление неопределенно-личных предложений в разговорной речи привело к тому, что некоторые из них приняли характер застывших оборотов, например: Кому говорят!; Тебе говорят .

Однако нельзя утверждать, что неопределенно-личные предложения встречаются только в разговорной речи. Некоторые из них употребляются в речи деловой: в объявлениях, информациях, например: Просят соблюдать тишину; Предлагают начать совещание; Здесь продают билеты на футбол .

Обобщенно-личные предложения

Обобщенно-личными называются односоставные предложения, главный член которых выражен глаголом в форме второго лица единственного числа настоящего и будущего времени (реже - другими личными формами), причем обозначаемое глаголом действие в таких предложениях в равной мере относится к любому лицу, т.е. действующее лицо мыслится обобщенно.

Семантической особенностью глагольных форм в данных предложениях является обозначение вневременности .

Обычным способом выражения главного члена в обобщенно-личных предложениях является глагол в форме второго лица единственного числа настоящего и будущего времени. Именно эта форма имеет в русском языке в качестве распространенного значения обобщенно-личное, расширительное значение: Любишь кататься - люби и саночки возить (посл.); Слезами горю не поможешь (посл.).

Однако глагол может обозначать обобщенное действие и в форме третьего лица множественного числа изъявительного наклонения. Например: В лес дров не возят (посл.); Снявши голову, по волосам не плачут (посл.); А дуги гнут с терпеньем и не вдруг (Кр.); После драки кулаками не машут (посл.); Ах, он любил, как в наши лета уже не любят (П.); Ячмень сеют , когда молодой скворец голову в окошке показывает (Пришв.). Такие предложения совмещают в себе значение обобщения и неопределенности действующего лица, их иногда и называют неопределенно-обобщенными.

Иногда встречается в обобщенно-личном предложении и форма первого лица множественного числа изъявительного наклонения. Например: Что имеем - не храним, потеряем - плачем (посл.); Простим горячке юных лет и юный жар и юный бред (П.). И, наконец, форма первого лица единственного числа изъявительного наклонения: Чужую беду руками разведу , а к своей ума не приложу (посл.).

Довольно распространены обобщенно-личные предложения с глаголом в форме повелительного наклонения. Например: Век живи - век учись (посл.); Не спеши языком - торопись делом (посл.); Семь раз отмерь - один раз отрежь (посл.).

Обобщенно-личные предложения с главным членом - глаголом в форме повелительного наклонения могут формально выступать в качестве придаточных частей, но фактически они превращаются в устойчивые сочетания и теряют значение придаточных, нечеткой становится и отнесенность действия к какому бы то ни было лицу, даже обобщенному: И бороду так приморожу к вожжам - хоть руби топором ! (Н.); Хоть убей , следа не видно (П.); Куда ни сунься - тут как тут (Гр.). Такие предложения характеризуют только разговорный стиль речи.

Основное назначение обобщенно-личных предложений - образное выражение общих суждений, широких обобщений, поэтому они так широко представлены в народных пословицах: Из песни слова не выкинешь; С кем поведешься, от того и наберешься; Что посеешь, то и пожнешь; Без труда не вынешь и рыбку из пруда; Что написано пером, не вырубишь топором; Тише едешь - дальше будешь; Шила в мешке не утаишь; Скажешь - не воротишь .

Предложения данного типа распространены и в описаниях, в тех случаях, когда они помогают нарисовать картину типичного, закономерного в данной ситуации протекания действия или проявления состояния. Именно эта типичность и становится ситуативной основой значения обобщенности. Например: А то велишь заложить беговые дрожки и поедешь в лес на рябчиков (Т.); Идешь вдоль опушки, глядишь за собакой, а между тем любимые образы, любимые лица, мертвые и живые, приходят на память (Т.); Как только зайдешь и несколько углубишься в лес, сразу зловещим голосом закричит какая-то птица. В устоявшейся тишине и настороженности даже вздрогнешь от ее крика (Сол.); А выйдешь на свет - и уж жалко своей же грусти, кажется, что вот только вошло в душу что-то предрассветно-тихое, нежное; но возрадуешься, понесешь, чтобы и впредь тоже радоваться, и - нет, думы всякие сбивают, забываешь радоваться (Шукш.).

В критических статьях, в публицистике обобщенно-личные предложения помогают придать суждениям большую объективность: Читая «Заметки литератора», с особой отчетливостью осознаешь значение таких произведений, как «Спутники» и «Кружилиха», в развитии нашей послевоенной прозы (газ.).

Хотя основная стилистическая сфера употребления обобщенно-личных предложений - это разговорная речь и язык художественной литературы, все-таки их некоторые разновидности, в частности с глаголом в форме третьего лица множественного числа, используются в научном стиле для обозначения обычности того или иного действия. Например; Тензодатчики делают из тонкой проволоки, складываемой «змейкой»; По углу наклонения различают экваториальные, полярные и наклонные орбиты; Под минимальной дальностью действия (или радиусом мертвой зоны ) локатора понимают наименьшее расстояние от него, ближе которого объекты не могут быть обнаружены . Ср. использование той же формы выражения мысли в художественном тексте: Наверно, для того и ставят памятники знатным людям, чтоб удлинить память о них, и это дело удлинения памяти сверхблизкими поколениями есть особо большое общественное дело (Пришв.).

Очень часто в художественной литературе такие предложения служат приемом для отражения мира мыслей и чувствований пишущего. Форма всеобщности помогает писателю, не обнажая свои собственные чувства, приобщить к ним читателя, заставить его сопереживать. Такая форма выражения мысли «является тем мостом, который соединяет личное с общим, субъективное с объективным». Например: В запахе одной только черемухи соединяешься со всем прошлым (Пришв.); Ляжешь, а горькая дума так и не сходит с ума, голову кружит от шума... (Ес.).

Обобщенно-личные предложения обычно бывают односоставными. Однако иногда они могут иметь форму двусоставного предложения, где подлежащее, выраженное личным местоимением, употребляется в значении обобщенного лица. Например: Охотно мы дарим, что нам не надобно самим (Кр.). Распространен такой вид предложений и в художественных описаниях: Вы входите в лес. Вас сразу охватывает прохлада. Вы медленно идете по опушке (Т.); Вы проходите мимо дерева - оно не шелохнется: оно нежится. Сквозь тонкий пар, ровно разлитый в воздухе, чернеется перед вами длинная полоса. Вы принимаете ее за близкий лес; вы подходите - лес превращается в высокую грядку полыни на меже (Т.). Во всех этих случаях дается описание состояния и действий вообще, любого человека, без отнесенности к конкретному лицу.

Характерны подобные конструкции и для разговорно-обиходного языка: Ну что ты с ним (ней ) сделаешь; Ну что ты скажешь; Хоть ты семи пядей во лбу будь; и т.д.; Вот не доедешь, да и только, домой! Что ты прикажешь делать? (Г.).

Наличие формального показателя двусоставности (при сказуемом есть подлежащее) не позволяет отнести такие предложения к категории односоставных, хотя они имеют типичное обобщенно-личное значение. Обе разновидности выступают лишь как семантические и стилистические синонимы.

Односоставные обобщенно-личные предложения употребляются в основном при необходимости представить действие, которое относится к любому лицу вообще. Такая форма подачи мысли обычно возникает в обиходно-разговорной речи. Однако стилистические свойства обобщенно-личных предложений позволяют широко использовать их в речи и публицистической, и художественной. Они помогают придать высказыванию характер объективности суждения. Особенно распространены такие предложения в очерковой литературе. Например: Ни холма, ни впадины, ни взгорья, ни какого-нибудь другого приметного ориентира. Едешь, едешь и постепенно теряешь ощущение движения. Кажется, и автобус и ты в нем - все стоит на месте, потому что вокруг ничего не меняется (газ.).

В русском языке, согласно известному словарю Даля, насчитывается около двухсот тысяч слов, однако даже знание всех их наизусть совсем не говорит о том, что человек сможет свободно излагать свои мысли. Ведь для связной речи даже богатого словарного запаса недостаточно - нужно уметь правильно расставить слова в предложении и при этом употребить их в нужной форме. Ведь именно связанные между собой словарные единицы составляют высказывания со смыслом, которые в русском языке называют предложениями.

Конструкция предложения

Каждое высказывание должно иметь грамматическую основу, которая состоит из подлежащего, выраженного именем существительным в именительном падеже и являющегося субъектом действия, и сказуемого - глагола, обозначающего совершаемое им действие. Однако встречаются и такие конструкции, где есть всего один главный член (сказуемое). Такие предложения называют односоставными. Они также имеют законченный смысл и совсем не являются пустыми, а порой подлежащее в них кажется совсем неуместным. Все односоставные конструкции делятся на несколько видов, среди которых лингвисты отмечают обобщенно-личные, безличные, назывные, неопределенно-личные и определенно-личные предложения. Каждое из них имеет свои особенности в форме главного члена и способе выражения общего значения. Далее в статье будет рассмотрено определенно-личное предложение, нюансы его конструкции и варианты применения.

Определение

Для того чтобы понять суть рассматриваемой конструкции, следует сначала ознакомиться с определением данного вида предложения. В школьном курсе русского языка оно звучит так: "Определенно-личные предложения представляют собой сочетание связанных по смыслу слов с одним главным членом - сказуемым, которое выражено глаголом в форме первого или второго лица множественного или единственного числа в повелительном или изъявительном наклонении, употребленным в настоящем или будущем времени". Как правило, не указанное в данном односоставном предложении лицо, производящее действие, может быть названо одним из личных местоимений первого или второго лица. Например: "Люблю колокольный перезвон"; "Уходим в поход"; "Сиди тут и не вставай". Определенно-личные предложения не могут в своем составе в качестве сказуемого иметь глагол в прошедшем времени, так как он сам по себе не выявляет то или иное лицо. В таких случаях высказывание требует указания субъекта, которым производится действие.

Виды определенно-личных предложений

В зависимости от того, каким глаголом выражено сказуемое, рассматриваемые предложения делят на два типа:

  1. Полное высказывание со сказуемым в виде глагола первого и второго лица в изъявительном наклонении (Завтра сходим в парк ).
  2. Полное высказывание со сказуемым, выраженным глаголом второго лица в повелительном наклонении (Сегодня обязательно сдайте отчет ).

Как отличить определенно-личные предложения от других

Зная особенности таких предложений, выделить их из контекста совсем несложно. Итак, для начала следует определить односоставные предложения в тексте и выделить в них грамматическую основу. После этого нужно провести анализ сказуемого, для которого глагол нужно будет разобрать как часть речи. Именно так можно будет определить его наклонение, число и время. И, исходя из результатов анализа, определить, является ли высказывание односоставным, полным и определенно-личным.

Особенности конструкции

Подобные односоставные предложения вполне могут существовать как самостоятельные высказывания. Однако их достаточно легко объединить с другими предложениями, связанными по смыслу. Еще одна особенность данного вида конструкций заключается в том, что практически всегда они являются распространенными. Если же определенно-личное предложение не распространено второстепенными членами, оно зачастую является неполным и требует наличия подлежащего. Наглядно такое соединение можно рассмотреть на примере: Мы вчера гуляли по набережной . Посмотрели на разные достопримечательности и вернулись домой поздно вечером. Или: Мы вчера гуляли по набережной, смотрели на разные достопримечательности и вернулись домо й. В этом примере односоставное предложение тесно связано с предыдущим, а потому их можно соединить. Для этой цели следует изменить форму глагола с «посмотрели» на «смотрели». Самая главная особенность, которую имеет определенно-личное предложение, - это особое окончание глагола, которым выражено сказуемое. Именно благодаря окончанию прослеживается предмет, от которого исходит действие, что позволяет в высказывании не употреблять подлежащее.

Значение односоставных предложений

У большинства школьников при изучении данной темы возникают вопросы, касающиеся надобности данного вида предложений в русском языке. Многие задаются вопросами о роли и значении подобных конструкций. Ответ на эти вопросы достаточно простой. Использование односоставных предложений придает речи экспрессии, лаконичности, создает простые разговорные интонации, без которых невозможно было бы акцентировать внимание на каком-то определенном отрезке высказывания. Такая лаконичность при разговорной и письменной речи облегчает восприятие мысли автора, которому, в свою очередь, не приходится перегружать текст многочисленными местоимениями.

Упражнения для закрепления темы

Ни одна теория не усвоится без практических занятий, особенно если процесс обучения направлен на детей. Поэтому в школьной программе наряду с многочисленными правилами вниманию учащихся предоставляется масса упражнений, в которых можно применить все полученные знания по данной теме. Итак, для закрепления материала преподаватели дают следующие задания:

  1. Детям предлагаются варианты предложений, в которых следует найти определенно-личные и проанализировать сказуемое, что входит в его конструкцию. При этом следует указать наклонение и лицо глагола. Например: Хотим поехать в отпуск на море хотя бы на пару недель . «Хотим» - сказуемое, выраженное глаголом первого лица множественного числа с окончанием -им. Отсюда следует, что главный член в односоставном предложении четко указывает на возможное подлежащее «мы», а потому высказывание является определенно-личным.
  2. Ученикам дается текст, в котором следует определить, какое предложение односоставное, а какое - двусоставное. Далее требуется указать, какие высказывания являются определенно-личными, и объяснить, почему. Как правило, в случае с простыми односоставными предложениями трудностей не возникает, и дети легко справляются с заданием. Но вот когда следует выделить определенно-личное предложение в составе сложного, здесь многие теряются. Но чтобы справиться с данным заданием, каждое составное высказывание следует разбить на простые и выделить в них грамматические основы. После провести анализ одиночного сказуемого, употребленного без подлежащего.
  3. Нередко ученикам предлагается составить определенно-личные предложения самостоятельно. Для этого нужно лишь взять необходимую форму глагола и дополнить полученное сказуемое второстепенными членами.

Вместо послесловия

Вот мы и разобрали вкратце, что представляют собой определенно-личные предложения. Как видите, ничего сложного в этом материале нет. Но чтобы окончательно усвоить его, необходимо потренироваться. Примеры определенно-личных предложений мы привели, так что трудностей с поиском подобных конструкций в тексте возникнуть не должно. Успехов!

Противопоставление двусоставных и односоставных предложений связано с количеством членов, входящих в грамматическую основу.

    Двусоставные предложения содержат два главных члена - подлежащее и сказуемое.

    Мальчик бежит ; Земля круглая .

    Односоставные предложения содержат один главный член (подлежащее или сказуемое).

    Вечер ; Вечереет .

Типы односоставных предложений

Форма выражения главного члена Примеры Соотносительные конструкции
двусоставных предложений
1. Предложения с одним главным членом - СКАЗУЕМЫМ
1.1. Определённо-личные предложения
Глагол-сказуемое в форме 1-го или 2-го лица (нет форм прошедшего времени или условного наклонения, так как в этих формах у глагола нет лица).

Люблю грозу в начале мая.
Беги за мной!

Я люблю грозу в начале мая.
Ты беги за мной!

1.2. Неопределённо-личные предложения
Глагол-сказуемое в форме множественного числа третьего лица (в прошедшем времени и условном наклонении глагол-сказуемое во множественном числе).

Стучат в дверь.
Постучали в дверь.

Кто-то стучит в дверь.
Кто-то постучал в дверь.

1.3. Обобщённо-личные предложения
Не имеют своей специфической формы выражения. По форме - определённо-личные или неопределённо-личные. Выделяются по значению. Два основных типа значения:

А) действие может быть отнесено ко всякому лицу;

Б) действие конкретного лица (говорящего) является привычным, повторяющимся или представлено в виде обобщённого суждения (глагол-сказуемое стоит в форме 2-го лица единственного числа, хотя речь идёт о говорящем, то есть - о 1-м лице).

Без труда не вынешь рыбки из пруда (по форме определённо-личное).
Цыплят по осени считают (по форме - неопределённо-личное).
От сказанного слова не отвяжешься .
Перекусишь на привале, а потом опять пойдешь .

Любой (всякий ) без труда не вынет рыбки из пруда.
Все цыплят по осени считают .
Любой (всякий ) цыплят по осени считает .
От сказанного слова любой не отвяжется .
Я перекушу на привале и потом опять пойду .

1.4. Безличное предложение
1) Глагол-сказуемое в безличной форме (совпадает с формой единственного числа, третьего лица или среднего рода).

а) Светает ; Светало ; Мне везет ;
б) Тает ;
в) Мне (дат. падеж) не спится ;
г) Ветром (твор. падеж) сорвало крышу .


б) Снег тает ;
в) Я не сплю ;
г) Ветер сорвал крышу .

2) Составное именное сказуемое с именной частью - наречием.

а) На улице холодно ;
б) Мне холодно ;
в) Мне грустно ;

а) нет соотносительных конструкций;

б) Я мёрзну ;
в) Я грущу .

3) Составное глагольное сказуемое, вспомогательная часть которого - составное именное сказуемое с именной частью - наречием.

а) Мне жаль расставаться с тобой ;
б) Мне надо идти .

а) Я не хочу расставаться с тобой ;
б) Я должен идти .

4) Составное именное сказуемое с именной частью - кратким страдательным причастием прошедшего времени в форме единственного числа, среднего рода.

Закрыто .
Складно сказано , отец Варлаам.
В комнате накурено .

Магазин закрыт .
Отец Варлаам складно сказал .
В комнате кто-то накурил .

5) Сказуемое нет или глагол в безличной форме с отрицательной частицей не + дополнение в родительном падеже (отрицательные безличные предложения).

Нет денег .
Не было денег .
Не осталось денег .
Не хватило денег .

6) Сказуемое нет или глагол в безличной форме с отрицательной частицей не + дополнение в родительном падеже с усилительной частицей ни (отрицательные безличные предложения).

На небе нет ни облачка .
На небе не было ни облачка .
У меня нет ни копейки .
У меня не было ни копейки .

Небо безоблачно .
Небо было безоблачно .
Я не имею ни копейки.
Я не имел ни копейки.

1.5. Инфинитивные предложения
Сказуемое - независимый инфинитив.

Всем молчать !
Быть грозе!
Поехать бы к морю!
Чтобы простить человека , надо его понять.

Все молчите .
Будет гроза .
Я поехал бы к морю.
Чтобы ты мог простить человека , ты должен его понять.

2. Предложения с одним главным членом - ПОДЛЕЖАЩИМ
Назывные (номинативные) предложения
Подлежащее - имя в именительном падеже (в предложении не может быть обстоятельства или дополнения, которые относились бы к сказуемому).

Ночь .
Весна .

Обычно нет соотносительных конструкций.

Примечания.

1) Отрицательные безличные предложения (Нет денег; На небе нет ни облачка ) являются односоставными только при выражении отрицания. Если конструкцию сделать утвердительной, предложение станет двусоставным: форма родительного падежа изменится на форму именительного падежа (ср.: Нет денег. - Есть деньги ; На небе нет ни облачка. - На небе есть облака ).

2) Ряд исследователей форму родительного падежа в отрицательных безличных предложениях (Нет денег ; На небе нет ни облачка ) считает частью сказуемого. В школьных учебниках эту форму обычно разбирают как дополнение.

3) Инфинитивные предложения (Молчать! Быть грозе! ) ряд исследователей относят к безличным. Так же рассматриваются они в школьном учебнике. Но инфинитивные предложения отличаются от безличных по значению. Основная часть безличных предложений обозначает действие, которое возникает и протекает независимо от деятеля. В инфинитивных предложениях лицо побуждается к активному действию (Молчать! ); отмечается неизбежность или желательность активного действия (Быть грозе! Поехать бы к морю! ).

4) Назывные (номинативные) предложения многие исследователи относят к разряду двусоставных с нулевой связкой.

Обратите внимание!

1) В отрицательных безличных предложениях с дополнением в форме родительного падежа с усилительной частицей ни (На небе нет ни облачка; У меня нет ни копейки ) часто опускается сказуемое (ср.: На небе ни облачка; У меня ни копейки ).

В этом случае можно говорить об односоставном и одновременно неполном предложении (с опущенным сказуемым).

2) Основным значением назывных (номинативных) предложений (Ночь ) является утверждение бытия (наличия, существования) предметов и явлений. Эти конструкции возможны только при соотнесении явления с настоящим временем. При изменении времени или наклонения предложение становится двусоставным со сказуемым быть .

Ср.: Была ночь ; Будет ночь ; Пусть будет ночь ; Была бы ночь .

3) Назывные (номинативные) предложения не могут содержать обстоятельств, поскольку этот второстепенный член соотносится обычно со сказуемым (а сказуемого в назывных (номинативных) предложениях нет). Если в предложении содержится подлежащее и обстоятельство (Аптека - (где?) за углом ; Я - (куда?) к окну ), то такие предложения целесообразнее разбирать как двусоставные неполные - с опущенным сказуемым.

Ср.: Аптека находится / расположена за углом ; Я бросился / побежал к окну .

4) Назывные (номинативные) предложения не могут содержать дополнений, соотносимых со сказуемым. Если такие дополнения в предложении есть (Я - (за кем?) за тобой ), то эти предложения целесообразнее разбирать как двусоставные неполные - с опущенным сказуемым.

Ср.: Я иду / следую за тобой .

План разбора односоставного предложения

  1. Определить тип односоставного предложения.
  2. Указать те грамматические признаки главного члена, которые позволяют отнести предложение именно к этому типу односоставных предложений.

Образец разбора

Красуйся , град Петров (Пушкин).

Предложение односоставное (определённо-личное). Сказуемое красуйся выражено глаголом во втором лице повелительного наклонения.

В кухне зажгли огонь (Шолохов).

Предложение односоставное (неопределённо-личное). Сказуемое зажгли выражено глаголом во множественном числе прошедшего времени.

Ласковым словом и камень растопишь (пословица).

Предложение односоставное. По форме - определённо-личное: сказуемое растопишь выражено глаголом во втором лице будущего времени; по значению - обобщённо-личное: действие глагола-сказуемого относится к любому действующему лицу (ср.: Ласковым словом и камень растопит любой / всякий ).

Чудесно пахло рыбой (Куприн).

Предложение односоставное (безличное). Сказуемое пахло выражено глаголом в безличной форме (прошедшее время, единственное число, средний род).

Мягкий лунный свет (Застожный).

Предложение односоставное (назывное). Главный член - подлежащее свет - выражен существительным в именительном падеже.

Урок — закрепление по теме

«Определенно-личные предложения»

Цель: совершенствовать умение находить односоставные предложения, отработать практические навыки по нахождению среди односоставных предложений определенно-личные.

— Учить детей активно пользоваться определенно – личными предложениями, учиться управлять своей речью, сознательно ее совершенствуя, сопоставляя данное и полученное предложение по оттенкам значений.

— Воспитывать интерес к предмету, к слову через внимательное восприятие речи окружающих, читаемых текстов, выразительных ситуаций использования изучаемых явлений языка.

Оборудование: компьютер, стихотворения поэтов, карточки, раздаточный материал, тесты, опорные таблицы

ХОД УРОКА.

Организационный момент.

I. Вводное слово учителя:

Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока «Определенно-личные предложения». Цель: совершенствовать умение находить односоставные предложения, отработать практические навыки по нахождению определенно-личных предложений

Сегодня перед нами стоит задача – увидеть использование определенно-личных предложений в художественных текстах, в речи, показать своеобразие этих односоставных предложений, а поможет нам в этом творчество великих русских поэтов Сергея Есенина, А.Пушкина, а также ваше творческое использование определенно-личных предложений в своей речи.

II. ПРОВЕРКА домашнего задания.

1.Фронтальный опрос

Какие предложения называются определенно-личными?

Чем выражено сказуемое в определенно-личных предложениях?

Можно ли определенно-личные предложения считать неполными, так как в них отсутствует подлежащее? (Нет, глагол-сказуемое не нуждается в наличие подлежащего)

В каких стилях речи используются определенно — личные предложения?

Как вы думаете, на каких уроках часто используются определенно- личные предложения? (На математике, так как операции, производимые в ходе математических доказательств относятся ко всем лицам вообще -«рассмотрим, предположим, построим, обозначим…»

Каков алгоритм нахождения этих предложений? 1)Алгоритм нахождения. (ответ ребенка) слайд 2

Чтобы правильно и быстро найти в тексте определенно-личные

предложения, создан алгоритм их нахождения.

С чего нужно начать?

Грамматическая основа предложения

1 главный член (односоставный) 2 главных членов (двусоставных)

Сказуемое

1,2 лица настоящее, будущее

время, изъявительное

наклонение, повелительное

наклонение

Определенно-личные предложения.

Итак, подведем итоги сказанному. Определенно-личные предложения – односоставные предложения со сказуемым – глаголом в форме 1 или 2 лица. Подлежащее в таких предложениях не обязательно, так как окончания глаголов определенно указывают на лицо и число. Определенно-личные предложения делают повествование динамичным, живым, внимание сосредоточивается на действии. Используются в различных стилях речи. Дают возможность избежать повторения личных местоимений.

III. Закрепление материала.

1.Самостоятельная работа.

— Пользуясь алгоритмом, определите определенно-личные предложения, подчеркните в них сказуемое. Слайд 3-4

Спишите предложения. Подчеркните главный член. Укажите, какой частью речи он выражен. Назовите тип предложения.

Расставьте недостающие знаки препинания

1. Брошу в море сети частые белый парус подыму.

2. Плывем пусты(н, нн)ой Ладогой под яркой аркой-радугой.

3. О чудесном лесе буду песни складывать расскажу про терем сказку-правду мудрую.

4. Милый крот слепой рабочий! Выбирай темнее ночи бер..гись сверканий дня! (В.Брюсов)

1. Люблю дымок спале(н,нн) жнивы

2. От маршировки меня избавь.

3. Сам узна..шь будет время бра(н,нн)ое житье.

4. Молча сижу под окошком темницы.

5. Люблю тебя булатный мой кинжал товарищ светлый и холодный.

6. (Не) смейся над моей пророч..ской тоской.

7. Гляжу на будущность с боязнью гляжу на прошлое с тоской и, как пр..ступник перед казнью, ищу кругом души родной.

8. (Не)грусти дорогая соседка.

9. Возьму винтовку длинную пойду я из ворот.

М.Ю.Лермонтов

2. Выборочный диктант. Данный вид предложений часто встречается в поэтических произведениях, помогая передать состояние души поэта. Сейчас мы постараемся найти определенно-личные предложения в стихотворениях С.А. Есенина, А.С. Пушкина.

Выпишите определенно – личные предложения Работа с поэтическими текстами С.А.Есенина, А.С.Пушкина. Слайд 5-7

Нет любви ни к деревне, ни к городу,

Как же смог я её донести?

Брошу всё. Отпущу себе бороду

И бродягой пойду по Руси.

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

С. Есенин

Фонтан любви, фонтан живой!

Принес я в дар тебе две розы.

Люблю немолчный говор твой

И поэтические слезы.

Твоя серебряная пыль

Меня кропит росою хладной:

Ах, лейся, лейся, ключ отрадный!

Журчи, журчи свою мне быль…

3. Работа по вариантам. Предлагается исследовать текст:

Выписать из текста определенно-личные предложения;

Определить стиль текста, объяснить, с какой целью используются в нем определенно-личные предложения;

1вариант:

Сердце мое заныло, когда очутились мы в давно знакомой комнате, на стене висел еще диплом покойного коменданта, как печальная эпитафия прошедшему времени. Пугачев сел на том диване, на котором, бывало, дремал Иван Кузмич, усыпленный ворчанием своей супруги. Швабрин сам поднес ему водки. Пугачев выпил рюмку и сказал ему, указав на меня: «Попотчуй и его благородие». Швабрин подошел ко мне со своим подносом; но я вторично от него отворотился. Он казался сам не свой. При обыкновенной своей сметливости он, конечно, догадался, что Пугачев был им недоволен. Он трусил перед ним, а на меня поглядывал с недоверчивостью. Пугачев осведомился о состоянии крепости, о слухах про неприятельские войска и тому подобном, и вдруг спросил его неожиданно: «Скажи, братец, какую девушку держишь ты у себя под караулом? Покажи-ка мне ее».

Швабрин побледнел как мертвый. «Государь, — сказал он дрожащим голосом… — Государь. Она не под караулом … она больна… она в светлице лежит».

«Веди ж меня к ней», — сказал самозванец, вставая с места. Отговориться было невозможно. Швабрин повел Пугачева в светлицу Марьи Ивановны. Я за ними последовал.

Швабрин остановился на лестнице. «Государь! – сказал он. – Вы властны требовать от меня, что вам угодно; но не прикажите постороннему входить в спальню к жене моей».

Я затрепетал. «Так ты женат!» — сказал я Швабрину, готовяся его растерзать.

— Тише! – прервал меня Пугачев. Это мое дело. А ты, — продолжал он, обращаясь к Швабрину — не умничай и не ломайся: жена она тебе или не жена, а я веду к ней кого хочу. Ваше благородие, ступай за мною.

— Назвать произведение, из которого взят этот отрывок.

2 вариант

«Сын мой Петр! Письмо твое, в котором просишь ты нас о родительском нашем благословении и согласии на брак с Марьей Ивановой дочерью Мироновой, мы получили 15 сего месяца, и не только ни моего благословения, ни моего согла¬сия дать я тебе не намерен, но еще и собираюсь до тебя добраться да за проказы твои проучить тебя путем, как мальчишку, несмотря на твой офицерский чин: ибо ты доказал, что шпагу носить еще не достоин, которая пожалована тебе на защиту отечества, а не для дуэлей с такими же сорванцами, каков ты сам. Немедленно буду писать к Андрею Карловичу, прося его перевести тебя из Белогорской крепости куда-нибудь подальше, где бы дурь у тебя прошла. Матушка твоя, узнав о твоем поединке и о том, что ты ранен, с горести занемогла и теперь лежит. Что из тебя будет? Молю бога, чтоб ты исправился, хоть и не смею надеяться на его великую милость.

Отец твой А.Г

4. Творческий диктант. Прочитайте предложения. Какие из них можно преобразовать в определенно-личные? Запишите их в преобразованном виде. Почему другие предложения не допускают такого преобразования? Слайд 8-9

1. Мы любовались чудесной картиной осенней природы.

2. Мы идем по тенистой лесной тропинке.

3. Лодка чуть покачивалась у причала.

4. Ты не забудь положить в портфель завтрак.

5. Ты выполнил работу отлично.

6. Пианист исполняет этот этюд виртуозно.

1. Ты постарайся выполнить работу аккуратно.

2. Я торопливо иду на перрон, радуясь близкой встрече с друзьями.

3. Он учится в техникуме и работает на заводе токарем.

4. Мы ощупью входим в коридор, стараясь ничего не опрокинуть.

5. Мы выполним задание с честью.

6. Мы пришли домой поздним вечером.

7. Вы расскажите о ваших впечатлениях от поездки.

8. Ты пишешь неаккуратно и делаешь много ошибок.

9. Ветер воет и свистит за окном.

Физкультминутка

Учитель: Ребята, я предлагаю вам немного отдохнуть. Обратите внимание на доску. Вы видите ряд предложений, причем вы уже можете сказать, какие они (односоставные, определённо-личные). Давайте все вместе не только проговорим эти предложения, но и покажем их жестами.

ПОДНИМУСЬ И

РАССКАЖУ.

5. Корректирование текста

— А сейчас каждый из вас поработает корректором Развитие учебно- языковых умений, работа по стилистике (1 ученик у доски, другие работают в тетрадях).

1) На доске записан текст, прочитайте его. Можно ли его оставить в таком виде или вам что- то хочется изменить в нем.

Раннее утро. Я просыпаюсь и на ц_почках я вхожу в п лисадник. Я иду (в)доль реки. Я наблюдаю, как к_мпания приехавшая в машине ра_пол_гается на отдых. Тропинка обогнула песча_ый косогор и я выхожу на просторный луг, на котором (кое) где р_стут деревья.

6. Работа по развитию речи (дифференцированно)

1) Написать небольшой текст, в котором использовались бы определенно-личные предложения. Сейчас за окном зима. Перед вами картины о зиме,которые помогут вам в написании сочинения-миниатюры о зиме.

2) Карточка

ТЕКСТ №1.

Очень жаль, что (не)долго кр..суются в своих нарядах деревья сердитый ветер..делает свое дело: закружит в пестром хор..воде их красоту, и уронит на землю. Когда осенью идеш.. по улицам нашего города, видиш.. как листья свой обычный летний наря.. м..няют на осен..ий. С особенным чувством вспоминаю первое путешествие.

Войдешь в дом и прежде всего услышишь запах яблок.

7. Тестирование.

Задание. Укажите номера определенно- личных предложений.

1.Будьте внимательны к людям преклонного возраста.

2.В мещерском крае можно увидеть сосновые боры.

3.Выглядываю в окно и не узнаю леса.

4.Весенняя ночь стояла над горами.

5.Стою под солнцем.

6.Она хотела уехать в деревню.

7.Не люблю снег с дождем.

8.Поднимитесь на рассвете, прогоните остатки сна холодной водой и пойдите в лес.

9.Река неожиданно меняет направление.

10.Друзья берегите природу!

Учащиеся сами проверяют свои работы и выставляют себе оценки (самоконтроль)

1,3,5,7,8,10
Оценка:
«5»-6 правильных ответов

«4»-5 правильных ответов

«3»-4 правильных ответов

8. Игра. РАССЫПАЛОСЬ предложение.

а) Не, разевай, каравай, на, рот, чужой, а, да, добывай, свой, пораньше, вставай.

б) Не, тем, сделать, хвались, что, можешь, а, тем, уже, сделал, что.

9. Работа по заполнению таблицы. На доске вам необходимо заполнить графу Способы выражения сказуемого

Знакомство со структурными особенностями определенно-личных предложений, со способами выражения сказуемого в них.

Примеры определенно-личных предложений Способы выражения сказуемого 1. Люблю грозу в начале мая… Глагол, 1 лица, ед.ч., наст. вр. 2. Что стоишь, качаясь, тонкая рябина? Глагол 2 лица, ед.ч, наст. вр. 3. Выйдем с тобой побродить в лунном сиянии. Глагол 1 лица, мн.ч, наст. вр. 4. Выйду, сяду под березой, буду слушать соловья. Глагол 1 лица, ед. ч., буд.вр. 5. Напиши мне письмецо! Глагол 2 лица, ед.ч, буд., вр., повелит. накл.

Подведение итогов.

Над каким видом односоставных предложений мы работали на уроке?

По каким признакам можно узнать эти предложения?

IV. Домашнее задание: выписать из художественной литературы 6 определенно-личных предложений.

Написать письмо другу, используя глаголы, которые выражают благодарность, поздравления, пожелания; написать письмо другу о своем рабочем дне, используя определенно-личные предложения;

No related posts.

♦ Рубрика: .

§1. Общие данные

Вспомним: предложения делятся на двусоставные, грамматическая основа которых состоит из двух главных членов - подлежащего и сказуемого, и односоставные, грамматическая основа которых состоит только из одного главного члена: подлежащего или сказуемого.

Односоставные предложения делятся на две группы:

  • с главным членом - подлежащим
  • с главным членом - сказуемым

Последние делятся на четыре типа.

Значит, всего односоставные предложения бывают пяти типов. Каждый имеет своё название:

  • назывные
  • определённо-личные
  • неопределённо-личные
  • обобщённо-личные
  • безличные

Каждый тип рассматривается ниже особо.

§2. Односоставные предложения с главным членом - подлежащим

Назывные предложения - это односоставные предложения с главным членом - подлежащим.
В назывных предложениях сообщается о существовании какого-либо предмета, явления или выражается эмоционально-оценочное отношение к нему. Примеры:

Ночь.
Тишина.
Ночь!
Малина сладкая!
Что за красота!

Назывные предложения с частицами вот, вон имеют указательное значение: Вон деревня!

Назывные предложения могут быть нераспространёнными и состоять только из одного слова - главного члена либо распространенными, включающими другие члены предложения:

Синее небо над головой.

Синее море у ног.

У окна маленький стол, покрытый скатертью.

Чаще всего в качестве подлежащего в назывных предложениях употребляются:

  • существительные в И.п.: Жара!
  • местоимения в И.п.: Вот и они!
  • числительные либо сочетания числительных с существительными в И.п.: Двенадцать. Первое января.

§3. Односоставные предложения с главным членом - сказуемым

Односоставные предложения с главным членом - сказуемым неодинаковы по структуре сказуемого. Выделяется четыре вида.

Классификация односоставных предложений с главным членом - сказуемым

1. Определённо-личные предложения
2. Неопределённо-личные предложения
3. Обобщённо-личные предложения
4. Безличные предложения

1. Определённо-личные предложения

Определённо-личные предложения - это односоставные предложения с главным членом - сказуемым, которое выражено личной формой глагола в форме 1 или 2 л. или глаголом в повелительном наклонении. Лицо определено: это всегда или говорящий, или собеседник. Примеры:

Люблю встречи с друзьями.

действие, о котором говорится в предложении, совершает говорящий, глагол в форме 1 л. ед.ч.

Давай созвонимся завтра!

побуждение к совместному действию говорящего и собеседника, глагол в повелительном наклонении)

Как живёте?

действие, о котором получается информация, совершает собеседник, глагол в форме 2 л. мн.ч.

В повествовательных и вопросительных предложениях выражается действие говорящего или собеседника:

Завтра улетаю в командировку., Что предпочитаете на десерт?

В побудительных предложениях выражается побуждение к действию собеседника:

Читай! Пиши! Вставь пропущенные буквы.

Такие предложения самостоятельны, они не нуждаются в подлежащем, потому что идея лица может быть выражена в языке личными окончаниями глаголов.

2. Неопределённо-личные предложения

Неопределённо-личные предложения - это односоставные предложения с главным членом - сказуемым, которое выражено глаголом в форме 3 л. мн.ч. в настоящем или будущем времени или в форме мн.ч. в прошедшем времени. Лицо не определено: действие совершается кем-то неопределённым.

неизвестно, не определено, кем производится действие

По телевизору сообщили, что…

не определено, кем произведено действие

Такие предложения не нуждаются в подлежащем, поскольку выражают идею неопределённости лиц, производящих действие.

3. Обобщённо-личные предложения

Обобщённо-личные предложения - это односоставные предложения с главным членом - сказуемым, стоящим в форме 2 л. ед.ч. или 3 л. мн.ч. в настоящем или будущем времен либо в форме 2 л. ед. или мн.ч. повелительного наклонения:

В обобщённо-личных предложениях лицо выступает в обобщённом виде: все, многие, а действие представлено как обычное, совершаемое всегда. Такие предложения выражаю коллективный опыт народа в целом, отражают устойчивые, общепринятые понятия. Примеры:

Любишь кататься, люби и саночки возить.
На чужом несчастье своего счастья не построишь.

Действие, о котором говорится, является обычным, характерным для всех людей передает идею коллективного опыта.)

Цыплят по осени считают.

Не важно, кто конкретно совершает действие, важнее, что оно совершается обычно, всегда, всеми - отражается коллективный опыт, при этом конкретное лицо не подразумевается.

В обобщённо-личных предложениях важна идея обобщённого лица, поэтому они выражают обобщения, характерные для пословиц и поговорок, афоризмов, разного рода сентенций.

Примечание:

Не во всех учебниках обобщённо-личные предложения выделены в особый тип. Многие авторы полагают, что обобщённое значение могут иметь определённо-личные и неопределённо-личные предложения. Примеры:

Любишь кататься, люби и саночки возить.
(рассматривается как определённо-личное предложение, имеющее обобщённое значение)

Цыплят по осени считают.
(рассматривается как неопределённо-личное предложение, имеющее обобщённое значение)

В чём основание для разных интерпретаций?
Авторы, выделяющие обобщённо-личные предложения в отдельный тип, больше внимания уделяют значению этой группы предложений. А те, кто не видит для этого достаточного основания, во главу угла ставят формальные признаки (формы глаголов).

4. Безличные предложения

Безличные предложения - это односоставные предложения с главным членом - сказуемым, стоящим в форме 3 л. ед.ч. настоящего или будущего времени или в форме ср.р. прошедшего времени. Примеры:

Действие или состояние выражено в них как непроизвольное, никак не зависящее от какого-либо лица или группы лиц.

Сказуемое в безличных предложениях может быть выражено по-разному:

1) безличным глаголом: Вечерело., Смеркалось.
2) личным глаголом в безличном употреблении в форме 3 л. ед.ч. настоящего или будущего времени или в ср.р. ед.ч. прошедшего времени. Темнеет., Темнело.
3) кратким страдательным причастием в форме ср.р.: Уже послано на рынок за свежими продуктами.
4) словом категории состояния: Тебе холодно?, Мне хорошо.
В настоящем времени нулевая связка глагола быть не употребляется. В прошедшем и будущем времени связка быть стоит в формах:

  • прошедшего времени, ед.ч., ср.р.: Мне было хорошо.
  • будущего времени, ед.ч., 3 л.: Мне будет хорошо.

5) инфинитивом: Быть скандалу., Быть беде.
6) безличным вспомогательным глаголом с инфинитивом: Хотелось отдохнуть.
7) словом категории состояния с инфинитивом: Хорошо отдыхать!
8) отрицаниями: нет (нету - разговорно-просторечное), ни: Нет счастья в жизни!

Безличные предложения многообразны и по выражаемым им значениям. В них могут передаваться и состояния природы, и состояния людей, и значения отсутствия чего- либо или кого-либо. Кроме того, в них часто передаются значения необходимости, возможности, желательности, неизбежности и др. подобные.

Проба сил

Узнайте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Верно ли, что односоставными называются предложения с одним главным членом-сказуемым?

  2. Верно ли, что односоставными называются предложения с одним главным членом - подлежащим?

  3. Как называются предложения с одним главным членом - подлежащим?

    • неполные
    • назывные
  4. Каким является предложение: Что за чушь! ?

    • назывное
    • определённо-личное
    • безличное
  5. Каким является предложение: Берегите природу! ?

    • определённо-личное
    • неопределённо-личное
    • безличное
  6. Каким является предложение: В газете напечатали прогноз погоды на неделю. ?

    • неопределённо-личное
    • обобщённо-личное
    • определённо-личное
  7. Каким является предложение: Меня знобит. ?

    • назывное
    • безличное
    • определённо-личное
  8. Каким является предложение: Светает. ?

    • безличное
    • неопределённо-личное
    • обобщённо-личное
  9. Каким является предложение: Ему хотелось спать. ?

    • определённо-личное
    • неопределённо-личное
    • безличное
  10. Каким является предложение: Хотите чаю?

    • определённо-личное
    • неопределённо-личное
    • безличное
Loading...Loading...