События относящиеся к периоду разрядки международной напряженности. Период «разрядки» во внешней политике ссср. Что мы узнали

Разрядка - Период в международных отношениях (70-е годы ХХ века), для котрого характерно ослабление противоборства между сверхдержавами и нормализация отношений между ними, взаимные уступки и компромиссы. В этот период принимаются меры по ограничению гонки вооружений и развития сотрудничества в различных сферах.

Основными предпосылками разрядки были: во-первых, между США и СССР в конце 70-х годов был установлен военно-стратегический паритет, во-вторых, в результате острых кризисов и опасных региональных конфликтов руководство обеих сверхдержав убедилось в пагубности "балансирования" на грани войны.

Разрядка 70-х годов заложила фундамент дальнейшего движения к ограничению арсеналов оружия массового уничтожения. Она показала возможность достижения договоренности по всем вопросам международной безопасности. Новый тип отношений формировался в период 1963-1973 гг Характерной чертой их стали методы мирного урегулирования конфликтов. В июля 1968 г. был открыт к подписанию договор о нераспространении ядерного оружия, который вступил в силу в1970 В настоящее время его подписали более 160 стран.

Разрядка принесла ощутимые сдвиги в Европе. Начало им положил приход к власти в ФРГ в 1969 г. Коалиционного правительства социал-демократов и свободных демократов во главе с Вилли Брандтом.

3 сентября 1971 между СССР,США, Англией и Францией было достигнуто соглашение относительно Западного Берлина, согласно которой город получал особый статус и не должно было принадлежать ФРГ.

Переговоры об ограничении стратегических вооружений (ОСВ) - серия двусторонних переговоров между СССР и США по вопросу о контроле вооружений. Было проведено два раунда переговоров и подписано два договора: ОСВ-I (1972) и ОСВ-II (1979).

Переговоры между СССР и США с целью ограничить ядерные запасы начались в 1969 году в Хельсинки. Договоры, подписанные лидерами стран по итогам переговоров именуются ОСВ-1 и ОСВ-2. На основе этих договоров были позже подписаны договоры СНВ

ОСВ-I - общепринятое название первого Договора об ограничении стратегических вооружений. Этот договор ограничивал количество баллистических ракет и пусковых установок обеих сторон на том уровне, на котором они находились в тот момент. Договор также предусматривал принятие на вооружение новых баллистических ракет, размещаемых на подводных лодках строго в том количестве, в котором были ранее списаны устаревшие баллистические ракеты наземного базирования.

Стратегические ядерные силы Советского Союза и Соединённых Штатов изменились в характере в конце 60-х. Советская программа предусматривала развертывание тяжёлых баллистических ракет наземного базирования и ввод в строй новых ракетных подводных крейсеров. С 1968 СССР ежегодно развертывал до 200 новых ракет. Количество же ракет, которыми располагали США (1054 МБР, 656 БРПЛ), с 1967 оставался неизменным. Однако увеличивалось число ракет с разделяющимися головными частями (РГЧ). Одно из положений договора требовало от обеих сторон ограничить число участков, защищенных системами ПРО, до одного. Советский Союз развернул такую систему вокруг Москвы в 1966, а США - вокруг двенадцати пусковых установок на базе Гранд-Форкс.

Переговоры продолжались с 17 ноября 1969 до мая 1972. За это время было проведено несколько встреч в Хельсинки и Вене. Долгое время переговоры не давали результатов и заходили в тупик, но в мае 1971 года было подписано предварительное соглашение по ПРО. Переговоры закончились 26 мая 1972 в Москве подписанием Договора по ПРО и Временного соглашения между Соединёнными Штатами Америки и Союзом Советских Социалистических Республик об определённых мерах относительно ограничения стратегического наступательного вооружения.

Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки). Заключительный акт 1975 года, его основное содержание.

Ключевым событием разрядки в Европе стало совещание по вопросам безопасности и сотрудничества на континенте, которая состоялась в столице Финляндии Хельсинки в три этапа:

На первом этапе 3-7 июля1973 совещание министров иностранных дел выработала повестку дня и определила основные направления работы.

На втором (18Сентябрь 1973 - 21 июля 1975) эксперты подготовили основные документы совещания по вопросам безопасности, экономических и гуманитарных проблем.

1 августа1975 руководители 33 европейских государств, а также США и Канады подписали Заключительный акт совещания. Его сердцевиной является Декларация принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях.

Декларация включает следующие принципы:

1. Уважение суверенитета.

2. Неприменение силы или угрозы силой.

3. Нерушимость границ.

4. Территориальная целостность государств.

5. Мирное урегулирование споров.

6. Невмешательства во внутренние дела.

7. Уважение прав человека и основных свобод.

8. Равенство и право народов распоряжаться собственной судьбой.

9. Сотрудничество между государствами.

10. Добросовестное выполнение обязательств по международного права.

Помимо Декларации, были приняты следующие документы, как "Сотрудничество в области экономики, техники, окружающей среды "," Сотрудничество в гуманитарных и других областях ","Вопрос безопасности сотрудничества в Средиземноморье", "О мерах укрепления доверия и некоторые аспекты безопасности и разоружения ".

Хельсинский совещание стало переломным событием периода разрядки. Даже возвращение к конфронтации в начале 80-х годов не смогло пересилить значение хельсинского процесса.

Заключительный акт: Межгосударственные договорённости, сгруппированные в несколько разделов:

В международно-правовой области: закрепление политических и территориальных итогов Второй мировой войны, изложение принципов взаимоотношений между государствами-участниками, в том числе принципа нерушимости границ; территориальная целостность государств; невмешательство во внутренние дела иностранных государств;

В военно-политической области: согласование мер укрепления доверия в военной области (предварительные уведомления о военных учениях и крупных передвижениях войск, присутствие наблюдателей на военных учениях); мирное урегулирование споров;

В экономической области: согласование основных сфер сотрудничества в области экономики, науки и техники и защиты окружающей среды;

В гуманитарной области: согласование обязательств по вопросам прав человека и основных свобод, в том числе свободы передвижения, контактов, информации, культуры и образования, право на труд, право на образование и медицинское обслуживание.

53. Завершение войны во Вьетнаме. «Гуамская доктрина Никсона». Парижская конференция по Вьетнаму. Основные решения.

После подписания договора о перемирии южновьетнамские войска имели численность более миллиона человек, вооружённые силы Северного Вьетнама, дислоцированные на территории Южного, насчитывали более двухсот тысяч солдат.

Соглашения о прекращении огня на территории Южного Вьетнама не выполнялись. Как коммунисты, так и южновьетнамские правительственные войска в ходе боёв делили подконтрольную территорию. Северный Вьетнам продолжал перебрасывать подкрепление своим войскам на юге по «тропе Хо Ши Мина», что было облегчено прекращением американских бомбардировок. Кризис в экономике Южного Вьетнама, как и уменьшение объёмов американской военной помощи под давлением Конгресса США в 1974 году способствовали падению боевых качеств южновьетнамских войск. Всё большее количество территорий Южного Вьетнама де-факто отходили под власть Северного Вьетнама. Правительственные войска Южного Вьетнама несли потери. В декабре 1974 - январе 1975 северовьетнамская армия провела пробную операцию по захвату провинции Фуоклонг, чтобы проверить реакцию США. Убедившись, что США не намерены возобновлять своё участие в войне, в начале марта 1975 года северовьетнамские войска развернули широкомасштабное наступление. Южновьетнамская армия была дезорганизована и в большинстве районов не сумела оказать адекватного сопротивления. В результате двухмесячной кампании северовьетнамские войска заняли большую часть Южного Вьетнама и подошли к Сайгону. 30 апреля1975 года коммунисты подняли знамя над Дворцом Независимости в Сайгоне - война закончилась.

Гуамская доктрина – доктрина, выдвинутая Ричардом Никсоном 25 июня 1969 года во время выступления перед военнослужащими на острове Гуам. Суть Гуамской доктрины заключалась в том, что США отказывались от своего обязательства защищать своих союзников от внешней агрессии силами своей армии, кроме случаев агрессии со стороны крупных держав, таких как Китай или СССР. В этом случае им гарантировалась защита от ядерных ударов и авиационная и военно-морская поддержка. С местными коммунистическими движениями или с враждебными соседями союзники США должны были разбираться своими силами.

Данный шаг США был позитивно воспринят всем остальным миром. К 1973 году США завершили вывод войск из Вьетнама, и в 1975 году война во Вьетнаме закончилась полной победой вьетнамских коммунистов.

В ходе войны погибло 56555 американских военных, 303654 американцев получили ранения, а после вывода американских войск противники США одержали полную и безоговорочную победу в войне. Всё это отрицательно сказалось на состоянии американского общества – итог Вьетнамской войны рассматривался как поражение США, всей стране была нанесена психологическая травма. Однако ещё во время войны США стали искать способы снятия международной напряжённости, а это в совокупности с новой внешнеполитической доктриной сделало возможным разрядку в международных отношениях. В результате США смогли улучшить отношения с КНР и СССР и впоследствии играть на противоречиях между ними, что укрепило позиции США на мировой арене.

Парижское соглашение 1973 о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме, подписано 27 января министрами иностранных дел ДРВ, США, Временного революционного правительства Республики Южный Вьетнам (ВРП РЮВ) и сайгонской администрацией; текст П. с. разработан в ходе парижских переговоров четырёх сторон по Вьетнаму, которые велись с января 1969. В соответствии со ст. 1 П. с. США обязались уважать независимость, суверенитет, единство и территориальную целостность Вьетнама

Последующие ст. обусловливали немедленное прекращение военных действий в Южном Вьетнаме, а также всех военных операций США против ДРВ; полный вывод из Южного Вьетнама в течение 60 дней войск и военного персонала США и др. иностранных государств, союзных США и сайгонской администрации.

Подписание П. с. явилось важной победой вьетнамского парода, миролюбивых сил всего мира в борьбе против империалистической агрессии, значительным вкладом в разрядку международной напряжённости.

54. Проблемы ближневосточного урегулирования в 1960–1970-е годы. Кэмп-Дэвидские соглашения.

Кэмп-Дэвидские соглашения - заключение израильско-египетского мирного договора.

В 1978 году на саммите в Кэмп-Дэвиде, (США) было заключено предварительное соглашение, а в 1979 году в Вашингтоне Менахем Бегин и Анвар Садат подписали договор о мире между Израилем и Египтом.

В 1978 году президент США Джимми Картер пригласил А. Садата и М. Бегина на саммит в Кэмп-Дэвид, чтобы обсудить с ними возможность окончательного мирного договора. Переговоры проходили с 5 по 17 сентября 1978 года и окончились подписанием в Вашингтоне двух документов, озаглавленных «Принципы для подписания мирного договора между Египтом и Израилем» и «Принципы мира на Ближнем Востоке». 26 марта 1979 года Бегин и Садат подписали в Вашингтоне Египетско-израильский мирный договор, положивший конец войне между двумя государствами и установивший между ними дипломатические и экономические отношения.

По условиям договора, Израиль возвращал Египту Синайский полуостров и признал «законные права палестинского народа». Было также достигнуто обоюдное принципиальное согласие на предоставление автономии жителям контролируемых Израилем территорий до окончательного решения вопроса об их будущем политическом статусе.


Похожая информация.


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

ПРЕДПОСЫЛКИ И НАЧАЛО РАЗРЯДКИ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ…………………………………………………………….….6

1.1 Причины разрядки и цели сторон………………………………….…………......6

1.2 Московский договор 1963г. и Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г………………………………………………………………….….11

1.3 Договор об использовании космического пространства в мирных целях 1967г……………………………………………………………………......16

СОВЕТСКО-АМЕРИКАНСКИЕ ПЕРЕГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ 1972-1979ГГ. И КУЛЬТУРНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО….…18

2.1. Соглашение ОСВ–1 и Договор по ПРО…………………………………....…..18

2.2. Договор ОСВ-2……………………………………………………………..........23

2.3. Хельсинские соглашения 1975г…………………………………….…….….....28

2.4. Культурно-экономическое сотрудничество СССР и США…………..…..…...34

ЗАВЕРШЕНИЕ РАЗРЯДКИ…………………………………………………...….…38

3.1. Причины недолговечности разрядки…………………………….……..……....38

3.2. От разрядки к конфронтации……………………………………………..…......41

3.3. Влияние процесса разрядки на развитие международных отношений…........45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………......…48

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..………….....51

ВВЕДЕНИЕ

Советско-американские отношения представляют собой сложное и многогранное явление в мировой политической истории. Интерес к феномену советско-американского взаимосотрудничества не ослабляется и в настоящее время. Причины здесь не только в научном интересе взаимоотношений первой в мире страны социалистического строя и крупнейшей, наиболее богатой и экономически сильной страны капитализма, как принято считать в советской историографии. Интерес к проблеме советско-американских отношений проявляется в той степени, что ключ к пониманию современных российско-американских отношений находится именно в советском периоде.

Если внимательно проследить отношения между СССР и США в ретроспективе, то становится ясным, что отношения между ними представляются ярким примером борьбы за лидерство на мировой арене. Если сравнивать СССР и США между собой по ряду показателей (экономический потенциал, ресурсный, научно-технический, территориальный и др.), то становиться объективным, что обе стороны обладали достаточным потенциалом для претензий на мировое господство, причем и Советская Россия и Соединенные Штаты это прекрасно понимали. Страх, что одна страна преуспеет в чем-либо или будет иметь больше влияния в мире, чем другая постоянно витал в правящих кругах как СССР, так и США(например, стремление Советского Союза "догнать и перегнать Америку").

Наиболее ярким проявлением борьбы за мировое господство является так называемый период "холодной войны". Именно здесь отчетливо просматриваются стремления обоих сторон доминировать в мировом пространстве. А после Карибского кризиса мир вступил в новый этап "холодной войны". Обе стороны вполне отчетливо сознавали взаимную уязвимость блоков. Постепенно приходило понимание невозможности использования ядерного оружия в мировой войне, того, что в ней "не может быть победителя". Поэтому основным содержанием начавшегося этапа стало последовательное выравнивание уровня ядерных потенциалов между НАТО и ОВД, складывание стратегического равенства - паритета - СССР и США. Принято считать, что достижение паритета составляло суть процесса "разрядки международной напряженности". Разрядка международной напряжённости - политика, направленная на снижение агрессивности противостояния стран социалистического и капиталистического лагеря. Термин используется применительно к политическим процессам во взаимоотношениях СССР и США с конца 50-х до конца 70-х годов. Вместе с тем важно оценивать это явление во всей полноте исторического контекста. "Разрядка"- явление гораздо более многоплановое, охватившее не только военно-стратегическую область, но и весь комплекс отношений Восток - Запад от охраны окружающей среды и культурных связей до внешней торговли, породившее новый климат в международных отношениях и определенные надежды в советском обществе. Стержнем "разрядки" стали как никогда благоприятные советско-американские отношения, впервые после войны вышедшие за рамки сугубо дипломатических контактов.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение процесса советско-американского сотрудничества во время разрядки международной напряженности.

В соответствии с поставленной целью в работе предстоит решить следующие задачи:

1. Рассмотреть предпосылки начала разрядки международной напряженности;

2. Изучить советско-американские соглашения и договора, заключенные в период разрядки;

3. Проанализировать причины недолговечности разрядки и ее влияние на развитие международных отношений.

Предметом исследования выступает советско-американские отношения в годы разрядки международной напряженности.

Для достижения поставленной цели в работе использовались следующие методы: статистический, методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение), методы теоретического исследования (абстрагирование, анализ).

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы (19 наименований), Общий объем работы 52 страницы.

Для написания работы использовались различные источники: учебно-методические пособия и монографии, сборники документов.

Г ЛАВА 1

ПРЕДПОСЫЛКИ И НАЧАЛО РАЗРЯДКИ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ

1.1 Причины разрядки и цели сторон

Во второй половине 60-х годов обе сверхдержавы нуждались в некоторой передышке и перегруппировке сил. СССР и США стремились сохранить свое преобладание в биполярной системе международных отношений. В то же время они пытались выработать какие-то «правила игры»: после Карибского кризиса, который едва не привел к началу III мировой войны, Восток и Запад осознали необходимость постепенного смягчения напряженности в двусторонних отношениях. 1962 год заставил осознать, какими ужасными будут последствия ядерной войны.

Кроме того, именно к началу «брежневской эпохи» СССР достиг военного паритета с США и теперь мог разговаривать с американцами на равных. Это стало причиной того, что вся вторая половина 60-х и все 70-е годы вошли в историю советско-американских отношений как время «разрядки», некоторого потепления отношений. При этом советское руководство добивалось установления подлинного стратегического паритета и его признания Вашингтоном, а американское - сохранения своего технологического отрыва от СССР.

В американской исторической и политической литературе весьма активно используется тезис о том, что разрядка в советско-американских отношениях в первой половине 70-х годов стала возможной, прежде всего, в результате «изменений» в советском подходе к отношениям с США. Однако такие утверждения не соответствуют реальной действительности.

Советскому Союзу не нужно было вносить какие-либо коррективы в свою политику, поскольку он постоянно прилагал целенаправленные усилия для улучшения советско-американских отношений, международной обстановки в целом. С трибуны XXIV съезда КПСС со всей определенностью было заявлено о готовности СССР к поддержанию нормальных отношений с США. «Мы исходим из того, - говорилось в Отчетном докладе ЦК КПСС съезду, - что улучшение отношений между СССР и США возможно. Наша принципиальная линия в отношении капиталистических стран, в том числе США, состоит в том, чтобы последовательно и полно осуществлять на практике принципы мирного сосуществования, развивать взаимовыгодные связи, а с теми государствами, которые готовы к этому, сотрудничать на поприще укрепления мира, придавая максимально устойчивый характер взаимоотношениям с ними. Но нам приходится учитывать, имеем ли мы дело с действительным стремлением решать вопросы за столом переговоров или с попытками проводить политику с «позиции силы». Т.е. при этом мирное сосуществование по-прежнему трактовалось как форма классовой борьбы.

Соединенным Штатам на рубеже 60-70-х годов действительно пришлось подвергнуть значительной переоценке внешнеполитические установки периода «холодной войны». Интервенционистский курс обернулся для США дальнейшим ослаблением их международных позиций, крахом попыток остановить объективные процессы исторического развития, развернувшиеся в мире. В этих условиях США в начале 70-х годов были вынуждены вступить на путь определенного улучшения отношений с СССР, развития мирного сотрудничества с ним в ряде сфер, и прежде всего в области ограничения стратегических вооружений.

Среди объективных причин, в силу которых Соединенные Штаты пошли на определенную нормализацию отношений с СССР, можно назвать следующие:

    изменение соотношения сил в мире в пользу социализма, и прежде всего установление военно-стратегического паритета между СССР и США, между Организацией Варшавского Договора и НАТО; рост военно-экономического и политического могущества всех социалистических стран, их влияния на ход мировых событий;

    углубление общего кризиса капитализма, обострение межимпериалистических противоречий, возросшее стремление ряда крупных государств Запада проводить более самостоятельный внешнеполитический курс;

    исчезновение стратегической «неуязвимости» Соединенных Штатов в результате появления на вооружении СССР эффективных средств доставки ядерного оружия на межконтинентальные расстояния;

    общий кризис концептуальных установок послевоенного внешнеполитического курса США на «сдерживание», «оттеснение» социализма, что наиболее ярко выразилось в провале агрессии США в Юго-Восточной Азии, которая не только серьезно подорвала международный престиж Соединенных Штатов, сузила для них возможности внешнепо­литического маневрирования, но и породила глубокий раскол в стране.

«Потребность в изменении нашей политики, - отмечалось во внешнеполитическом посланий конгрессу тогдашнего президента США Р. Никсона от 3 мая 1973 г., - диктовалась целесообразностью приведения ее в соответствие не только с новыми реальностями в мире, но и с новыми настроениями в Америке. Многие американцы больше не желали безоговорочно поддерживать все аспекты послевоенной деятельности США в мире, которая истощала наши финансовые и особенно психологические ресурсы... В нашей стране стали высказываться мнения, что Соединенным Штатам следует умерить глобальные аппетиты и повернуться лицом к внутренним проблемам, поискам путей их решения. Следовательно, сам фундамент, на который опиралась наша политика, оказался в опасности, существовавший в прошлом двухпартийный консенсус относительно активного американского глобализма в настоящее время распался».

Республиканская администрация Никсона - Киссинджера, пришедшая к власти в США в 1969 году, была вынуждена взять курс на более активное приспособление к новой расстановке сил в мире, на устранение разрыва между глобальными внешнеполитическими амбициями США и их реальными возможностями за счет некоторого сокращения американских внешнеполитических обязательств. Главным направлением такого приспособления стала нормализация отношений с Советским Союзом. Заявления тогдашних американских политических деятелей о том, что США «вынуждены сосуществовать» с СССР, что они «обречены» на такое сосуществование, в течение длительного периода времени отражало понимание в Вашингтоне глубины и масштабов происшедших в мире перемен.

После отстранения от власти Н. Хрущева в октябре 1964 г. Кремль стал проводить более осторожный и реалистичный курс на международной арене. Разрядка призвана была содействовать закреплению сложившегося территориально-политического устройства в Европе и признания Западом господства СССР в его сфере влияния. В начале 70-х годов важным стимулом к разрядке стало наметившееся сближение США с Китаем. В сложившейся ситуации Москва была заинтересована в установлении стабильных советско-американских отношений.

Как особенности советского строя влияли на внешнюю политику СССР во второй половине 1960-х - начале 1980-х гг.?

Особенности советского строя: тоталитаризм, вера и активное использование административных способов управления, плановая экономика влияли на внешнюю политику таким образом, что руководство СССР во внешней политике, так же как и во внутренней, пыталось действовать с позиции силы. Внешняя политика СССР основывалась на тезисе о радикальном изменении соотношения сил в мире в пользу СССР и союзных ему стран. Позиции США и НАТО оценивались как ослабленные. Такие настроения в советских верхах усилились с начала 1970-х гг., когда удалось достичь стратегического паритета с США в военной сфере. Примерное равенство сил лишало любую из сверхдержав возможности победы в войне. Согласие Запада на ведение переговоров о разрядке международной напряжённости расценивалось как свидетельство его слабости и успехов советской дипломатии.

Назовите причины непродолжительности периода разрядки.

Советское руководство расценивало хельсинкский процесс исключительно как собственную победу и попыталось её закрепить. Причём оно рассматривало его итоги лишь с точки зрения признания границ в Европе и принципа невмешательства. Западные же страны полагали, что ключевым является пункт о соблюдении прав человека в СССР и странах Восточной Европы. Обе стороны пытались использовать новую ситуацию для изменения в свою пользу соотношения сил в Европе и мире. Вот почему разрядка оказалась недолгой.

1. Раскройте роль СССР в ряде региональных конфликтов в странах Африки, Азии и Латинской Америки.

СССР оказывал всестороннюю помощь и поддержку Демократической Республике Вьетнам в её борьбе против американской агрессии. С июня 1967 г., после начала арабо-израильской войны на Ближнем Востоке, СССР занял проарабскую позицию и направил в Египет и Сирию оружие и военных специалистов. На стороне Индии СССР выступил во время её войны с Пакистаном в середине 1960-х гг. и в индо-пакистанском военном конфликте в 1971 г.

Многолетняя борьба за освобождение от португальских ко¬лонизаторов Анголы, Мозамбика, Гвинеи (Бисау) при поддержке СССР в 1975 г. завершилась провозглашением их независимости. Во внутренней борьбе, развернувшейся в этих странах, СССР поддерживал группировки просоветской ориентации, оказывал им значительную помощь, направляя военных советников. В Анголе и Мозамбике был провозглашён курс на строительство социализма.

3. Приведите примеры, свидетельствующие о разрядке международной напряжённости в 1960- 1970-х гг.

1. Предложение стран Варшавского договора о проведении общеевропейского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и его проведение

2. В мае 1972 г первый в истории визит президента США (Р. Никсона) в Москву: подписаны договоры об основах взаимоотношений двух стран, об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и стратегических наступательных вооружений (СНВ).

3. Наряду с подписанным в 1973 г. (в ходе визита Брежнева в США) соглашением о предотвращении ядерной войны, они явились основой поворота от конфронтации к разрядке в отношениях Восток - Запад.

4. Подписание 1 августа 1975 г. в Хельсинки Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе главами 33 европейских государств, а также США и Канады.

4. Что такое «доктрина Брежнева» и как она проявлялась?

«Доктрина Брежнева» проявлялась в мероприятиях по разрядке международной напряженности

5. Расскажите о развитии отношений между СССР и США в 1970-х - начале 1980-х гг.

Внешняя политика СССР основывалась на тезисе о радикальном изменении соотношения сил в мире в пользу СССР и союзных ему стран. Позиции США и НАТО оценивались как ослабленные. Такие настроения в советских верхах усилились с начала 1970-х гг., когда удалось достичь стратегического паритета с США в военной сфере. Примерное равенство сил лишало любую из сверхдержав возможности победы в войне.

Согласие Запада на ведение переговоров о разрядке международной напряжённости расценивалось как свидетельство его слабости и успехов советской дипломатии.

США действительно не только были вынуждены считаться с новыми военно-стратегическими реалиями, но и пытались выйти из вьетнамского тупика. Не последнюю роль сыграло и то, что, по мнению Запада, режимы в СССР и в союзных ему странах способны сохранять свою силу лишь в условиях жёсткого военного и политического противостояния, а в условиях нормализации отношений будут ослаблены.

На рубеже 1960-1970-х гг. начался период, получивший название «разрядка международной напряжённости».

В 1969 г. европейские государства и страны НАТО поддержали предложение стран Варшавского договора о проведении общеевропейского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Состоялись визиты Президента США Р. Никсона в СССР и Генерального секретаря ЦК КПСС СССР Л. Брежнева в США.

Подписаны договоры об основах взаимоотношений двух стран, об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и стратегических наступательных вооружений (СНВ). Наряду с подписанным в 1973 г. соглашением о предотвращении ядерной войны, они явились основой поворота от конфронтации к разрядке в отношениях Восток - Запад.

Уже с начала 1960-х гг. советское руководство, как и руководство США, стремилось ослабить прямое военное противостояние, перенося его в различные регионы.

СССР оказывал всестороннюю помощь и поддержку Демо¬кратической Республике Вьетнам в её борьбе против американской агрессии. С июня 1967 г., после начала арабо-израильской войны на Ближнем Востоке, СССР занял проарабскую позицию и направил в Египет и Сирию оружие и военных специалистов. На стороне Индии СССР выступил во время её войны с Пакистаном в середине 1960-х гг. и в индо-пакистанском военном конфликте в 1971 г.

Многолетняя борьба за освобождение от португальских колонизаторов Анголы, Мозамбика, Гвинеи (Бисау) при поддержке СССР в 1975 г. завершилась провозглашением их независимости. Во внутренней борьбе, развернувшейся в этих странах, СССР поддерживал группировки просоветской ориентации, оказывал им значительную помощь, направляя военных советников. В Анголе и Мозамбике был провозглашён курс на строительство социализма.

С 1974 г. после свержения монархии и начала Гражданской войны в Эфиопии СССР начал военную поддержку режима М.X. Мариама, провозгласившего социалистический путь развития Эфиопии и пытавшегося копировать советскую модель.

Многолетняя поддержка СССР (с помощью Кубы) никарагуанских повстанцев способствовала свержению в 1979 г. реакционного режима А. Сомосы и приходу к власти Сандинистского фронта национального освобождения во главе с Д. Ортегой.

Все эти локальные конфликты несли на себе печать противостояния СССР и США, а территории указанных выше стран становились полигонами для проверки эффективности советского и американского оружия, правильности планов и разработок их военного командования.

Разрядка оказалась недолгой. Вслед за начавшейся на Западе кампанией в защиту прав человека в СССР начал размещать ядерные ракеты средней дальности на терри¬тории ГДР и ЧССР. Это создавало дополнительную угрозу западноевропейским странам и изменяло в пользу СССР стратегический баланс сил в Европе и мире, что вызвало бурную реакцию на Западе. С началом ввода советских войск в Афганистан (декабрь 1979 г.) период разрядки был завершён.

6. Почему к началу 1980-х гг. от СССР окончательно дистанцировался Китай?

Проблемы отношений с Китаем обусловлены в основном большей или меньшей самостоятельностью страны в проведении внутренней и внешней политики. Руководство ССССР пыталось диктовать китайским товарищам как руководить страной и как строить отношения с другими странами. С конца 1960-х гг. советско-китайские отношения обострились настолько, что вспыхивали вооружённые конфликты на границе.

Продолжите заполнение в тетради таблицы «Холодная война»: этапы, события, особенности» - см. после §28

2. Познакомьтесь с «Декларацией принципов взаимоотношений и сотрудничества стран», подписанной в Хельсинки. Оцените значение данного документа для преодоления «холодной войны». Почему Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе не смог гарантировать дальнейшее сближение ведущих стран мира?

«Декларацией принципов взаимоотношений и сотрудничества стран», подписанной в Хельсинки закреплены межгосударственные договорённости, сгруппированные в несколько разделов:

в международно-правовой области: закрепление политических и территориальных итогов Второй мировой войны, изложение принципов взаимоотношений между государствами-участниками, в том числе принципа нерушимости границ; территориальная целостность государств; невмешательство во внутренние дела иностранных государств;

в военно-политической области: согласование мер укрепления доверия в военной области (предварительные уведомления о военных учениях и крупных передвижениях войск, присутствие наблюдателей на военных учениях); мирное урегулирование споров;

в экономической области: согласование основных сфер сотрудничества в области экономики, науки, техники и защиты окружающей среды;

в гуманитарной области: согласование обязательств по вопросам прав человека и основных свобод, в том числе свободы передвижения, контактов, информации, культуры и образования, право на труд, право на образование и медицинское обслуживание; равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой, определять свой внутренний и внешний политический статус.

Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе не смог гарантировать дальнейшее сближение ведущих стран мира потому, что в этих странах были разные политические и экономические системы.

Влияние на развитие советской внешней политики министра иностранных дел в 1957-1985 гг. А.А. Громыко оценивается очень высоко всеми участниками дипломатических отношений и даже его оппонентами.

Знавшие Громыко дипломаты и сотрудники советских спецслужб отмечали, что по складу характера Андрей Андреевич был весьма замкнутым во всём, что касалось его личной жизни. Поэтому приглашение к нему на дачу на обед для обсуждения дипломатических вопросов являлось редким исключением. По свидетельству Вячеслава Кеворкова, такие встречи обычно касались сугубо конфиденциальных даже по мидовским меркам вопросов и проходили на уютной веранде загородного дома Громыко. Жёсткую и мрачноватую манеру министра вести переговоры Кеворков охарактеризовал так: «К встрече с Громыко, как к смерти, живого человека подготовить нельзя».

В официальной биографии, изданной в 2002 году МИД РФ под редакцией министра Игоря Иванова, говорится о больших заслугах Громыко перед советским государством, о том, что он снискал уважение даже у своих политических оппонентов, а в дипломатических кругах Громыко называли «патриархом дипломатии». Вместе с тем Громыко назван «продуктом своей эпохи, её порядков и представлений», отмечается «отсутствие того блеска и дипломатического изящества, которым отличались его предшественники Чичерин и Литвинов». Указано на «ошибки и заблуждения Громыко, присущие советским деятелям его поколения», «промахи и неверные решения». Это касается, прежде всего, таких драматических страниц советской истории, как ввод войск в Чехословакию (1968) и в Афганистан (1979). В истории подавления «Пражской весны» Громыко, который вошёл в Политбюро ЦК КПСС и стал влиять на ключевые государственные решения только с 1973 года, отвечал лишь за внешнеполитическое прикрытие акции. В 1979 году Громыко уже сам разделил политическую ответственность за вторжение в Афганистан с Брежневым, Андроповым и Устиновым: если в марте он ещё возражал, то в декабре по неясным до сих пор причинам уступил давлению коллег по Политбюро, принявших решение о вводе войск.

19 октября 2014 года министр иностранных дел РФ Сергей Лавров назвал Громыко «великим дипломатом советской эпохи»; отмеченное в западной прессе сравнение с Громыко оценил как лестное для себя

4. Раскройте взаимосвязь внешнеполитического курса СССР и внутренних проблем развития страны.

Взаимосвязь внешнеполитического курса СССР и внутренних проблем страны прямая:

поддержка развивающихся стран, гонка вооружений, сохранение блока социалистических стран требовало больших финансовых затрат. Следовательно, эти средства не поступали на нужды развития страны.

Нашли отражение в плакатах тех лет такие темы и проблемы:

Разрядка международных отношений

Борьба за мир

Противостояние двух систем

6. «Быть может, мир именно сейчас находится на перепутье и от того, как будет разрешён афганский кризис, зависит весь ход событий ближайших лет и даже десятилетий» (из открытого письма А.Д. Сахарова). Почему учёный даёт такую оценку участия советских войск в войне в Афганистане? Сравните афганский конфликт с Карибским кризисом 1962 г.

Учёный даёт такую оценку участия советских войск в войне в Афганистане потому, что был убежден, что все международные конфликты в условиях существования атомного оружия должны разрешаться дипломатическими средствами. Кроме того, Афганистан – территория, которая за всю свою историю никогда никем не могла быть завоевана (потребуется много средств и сил для его покорения), это – ключевая территория с точки зрения торговых путей, связующая территория между востоком и Западом. решение афганской проблемы означало нормализацию отношений между Западом и Востоком.

Несмотря на это, афганский конфликт не сравним по напряженности с Карибским кризисом, потому что в Карибском конфликте существовала реальная угроза применения ядерного оружия.

Разрядка международной напряжённости

Дж. Картер и Л. И. Брежнев подписывают договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-II), Вена, 18 июня 1979 г.

Разря́дка междунаро́дной напряжённости (в средствах массовой информации часто просто разрядка ) - политика, направленная на снижение агрессивности противостояния стран социалистического и капиталистического лагерей.

Ко второй половине 1960-х в мире сложилась достаточно стабильная биполярная политическая система: Восточный и Западный блоки, возглавляемые СССР и США, достигли стратегического равновесия, основанного на доктрине гарантированного взаимного уничтожения (MAD, англ. Mutual Assured Destruction ) - СССР догнал США в мощи ядерных сил. В свою очередь США в ходе выполнения программы Аполлон совершили в 1969 г. высадку на Луну , продемонстрировав свой выигрыш - в «космической гонке».

Европа

Вместе с тем продолжавшаяся гонка ядерных вооружений, сосредоточение управления ядерными силами Запада в руках США и ряд инцидентов с носителями ядерного оружия вызвали усиливающуюся критику ядерной политики США. Противоречия в принципах управления ядерным оружием в командовании НАТО привели к выходу Франции в из участия в формировании вооруженных сил этой организации. 17 января произошёл один из крупнейших инцидентов с ядерным оружием: загоревшийся при заправке в воздухе бомбардировщик B-52 ВВС США произвёл аварийный сброс четырёх термоядерных бомб над испанским селением Паломарес. После этого инцидента Испания отказалась осудить выход Франции из НАТО и ограничила военную деятельность ВВС США на территории страны, приостановив испано-американский договор г. о военном сотрудничестве; переговоры о возобновлении этого договора в окончились неудачей.

США

Восток

Советско-китайский разрыв. Пограничный конфликт на острове Даманский . Китайские переговоры Никсона (см. Визит Никсона в Китай (1972)). Опасения СССР о создании китайско-американского альянса.

От договоров 1972 года до Хельсинкских соглашений 1975

    • январь: начато осуществление советско-американского космического эксперимента «Союз - Аполлон ».
    • 23 и 25 июня, Гласборо (США): встречи председателя Совета министров СССР А. Н. Косыгина с президентом США Л. Б. Джонсоном.
    • 20 декабря основание Института США АН СССР, в 1971 - переименован в Институт США и Канады АН СССР; с 1991 - Институт США и Канады РАН.
  • , 17 ноября, Хельсинки : начало переговоров между СССР и США об ограничении стратегических наступательных вооружений.
  • , 30 сентября, Вашингтон , подписаны:
    • Соглашение между СССР и США о мерах по усовершенствованию линии прямой связи СССР-США;
    • Соглашение о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны между СССР и США.
    • 11 апреля: подписано очередное Соглашение между СССР и США об обменах и сотрудничестве в научной, технической, образовательной, культурной и других областях.
    • 22-30 мая: визит Никсона в СССР (первый официальный визит действующего президента США в Москву за всю историю отношений). Встреча Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева с Р. Никсоном. В ходе встречи подписаны:
      1. Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО);
      2. Временное соглашение между СССР и США о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1);
      3. документ «Основы взаимоотношений между СССР и США»;
      4. Соглашение между СССР и США о сотрудничестве в области охраны окружающей среды;
      5. Соглашение между правительством СССР и правительством США о сотрудничестве в области медицинской науки и здравоохранения;
      6. Соглашение между правительством СССР и правительством США о сотрудничестве в области науки и техники (продлено в 1977);
      7. Соглашение между СССР и США о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях (продлено в );
      8. Соглашение между правительством СССР и правительством США о предотвращении инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним.
    • 18 октября, Вашингтон, подписаны:
      1. Соглашение между правительством СССР и правительством США о торговле;
      2. Соглашение между правительством СССР и правительством США об урегулировании ленд-лиза, взаимной помощи и претензий;
      3. Соглашение между правительством СССР и правительством США о порядке финансирования.
    • Был закрыт финансировавшийся американцами .

Культурное и экономическое сотрудничество

Окончание разрядки

  • 1979, 25 декабря: дворец Хафизуллы Амина взят штурмом группой советского спецназа , а сам он убит. Начало вторжения СССР в Афганистан .
  • 1980
    • 4 января: в связи с вводом советских войск Афганистан президент США Дж. Картер объявил о решении американской администрации отложить рассмотрение и ратификацию Договора ОСВ-2 в Сенате США ; отсрочить открытие новых американских и советских консульств; прекратить или сократить экспорт в СССР ряда товаров, в том числе сельскохозяйственной продукции (8 января на поставки этой продукции было наложено эмбарго); приостановить экономические, научно-технические и культурные обмены между СССР и США.
    • 12 апреля: Национальный олимпийский комитет США принял решение не посылать команду США на Олимпийские игры 1980 года в Москву. К бойкоту Олимпийских игр присоединилось свыше 60 стран.
    • 6 августа: опубликовано сообщение о принятии администрацией Дж. Картера «новой ядерной стратегии», сформулированной в президентской директиве № 59.
  • 1981
    • 6 августа: президент США Р. Рейган отдал распоряжение о полномасштабном производстве нейтронного оружия .
    • 30 ноября: в Женеве начались переговоры между СССР и США об ограничении ядерных вооружений в Европе.
    • 28 декабря: опубликовано заявление президента США Р. Рейгана о введении санкций в отношении Советского Союза в связи с событиями в Польше - приостановить полеты самолетов «Аэрофлота » в США, отложить проведение ряда переговоров, ужесточить порядок выдачи разрешений на продажу СССР некоторых видов оборудования, отказаться от продления двусторонних соглашений, срок которых истекал в 1981.

См. также

Примечания

Ссылки

  • Артем Кречетников. «Перезагрузка-1959»: первая попытка - BBC-Russian.com, 29 сентября 2009

Категории:

  • Холодная война
  • История США
  • Внешняя политика СССР
  • Эпоха застоя
  • Конфликты 1972 года
  • 1972 год в СССР
  • 1972 год в США

Wikimedia Foundation . 2010 .

К середине 60-х годов произошла определенная стабилизация послевоенного мира. Этому способствовало постепенное выравнивание военно-ядерных потенциалов НАТО и Организации Варшавского договора (ОВД), образование стратегического паритета между СССР и США. Начинается период, вошедший в историю как период разрядки международной напряженности. Капиталисти­ческие страны были охвачены энергетическим кризисом – появилась заинтересованность в развитии торговых взаимо­отношений с СССР, крупнейшим производителем нефти и газа. США глубоко ʼʼувязлиʼʼ в войне во Вьетнаме. Им необходимо было посредничество Советского Союза, чтобы уйти оттуда с наименьшими потерями. Советский Союз, находясь пе­ред лицом нарастающей угрозы со стороны Китая, также был заинтересован в улучшении отношений с Западом.

В 70-е годы был подписан ряд соглашений, пони­зивших опасность ядерной войны, оздоровивших международную обстановку˸

· договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) – 1972 г.;

· соглашение об ограничении стратегических на­ступательных вооружений (ОСВ-1) – 1972 г.;

· соглашение между СССР и США о предотвращении ядерной войны – 1973 г.;

· договор об ограничении подземных испытаний ядерного оружия – 1974 г.

Данные соглашения не означали прекращения гонки вооружений. Они лишь отсекали её не­которые, наиболее опасные направления.

Значительный шаг был сделан в сфере обеспечения европейской безопасности. В течение 25 лет после войны не было мирного договора между СССР и Германией, правительство ФРГ не признавало происшедших в результате войны территориальных изменений, требовало возвращения к границам 1937 г. В 1970 г. были подписа­ны договоры ФРГ с СССР, Польшей, Чехословакией, в 1971 г. – четырехстороннее соглашение СССР, США, Англии, Франции по Западному Берлину. Тем самым, был ликвидирован очаг напряженности в центре Европы.

Наметились тенденции распространения процесса разрядки и на другие континенты. В 1973 году было за­ключено соглашение о прекращении войны и восстанов­лении мира во Вьетнаме. Был ликвидирован очаг войны в Юго-Восточной Азии. После падения последнего фа­шистского режима в Португалии получили независи­мость Ангола, Мозамбик, Гвинея-Бисау, в течение дол­гих лет ведущие войну за независимость.

В 1973 – 1975 гг. прошло Общеевропейское совещание по безопасности и сотрудничеству, которое завершилось в Хельсинки встречей 35 государств Европы, США и Канады. Главным итогом совещания стала ʼʼДекларация принциповʼʼ, которыми государства-участники обязались руководствоваться во взаимных отношениях. Таких принципов было10˸ суверенное равенство государств, неприменение силы или угрозы силой, нерушимость границ, территориальная целостность, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека, равноправие народов, взаимовыгодное сотрудничество государств и т.д. Последующие встречи участников Совещания по безопасности Совета Европы (СБСЕ) стали называться движением СБСЕ.

Неоднозначно развивались отношения и с социалистическими странами. В 1969 г. отношения СССР с Китайской народной республикой обострились до такой степени, что это привело к вооруженным столкновениям на границе.

Loading...Loading...